Отзыв о сказке «Никита Кожемяка. Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка Никита кожемяка русская народная сказка анализ

Отзыв о сказке «Никита Кожемяка. Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка Никита кожемяка русская народная сказка анализ

Сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка - это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека - Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее - убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается.

Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.

Жанр: сказка

Главные герои: Никита , змей

Сюжет

Стал на Киев налетать огромный змей, да людей губить и украл княжескую дочь. Он запер ее у себя в доме и держал невольницей. Стала княжка змея пытать, кто сильнее его. Сказал тот, что только Никита Кожемяка может его победить.

Сообщила о том княжна родителям и пошли они к мужику просить о помощи. Сначала Никита отказал, но когда пришли его просить дети, оставшиеся сиротами после налетов змея, согласился.

Отправился к дому, где проживало чудовище. Змей испугался, в доме закрылся, не хотел воевать, но Никита его заставил. Когда стали они биться, почувствовал змей, что силы его на исходе и попросил Никиту разделить с ним власть над всем миром.

Никита согласился для вида, стали они вдвоем со змеем огромный плугом мир делить. Дошли до Черного моря, тут Никита и говорит: «Давай воду делить», и утопил змея в море.

А распаханную борозду от Киева до моря еще и сейчас можно увидеть, потому что народ ее бережет в память о подвиге мужика Никиты.

Вывод (мое мнение)

Как и во многих сказках, мир спасает не военачальник, а простой мужик, который ничего не попросил за свои великие дела.

Главный герой русской народной сказки «Никита Кожемяка» – кожевник-силач по имени Никита. В том царстве, где Никита жил, объявился страшный змей, который много людей погубил. Этот змей похитил царскую дочь и держал ее в заточении. Царевна сумела узнать, что победить змея может только человек по имени Никита Кожемяка.

Царевне удалось передать весточку отцу с матерью, в которой она просила найти Никиту и упросить его освободить ее. Царь с царицей отправились к Никите. Тот в это время мял одновременно дюжину воловьих кож. Увидев высоких гостей, Никита от испуга разорвал эти кожи. Он рассердился и отказался помогать царю.

Тогда царь собрал великое множество сирот и отправил их к Никите Кожемяке. Сироты попросили силача избавить народ от страшного змея, и Никита согласился. Он отправился к берлоге змея и стал вызывать его на бой. Змей попытался договориться с Никитой и предложил поделить ему весь мир пополам.

Никита решил перехитрить змея и согласился с его предложением. В ответ он сказал, что между этими половинами следует провести межу. Сделал Никита огромную соху, запряг в нее змея и стал глубокую межу пропахивать. Когда межа дошла до моря, Никита сказал змею, что и море надо тоже поделить. Вошел змей в воду и утонул.

А Никита домой вернулся и за свою победу никакой награды требовать не стал. А та межа до сих пор стоит, и люди о Никите Кожемяке помнят.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Никита Кожемяка» заключается в том, что главный долг каждого человека – защищать свою Родину от врагов. Никита отказался выручать царевну из плена, но когда его попросили освободить страну от злого змея, он, не задумываясь, согласился.

Сказка «Никита Кожемяка» учит быть сильным, смелым и отважным, не бояться вступать в борьбу с врагами своей Родины.

В сказке мне понравился главный герой, Никита Кожемяка. Это сильный, отважный и, вместе с тем, скромный человек. Освободив страну от злого змея, Никита вернулся домой и занялся прежним трудом — выделкой кож, не требуя ни от кого награды за свой подвиг.

Какие пословицы подходят к сказке «Никита Кожемяка»?

Родина – мать, умей за нее постоять.
Смекалка во всяком деле выручит.
Скромность красит человека.

Петрова Вера Станиславна

Город Миасс

МКОУ «ООШ № 28»

учитель начальных классов

Урок литературного чтения составлен по теме «Русская народная сказка «Никита Кожемяка», проводится в третьем классе, образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Конспект урока литературного чтения.

Тема : Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Цели :- развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову, умение сравнивать, делать выводы, умение давать связанный ответ;

- обучать беглому, выразительному, осмысленному чтению; коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности;

-воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность;

Оборудование:

- запись сказки и былины

- выставка книг по теме урока

- карточки с пословицами

- карточки с заданиями для групповой работы

- карточки для определения рефлексии

Ход урока:

I Организация класса.

II Речевая разминка .

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем гостье: «Заходи!»

-Прочитайте «жужжащим » чтением. Что вы прочитали?

- А сейчас прочитайте это стихотворение, выделяя голосом слово «сказка» .

III Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мне хотелось бы пригласить вас сегодня в мир былин и сказок.

Звучит музыка Н. Римского - Корсакова

В этом таинственном прекрасном мире только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию. Напрасно думаете, что это легко уметь читать и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, сравним её с былиной, которую читали дома.

IV Проверка домашнего задания.(С элементами литературного анализа)

- Какие литературные рода вы знаете? К чему относятся былины и сказки?

- Чем вам понравилась былина «Илья Муромец и Святогор»?

- Почему былины написаны в стихотворной форме?

(Былины сочинялись как стихи, чтобы их исполняли особые люди – сказители нараспев, играя на гуслях).

- Зачитайте зачин, концовку былины.

Проверка заданий по группам.(Было задано разноуровневое домашнее задание)

(1 группа: Выразительное чтение отрывка со слов «Тут Святогор…»)

(2 группа: Найти слова, которые сейчас не употребляются).

(3 группа: Сочинение – миниатюра на тему « Не перевелись ещё богатыри на земле русской»)

Вывод (Создание проблемной ситуации)

- Богатыри – это только герои былин? Каких людей в настоящей жизни можно назвать богатырями? (рассуждения учеников)

V Объяснение нового материала.

Подготовка к первичному восприятию .

- Посмотрите на этого молодого парня. Можно ли его назвать русским богатырём?

- Наш земляк, который родился и проживал в селе Маянга, Степан Остапенко во время Великой Отечественной войны совершил подвиг. Для того чтобы его товарищи смогли переправиться через реку Днепр, он один вызвал огонь на себя и погиб в неравном бою. За этот подвиг посмертно он был награжден званием Героя Советского Союза.

- А как вы теперь считаете, можно ли назвать Степана Остапенко русским богатырём? (Высказывания учащихся)

- Откройте учебник. Прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Можно ли этого человека назвать богатырём? Сделайте прогноз по заглавию и иллюстрации, о чём пойдёт речь в сказке.

- Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «Чем Никита Кожемяка был похож на героев былин?»

- Послушайте былину «Никита Кожемяка»

Первичное чтение сказки подготовленными учениками.

Проверка первичного восприятия сказки.

- Похож ли Никита на русского богатыря?

- Какие чувства затронуло у вас это произведение? С каким настроением вы слушали сказку?

-О чём вы задумались, прочитав сказку?

- Все ли слова в сказке были понятны?

Словарная работа .

    Поборы – сборы.

    Промыслы – охота

    Сыскал – нашёл

    Лютый – злой

    Авось – может быть

    Берлогу размечу – разнесу

    Межа – граница

    Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей

    Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг

Физминутка (Музыкальная миниатюра)

Анализ сюжета . ( Путь анализа – по сюжету )

- Сейчас вы сами будете читать сказку, и одновременно мы поработаем над её содержанием, чтобы сказка была более понятна.

- Какая беда постигла жителей города Киева?

-Почему пришлось отдать змею царскую дочку?

- Почему змей не съел красавицу?

- Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?

- Чем занимался Никита? Для чего мнут кожи?

- Как Никита и змей делили землю и воду?

- Что осталось от змея?

Рисованная сюжетная цепочка(Картинный план)

- Расположите рисунки в порядке происходящих событий в сказке.

Составление системы образов, выяснение мотивов поступков героя и их последствий.

- Кто из героев появляется первым? Кто следующий? Какие отношения были между ними?

(Появляется схема произведения)

- С помощью данной схемы сделайте вывод. (Если ты любишь людей, уважаешь старых, защищаешь малых, то и они отплатят тебе тем же)

- Давайте это подтвердим эпизодами из сказки. Найдите отрывок, в котором описывается, почему Никита согласился идти воевать со змеем. Какая черта характера героя описана в этом отрывке?

- Зачитайте, как Никита и змей делили землю и воду. Что вы можете сказать о герое в этой ситуации?

- Найдите финальный эпизод сказки. Подтверждают ли эти слова наш вывод, что за все свои поступки Никита Кожемяка был награждён всеобщим уважением и любовью?

- Давайте вернёмся к нашему прогнозу. Подтвердились ли наши предположения о том, что сказка «расскажет» нам о сильном человеке по имени Никита Кожемяка?

- Как по-другому вы могли бы озаглавить сказку?

VI Закрепление изученного. Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.

- Ребята, давайте сравним сказки с баснями, сказочных героев и богатырей.

Заполним таблицу.

- Рассмотрите репродукцию картины. Кто знает её название и фамилию художника, который написал эту картину?

(Картина В. Васнецова «Три Богатыря»).

