Содержание дошкольного образования раскрыто в. II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенности физического воспитания

Содержание дошкольного образования раскрыто в. II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенности физического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания словий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы прежде всего говорим о его содержании.

Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

  • Федеральными Государственными Требованиями,
  • общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными),
  • системой дополнительного образования,
  • уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
  • формированием здорового образа жизни;
  • системой работы с социумом.
  • формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
  • воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
  • утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.

Федеральные Государственные Требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, подразумевают модель выпускника дошкольника, как составляющей ФГТ. Областная конференция-панорама, проведенная на базе нашего детского сада, позволила определить наиболее приоритетные направления в формировании определенных качеств личности выпускника, а именно:

  • мировоззрение
  • интеллектуальное развитие
  • отношение к труду, деятельности, обязанностям
  • личностные качества
  • отношение к окружающим
  • культура поведения
  • здоровье и ЗОЖ, отношение к природе
  • эстетическая культура
  • человек – творец самого себя

Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?

Умение проявлять интеллектуальную компетентность, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Свободное владение речью, способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно речевые каноны фонетики, семантики, грамматики. Проявление креативности
Любознательность, желание знать новое, задавать вопросы, экспериментировать.
Интеллектуально развитый ребенок владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.

Именно об этих качествах говорили участники конференции: воспитатели и узкие специалисты ДОУ, специалисты ОО и информационно-методического центра, преподаватели Мурманского государственного педагогического университета и МОИПКРОиК, студенты – будущие воспитатели, психологи и логопеды ДОУ.
Содержание дошкольного образования реализуется в программах: комплексных, коррекционных и парциальных, которые включают все основные направления развития ребенка.

Программы, используемые дошкольным учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, они соответствуют Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, ФГТ.
Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам дошкольного образования и большинство из них являются преемственными со школьными.

Образовательный процесс в нашем учреждении строится на основе комплексных и парциальных программ:
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой;
Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», автор Бабаева;
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, авторы Филичева, Чиркина.

Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.

На сегодняшний день в ДОУ работают 14 кружков по следующим направлениям:
художественно-эстетическое; социально-личностное; познавательно-речевое и физическое.
В условиях модернизации и развития дошкольного образования произошли изменения как в организации, так и в содержании деятельности педагогического коллектива: образовательное пространство предполагает вариативность. Поэтому возникла необходимость разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, отражающую структуру воспитательно-образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.

Именно путем удовлетворения запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования:

  • в ДОУ постоянно ведется контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения;
  • приведены в систему используемые программы и технологии;
  • имеются собственные разработки педагогов, ведутся эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.

В ДОУ функционировала городская экспериментальная площадка: «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ». Итогом работы стали методы и приемы, обеспечивающие более полноценное развитие ребенка, его психологическое благополучие и защищенность, выпуск брошюры «Детский сад: от диагностики к оптимизации развития, воспитания и обучения дошкольников». В рамках эксперимента появилась новая форма сотрудничества с Мурманским государственным гуманитарным университетом (МГГУ) г. Мурманска: «День студента». Это однодневные семинары, конференции на базе детского сада, на которых обсуждаются важные вопросы, касающиеся дошкольного образования. На такие встречи приглашаются студенты и преподаватели МГГУ, а также педагоги дошкольники муниципального образования ЗАТО Александровск. В этом учебном году данное мероприятие приурочено к конкурсу педагогического мастерства «Искорки педагогического поиска».

Формы предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста в 2009/2010 учебном году открылся центр игровой поддержки ребенка для детей в возрасте от 1 года до 2 лет. С детьми занимаются специалисты учреждения: воспитатель, педагог-психолог, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель. Для работы в ЦИПРе разработана образовательная программа «Карапузики», которая рецензирована специалистами кафедры дошкольного образования МОПКРОиК. Данная услуга востребована населением, количество желающих посещать ЦИПР растет, если в прошлом учебном году детей было 28, в 2010/2011 количество возросло до 38.

Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья дошкольников – одна из основных задач учреждения. В соответствии с имеющейся лицензией на право ведения медицинской деятельности проводятся оздоровительные, медицинские, развивающие и организационные мероприятия. В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические). Для детей с ограниченными возможностями составлены индивидуальные образовательные маршруты, которые направлены на коррекцию психического и физического развития каждого ребенка.
На протяжении ряда лет в ДОУ работают кабинеты БОС: логотерапевтический и офтальмологический.

Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества. В 2010/2011 чебном в учреждении работают 9 семейных клубов на разных возрастных дошкольных группах, всего групп в ДОУ-14.

В мае 2008 года в учреждении сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.

Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

Дошкольная педагогика

Составлен: Проняевой С.В.,

Введение

Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

: Дошкольная педагогика, 2005

Цели создания : промежуточная аттестация

Число заданий : 15

Число вариантов : З, 4

Время выполнения : 30 минут

Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

81- 70% - оценка «4»

71- 60% - оценка «3»

Инструкция к применению

Какие разделы включены в программу С.А. Козловой « Я - человек»?

а) Земля наш общий дом

б) Что я знаю о себе

в) Человек – творец

г) Дружат дети всей Земли

Тест по дошкольной педагогике

Какие из перечисленных методов являются наглядными?

а) беседа

б) наблюдение

в) показ способов действия

Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

а) А.С.Макаренко

б) А.П.Усова

в) Н.Н.Поддъяков

Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

а) систематичности

б) наглядности

в) доступности

Дошкольная педагогика

Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов

Составлен: Проняевой С.В.,

преподавателем дошкольной педагогики

Введение

В современных условиях развития российского общества считается, что одной из важных тенденций реформирования образовательной системы стало введение в действие государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения - процесс обучения – результат - новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов.

Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям:

Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

Название образовательной программы : Дошкольная педагогика, 2005

Цели создания : промежуточная аттестация

Число заданий : 15

Число вариантов : З, 4

Время выполнения : 30 минут

Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

81- 70% - оценка «4»

71- 60% - оценка «3»

«5» - студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы

«4» - студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки

«3» - студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога

«2» - студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки

Инструкция к применению : 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

1.Воспитание детей дошкольного возраста – это :

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

б) процесс формирования моральных ценностей

в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения :

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

а) Виноградова А.М.

б) Запорожец А.В.

в) Николаева С.Н.

г) Нечаева В.Г.

5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

а) этическая беседа

б) рассказ на этическую тему

в) поощрение

г) чтение художественной литературы

6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

а) внушение

б) физическое наказание

в) приучение к правилам общественного поведения

7.Что входит в содержание дошкольного воспитания :

а) физическое воспитание

б) политехническое образование

в) нравственное воспитание

г) эстетическое воспитание

8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

а) является ориентиром на возможности человека

б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

в) является основой разработки задач в образовательных программах

9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

а) активность самого ребенка

б) потребность ребенка в любви

в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

в) соблюдение прав ребенка

10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) знания и представления

б) навыки и привычки

в) нравственные качества

г) чувства и отношения

11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

а) собственная деятельность детей

б) окружающая ребенка обстановка

в) природа

г) средства массовой информации

12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

а) воспитание гуманности

б) воспитание коллективизма

в) воспитание патриотизма и гражданственности

г) политическое воспитание

а) воспитание коллективизма

б) воспитание гуманности

в) воспитание трудолюбия

г) воспитание дисциплинированности

14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

а) тактичность применения метода

б) реальность метода

в) гуманность применения метода

г) изолированность методов

15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

а) практические методы

б) методы формирования сознания

в) методы убеждения

г) методы наказания

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования и направлено на становление основ личности.

Дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Именно это обстоятельство, по мнению В.А.Ситарова, дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

В отечественной дидактике сложились две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования.

Сторонники первой утверждали, что ребенок–дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь.

Так называемый «объективный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» в 1938 г.

Вторая точка зрения была связана с исследованиями Л.С.Выготского (1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями.

Логическим развитием его взглядов является современное направление в дошкольной дидактике – формирование системности знаний у дошкольников (В.И.Логинова, П.Г.Саморукова).

Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений:

1) знаниями, приобретаемыми в ходе повседневного общения с окружающим миром;

2) знаниями, приобретаемыми в процессе специально организованного процесса обучения на занятиях.

В современном дошкольном образовании его содержание ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С.Выготский).

Согласно современным исследованиям Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, В.И.Логиновой, З.И.Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока): мир природы, мир людей, мир предметов.

Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос - о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром предполагается решение следующих задач:

Обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний и развитие на этой основе интереса;

Развитие мышления ребенка - осознания себя и своего места в мире природы и людей;

Развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.

В результате решения этих задач ребенок приобретает ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование его отношения к познанию и средствам познания как ценности и важному личному достоянию.

Условием решения этих задач является организация комплекса тех видов деятельности, которые характерны для дошкольного возраста.

Одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности – познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой.

При этом подчеркивается настоятельная потребность в организации процесса обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности.

В современном российском дошкольном образовании осуществляется создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений, право на самостоятельный их выбор из рекомендованных органами управления образованием.

Данные программы определяют содержательную характеристику целостного педагогического процесса в учреждениях.

Основу составляют определенный взгляд на ребенка, особенности и закономерности его развития, создание условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.

Т.И.Ерофеева предлагает классификацию современных программ дошкольного образования:

Вариативные и альтернативные (по их филосовско-концептуальным основам);

Комплексные и парциальные (по объему и направлениям их содержания);

Базовые, федеральные, региональные, муниципальные (по степени их территориального распространения).

Разработчики программ предлагают различные подходы к реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми посредством обеспечения:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

Эмоционального благополучия каждого ребенка;

Интеллектуального развития ребенка;

Условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

Приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействия с семьей.

Современные программы дошкольного образования предусматривают организацию педагогического процесса, как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм.

Программа становится ведущим и необходимым документом для учреждений. Он определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса с указанием возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

В настоящее время в качестве комплексных образовательных программ, представленных крупными педагогическими коллективами и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, являются – «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и др.

Кроме этого, в современном отечественном дошкольном образовании широкое распространение получили комплексные программы – «Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко) и парциальные программы – «ТРИЗ», «Юный эколог», «Мы» (Н.Н.Кондратьева), «Росток» и т.д.

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Тема 11. Содержание дошкольного образования.

Тенденции его обновления
План


  1. Содержание понятий «образование», «содержание», «содержание образования», «госстандарт образования», «образовательная программа». Структура содержания образования (В.С. Леднев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

  2. Содержание дошкольного образования. Специфика структурных элементов содержания дошкольного образования, их общая характеристика. Взаимосвязь компонентов в структуре содержания дошкольного образования.

  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования (закон «Об образовании», проект Госстандарта дошкольного образования, образовательные программы).

  4. Качество дошкольного образования. Основные тенденции изменения содержания дошкольного образования.

Задания для самостоятельной работы


    1. Ввести в словарь по теме новые термины, выделить для себя опорные определения.

    2. Повторить из курса педагогики тему «Содержание образования». Актуализировать структуру содержания образования, вспомнить авторские позиции на структуру содержания образования. Обосновать свою позицию в этом вопросе.

    3. Изучить документы, регламентирующих содержание дошкольного образования, сделать опорные сигналы для устного ответа.

    4. Подготовить материалы о комплексных и парциальных программах, определяющих содержание образования дошкольников. В ответе отразить значимость, цели, задачи, разделы программы, принципы ее построения, диагностические материалы, представленность в образовательной программе всех 4-ех компонентов содержания образования (по И.Я. Лернеру).

