Сообщение "открытие южного полюса". Кто первым достиг Южного полюса? Кто покорил южный

Сообщение

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Мифически недоступное место планеты, на которое нога человека ступила всего каких-нибудь сто лет назад, Южный полюс - пункт притяжения для увлечённых туристов-экстремалов и самое дорогое туристическое направление Земли. В год на его ледяной шапке имеют возможность постоять не более сотни путешественников - те, кого не испугаешь трудными климатическими условиями и высотой в 2800 метров над уровнем моря, равно как и более чем солидной стоимостью тура - от 45 тысяч USD. Путешествия сюда проводятся лишь пару месяцев в году - в разгар антарктического лета, приходящийся на декабрь - январь. Сделать автопортрет-отражение в зеркальном шаре, обозначающем Южный полюс, удостовериться, что компас всё же продолжает показывать на юг, и прогуляться пешком от нижнего «пупа» Земли до американской станции «Амундсен - Скотт» - вот лишь неполный список развлечений, доступных туристам на Южном полюсе.

Немного географии

Южный полюс - точка, через которую проходит воображаемая ось вращения Земли, диаметрально противоположная Северному полюсу . Располагается она практически в центре материка Антарктида ближе к его тихоокеанскому побережью. Ближайший географический район Антарктиды - знаменитый и исключительно живописный шельфовый ледник Росса, именуемый первыми исследователями континента не иначе как непреодолимой границей к его внутренним территориям.

Подобно тому, как Северный полюс имеет координаты 90° северной широты, Южный с точностью до наоборот может похвастать лишь широтой, так как меридианы здесь сходятся в одну точку, и долгота отсутствует. Так что его точные координаты - 90° южной широты. По этой же причине отсюда во все стороны - только север, что подтверждает курьёзный указатель на Южном полюсе с четырьмя N во все стороны света.

Толщина льда в районе Южного полюса - более 2800 метров, под которыми расположен собственно материк Антарктида.

И истории

Честь покорения Южного полюса принадлежит норвежцу Руалю Амундсену. Знаменательное событие произошло 14 декабря 1911 года, когда исследователю в компании пяти соратников удалось достичь крайней южной точки Земли и зафиксировать своё точное положение приборами (из которых у экспедиции был только секстант). Попытавшийся повторить подвиг Амундсена англичанин Роберт Скотт хоть и достиг Южного полюса 33 днями позже, однако вернуться к «цивилизации» не смог: все члены экспедиции погибли на обратном пути. Следующие люди на полюсе появились лишь через 44 года - в 1956 году, когда здесь совершил посадку американский самолёт и была основана полярная база «Амундсен - Скотт». Сегодня именно сюда прибывает большая часть туристов, собирающихся покорить Южный полюс, который, к слову, расположен всего в 100 метрах от станции.

Туристические экспедиции на Южный полюс проводятся в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Климат Южного полюса

Южный полюс - крайне холодное и мало приспособленное для жизни место планеты. В отличие от побережья Антарктиды, где годовая температура колеблется в пределах 0...-35 °С, на полюсе значительно холоднее. Туристические экспедиции проводятся сюда в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Впрочем, путешественников размещают в палаточном лагере станций «Юнион Глейшер» или «Новолазаревская», где климат более благоприятный: порядка -5...-10 °С снаружи и до +15 °C в палатке, которую отлично прогревает незаходящее солнце.

Полярный день на Южном полюсе длится с 23 сентября по 21 марта, а с середины мая до конца июля здесь царит полная и непроглядная полярная ночь, лишь изредка озаряемая северным (вернее, южным) сиянием. И даже в пик полярного дня солнце не поднимается выше 23° над горизонтом - примерно как в Москве в феврале.

Точка Южного полюса обозначена зеркальным шаром около 30 см в диаметре, установленном на красно-белом полосатом столбе, и флагами стран-освоительниц Антарктиды вокруг.

Как посетить Южный полюс

В отличие от Северного полюса, вариантов покорения которого - вагон и маленькая тележка: хочешь, на борту круизного судна, хочешь, на вертолёте, хочешь, на лыжах или собаках, на Южный полюс можно прибыть исключительно по воздуху.

