Таблица новые государства европы название время. Новые европейские государства. Старое и новое в международных отношениях

Таблица новые государства европы название время. Новые европейские государства. Старое и новое в международных отношениях

Вектор движения к «Большой Европе», декларированный в феврале 2015 г. «нормандской четверкой» на встрече в Минске, подразумевает построение общего гуманитарного и экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». По мере практической реализации этого проекта неизбежно возникнет проблема преодоления вызовов сепаратизма, которые усиливаются в целом ряде европейских государств. Станут ли локальные националистические движения, выступающие под лозунгами самоопределения «своих» территорий, акторами радикального изменения границ на карте Европы», может продемонстрировать уже ближайшее будущее.

В Испании уже целые регионы управляются политиками, демонстрирующими стремление к большей независимости от Мадрида. Сторонники отделения от центра сильны, прежде всего, в Каталонии и в Стране Басков. Но их политические позиции укрепляются в Галисии, Андалусии, Валенсии и на Канарских островах.

Каталония

В числе главных доводов в пользу своей независимости от Испании каталонцы называют культурные и языковые различия с остальными подданными короны. Каталонцы очень гордятся этими различиями, старательно подчеркивая, что являются испанцами лишь отчасти, а все предпринимавшиеся в истории попытки их «испанизации» оканчивались неудачей.

С 1978 года Каталония существует в виде автономного сообщества - одного из 17 регионов Испании, имеющих собственные правительство и парламент. Однако по сравнению с остальными областями каталонцы гораздо более самостоятельны: большинство сфер общественной жизни, начиная от образования и заканчивая судами и полицией, находится в их руках. Однако регион лишен права распоряжаться своими доходами, и все налоговые поступления направляются в общую государственную казну. Будучи одной из наиболее процветающих областей Испании, Каталония регулярно становится донором менее благополучных соседей, и все большее число жителей региона уверены, что, став гражданами отдельного от Испании государства, они существенно повысят свое благосостояние.

Всплеск сепаратистских настроений в Каталонии спровоцировала неудачная попытка ее властей добиться правового оформления региональных привилегий. В 2010 году, когда Конституционный суд Испании вернул принятую четырьмя годами ранее новую версию каталонского регионального статута (конституции). Одновременно суд отменил привилегированное положение каталонского языка и отобрал у региона налоговую автономию. С тех пор число сторонников независимости от Испании в Каталонии постоянно росло.

Сепаратистские настроения подогревались и националистической риторикой Артура Маса, возглавившего региональное правительство в 2010 году. Под его руководством каталонские власти не раз заводили разговор о референдуме и даже приняли символическую декларацию о независимости. Однако все инициативы националистов пресекали в Мадриде: центральные власти опасаются, что, позволив отсоединиться одному региону, они спровоцируют развал всего государства.

Сторонники независимости Каталонии намерены отделиться от Испании, но хотят при этом остаться в Евросоюзе и сохранить в качестве валюты евро. Опросы показывают, что численность каталонцев, выступающих за отделение, упадет до 37%, если при этом им придется покинуть ЕС. Еще одним немаловажным препятствием на пути независимости может стать экономика. Хотя каталонская экономика составляет 19% ВВП Испании и обладает высокой степенью самодостаточности, но некоторые крупные компаний уже заявили, что в случае объявления независимости уйдут из региона и, следовательно, возможности сохранить экономическое благополучие у региона сократятся.

Тем не менее, более 80% участников опроса, который состоялся в Каталонии 9 ноября 2014 г., поддержали отделение этой культурно-исторической области от Испании. Состоявшееся событие многие приравнивают к полноценному референдуму. Но все-таки это еще не полноценный правовой акт, а только активизация политического торга региональных каталонских и центральных испанских властей, хотя результаты мирного волеизъявления каталонцев стали знаковыми далеко за пределами и самой Каталонии и Испании. Чтобы не допустить стихийного развития событий, центральным испанским властям предстоит теперь не просто учитывать позицию каталонских лидеров по многим вопросам, но и находить договоренности с ними на приемлемой для обеих сторон основе.

Страна Басков

Критический уровень сепаратизма демонстрирует и еще один испанский регион - Страна Басков, часть жителей которого десятилетиями добивалась независимости с оружием в руках. Наряду с Испанией, хотя и в меньшей степени, в конфликт оказалась замешана Франция, где в департаменте Атлантические Пиренеи расположена небольшая область - Северная Страна Басков.

Националистическое движение басков зародилось в XIX веке, когда их впервые за сотни лет лишили автономии. В условиях франкистского режима оно радикализировалось и вступило на путь вооруженной борьбы, которую радикальное крыло баскских националистов - ETA с переменным успехом вело и после установления демократии в Испании. За прошедшие десятилетия ЕТА несколько раз объявляла о прекращении огня, но всегда нарушала мирные обещания. Однако, после жестких полицейских операций, с 2011 года боевики ЕТА не совершили ни одного теракта.

Но целью баскских националистов по-прежнему является независимость Страны Басков, включая французские территории. Стремление к отделению, но прежде всего, от Испании, демонстрируют и не поддерживающие идеи политического насилия лидеры, представляющие политические силы региона. Свои требования об обособлении они выдвигали, несмотря на то, что условия баскской автономии более широкие, чем в случае с Каталонией. Сегодня в парламенте Страны Басков сепаратистам принадлежит две трети мест. Но в легальном поле баски действуют не так активно, как каталонцы. В 2008 году председатель регионального парламента Хуан Хосе Ибаречче попытался организовать референдум, на кото-ром предполагалось определить, стоит ли начинать диалог о праве басков на самоопределение. Но в Мадриде плебисцит запретили.

Многие видные испанские политики считают, что отделение как Каталонии, так и Страны Басков будет означать конец Испании как государства, поскольку тогда сработает принцип домино. Без Каталонии и Страны басков экономика Испании уменьшится на четверть, а доход на душу населения - на 5%.

Шотландский вопрос

В центре сепаратистских устремлений Шотландии лежат, прежде всего, экономические интересы. Основной источник дохода, которым Эдинбург не желает делиться с Лондоном, - нефтяное месторождение Brent в Северном море, открытое в начале 1970-х. Именно тогда шотландцы стали всерьез задумываться об усилении контроля над налоговыми потоками.