    5. Изучите ФГТ к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования. Определите специфичное в программах, построенных на основе ФГТ.

    6. Покажите, как Образовательный стандарт дошкольного образования (июнь 2013 г.) повлиял на структуру и содержание современных программ дошкольного образования.

  1. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  2. Евдокимова Е.С. Региональный компонент дошкольного образования // Управление в ДОУ. – 2004., № 4.

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. – 1989.

  4. Михайленко Н.А., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. – М., 1993.

  5. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

  6. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание. – 2003. № 3.

  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

  8. Стеркина Р.Б. О ходе разработки госстандартов дошкольного образования // Вестник образования. – 1994. № 11.

  9. Стеркина Р.Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации ДОУ и разработки госстандартов дошкольного образования // Дошкольное образование. – 1996. № 8.

  10. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Вестник образования. – 1996. № 6.

  11. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997. (Требования к содержанию и методам обучения и воспитания дошкольников).

  12. ФГОС дошкольного образования / сайт Министерства образования РФ.

  13. Федеральные государственные требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования / сайт Министерства образования РФ

Программы воспитания и обучения дошкольников

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985, 2005.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.

3. Методические советы к программе "Детство". – СПб., 2001.

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000.

5. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998.

6. Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996.

7. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997.

8. Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

10. От рождения до школы / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2011.
1. Содержание понятий. Структура содержания образования

Изучение темы необходимо начать с определения содержания заложенных в нее основных понятий.

Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс и результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта .

? Что означает понятие содержание образования? На какой вопрос мы отвечаем, когда говорим о содержании образования?

? Проанализируйте определение образования И.Я. Лернера и выделите основную функцию образования.

Если функция образования в передаче социального опыта, то что выступает источником формирования содержания образования (социальный опыт, т.к. функция образования состоит в передаче социального опыта).

Следовательно, чтобы раскрыть понятие "содержание образования", необходимо выяснить:

Что называется социальным опытом;

Какие элементы включает социальный опыт;

Какой социальный опыт становится содержанием образования.

Социальный опыт – все, что накоплено человечеством, совокупность исторически обусловленных средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно исторической практики людей для воспроизведения культуры и способных стать достоянием личности. Социальный опыт передается с целью сохранения и развития культуры .

? Может ли весь социальный опыт стать достоянием отдельной личности?

Этого не может быть. Так как одна личность не может стать обладателем всего социального опыта, то возникает необходимость выделения основных, необходимых элементов социального опыта, усвоение которых обеспечивает разностороннее развитие личности.

? Какие же элементы входят в состав социального опыта.
Структура социального опыта

1 элемент социального опыта знания о природе, обществе, технике, человеке, которые составляют ОНКМ (общенаучную картину мира), а так же знания о способах деятельности, обеспечивающие применение теоретических знаний в практической деятельности.

2 элемент социального опыта – опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности . Этот компонент выделен в самостоятельный, так как наличие знаний о способах деятельности не является абсолютным гарантом способности их практической реализации.

В жизнедеятельности могут возникать не только типичные ситуации и проблемы, но и совершенно новые, (решение которых еще не готово в рамках социального опыта), поэтому человеку необходим третий компонент.

3 элемент социального опыта опыт творческой деятельности – опыт переноса известных знаний и способов деятельности в новые условия деятельности, опыт их преобразования и интерпретации. 2 компонент выполняет функцию воспроизведения культуры, а 3 компонент функцию развития культуры.

4 элемент социального опыта опыт эмоционального отношения людей к миру и другим людям . Этот опыт включает в себя опыт эмоциональной воспитанности, знания о нормативных отношениях, навыки соблюдения этических норм.

? Существуют ли взаимосвязи между этими элементами? Да. Для элементов социального опыта характерно то, что каждый из предшествующих является условием функционирования последующих (без знаний о деятельности и способах деятельности не может быть осуществление способов деятельности в практике; без опыта творческой деятельности не может существовать деятельность в новых условиях, не может осуществляться дальнейшее накопление социального опыта; без отношения к миру и себе не может быть личности, так как индивид становится личностью только при осознании себя и других, своего места среди других). Каждый последующий элемент видоизменяет предыдущий (применение знания в составе умения делает его более глубоким, гибким, системным).

? Зачем мы рассматривали социальный опыт? Каково соотношение социального опыта и содержания образования .

Цель образования и его функция – передача социального опыта. Тогда структура социального опыта и структура содержания образования должны совпадать? Однако, есть ли отличия между ними? Есть. В объеме, широте содержания этих элементов. В содержание образования включаются лишь основные, доступные и необходимые для усвоения аспекты каждого из элементов социального опыта.

Выстроим определение содержания образования.

? Каковы основные критерии отбора содержания образования для разных возрастных ступеней. На основе чего ведется педагогическая адаптация содержания образования. Таким образом, каковы же критерии отбора содержания образования?
Критерии отбора содержания образования

(Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

1) Критерий целостного отражения в содержании образования всех компонентов социального опыта;

2) Критерий высокой научной и практической значимости содержания, подлежащего усвоению;

3) Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям данного возраста;

4) Критерий соответствия объема содержания, имеющемуся времени для изучения этого объема;

5) Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;

6) Критерий учета международного опыта построения содержания образования (с целью обогащения опыта, соответствия мировым образовательным стандартам).

Рассматривая теоретические основы содержания образования, мы опирались на концепцию И.Я. Лернера, В.В. Краевского. Их определение содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте в большей степени соответствует установкам гуманистического мышления. Смысл концепции в том, что целостная личность не может быть ограничена знаниями, умениями и навыками. Личность многогранна, она характеризуется своими эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов, а так же возможностью творчества. Это субъект.

