Непроизносимые согласные в корне слова вкусный. Правило непроизносимые согласные в корне слова. Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова вкусный. Правило непроизносимые согласные в корне слова. Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова
26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • Открытие нового правила русского языка с орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне
  • Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, раздаточный материал для групповой работы, для рефлексии.

I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной:

  • Я уже много знаю.
  • Вокруг много неизвестного.
  • Я хочу узнать больше!
  • Я могу узнать больше!
  • Я готов работать!

Откройте глаза.

II . Актуализация знаний. Словарная работа.

Я загадаю слова, а вы отгадайте и назовите мне ту орфограмму, которую нужно проверить или запомнить.

(Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму (зелёным цветом или подчёркивая).

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик-
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра...(хоккей). (Хоккей, орфограмма удвоенная “к”, запоминаем .)

Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил... (урок) (Урок, орфограмма “к”, проверим уроки.)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут....(аллея). (Аллея, орфограмма удвоенная “л”, запоминаем .)

Весело играла скрипка,
На лице у всех... (улыбка). (Улыбка, орфограмма “б”, проверим улыбаться.)

В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в... (кассу). (Касса, орфограмма удвоенная “с”, запоминаем .)

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это... (Еж) (Ёж, орфограмма “ж”, проверим ежи.)

Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал...(утюг). (Утюг, орфограмма “г”, проверим утюги.)

Проверим (слайд2)

Чем похожи эти орфограммы? (Орфограммы – согласные. )

На какие группы их можно разделить? (На парные и удвоенные. )

Какие слова отнесём к первой группе? (Урок, улыбка, ёж, утюг.. )

Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении оноглушается. )

Какие слова отнесём ко второй группе? (Хоккей, аллея, касса. )

Что происходит с парными согласными при произношении? (Он сливаются в один звук.

Молодцы! Вы справились с первым заданием

III. Постановка учебной проблемы.

1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.(слайд3)

Что это? (“со...це”)

А когда светит солнце, то день бывает:

(“чуде...ный”, “радо...ный”)

Давайте запишем эти слова. К доске выходят 2 ученика. Варианты записи;

Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.

А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.

Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове. )

А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем .)

Ты почему не написал согласную... в слове...? (Согласную не слышно при произношении. )

У кого другое мнение?

Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.

А ты... почему написала согласную... в слове...? (Я могу её произнести, значит, её надо писать. )

Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная. )

Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет. )

IV. Постановка цели урока.

Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

Какова цель нашего урока? Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся грамотно писать слова.) (слайд4)

V. “Открытие нового знания”. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Выдвижение гипотезы

Сейчас вы объединитесь в пары по 2 человека.

Работаете по алгоритму.(слайд4)

Что вы заметили? (публичное выступление)

Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?

Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова. (Публичное выступление)

Данные слова являются однокоренными.

В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки, т. к. в них не четко слышатся непроизносимые согласные.

Во втором столбике находятся проверочные слова, т.к. непроизносимые согласные в них слышатся четко.

После него стоит гласная буква.

Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится .)

Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов.

А это мы знали? (Нет .)

Это новое сегодня.

Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.Исключение чередование согласных .)

Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные... )

Здесь возможны дополнительные вопросы:- А как ты бы назвал? А ты как считаешь?

Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Откройте учебники на странице 59 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык. 3 класс”) и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Дети читают про себя текст в рамочке.

Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые .)

Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах .)

Зная тему урока, дополните цель.(слайд 6)

УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА

Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ([д],[т],[в],[л] )

Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л )

Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? (Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится. )

Назовите такие сочетания. ([стн ],[здн ] [рдц ],[лнц ][вств ])

Вот ещё какие сочетания букв могут встретиться в словах.

Это правило или закон языка? (Это закон языка .)

3. Приём “яркое пятно”.(слайд 7)

Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб “ ЭЛЬ”, и “Т”, и “Д”, и “В” в них четко написать.

4. Физ. минутка на внимание. Игра “Сделайте, пожалуйста”.

