Сравнение зевса и перуна. Молния зевса. Пророк Илия весьма удивился бы

Сравнение зевса и перуна. Молния зевса. Пророк Илия весьма удивился бы

В данной серии мы рассматриваем схожесть богов из различных культур, которые отстоят друг от друга на сотни и тысячи километров и с первого взгляда могут показаться абсолютно непохожими. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что практически все верования на земле, и даже все традиции, древние праздники, представления, мировоззрение и так далее, имеют так много общего, что можно с уверенностью утверждать, что все они произошли из одного корня, из одного источника, имеют в своей основе некую единую концепцию представлений, которая появилась во времена индо-европейцев или гораздо раньше, когда человек ещё только-только начинал осваивать этот мир и стал проявлять первые зачатки разума. Во второй главе этого цикла мы рассмотрим схожесть языческих славянских и древнегреческих Богов.

В качестве небольшого вступления стоит отметить, что греческий пантеон богов необычайно структурирован, очень чётко прописан и имеет точную иерархию. По древнегреческим мифам можно точно определить, кто кому брат, сестра, дочь, отец, мать и так далее. Вполне вероятно, что в языческой Руси воззрение на богов было таким же структурированным и точным, однако долгие гонения на языческую культуру свели пантеон славянских богов к такому состоянию, что сегодня мы знаем лишь о некоторых родственных связях богов, а об остальных можем только догадываться. Например, мы точно знаем, что Сварог является отцом Даждьбога, что Леля является дочерью Лады и так далее. Встаёт вопрос: можно ли, зная соответствия греческих и славянских богов, вновь выстроить точную иерархию и родовой пантеон славянских богов? Если в глубокой древности греческие и славянские боги были единым целым и стали называться другими именами в связи с изменением языка и места проживания того или иного народа/племени, то вполне вероятно, что структура пантеона греческих богов, которая подвергалась меньшему уничтожению, чем славянская, вполне может быть нам интересна. Это вовсе не призыв к тому, чтобы заимствовать греческое язычество и полностью перенести его в славянскую культуру, но всё же обратить пристальное внимание на богов из других языческих культур и тем самым попытаться возродить некоторые утерянные элементы языческой культуры славян, определённо стоит.

Соответствия славянских и греческих богов:

Лада — славянская богиня весны, любви, брака. Одна из богинь Рожаниц — особо почитаемых в славянской культуре. Борис Рыбаков и другие историки находят образ Лады и её дочери Лели в самых древнейших артефактах человеческой культуры на территориях древней Руси и землях, к ней прилегающих. Славянской Ладе соответствует греческая богиня Лето , которую также называют Латона или Лато. Лето покровительствует материнству и рождению. Богиня мать Лето — это очень характерный образ нашей богини-рожаницы Лады, покровительствующей и женщинам-рожаницам и рождению трав, хлебов, возрождению жизни весной. Помимо прочего, дочерью Леты, является Артемида, которая соответствует богине Леле.

Леля — дочь богини Лады. Леля — богиня весны, красоты и молодости. Как и богиня Лада, Леля является одной из двух богинь-рожаниц. В греческой мифологии Леля соответствует богине Артемиде. Артемида — богиня плодородия (Рожаница), покровительница красоты и молодости. Удивительно схожи здесь как сами образы двух греческих и славянских богинь, так и их родственная связь, что говорит о том, что воззрения на этих двух древних богинь зародились ещё до тех времён, когда греческие и славянские народы разделились. Единственное, что не сходится, это то, что Артемида (рим. Диана) считалась богиней охоты, тогда как подобных признаков у Лели мы не находим, однако охотничьи навыки, покровительство охотникам могло просто затереться из памяти людей по прошествии целого тысячелетия.

Велес — один из самых главных богов языческого пантеона славян. Велес — бог торговли и богатства, бог творческих людей, покровитель домашней скотины и так далее. Велес, по своей сути, близок обычным людям, так как покровительствует их жизни и процветанию. Это бог, который участвует в жизни каждого человека непосредственно. В греческой мифологии Велесу соответствует такой бог, как Гермес. — бог торговли и богатства, красноречия, бог атлетов и ловкости, бог мудрости, разума. Сходство с Велесом очень яркое. Помимо этого, Гермес считается покровителем пастухов, как и Велес, который является покровителем домашней скотины, и, соответственно, покровителем пастухов. Гермеса часто изображают с ягненком на плече, как покровителя стад. Гермес является покровителем магии, алхимии, астрологии, как и Велес, покровительствующий науке и искусству. Ещё большее сходство с Велесом Гермес приобретает, если вспомнить и о такой стороне греческого бога, как — проводник душ в подземное царство Аида. Велес всегда почитался не только как бог земной, но и как бог подземный, заведующий определёнными обязанностями в ином мире. Велес всегда был связан с миром мёртвых Навью, с душами предков. Как и Гермес, Велес считается проводником душ в иной мир и тем богом, который встречает душу умершего, чтобы провести его через Калинов мост.