Существуют и иные концепции, определяющие структуру содержания образования. Ведущей долгое время являлась концепция, рассматривающая содержание образования как системы знаний, умений, навыков. Она ориентировала образовательные учреждения на их передачу от старшего поколения младшему. Как следствие, преобладание репродуктивных методов обучения, ориентированных на повторение несколько раз одной деятельности и выполнение действий по образцу, не включая в процесс обучения продуктивные методы. Эта концепция не ориентирована на овладение всеми компонентами культуры человечества, ограничиваясь двумя из них.
2. Содержание дошкольного образования. Его специфика

В 1934 г. появляется первая «Программа воспитания» под редакцией Е.А. Флериной, Д.В. Менджерицкой, Н.Н. Суровцевой. Она включала направления: общественное, физическое воспитание, рисование, лепка. трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие математических представлений, грамота. Эта программа совершенствовалась до 1962 г. и служила основой обучения и воспитания детей в детском саду.

В 1938 г. Н.К. Крупская пишет «Руководство для воспитателей детского сада», где пишет свои критические замечания в связи с педологическими извращениями. Она критикует неоправданную возрастом сложность познавательного материала для детей, отсутствие научной обоснованности программы, отсутствие раздела по работе с родителями. В 1953 г. «Руководство…» перерабатывается в связи с введением раздела «Обучение дошкольников в детском саду».

В 1962 г. выходит руководство «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». На основании этого руководства происходит преемственное объединение детских яслей и садов в одно дошкольное учреждение. В 1964 г. под руководством М.А. Васильевой разрабатывается и издается единая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», которая являлась единственным ориентиром в образовательном процессе до 1989 г., с которого начинают появляться новые альтернативные программы образования дошкольников. «Типовая программа…» включала все разделы воспитания и обучения дошкольников, была выстроена по возрастным этапам. Содержание материала структурировано по разделам: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие детей в игре. В программе появляется новый раздел «Обучение дошкольников в детском саду», работу над которым возглавляла А.П. Усова. В программе предусмотрены необходимые дидактические материалы. Затем были подготовлены «Методические рекомендации» к программе, включающие материалы для воспитателей. Эта программа несколько раз видоизменялась и совершенствовалась с изменением требований к содержанию дошкольного образования (последний раз в 2005 г.). Сегодня ее используют специалисты для построения образовательного процесса в ДОУ. Кроме того, на современном этапе существуют альтернативные государственные и авторские образовательные программы.

В 2011 г. Вышли федеральные государственные требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ), определившие перечень нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного учреждения. Программа имеет основную часть (на основе федерально одобренных программ комплексного развития ребенка), а так же вариативную часть, которая выстраивается исходя из особенностей и потребностей образовательного учреждения, его направленности и возможностей и индивидуальности участников педагогического процесса.

??? Проведите анализ программы «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. (см. список литературы). Определите структуру программы, предлагаемые разделы и образовательные области. Поработайте с комплектом материалов программы. Какие материалы предлагаются авторами для ее реализации в практике деятельности ДОУ.

Рассмотрим теоретические основы построения программ для дошкольных учреждений.

Программы в системе дошкольного образования делятся на:

1) Комплексные программы – включают все направления развития ребенка (физическое, социально-нравственное, интеллектуальное, эстетическое, эмоционально-волевое и др.);

2) Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития дошкольников (художественно-эстетическое, экологическое, экономическое и др.).

Примерами комплексных программ могут быть "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.А. Васильевой; "Истоки" Л.А. Парамоновой, А.И. Давидчук; "Радуга" Т.Н. Дороновой; "Детство" В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и кол-ва, 2от рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др.

Примерами парциальных программ могут выступить "Дружные ребята" Р.С. Буре; "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой; "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой; "Красота. Радость. Творчество". Т.С. Комаровой; "Я – человек" С.А. Козловой и др.

Целостный педагогический процесс в ДОУ обеспечивается одной комплексной программой или рядом парциальных. Образовательная программа может охватывать весь дошкольный период или определенный возраст (ранний, младший, старший). В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования единой программы М.А. Васильевой к вариативным ("Детство", "Истоки", "Радуга", "Из детства в отрочество", «Дом радости» и др.).

В этом многообразии программ специалисту необходимо ориентироваться с целью выбора наиболее адекватной программы образования в ДОУ, для конкретного ребенка.

Чтобы знать, что такое программа дошкольного образования, важно рассмотреть ее структуру, способы построения содержания, а так же требования к ней.


Требования к образовательной программе

1. Программа должна отражать содержание образования и соответствовать Закону РФ "Об образовании". Она должна быть ориентирована на новое Типовое положение о ДОУ, ФГТ к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС дошкольного образования.

2. При конструировании содержания должен соблюдаться принцип светского характера образования (за исключением специализированных программ для образовательных учреждений с религиозной направленностью).

3. Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции, строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия в процессе усвоения отобранного содержания.

4. Программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества и умений общаться со взрослыми и сверстниками, т.е. комплексно отражать задачи воспитания, обучения, развития детей.

5. Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в ДОУ и быть ориентирована на охрану и укрепление здоровья участников педагогического процесса.

6. Программа должна сочетать разные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей и предусматривать оптимальную нагрузку на ребенка в течение дня , учитывать режим.

7. Должна предусматривать коллективную, групповую, индивидуальную формы взаимодействия детей и взрослых.

8. Программа должна включать описание необходимой для ее полноценной реализации развивающей среды.

9. Текст программы должен полно раскрывать цели и содержание дошкольного образования, быть конкретным (не содержать общих фраз), и инструментальным (содержать описание последовательности работы педагогов, раскрывать формы, методы, средства обучения и воспитания детей).

