Нет в силе бог а правде. Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой? Не в силе Бог, а в правде

Нет в силе бог а правде. Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой? Не в силе Бог, а в правде

3033 0

6 декабря день памяти святого благоверного Александра Невского... При погребении князя было чудо: когда хотели разжать ему руку, святой, как живой, сам взял грамоту у митрополита.

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было около 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».

«Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Протоиерей Анатолий Малинин, "Православие и мир"

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Правда, не в силе. Тогда как сила, действительно, в ПРАВДЕ!

Пояснение: Ты думаешь если ты такой сильный, то значит ты всегда прав?! Ты думаешь, что на твоей стороне в таком случае всегда стоит ПРАВДА?! Ошибаешься! Тогда как только подлинная, /другими словами настоящая/ СИЛА, в ПРАВДЕ! Кроме того, ТУПАЯ СИЛА иногда ассоциируется, причем не с ПРАВДОЙ, единственно, а только катастрофой, ужасом, АПОКАЛИПСИСОМ.

Та же мысль просматривается и в народной мудрости: " Не По-Милу хорош, а по-хорошему, - мил".

Другими словами, НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, первична, всегда, правда! Стремление к правде, стремление быть хорошим, праведным. Результаты, как говорят в таком случае, - не заставят себя ждать. Другими словами, вместе с ПРАВДОЙ, вслед за правдой, рано или позже, но всегда приходит БОЛЬШАЯ, КРАСИВАЯ СИЛА, так как СИЛА вторична по отношению к ПРАВДЕ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, Добавить замечание. Дмитрий Тальковский 03.03.2018 16:20. Видите Ольга! Вопрос: "Бить или не бить"! Простите, могут решить сегодня уже исключительно только два человека, причем индивидуально. Пока два. А потом уже будет все, как в той песне о Метелице. Припев, конец действий:

А у кафе "Метелица", толпа с толпой метелится.

И просит, хоть и жмурится, давай, давай ещё.
Давай, давай ещё
Давай, давай ещё.

А могли, если бы действовали с умом, решить между собой все полюбовно! Припев, начало действий:

А у кафе "Метелица", два мужика метелятся.
И пыль туманом стелется, аж не видать ничё.
В столпотвореньи улица, народ глядит, любуется.
И просит, хоть и жмурится, давай, давай, побей его ещё. Дмитрий Тальковский.

А начиналось все так, цитирую:

Аксиома №1. Правда, не в силе!

Аксиома №2. Сила, в Правде!

«Правда, не в силе»! Подтвердим эту аксиому на примере Истории. Я имею в виду в первую очередь силу немецко-фашистской армады, сосредоточенной на границе с СССР. Этот пример, в силу его очевидности, я привел исключительно для тех, кто и сегодня продолжает делать ставку на Силу. Причем безразлично кто это конкретно! Или это Блок НАТО, приближающийся с угрозами к границам России! Или это ответная реакция Владимира Путина, например, по отношению к провокационным действиям все такого же агрессивного Запада! Речь идет об аксиоме! Речь идет о Законе, который в силу очевидности, не требует доказательств!

«Сила, в правде»! Эту аксиому подтвердим также на историческом примере! Для чего вполне достаточно рассмотреть ответные действия СССР на тупую, грубую обрушившуюся на нас силу, которая как оказалось, всегда вторичная по отношению к ПРАВДЕ. Таким образом, за нами была тогда ПРАВДА, которая плавно так, естественным путем и волевым решением Сталина, превратилась в мощную СИЛУ, сломавшую в конце-концов хребет несокрушимой, казалось бы, силе фашизма!

А вот если мы теперь посмотрим на день сегодняшний, то мы просто не можем не заметить, что против нас, я имею в виду Россию, снова выстроилась тупая, грубая сила, которая, как мы уже знаем, всегда вторичная по отношению к ПРАВДЕ. Осталось совсем немного! Осталось только что бы наша ВЛАСТЬ, а это в первую очередь ВВП и назначенное им правительство, со всей ясностью и определенностью, знали и понимали ДАЖЕ, в чем заключается НАША ПРАВДА! Наша, ПРАВДА, которая одна единственно только способна противостоять тупой, грубой СИЛЕ, всегда вторичной по отношению к ПОДЛИННОЙ ИСТИННОЙ ПРАВДЕ.