В настоящее время последователей Амундсена и Скотта доставляют на южный «пуп» две компании: первая работает с американским лагерем «Юнион Глейшер», куда приземляются рейсы из Пунта-Аренаса , вторая - с русской базой «Новолазаревская», принимающей борта из Кейптауна . Выгадать в цене не получится: учитывая то, что туристы не бедные, компании согласованно работают по принципу «у нас не каждый день бывают Рокфеллеры».

С «Юнион Глейшер» и с «Новолазаревской» на полюс путешественников доставляют на американских самолётах DC-3 или BT-67 - с виду, обычных «кукурузниках» с внешними винтами, однако идеально подходящих для сложных антарктических условий. Они приземляются на аэродроме американской базы «Амундсен - Скотт» в буквальном смысле слова в шаговой доступности от Южного полюса. Церемония «покорения» крайней южной точки Земли, обязательная фотосессия, «звонок маме» с Южного полюса по спутниковому телефону и экскурсия по базе - и на крайнюю нижнюю точку карты мира можно смело втыкать кнопку.

Что посмотреть на Южном полюсе

Южный полюс - место ради места, а не ради достопримечательностей. Здесь одновременно мало и много того, на чём можно задержать взгляд. С одной стороны, однообразные снежные ландшафты, перемежаемые невысокими горами, уходящие за горизонт. Ни животных, ни птиц, не говоря уже о лютиках-цветочках. Даже собственно точка Южного полюса ничего выдающегося из себя не представляет: зеркальный шар около 30 см в диаметре, установленный на красно-белом полосатом столбе, и флаги стран-освоительниц Антарктиды вокруг. С другой стороны, вокруг Южного полюса есть масса всего необычного и интересного. Хотя бы удивительный быт антарктической станции «Амундсен - Скотт»: растапливание снега, снегомобили на гусеничном и колёсном ходу, взлётно-посадочная полоса на идеально ровной ледяной поверхности... наконец, довольно комичные правила пользования туалетом с поправкой на суровые условия Антарктики. Да и само путешествие до

Я всегда мечтала стать путешественником, грезила об открытиях. В детстве любила читать про первооткрывателей . Больше всего меня восхищали люди, которые открывали самые холодные части нашей планеты, например, Южный полюс . Об этих смелых людях я и хочу рассказать.

Первые попытки

О Южном полюсе ничего не было известно почти до 20 века. Хотя попытки добраться до него предпринимались неоднократно. Из-за отсутствия правильной экипировки , да и просто навыков выживать в холод, это было недостижимо . Открыть Южный полюс пытались:

  • Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – русские мореплаватели, в 1722 достигли побережья Антарктики, открыли и дали название нескольким островам.
  • Джеймс Росс в 1941 г. открыл шельфовый ледник и антарктические вулканы.
  • Э. Шелктон в 1907 г. попытался дойти до южного полюса, используя пони, но повернул назад;

Кто открыл Южный полюс

Самым отчаянным и упертым исследователем, кто и открыл Южный Полюс, был Рауль Амундсен . Родом из Норвегии, он знал, что такое холод, за его спиной уже было несколько экспедиций в экстремальных условиях. Готовясь покорять Антарктику, он изучал секреты выживания эскимосов в морозы. Большое внимание уделил снаряжению и одежде. Вся его команда была экипирована в меховые куртки и унты. Также он отобрал для экспедиции сильных эскимосских собак , которые во время похода везли сани. И он дошел до цели 14 декабря 1911 г. и пробыл на Южном полюсе еще три дня, проводя исследования, а затем благополучно вернулся со всей своей командой. Примечательно то, что одновременно с ним, к Южному полюсу вышла команда англичан под предводительством Роберта Скота . Ценой невероятных усилий он с остатками команды дошел до полюса , опоздав на 34 дня , где обнаружил следы норвежцев, палатку с провиантом и письмо, адресованное ему...


Команда Скота погибла на обратном пути… Виной всему была недостаточная подготовленность команды , малое количество пропитания, одежда, кстати, не меховая, и то, что они использовали пони, которые погибли почти сразу же, и мотосани, не приспособленные работать в такие морозы. Я думаю, что сказалось еще и подавленное состояние людей из-за опередившего их Амундсена. Вот такой ценой был открыт Южный полюс.