Дети выполняют движения по команде учителя, только если он добавляет слово“пожалуйста”

5. Решение проблемы.

Вернёмся к нашим словам. (слайд 8)

У кого из моих помощников есть ошибки?

О чём задумались? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой. )

А как можно проверить? (Подобрать однокоренное слово .)

А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет .)

А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится .)

Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым .)

“со...це”, “чуде...ный”, “радо...ный”

Что надо сделать со словом солнце?

Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

Найдите такое слово. Солнышко Солнечный

Кто подобрал другое слово?

Запишите в тетрадь:

Солнышко – солнце, чудеса – чудесный, радость – радостный.

Прочитайте правило на стр. 114.

Какая пара лишняя? Почему?

Дети: Чудесный, потому, что можно написать лишнюю букву.

Что нужно сделать, если встретилась орфограмма “непроизносимые согласные в корне слова”? Составим алгоритм. (слайд № 9)

VI. Первичное закрепление.

(слайд 10) Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина(приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы сказки поэта.

Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный ?
Опечалился чему?

Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина.

(Запись на доске и в тетрадях):

печальной – груст ной

добрый день – здрав ствуй

пасмурный – ненаст ный

VII. Продуктивные групповые коммуникации.

1. Работа в группах.

Сейчас я предлагаю выбрать одну из карточек, которые лежат перед вами на парте. Не достаточно просто думать, а обязательно нужно прочувствовать задание. Результат в этом случае будет хорошим.

1 карточка. Прочитайте пословицы. Объясните, как понимаете смысл (устно). Вставьте пропущенные буквы.

  • По щедрости руки видно, какое сер?це.
  • Добрый конь не без седока, а чес?ный человек не без друга.
  • Завис?ливый от чужого счастья сохнет.
  • Счас?ливыйрадос?но живет.

Карточка №2

Со словами:

1. Праз?ничный, чудес?ный, интерес?ный, прелес?ный.

2. Со?нце, прелес?ный, чес?ный, счас?ливый.

составить четверостишье. Пропущенные буквы вставить.

Публичное выступление.

VIII. Подведение итогов урока.(слайд 11)

Давайте подведём итоги.

Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова .)

Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова. )

Да, мы учились грамотно писать эти слова.

Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

(Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым .)

Достигли мы цели? (Да. Нет . Не совсем .)

Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений.. .)

Домашнее задание.

IX. Рефлексия деятельности. Самооценивание на уроке.

Литература.

1. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2006.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: 2009.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1. - М.: Баласс, 2008.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.

5. Жиренко О.Е. и др. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.: 5 за знания, 2005.

6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 1999.

При стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Пример: здрав ствуйте – здрав ие, серд це – серд ечный, сол нце – сол нышко, участ ник – участ ие .

Исключение: блесн уть (от «блеск»).

Правописание удвоенных согласных в корнях слов

А) Пишется удвоенная ЖЖ :

У некоторых слов: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник;

У форм слова жечь : жженый, жжешь, жжем, жжете, жжение, жженый, жжение.

Б) Пишется удвоенная СС :

В словах вознёсс я, Росс ия, Белорусс ия ;

В словах на – ЕССА, -ЕССОР, -ИССИМУС: поэтесс а, агресс ор, генералисс имус ;

В формах слова рас чёт (С в корне): расс читать, расс читанный (одна С в приставке, другая – в корне)

В) Двойная согласная:

Г) Словарные слова

Без удвоенной согласной:

С удвоенной согласной:

Удвоенная согласная Примеры словарных слов, в которых часто делают ошибки
НН антенн а, анн отация, анн улировать, мадонн а, трезвенн ик, подлинн ик, ставленн ик
ЛЛ алл егория, алл ея, алл итерация, апелл яция, артилл ерия, ахилл есова пята, брилл иант, балл ада, белл етристика илл юзия, идилл ия, илл юминация, илл юстрация, интелл ект, интелл игент, калл играфия, Кирилл , колл изия, милл ион, новелл а, паралл ель, элл инизм
КК акк омпанемент, акк орд, акк уратность, барокк о.
ПП апп етит, апп арат, групп а, опп озиция, опп онент, Филипп , филипп ика.
СС асс амблея, асс игнация, асс истент, асс оциация, депресс ия, дискусс ия, дисс онанс импресс ионизм, колосс альный, комисс ия, месс ия, мисс ия (мисс ионер) пасс ажир, песс имизм, прогресс , Ренесс анс, экспресс , компромисс
ММ дилемм а, имм унитет, симм етрия, комм ентарий, программ а, эпиграмм а.
ФФ афф ект, буфф онада, терр аса, эфф ект.
РР ирр ациональный, корр еспондент, перр он.
ББ абб ревиатура, хобб и.

Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН

Пишется ЧН Пишется ШН Пишется ЩН
1. Есть чередование К, Ц/Ч + суффиксы Н, НИК, НИЦ: лоток – лоточн ик, перец - перечн ица, свеч а – подсвечн ик . 2. Суффикс ИЧНА в отчествах: Ильиничн а, Никитичн а . 1. В некоторых фамилиях: Свешн иков, Рукавишн иков, Калашн иков, Столешн иков . 2. В словах рушн ик, двурушн ик, дотошн ый, истошн ый , здешн ий, никудышн ый, взбалмошн ый, тамошн ий . 3. Чередование Х/Ш + суффиксы Н, НИК, НИЦ: суматох а – суматошн ый, грех – грешн ик . 4. Суффиксы ШН, ШНИК: завтра – завтрашн ий, кино – киношн ик . 1. Основа на -Щ + суффикс Н: мощ ь – мощн ый, помощ ь – помощн ик . 2. В старославянских словах нощн о, всенощн ая, еженощн о, полнощн ый .

Правописание безударных гласных в корнях слов

Чтобы проверить написание безударной гласной в корнях слов, нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударением. Правило легче запомнить так:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её желательно поставь под ударение.

Пример: уди ви ΄тельный – ди ΄вный, зе лене΄ть – зе ΄лень .

Если проверочное слово подобрать невозможно, то обратитесь к орфографическому словарю.

Внимание! Глаголы сов. в. нельзя проверять глаголами несов. в. на с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-: опо зда΄ть – по ΄здний (не опа ΄ здывать).

Внимание! Некоторые корни могут быть омонимичными. При подборе проверочного слова обращайте внимание на значение:

Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу

Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие иноязычные слова.

Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц

А) В корнях существительных после шипящих

Если можно подобрать проверочное слово, в корне пишем Е(Ё): же лтый – же лтеть, шёпот – ше птать, ше л – ше дший, ше лк – ше лка.

Если подобрать проверочное слово нельзя, то в корне пишем О (такие слова лучше запоминать):

Правописание корней ЖЕГ/ЖЕР, ЖОГ/ЖОР

Б) В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих

Исключения: распашо нка, трещо тка .

В суффиксе ЁР всегда пишется Ё: дирижё р, стажё р, тренажё р.

Всуффиксе ОК всегда пишется О: снежо к, пятачо к .

В) После Ц в существительных и прилагательных

Запомни! Герцо г, меццо -сопрано, палаццо .

Правописание И (Ы)

1.После Ц

Исключения: цы ган, цы плёнок, цы ц, цы кнуть, на цы почках, Мцы ри .

2. После приставок на твердый согласный

Внимание! Не путайте части сложносокращённых слов с приставками: меди нститут, сани нструктор, спорти нвентарь.

Правописание Э/Е

Пишется Е Пишется Э
1. В начале русских слов, когда звучит [е]: е герь, е ресь, е ретик, Е вропа . 2. Внутри слова после И: гигие на, дие та, реквие м, аудие нция . 1. В некоторых русских словах, когда звучит [э]: э тот, э такий, э так, э кий, э к, э й, э х, э хма, э ва, э ге . 2. Внутри слова после А, О, У: дуэ ль, поэ зия, маэ стро , статуэ тка . Исключения: гее нна (огненная), прое кт, прое кция, рее стр, трае ктория, фее рия .
Запомни! (большинство слов в словаре)
Варьете, пенсне, декольте, Мэри, адекватный, денди, кашне, сет, сейф, темп, теннис, терция. Мэр, пэр, сэр, Бэла, Бэкон, Улан-Удэ.