10. В программе представляется конечный результат, получаемый на каждом возрастном этапе по всем разделам воспитания и обучения.

Программы, как комплексные, так и парциальные могут быть выстроены разными способами.

Способы построения образовательных программ

1. Линейный способ – способ, при котором отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев. Причем, новое выстраивается на основе уже известного. Содержание материала за период обучения прорабатывается один раз. На основании этого способа построены большинство программ профессионального образования.

2. Концентрический способ построения программы - предусматривает изложение одного и того же материала несколько раз, но с элементами усложнения, расширением. Углублением содержания образования новыми компонентами на другом витке усвоения. Этот способ наиболее характерен для системы дошкольного образования, когда к ранее пройденному, педагог возвращается снова на более высоком уровне от года к году обучения детей в детском саду.

3. Комбинированный (смешанный) способ – соединяет в себе признаки первого и второго. Такой способ позволяет излагать разные части материала разными способами.

Образовательная программа, как и любое другое явление, имеет свою, четко обозначенную структуру, которая приводит в соответствие все необходимые стороны деятельности специалистов
Структура образовательной программы

1. Пояснительная записка . Кратко, емко и обоснованно раскрывает цели дошкольного образования в рамках заданной программы; описывает структуру и содержание изучаемого, виды деятельности детей, их функции. Пояснительная записка обосновывает текст программы, раскрывает принципы организации обучения и воспитания дошкольников, их специфику на возрастных ступенях, показывает методическую систему достижения поставленных целей, средства их достижения, необходимые условия реализации. В записке описывается концептуальная основа, лежащая в основе построения программы, ее авторский замысел, отличия от других программ и возможные связи с ними.

2. Основной текст , который раскрывает содержание обучения и воспитания дошкольников, структурированное по темам, разделам, возрастным периодам, направлениям педагогического процесса в ДОУ.

Основной текст программы содержит: цели и задачи педагогической деятельности по каждому направлению воспитания и обучения, необходимые детям знания, умения, навыки, формирующиеся личностные качества и способности, складывающийся опыт отношений к окружающему, опыт творческой деятельности. В основном тексте четко по возрастам и направлениям работы прописано основное содержание для работы с детьми, раскрываются способы и средства обучения и воспитания.

3. Авторская часть программы имеет конкретизирующее основной текст назначение. Здесь могут быть представлены материалы для диагностики результатов работы по программе; описание развивающей среды, необходимых специфичных материалов; литература для самообразования педагогов, образцы деятельности педагогов и детей по данной программе; методические рекомендации по ее реализации. Методические рекомендации к образовательной программе могут быть самостоятельным изданием к тексту программы.

Сегодня в системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования.

Каждая программа предусматривает разные подходы к организации педагогического процесса. Сегодня ДОУ имеет право выбора программы и технологий ее реализации (что имеет свои "плюсы" и "минусы"). Проанализируйте этот тезис.

Государственный образовательный стандарт не ограничивает педагогический процесс, не делает его шаблонным, он защищает от некомпетентности и наряду с обозначенным минимумом предполагает различные дополнения, обогащения. Реализация стандарта – выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей, обществом, связанных с обеспечением равного образовательного старта для всех.

Образовательные программы на стадии их разработки проходят экспертизу федерального уровня, опытно-экспериментальную апробацию и только затем допускаются к внедрению. Специалисты ДОУ свободны в выборе комплексной образовательной программы. Она может быть пополнена парциальными программами (готовыми или авторскими), но при соблюдении здоровьесберегающих норм нагрузки на детей и при условии выполнения комплексной программы.

Долгое время в системе дошкольного образования существовала одна программа – "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста" М.А. Васильевой (она действовала с коррекцией с 1962 г.). Сегодня в условиях многообразия программ дошкольные учреждения самостоятельно выбирают образовательную траекторию (выбирают образовательную программу, вносят в нее изменения, создают авторские программы в соответствие с требованиями госстандарта - ФГОС). На этапе определения этой траектории специалистам важно соблюдать ряд организационно-педагогических условий.

Организационно-педагогические условия

при переходе к новой образовательной программе


  1. Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам.

  2. Изучение раздела «Предметно-развивающая среда», оценка возможностей ДОУ.

  3. Подбор методического и дидактического материала по выбранной программе – подборка пособий, игр, дидактических игр, предусматриваемых программой.

  4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе с целью выяснения возможностей детей по усвоению разделов программы.

  5. Проведение теоретических и методических семинаров для педагогов по вопросам реализации программы.

  6. Консультации и открытые мероприятия для родителей.

  7. Переход к новой программе необходимо начинать с младшего возраста (или с того, который предусмотрен программой).
Материалы, раскрывающие цели, содержание и особенности программ дошкольного образования, представлены в сборнике (7).

Таким образом, мы рассмотрели нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования. Необходимо отметить, что это содержание раскрывается и реализуется с помощью методических материалов, рекомендаций, пособий по воспитанию, обучению и развитию детей на всех этапах дошкольного детства. В выборе этих материалов проявляется профессионализм и творчество педагогов дошкольного образования, их отношение к профессиональной деятельности.


4. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения

Дошкольные образовательные учреждения сегодня находятся на пути выбора, обоснования и развития собственной образовательной траектории. Как следствие, появление Программ развития ДОУ, разработка специалистами собственных парциальных программ, появление новых направлений работы детского сада с детьми и семьей, проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении и т.д. В ДОУ прослеживаются тенденции к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих обрести собственное лицо. Появляются частные образовательные учреждения для дошкольников, группы кратковременного пребывания, выполняющие адаптационные, воспитательные, обучающие, развивающие, коррекционные и др. задачи.