Но предпринятая в 1979 годы попытка Эдинбурга создать парламент, с помощью которого можно было бы отвоевать хоть часть финансов, удалась лишь в 1999 году и идеи сепаратизма развивались как латентные течения региональной политики. На новый уровень сепаратистская риторика вышла в 2007 году, когда о планах сделать Шотландию независимой объявил ее новый первый министр (премьер-министр) Алекс Сэлмонд, лидер Шотландской национальной партии (SNP). По его мнению, выход Шотландии из состава Соединенного Королевства принесет ее жителям только пользу, прежде всего в виде роста доходов. Реальной подготовкой референдума А. Сэлмонди и его сторонники смогли заняться только в 2011 году, когда SNP получила большинство в местном парламенте.

В Лондоне планы лидера шотландских националистов восприняли крайне негативно, однако, в конечном итоге решили им не препятствовать. Голосование было назначено на 18 сентября 2014 года и прошло в крайне напряженной для всей британской политики атмосфере. На шотландских избирателей было оказано массированное информационное давление, в котором приняла участие даже сама Елизавета II. В конечном итоге сторонники сохранения Шотландии в составе Великобритании добились поддержки у местных избирателей, однако, количество голосов противников единства, указывает, что идея независимости региона является скорее «замороженной», чем отвергнутой.

Сторонники и противники независимости выдвигают свои аргументы. Националисты, утверждают, что, свергнув иго английских евроскептиков, они обеспечат независимой Шотландии блестящее будущее, потому что будут сами распоряжаться нефтью в Северном море. SNP обещает, что выплаты государственный пенсий начнутся на год раньше запланированной даты и что примерно 200 тыс. семей смогут увеличить детские пособия. Бизнесменов сторонники независимости пытаются привлечь на свою сторону обещаниями снижения налогов для того, чтобы дать толчок развитию шотландской экономики и привлечь инвестиции из-за рубежа. Немаловажное место в их доводах занимает и обещание вывода ядерных подводных лодок с базы в Клайде.

Противники независимости спорят с националистами по всем пунктам. Они, к примеру, уверены, что шотландцы станут жить беднее, что в стране поднимутся цены на все, начиная от продуктов питания и заканчивая услугами. Они указывают, что шотландцы живут сейчас лучше англичан, потому что на среднего жителя Шотландии приходится на 1200 фунтов больше всевозможных выплат, чем на жителя Англии.

Лондон, в случае выхода Шотландии из Соединенного королевства, тоже ждут большие потери. Все их представить сейчас крайне трудно, но главные: потеря нефтяных миллиардов, необходимость открытия новой базы для подводных лодок, которая будет стоить тоже миллиарды; и смена названия и флага, из которого исчезнет синий цвет, лежат на поверхности.

В Брюсселе к независимости Шотландии относятся отрицательно и не особенно скрывают это. Евросоюз уже предупредил Эдинбург, что, если Шотландия выйдет из Великобритании, то об автоматическом вступлении в ЕС и тем более вступлении в еврозону ей придется забыть. Все процедурные вопросы она будет решать в общем порядке так же, как, например, те же Турция или Сербия.

Секейский край (Румыния)

Секеи - румынские венгры, проживающие в Трансильвании, вошедшей в состав Румынии после Первой мировой войны. Они не требуют создания независимого государства, а стремятся к правовому оформлению статуса автономии, который в настоящее время отсутствует. Более того, три уезда, в которых они проживают, не образуют даже подобия единой административной единицы. В своих требованиях секеи ориентируются на ситуацию, которая сложилась в 1952 году, когда правящая коммунистическая партия предоставила им автономию, просуществовавшую около 16 лет (до 1968 г.) и упраздненную в ходе административной реформы Н. Чаушеску.

С 2003 года секеи пытаются организовать референдум о создании автономии под условным названием Секейский край. Особенно активно они начали действовать в 2013 году, в преддверии новой территориальной реформы. Как оказалось, Бухарест все же решил выделить секейские жудецы в отдельную административную единицу, однако ни о каком самоуправлении и финансовой самостоятельности речи по-прежнему не идет. Кроме того, в соответствии с проектом реформы в состав венгероязычного региона войдет и один румыноязычный уезд (район), что существенно усложнит картину состава местного населения, а перспективы дальнейшего оформления автономизации будут заблокированы.

Южный Тироль

Итальянская провинция Южный Тироль (официальное название - Автономная провинция Больцано-Боцен - Южный Тироль) до 1919 года входила в состав Австро-Венгрии. Большинство жителей Южного Тироля говорят на диалектах немецкого языка.

В 1972 году территория получила статус автономии с правом решать многие вопросы на местном уровне. Данный шаг на не-которое время снял накал сепаратистских устремлений. Однако, с усугублением кризиса в итальянской экономике, лозунги о не-зависимости от Рима в Южном Тироле стали всё более громкими. Тироль больше не получает тех налоговых поступлений, которые ему полагаются. Об отделении от Италии в Южном Тироле всерьез заговорили только в 2000-х по инициативе националистической партии «Свобода Южного Тироля» (STF), однако готовой программы преобразований она не предложила и организовала серию опросов и консультативных референдумов, по итогам которых выяснилось: несмотря на то, что большинство тирольцев хотят размежевания, их конечные цели разнятся.

В вопросе обретения суверенитета, мнения тирольцев расходятся между несколькими сценариями: 1 - оставаться в Италии на правах ещё более широкой автономии; 2 - становиться независимым государством; 3 - вновь вернуться к Австрии; или же 4 - попытать счастье, став новым кантонов Швейцарии. Пока ни один из вариантов не может заручиться поддержкой абсолютного большинства, местную политику определяют умеренные силы, вы-ступающие за сохранение статус-кво под руководством Народной партии Южного Тироля, которые никаких шагов к отделению не предпринимают. Однако, учитывая итоги парламентских выборов в Италии (2014 г.) сторонники размежевания постепенно набирают вес в Тироле, и нынешним властям придется пойти на компромисс и поддержать сепаратистскую повестку .

Тирольцы гордятся одним из самых высоких уровней жизни в Старом Свете. Южный Тироль ежегодно посещают свыше 5 млн туристов, тирольские электростанции дают энергию почти всему северу Италии. Сейчас тирольцы не без оснований опасаются потери привилегий и субсидий, положенных им по соглашению об автономии 1972 года. Они явно не хотят жить так же, как остальные итальянцы. Особенно на юге полуострова.