Каждый житель Земли знает, что Южный полюс находится в Антарктиде. Сама Антарктида представляет собой огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой. То есть она является континентом. Не надо путать её с материком — огромным участком суши, окружённым водой и соединённым небольшим участком суши с другим материком. Площадь Антарктиды составляет 13,7 млн. кв. км. Для примера, площадь той же Европы равна 10,2 млн. кв. км, а Австралии — 7,6 млн. кв. км.

Южный полюс

Антарктида сосредоточила в себе 90% всех пресных вод планеты. Она сказочно богата полезными ископаемыми, но отгорожена от всего мира огромной ледяной коркой и трескучими морозами. Зимой температура на континенте падает до минус 60° по Цельсию. Лето также не балует теплом. В самые благодатные месяца декабрь и январь средняя температура составляет минус 30°.

Круглый год над ледяной пустыней дуют сильные ветра. Животный мир обитает лишь в прибрежных зонах да на Антарктическом полуострове. На этом вытянутом на север небольшом участке суши зимняя температура иногда составляет минус 10° по Цельсию, а летом поднимается до 12° по Цельсию.

Именно в Антарктиде, среди вечной мерзлоты и лютого холода, и располагается Южный полюс Земли. Это самая южная точка планеты, и находится она на 90° ю. ш. Долготы у неё нет, так как все меридианы сходятся в этом месте в одну точку.

Южный полюс облюбовал для себя так называемое Арктическое плато. То есть он устроился не где-то в низинке, а привольно расположился на высоте в 2800 метров над уровнем моря. Отсюда наблюдается дефицит кислорода и низкая влажность, величина которой в среднем составляет 18%. В этом районе сила земного притяжения больше, чем в других областях планеты примерно на 15%. Атмосферное давление ниже нормы на 150 мм. рт. столба. Наблюдаются также повышенная солнечная радиация и магнитные аномалии.

Кстати о магнитных аномалиях. Кроме Южного полюса, который является величиной чисто географической, существует ещё и Южный магнитный полюс. В 2007 году его координаты равнялись 64° 30′ ю. ш. и 137° 42′ в. д. Это море Д’Юрвиля. За ним начинаются воды Индийского океана . На побережье моря, которое носит название Земли Адели, находится французская антарктическая станция Дюмон д’Юрвиль. Располагается она в этом месте с 1956 года.

Ради справки надо заметить, что в 1909 году координаты Южного магнитного полюса были совсем другими и равнялись 72° 25′ ю. ш. и 155° 16′ в. д. Находился полюс на материке, но за последние 100 лет сместился в морскую пучина и продолжает «ползти» на север. Чем закончится этот аномальный магнитный феномен, не знает никто.

Сама Антарктида официально была открыта в январе 1820 года. Совершила это знаменательное событие русская экспедиция. Возглавляли её Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Первым же, кто устроил зимовку на ледяном материке, был норвежский полярный исследователь Карстен Эгеберг Борхгревинк (1864-1934). Данное историческое событие имело место в 1895 году.

Оказавшись на побережье ледяного континента, неугомонная человеческая натура решила узнать, что находится в глубине загадочной земли. Ажиотаж вокруг Южного полюса начался в 1909 году, когда во всеуслышание было заявлено о покорении Северного полюса вначале Фредериком Куком, а затем и Робертом Пири. Другие маститые исследователи и путешественники решили прославить свои имена именно на холодном юге. Первое мест среди них занимал норвежский полярный путешественник и исследователь Руаль Амундсен (1872-1928).

Руаль Амундсен

Вначале норвежец планировал покорить именно Северный полюс и даже начал готовить экспедицию. Но шустрые беспардонные американцы его обскакали, и путешествие в паковые льды Северного Ледовитого океана потеряло всякий смысл.

Амундсену нужны были спонсоры. Он нашёл таковых в лице армии. Военные снабдили путешественника продуктами, палатками, другим необходимым инвентарём. Генералам нужно было испытать эффективность солдатских пайков в экстремальных условиях, поэтому они пошли навстречу своему соотечественнику.