Внимание! В заимствованных словах после приставок Э сохраняется: экономить - сэ кономить, электрик – диэ лектрик, этаж – двухэ тажный .

Правописание Ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) :

На конце слова: боль , тетрадь , кровь , вскользь ;

В середине слова: возь му, пись мо , декабрь ский ;

Мягкость согласного [л ’ ]: боль шой, мыль ница, маль чик .

2. Разделительный Ь:

3. Ь после шипящих:

Пишется Не пишется
1. У сущ. 3-го скл. в Им. п.: рожь , ночь . 2. У глаголов: - повелит. н.: режь те , оставь те, умножь те ; - в неопр. форме: (что делать?) беречь ; - во 2-м л. ед.ч. наст. или буд. вр.: (что делаешь?) учишь ся , (что сделаешь?) научишь ся , 3. На конце наречий: навзничь , сплошь . Исключение: настежь . 4. У некоторых числительных: пять , тридцать . 1. У существительных: - м.р. 2-го скл. в Им.п.: гараж , камыш , плащ . - в Род.п., мн.ч.: (много) туч , луж , из училищ . 2. На конце кратких прил.: кипуч . 3. В глаголах инфинитива, если в вопросе нет Ь: (что делает ?) учится , кажется . 4. В наречиях уж, замуж, невтерпёж .

Правописание Ъ

1. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъ езд, съ ёмка, объ явление .

2. После приставок иноязычного происхождения на согласный ад-, ин-, кон-, контр-, пан-, суб-, транс-, фельд -: адъютант , субъективный.

3. Пишется после приставок ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- перед Е, Ё, Ю, Я: двухъ ярусный, четырёхъ язычный .

Запомни! Объект, инъекция .

Правописание приставок

1. Правописание приставок на –З, -С

2. Правописание приставок ДИЗ/ДИС, РАЗ/РАС - РОЗ/РОС.

Запомни! Рас чёт (нет приставки), расс читать (приставка рас-)

3. Приставки С-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-, В-, ПЕРЕ-, НА - всегда пишутся одинаково : сделать, отметить, надписать, подчеркнуть, предписание, обставить .

Внимание! Приставки З- не существует. Сравни:

4. Правописание приставок ПРЕ/ПРИ

ПРЕ ПРИ
1. В значении «пере-, по-иному, через»: пре рвать, пре возмочь, пре града , пре дание, преступить (закон), преображать. 2. В значении «очень, весьма»: пре великий, пре мудрый, пре милый, пре выше (всего), пре возносить , преувеличить . 1. Значения приближения, приближения, присоединения: при йти , при колотить , при мерзнуть , при слонить, при стегнуть . 2. Пространственная близость: при город, при брежный, при морский. 3. Неполнота действия (чуть-чуть, ненадолго): при открыть, при крыть , при лечь , при клонить. 4. Действие сверху вниз: при мять . 4. Действие в интересах кого-либо: при прятать, при обретать , при карманить, при своить . 5. Действие, доведённое до конца: при искать, при глушить, при учить , при думать . 6. Сопутствующее действие: при певать, при свистывать, при таптывать , при танцовывать .
Запомни!
без преувеличения власти предержащие знаки препинания камень преткновения непререкаемый преамбула предупреждение президент президиум преимущество преисподняя (ад) прегрешение преклонный возраст прекословить прекрасный прелестный прельститься прельститься, прельщать прелюбодеяние прелюдия премьера пренебрежение (неуважение) преобладать преодолевать препарат препираться преподнести препятствие преследовать пресмыкаться престарелый престиж престол претензия претендент претить прецедент без прикрас восприятие неприглядный неприхотливый приверженец привилегия привычка пригожий придирчивый приказ приключение прилежный приличный примадонна примета примечание примитивный принимать приоритет природа прискорбный пристойный пристрастный присутствие присущий присягать причёска причина причудливый приятный