Страсти по свободе умело разжигают националистические партии, имеющие в провинциальном парламенте больше 20% мест. Антиитальянские настроения в Южном Тироле разгорелись с новой силой после того, как правительство Марио Монти начало проводить программу жесткой экономии и сокращения расходов. Рим потребовал, чтобы Южный Тироль сократил расходы почти на 1 млрд евро, несмотря на то, что это требование противоречит соглашению, в котором говорится, что 90% собранных в провинции налогов должны возвращаться в виде субсидий. Трудные переговоры о разделении доходов сейчас идут с правительством Энрико Летты, который в вопросе отношений с регионами повторяет политику предшественника.

Фландрия и Валлония

Разделение голандскоязычных и франкоязычных регионов давно дебатируется в Бельгии и если надежды националистов, хотя бы с одной стороны будут исполнены, с карты Европы исчезнет целое государство.

В основном речь идет о фламандских националистах, желающих избавиться от необходимости обеспечивать экономически менее развитую Валлонию. Ситуация усугубляется крайне резким разграничением внутри Бельгии по языковому признаку, которое накладывает отпечаток практически на все сферы жизни. Обостряет ситуацию то, что представители севера и юга страны не способны договориться о формировании парламента, в котором обязательно должны быть представлены обе языковые общины. Из-за этой несговорчивости по итогам выборов 2010 года страна провела без постоянного правительства рекордно долгий срок - 541 день. Гарантом пусть и непрочного, но все же, единства Бельгии в последние годы был король Альберт II, недавно отрекшийся от престола в пользу сына Филиппа. Чтобы удержать страну от распада, он не раз и не два прибегал к челночной дипломатии, склоняя к сотрудничеству то фламандцев, то валлонцев.

Если Фландрия объявит о своей независимости, Бельгии не просто придет конец - на ее месте, скорее всего, начнется хаос. Валлония может распасться на части, которые распределятся между Францией, Германией и Люксембургом. К немцам же, скорее всего, отойдет и немецкоговорящая община, расположенная на востоке Валлонии. Кроме того, неясными остаются перспективы Брюсселя, который практически поровну поделен между голландско- и франкоязычными общинами.

Наблюдаемые в целом по Европе тенденции таковы, что говорить о скором появлении там новых государств, вряд ли приходится. Ближе всего к независимости находятся Шотландия и Фландрия, однако по разным причинам даже их шансы получить суверенитет не очень высоки. Что же до остальных стран Европы, то угроза их единству, скорее всего, еще меньше.

Сепаратисты европейского Севера

Мечты о независимости получают все большее распространение и в Гренландии, часть жителей которой стремится к будущему без Дании, рассчитывая на доходы от полезных ископаемых. Гренландия обладает широкой автономией и имеет свой парламент и правительство, а также сама распоряжается своими богатейшими природными ресурсами. Особый интерес представляют крупные месторождения редкоземельных металлов. По оценкам геологов, крупнейший на планете остров может иметь 9,16% их мировых запасов. Кроме них, в Гренландии есть большие запасы углеводородов, алмазов, золота, металлических руд и т. д.

Дания провозгласила Гренландию своей колонией в 1776 году. И хотя через два столетия, в 1979 г., Нуук получил внутреннюю автономию, главой острова остается датская королева Маргрет II. В ноябре 2008 года 76% гренландцев проголосовали за самоуправление. 22 мая закон о полном самоуправлении Гренландии был утвержден датским парламентом. Сейчас под юрисдикцией гренландцев находятся суды, полиция и береговая охрана. Копенгаген сохранил контроль над обороной, внешней политикой и валютными операциями. Только теперь датчанам необходимо советоваться с гренландцами при принятии решений, которые будут затрагивать и их остров.

По новому соглашению между Копенгагеном и Нууком, первые 75 млн крон, заработанные гренландцами, должны идти в бюджет острова, а все, что превышает эту сумму, будет делиться с Данией пополам. Но экономисты считают, без субсидий Копенгагена, которые составляют сейчас 3,6 млрд датских крон (655 млн долларов), т. е. почти две трети бюджета автономной области Датского королевства, Нуук выжить не сможет. Подняться на ноги и стать по-настоящему независимыми гренландцы смогут не раньше, чем лет через 25, и то при условии, что сумеют открыть 24 крупных шахты или карьера для добычи полезных ископаемых, каждая из которых стоит 5 млрд крон. Очень большой проблемой будет нехватка рабочей силы, так как население Гренландии составляет всего 57 тыс. человек.

Конечно, к подобным исследованиям следует относиться с известной долей скептицизма или хотя бы доверять их полностью независимым экспертам. Очевидно, этой точки зрения придерживается и гренландский премьер-министр Алека Хаммонд, которая в ответ на просьбу журналистов прокомментировать результаты исследования, заявила, что по-прежнему мечтает, чтобы Гренландия обрела независимость еще при ее жизни.

Результаты каталонского референдума вдохновляют сторон-ников независимости во всех испанских регионах, шотландских, фламандских, североитальянских, баварских автономистов и сепаратистов в странах Евросоюза. «Призрак сепаратизма бродит по Европе», писал американский журнал Th e National Interest. Автор статьи Gordon N. Bardos подчеркивал, что «если Европейский союз не выберется из нынешнего кризиса, угрожающего его существованию, то, как показывает история, эти движения могут еще больше усилиться и добиться новых успехов, преобразив Европу, известную нам на протяжении последних двадцати лет». Вопреки распространенным оценкам, европейские сепаратисты хотят не только денег, но и независимости.

Но стабильности европейских границ угрожают не только сепаратисты, но и вызовы, связанные с национализмом государственного формата. В настоящее время в Европе официально существует десять вялотекущих территориальных споров, в которых претензии каждой из сторон подкрепляются симпатиями населения. Это позволяет прибегать не только к правовым или историческим аргументам, но и к манипулированию национальными чувствами граждан европейских стран.

Сейчас, когда Евросоюз сталкивается с экономическими трудностями, территориальные споры на европейском пространстве грозят проявиться с новой силой. Такими точками латентного национализма, который может актуализироваться по подсказке из высоких кабинетов, являются: Боденское озеро (Швейцария, Австрия и Германия), Монблан (Италия и Франция), Гибралтар (Испания и Великобритания), залив Пиран (Словения и Хорватия), Эгейский спор (Греция и Турция), остров Шаренград (Хорватия и Сербия), Оливенса (Португалия и Испания), залив Лох-Фойл (Ирландия и Великобритания), Долларт Бей (Нидерланды и Германия), Северное Косово (Сербия и Республика Косово).

