Н.О. Зиновьева
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в школу. Собственно говоря, в семье психологическая подготовка начинается гораздо раньше, и чем-то она часто напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о том, как следует себя вести со взрослыми и т.п. И все разговоры только об этом торжественном событии. Интересно, задумывались ли когда-нибудь взрослые члены семьи, как в итоге ребенок начинает относиться к школе и учителям после многолетних, многократных и иногда угрожающих разговоров по этому поводу?
С чем связано сопротивление родителей? Они переживают не лучшие годы школьной жизни, но, увы, тем самым они подсознательно переносят эти негативные установки на детей. Другой источник сопротивления может зависеть от социально-культурных или этнических различий: в российской школе не всегда учитываются национальные и религиозные корни поступающих в школу детей. Также родители могут быть настолько озабочены своими личными проблемами, связанными с финансами, здоровьем или отношениями, что им просто бывает не до детей. Наконец, родители настолько остро переживают переход ребенка в школу, что отождествляют себя с ним, все его проблемы и заботы принимают как свои; постоянно употребляют слово «мы», вместо «я» и «моя дочь (мой сын)». Подобное психологическое состояние родителей также не способствует формированию позитивного отношения ребенка к школе.
Давайте попробуем остановиться на тех моментах жизни семьи в преддверии перехода ребенка в школу, которые помогут снизить тревожность всех членов семьи и увеличить позитивные ожидания в отношении школы.
С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях. Естественно, что родители помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них – второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребенка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность.
Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребенок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В конце концов, на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.
К шести годам (по крайней мере, так утверждают исследования) школьник может самостоятельно решить, питаться ли ему в школьной столовой или брать завтрак из дома. Если он все-таки решит брать завтрак с собой, то меню следует продумывать заранее, чтобы в нужный момент все было под рукой. Более того, первоклассник в состоянии определить, что именно ему нужно и сообщать список того, что нужно купить, родителям.
Одна из самых непростых, тревожных и страшащих первоклассника ситуаций – это выполнение домашних заданий. Ведь именно в этом у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности вообще и успеваемости в частности, развивается ответственность. Как же вести себя родителям, которым так хочется, чтобы их ребенок был лучшим из лучших и самым-самым? Самое полезное, что могут сделать родители для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно (подчеркиваем, совместно) с будущим первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Хорошо бы, чтобы рабочее место вашего ребенка находилось подальше от телевизора. С компьютером вопрос более сложный, поскольку иногда требуется прибегать к его помощи. Что касается непосредственного выполнения домашних заданий, то ответственность родителя в основном заключается в том, чтобы показать, как делать; что-то сделать вместе; ответить на возникшие вопросы. Ни в коем случае не следует выполнять задание за ребенка.
Не ждите, что ваш ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто, например, всякий раз, как грядет проверочная работа. Взрослые тоже не испытывают ежеминутной любви к своей работе, и это нормально.
Когда у ребенка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.
Наконец, и, быть может, это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители смогут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт как в школе, так и за ее пределами? Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе, с удовольствием слушали бы выученные стихи и сами делились бы своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.
Подготовка к школе, выбор учителя и системы обучения — это основная головная боль родителей ребенка, которому исполнилось шесть лет. Ведь от этого выбора во многом зависит будущая успешность или не успешность ребенка.
В этом году мой сын закончил третий класс. Совсем недавно в разговоре пришлось освежить воспоминания об этих предшкольных месяцах три года назад.
А было это так:
Подготовка к школе. Ребенок.
Мы очень много занимались с ним практически с рождения. Я противник того, что называется «ранним развитием», всякие ежедневные обязательные занятия, «плавать раньше, чем ходить», «читать раньше, чем говорить» — это не для меня. Но по стенам в квартире были развешаны распечатанные картинки и буквы, потом слоги. В коридоре была большая яркая детская карта мира, малышу был доступен компьютер и детские обучающие программы.
В итоге к шести годам он очень хорошо читал, считал и был достаточно эрудирован.
С моей стороны это было сознательной подготовкой к школе. Чтобы в первом классе ребенку было проще, легче и интереснее. Чтобы поменьше тратить времени на домашние задания и подготовку к занятиям. (Я с ужасом вспоминаю, как со средней дочкой, которая читала медленно, в первом классе по три часа по вечерам уроки делали. Поэтому на этот раз заранее сделала все, чтобы это не повторилось.)
Готовимся к школе. Выбираем Программу.
Конечно же разумная подготовка к школе предполагает сознательный выбор системы обучения. Я тогда перечитала все, что смогла найти в интернете про школьные програмы. Выстроила для себя систему (это мое тогдашнее (2010 год) понимание, на истину не претендую!):
- Планета знаний — самая простая и легкая программа. Очень примитивные задания в учебниках, простая математика, хороший, легкий учебник русского языка. Доступна для детей с любым уровнем подготовки, но может быть скучна для тех, кто имеет более высокий уровень подготовки.