Большую материальную поддержку также оказал аргентинский магнат дон Педро Кристоферсен. По происхождению он являлся норвежцем и с готовностью поддержал земляка.

Путь к берегам Антарктиды осуществлялся на легендарном корабле «Фрам». На нём с 1893 года по 1912 год регулярно проводились норвежские экспедиции в северных и южных широтах. В длину судно имело 39 метров, в ширину 11 метров, водоизмещение 1100 тонн, скорость 5,5 узлов.

В знаменательный день 13 января 1911 года судно бросило якорь в Китовой бухте у берега Росса в Антарктиде. С этого момента, собственно, и началась полярная экспедиция, прославившая Руаля Амундсена на весь мир.

К Южному полюсу норвежец отправился 19 октября 1911 года. Сопровождало его четыре человека. Имена этих людей также знает весь мир. Это Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьоланд. Все норвежцы. В составе экспедиции насчитывалось четыре собачьих упряжки. Уже 14 декабря 1911 года небольшая группа мужественных людей, преодолев 1500 км по ледяной пустыне, достигла желанной точки. Именно эта дата и считается официальным временем открытия и покорения Южного полюса.

На самой южной точке планеты путешественники водрузили норвежский флаг и отправились обратно. К изначальной точке маршрута экспедиция вернулась через 99 дней. Таким образом, 3000 км было пройдено всего за три с небольшим месяца. Нужно также учитывать, что путь лежал по ледяной пустыне, да к тому же не ровной, а с постоянными подъёмами, спусками, снежными заносами и ледяными ветрами.

Вторым, кто бросил вызов лютым морозам и вечной мерзлоте, являлся английский полярный исследователь Роберт Фалкон Скотт (1868-1912). К намеченной цели он отправился на месяц позже Амундсена. Английская экспедиция также насчитывала пять человек. Именно в таком количестве англичане достигли Южного полюса 17 января 1912 года.

Роберт Фалкон Скотт

Началась же экспедиция 24 октября 1911 года. В её состав входило 12 человек. Все они были разбиты на 3 отряда. Первый отряд и отправился в путь в указанную дату. Он должен был увезти несколько тонн провизии и, таким образом, обеспечить других членов экспедиции.

Сам Скотт выступил со своими людьми 1 ноября 1911 года. Он допустил серьёзную ошибку, взяв вместо ездовых собак маньчжурских пони. Эти животные не были приспособлены к суровым южным холодам и стали не помощью, а обузой в нелегком пути.

Третий отряд, шедший на ездовых собаках, догнал Скотта уже через неделю, а 15 ноября все три отряда воссоединились. Уже 4 декабря экспедиция достигла предгорий Арктического плато. Стало очевидно, что маленькие лошадки не выдержат подъём, и их пришлось пристрелить.

После этого людям пришлось самим тащить вверх тяжёлые сани с провизией. А закончилось восхождение в первых числах января. Очень сильно мешала снежная пурга. Она задержала отряд более чем на неделю.

Английская экспедиция (Скотт стоит в середине)

К Южному полюсу Скотт взял с собой только четырёх человек. Это были Уилсон — врач, зоолог и художник, Оутс — специалист по пони, Бауэрс и Эванс — кадровые офицеры ВМФ. Остальные члены экспедиции 5 декабря отправились обратно.

Как уже было сказано, 17 января англичане оказались у цели. Каково же было их разочарование, когда они увидели норвежский флаг, а также палатку. В ней нашли дружеское письмо от Амундсена. Все усилия и труды оказались напрасными. Представителей английской короны опередили.

Обратный путь осложнился сильной пургой. Она мешала идти, отнимала все силы у людей. Уже через пару дней пути получил сильные обморожения Эванс. За ним вышел из строя Уилсон. Он упал и повредил связки на ноге.

Первая трагедия случилась 17 февраля 1912 года — умер Эванс. На маленький отряд это произвело тяжкое впечатление. Тело захоронили в леднике и продолжили путь. Следующим погиб Оутс — это произошло 16 марта. Остальные члены экспедиции продержались только две последующие недели. Последняя запись в дневнике Скотта, который он вёл на протяжении всего пути, датирована 29 марта 1912 года.