Однако, отмечает Н.Н. Кудрявцев, позитивные тенденции в изменении содержания и форм дошкольного образования имеют ряд проблемных полей:


  1. самостоятельный поиск ДОУ в обновлении содержания, форм и методов образования часто сводится к беспорядочному поиску программ или попыткам разработать свои программы. При этом педагоги часто не способны адекватно оценить их качество;

  2. изменение содержания образования сводится к расширению объема предметов для усвоения, необоснованному расширению или сужению требований стандарта (астрология, йога в ДОУ);

  3. увеличение умственной нагрузки и снижение двигательной активности;

  4. приоритет интеллектуального развития над художественным, физическим, нравственным, эстетическим в связи с повышением требований школы к подготовке дошкольников;

  5. излишняя эксплуатация образцов, готовых рецептов в выборе способов усвоения содержания образования;

  6. недостаточное внимание формированию опыта творческой деятельности как одному из важных элементов содержания дошкольного образования и др.
Таких полей может быть выделено много. Их наличие выводит нас на противоречие между стремлением специалистов ДОУ соответствовать требованиям времени, конкурировать с другими, проявлять профессиональное творчество и снижением качества образования за счет необдуманного отбора содержания дошкольного образования. Стремление решать это противоречие в науке и практике выступает движущей силой развития дошкольного образования.

С обновлением содержания дошкольного образования, прежде всего, связано повышение его качества. В то же время, по мнению Л.А. Парамоновой, это использование новых методов и перестройка традиционных. Это и ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия в обучении и воспитании детей, а отсюда индивидуализация и дифференциация педагогического процесса. Отбор содержания образования связан и с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного развития детей. Важным является и обеспечение детям равного старта для их дальнейшего образовательного продвижения.

? На каких же принципах сегодня должно отбираться базисное содержание дошкольного образования.
Принципы построения содержания дошкольного образования

(Л.А. Парамонова)

1. Содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка . Этот тезис Л.С. Выготского признан во всем мире. Однако на современном этапе его толкование значительно расширено. Одни исследователи (В.В. Рубцов, А.Г. Асмолов) считают: дети многому учатся не только от взрослого, но и в процессе взаимодействия друг с другом; другие (А.П. Усова. Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддьяков) убедительно доказывают: дети успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Но, как мы знаем, содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. С его помощью создаются и объекты. Педагог должен знать, какое содержание образования – непосредственное или опосредованное - лучше развивает каждого воспитанника.

2. Содержание дошкольного уровня образования должно носить системный характер , т.е. обеспечивать взаимосвязь тех объектов и явлении, которые ребенок познает, которые "выступают" не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е, позволяет выходить за пределы конкретики, делать обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход позволяет педагогу реализовывать на практике важный дидактический принцип «от общего к частому". Для дошкольника каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, что способствует выстраиванию некой целостной картины.

3. Системность содержания дошкольного уровня образования позволит педагогу реализовать интеграцию в процессе обучения чувственного и рационального познания на уровне, соответствующем возрасту (заметим, что чувственное восприятие более значимо для дошкольника, так как его деятельность многоаспектна). Это составляет основу его дальнейшего абстрактного познания. При таком подходе у педагога есть возможность:

а) не только обогащать осваиваемые детьми области действительности, но и сохранять целостность каждой;

б) добиваться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время.

Однако механизмы интегрирования содержания дошкольного уровня образования (ни теоретические, ни методические) пока серьезно не проработаны и находятся в стадии изучения. На сегодня, как правило, в качестве единицы интеграции выступает тематизм, что, к сожалению, в основном захватывает лишь ассоциативный пласт.

4. Содержание дошкольного уровня образования должно вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов, обеспечивать мультикультурное воспитание . Приобщая детей к собственной культуре и традициям, мы воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Понятие «малая Родина» в дошкольный период детства особенно значимо. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого. Мультикультурное воспитание, основанное не на ассимиляции (когда культура меньшинства растворяется), а на интеграции, приобщает к культуре большинства, сохраняет традиции малого народа. Это одна из важнейших задач воспитания.

Процесс воспитания ныне все более связывают с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Именно они должны быть сформированы в дошкольном учреждении , в детском сообществе. Осознание своего «я», своих возможностей, умение понять партнера, его возможности и выстроить на этой основе отношения - все это происходит в детском сообществе и благодаря детскому сообществу. Если ребенок налаживает контакт с кем-либо из группы (диада) - это одно обстоятельство, и совсем другое, когда он вписывается в группу играющих. Это значительно сложнее. В этом контексте нельзя не сказать о толерантности по отношению к окружающему, сверстникам, культурам и параллельном принятии и узнавании другого.

5. В базисном содержании дошкольного уровня образования должны быть представлены разные виды деятельности, а также сама деятельность в развитии ее основных компонентов : цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и т.п. Деятельностный подход обеспечит детям субъективность освоения социокультурного содержания, связь знаний, источником которых будут и взрослый, и партеры. Роль развивающей предметной среды безгранична. Функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой (С.Л. Новоселова).

6. Стержнем содержания дошкольного образования должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику . В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков - потребности умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематически заниматься физкультурой. Речь идет и об укладе жизни дошкольного учреждения, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок уверен, что он защищен потому, что вся атмосфера детского сада проникнута добротой.

Принцип отбора содержания образования, оберегающего здоровье ребенка, - это, прежде всего, положительная направленность во всем. Так, давая детям представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает внимание группы к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги. В этой связи, когда речь идет о здоровье ребенка, возникает вопрос: а должен он знать о своих правах? Скажите, как ими может воспользоваться дошкольник? Права, защищающие ребенка, неукоснительно должны выполнять взрослые - родители, педагоги, государственные руководители разных уровней.

Таким образом, мы выделили шесть основных подходов к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования. Они тесно взаимосвязаны. Их реализация потребует от педагога полной самоотдачи, овладения мастерством. Не секрет, уровень работы в дошкольных учреждениях несколько снизился. Есть тому и объективные причины. Какие?