- Школа России — классическая программа, не сложная для понимания. Окружающий мир — на уровне старого Природоведения, которое когда-то было у нас.
- Гармония — наиболее спорная программа. Русский язык, который преподается, как иностранный — через транскрипции, для большинства родителей и детей сложен и запутан. Сначала ребенка учат писать, «как слышит», а потом применять правила для исправления написанного.
При этом в сети можно найти много и положительных откликов, но чаще положительные отзывы от тех родителей, у которых дети учатся по программе «Гармония», в которой русский язык от Соловейчик заменен другим учебником.
- Школа 2100 . Хорошая программа среднего уровня. Не сильно сложная, но и не простая. Отзывы родителей разные, некоторые жалуются на сложность, но это в большей мере зависит от возможностей детей и отношения к учителю.
- Программа Занкова . Эта система в родительских обсуждениях фигурирует, как сложная. Здесь, якобы, сложная математика, ребенку часто требуется помощь родителей и позиционируется она, как программа «для продвинутых, подготовленных» детей.
- Программа Эльконина-Давыдова . Она не столько сложная, сколько необычная и непривычная. Далеко не все учителя могут принять такой неординарный способ обучения детей. Поэтому здесь не просто важна, а супер-важна личность учителя, который будет работать по этой программе.
- «Перспектива » и «Перспективная начальная школа «. Это разные программы, первая вполне приемлемая, судя по родительским отзывам, вторая — более простая и, опять-таки, судя по отзывам, сырая и спорная. Очень много негативных отзывов на нее попадалось.
(Еще раз — это было три года назад, мой ребенок пошел в 1-й класс в 2010 году, и именно на 2010 год выпал период нашей активной подготовки к учебе.)
Школа и учитель
Я обошла все окрестные школы, прочитала отзывы о них на городских форумах, поговорила с родителями и детьми на детских площадках и, опять-таки, выстроила для себя картину, куда я готова своего сына водить, а куда нет.
Считаю, что главный критерий в выборе — это личность учителя. Потом уже школа, потом — программа. Хорошо подготовленному ученику будет проще в любой школе у любого учителя. Но при этом программа не должна быть слишком простой, чтобы ребенку не было скучно на уроках.
Очень сложная задача стоит перед родителями шестилеток — сделать выбор, который станет определяющим для будущей взрослой судьбы вашего пока еще малыша.
Ох, родители… Удачи вам в этом нелегком выборе!
По подготовке к школе детей 5-7 лет (М.: Просвещение, 2013).
Занятия разработаны с учетом ФГОС дошкольного образования, направлены на создание благоприятной образовательной среды для подготовки старшего дошкольника к освоению общеобразовательных программ НОО "Школа России" и "Перспектива", коммуникативно-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития будущих первоклассников.
Предназначено руководителям и педагогам дошкольных учреждений всех типов, специалистам дошкольной педагогики ; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Не секрет, что большинство родителей и воспитателей озабочены подготовкой шести- и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Переход от статуса «дошкольник» к статусу «школьник» является переломным моментом в жизни ребенка. Нужно сделать многое, чтобы этот переход прошел безболезненно. Именно в первом классе происходит один из кризисов возраста – кризис семи лет. Главная задача, которая стоит перед учителями, родителями и воспитателями, – создать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы, быть готовым к школьному обучению.
При организации предшкольного образования ставится вопрос о решении одновременно трех задач:
1. Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.).
2. Подготовить детей к обучению именно в школе (то есть умению работать в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками, умению работать с книгой и пр.).
3. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Огромную помощь в решении этих задач окажет данное пособие, представляющее разработку системы занятий со старшими дошкольниками по программе «Преемственность».
Работа строится на основе интеграции. Через образовательную деятельность происходит реализация образовательных областей, обозначенных в ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие ». Например, занятие по развитию речи может решать задачи областей «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития».
Известно, что мышление у детей 6–7 лет наглядно-образное. Характерные виды деятельности для ребенка дошкольного возраста – предметная игра, рисование , конструирование. Именно поэтому занятия в пособии представлены в увлекательной форме, что уменьшает степень нервно-психического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей. Обучение идет более продуктивно, если построено в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им для решения практических задач, а потому усваиваются легче и быстрее.