Масштабный эксперимент наднационального объединения в Европе стал очевидным вызовом представлениям о том, что национальное государство является главным действующим лицом современной мировой политики. Возрождение национализма стало важной составляющей трудностей, испытываемых сегодня Европейским Союзом. Попытки решения долговых проблем еврозоны очень сильно осложняются национальными стереотипами, когда северные европейцы считают южан лентяями, а южане осуждают надменность северян. Усиление национальных настроений в Европе проявляется на всех уровнях и в самых разных формах, вплоть до спортивных турниров и конкурса Евровидение.

В целом передача ряда государственных полномочий из национальных столиц в Брюссель лишь на очень короткое время смягчила националистические настроения европейских сепаратистов и одновременно создала и некую легальность для действий народов, активно добивающихся права на самоопределение. Каким бы успешным ни был европейский эксперимент в плане экономики и предотвращения региональных войн, он еще далек от создания общеевропейской идентичности, способной вытеснить представления о национальной принадлежности, основанной на общем языке, культуре и исторических традициях. Как показывает опыт Латинской Америки, даже очень глубокая культурно-языковая близость народов различных стран не может компенсировать чувство принадлежности к государству-нации.

В целом, национальные движения стали сегодня не только постоянным игроком на поле мировой политики, но и формируют специфический круг проблем, в решение которых вовлечены все другие акторы - прежде всего государства и многосторонние институты.

Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. Франция, стремившаяся создать вокруг Германии несколько крупных государств, поддержала включение в состав нового государства территорий, населенных не только чехами и словаками, но и немцами в Судетской области, венграми и украинцами в Закарпатье. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы.

В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство лишилось всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых промышленно развитых стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

Венгрия

31 октября 1918 года император Австро-Венгрии и одновременно король Венгрии Карл IV поручил венгерскому графу М. Каройи сформировать правительство из демократических партий. Это правительство ориентировалось на Антанту и пыталось сохранить Венгрию в довоенных границах. 16 ноября 1918 года Венгрия была провозглашена республикой. Но укрепиться демократии в Венгрии не удалось. Венгерские коммунисты (а это были в основном военнопленные, принявшие участие в революции в России, вступившие там в РКП(б) и после Брестского мира вернувшиеся домой) призвали к революции и начали создавать по всей стране Советы по российскому образцу.

Прийти к власти им «помогла» Антанта. В ультимативной форме ее представитель потребовал освободить территории, которые должны были быть переданы соседям Венгрии. Речь шла о Словакии, Хорватии, ставшей частью Королевства сербов, хорватов и словенцев, а также Трансильвании, передаваемой Румынии. Ультиматум был воспринят в стране как национальная катастрофа. Антанта превращала Венгрию в небольшое государство, не имеющее выхода к морю. Правительство и сам Каройи ушли в отставку. Казалось, что выход из этого кризиса один — попытаться опереться на помощь Советской России в попытке отстоять территориальную целостность страны. Этот шаг нельзя было осуществить без коммунистов.

21 марта 1919 года они и социал-демократы объединились и бескровно провозгласили Венгерскую Советскую республику. Были национализированы банки, промышленность, транспорт, крупные земельные владения. Лидер коммунистов Бела Кун стал наркомом иностранных дел и предложил «вооруженный союз» с Россией. Этот призыв был поддержан в Москве. Две Красные Армии пытались пробиться друг к другу, при этом венгерская оттеснила чехословацкие войска и вошла в Закарпатскую Украину. Но соединение так и не произошло. 24 июля началось наступление чехословацкой и румынской армий. 1 августа Советское правительство в Венгрии ушло в отставку. Вскоре в Будапешт вошли румынские войска. Власть в Венгрии перешла к антикоммунистическим группировкам, выступившим за восстановление монархии. В этих условиях в 1920 году были проведены выборы в парламент.

До окончательного решения вопроса о монархии регентом Венгрии был избран бывший вице-адмирал Миклош Хорти . Став регентом, Хорти сосредоточил в своих руках значительную власть, но в стране были сохранены парламент и многопартийность. Была запрещена только деятельность коммунистов, руководящие деятели Советской республики были привлечены к суду.

Летом 1920 года новое правительство подписало мирный договор. По нему Венгрия теряла 2/3 территории, 1/3 населения и выход к морю. 3 миллиона венгров оказались в соседних государствах, а сама Венгрия приняла 400 тысяч беженцев.

Австрия

После подписания Австро-Венгрией перемирия это государство распалось, все ненемецкие области страны отделились. В самой Австрии 30 октября 1918 года власть на себя взяли Временное национальное собрание и Государственный совет — коалиционное правительство во главе с социал-демократом Карлом Реннером. Временное национальное собрание упразднило монархию. Большинство политиков считало, что маленькая Австрия не сможет выжить. Было принято решение добиваться вхождения Австрии в состав Германии. Но великие державы в Париже запретили это делать, не желая усиления Германии. Воля австрийцев была проигнорирована. Условия мирного договора, который была вынуждена подписать Австрия, были для нее необыкновенно тяжелыми. Она превратилась в государство-«обрубок». Столетиями складывавшиеся экономические связи Австрии с Венгрией и славянскими землями были искусственно разорваны, страна потеряла выход к морю. Вена, бывшая центром громадной империи и соперничавшая по величию и великолепию с Лондоном, Парижем и Санкт-Петербургом, стала столицей небольшого государства. Австрии было запрещено объединение (аншлюсе) с Германией.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев. Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы — католики, македонцы, черногорцы и сами сербы — православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же — неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности в новом государстве. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами — двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Король Александр в январе 1929 года пошел на роспуск парламента и запрет политических партий. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать «национальное единство» населения. В ответ хорватские националисты, усташи, убили в 1934 году короля. Только в 1939 году правящий режим решил пойти на уступки в национальном вопросе: было объявлено о создании автономной хорватской области.

Польша

Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своей государственности. В годы первой мировой войны страны Антанты поддержали требования поляков. В 1918 году Польша обрела независимость. Ее возглавил Юзеф Пилсудский .

Одной из самых острых проблем новой Польши были ее границы. Западные границы Польши были определены на Парижской мирной конференции. Восточные же Пилсудский пытался воссоздать в том виде, в каком они были в 1772 году, когда в состав государства, помимо собственно польских земель, входила вся Белоруссия, Литва, часть Латвии и Правобережная Украина. Такие планы не могли не встретить противодействия со стороны народов, населявших эти территории. Они противоречили и принципу самоопределения народов, положенному в основу послевоенного переустройства.