Однако, от нас, будущих специалистов, зависит возможность усилить и расширить позитивные тенденции в изменении содержания и качества дошкольного образования. Дошкольное образование, став первой ступенью образования, имеет свою "детскую" специфику, которую важно не устранять, а учитывать во взаимодействии с детьми, в организации всех видов их деятельности.

Деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка. При этом учитывается воздействие внешних факторов, а также индивидуальные особенности характера ребенка.

Определение понятия

  • реальность целей (развитие человека в соответствии с его способностями и задатками);
  • совместная деятельность (проработка программ занятий, поиск тем и методик педагогами осуществляется в тесном сотрудничестве с воспитанниками);
  • самоопределение (ребенку должна быть предоставлена определенная свобода действий в области поиска увлечений, а также установления жизненной позиции);
  • личностная направленность (в центре воспитательного процесса должен находиться именно ребенок, его чувства и интересы);
  • добровольность (работа с детьми должна быть организована таким образом, чтобы они сами изъявляли желание приобретать те или иные знания и навыки);
  • коллективность (в процессе воспитания дети должны быть подготовлены к жизни в обществе).

Основные виды воспитания

  • В соответствии с объектом:
    • экономическое (пояснение основных законов финансовых отношений);
    • гражданское (обучение основным нормам жизни в обществе);
    • интеллектуальное (законы логического мышления);
    • интернациональное (знание особенностей культуры и быта разных народов, а также развитие уважения и толерантности к ним);
    • правовое (основные аспекты законодательства);
    • духовно-нравственное (обучение нормам поведения и морали);
    • эстетическое (воспитание подразумевает прививание любви к прекрасному);
    • патриотическое (выработка чувства ответственности перед Родиной).
  • В соответствии с содержанием:
    • трудовое (обучение основным приемам работы и донесение информации о самых распространенных профессиях);
    • умственное воспитание (развитие мыслительных способностей, расширение кругозора);
    • физическое (развитие выносливости и обучение основам здорового образа жизни).
  • В соответствии с формой:
    • школьное;
    • семейное;
    • конфессиональное (религиозное).
  • По отношению воспитателя:
    • демократическое (воспитатель с уважением относится к точке зрения учеников);
    • свободное (не ограничиваются действия воспитанников);
    • авторитарное (жесткий стиль преподавания, четкое соответствие программе).

Формирование личности ребенка происходит под воздействием педагогов, родителей и прочих субъектов. Содержание воспитания может быть выражено в его основных принципах, которые звучат следующим образом:

  • Социальная направленность воспитания подразумевает, что дети должны понимать важность труда в жизни человека и общества. Ребенок с ранних лет должен учиться уважать чужую работу, а также выполнять ряд действий самостоятельно. Кроме того, содержание социального воспитания должно быть выстроено таким образом, чтобы выработать у детей нетерпимость к безответственности, безделью и прочим негативным явлениям.
  • В процессе взаимодействия с ребенком воспитатель должен опираться на положительные эмоции, а также примеры, на основании которых у детей должны сформироваться определенные черты и качества. Здесь крайне важно проявить заинтересованность в будущем ребенка, а не просто формальное выполнение обязанностей.
  • Гуманизация воспитания состоит, прежде всего, в человечном и участливом отношении педагога к воспитанникам. Также необходимо проявлять уважение к мнению детей, даже если оно расходится с общепринятым. В процессе обучения ребенка нельзя унижать или принуждать к чему-либо. Чтобы воспитательный процесс был результативным, важно создать дружелюбную и доверительную атмосферу.
  • Личностный принцип воспитания заключается в том, что педагог должен учитывать, уважать и развивать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ученика. Для этого стоит хорошо ознакомиться с уровнем воспитанности, а также предпочтениями и вкусами детей.
  • Принцип единства воспитательных воздействий состоит в том, что общество, семья, а также образовательные учреждения должны работать в одном направлении, а не противоречить друг другу. При этом должный уровень культуры может привить ребенку только тот воспитатель, который сам обладает соответствующими характеристиками.

Стоит отметить, что комплекс данных принципов является содержанием воспитания. Они обязательны к исполнению и должны применяться в равной степени в образовательном процессе. Не стоит выделять отдельные принципы или пренебрежительно относиться к ним.

На данный момент сложилась определенная практика, которая активно используется воспитателями в процессе работы с детьми. Так, содержание и могут быть классифицированы следующим образом:

  • Направленные на формирование сознания:
    • убеждение учеников в правильности того или иного положения;
    • эмоционально окрашенный рассказ, который помогает детям приобрести навыки моральной оценки норм поведения;
    • разъяснение применяется в том случае, когда нужно воздействовать на сознание отдельного ребенка или группы;
    • этическая беседа ненавязчиво формирует личность человека;
    • внушение придает действиям и мыслям учеников определенную установку;
    • инструктаж подразумевает подробное разъяснение алгоритма действий в той или иной ситуации;
    • диспут-соревнование противоположных мнений по определенному вопросу;
    • доклад-изложение информации в одностороннем порядке;
    • пример помогает более наглядно представить нормы поведения.
  • Направленные на формирование общественного поведения:
    • упражнение - это многократное повторение определенных действий с целью формирования устойчивых убеждений и навыков;
    • приучение дает возможность в кратчайшие сроки привить воспитаннику те или иные качества путем интенсивных занятий;
    • педагогические требования демонстрируют подчиненность ученика педагогу;
    • поручение помогает выработать у воспитанника чувство ответственности;
    • воспитательные ситуации создаются искусственно с целью наглядно объяснить те или иные правила.
  • Направленные на стимулирование деятельности:
    • соревнование вызывает у воспитанника желание выделиться из группы и показать наилучшие результаты;
    • поощрение мотивирует к дальнейшим успехам;
    • наказание выступает определенным ограничителем, которое вызывает страх перед совершением противоправных действий.