Подтвердим сказанное выше на конкретных примерах. Вот идет война, причем гражданская война, во-первых, на Украине! И, во-вторых, в Сирии! В чем заключается ПРАВДА по отношению к этим, как минимум, двум гражданским войнам, в двух, казалось бы, разных, регионах? Начнем со следующих рассуждений:

Во-первых, экономика, как известно – это концентрированное выражение политики!

Во-вторых, ВОЙНА! Как известно, есть не что иное, как продолжение политики, а именно, концентрированного выражения той же экономики, но только уже всеми доступными государствам средствами.

И что тогда получается? Вот если политика России, /в данном конкретном случае не станем уточнять почему/, привела к гражданской войне на Украине, то здравый смысл подсказывает, что такую политику надо срочно менять. В частности надо менять экономические отношения России со всеми без исключения государствами! Нам надо заново выстраивать Новую Экономическую Политику, Новые Экономические Отношения со всеми без исключения странами, на чем настаивает Блок Левых Сил, во главе с коммунистом Зюгановым. Если же России будет и дальше, как ни в чем не бывало проводить прежнюю экономическую политику. Политику, апологетом которой является Дмитрий Анатольевич Медведев, то все это будет на практике означать кровную заинтересованность властных кругов РФ, в лице Путина и Медведева, в продолжение военных действий сначала в Украине, потом в Сирии, и вообще везде.

Нравятся кому-то такие выводы? Или нет! Вопрос, конечно интересный, но эти выводы вытекают из практического подхода ВВП, к решению современных проблем! О чем речь? Речь идет о том, что в современной РФ нет внятной, а самое главное, честной, а именно граничащей с ПРАВДОЙ политики, которая могла бы единственно только противостоять агрессивному Западу. Более того, Владимир Путин вместо ПРАВДЫ, способной единственно утихомирить ВЕСЬ Запад, идет на поводу у тупой СИЛЫ! Идет на поводу у того же самого агрессивного Запада, делая при этом упор на строительстве у нас, естественно в угоду олигархам только, КАПИТАЛИЗМА.

Во-первых, применение Силы, особенно в Сирии и на Украине, никаких наших проблем там не решает. Так как подлинные наши проблемы кроются в нас самих единственно! А именно в демонстративном отказе ПРАВЯЩЕЙ ВЕРХУШКИ РФ строить у нас СОЦИАЛИЗМ, простите, что воспринимается всеми без исключения народами МИРА, как предательство интересов НАРОДА!

Во-вторых, вместо того, что бы самим научиться жить! А для этого у нас есть все без исключения возможности! Мы, вместо всего этого, учим жить тех, кто в наших советах, в силу лживости и продажности нашей политики, в таком случае, абсолютно не нуждаются!

Другими словами, мы пытаемся, с одной стороны выглядеть праведниками! А с другой стороны продолжаем экспортировать в Сирию и на Украину, например, затхлый товар капитализма, которого и так в избытке, у лицемерно критикуемого нами Запада. Вот почему, выходом из трагически создавшегося в мире положения, могут стать исключительно только такие ТРИ события:

Во-первых. Импичмент Президенту США Дональду Трампу до конца 2018 года!

Во-вторых. Проигрыш Владимира Владимировича Путина на выборах Президента РФ 18 марта 2018 года.

В-третьих. В противном случае к концу 2018 года в США и России, практически одновременно свершится ВЕЛИКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

15 июля 1240 года состоялась одна из самых известных и таинственных битв в российской истории. Там, где теперь стоит Петербург, где река Ижора впадает в Неву, отряд под командованием молодого князя Александра Ярославича напал на шведский лагерь и обратил врага в бегство. Спустя несколько веков и битва, и сам князь стали именоваться Невскими.

Крестовый поход на Русь

Ещё 24 ноября 1232 года папа Римский Григорий IX издал буллу, в которой призывал рыцарей Ливонии «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через несколько месяцев, в феврале 1233, он прямо назвал русских врагами. В XIII веке Рим пытался привести в лоно католической церкви те племена Прибалтики и Финляндии, что ещё пребывали в язычестве. Христианизация шла как с помощью проповеди, так и меча.

Вместе с приходом веры в жизни финнов появлялись определенные ограничения, их права ущемлялись, ведь не только души, но и их земли нужны были Церкви. Племена, уже крещённые, бунтовали, а некрещенные активно боролись. И в этом их поддерживали русские – потому Папа и призывал защищать от православных «насаждение христианской веры».