В декабре 1919 года Высший совет Антанты установил в качестве временной границы Польши на востоке «линию Керзона», названную так по имени британского министра иностранных дел. Эта линия проходила по приблизительной границе проживания поляков, с одной стороны, украинцев, белорусов и литовцев, с другой. Однако, опираясь на поддержку Франции, видевшей в сильной Польше надежный противовес Германии на востоке, Пилсудский мог игнорировать данное решение. Этому способствовала и слабость государств, только что провозгласивших свою независимость (Литва, Украина, Белоруссия) после распада Российской империи.

Польские войска последовательно установили контроль над Галицией (эта часть Украины была до первой мировой войны в составе Австро-Венгрии), Виленским краем Литвы, а в мае 1920 года заняли Киев. Здесь польская армия вступила в военные действия с Красной Армией. Та начала контрнаступление, отбросила поляков и в конце июля 1920 года приблизилась к «линии Керзона». Большевики посчитали возможным продолжить наступление с тем, чтобы подтолкнуть революцию в Польше и в остальной Европе. Красная Армия пересекла «линию Керзона», на территории Польши было создано революционное правительство. Для поляков это означало, что Польша может потерять только что обретенную независимость. Новый национальный подъем и экстренная французская военная помощь позволили Пилсудскому подготовить и осуществить успешное контрнаступление на Висле. Красная Армия была вынуждена отступать.

В марте 1921 года стороны подписали в Риге мирный договор. Советско-польская граница прошла восточнее «линии Керзона», в составе Польши оказалась западная часть Украины и Белоруссии. Вскоре поляки опять захватили у Литвы Виленский край. Так сложились границы Польши, в которой треть населения составили неполяки. Советско-польская война была первой войной, которую вело новое польское государство: она на долгие годы определила враждебность в отношениях между Польшей и СССР.

В 1921 году была принята конституция, провозгласившая в стране парламентскую республику. На ее основе были проведены выборы в польский парламент — сейм. Во внешней политике Польша, находясь с 1921 года в союзе с Францией, проводила антигерманскую и антисоветскую политику.

Помимо Польши, после распада Российской империи возникло еще несколько государств. Революция дала толчок национальным движениям, которые стали выдвигать требования о предоставлении независимости. Принятая в начале ноября 1917 года Советом народных комиссаров Декларация прав народов России признала право на самоопределение народов вплоть до отделения от России. Большевики при этом предполагали, что на национальных окраинах революция приведет к установлению Советской власти и между самоопределившимися окраинами и Россией сохранятся тесные связи. Однако не везде события стали развиваться по этой схеме.

Финляндия

31 декабря 1917 года была предоставлена независимость Финляндии. В январе 1918 года левые социал-демократы и финская Красная Гвардия с помощью большевиков попытались установить Советскую власть. Они захватили столицу Финляндии Хельсинки, промышленные центры на юге страны, создали революционное правительство, которое заключило договор о дружбе с Советской Россией. К тому же после провозглашения независимости на территории Финляндии оставались части русской армии, поддержавшие восставших. Финское правительство переехало в город Васе, находящийся на побережье Ботнического залива, и приступило к формированию национальной армии, поручив это бывшему российскому генералу К.Г.Э. Маннергейму .

Присутствие российских войск дало повод Маннергейму просить помощи у Германии. В начале апреля 1918 года около 10 тысяч немецких солдат высадились в Финляндии. Восставшие были разгромлены. Но страна оказалась в зависимости от Германии, обсуждались планы провозглашения Финляндии королевством и приглашения на престол германского принца.

После поражения Германии в первой мировой войне в Финляндии была провозглашена республика, немецкие войска покинули страну. До формирования выборных органов власти новое государство возглавил Маннергейм. Советско-финские отношения долго оставались напряженными.

Литва

Территория будущей независимой Литвы в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Германия признала независимость Литвы, заставив Советскую Россию признать ее по Брестскому миру.

Однако после Компьенского перемирия в Литву вторглась Красная Армия. В стране была провозглашена Советская Власть. Но вскоре Красная Армия была вытеснена при помощи добровольческих отрядов, состоявших из остатков германской армии. В апреле 1919 года Литовская Тариба приняла временную конституцию и избрала президентом А. Сметону.

Однако власть Сметоны на первых порах была чисто номинальной. Часть территории страны была оккупирована польской армией, север Литвы контролировали немецкие отряды, отношения с Советской Россией оставались неурегулированными. Страны Антанты с подозрением относились к представителям новой власти, видя в них германских ставленников. Только что сформированную литовскую армию решено было бросить на очистку территории от немецких отрядов, затем на почве антипольских интересов удалось урегулировать отношения с Советской Россией. С ней был подписан договор, по которому Виленский край признавался литовским.

В советско-польской войне Литва придерживалась нейтралитета, но Советская Россия передала ей Виленский край, из которого были выбиты польские войска. Однако после отступления Красной Армии поляки вновь захватили эту территорию, между польской и литовской армиями шли непрерывные столкновения. Лишь в ноябре 1920 года при посредничестве стран Антанты было заключено перемирие. В 1923 году Лига Наций признала факт присоединения Виленского края к Польше. Столицей Литвы стал Каунас. В виде компенсации Лига Наций согласилась с захватом Литвой Мемеля (Клайпеды) на побережье Балтийского моря — германской территории, перешедшей после мировой войны под управление Франции. В 1922 году Учредительный сейм принял конституцию Литвы. Она стала парламентской республикой. Была проведена аграрная реформа, в ходе которой ликвидировалось крупное землевладение, по преимуществу, польское. В результате этой реформы около 70 тысяч крестьян получили землю.

Латвия и Эстония

Территории Латвии и Эстонии, входившие в состав Российской империи, к февралю 1918 года были захвачены германской армией. По Брестскому миру Советская Россия признала отделение Латвии и Эстонии.

Германия планировала создать здесь Балтийское герцогство во главе с одним из представителей прусской династии Гогенцоллернов. Но после Компьенского перемирия Германия передала власть в Латвии в руки правительства К. Ульманиса, а в Эстонии — правительства К. Пятса, провозгласивших независимость своих государств. И то, и другое правительство состояли из представителей демократических партий.