воспитания

Для достижения целей выделяются определенные задачи. Содержание воспитания принципиально не изменяется от того, насколько детальными они будут. Чаще всего задачи составляются отдельно по каждому виду. Так, для умственного воспитания это будет усвоение информации, формирование кругозора и постоянное расширение сферы интересов. Что касается физического воспитания, то это может быть развитие выносливости, укрепление здоровья, а также достижения успехов в определенной спортивной сфере. Что касается общих задач, определенных на законодательном уровне, то стоит отметить следующие:

  • формирование представлений о собственных способностях и положении в обществе;
  • гармоничное и всестороннее развитие личности;
  • овладение основными нравственными ценностями, которые являются общепринятыми в обществе;
  • формирование гражданской позиции, которая позволит ребенку в будущем стать активным членом общества;
  • развитие инициативы и заинтересованности в решении трудовых и коллективных задач;
  • формирование широкого круга общения и коммуникативных навыков.

Воспитательная программа

  • формирование уважительного и бережливого отношения к природе во всех ее проявлениях;
  • составление общей картины представлений о культурных нормах, действующих в обществе;
  • формирование понимания о том, что человеческая жизнь относится к разряду наивысших ценностей;
  • понимание основ социального устройства;
  • формирование представлений об образе жизни, который должен вести достойный член общества;
  • подготовка к выбору собственного жизненного пути.

Важно понимать, что данные положения являются обязательными к исполнению. При этом могут быть введены дополнительные пункты.

Дошкольное воспитание

Стоит отметить, что в детских садах содержание дошкольного воспитания строго регламентировано и соответствует установленным стандартам. Если же говорить о домашнем обучении, то здесь родители могут допускать ряд ошибок. Так, ни в коем случае не стоит отменять "тихий час" в послеобеденное время. Ребенок непременно должен отдыхать от нагрузок. Также недопустимо имитировать школьный режим со звонками, уроками и переменами. Не стоит преждевременно вовлекать малыша во "взрослую" жизнь, пытаясь освоить с ним программу первого или второго класса.

Дошкольное воспитание основывается на следующих принципах:

  • формирование личности происходит в процессе активной деятельности;
  • требования к ребенку не должны перевешивать уважение к нему;
  • в строгом педагогическом процессе всегда должно быть место творчеству и детской инициативе;
  • содержание, средства воспитания должны полностью соответствовать не только возрасту ребенка, но также его индивидуальным способностям и уровню развития.

Дошкольным считается возраст с 3 до 7 лет. Это достаточно сложный и ответственный период, когда ребенок должен быть подготовлен к строгому режиму и восприятию значительных объемов информации.

Особенности физического воспитания

Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.

В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
  • выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
  • формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.

Особенности нравственного воспитания

  • формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
  • воспитание соответствующих чувств;
  • выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.

Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:

  • формирование (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
  • формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
  • стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).

В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:

  • понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
  • выработка ощущения совести;
  • стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
  • стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
  • терпимость и милосердие по отношению к окружающим.

Выводы

Содержание воспитания ребенка представляет собой комбинацию видов и методов деятельности, которые направлены на формирование личности. Его цели должны быть реальными, ведь нельзя добиться большего, чем на данный момент позволяют физиологические и умственные способности. Также важно понимать, что воспитание - это обоюдный процесс, а потому он должен производиться в тесном взаимодействии с ребенком, а не путем авторитарного воздействия. Всегда должно быть место самоопределению. Стоит отметить, что в процессе воспитания всегда стоит учитывать чувства и интересы ребенка. Не должно быть места принуждению. Лучше, если в процессе воспитания ребенок будет находиться в коллективе.

Воспитание делится на несколько классификационных признаков. Так, в соответствии с объектом, оно может быть экономическим, интеллектуальным, гражданским, правовым, интернациональным, патриотическим и так далее. Что касается содержания, то может иметь место трудовое, физическое и умственное воспитание. Если говорить о форме - школьное, религиозное и семейное. Что касается стиля деятельности педагога, то воспитание может быть свободным, демократическим или же авторитарным.

В процессе воспитания стоит придерживаться целого ряда принципов. В первую очередь должна присутствовать социальная направленность, чтобы с ранних лет привить ребенку понимание важности труда в общественной жизни. Всегда стоит опираться на положительные примеры и эмоции, а также общаться с ребенком, как с полноценной личностью, проявляя к нему полное уважение. Стоит отметить, что все дети обладают индивидуальными особенностями, которые непременно стоит учитывать. Также важно понимать, что воспитательный процесс в семье, обществе и учебных заведениях должен иметь единое направление.

Цели и формулируются индивидуально, в зависимости от ситуации. Тем не менее существует общепринятый перечень, в соответствии с которым выстраиваются образовательные процессы. Так, ребенок должен получить четкое представление о структуре общества и своей роли в нем. Также должно быть обеспечено гармоничное всестороннее развитие. Дети должны получить основные представления о морали и нравственности, а также сформировать четкую гражданскую позицию. Стоит выработать у ребенка чувство заинтересованности в решении коллективных задач, а также развить навыки коммуникаций.

Особое внимание должно уделяться дошкольному воспитанию, особенно если оно осуществляется в домашних условиях. Так, родители часто допускают ошибку, пытаясь приучить ребенка к строгому школьному режиму или же пытаясь освоить с ними сложную программу начальных классов. Важно уделять достаточное внимание физическому, умственному и нравственному развитию в соответствии с особенностями конкретного возрастного периода.


Самое обсуждаемое
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь
Физики открыли новое состояние материи Физики открыли новое состояние материи


top