Светлана Бутенко
Календарно-тематическое планирование старшая группа тема Предметы, которые нас окружают
Тема : Предметы , которые нас окружают
День недели
Создание /организация предметно
Понедельник
Познавательно- исследовательская (Экология) .
Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда) . Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.
(С. Н Николаева стр 40)
ФЭМП. Подготовит. группаПознакомить с составом числа 9 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы .
Помораева №4 стр. 34
Физическое развитие.
Разучить поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному; повторить бег с преодолением препятствий; упражнять в прыжках с высоты; развивать координацию движений при перебрасывании мяча.
Пензуллаева № 16 стр 29
Утренняя гимнастика (комплекс №2)
Д/и «Что из чего сделано?» - закреплять знания о назначении окружающих предметов и материалов из которых они сделаны
Ситуативная беседа «Предметы вокруг нас » с рассматриванием предметных картин .
Индивидуально Д/ и «Живое- неживое» с Олей, Даниэлем.
Прогулка 1
Наблюдение за подорожником
Знакомить с лекарственным растением подорожником.
Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Подвижная игра «Найди где спрятано»
Учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуально Развитие движений «С кочки на кочку» с Ильёй и Даниилом М с целью вырабатывать координацию движений
Вечер :
Просмотр презентации и обсуждение
ОО Чтение художественной литературы/ Чтение Н. Носова «Заплатка» \
Индивидуально по развитию речи «Закончи предложение » с Варей, Валерией П и с Настей Б
Прогулка 2
Подвижная игра «Прыгай выше»
Цель : Учить действовать по сигналу
Игра «Волк во рву»
Цель : Учить прыжкам
Игровое упражнение «Перейди речку» .
Цель : Вырабатывать координацию движений
Ситуативный разговор "Что можно сделать из дерева".
Цель : Показать свойства дерева и увидеть эту взаимосвязь в изделиях из дерева. Предметные картинки
Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести скакалки, мячи.
Презентация «Машины облегчающие жизнь людям»
Поощрять инициативу детей заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.
Развивать любознательность консультация для родителей «Как развивать детскую любознательность»
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Создание /организация предметно
Ст. гр. Учить считать в пределах 7 , показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов , выраженных числами 6 и 7. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами : самый широкий, уже, ещё уже. самый узкий. Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами : впереди, сзади, слева, справа.
(ПомораеваИ. А. Стр 21 № 3)
Подг. гр. Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости числа от направления счета. Дать представление о весе предметов и сравнения их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Развивать умение группировать фигуры по цвету и форме.
(Помораева И. А. стр 36 №5)
Художественное творчество (рисование) .
Такие разные зонтики.
Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. (узор на зонтике) Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические,растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные) . Готовить руку к письму- учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали. Развивать чувство формы, ритма, композиции.
(И. А. Лыкова стр 70)
Музыка. (по плану музыкального руководителя)
Утренняя гимнастика (комплекс №2)
Ситуативный разговор "Что вас окружает по дороге в детский сад".
Дидактическая игра «Что из чего сделано» Цель : Развивать внимание, мелкую моторику.
Рисование «Изделия из глины»
Цель :1. Формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира . («Познавательное развитие» )
2. Обогащение активного словаря детей. («Речевое развитие» )
3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, реализация самостоятельной творческой активности детей.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Трудовое поручение «Уход за комнатными растениями»
Цель : Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
Прогулка 1
Наблюдение за легковым автомобилем.
Научить понимать значение и функции автомобиля;
Закреплять умениеопределять материал , из которого сделана машина (металл, стекло)
Подвижные игры «Мы – шоферы» , «Послушные листья» .
Учить внимательно слушать команды воспитателя;
Развивать внимание
Индивидуально Катя К. и Святослав Б.
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель : развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
Вечер :
Постепенный подъём, гимнастика пробуждения.
Дидактическая игра «Похож – не похож»
Учить детей сравнивать предметы , замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.
Индивидуально работа по ФЭМП.
Упражнять детей в счете до 10 (количественном и порядковом) ; закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета .
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Поощрять выбор детьми темы для игры, учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира . Формировать коммуникативные умения.