Почти одновременно была предпринята попытка установить здесь Советскую власть. В Эстонию и Латвию вошли части Красной Армии. В борьбе против советских войск правительства Ульманиса и Пятса были вынуждены опираться на помощь германской армии, а после ее эвакуации — на добровольческие отряды, состоявшие из прибалтийских немцев и солдат германской армии. С декабря 1918 года помощь этим правительствам стала поступать от англичан, их эскадра пришла в Таллинн.

В 1919 году советские войска были вытеснены. Переориентировавшись на Антанту и создав национальные армии, правительства Ульманиса и Пятса изгнали немецкие отряды. В 1920 году РСФСР признала новые республики. В них были проведены выборы в Учредительные собрания и приняты конституции. Важную роль в стабилизации внутренней жизни этих государств сыграли, как и в Литве, аграрные реформы. Крупные земельные владения, принадлежавшие по преимуществу немецким баронам, были ликвидированы. Десятки тысяч крестьян получили на льготных условиях землю. Во внешней политике Латвия и Эстония ориентировались на Англию и Францию.

Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия

Кроме Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии, независимость в эти годы на время провозгласили также Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. Советская Россия поначалу признала независимость этих государств, но затем местные большевики с помощью Красной Армии установили советскую власть, провозгласили независимые советские республики, которые в 1922 году вошли в состав СССР.

Последствия образования новых государств

Образование новых государств в Восточной Европе было важным событием в жизни ее народов. Но, провозгласив принципы самоопределения народов как основу для национально-государственного размежевания, великие державы при определении границ новых государств многократно нарушали их сами или закрывали глаза, когда их нарушали другие. В итоге такого передела границ возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств (немцев, литовцев, украинцев и белорусов в Польше, немцев, венгров и украинцев в Чехословакии, венгров и украинцев в Румынии). Чувствовали свое неравноправие народы Югославии и словаки в Чехословакии. Это сделало новые государства очагом этнических конфликтов.

Кроме того, согласившись с образованием в Центральной Европе на месте трех империй нескольких сравнительно небольших государств, имеющих взаимные претензии друг к другу, великие державы получили регион постоянной политической нестабильности. Произошла как бы «балканизация» всей Восточной Европы. Это роковым образом сказалось на судьбах Версальско-Вашингтонской системы и самих новых государств.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

Таблица новые государства европы 11 класс улунян сергеев

Ответ: Керенский Александр Федорович 2 Этот человек был прозван современниками «главноуговаривающим» русской революции, так как он: Ответ: а Задание 4 1 Каковы были цель и программа корниловского движения? Вопрос 2: Какие группы населения в России являлись основными производителями хлеба? Святополк-Мирский, провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами Ответ: в Внешняя политика.

Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Существует до сих пор и называется Ватикан. Свое мнение докажите на фактах. После обсуждения каждая группа выдвигает свой вариант выполненного задания.

Таблица новые государства европы 11 класс улунян сергеев

Страны Европы в 1920 - 1930-е гг. Вышедшая из мировой войны победительницей, Великобритания стала играть весомую роль в политической жизни Европы и мира. Внутриполитическая линия правительства была всецело направлена на восстановление отечественной экономики, обременённой мировой войной. По сравнению с другими странами-победительницами, Великобритания не смогла вырваться вперёд по темпам своего экономического развития, а смогла только восстановить свой довоенный уровень. Вместе с тем, как и в других странах Западной Европы, в Великобритании вырос жизненный уровень т. Капиталистическая модель экономики Великобритании позволила промышленности быстро высвободиться из-под военно-государственной опеки и значительно расшириться. Как и в других странах Запада, в Великобритании наблюдался рост деловой активности и рост торговли. Развитие торгово-промышленной базы позволило «втянуть» в орбиту предпринимательства большие слои английского общества. Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании. В 1925 году, когда правительство урезало государственное финансирование угольной отрасли, владельцы шахт стали урезать зарплаты горнякам, закрывать нерентабельные неэффективные, не приносящие дохода шахты и массово увольнять шахтёров. В ответ на это, профсоюзы Великобритании объявили в мае 1926 года всеобщую забастовку Рис. Силовые меры правительства, направленные против рабочих, чуть не привели к социальному взрыву и революции. Фактически, только уступка со стороны профсоюзов не привела английское общество к затяжному конфликту. Отдельные же рабочие бастовали вплоть до 1927 года, так и не добившись каких-либо уступок от капиталистов. Как и во всём западном мире, во Франции в 1920-е годы наблюдался рост промышленного производства, взлёт торговых компаний, экономический бум. Экономический рост Франции составил 40% от довоенного уровня. Это была страна, граждане которой считали, что все ужасы войны позади, и что надо теперь радоваться жизни, т. Они вели размеренный ритм жизни, пытаясь забыть чудовищные потери войны, стереть из памяти всё самое плохое. «Всё что угодно, но только не война» - это была своеобразная установка французского общества. Бурный рост промышленности обернулся катастрофическим спадом, связанным с Мировым финансовым кризисом 1929-1933 гг. Так же как и в других странах Запада, где свирепствовал кризис, во Франции наблюдались тенденции к падению промышленного производства. В разгар кризиса закрывались убыточные предприятия, что вело к массовым увольнениям и росту безработицы. Французы, как и другие жители «кризисных стран», остро переживали наступившие времена. Нараставшее день ото дня недовольство выливалось во всё более ширившуюся поддержу т. Народного фронта, который объединял в себя все левые и левоцентристские политические силы Рис. Как и в других странах Запада, во Франции в это время возникает средний класс общества, который во многом влияет на политику и является той самой опорой, на которой держится экономическое развитие государства. Рост капиталовложений, по большей части именно средним классом, способствовал росту экономики в целом. В целом же, Мировой экономический кризис вскрыл главную проблему капиталистического общества - приходящие кризисы, которые с каждым новым повторением только усиливаются.

Французы, как и другие жители «кризисных стран», остро переживали наступившие времена. Провал наступления русских войск на фронте Повод для начала мас­совых выступлений В печать попала информация о готовности России продолжать войну до победы Правительство готовило наступления для приближения окончания войны и поднятия патриотического духа Отступление российской армии. Часто приходится читать применительно к Америке 20-х гг. Столыпин предложил ввести земства только в тех губерниях края, где проживало значительное число русского населения. Сталина на форсированную индустриализацию страны. В Аргентине зерном топили топки паровозов. Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что. Программа муниципализации земли: передача конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю принадлежит: Большевикам. Был издан указ от 9 ноября 1906 года. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель. Вопрос о возврате долгов русского царского правительства решался: а на Генуэзской конференции в 1922 г. Макаров а в Цусимское сражение 4 3.