Собственно на Русь крестовый поход никто не объявлял: главной целью рыцарей были то ли тавасты, то ли племя емь. Но земли суми, еми, других племён были в сфере интересов Новгорода, и вообще все стороны регулярно грабили друг друга, отчего столкновение католиков с новгородцами было неизбежно. Правда, в середине 1230-х послания Папы остались без внимания: ливонцам было не до Руси.

Шведы в Новгородской земле

Вторично с призывом о крестовом походе против финских племён Папа обратился к шведам 9 декабря 1237 года. Шведы откликнулись и 7 июня 1238 года договорились с датчанами и рыцарями Тевтонского ордена о нападении на Русь. Они планировали выступить одновременно двумя армиями: шведы (с норвежцами, сумью и емью) на севере – на Ладогу, тевтонцы и датчане – на Псков. Однако в 1239-м по каким-то причинам марш-бросок не состоялся, и лишь летом 1240 года шведы появились на Неве. Расположившись лагерем в устье реки Ижоры они, очевидно, ждали новостей от союзников, не желая начинать боевые действия, чтобы не навлечь на себя основной удар русского войска. И в ожидании они мирно торговали с местными племенами или миссионерствовали. Так начинался крестовый поход шведов на Русь, закончившийся Невской битвой.

Небесное воинство

Вторжение шведов позже стало толковаться в свете борьбы православия и католицизма. И воины князя Александра из защитников Родины превратились в защитников всей православной веры. Потому в Житии Александра Невского появилась легенда о крещёном язычнике Пелугии, который первым увидел приближение шведов и благодаря которому новгородский князь смог оперативно прибыть к их лагерю.

Но кроме шведов Пелугий, муж благочестивый, увидел ещё одно воинство – небесное, возглавляемое князьями Борисом и Глебом. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», - с такими словами, если верить Пелугию, обратился к брату князь Борис.

«Не в силе Бог»

Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего двадцать лет, будто бы сразу почувствовал значимость будущей битвы и обратился к войску не как защитник Новгорода, но именно как защитник православия: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». На святое дело – постоять за веру – и отправился отряд новгородцев, суздальцев и ладожан. Причём, видимо, зная о готовящемся нападении с запада на Изборск и Псков, Александр спешил расправиться со шведами малыми силами и даже не стал посылать во Владимир за подкреплением.

Внезапная атака

Очевидно, гонец, доставивший в Новгород весть о шведах, несколько преувеличил их численность. Предполагая столкнуться с противником, превосходящим его по силам, Александр поставил на внезапную атаку. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местных, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. Фактор внезапности сработал, но не полностью: в лагере поднялась неразбериха, шведы бросились к кораблям. Однако опытные воины под командованием смелого воеводы смогли остановить их бегство и началась тяжёлая битва, длившаяся несколько часов.

Герои битвы

Русские, ведомые святыми Борисом и Глебом, сражались храбро. В Житии Александра Невского говорится о шести героях битвы. Некоторые историки скептически высказываются об их «подвигах». Но, возможно, таким образом, через описание подвигов, были изложены события самой битвы. Поначалу, когда русские теснили шведов к лодкам, Гаврило Олексич пытался убить шведского королевича и, преследуя его, на коне ворвался по сходням на палубу. Был оттуда скинут в реку, но чудесным образом спасся и продолжал биться. Значит, шведы выдержали первую атаку русских.

Затем завязалось несколько локальных сражений: новгородец Сбыслав Якунович бесстрашно бился топором, княжеский ловчий Яков нападал на полк с мечом, новгородец Меша (очевидно, вместе со своим отрядом) потопил три корабля. Перелом в битве произошёл, когда дружинник Сава ворвался в златоверхий шатёр и повалил его. Моральное превосходство оказалось на стороне наших войск, шведы, отчаянно защищаясь, стали отходить. Об этом свидетельствует шестой подвиг – слуги Александра по имени Ратмир, погибшего «от многих ран».

Исход

Победа осталась за православным войском. Похоронив убитых, которых, по свидетельству новгородской летописи, набралось «корабля два», шведы отплыли восвояси. Новгородцев же в битве пало всего «20 мужь с ладожаны». Среди них летописец особо выделяет: Костянтина Луготиньца, Гюряту Пинещинича, Намѣстю и Дрочила Нездылова, сына кожевника.