Макошь — одна из самых древних славянских богинь, которую некоторые исследователи считают самым главным божеством в верованиях древнейшего времени. Макошь очень разносторонняя богиня. Она является покровительницей женщин, рожениц, рукоделия. Макошь является покровительницей судьбы, в чём ей помогают две пряхи — Доля и Недоля; покровительницей дождя и воды; олицетворением Земли. Макошь сравнивают с Деметрой. Деметра — древнегреческая богиня плодородия и земледелия. Деметра с древнегреческого буквально переводится как «Земля-Мать», что невероятно сходится и с нашей Макошью, так как уже давно бытует предположение, что Макошь и Мать-Сыра Земля — это одно и тоже божество. То, что Макошь покровительствует Земле или же сама является олицетворением Земли, покровительствует плодородию и благополучию земли было выяснено уже давно, а такое сходство двух богинь из двух культур, которые имеют одни корни, ещё раз доказывает нам, что Макошь действительно могла пониматься древними славянами, как Мать-Сыра Земля. Деметра — великая Богиня-Мать, которая покровительствует земледельцам. Исследователи греческой культуры и верований утверждают, что культ Деметры мог появится задолго до индоевропейской эпохи. Интересным фактом является то, что дочерью Деметры является Персефона — богиня подземного царства мёртвых, которая во всех смыслах схожа со славянской богиней Мораной (Мара, Марена).

Здесь же стоит отметить, что Макошь очень схожа ещё с одной древнегреческой богиней. Гея — богиня земли, мать всего, что растёт на земле, мать неба, морей, титанов и гигантов. В древнеславянской мифологии Макошь очень тесно связана с культом Земли, а многие исследователи утверждают и приводят немало достоверных доказательств, что древние славяне верили в то, что Земля — это тело богини Макоши.

Доля и Недоля (Среча и Несреча) — богини судьбы, богини-пряхи. По повериям Доля и Недоля являются помощницами богини судьбы Макоши. Две помощницы плетут пряжу, которая является судьбой человека. Доля вяжет хорошую, ровную судьбу, а Недоля постоянно делает зацепки, неровности, которые создают трудности в судьбе человека. В греческой мифологии этим двум славянским богиням соответствуют Мойры. Мойры в переводе с греческого — часть, участь, доля. Количество мойр достоверно не выяснено. Например, в гомеровских поэмах мойра всегда упоминается в единственном числе. Исследователи древнейших культур считают, что в древности у каждого человека была своя мойра. Наиболее же распространена версия, судя по которой количество мойр приравнивается к трём (Макошь, Доля и Недоля?). Имена трёх мойр: Клото — прядущая нить жизни, Лахесис — определяющая судьбу, Атропос — неотвратимая участь или мойра, перерезающая нить жизни. Сущность трёх мойр простыми словами можно определить так: одна мойра прядёт нить жизни, вторая прядёт случайности, события, происшествия, третья определяет неотвратимость трагических событий и конец жизни.

Морана — богиня подземного мира, мира мёртвых, покровительница смерти, хозяйка зимы. Хоть связь Мораны и Макоши в современном язычестве прослеживается и некоторые теории подтверждают то, что Мара является дочерью Макоши, всё же достоверных свидетельств такого родства в старинных источниках мы не находим. Однако в древнегреческих мифах, где фигурирует Деметра — явный аналог Макоши и её дочь Персефона (Персефона-Кора) — стопроцентное соответствие Мораны, эта связь существует. Персефона — древнегреческая богиня царства мёртвых, дочь Деметры и Зевса (Перун), супруга подземного бога Аида (славянское соответствие Чернобогу, Кощею, Ящеру). Персефона у греков была не только царицей мира мёртвых, но и покровительницей плодородия и всходов. Такие разные ипостаси, как царица мира мёртвых и покровительница всходов объясняются тем, что по представлениям древних греков и, видимо, древних славян, всходы вырастают из семян, которые находятся под землёй (подземный мир — мир мёртвых), а, значит, являются действием силы подземного бога — Персефоны (Мораны). Интересен для изучения и такой миф древних греков, согласно которому Зевс решил, что Персефона будет жить осень и зиму в царстве Аида (в подземном мире), а весну и лето на Олимпе — у богов неба. В нашей мифологии это можно отождествить как зимний облик Мары или её зимняя ипостась — покровительствующая холоду и смерти и летняя ипостась Мары — покровительствующая плодородию и жизни.

