Тоталитарный политический режим. Что такое тоталитаризм и государства с тоталитарным режимом Тоталитарный режим кто правит

Тоталитарный политический режим. Что такое тоталитаризм и государства с тоталитарным режимом Тоталитарный режим кто правит

Политический режим - это способ, согласно которому функционирует в государстве. Здесь проявляются методы, которыми осуществляется власть в стране, характеризуется мера участия народа в а также, что очень болезненно в данной теме, общая политическая свобода в конкретном обществе.

Тоталитарный режим - это, прежде всего, цельность, тотальность контроля. Все аспекты жизни общества находятся под контролем власти, процветает абсолютная согласованность в выборе политического направления между обществом и властью (собственно потому, что у первого нет права выбора), благодаря чему государство выглядит цельным, не раздробленным пестротой мнений и позиций.

Софокловское выражение: «Молчание - знак согласия» - естественная позиция для тоталитарных режимов, даже в тех случаях, когда сторонние мнения не озвучиваются не потому, что их нет, а потому, что их не дают высказать. Не зря это изречение возникло в государстве, которое первым в мире приняло антагониста тоталитарного режима - демократию.

История и основные признаки

Тоталитарный политический режим - это явление, которое впервые возникло в Италии. Д. Амендола охарактеризовал именно так строй, установленный Муссолини, с чем поспешно согласились и даже популяризировали понятие.

Тоталитарный политический режим имеет ряд признаков:

  • Абсолютный контроль над обществом.
  • Власть обретает централизованную форму и находится в руках у малого количества людей.
  • Повышенный силовой контроль действий граждан.
  • Пропаганда политики присутствует во всех областях деятельности.
  • У власти находится единственная партия, которая не позволяет формироваться новым с отличающейся идеологией.
  • Тотальная идеологизация населения.
  • Выделение своей расы.
  • Масштабная цензура СМИ.
  • Отказ от традиций под предлогом стремления к новому, которое, якобы, гораздо лучше настоящей действительности или недалекого прошлого.
  • Стремление к удалению границ между личностью, гражданским обществом и государством.

Самые яркие представители тоталитарных режимов - нацистская Германия, СССР сталинского периода и фашистская Италия.

Тоталитарный политический режим и коммунизм

Тоталитаризм ярко себя проявил в трех формах: коммунизме, фашизме и национал-социализме. Идеи коммунизма частично воплотились в жизнь с образованием СССР. Здесь общественный режим представляется, в первую очередь, в виде равенства. Оно должно было достичь глобальных масштабов и быть экономическим, социальным, идеологическим. Идея коммунизма впервые была сформулирована в трудах и Карла Маркса, а попытку ее реализации взял на себя Владимир Ленин.

Для коммунизма характерны все черты тоталитарного строя, в том числе, выделение расовой особенности и единства, хоть и несколько завуалированное: «единый советский народ». Поскольку цель тоталитаризма - заменить собой все, то в этом ряду находится и религия. В то время запрещалось посещать церкви и храмы, а иконы заменили плакатами Ленина, а затем Сталина, который продолжил и ужесточил этот и без того бесчеловечный строй.

Тоталитарный политический режим и фашизм

Здесь ярким примером выступает Италия, где господствовал который и внедрил этот уклад.

Проще всего организовать фашистский тоталитаризм в странах, которые переживают экономический кризис, чем и воспользовалась отдельная группа итальянцев в 20-х-40-х годах 20 века.

Здесь ярко выражается радикальное разделение общества на «высших» и «низших», что противоречит идеям коммунизма.

Для фашизма характерен традиционализм, выражающийся в принятии традиции как одной из основных ценностей, а также агрессивный милитаризм и вождизм. Муссолини действительно был вождем, всегда произносил пламенную эмоциональную речь, внедрял жесткую цензуру и поддерживал Германию в ее военных, а также других не менее безнравственных действиях, что и привело его к смерти. Его поддерживал считая великим политиком.