Так, Александр Ярославич обезопасил от нападения север Новгородской земли и теперь мог сосредоточиться на обороне Изборска. Однако, вернувшись в Новгород, он оказался в центре очередных политических интриг и был вынужден покинуть город. Через год его упросили вернуться. И в 1242 году он возглавил русское войско в ещё одной знаменитой битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище.

368 Просмотров

30 августа / 12 сентября – день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Он родился 30 мая 1219 года в Переяславле в семье великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого.

Как и другие княжичи, он с детства изучал Библию, особенно и Псалтирь, а также овладевал секретами воинского искусства.

В то время самым независимым и свободолюбивым городом на Руси был Новгород. Новгородцы сами выбирали себе князей, причем нередко ссорились с недавно выбранными правителями.

Они предложили Ярославу Всеволодовичу занять новгородский престол. Это была большая честь, и он согласился. Так Александр вместе с отцом оказался в Новгороде.

Ярослав Всеволодович не хотел во всем подчиняться воле новгородцев и решил установить в городе полноценную княжескую власть. Новгородцам это оказалось не по нраву, и возник конфликт, который кончился тем, что в 1228 году Ярослав Всеволодович вернулся в родной Переяславль, оставив сыновей, Александра и Феодора, на попечение доверенных бояр. Через пять лет Феодор умер, и княжич Александр остался в городе совершенно один.

Новгородцам полюбился молодой правитель, однако полностью подчиняться его воле они не хотели. В то же время отец требовал от сына, чтобы тот позаботился об укреплении в Новгороде княжеской власти.

Юному князю приходилось очень нелегко, однако удивительные душевные качества, умение общаться с разными людьми, вникать в их проблемы, быть ко всем милостивым и готовым помочь каждому, кому требовалась помощь, несколько сгладили ситуацию. «Он был милостив сверх меры», – говорится в летописи.

Отец был доволен сыном, а новгородцы с гордостью и любовью называли Александра «наш ».

Александр покорял людей и внутренней, душевной, и внешней, телесной красотой.

По красоте его сравнивали с ветхозаветным Иосифом, по силе – с Самсоном, по уму – с Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с римским императором Веспасианом.

Александру пришлось княжить в сложное время. Мало того, что ему достался самый вольнолюбивый город и надо было бороться в внутренними проблемами, – стали одолевать внешние враги.

После того, как 1223 году южнорусские князья потерпели поражение в битве с татарами на реке Калке, а потом еще одну неудачу на реке Сити, на Руси начался период татарского могущества – ига. Дошло до того, что хан стал решать, кому именоваться великим князем.

Много трудов стоило отцу Александра добиться у хана Батыя этого титула. Он умилостивил его, с тем чтобы максимально облегчить жизнь своих подданных в это тяжелое время. Жители русских земель обязаны были платить Орде огромную подушную подать, но зато хан оставил неприкосновенной Русскую Церковь.

Пока отец налаживал порядок на порабощенной татарами территории, Александру пришлось отражать натиск с Запада.

Чтобы укрепить западные рубежи, Александр Ярославич заручился поддержкой Полоцкого князя Брячислава и даже женился на его дочери Александре.

Первыми из западных врагов начали наступать шведы.

В самой Швеции тогда все было тоже не очень спокойно. Королем был бездетный Эрих. Зная, что в государстве нет наследника, его родственник Биргер решил занять после него шведский престол. Чтобы усилить свое влияние и заручиться поддержкой народа, он решил прославиться как полководец.

После смелых набегов на территорию, где теперь находится Финляндия, рыцарь решил двинуться на Русь, ослабленную, как ему сообщили, набегами татар.

В 1240 году Биргер с большим войском, которое состояло из шведов, норвежцев и финнов, а также в сопровождении католических епископов вторгся в устье Ижоры (приток Невы).

Начало военной кампании было хорошее, и он послал в Новгород дерзкое письмо княжившему там Александру.

«Я уже в твоей земле, – писал смелый рыцарь, – опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться – сопротивляйся».

Это бравирование можно объяснить тем, что Биргер был убежден в невозможности сопротивления со стороны Новгорода: нападение было неожиданным, Русь истощена, готового войска новгородцами собрано не было.