Чернобог — бог подземного мира, царь мира мёртвых. Предположительно другими именами Чернобога в славянской традиции также являются и такие, как Кощей (Кощный бог) и Ящер. Соответствием Чернобога в греческой мифологии является Аид. Аид — бог подземного царства мёртвых. Интересно, что Аид является супругом Персефоны, что может говорить о том, что в нашей мифологии Морана (соответствие Персефоны) может быть женой Чернобога, что вполне увязывается в концепцию, ведь и Чернобог и Морана являются властителями загробного мира, а также покровителями смерти. И Аид и Персефона вместе царствуют в подземном мире, где обитают души предков.

Помимо того, что Ящер может отождествляться с Чернобогом и греческим Аидом, очень большое сходство у этого бога мы можем найти и в чертах Посейдона. Ящер и Посейдон считаются богами рек и морей. Посейдон символизирует неукротимость и ярость водной стихии. По этой причине Посейдон был очень почитаем у греков. В честь Морского царя устраивались празднества, ему приносились жертвы и угощения.

Сварог — бог неба, бог-кузнец, покровитель свадеб, создатель Земли. В Греции похожим божеством является Уран. Уран — бог неба, супруг земли Геи. Уран является одним из самых древних богов. Уран по мифологии греков «Первый стал править всем миром». Гея, вступив в брак с Ураном, породила горы, нимф, титанов, циклопов, исполинов гекатонхейров. В мифологии Греции Урана постигла довольно незавидная участь: сын Кронос оскопил отца серпом, после чего его отстранили от продолжения рода и он погиб в океане. В Греции Уран не занимал особого положения в верованиях и это не сходится со славянским Сварогом, роль которого в верованиях славян гораздо сильнее и могущественнее. В связи с этим стоит привести для сравнения ещё одного бога, который также очень схож со славянским Сварогом. — бог огня, кузнечного ремесла, покровитель кузнецов. Сварог известен именно своим кузнечным ремеслом. По верованиям славян, Сварог подарил людям металл и научил ковать различные орудия. С приходом двоеверия образ Сварога переместился на Кузьму и Демьяна именно по созвучию имени Кузьмы, которое очень похоже на слово «кузнец». Греческий бог-кузнец Гефест по мифологии построил все здания на Олимпе, а также ковал для Зевса (Перуна) молнии, не знающие промаха.

Даждьбог — бог дающий, так же бог Солнца, бог света. В греческой мифологии ему соответствует бог Аполлон. Аполлон — бог света, покровитель искусств, покровитель муз, врачеватель, олицетворение Солнца. Аполлон в Греции был одним из самых почитаемых богов. Стоит здесь отметить, что практически во всех языческих культурах мира одним из самых почитаемых было именно Солнце и, соответственно, божество, которое его олицетворяет или покровительствует дневному светилу. В Греции как раз таким божеством был Аполлон, на Руси — Даждьбог. Однако в схожести Аполлона и Даждьбога есть некоторая неувязка или даже скорее расхождение в видении людей родственных связей. Аполлон по греческой мифологии является сыном богини Леты (Лада) и братом Артемиды (Лели), тогда как в славянской мифологии мы находим только лишь упоминание его как сына Сварога. Однако это вовсе не означает, что Даждьбог не мог быть сыном Сварога и Лады.

Хорс — славянский бог Солнца и солнечного света. Некоторые исследователи называют богами Солнца сразу двух божеств — Даждьбога и Хорса. При этом Даждьбог представляется как покровитель солнечного света, податель света и тепла. Хорс же является покровителем непосредственно солнечного диска, «хоро» — круг, колесо. В древнегреческой мифологии ему соответствует Гелиос — солнечное божество, бог всевидящего Солнца.

Перун — бог грома и молнии. Один из самых высших богов древних славян-язычников. Особым почтением пользовался у княжеской дружины и считался покровителем воинов и военного дела. В греческой мифологии Перуну соответствует бог Зевс. — бог неба, грома и молний. Считается главным из богов Олимпа. Зевс также считается отцом людей и многих богов. Атрибутами или символами Зевса являются щит и топор. Символом Перуна, а также его скандинавского соответствия Тора, также является топор или секира. Топор в древних представлениях символизировал удар молнии, которая раскалывает деревья, от того во многих культурах топор считался священным, обладающим особой силой. Миниатюрные топорики, которые использовались в качестве украшений-амулетов, находят в землях многих народов.

