Произведения по направлению человек и общество. Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Произведения по направлению человек и общество. Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.

  1. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
  2. В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
  3. В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
  4. Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
  5. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
  7. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
  8. В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
  9. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Список литературы к направлению «Верность и измена»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Беглец».

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

И. Гончаров «Обломов»

А. Н. Островский «Гроза»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Н. С. Лесков «Левша»

А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»

И. А. Бунин «Темные аллеи», «Руся», «Кавказ»

М. Горький «Детство»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

А. Платонов «Возвращение»

Б. Васильев «Летят мои кони»

В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Е. Носов «Белый гусь»

В. Некрасов «В окопах Сталинграда», «Вася Конаков»

В. Астафьев «Белогрудка»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день»

Е. Замятин «Мы»

В. Набоков «Лолита»

Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары»

В. Железников «Чучело»

Е. Мурашова «Класс коррекции»

П. Санаев «Нулевой километр»

И. Курамшина «Сыновний долг»

У. Шекспир «Макбет»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э.М. Ремарк «Три товарища»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Дж.Оруэлл «1984»

Ф. Саган «Через месяц, через год»

Р.Р. Толкин «Властелин колец»

Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама»

Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

А.Гавальда «35 кило надежды»

Дж. Пиколт «Ангел для сестры»

У.Спаркс «Дневник памяти»

Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Н. Островский «Бедность не порок»

В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»

Н. С. Лесков «Старый гений»

А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке»

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы

М. А. Горький «Легенда о Данко»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лапти»

М. А. Булгаков «Записки юного врача»

А. П. Платонов «Юшка»

А. С. Грин «Алые паруса»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

А. Солженицын «Матренин двор»

В. Шукшин «Чудик»

К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»

В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»

Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»

В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского»

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др

Д. Лихачев «Возвращение на Мару»

Б. Екимов «Ночь исцеления»

Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»

В. Железников «Чучело»

Л. Улицкая «Дочь Бухары»

О. Бальзак «Отец Горио»

Дж.Остин «Гордость и предубеждение»

Ф. Кафка «Воздушный замок»

У. Голдинг «Повелитель мух»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

П. Коэльо «Вероника решает умереть»

Л. Оливер «Прежде чем я упаду»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

М. Зузак «Книжный вор»

Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»

Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Список литературы к направлению «Цели и средства»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Н. С. Лесков «Старый гений»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

В. М. Гаршин «Сигнал»

А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. С. Грин «Алые паруса»

А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор»

В. Каверин «Два капитана»

В. Шукшин «Сапожки»

В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)

Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Ж.-Б. Мольер «Тартюф»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

О. Генри «Дары волхвов»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

А. Хейли «Отель»

С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

К. Воннегут «Колыбель для кошки»

Э. Хэмингуэй «Старик и море»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Список литературы к направлению «Смелость и трусость»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел»

А. И. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Муму»

А.Н. Островский «Бедность не порок»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели»

Н. С. Лесков «Старый гений»

В. М. Гаршин «Трус»

М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Б. Житков «Храбрость»

Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»;

В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

Ч. Айтматов «Плаха»

Д. Рубина «Адам и Мирьям»

В. Аксёнов «Московская сага»

В. Железников «Чучело»

А. Алексин «Поздний ребёнок»

Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы»

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»

Г. Мопассан «Милый друг»

Р.Р. Толкин «Хоббит»

Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

Р.Ригз «Дом странных детей»

Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Список книг к направлению «Человек и общество»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И. А. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

А. Н. Островский «Гроза»

Н. С. Лесков «Старый гений», «Левша»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»

В. Г. Короленко «В дурном обществе»

А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

А. С. Грин «Алые паруса»

В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Детские картинки» и др.)

А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»

А. П. Платонов «Юшка»

В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар»

Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Е. Замятин «Мы»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)

В. Крапивин «Мальчик со шпагой»

Э. М. Ремарк «Тени в раю»

С. Моэм «Луна и Грош»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Лед и пламя»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»

К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского».

Приходите в библиотеки за книгами!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru

Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

Комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК - 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.

Синонимы
Человек: личность, индивидуум.
Общество: социум, среда, окружение.

Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек - существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.

Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький , рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого» . Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет », - но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен» , - говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон» .

Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек - существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему - в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.

Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . «Что сделаю я для людей?!» - восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко - пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
  • Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  • Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
  • Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  • Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
  • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
  • Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • К чему ведет нарушение общественных норм?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Самое обсуждаемое
Русская графика конца XIX — начала ХХ века Интерьер в русской графике XIX - начала XX века Русская графика конца XIX — начала ХХ века Интерьер в русской графике XIX - начала XX века
Однородные члены предложения и знаки препинания при Однородные члены предложения и знаки препинания при "и
Экзистенциальное одиночество Экзистенциальное одиночество


top