Введение 3
Рабочая программа 5
Пояснительная записка 5
Образовательная область «Речевое развитие» 7
Образовательная область «Познавательное развитие» 8
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 9
Ожидаемый результат 9
Планирование непосредственно образовательной деятельности 10
Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи 10
Развитие элементарных математических представлений 12
Рисование. Лепка. Аппликация 13
Разработки занятий 14
3-я неделя января
Тема : Речь устная и письменная. Пересказ сказки «Колобок». Письмо узоров. Штриховка 14
Тема : Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов . Ориентиры клетки. Один и много. Круг (находить среди множества фигур) 20
Тема : Фрукты 25
4-я неделя января
Тема : Предложение. Схема предложения. Составление рассказа по картине «Маша и кукла ». Пересказ сказки «Теремок». Письмо узоров. Штриховка 27
Тема : Счет предметов. Отношения «больше», «меньше», «равно», «столько же». Графический диктант. Квадрат (находить среди множества фигур) 31
Тема : Моя семья 34
1-я неделя февраля
Тема : Предложение состоит из слов. Пересказ сказки «Репка». Письмо узоров. Штриховка. Игрушки 40
Тема : Счет предметов, расположенных на плоскости и в пространстве (слева, справа, вверху, внизу) 44
Тема : Цветок для мамы 48
2-я неделя февраля
Тема : Звуки. Общее понятие. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят». Письмо узоров. Школьные принадлежности 50
Тема : Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам (ягоды, овощи, фрукты) 56
Тема : Овощи 61
3-я неделя февраля
Тема : Звуки и буквы. Различие. Пересказ сказки «Курочка
Ряба». Письмо узоров. Штриховка 63
Тема : Счет предметов. Порядковый номер предметов. Построение предметов с помощью шаблонов. Штриховка. Прямоугольник (находить среди множества фигур) 67
Тема : Моя любимая игрушка 72
4-я неделя февраля
Тема : Звуки и буквы. Пересказ сказки «Красная Шапочка».
Письмо узоров. Штриховка 74
Тема : Счет предметов. Решение простых задач. Построение предметов с помощью шаблонов. Присчитывание и отсчитывание по одному. Математическая загадка 78
Тема : Кораблик 85
1-я неделя марта
Тема : Гласные и согласные звуки (общее понятие). Письмо наклонных палочек. Пересказ сказки «Заюшкина избушка». Транспорт 86
Тема : Число 1. Цифра 1. Построение предметов. Штриховка. Геометрические фигуры 92
Тема : Восемь вишен 98
2-я неделя марта
Тема : Гласные и согласные звуки. Письмо овалов. Пересказ русской народной сказки «Снегурочка». Раскрашивание узоров 99
Тема : Число 2. Цифра 2. Знаки «+», «–», «=». Логические задачи на установление закономерностей. Овал (находить среди множества фигур) 104
Тема : Бабочка 113
3-я неделя марта
Тема : Согласные звуки, мягкие и твердые. Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка» 115
Тема : Число 3. Цифра 3. Сопоставление чисел 1, 2, 3. Треугольник (находить среди множества фигур) 121
Тема : Аппликация из треугольников 127
4-я неделя марта
Тема : Согласные звуки, мягкие и твердые. Штриховка. Пересказ сказки «Три медведя» 129
Тема : Число 4. Цифра 4. Четырехугольники (находить среди множества фигур) 133
Тема : Лепка животных 142
1-я неделя апреля
Тема : Анализ звуков. Выделение звуков в слове. Пересказ сказки «Гуси-лебеди». Посуда 144
Тема : Число 5. Цифра 5. Выявление закономерностей. Логическая задача на установление несоответствия. Дорисуем круг до чего-нибудь 149
Тема : Собачка 156
2-я неделя апреля
Тема : Выделение звуков в слове. Схема слова. Штриховка. Пересказ сказки «Маша и медведь». Продукты питания 158
Тема : Числа 1–6. Сравнение чисел. Запись. Понятия «высокий», «низкий», «длинный», «короткий» 164
Тема : Рисование игрушечного медведя 172
3-я неделя апреля
Тема : Тренировка в различении звуков согласных и гласных. Анализ слов типа жук , шар . Письмо элементов букв. Пересказ сказки «Кот и лиса». Дикие и домашние животные 174
Тема : Числа 1–7. Сравнение чисел. Штриховка предметов, выполненных при помощи трафаретов. Деление квадрата на части. Дни недели 179
Тема : Лепка гусеницы 187
4-я неделя апреля
Тема : Тренировка в различении звуков. Штриховка. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Деревья. Мебель 188
Тема : Числа 1–8. Штриховка геометрических фигур. Деление предмета на 4 части. Профессии 192
Тема : Матрешка 199
1-я неделя мая
Тема : Закрепление изученного материала . Пересказ сказки «Каша из топора». Обувь, головные уборы, одежда 201
Тема : Числа 1–9. Сравнение чисел. Время. Времена года 205
Тема : Рисование цветов 211
2-я неделя мая
Тема : Итоговое занятие. Пересказ сказки Сергея Михалкова «Три поросенка» 212
Тема : Итоговое занятие «От 1 до 9» 216
Тема : Дорисуем круг до чего-нибудь 220
Литература 222
Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы. Декабрь-февраль. Программа для установки через Интернет
Рабочая программа "Перспектива" довольно популярна в школах на сегодняшний момент. Все учебники входят во ФГОС. В этом разделе сайта можно бесплатно скачать и распечатать учебники, рабочие тетради на печатной основе, методические пособия по программе "Перспектива" для начальных классов (1,2,3,4 класс).