Особое внимание стоит обратить на таких древнегреческих полубогов, как Сирены . Стоит сразу отметить, что Сирены и по своей натуре и даже по своей природе очень похожи на наших русалок Берегинь . Сирены в поздней мифологии представляются как морские существа, красивые, но опасные русалки. Однако в ранней мифологии мы можем увидеть Сирен как крылатых дев с куриными или птичьими ногами. Удивительно, но точно такую же метаморфозу претерпели и наши Берегини-русалки, о чём вы можете читать в отдельной статье « «. Берегини древних славян представлялись воздушными или летающими девами, похожими на невидимых или призрачных дев, охраняющих людей и посевы. В христианстве такими берегинями считаются ангелы. Позднее берегини, которых также называли русалками и вилами, вдруг превратились в водяных дев, девушек с рыбьими хвостами. Именно так сегодня и представляют русалок, хотя в древности русалки вовсе не были водными духами. Та же самая история наблюдается и с древнегреческими Сиренами, которые будучи крылатыми воздушными девами по тем или иным причинам превратились в полулюдей-полурыб, которые обитают в воде. Как так случилось, что у двух культур произошла замена «сферы деятельности» схожих богинь, является настоящей загадкой! И древнейшие русалки и древнейшие сирены считались покровительницами плодородия. Также по одной из версий, матерью Сирен является богиня Гея, которая в славянской мифологии отождествляется с Макошью. Макошь в свою очередь, во многих древнерусских писаниях упоминается совместно с берегинями-русалками-вилами.

Заря (Зорька, Заря-Заряница, Денница, Утренница) — богиня утренней зари. Появляется в виде звезды на небосклоне прямо перед появлением Солнца. Денница или Заря — это богиня, которая видна не небосклоне в виде последней утренней звезды — планета Венера. Отсюда пошли поверия, что Заря подготавливает Солнце к выходу на небосклон, запрягает коней Солнца. Планета Венера также видна и в вечерние часы, потому считается, что Заря-Заряница появляется ещё и перед уходом Солнца в подземный мир, помогает ему распрягать коней и помогает выйти на небосклон Месяцу. В древней Греции Заре соответствовала богиня Эос. Эос — богиня утренней зари, которая ранним утром выезжает из океана в виде прекраснокудрой девы на колеснице, и поднимается в небо, разгоняя ночной мрак. По одной из легенд Афродита (Леля) в отместку за то, что Эос делила ложе с её возлюбленным Аресом, внушила ей любовь к смертным, с тех пор Эос каждую ночь проводит с одним из людей, этим объясняется пунцовый свет зари, которая стесняется того, что происходило ночью.

Ярило — бог весеннего плодородия, бог весны, неистовой страсти, любви. Яриле соответствует греческий бог Дионис . В современном мире немного ошибочно считают, что Дионис является исключительно богом вина, пьянства, плотских утех и так далее. Однако в реальности эти качества бога являются второстепенными или даже следственными из его основных качеств. Дионис — это бог производительных сил, бог плодородия, любовной страсти, бог растений. В древности его часто изображали в виде столба (идола) которое украшено побегами, цветами, травами. Дионис покровительствовал деревьям, садоводам, культурным растениям. Дионису возносили молитвы и приносили дары об ускорении роста деревьев и удачных всходах посевов. Виноделие Диониса связано всё с тем же покровительством деревьям, в частности, винограду, и изделиям из растений, в частности, вину. Именно Диониса благодарили за то, что он подарил хороший урожай винограда из которого было сделано вино. К тому же, бог, который отличается весёлым и жизнерадостным нравом, как нельзя лучше подходил под образ воздействия вина и пива. Отсюда можно попытаться сделать вывод, что богом вина и пива у славян мог считаться Ярило, ведь главными качествами Ярилы также являются покровительство всходам и плодородию, его представляли как весёлого бога, который буквально яриться от своей безудержной силы, дарит весеннему миру жизнь, веселье, счастье.

В нашем исследовании мы постарались провести аналогии между греческими и славянскими богами, найти богов с одинаковыми функциями. Найденные нами аналогии мы приводим в таблицах.

Верховные боги: Зевс и Сварог.

Зевс Сварог
1. Верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. 2. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. 3. Позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. 4. Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, иногда молот. 5.У Зевса была вся полнота власти, Кроме того, Зевс был ещё и громовержцем. 1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь. 2. Сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю. 3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям. 4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот. 5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.
Гефест 1. Также бог-кузнец. 2. Гефест был покровителем ремёсел. Сварог 1. Был кузнецом, послал людям клещи. 2. Сварог был только вначале кузнецом и покровительствовал кузнецам намного больше, чем Гефест.

Богини любви и красоты: Афродита и Лада.

Афродита Лада
1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. 2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь. 3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи. 1. Славянская богиня любви и красоты. 2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. 3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.