Учитель: Зайцева В.А.

Конспект урока по истории Всеобщей для проведения в 11 классах

Тема: Образование национальных государств в Европе

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Образовательная: совместно с обучаемыми выяснить события, происходившие после распада трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Германской; развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, логически мыслить, сравнивать события, происходившие в новообразованных государствах; воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на фоне того, что именно после революции в России – модель построения советского общества стала актуальной во многих молодых государствах послевоенной Европы.

Методы: фронтальный опрос, анализа происходящих событий, синхронизации и хронологии фактов, логического мышления, наглядность, работа с картой, с текстом учебника и отрывками из исторических источников, метод инновационных технологий.

Оборудование: учебник История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна.– М.: Просвещение, 2014. – 287 с; рабочие тетради, раздаточный материал; мультимедийная доска.

Ход урока:

Организационный момент

Опрос Домашнего задания (по п.1-2). Количество вопросов взято из расчета 15 чел.учащихся:

  1. Предпосылкой к Первой мировой войне послужило:.. (образование 2-х блоков Тройственного союза и Антанты).
  2. Австро-Венгрия, Германия, Италия … - (государства, входившие в Тройственный союз)
  3. Россия, Великобритания и … - государства… (Франция, входившие в Антанту)
  4. 28 июня 1914 г…. (убийство эрцгерцога Франца Фердинанда)
  5. Франц Фердинанд – наследник престола… (Австро-Венгрии)
  6. Гаврило Принцип – представитель какого государства?... (Сербии)
  7. Первая мировая война началась… (28 июля 1918 г.)
  8. Австро-Венгрия объявила войну Сербии… (28 июля 1918 г.)
  9. Какое государство и когда объявило войну России в ходе Первой мировой? (Германия, 1 августа 1918 г.)
  10. Какие государства заявили о своем суверенитете до 1917 г.? (США, Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и др.)
  11. Что предполагал «план Шлиффена»? (захват Парижа за 42 дня)
  12. В сентябре 1914 г. – битва… (на р. Марна)
  13. На стороне какого блока выступила Япония? (Антанта)
  14. Во время какой битвы впервые использовались новинки огневой техники: огнеметы, аэропланы, танки (р. Сомма)
  15. Во время какой битвы впервые использовались отравляющие газы? (р. Ипр)
  16. Количество жертв с обеих сторон по итогам битвы у Вердена… (ок. 1 млн.)
  17. Одно из самых крупных морских сражений войны, происходившее с 31 мая по 1 июня г. …(Ютландское)
  18. Количество государств, принимавших участие в Первой мировой войне …(38)
  19. Главный итог Первой мировой войны:… (распад 4 империй)
  20. Как на начальном этапе войны реагировало население на начавшуюся Первую мировую войну? (поддерживало национальную идею, подъём патриотического духа)
  21. Почему уже в первые недели войны ограничивались демократические свободы в государствах? (в условиях войны невозможно)
  22. От чего страдали и от чего выигрывали государства, объявившие нейтралитет? (от потока беженцев от спроса продовольствия, обмундирования и пр. нужд войны)
  23. Как профсоюзы содействовали идеологии войны? (сдерживали стачки рабочих, пользуясь своим авторитетом)
  24. Какие 2 организации оказывали основную массу помощи беженцам? (МКК и АРА)
  25. В каких условиях содержались пленные солдатские низы? (борьба за выживание: антисанитария, отсутствие надобного питания, эпидемии)
  26. Почему пленные офицеры содержались в лучших условиях, чем пленные солдатские низы? (были информированы; возможен выкуп)
  27. На территории какого государства социал-демократы проводили конференции? (Швейцария)
  28. Назовите основных членов социал-демократической конференции в Швейцарии. (В.Ленин, Карл Либкнехт и Роза Люксембург)
  29. С какого периода начинается массовый антивоенный общественный подъем? (Весна 1916 г.)
  30. Назовите годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

Новый материал:

  1. Крушение империй
  2. Образование Чехословакии
  3. Образование Югославии
  4. Воссоздание польского государства
  5. Образование Австрийской республики
  6. Создание Венгерского независимого государства
  7. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи
  8. Образование Латвии, Литвы, Эстонии
  9. Установление Веймарской республики в Германии.

Актуализация темы. На экране изображение некоторых почтовых марок государств, которые будут изучены на уроке. Учащиеся должны внимательно рассматривать каждое изображение, вглядываясь и допрашивая его. На основании этого приходят к выводу, что сегодня мы будем на уроке изучать новые послевоенные государства, образовавшиеся в ходе распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империи.

  1. Крушение империй

Слово учителя.

В след за революцией в России, революции охватили и другие страны Европы.

Распад империи на территории Австрии отличался от России и Германии. Еще летом 1918 г. страны Антанты создали национальные организации чехов, словаков, поляков, украинцев и южнославянских народов. Они выступали за независимость своих административно-территориальных образований.

В Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии – гражданская война, - отклик на события в революционной России.

Самостоятельная работа учеников с текстом параграфа: С.37-46.

Заполнение таблицы:

Образованное государство

Дата образования

Входившие земли

Глава государства

Реформы

Чехословакия

Чехия, Словакия

Томаш Масарик

Отмена дворянских титулов и привилегий; свобода слова, свобода печати; закон о социальном страховании и помощи безработным; аграрная реформа

Югославия

Хорватия, Сербия, Словения, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония

Принц Александр Карагеоргиевич

Социальные и экономические реформы

Польское государство

часть германской провинции Позен , часть Померании , Данциг (Гданьск) получил статус «вольного города».

Юзеф Пилсудский

Ю. Пилсудский должен был исполнять свои обязанности до принятия постоянной контитуции. С 1926 г. – режим санации

Австрийская республика

Австрия

Карл Зейц

Отмена дворянских титулов и привилегий; частично национализированы крупные предприятия; введён 8-часовой рабочий день; принято трудовое законодательство с широкими социальными гарантиями

Венгерское независимое государство

Венгрия.

