Скачать фотографию детской железной дороги. Детская железная дорога. Детская железная дорога - фото

Скачать фотографию детской железной дороги. Детская железная дорога. Детская железная дорога - фото

У каждого ребенка есть любимая игрушка. Иногда игрушка становится "голубой мечтой" всей жизни, не всегда доступной, но навсегда любимой. В СССР такой мечтой для многих стала игрушечная железная дорога.

Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек». Чаще всего дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

Впервые на полках Центрального Бакинского универмага я увидел «Пионерскую», летом 1958 года. Помню, что с трудом смог пробраться поближе, чтобы рассмотреть сверкающие зеленые вагоны и ярко-синий тепловоз. Сбоку возвышался самый красивый вокзал на свете со скамейками для ожидающих поезда и окошечками касс. С другой стороны - будочка с трубой, светофор, переезд, мост…

Особый восторг выказывали ребята старшего возраста, которые практически полностью закрывали нам, мелюзге, вид на диковинку!

Надо сразу же сказать, что в сентябре 58-го года мне должна была стукнуть первая круглая дата – 10 лет! Замечу также, что мы, были детьми не избалованными игрушками, особенно техническими.

В очередное летнее каникулярное воскресенье наша семья гуляла по городу и, конечно, я правдами и неправдами затащил всех в заветный универмаг. Мама, увидев ценник, издала протяжный стон, схватила меня за руку с целью увести побыстрее…Но неожиданно появился сторонник в виде старшего брата, которому весной исполнилось 23 года. Меня силой отстранили, а он остался и вдруг предложил:" Давайте скинемся и купим брату на юбилей эту самую железную дорогу!"

Как стало известно позже, брат хотел досконально разобраться в пучке проводов, которые выглядывали из короба. Это была многофункциональная железная дорога, в которой даже была реализована только-только возникшая на большой железной дороге идея автоблокировки! Именно по этой причине сам путь был трехрельсовый.

Широким жестом брат выложил 6 рублей! Мама, неодобрительно покачивая головой, все же наскребла в сумочке 10 рублей. А отец, вздохнув и почесав затылок, молча достал из толстой пачки 20 рублей и положил в общий котел! Я стоял не дышал. Неужели уже сегодня эта замечательная железная дорога будет у нас дома!

За ящиком нас послали почему-то в подвал по боковой лестнице (позже во все последующие времена, когда я бывал в этом универмаге, то всегда поворачивал голову в сторону этой лестницы).
Ящик был громоздкий и очень тяжелый, но ведь это была ЖЕЛЕЗНАЯ дорога.
Дома, конечно же, меня близко к дороге не подпускали, пока брат разбирался со всеми сложностями сбора и отладки. Для него с высшим образованием на это ушло около 3-х часов. Прекрасно изданная в 1955 году на мелованной бумаге инструкция по сборке не позволяла сразу же соединить и запустить дорогу. Например, много было неясного в монтаже электрических проводов и клемм. Вроде на рисунках все видно, понятно и ясно, на проводах и клеммах маркировка, жилки все цветные, а когда начинаешь собирать наяву – получается не сразу… Некоторые страницы инструкции привожу по подлиннику.

На первую сборку рельсов потребовалось около часа. Благо все плети пронумерованы. Всего оказалось 7 прямых рельсовых секций и 16 кривых (в инструкции написано – радиусных). Поражала автоматика закрытия шлагбаумов при подъезде поезда к переезду и появление стрелочника из будки блок-поста. При этом у него в руках загорался фонарь яркого зеленого цвета. Дежурный по вокзалу на перроне лихо поднимал флаг также зеленого цвета и держал до самого прохода поезда… Чудо, в пассажирских вагонах даже горел свет!

Когда, в конце концов, железную дорогу запустили, был тихий восторг всех родных, ну обо мне и говорить не надо!

Подвижной состав состоял из локомотива ИС-51 (Иосиф Сталин – 1951 год) с осевой формулой 2-(1+1)-2, двух пассажирских и одного крытого вагонов, а также открытой платформы. Моторная тележка имела суперсовременный групповой электропривод через сочлененную зубчатую передачу. Тяжелый кузов локомотива опирался только на моторную тележку, что позволяло реализовывать высокие значения силы тяги. Направляющие тележки несли только свой собственный вес, что при больших скоростях движения иногда приводило к их сходу, что, впрочем, никак не отражалось на дальнейшем движении поезда…до первой стрелки! Если вы подумали, что именно здесь происходил сход, то глубоко ошибаетесь, нет, на стрелочных переводах колеса сами запрыгивали на рельсы. Чем не современные «лягушки»!