Боги подземного царства: Велес – Чернобог, Вий и Аид.

Аид Велес-Чернобог, Вий
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами. Велес - бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых. Вий - в восточнославянской мифологии - дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

Солнечные боги: Гелиос и Даждьбог



Боги виноградарства и виноделия: Дионис и Квасура

Богини утренней зари: Эос и Денница

Боги грома и молний: Зевс и Перун

Зевс Перун
Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче - черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам.

Покровительницы лесов и охоты: Артемида и Девана

Артемида Девана
1. Артеми́да - в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. 2. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. 3. Об ее почитании греками свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей. 4. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц,чаще в лунные ночи. 1. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. 2. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. 3. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. 4.Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Боги ветра: Зефир, Нот, Борей, Эвр и Стрибог

Боги плодородия: Деметра и Ярило

Велес и Пан

Помимо приведенных выше основных аналогий мы нашли еще нескольких общих функций у греческих и славянских богов.

Так, например, Велес был помимо всего прочего бог-прорицатель, как и Аполлон.

Макошь - в славянской мифологии - покровительница женских работ, богиня колодцев, богиня судьбы. Её трудно сравнить с греческими богами, разве только с Мойрами - богинями судьбы. Подобно им она плетёт нити человеческих судеб. В остальном же занятия Макоши остаются неясными, а значит, как она соответствует греческим богам.

Мы выяснили еще одно важное отличие между богами греческого и славянского пантеона – славянские боги несли в себе и добро, и зло, каждый бог был как бы двух лиц: доброго и злого.

Заключение.

Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни.

Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.

В нашей работе мы изучили славянскую и греческую мифологию, попытались сравнить их и найти аналогии. Мы доказали выдвинутую нами гипотезу, что в мифах много общего. Мы можем сделать вывод, что наши культуры шли по сходному пути развития, и между людьми разных народностей гораздо больше общего, чем различного. Хотя между греческой и славянской мифологией есть и различия. После изучения славянской мифологии выяснилось: боги сразу стали властителями мира; появление богов происходит мирным путем; славянские боги были дружны; славянские боги жили в гармонии друг с другом; каждый бог отвечал за какое-нибудь явление природы, либо кому-нибудь покровительствовал; один бог мог отвечать за несколько природных явлений. В древнегреческой мифологии перед богами были титаны; появление богов сопровождается кровопролитием и распрями; греческие боги враждовали между собой.

Таким образом, мы можем сделать главный вывод, что наша культура основана на мире и согласии, на ладе друг с другом.

Список литературы

1. Арзуманова Т.В. Мифология / Науч. – поп. изд. для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008.

2. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.,1995.

3. Берегова О. Символы славян. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ»», 2007.

4. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. – М.: Просвещение,1965.

5. Буйнова Т.Ю. Дети Сварога. – М.: Проект – Ф: Аквилегия – М, 2008.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / - М.: Изд –во ЭКСМО – Пресс, 2001.

7. Мифологический словарь. Книга для учителя. – М.: Просвещение,1985.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2т. – М., 1997.

9. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997.

10. Соловьев В.М. Золотая книга Русской культуры. – М.: Белый город, 2007.

(устар. Зевесов перун ) - главное оружие и основной атрибут верховного бога-громовержца древнегреческой мифологии.

Одно из прозваний Зевса - Кераунос («Громовой») - свидетельствует о его способности создавать молнии . Керавноболия (греч. Κεραυνοβολία, от keraunos - «гром» и boleo - «кидать, метать») - громовой удар, сверкание молнии . Картину «Керавноболия» написал Апеллес . Другой эпитет Зевса - Катайбат (греч. Kataibates - «Тот, кто спускается») - означает гром, который древние греки представляли в виде каменного топора либо просто камня («гром-камень») .

У римлян соответствующий греческому Зевсу бог-громовержец Юпитер имел прозвание «Фульгуратор» (лат. fulgurator - «мечущий молнии»).

Вид

Материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами . Также изображалась как в виде пучка стрел либо одной волнообразно изогнутой стрелой (сравн. ваджра; зигзагообразный рунический знак) .

    Blitzbuendel 01.jpg

    Фрагмент бронзовой античной статуэтки.

    Jupiter.Radio.VLAl.jpg

    Планета Юпитер. Радиоизображение: яркие области (белые) - радиоизлучение радиационных поясов.

    Romanian Armed Forces coat of arms.jpg

    Современный герб

В геральдике, барочной живописи - она изображалась как пучок языков пламени или связка стрел, которые может держать в когтях орел.