Руководитель экспедиции умер последним, так как тела Уилсона и Бауэрса лежали в палатке, аккуратно завязанные в спальные мешки. Саму же палатку поисковая группа нашла лишь 12 ноября 1912 года. Освидетельствовал погибших судовой врач Эдвард Аткинсон.

Тела забирать с собой не стали. Их так и похоронили в палатке, предварительно убрав у неё растяжки. Сверху навалили кучу снега и поставили лыжи крест накрест.

По прибытию на корабль спасатели сделали большой крест из красного дерева. Вырезали на нём надпись – «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и установили на вершине высокого холма, носящего название Обсервер. Так закончилась одна из попыток покорения суровой и неприветливой южной земли.

Победу над Антарктидой одержал в 1929 году Ричард Бэрд. Этот американский лётчик пролетел над Южным полюсом на самолёте. Следующими оказались британец Вивиан Фукс и новозеландец Эдмунд Хиллари. В 1958 году они осуществили санно-гусенечный переход по ледяной пустыне. Эти мужественные люди прошли от моря Уэдделла до моря Росса и обратно. Таким образом, они два раза пересекли Южный полюс и оставили у себя за плечами 3500 км.

Американская антарктическая станция на Южном полюсе

В наши дни на Южном полюсе располагается американская антарктическая станция. Представляет она собой конструкцию на сваях. Это предотвращает скапливание снега у здания. В ней имеется телескоп, высотой в 10 метров, оборудование, предсказывающее магнитные бури, а также мощная буровая установка.

Живёт на станции, в общей сложности, 200 человек. Связь с внешним миром поддерживается через спутники NASA. Учёные, работающие в этом самом холодном уголке мира, являются специалистами по геофизике, метеорологии, физике, астрофизике и астрономии. Условия для проживания очень тяжёлые. Нетренированный человек подвергается недомоганиям и обморокам. Может возникнуть загустение крови, головные боли, судороги мышц. Пренебрегая элементарной безопасностью, можно легко получить ожоги лёгких и обморожение.

Так что Южный полюс — это не место для праздного отдыха. Выжить на нём могут лишь очень мужественные и сильные люди. Самая низкая температура, зафиксированная в этом месте, составила величину в минус 74°. Такого и в помине нет на Северном полюсе. Отсюда можно представить себе силу духа тех людей, которые сто лет назад отправились в эту ледяную пустыню, чтобы покорить её. И ведь они сделали это, иначе мы бы и сейчас ничего не знали о самой южной точке нашей планеты.

Юрий Сыромятников

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится на высоте 2800 м в Полярном плато Антарктиды. Впервые южный полюс достигла норвежская экспедиция Р. Амундсена в 1911. EdwART. Толковый Военно морской … Морской словарь

ЮЖНЫЙ ПОЛЮС, точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р.… … Современная энциклопедия

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с ее поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р. Амундсена в 1911 … Большой Энциклопедический словарь

Южный полюс - Точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью в Южном полушарии … Словарь по географии

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Впервые Южного полюса достигла норвежская экспедиция под руководством Р. Амундсена в 1911. *… … Энциклопедический словарь

южный полюс - pietų polius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. antarctic pole; south pole vok. Südpol, m rus. южный полюс, m pranc. pôle Sud, m … Fizikos terminų žodynas

Южный полюс - южный п олюс … Русский орфографический словарь

Точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии. Любая другая точка поверхности Земли находится по отношению к Ю. п. всегда в северном направлении. Располагается на материке Антарктида, ближе к … Большая советская энциклопедия

Точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Юж. полушарии. Располагается на Антарктическом материке, на Полярном плато, на высоте 2800 м. Толщина льда в районе Ю. п. превышает 2800 м, т.е. коренные породы лежат… … Географическая энциклопедия

Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Юж. полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на выс. 2800 м. Впервые Ю.п. достигла норв. эксп. под рук. Р. Амундсена в 1911 … Естествознание. Энциклопедический словарь

Книги

  • Южный полюс. Амундсен против Скотта , Оусланд Бьёрн. Гонка к Южному полюсу была сродни драматическому триллеру, в котором силы природы решили потягаться с сильными мужчинами, проверив их самих, технические средства исобак на прочность. В новой…

Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top