Прогулка 2
Наблюдение «Листопад»
Цель : Предложить детям понаблюдать за расцвеченными деревьями, рассмотреть листья, сравнить их окраску.
Подвижная игра «Мы веселые ребята» (бег) .
Цель : Развивать внимание детей, формировать умение действовать по сигналу, упражнять их в беге.
Труд в природе : уборка на групповом участке
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Создать условия для творческого самовыражения.
Развивать любознательность.
Внести альбом для рассматривания «Живое – неживое»
Обогащение предметно -развивающей среды на участке.
Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Внести дидактическую игру «Похож- не похож»
Создать условия для творческих игр.
Воспитывать привычку сообща играть.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Вовлечение семей в образовательную деятельность
Среда 12.10.16
Развитие речи. Грамота
Ст. гр. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах) . Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
(Н. С. Варенцова стр 56 №6)
Подг. гр. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А,Я,О,Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.
(Н. С. Варенцова стр 78№6)
Художественное творчество.
Лепка. Красивые птички
Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки : раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество. (Комарова №13 стр 42)
Физическое развитие.
Прыжки со скамейки на полусогнутые ноги; перебрасывание мячей друг другу, стоя в шеренгах, двумя руками от груди; ползание на четвереньках с переползанием через препятствия
(Л. И. Пензулаева стр 31 №17)
Утренняя гимнастика (комплекс №2)
Дидактическая игра «Чего не стало»
Развивать у детей внимание, память, зрительное восприятие, умение замечать детали.
Работа в уголке природы : игра «Как меня зовут?»
Активизировать в речи детей названия комнатных растений, учить произносить их правильно. Рассказать об особенностях ухода за растениями.
Индивидуально беседа «Какие ты знаешь изделия из стекла» с Данилом Ш и Денисом И
Прогулка 1
Наблюдение за дождевыми червями.
Продолжать знакомить детей с представителями животного мира . Обсудить с детьми : как они рыхлили землю в цветочных горшках, зачем нужна эта работа. Предложить детям понаблюдать за дождевыми червями помочь сделать вывод, что они тоже рыхлят почву. Закреплять представления детей о том , как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений, животных и человека.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по цветовым модулям, объективно вести судейство. Вызывать у детей положительные эмоции, развивать творчество в двигательной деятельности.
Индивидуально с Ильясом и Даниэлем игровое упражнение «Скоро в армию пойдем служить» учить детей перемещаться на гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, учить выполнять правильно хватание за край скамейки, развивать силу.
Вечер :
Постепенный подъём, гимнастика пробуждения.
Беседа «Наша страна - Россия. Природные богатства нашей страны» Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о природных богатствах нашей страны, их разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.
Ознакомление с художественной литературой : заучивание стихотворения «Скучная картина» Индивидуально работа по развитию речи. детей в подборе прилагательных к существительному, учить составлять словосочетания, точные по смыслу и грамматически правильные.
Прогулка 2
Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег)
Инд раб. С Сашей, Ариной, Максимом
Словесная игра «Правила дорожного движения» . Закреплять знания детей о правилах безопасности дорожного движения. -Игровое упражнение «Кто дальше»
Упражнять в метание предметов на дальность (не менее 5-9 м) . Формировать навыки безопасного поведения. Инд раб с Дашей, Вачиком, Ильей
Ситуативный разговор "Добрые дела красят человека". Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих
Иллюстрации по теме «Изделия из металла»
Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей в центрах по интересам.
Внести дид. игру «Чего не стало»
Развивать любознательность.
Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести мячи, скакалки и разноцветные фишки
Создать условия для творческих игр.
Презентация «Природные богатства нашей страны»
Развивать инициативу, самостоятельность в организации творческих игр.
Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.
Внести макеты дор. Знаков (пеш. переход)
Поощрять инициативу детей
заниматься познавательно-исследовательской деятельностью.
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Вовлечение семей в образовательную деятельность
Четверг 13.10.2016
Познавательное развитие (Окружающий мир ) .
Что такое рукотворный мир?
Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира ; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета ) и понимать назначение предметов , необходимых для жизни человека. (В. Н. Волчкова стр 84 №1)
Художественное творчество (Рисование) .