Изготовители

  • Молнии Зевсу выковали циклопы , в благодарность за то, что он вывел их из Тартара , заодно со своими братьями Аидом и Посейдоном. Имена первых трех циклопов: Бронт - «гром», Стероп - «молния» и Арг - «перун». Зевс метал молнии в титанов (см. титаномахия).
  • Гефест - позже ковал их для отца
  • Конь Пегас был вознесен на Олимп и доставлял Зевсу молнии.

Убитые перуном Зевса

Были средь них киклопы за вечным сидящие делом:
Зевсу владыке ковали перун. Он, ярко сиявший,
Был почти завершен, одного лишь луча не хватало.
Вот его молотами железными быстро ковали.
(«Аргонавтика», пер. Н. А. Чистяковой)

Между тем ковачи, вознося над плечами с размаху
Молоты, мощно в расплавленный ком железа иль меди
В лад ударяли и ухали шумно сквозь сжатые зубы.
(Каллимах, пер. С. С. Аверинцева) .

  • Сыновья Ликаона , его дворец разрушен.
  • Асклепий - сделан бессмертным
  • Идас и труп Линкея
  • Фаэтон - умер из-за того, что Зевс молнией разбил колесницу Гелиоса
  • Семела - умерла, опаленная огнём молний Зевса, когда он явился к ней во всем величии. Дворец её отца Кадма был разрушен молниями.
  • Анхис - в позднейшей версии не умер, а ослеп.

Значение

Три молнии Зевса-Юпитера символизировали случай, судьбу и предусмотрительность. В дальнейшем молния считалась символом наказания с небес, а также эроса, «огня страсти», в котором можно погибнуть .

В современной культуре

  • «Похититель молний » и экранизация этой книги «Перси Джексон и похититель молний »

См. также

  • Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов

Источники

  • Аполлоний Родосский I 725-728
  • Каллимах. Гимны III (Артемиде) 59-61

Напишите отзыв о статье "Молния Зевса"

Примечания

Отрывок, характеризующий Молния Зевса

Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.

С одной стороны, Перуна можно считать «везучим» языческим богом – в самом деле, если какое-то имя всплывает в головах людей, когда они слышат «славянское язычество», так это именно Перун. С другой, этому божеству повезло куда меньше чем его непосредственным европейским «родственникам», другим богам-громовержцам Зевсу и Тору – они-то давно стали частью мировой культуры, на них существует устойчивая мода в кино и комиксах. А вот их славянский собрат не значится ни в каких рейтингах. Что же, возможно, пришло время узнать о Перуне побольше.

Княжеский бог, князь богов

Пожалуй, ни одного другого языческого славянского бога учёные не исследовали с такой относительной лёгкостью, как Перуна. Если по другим членам славянского пантеона информации либо мало, либо почти нет, то сведений о Перуне достаточно для целостного портрета этого божества. Функции Перуна ясны уже из его имени, которое на древних славянских языках означал «разящий, бьющий, ударяющий»: тем самым делался акцент на его функциях бога-громовержца, который способен поразить кого угодно громом и молниями. Кроме того, Перун являлся покровителем профессиональных воинов, то есть дружинников и, тем самым, богом войны. Всё это постепенно сделало его не только уважаемым богом, но и главным богом, который главенствовал над остальными богами и богинями и определял порядок во взаимоотношениях между ними, а также с миром людей.

Суровый и скорый на расправу за малейшее неповиновение Перун был не только своего рода князем среди славянских богов, постепенно он стал и княжеским князем, покровителем правителя и его приближённых. Так, ещё в VI веке византийские писатели сообщали, что славяне главным среди своих богов почитают бога-громовержца, которому приносят самые пышные и богатые жертвы. А уже в X столетии, когда власть князей над славянами оформилась, в мирных договорах между русичами и Византией князья клялись именем Перуна как своего личного покровителя и покровителя своей дружины. Позднее, когда князь Владимир, будущий Креститель Руси, попытался ввести единый языческий культ, главным в нём он сделал именно Перуна. В глазах народа князь должен был быть своего рода земным воплощением Перуна, тем для людей, кем для богов является бог-громовержец.

Пророк Илия весьма удивился бы

Но привилегированное положение Перуна в языческой славянской картине мира вышло ему «боком» после Крещения Руси – именно против него, главного из богов, и был направлен удар принявшего новую веру князя и государства. Капища Перуна были разрушены, его идолы уничтожены, сожжены или сброшены в реки, а имя его было запрещено как имя главного из бывших демонов. Особенно яростная атака новой религии на Перуна была понятной и логичной – это было наиболее могучее божество прежней веры, к тому же, будучи подчёркнуто воинственным и даже жестоким, открыто противоположным самому характеру христианства. Но такой почитаемый на протяжении многих поколений славян мифологический персонаж просто не мог бесследно кануть в безвестность, его образ не мог исчезнуть из народного сознания без следа. Это народное сознание стало искать, кем можно хотя бы отчасти заменить Перуна среди христианских персонажей – и вскоре нашло.