- Я предлагаю вам пофантазировать и словами «нарисовать», где бы мог расположиться на этой картине Никита Кожемяка и как бы он выглядел. (Рисование словесных картин)

Самостоятельная работа . Работа в группах.(Разноуровневые задания)

1 группа. Среди предложенных пословиц найти и выписать пословицы, которые подходят к прочитанным на уроке басне и сказке.

2 группа. Выполняют фантастическое задание «Салат из сказок» (Никита Кожемяка повстречался с Ильёй Муромцем. Что могло произойти?)

Отчёты групп.

VII Итог урока

Заранее подготовленный ученик читает до конца стихотворение Ю. Энтина, с которого начался урок.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает Зло!

- Победило ли добро в сказке «Никита Кожемяка»?

- А как вы относитесь к нему и людям подобных ему?

Рефлексия.

- Перед вами лежат карточки, на которых изображены столбики. Отметьте, пожалуйста, свою работу на уроке по каждому пункту.

VIII Домашнее задание.

Подготовиться по одному из направлений:

    Музей пластилиновых фигур.

    Составление пожеланий Никите Кожемяке.

- Спасибо за урок, молодцы! Оценки…

Русская народная сказка "Никита Кожемяка"

Жанр: волшебная героическая народная сказка

Главные герои сказки "Никита Кожемяка"

  1. Никита Кожемяка, русский богатырь, который пошел биться со Змеем не ради царевны, а ради сирот.
  2. Змей, сказочное чудище, которое делало сиротами детей и похищало девушек
  3. Царь, князь киевский
  4. Царевна, царская дочь, попала в плен к Змею
План пересказа сказки "Никита Кожемяка"
  1. Похищение царевны
  2. Собачка
  3. Никита Кожемяка
  4. Бой со Змеем
  5. Раздел земли
  6. Смерть Змея
Кратчайшее содержание сказки "Никита Кожемяка" для читательского дневника в 5 предложений:
  1. Змей крадет царскую дочь, а та через собачку сообщает родителям про Никиту Кожемяку
  2. Царь с помощью сирот упрашивает Кожемяку убить Змея
  3. Кожемяка вызвал Змея и чуть не задушил его.
  4. Змей предлагает делить землю
  5. Как разделили землю, погнал Кожемяка Змея воду делить и утопил его.
Главная мысль сказки "Никита Кожемяка"
Русский богатырь берет не только силой, но и хитростью.

Чему учит сказка "Никита Кожемяка"
Сказка учит нас отзывчивости, учит заступаться за слабых, учит тому, что против врага любые средства хороши. Учит проявлять хитрость и находчивость.

Отзыв на сказку "Никита Кожемяка"
Сказка "Никита Кожемяка" мне очень понравилась, ведь в ней показан настоящий русский богатырь, который двенадцать кож разом рвет, который триста пудов на себя наматывает и которого боится сам Змей. Это героическая сказка, в которой богатырь побеждает зло и восстанавливает справедливость, причем не ищет выгоды и славы для себя.

Признаки волшебной сказки:
Волшебное сказочное чудовище - Змей
Гиперболы - триста пудов, двенадцать кож, пять тысяч сирот
Сказочный подвиг - деление земли и моря.

Пословицы к сказке "Никита Кожемяка"
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Богатырская рука однажды бьет.
Славна богатырями земля Русская.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Никита Кожемяка"
Повадился в одно время в Киев летать страшный змей, много народу погубил. Утащил однажды он царскую дочь, да с ней собачка увязалась.
И царевна, как улетит Змей, посылала собачку с сообщениями к царю с царицей.
Наказал царь дочери узнать, кого боится Змей и ему сообщить.
Оказалось, что боится Змей только Никиты Кожемяки. Пошел царь лично к Никите, а тот в это время кожи мял. Испугался царя и порвал все кожи разом. А потому осерчал и отказался на Змея идти.
Но царь привел к Никите пять тысяч сирот и не смог детям отказать Кожемяка. Обмотался пенькой, и пошел к Змею. Стал того на бой вызывать, бревна растаскивать.
Вышел Змей, бился с ним Кожемяка, душить начал. Взмолился Змей - не убивай меня, давай лучше весь мир меж собой разделим.
Согласился Кожемяка, впряг Змея в соху и провел черту до Черного моря. А потом погнал Змея воду делить. тут и утонул Змей.
А Кожемяка домой вернулся кожи мять.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Никита Кожемяка"


Самое обсуждаемое
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь
Физики открыли новое состояние материи Физики открыли новое состояние материи
История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны


top