После Трианонского мирного договора

потеряла значительную часть земель

Михай Каройи

(Венгерская Народная Республика)

Бела Кун

(Венгерская Советская Республика)

Миклош Хорти

(Венгерское королевство)

Аграрная реформа

Политические, экономические и социальные реформы по образцу Советской России

Объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу

Новые государства на территории бывшей Российской империи

Украинская Народная Республика

Молдавская Народная Республика

Белорусская Народная Республика

Закавказская Демократическая Республика

Сторонники демократии

Максимальная централизация и милитаризация управления страной

Латвия, Литва, Эстония

Латвия

Литва

Эстонская республика

Карлис ульманис

Антанас Сметона

Аугуст Рей

Аграрная реформа

Национализация земель

Финляндия

Декабрь 1918 г.

Финляндия

Карл Маннергейм

Неустойчивость политической системы

Веймарская республика в Германии

Германия (10 свободных государств)

Фридрих Эберт

Введение всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод, установление 8-часового рабочего дня; национализация крупных промышленных предприятий; расширение прав профсоюзов

После заполнения классом таблицы предлагается ее проверка с помощью карты из учебника под названием «Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 гг». Учитель называет государство, а учащиеся по карте ищут территории, входившие в его состав; называют деятелей, стоявших у истоков государств и кратко характеризуют реформы, проходившие в нем.

Рефлексия . Вызывается ученик, который оценивает работу одноклассников на уроке и делает вывод, что государства, образовавшиеся в результате падения европейских империй по тогу Первой мировой войны, были слабыми; многие из них попали под просоветское влияние и реформы, проводившиеся в них, - были похожими на реформы, проводимые в советской России.

Домашнее задание: П.3, с.47-48 проанализировать отрывок из источника «Съезд представителей народов и областей России».

Название государства

Форма правления.

Политический режим

Способ установления власти

Чехословакия

Президентская республика. Демократия

Югославия

Монархия

Президентская республика. Демократия

Республика. Демократия

Германия

Республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Парламентская республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Финляндия

Республика. Демократия

Революционный

3. Версальская конференция ее решения. Особо выделяем вопрос об унижении германской нации, о возможном появлении в стране идеологии реваншизма. Даем определение реваншизма (1, с. 326).

4. Приводим основные решения Вашингтонской конференции.

5. Следует отметить, что на Версальской конференции была создана Лига Наций, указываются цели ее создания.

6. Рассматривается вопрос о противоречивости и нестабильности созданной в результате войны Версальско-Вашингтонской системы. Это была первая попытка построить международные отношения на основе принципов коллективной безопасности и самоопределения народов и заложить основы мира, который базировался бы не на равновесии сил, а на силе морали, на равенстве всех субъектов международных отношений, на открытости дипломатии (28, с. 57).

Но в начале отмечаем, что она несла в себе определенные конструктивные начала:

а) Лига наций была призванна содействовать мирному решению споров, пресечению агрессивных действий, разоружению;

б) были предприняты первые конструктивные шаги в области ограничения гонки военно-морских вооружений, установлены как количественные, так и качественные ограничения на основные классы кораблей;

в) страны-победительницы исходили из принципа ответственности Центральных держав, особенно Германии, за агрессию, это имело большое значение для развития норм международного права.

После этого выделяем основные обстоятельства, которые характеризуют противоречивость и нестабильность этой системы:

а) обострение национального и религиозного вопроса в результате территориальных изменений в Европе (за пределами Германии оказались миллионы немцев, а за пределами Венгрии – сотни тысяч венгров);

б) стремление побежденных государств к возвращению утраченных территорий, формирование реваншистских настроений и появление политических сил, которые проповедуют тоталитарные идеи;

в) недовольство держав-победительниц условиями договоров, усилением их бывших союзников;

г) фактическое пренебрежение интересами колониальных и зависимых стран (не были предоставлены права на самоопределение народов этих стран);

д) недооценка экономических проблем послевоенного устройства мира, желание ограбить побежденных, а не способствовать восстановлению их экономики (непомерные репарационные платежи);

е) недостаточные возможности Лиги наций для выполнения возложенных на нее функций (вне Лиги наций оказались США, Германия, СССР).

Для лучшего осознания этой проблемы можно предложить в сильном классе следующий вариант изучения этого вопроса (43, с. 31).

Работа проводится по группам «Исторические шляпы». Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа - шляпа оптимиста.

Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой поли­тики, которые были решены на конференциях после окончания первой ми­ровой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

Черная шляпа - шляпа пессимиста.

Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедли­вость решений конференций.

Белая шляпа - шляпа объективного наблюдателя

Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

Красная шляпа - шляпа эмоционального участника

Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто - нет.

Синяя шляпа - шляпа философа.

Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы, пер­вой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоен­ных международных конференций?

После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением. Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резю­мирует его.

В завершение урока можно поставить перед учащимися проблему: «Мы видим, с одной стороны, в Германии зреют реваншистские силы, для усиления которых имеются достаточно серьезных условий, а с другой стороны, создается международная организация, целью которой является недопущение пересмотра итогов первой мировой войны с помощью силы. Какая линия одержала победу? На этот вопрос вы можете ответить даже сейчас».

Большое внимание учитель на этом уроке уделяет работе с картой (1, с.58) и атласами.

В качестве домашнего задания – вопросы по учебнику (1, с. 65, вопросы № 1, 4, 5, а № 8 требует более широкого анализа).

Для ответа на 4 вопрос учащихся следует либо отослать к источникам, где имеются эти документы, либо раздать учащимся копии этих документов. В учебнике Л.Н. Алексашкиной приводится изложение «14 пунктов В. Вильсона» (1, с. 60).

В связи с этими вопросами следует отметить, что война кардинально изменила положение США в мире, усилилась ее экономическая и военная мощь. Все это подталкивало американских политиков и, прежде всего, президента страны В.Вильсона к борьбе за изменение статуса США на международной арене. Ее отражением стали «14 пунктов» Вильсона, в которых США недвусмысленно выразили свои претензии на роль арбитра в международных отношениях и гаранта послевоенного устройства мира.

Все задания, которые даются на уроке проверяются на следующем уроке с применением самых разнообразных методов.

Выводы :

1) первая мировая война – это важнейшая веха в истории ХХ в.;

2) Версальско-Вашингтонская система договоров заложила основу послевоенного мирового порядка и во многом эта система явилась причиной второй мировой войны;

3) претензии США на роль арбитра в международных отношениях были отвергнуты европейскими странами и США возвращаются к традиционному изоляционизму;

4) произошло колоссальное унижение германской нации;

5) созданная Лига Наций – это первая попытка создать международную организацию для предотвращения возникновения войны.


Самое обсуждаемое
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления
Возникновение цивилизации Возникновение цивилизации
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь


top