Кандидатуры, кстати, до сих пор называются разные. Так, указывается на явное чисто внешнее сходство восприятия Перуна со святым Георгием Победоносцем: оба представляются великими воинами, не знающими страха и поражения покровителями воинства. Отчасти такими чертами были наделены Святые Борис и Глеб, хотя их житие никак не располагало к подобным ассоциациям. Но больше всего фольклорных черт Перуна принял на себя пророк Илия, на Руси более известный как Илья. Скорее всего, этот ветхозаветный пророк еврейского народа весьма удивился бы, что в будущем его во многом путать с верховным языческим богом славян , но так уж произошло. Главную роль в этом смешении двух образов сыграло, конечно, наиболее известное обстоятельство жизни пророка: так как он не умер, а был «восхищен» на небо огненной колесницей, запряжённой огненными конями. Ассоциации налицо: и Перун, и Илия напрямую связаны с небом, к тому же огненная колесница, летящая по небу, есть самый красочный образ, в индоевропейской мифологии связанный именно с богами-громовержцами. Например, у скандинавов гром это звук колесницы бога Тора, едущего куда-то по своим делам. Ну, а там, где небо и огонь, тоже вполне естественна мысль о молниях. Так что пророк Илия на Руси стал Ильёй Громовником, одним из наиболее почитаемых народом христианских персонажей, именно в силу его «родства» с Перуном.


Перун — Бог грома и молний, как небесного огня, сын Лады и Сварога, Бог грозы и войны, громовержец, покровитель касты витязей (князей и воинов, на санскрите кшатриев). Перун — грозный Бог по отношению к врагам Родины. Дух Перуна — это дух воина. Но воин — это не тот, кто рвется воевать ради войны. Воин — это тот, кто всегда готов воевать, если в этом есть необходимость. Если такой необходимости нет, то воин может заниматься созидательным трудом. Дух воина — это потенциал силы.

Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.

Об основных функциях Перуна:
1. Громовержец, владеющий громами и молниями, муж-плододавец, проливающий дожди на жену-Землю. Плодородие, столь необходимое земледельцу, может отождествляться и с физическим здоровьем мужа (и жены?). Он — славянский Зевс, позднее осмысление Дыя. В одном из списков хроник Амартол и Малалы современники отождествляют Зевса и Перуна (см. Летописец еллинский и римский, 2001, с. 35, а также последующие поучения против язычества). В «Слове и откровении святых апостолов» объявлен «пероунь» старейшиной «во елинах».

2. Воинская функция Перуна на основании славянского материала «в лоб» не реконструируется и может быть принята во внимание только при сравнении с культом Индры и Перкунаса.

3. Перун соотносится с неугасимым Огнём (возможно, обновляемым от молнии, тогда — «небесным огнём»). Ему приносили в жертву врагов, а также жрецов, не уследивших за его священным Огнём. Это, видимо, относилось к любому священному огню, зажжённому в честь любого иного Бога. Например: «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури…» («Сказание о построении града Ярославля…»).

4. Символами Перуна являются камень (кремень) или огненная палка (громовая стрела, держава, булава, молот, палица). Некоторые авторы проводят аналогии между молотом и небесной мельницей (жернова которой дают искру молнии){59}.

5. Именем Перуна клянутся при заключении договора. Перун — державный правитель, он карает за неисполнение закона, договора, клятвы. В этом смысле культ его, несомненно, княжеский по сути. Перун — бог Порядка, осуществляющий закон и его олицетворяющий.

6. Перун/Перкунас как наследник Дыя/Диеваса может рассматриваться как повелитель небесных вод и действительно должен находиться в «особых» отношениях с Велесом/Велнясом, который в этом случае может быть рассмотрен как властелин вод «нижних».
Четверг во власти Перуна - бога, покровительствующего самоутверждению, силе воли, дарующего неожиданные возможности. В этот день завершите затянувшиеся дела, проявив свою волю, использовав помощь друзей, которым доверяете.
Денежный успех четверга сомнителен, ибо ваши компаньоны окажутся необъяснимым образом несговорчивы, будут настаивать на своем, не желая прислушаться к вашему мнению. Вам потребуется немало мудрости и смекалки для того, чтобы кажущиеся безнадежными обстоятельства превратить в выгодную перспективу. Но не стремитесь во что бы то ни стало добиться немедленного осуществления желаний и быстрого получения денег - в четверг это обычно не получается: Перун не любит торопыг и не потакает сиюминутным желаниям.
Интуиция в четверг окажется как никогда обостренной, прислушайтесь к ее подсказкам, каким образом побыстрее и побольше нажить денег.
С целью увеличения капитала и обострения интуиции в четверг вечером возьмите 12 белых монет любого достоинства, зажмите их между ладонями, а руки поднесите ко лбу и загадайте свое «денежное желание». Затем выложите монеты одну за другой вокруг зажженной свечи и, глядя попеременно то на пламя, то на деньги, скажите, приблизив губы к пламени, что хотели бы получить и от чего избавиться. Затем соберите монеты и носите при себе в течение месяца.
Далее их можно потратить.