Внимание! Следует различать однокоренные слова с приставками ПРЕ/ПРИ по смыслу. Сравни:

ПРИ ПРЕ
при даное (невесты) пре дание (легенда)
при дел (боковая часть храма) пре дел (граница)
при ёмник (аппарат) пре емник (последователь)
при вратник (сторож) пре вратности (сложности)
при ткнуться (прислониться) пре ткновение (препятствие)
при творить (дверь) пре творять (мечту в жизнь)
при ступить (начать) пре ступать (закон)
при станище (приют) непрестанно (постоянно)
при ставить (присоединить) пре ставиться (умереть)
при менить (использовать) непре менный (обязательный)
при клонить (колени, ветки к земле) пре клоняться (перед кем-либо)
при давать (значение, силы) пре давать (друга, память забвению)
при бывать (приходить куда-нибудь) пре бывать (находиться где-нибудь)
при ложить (усилия) непре ложный (обязательный)
при ходящий (кто приходит) пре ходящий (момент истины, = временный)
при зреть (давать приют) пре зирать (не уважать)
при пирать (дверь палкой) пре пираться (спорить)
притерпеться (к неудобствам) претерпеть (голод)
приумножать (добавить небольшое количество) преумножать (сильно умножать)

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник - весть

грустный - грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник - известие

грустный - грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

солнышко, (какой?) солнечный - солнце

сердечко, (какой?) сердечный - сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

что?

власт ный - (что?) власть

радост ный - (что?) радость

несчаст ный - (что?) несчастье

прелест ный - (что?) прелесть

ненаст ный - (что?) ненастье

бескорыст ный - (что?) корысть

доблест ный - (что?) доблесть

чест ный - (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный - (каков?) вкусен

гласный - (что?) глас

интересный - (каков?) интересен

безопасный - (каков?) безопасен

небесный - (что?) небеса

чудесный - (что?) чудеса

прекрасный - (каков?) прекрасен

ужасный - (каков?) ужасен

напрасный - (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место .

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

Заключение:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Работа над ошибками.

Делай так. В ыпал пушистый снег. Д ети рады.

Делай так. Зво нок, учен ик.

Перенос слова.

Делай так. О│си│на, оси – на.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука на

Письме.

Выпиши слово.Подчеркни мягкий знак и согласную перед

ним одной чертой. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так. Ель , маль чик, паль то.

5. Гласные и, у, а чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще два слова.

Делай так. Малыши , карандаши,ши рина.

Ручк а, дочк а, удочк а.

Большая буква в имени собственном.

орфограммой. Подчеркни большую букву в именах собственных.

Делай так. М осква, В олга, Р оссия.

Проверяемые (парные) согласные.

Делай так. Мороз – морозы , ягод ка – ягоды .

Выпиши слово правильно. Запиши еще два однокоренных слова.

Подчеркни двойную согласную.

Делай так. Групп а, групп овой, подгрупп а.

9. Правописание непроизносимых согласных + буквосочетание СН

согласную или буквосочетание сн . Запиши проверочное слово.

Обозначь орфограмму.

Делай так. Звезд ный – звезда . (или) Вкусн ый – вкусе н.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

(а,о, и, е, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне

подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и

запиши рядом. Обозначь ударную гласную в корне.

Делай так. Во лна - во лны.

Правописание словарных слов. Слов с непроверяемыми

орфограммами.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Допиши еще

два однокоренных слова. Поставь ударение, подчеркни

орфограмму.

Делай так. Хо ро шо , хо ро шо , хо ро шо , хо ро шая, хо роши ст.


Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Подчеркни

гласную или согласную, в правописании которой была допущена

ошибка. Запиши еще 2 слова с такой же приставкой.