Тоталитарный политический режим и национал-социализм

Еще одна форма тоталитаризма - национал-социализм, или, проще говоря, нацизм. На этом поприще отличилась Германия, чей народ предоставил право власти Адольфу Гитлеру в 1920 году, который сумел совместить в своей безумной идеологии антисемитизм, расизм и фашизм. Здесь тоталитаризм основывается на идее о расовых особенностях нации которая странным образом переплетается с освобождением для своей расы жизненного пространства в Восточной Европе (хотя немцев, а в нацистской интерпретации - арийцев, было не настолько много, чтобы не уместиться в Германии); также из-за этой идеологии реализовалось массовое уничтожением представителей еврейской нации, потому что А. Гитлеру показалось, что они пытаются захватить мир и их внешность носит черты ущербности. Это очень эфемерные теории, на настоящий момент ученые склоняются к мнению, что это была не цель, а средство, выдуманный повод, мотивированный безудержным желанием власти, которое основано на психологических проблемах бывшего фюрера.

Национал-социализм, к счастью, прекратил свое существование в таком глобальном проявлении, а современный мир отвергает его идеи и направления, считая это явление большой ошибкой истории.

политический режим система тоталитарный

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью и опирающийся на систематическое применение насилие или его угрозу. Это жесткая власть, которая тотальным образом охватывает все сферы общества. С этой точки зрения тоталитаризм можно рассматривать как определенную форму диктатуры - режимы правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм. Первоначально в республиканском Риме (V-I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайно важное лицо (магистрат), назначаемый на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы и для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан в своих полномочиях и сроках пребывания у власти правовыми нормами. Однако постепенно характер диктатуры менялся. Во время наделения Юлия Цезаря диктаторскими полномочиями диктатор стал неподвластен праву, неподотчётен народу и изменял законы в своих интересах. В средние века разновидностью диктатуры выступает абсолютизм.

Тоталитаризм представляет собой специфическую новую форму диктатуры, возникшую в XX веке. Одно из важнейших принципиальных отличий состоит в том, что если в прежних формах диктаторского режима власть основывалась в традиционных структурах и находилась по отношению к ним в подданническом положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры: общину, семью, церковь и находил в них опору и поддержку. Тоталитаризм разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной сферы, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Социальной базой тоталитаризма являются маргинальные социальные группы: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированное крестьянство. Для этих маргинальных групп характерны социальная аморфность, дезорганизованность, непримиримость, ненависть к стабильным, добившимся успеха и жизни социальны слоям общества.

Закономерно возникает вопрос: что же породило данное политическое явление, какие причины привели к возникновению в первой половине XX века тоталитарного режима? Исследователи выдвигают ряд основных причин:

Первая половина XX характеризуется тем, что во многих странах развертывается процесс конверсной индустриализации, который неизбежно ведет к ломке прежнего уклада жизни, социальных связей, ломки старых стереотипов, массовая культура становится главной опорой для человека, утратившего связь с традиционной патриархальной жизнью города и деревни.

Растущее разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах государство потеснило гражданское общество. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило также создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью.

Все это - общие объективные социально-экономические и технологические предпосылки возникновения тоталитаризма. Эти предпосылки могут быть реализованы лишь при определенных политических и культурных предпосылках. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе, глубокого кризиса, охватившего все стороны жизни, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны. Тяжелейшее экономическое и социальное положение, которое сложилось в большинстве стран Европы после первой мировой войны, прошедшие в этих странах революции создали экстремальную ситуацию, которая сформировала предпосылки для установления тоталитарных политических режимов.

Следует подчеркнуть, что объективные предпосылки для формирования тоталитарных политических режимов в первой половине XX века существовали во многих странах мира. Но там, где были крепки традиции, развита демократическая культура, государство лишь потеснило гражданское общество, но не ликвидировало его институты и организации, оно не стремилось монополизировать свою власть. Ярким примером, как ответило общество с глубокими демократическими традициями на вызов времени в 30-х 40-х годах, является «новый курс» президента Ф. Рузвельта. Противоположная реакция была в странах, не имевших демократических традиций и развитых институтов гражданского общества, являются Германия и Россия (СССР). Именно в этих странах в 30-х - 40-х установились тоталитарные режимы.