Заповеди Бога Перуна

1. Почитайте Родителей своих, и содержите их в старости, ибо как вы проявите заботу о них,тако же и о вас проявят заботу чада ваши…
2. Сохраните память о всех Предках Родов ваших и ваши потомки будут помнить о вас…
3. Защищайте старых и малых, отцов и матерей, сынов и дочерей, ибо это Родичи ваши, мудрость и цвет народов ваших…
4. Воспитайте в чадах своих любовь к Святой земле Расы, чтобы не прельщались они чудесами заморскими, а могли сами сотворить чудеса более чудные и прекрасные, да во славу Святой земли вашей…
5. Не творите чудес на благо своё, а творите чудеса на благо Рода своего и Рода Небесного…
6. Помогите ближнему в беде его, ибо придет к вам беда, помогут и вам ближние ваши…
7. Творите дела добрые, да во славу Рода вашего и Предков ваших, да обрящите покровительство от Богов Светлых ваших…
8. Помогайте всеми силами строить Капища и Святилища, сохраняйте Мудрость Божию, Мудрость Древнюю…
9. Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет…
10. Очищайтесь вы в водах Ирия, что течет река во Святой земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою…
11. Утверждайте на Земле вашей Закон Небесный, что дали вам Светлые Боги ваши…
12. Почитайте люди, вы, дни русальские, соблюдайте Божии праздники…
13. Не забывайте Богов ваших, возжигайте во славу Богов вы курения и благовония и обрящите вы благосклонность и милость Богов ваших…
14. Не чините обид соседям вашим, вы живите с ними в мире и согласии…
15. Не унижайте достоинство других людей, и да не унижено будет достоинство ваше…
16. Не творите бед людям других вер, ибо Бог-Творец Един над всеми Землями… и над всеми Мирами…
17. Не продавайте, вы, землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовете и не будет вам прощения во все дни без остатка…
18. Защищайте вы землю свою и победите вы оружием правым всех врагов Расы…
19. Защищайте Роды Рассенов и Святорусов от Чужеземных ворогов, что идут в земли ваши со злым помыслом и с оружием.
20. Не хвалитесь, своей силою, поезжая на Брань, а хвалитесь с Поля Брани съезжаючи…
21. Сохраняйте в тайне Мудрость Божию, не давайте Мудрость Тайную вы язычникам…
22. Не убеждайте, вы, тех людей, кто не хочет слушать вас и внимать словам вашим…
23. Сберегите ваши Капища и Святилища от поругания язычников, если не сбережете вы Святыни Святой Расы… и Веру Предков ваших, посетят вас годы горести, да обиды со страданиями…
24. Кто убежит из земли своей на чужбину, в поисках жизни легкой, тот отступник Рода своего, да не будет ему прощения Рода его, ибо отвернутся Боги от него…
25. Да не возрадуетесь, вы, горю чужому, ибо кто чужому горю радуется, тот к себе горе призывает…
26. Не злословьте и не смейтесь, над теми, кто любит вас, а отвечайте вы на любовь любовью и обрящите покровительство Богов ваших…
27. Любите ближнего вашего, если он того достоин…
28 . Не берите в жены, брат — сестру свою, а сын — мать свою, ибо Богов прогневите и кровь Рода загубите…
29 . Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой Род загубите, а берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите… и свой Род продолжите…
30 . Не носите жены одеяний мужских, ибо женственность потеряете, а носите жены то, что вам полагается…
31 . Неруште узы Союза Семейного, Богами освященные, ибо против закона Бога-Творца Единого пойдете и счастье своё потеряете…
32. Да не убиенно будет чадо во чреве матери, ибо кто убьет чадо во чреве, навлечет на себя гнев Бога-Творца Единого… Любите жены мужей своих, ибо они защита и опора ваша, и всего Рода вашего…
33. Не пейте много питья хмельного, знайте меру в питье, ибо кто много питья хмельного пьет, теряет вид человеческий…


Самое обсуждаемое
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма
Гоголь очень краткая биография для детей Гоголь очень краткая биография для детей


top