«Поезд» . Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни . Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым и цветными карандашами.
(Т. С. Комарова стр 43 №14)
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Утренняя гимнастика (комплекс №3)
Познавательное развитие ФЭМП игровое упражнение «Закрась нужный по счету предмет »
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , Цель : Формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира . (форме, цвете, размере)
Обогащение активного словаря детей. («Речевое развитие» )
Развитие мелкой моторики рук.
Ситуативный разговор "Какие предметы облегчают труд людей" Расширять представления о предметах быта для облегчения труда человека дома.
Просмотр мультфильма «Компьютер» «Фиксики»
Цель : дать знания о создании компьютера и место его в жизни человека, создание положительного эмоционального климата
Прогулка 1
Наблюдение за самосвалом
Формировать представление о видах грузовых машин; учить рассказывать о них
Подвижная игра «Ловишки с приседаниями» (бег) Упражнять в беге; учить соблюдать правила игры. Инд раб с Сашей, Максимом, Варей, Ариной : бег и прыжки. Упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на ходу направления, в прыжках (подскок на двух ногах)
Трудовая деятельность : сбор семян. Учить правильно собирать семяна, воспитывать гуманно- деятельное отношение к природе.
Вечер :
Дидактическая игра «Из чего это сделано» Повторить материалы из которых сделаны предметы домашнего обихода .
Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет «Уборка квартиры» Продолжать развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли и подготавливать необходимые условия для игры. Инд. работа с Сашей С. Владом А. закреплять умение пользоваться ножницами.
Прогулка 2
Подвижная игра «Мы веселые ребята» (бег) . Развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры. Формировать навыки безопасного поведения в игре. Инд раб с Аленой, Софией, Варей
Игра «Не ошибись» . Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ситуативный разговор «Кто делает мебель» Схемы-подсказки
Предметные картинки предметов облегчающих труд человека.
Мультфильм «Фиксики»
Обогащение предметно -развивающей среды на участке. Внести мячи, скакалки, кегли.
Создать условия для самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности.
атрибуты для игры
Развивать инициативу, самостоятельность, творчество. Порекомендовать родителям литературу
по теме «Предметы , которые нас окружают » .
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Создание /организация предметно -пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Вовлечение семей в образовательную деятельность
Пятница 15.10.2016г. Развитие речи.
Пересказ сказки «Заяц- хвастун» Помочь детям составить план пересказа сказки ; Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана . (В. В. Гербова стр 33 №3)
Конструирование.
Как колесо закрутилось на мельнице
Расширить понятие о колесе как величайшем изобретении человечества. Вызвать интерес к конструированию мельницы на основе представления о её строении и назначении. Познакомить со способом конструирования бумажного конуса из полукруга. Напомнить способ конструирования бумажного цилиндра. Показать способ создания вращающегося колеса. Закрепить навыки резания ножницами. Формировать умение планировать деятельность . Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, желание создавать своими руками игровое пространство. (И. А. Лыкова стр 44 №6)
Физическое развитие.
Упражнять в ходьбе и беге; разучить игровые упражнения с мячом; повторить игровые упражнения с бегом и прыжками.
(Л. И. Пензулаева стр 31 №18)
Утренняя гимнастика (комплекс №3)
Разговор-рассуждение «Какие самые важные изобретения человечества» . Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Игровое упражнение «Что мы купим в магазине?» Отрабатывать умение детей выбирать наиболее нужные предметы и классифицировать их.
Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад» . Закрепить правила дорожного движения. Цель : Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.
Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
«Мебельная фабрика»
Прогулка 1
Наблюдение за рябиной
Продолжать знакомить детей с рябиной. Отметить отличия её от других кустарников . Формировать бережное отношение к природе.
Подвижная игра «Ловишка» (бег) Развивать у детей ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга. Учить регулировать дыхание во время бега. Формировать навыки безопасного поведения в игре.
Трудовое поручение «Подметём дорожку» . Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности
Индивидуальная работа с Викой, Дашей, Матвеем, Данилом Ш.
Игровое упражнение «Бегуны» . Упражнять в беге мелким и широким шагом.
Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации
«Что случится если…» . Цель :
Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.
Вечер :
Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения.
Викторина «Предметы , которые нас окружают » . Закреплять знания детей о предметах и важности их в жизни человека.
Рисование по замыслу. Учить рисовать кистью разными способами.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Закрепить представления о материалах .
Ситуативный разговор "Важность изобретения электричества". Показывать прогресс человека в изобретении электричества.
Прогулка 2
Наблюдение «Солнышко ушло за горизонт» Расширить представления детей о влияние солнце на здоровье людей.
Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег) . Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание.
Игра «Спортсмены» Расширить знания детей о различных видах спорта. Обогащать словарь детей.
Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель : учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей в центрах по интересам.
Способствовать творческому самовыражению детей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мир вокруг нас
4 класс
Направление: социальное
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Гамова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов, специалист
высшей квалификационной категории
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ " Владиславовская ОШ "
Протокол от _.08.201_ г. №_
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си-туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на-чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви-тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз-дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату-ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер-шенствования всей системы воспитательной работы с младши-ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз-нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи-ке экологического образования в начальной школе единой, рас-считанной на весь период обучения, программы дополнительно-го образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи
Цель: формирование и развитие экологически сообразно-го поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при-роде, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетиче-ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во-просам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без- образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь-нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
«Мир вокруг нас» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
«Познавательная экология»
«Введение». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «Среда обитания» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности - численность травоядных - численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа)
Тема 8. (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «Реки и озера» (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите- лях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок - призывов.
Раздел 4. « Человек и животные » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация - декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки - наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра - викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд» (7 часов)
Тема 28 . Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29 . Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32 .Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана - проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем занятий | Учебные часы |
Введение | ||
Среда обитания | ||
Жизнь животных | ||
Реки и озера | ||
Человек и животные | ||
Сельскохозяйственный труд | ||
Итого |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Наименование разделов и тем занятий | учебного | Формируемые УУД | ||
Введение 1 ч. |
|||||
Вводное занятие. Жизнь на Земле | |||||
Среда обитания 6 ч. |
|||||
Времена года на Земле | — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | |||||
Изменения окружающей среды | |||||
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | |||||
Условия жизни растений | |||||
Разнообразие животных, условия их жизни | |||||
Жизнь животных 4 ч. |
|||||
Динозавры - вымерший вид животных | Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Просмотр видеофильма о жизни динозавров | |||||
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |||||
Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений | |||||
Реки и озера 8 ч. |
|||||
Реки и озера | — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Получение кислорода под водой | |||||
Пресноводные животные и растения | |||||
Жизнь у рек и озер | |||||
Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов» | |||||
Околоводные птицы | |||||
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | |||||
Акция « Сохраним первоцвет!» | |||||
Человек и животные 8 ч. |
|||||
Жизнь среди людей | — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | ||||
Ролевая игра «Это все кошки» | |||||
Домашние животные | |||||
Викторина «Собаки - наши друзья» | |||||
Уход за домашними животными | |||||
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |||||
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | |||||
Сельскохозяйственный труд 7 ч. |
|||||
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | |||||
Семена овощных и декоративных культур | |||||
Заботы хлебороба весной | |||||
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | |||||
Подготовка почвы на пришкольном участке | |||||
Высадка рассады на участке. Составление графика полива | |||||
Декоративные растения | |||||
Итого: | 34 |
Лист коррекции
«Мир вокруг нас»
(название предмета)
Учитель Гамова Татьяна Петровна
п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.
Понедельник «Вода вокруг нас»
Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
- Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
- Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
- Игра - соревнование: «Где живет вода?».
- Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
- Наблюдение за водой в фонтане.
- Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».
Вторник «Круговорот воды в природе».
Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.
- 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
- Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
- Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
- Математические игры:
- «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
- «Веселые капельки» (порядковый счёт).
- «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).
III. Просмотр презентации: «Вода».
- Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.
Среда «Море».
Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
- Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
- Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
- Творческая игра: «Мы - водные животные».
- Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
- Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
- Моделирование сказки: «Русалочка».
- Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
- Составление коллажа из камешков, ракушек.
- Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.
Четверг «Волшебница вода».
Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
- Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
- Проведение опытов:
А) «Вода прозрачная»
Б) «Вода не имеет форму»
В) «Вода растворяет вещества»
Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Д) «Лед - твердая вода»
Е) «Пар - тоже вода»
Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)
З) «Спичка пленница» (лед и соль)
- Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
- Художественная продуктивная деятельность: монотипия
Пятница «Уроки Берегоши».
Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.
- Сообщение: «Что я узнал о воде».
- Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
- «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
- Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
- Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).
Тема недели: « Мир вокруг нас. Человек и его здоровье»
Цель: Развивать представление о себе - человеке и признаках здоровья человека, интерес к изучению себя, своих физических возможностях (осанка, рост, движение, картина здоровья и т.д.), к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
ПОНЕДЕЛЬНИК
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
УТРО
Коммуникативная деятельность
Беседа «Я здоровье берегу» Цель: рассказать детям о полезных продуктах, о пользе физкультурных занятий, прогулок на свежем воздухе; формировать представление о необходимости беречь своё здоровье.
Индивидуальная работа по связной речи с Ромой К. Д/и «Скажи ласково» Цель: способствовать умению называть слова с суффиксом «очк».
Самостоятельная изобразительна я деятельность. Рисование карандашами по желанию детей. Цель: развивать интерес к рисованию, изобразительные навыки.
самообслуживание и элементарный бытовой труд . к.г.н . Дежурство по столовой
Цель: закрепление знаний о посуде и столовых приборах, их предназначении; воспитание КГН, культуры поведения и навыков самообслуживания.
Утренняя гимнастика
Н О Д № 1. Двигательная деятельность. Физкультурное.9.00-9.20
Н О Д № 2 Познавательная деятельность. Исследование объектов живой и неживой природы. Познание предметного и социального мира.9.30-9.50
ТЕМА: « Таблетки растут на грядке»
Воспитывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. Учить правильно отвечать на вопросы, развивать активную речь.
УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА
Познавательно-исследовательская деят-ть : Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, учит отгадывать загадки. Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.
Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
Декабрь год кончает - зиму начинает.
Теплая зима к холодному лету.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Двигательная деят-ть подв.игра «Мы весёлые ребята» - повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.
«Парный бег». Цель: продолжать учить бегать парами.
Игровая деятельность Д.И «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Индивидуальная работа двигательная активность (с Наташей С.) Упражнения на скольжение - учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.
самообслуживание и элементарный бытовой труд Пополнить кормушки - привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.
Цель: Ознакомление детей с приборами бытовой техники., с правилами безопасного поведения детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. Ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина, полиэтилен. Обогащение представлений о влагоустойчивости материалов, опыты на проверку влагоустойчивости материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарный план по введению в ФГОС .
Тема недели: «Мир вокруг нас»
Цель: Ознакомление детей с приборами бытовой техники., с правилами безопасного поведения детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. Ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина, полиэтилен. Обогащение представлений о влагоустойчивости материалов, опыты на проверку влагоустойчивости материалов.
01.02.16г. Понедельник | Непосредственно образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ) | Самостоятельная деятельность детей (СДД) |
Утро | Беседа с детьми на тему «Предметы вокруг нас: из чего они сделаны» - расширять знания детей о свойствах предметов. Работа с календарем природы. - предложить Кате, Нине рассмотреть календарь, обогащать представления о характерных признаках зимы. Отметить, что световой день увеличивается. Способствовать развитию связной речи детей. | Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое». Формировать и совершенствовать двигательные навыки, сохранять и укреплять здоровье детей. Практическое упражнение: «Моем, моем, мылом, мылом – наши рученьки чисты!». Продолжать закреплять знание детей, о том, что перед едой нужно мыть руки с мылом. | Разыгрывание ситуации «Мастерская» - обеспечивать включение детей в совместную игровую деятельность по придумыванию сюжета, комбинируя различные события реалистического, сказочного, фантастического характера. Работа в уголке музыкального воспитания: «Детские музыкальные инструменты» - закреплять знания детей о музыкальных инструментах, формировать умение называть их, извлекать музыкальные звуки. |
НОД | Самое обсуждаемое
![]() |