Делай так. Полетели, побежали, потянули.

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово

вместе с предлогом. Докажи письменно, что предлог со

словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел.

Делай так. К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.

Разделительный мягкий знак.

разделительным Ь. Подчеркни Ь и гласную букву после него.

Делай так. Вью га, листья , соловьи .

Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с

разделительным Ъ. Выдели приставку. Подчеркни Ъ и

гласную букву после него.

Делай так. Съе зд, подъе м, отъе хал.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни

соединительную гласную. Запиши еще одно слово с этой

орфограммой.

Делай так. Водо воз, само лет.

НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с не . Запиши еще два глагола с частицей не.

Подчеркни орфограмму.

Делай так. Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.

Правописание предлогов с местоимениями

(орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще

два местоимения с предлогами. Обозначь орфограмму.

Делай так. С _ ним, перед _ ним, у _ него.

Запятая в предложениях с однородными членами.

Выпиши предложение. Обозначь грамматическую основу

предложения. Обозначь однородные члены предложения и слово,

от которого они зависят. Выполни схему предложения.

Делай так. Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их

по дороге.

[ _____ ___ , ___ ] .

Запятая в сложном предложении.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические

основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.

Делай так. Дремлютрыбы под водой, почиваетсом седой.

[ _____ ___ ] , [ _____ ___ ].

Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Обозначь части речи. Составь схему предложения. Выпиши из

предложения все словосочетания с вопросительными словами.

Делай так. Седые туманыплывут к облакам. (Предл.,

повеств, невоскл., простое)

[ _____ ___ ].

туманы (какие?) седые

плывут (куда? к чему?) к облакам

Выполнить разбор слова по составу.

Порядок разбора.

1. окончание

3.приставка

4. суффикс

Выполнить фонетический разбор слова (звуко – буквенный)

Например. Яма – 2 слога.

я -[й] - согл., мягк., зв., непарн.

[ а] - гласн., уд.

м -[м] - согл., тв., зв,непарн.

а - [а] - гласн., безуд.__________


Работа над ошибками.


Памятка для ученика 3 класса начальной школы.

Оформление предложения на письме.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву в первом слове предложения и знак препинания на конце.

Делай так. В ыпал пушистый снег. Д ети рады.

Пропуск, замена, искажение букв в слове.

Выпиши слово. Почеркни букву, в написании которой допущена ошибка.

Делай так. Зво нок, учен ик.

Перенос слова.

Выпиши слово. Раздели слово вертикальными палочками на слоги, а затем – покажи все способы переноса этого слова.

Делай так. О│си│на, оси – на.

4. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного

звука на письме.

Выпиши слово.Подчеркни мягкий знак и согласную

перед ним одной чертой. Запиши еще 2 слова на эту

орфограмму.

Делай так. Ель , маль чик, паль то.

5 . Гласные и, у, а после шипящих. Буквосочетания чк, чн,

нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание.

Запиши еще два слова.

Делай так. Малыши , карандаши,ши рина.

Ручк а, дочк а, удочк а.

6. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой

орфограммой. Подчеркни большую букву в именах

собственных.

Делай так. М осква, В олга, Р оссия.

7. Проверяемые (парные) согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Проверь согласную. Выполни обозначения.

Делай так. Мороз – морозы , ягод ка – ягоды .

8. Удвоенные согласные буквы в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два однокоренных

Подчеркни двойную согласную.

Делай так. Групп а, групп овой, подгрупп а.

Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимую

согласную. Запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Делай так. Звезд ный – звезда .


Самое обсуждаемое
Публикации по триз Запретит ли Грузия российский флаг Публикации по триз Запретит ли Грузия российский флаг
Реферат: Санитарно-противоэпидемические мероприятия Реферат: Санитарно-противоэпидемические мероприятия
Общее и особенное в тоталитарных режимах В чем заключались различия между тоталитарными режимами Общее и особенное в тоталитарных режимах В чем заключались различия между тоталитарными режимами


top