Однако Александр не испугался дерзкого шведа. Во всем уповая на помощь Господа и молитвы Богородицы, он испросил благословения на битву у новгородского владыки Серапиона, помолился в храме Святой Софии Премудрости Божией и выступил с дружиной против шведского рыцаря.

Перед битвой Господь послал новгородцам знамение. Один из воинов Александра, ижорянин Пелгусий (в крещении ) был в ночной страже.

На рассвете он услышал со стороны реки шум от приближающегося судна. Сначала Пелгусий решил, что это враги, а потом разглядел в лодке двух витязей, удивительно похожих на святых Бориса и Глеба, как их изображали на иконах.

«Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу», – сказал один из них.

Пелгусий немедленно рассказал о видении князю, и Александр решил тут же напасть на шведов. Это во многом решило исход сражения.

Шведы никак не ожидали, что новгородцы окажут им сопротивление, и уж тем более не предполагали, что они осмелятся так внезапно на них напасть. Окончательно дух шведов сломила храбрость, с которой русские воины шли в бой. Сам князь бился в первых рядах. Надо думать, поразило воинов Биргера и другое.

Битва продолжалась с утра до вечера и закончилась бегством шведов. Когда же на другой день русские воины осмотрели поле сражения, они увидели на другом берегу Ижоры (куда новгородцы не переправлялись) множество погибших шведских воинов, т. е. ангелы Божии невидимо помогали русским в этом сражении и вместе с ними сокрушали неприятельские войска.

Благодаря Господа за одержанную победу, Александр вернулся в Новгород.

Новгородцы с радостью встречали любимого князя, однако вскоре рассорились с ним. Александр, как когда-то его отец, уехал на Родину – в Переяславль.

Ссора с князем, тем более таким, как Александр, который после сражения со шведами получил прозвание Невский, ни к чему хорошему не привела.

Узнав об отъезде Александра, ливонские немцы взяли пограничную псковскую крепость Изборск, вступили в Псков, заняли часть новгородских земель и стали бессовестно грабить земли в 30 верстах от Новгорода.

Кем были эти завоеватели? Ливония – это теперешняя Прибалтика. Немцы пришли туда во 2-й половине XII в., а в 1201 г. построили здесь столицу, которую назвали Рига. В следующем году они основали духовно-рыцарский Орден, целью которого было не просто завоевать окрестные земли, но и обратить их жителей в католичество.

В 1237 году Орден Меченосцев соединился с таким же Орденов Тевтонцев, который к тому времени успел утвердить свое господство по нижнему течению Вислы.

Узнав о том, что их осаждают ливонцы, новгородцы пришли в ужас. Они тут же раскаялись в том, что рассорились с Александром Невским, и решили упросить его вернуться обратно.

Для этого они решили обратиться к отцу князя, и послали гонцов во Владимир, чтобы Ярослав Всеволодович отпустил сына в Новгород.

Ярослав отправил к ним другого сына – Андрея. Но новгородцы понимали, что спасти их может только Александр. Тогда они отправили к нему посольство во главе с архиепископом.

Александр был милостивым князем и талантливым полководцем. Он знал, что только он может спасти Новгород, и потому, забыв о нанесенной ему обиде, отправился в охваченный страхом город.

С приездом Невского все изменилось. Что самое главное, к горожанам вернулась вера в победу.

Собрав войско, Александр отправился освобождать Псков. Но князь не ограничился только этим и решил предупредить возможность новых нападений.

Помолившись в храме Святой Троицы перед ракой с мощами Всеволода Мстиславича и заручившись молитвенной поддержкой псковичей, Александр направился в Ливонию.

Немцы, как чуть раньше шведы, не ожидали такого поворота событий, и Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути из Ливонии во Псков благоверный князь остановился на берегу Чудского озера, и здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории как Ледовое побоище.

Как ни странно, немцы были уверены, что победят в этом сражении. «Пойдем возьмем в плен русского князя Александра; славяне должны быть нашими рабами»,- хвастливо говорили рыцари.

Как и прежде уповая на помощь Господа, Александр молился и не обращал внимания на подобные слова.