А при сходе или любом другом КЗ через пару секунд срабатывала защита и включалась яркая красная лампочка на центральном пульте управления! Восстановление цепи было возможно только после остывания биметаллической пластинки и, конечно, устранения схода или КЗ.

Все эти новшества приводили брата и меня в неописуемый экстаз: совершенная защита от короткого замыкания, плавное регулирование скорости, действующая надежная трехзначная автоблокировка, освещение пути прожекторами локомотива, а стрелочных переводов и переезда - отдельными фонарями. Яркое праздничное освещение вокзала, свет в кассах. К моему большому сожалению, на тепловозе-электровозе применялся коллекторный тяговый двигатель переменного тока, что не позволяло выполнять дистанционное реверсирование. Изменять направление движения можно было только переключателем, расположенным в неудобном месте на моторной тележке под юбкой кузова.

Также меня восхищала автоматическая сцепка, которая позволяла соединять вагоны без моего участия. На рисунке показано сцепление двух пассажирских вагонов. А вот с расцепкой возникали проблемы, особенно на кривых участках.

Естественно, что не только весь мой класс побывал в гостях, но без преувеличения вся школа №174 ! Слухи распространялись быстро!

Позже, когда немного приелись базовые два круга, делал тупиковую станцию. Часто летом выносил короб и раскладывал дорогу в нашем уютном тенистом дворике, что вызывало неподдельный интерес у всех соседей, многочисленных детей разного возраста. Так как город Баку расположен на холмах, то поверхность дворика имела явный уклон в сторону улицы, что потребовало создания эффективной тормозной системы. Как положено, были сделаны тормоза пассажирских вагонов и вспомогательный ручной тормоз локомотива, который торчал из окна помощника машиниста.

Конечно, размашистость разложенной железной дороги не позволяла оставлять ее надолго на полу. Собрал, поиграл – аккуратно разбери, сложи и задвинь короб под стол. В семье применялось понедельное поощрение: если в табеле успеваемости не было троек, то разрешалось в воскресенье разложить дорогу… Как же не хотелось вечером собирать ее, укладывать в ящик!!

И еще вот на что надо обратить внимание: после игры я был перемазан с ног до головы в машинном масле и какой-то саже. Не это ли предел мечтания парня, мечтавшего посвятить свою жизнь настоящей железной дороге!

В начале 1950-х годов Белоруссия ещё не успела оправиться от послевоенной разрухи, но, тем не менее, руководство республики уже уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Одним из направлений этой работы была детская железная дорога. Но восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, видимо, сочли нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики – Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Уже осенью 1954 года началось строительство Минской детской железной дороги. В строительстве дороги принимали участие минские школьники. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках шла теоретическая подготовка ребят к работе на детской железной дороге.




















В 2008 году планы реконструкции сильно изменились. Было решено переложить весь путь на бетонных шпалах с рельсами Р43, капитально отремонтировать станцию Заслоново и смонтировать на ней навес над перроном, построить пешеходный мост на пути к стадиону. Существенной модернизации подвергнутся также средства СЦБ. Ранее никак не защищённую от «Непрошенных гостей» станцию Пионерскую планируется огородить забором, а впоследствии построить там локомотивное депо.

Адрес: Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции дом № 23а

Фото Бориса Извекова

Дата постройки: 1939 год. Архитектор: Яковлев Александр Александрович

Ниже страничка из книжки Ольги Наумовой "100 БИОГРАФИЙ ДОМОВ НИЖНЕГО"

В статье Л.А.Нифонтова «От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому» (К 90-летию, а потом и к 100-летию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева) написано:

- «К числу лучших работ Александра Александровича следует отнести и здание станции «Родина» детской железной дороги. Здесь перед архитектором стояла задача – с одной стороны найти какие-то оригинальные формы здания с учётом того, что здание строится для детей. А с другой стороны, надо было «войти в ансамбль, не «перекрикивая» рядом стоящего Дворца культуры им. В.И.Ленина. А.А.Яковлев хорошо справился с этой задачей. Цилиндрическая часть здания станции с изящными классическими деталями и с фигурами пионеров в верхней части привлекает к себе внимание и интересным объёмным решением, и тщательной прорисовкой деталей. В целом же здание носит всё же подчинённый характер в общем ансамбле площади.»


«Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП(б). Уже 15 мая был создан комитет содействия строительству, председателем которого стал первый секретарь Обкома ВКП(б) А.И.Шахурин. Был установлен срок окончания строительства – 1 октября 1939 года. Начались проектно-изыскательские работы, которые в самые сжатые сроки провела проектная группа службы пути Горьковской железной дороги совместно с архитектурно-планировочным управлением горсовета.

Собственно строительство началось 30 мая 1939 года. Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.»

Поезд с капотированным паровозом ЛК-01 на станции «Родина» 1939 г.

На конечных станциях, Родина и Счастливая, было построено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова, соответственно. Двухэтажное, увенчанное круглой башенкой здание вокзала на станции Родина имеет длину более 40 метров. На первом этаже вокзала размещались кабинеты начальника, дежурного по станции, зал ожидания, билетные кассы, справочное бюро, буфет, медпункт, книжные киоски. На втором – учебно-технические кабинеты для занятий кружков, помещения диспетчерской и радиоузла, а в башенке – музей истории железнодорожного транспорта.

Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.

Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо со смотровой канавой и ремонтными мастерскими, которому было присвоено имя Чкалова.

По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65 . Капот обтекаемой формы сделал эти паровозы похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере на более поздних фотографиях они уже не видны.

7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта, а все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской жд. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог.

25 августа 1944 года начальник Горьковской жд издал приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно. Только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества. Срок исполнения этого приказа был указан 10 августа 1946 года, но точная дата открытия дороги нам к сожалению не известна

Фото 1943 г.

Детская железная дорога длиной 9.1 км соединила Железнодорожный район г. Горького (Канавино) с Автозаводским районом. Проложенная в том же направлении трамвайная линия, в те годы была очень сильно перегружена и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров. Именно по этой причине в адрес Горьковской ДЖД неоднократно звучали обвинения в излишней коммерциализации и эксплуатации детского труда в ущерб идейно-политическому воспитанию молодежи.

В те годы это было весьма серьезным обвинением и чтобы избежать последствий, руководство дороги стало постепенно сужать круг обязанностей юных железнодорожников. В 1947-48 году на детской железной дороге занималось всего 45 юных железнодорожников (сравните с 1200 воспитанниками Тбилисской ДЖД), а перевозками пассажиров занимались исключительно инструкторы.

Это привело к тому, что Горьковская ДЖД постепенно захирела и превратилась из лучшей в стране детской железной дороги, с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.

Сейчас эта железная дорога работает и в интернете масса материалов о ней. Если попаду в Нижний Новгород, обязательно покатаюсь. Хочется своими глазами увидеть станцию РОДИНА, построенную моим дедушкой.

Неофициально также Кратовская ДЖД, по названию посёлка Кратово, где она расположена - узкоколейная детская железная дорога в Московской области. Все обслуживание железной дороги осуществляют дети — школьники 11-15 лет из 25 разных школ под руководством опытных инструкторов. ДЖД — это воспитательное учреждение, предназначенное для обучения школьников железнодорожным профессиям. Полный курс 4-5 лет.В течение учебного года школьники проходят теоритическую подготовку, а летом проходят практику, работают дежурными по станции, стрелочниками, проводниками, машинистами. На ДЖД действуют правила эксплуатации и технические средства, принятые для железных дорог общего пользования.

На линии две станции, Юность(историческое название Путь Ильича) и Пионерская (обе конечные), и одна промежуточная платформа Школьная. (карту см. в конце поста)

Говорят, что идея строительства ДЖД возникла без указания «сверху». На слете пионеров Раменского района 30 мая 1935 прозвучал призыв строить детские железные дороги по всей стране, и идея показалась ребятам настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово. Пионеры строили дорогу сами, на самых тяжелых этапах работ подключались комсомольцы. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги (тогда так называли) состоялось 2 мая 1937 года.

Из воспоминаний Б.П.Борисова: «Не забуду день 6 июня 1939 года. В этот день я пришел на Малую Ленинскую железную дорогу в качестве главного инженера. Сначала мне показалось, что я попал в сказочную страну детей, где все делают сами ребята. Куда не погляди, повсюду серьезные, привлекательные детские лица.

Машинистом на паровозе сидел вихрастый, горделиво поглядывающий на всех мальчишка. Стрелочник был похож на часового, и я, еле сдержав улыбку, посмотрел на непроницаемо важную физиономию. Подошел к кассе — аккуратная девочка с толстой рыжей косой продавала железнодорожные билеты … »

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР.

Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы». По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Вид со стороны тупика на станцию «Юность». Эта станция расположена недалеко от платформы «Отдых» Казанского направления МЖД:

Прибытие поезда на станцию «Юность»:

Машинист отцепляет локомотив от вагонов:

Локомотив уехал в тупик для оборота.

Маркировка вагонов:

Табличка внутри вагона. Завод-изготовитель «МЕТРОВАГОНМАШ»:

Салон поезда. Сиденья сделанны очень маленькие — всё для удобства юных пассажиров.

Окна в вагоне, абсолютно точно так же, как и в вагонах метро модели 81-740 (Скиф), закрываются на трёхгранку, но не на два замка, как в метро, а на один:

Юный железнодорожник поправляет сцепку:

«Фирменный» поезд, как его там все называют, на станции «Пионерская» в ожидании пассажиров. На самом деле фирменным называется поезд, имеющий название:

Тупик за станцией «Пионерская»:

Щиток управления вагоном. Почему-то он не позволяет отключить звук в вагоне, хотя он очень мешается:

Как положенно, на вагоне указано количество сидячих мест (правда, места расчитаны для детей, они очень маленькие) и вес вагона:

Вид на оборотный тупик станции «Юность».:

Локомотив на оборотном тупике станции «Юность».

Из Москвы до Кратовской дороги можно доехать с Казанского вокзала на электропоездах Рязанского направления до платформы Кратово.

Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало денег, да и количество ее было настолько ограничено, что доставалась она далеко не всем. Сейчас такой проблемы нет.

Да и, к тому же вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями. Поэтому современная детская железная дорога - это не просто игрушка для ребенка, но и конструктор для всей семьи. Игра с железной дорогой надолго займет внимание вашего ребенка, а возможность модернизации надолго увеличит протяженность игры, да и постоянно будет притягивать интерес ребятишек разных возрастов.

Детская железная дорога для самых маленьких

Самые простые железные дороги, которые предлагаются в минимальной комплектации, подойдут для детей младшего возраста. А вот для детей постарше варианты более разнообразны, то есть она может включать больше количество элементов, а в комплект могут входить разнообразные фигурки. Вот увидите, даже взрослые могут увлечься этой забавной игрой!

И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для ребенка трех лет полезны игрушки, отражающие сущность окружающей жизни, потому что именно в этом возрасте у ребенка складывается основное представление об окружающей среде, происходит его самоидентификация. А в сознании ребенка происходит классификация всего видимого и ощущаемого.В это время очень важны ролевые игры. Именно они помогают ребенку правильно себя вести в той или иной ситуации, помогают вырабатывать навыки, которые пригодятся малышу в последующей жизни. станет очень хорошим выбором для подарка, это игрушка будет одной из любимых для малыша очень долгое время.

Когда вы выбираете железную дорогу ребенку до четырех лет, то лучше всего подобрать более простые варианты, в более красочном исполнении. Приобретайте модели, сделанные из экологически чистых материалов.

Для маленьких детей: IKEA, Brio, Thomas, Chuggintones, Lego duplo.

Детская железная дорога для детей постарше

Для детей постарше, от пяти лет можно приобрести более сложные модели с такими объектами как деревья, башни, водонапорные станции и т.д. Такие комплекты дают возможность активно развивать фантазию. А некоторые производители вообще предлагают тематические игры, то есть вы можете отдельно собрать тренировочный полигон или же завод с ж/д путями.

Для детей школьного возраста хорошим выбором будут железные дороги, представляющие собой копии настоящих. По сути, это настоящие шедевры. Такие игрушки повторяют каждую деталь воспроизводимого объекта.

Также стоит отметить, что в настоящее время у покупателя есть возможность выбора, то есть вы можете отдать предпочтение железной дороге полностью соответствующей современной, но можно подобрать и модель, которая будет стилизована под объекты, соответствующие Дикому западу, например, или Европе. А заботливые родители смогут придумать для ребенка много увлекательных, поучительных игр с ее участием. Удачного выбора!

Для детей постарше: Стрела, Tomica, Lego city.

Детская железная дорога - фото


Самое обсуждаемое
Франция во второй половине XX – начале XXI века Франция во второй половине XX – начале XXI века
Политика и политическая жизнь Политика и политическая жизнь
Презентация на тему Презентация на тему "политика и власть"


top