Сначала удача была на стороне немцев: плотные доспехи делали их неуязвимыми для врага, а мощные копья без труда сокрушали легковооруженных славян. Но вскоре ситуация поменялась. Благодаря удачному маневру войска Невского напали на немцев со стороны, откуда рыцари не ожидали. Нужно было быстро сориентироваться, но тяжелое вооружение делало рыцарей неповоротливыми. Славяне же старались заманить немцев к середине озера, где лед был тоньше. Рыцари были слишком тяжелы, и многие из них попросту провалились под лед.

Русские одержали блестящую победу.

Псковичи радостно приветствовали своего освободителя, после чего Александр поехал в Новгород, а оттуда – в Переяславль.

В Ливонии же сделалась паника. Магистр Немецкого Ордена отправил посольство к датскому королю, чтобы на случай войны тот оказал ему поддержку. Когда же выяснилось, что идти войной на Ливонию и брать Ригу Александр не собирается, немцы отправили послов в Новгород, чтобы заключить мир и обменяться пленными.

Следующими на Русь напали литовцы. Литовцы угрожали псковским и новгородским землям и раньше, но их войска всегда были слишком слабы по сравнению с русскими. В XIII в. Литву слали одолевать рыцари Немецкого Ордена. Чтобы противостоять им, литовские племена объединились, создали войско и поначалу вступали в союзы с русскими, чтобы противостоять немцам, а потом стали время от времени совершать набеги на пограничные русские земли.

Александр несколько раз разбивал литовские войска в русских землях. А под конец погнался за ними в Литву и там нанес им последнее сокрушительное поражение.

Весть о победах Александра разнеслась по всей Руси. Она ободряла людей, вынужденных жить под властью хана, и вселяла в них надежду на освобождение. Многие хотели, чтобы Александр принял титул великого князя.

В 1246 году умер отец Александра Невского, и князь с братом Андреем поехал в Орду. По старому порядку, титул великого князя полагалось принять дяде Александра, Святославу Всеволодовичу, но теперь все делалось с ведома хана.

Когда русские приезжали в Орду, из заставляли соблюсти некоторые языческие обычаи (поклониться идолам, пройти через огонь), а уже потом допускали на поклон к хану. Тех, кто отказывался почтить ордынских богов, ждала смерть.

Князь Александр наотрез отказался от исполнения обрядов.

«Я христианин, – сказал он, – и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них».

Вопреки обычаю хан Батый сохранил русскому князю жизнь. Александр же поклонился ему с такими словами: «Царь, я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».

Батый был поражен красотой князя, его мудростью и душевными качествами.

Батый не был самостоятельным властелином, он считался лишь наместником великого хана, жившего в Кара-Коруме, в горной окраине азиатской пустыни Гоби, расположенной за Байкалом. Поклонившись ближайшему своему властелину – ордынскому хану, русские князья должны были отправиться и на поклон к верховному владыке монголов в отдаленную его столицу. Этот далекий, крайне трудный путь должен был, по приказанию Батыя, совершить и благоверный князь Александр Ярославич.

Он был милостиво принят повелителем Азии и некоторое время прожил в столице монголов, внимательно изучая характер этих властителей Руси. Только уже в 1250 г. Александр Ярославич и его брат Андрей вернулись на Русь. Хан дал Андрею великокняжеский престол, а за Александром Ярославичем оставил и Новгород.

Князь Андрей, в отличие от брата, оказался не очень хорошим правителем. Он не мог ужиться с татарами, и преемник Батыя Сартак послал против него войска под командованием Неврюя. Андрей бежал в Швецию, а спасать русские города снова пришлось Александру. Он съездил в Орду и уладил отношения с новым ханом.

В 1257 году с целью точнее определить доходы, которые можно получать с Руси, татары прислали своих чиновников исчислить всех русских людей.

По настоянию князя во Владимиро-Суздальской Руси исчисление произошло спокойно, но, когда в Орде захотели посчитать жителей Новгорода, жители вольнолюбивого города взбунтовались. Новгородцы начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию, ведь Новгород не был завоеван татарами.

Александр уговорил знать согласиться с требованиями хана и уплатить дань, но простой люд был против. Его поддержал сын Александра Василий, за что отец лишил его княжения и отправил в Суздаль. Поняв, что подавлять мятеж бессмысленно, Александр… уехал из города. Тогда новгородцы испугались, что будут завоеваны, и решили подчиниться князю.


Самое обсуждаемое
Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото) Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)
Как найти молекулярную массу Как найти молекулярную массу
Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства Фен-шуй: всё о восточной практике освоения пространства


top