Исследователи различают два основных вида тоталитарных режимов, которые классифицируются в зависимости от основных ценностных критериев:

  • 1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий - фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.
  • 2. Левый тоталитарный режим, в основе которого лежит классовый (социальный) критерий - сталинизм в СССР, Мао-Цзедиизм в Китае, КНДР времен Ким Ир Сенаи др.

Тоталитарные режимы в Германии, СССР, КНР, КНДР носили ярко выраженный характер. Однако в ослабленном «стертом» виде они существовали в Испании в период правления Франко, в Португалии - правление Салазара. Мягкие левые тоталитарные режимы были установлены после второй мировой войны в странах, находившихся под контролем СССР - ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Монголии.

Каковы же наиболее характерные признаки тоталитарного режима? Назовем их:

  • 1. Верховенство государства, носящее тотальный характер. Идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, раскрывая значение для данного режима тотального государства, писал: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, а еще в меньшей степени это обладает ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство как объединение и Унификация всех ценностей придает смысл жизни всему народу, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, профсоюзы и классы)». Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремиться полностью подчинить себе, огосударствить любые проявления жизни. Полностью лишены какой-либо независимости, самостоятельности предприятия, учебные заведения, средства массовой информации и т.д.
  • 2. Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь наделяется сверехъественными качествами. Авторитет вождя основывается не на основанном доверии, а имеет, скорее всего, мистический характер. Для масс характерны слепая вера вождя, выдвигаемые им идеи.

Вождя рассматривали как символ нации, мессию, которые сплачивает весь народ и ведет его к верной цели. Вождь стоит во главе государства, выражает его волю, сила государства исходит от вождя.

Тоталитарный режим формально не препятствовал участию населения в политическом процессе. Однако это участие направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю, идеологии в политической партии (выборы как простое голосование в поддержку кандидата «блок коммунистов и беспартийных», массовый манифестации, демонстрации, парады и т.п.).

  • 3. Монополия на власть единственный массовой политической партии, сращивание партийного и государственного аппарата, в результате которого происходит огосударствление правящей партии, утраты его многих специфических функций: выражение и представление социальных интересов, коммуникации, информации и т.д.
  • 4. Максимальное сосредоточение власти в одних руках - автократия, ликвидирует принцип разделения власти. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в одних структурах, фактически отсутствует независимая судебная власть. Судебная власть сведена до роли служанки, обслуживающая интересы партийной-государственной машины.
  • 5. Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества, которое выражает и защищает интересы граждан, стоят между государством и индивидом. Это не исключает функционирование некоторые общественных организаций: профсоюзов, различного типа добровольных обществ, организаций местного самоуправления. Однако деятельность всех этих организаций находится под полным контролем со стороны правящей партии и регламентируется государством.
  • 6. Господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность справедливости данной системы власти и правильности избранного пути. Официальная идеология является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается, официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Существует жесткая цензура, независимая пресса отсутствует. Официальная идеология - в условиях постоянной идеологической обработки населения - активно насаждается через полностью контролируемые тоталитарной властью и находящиеся в ее исключительном подчинении средства массовой информации (СМИ), аппарат пропаганды (целям пропаганды также подчиняется литература и искусство), навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.

Стержнем тоталитарной идеологии выступает одна «великая идея», представляемая как ключ для простого решения всех проблем. «Упаковка» такой «сверхценной» идеи может быть различной - классовой, национальной, расовой. Содержание же «сверхидеи» всегда едино, так как во всех случаях оно складывается из таких обязательных элементов, как: 1) обращенность в будущее. Тяготы сегодняшнего дня рассматриваются лишь как необходимые временные жертвы на пути к «светлому» завтра, доступному только исключительно носителям «великой идеи»; 2) образ «врага». «Враг» злобно ненавидит «великую идею», какие-либо соглашения и компромиссы с ним принципиально невозможны. Этот враг - абсолютно вне моральных норм, он беспредельно жесток, коварен и беспощаден; 3) идеализация, сакрализация государства, государственной партии, их лидера - Великого вождя. Они выражают дух народа, воплощают в жизнь его чаяния и мечты. Поэтому народ должен беззаветно им верить, вручить им свою жизнь и безопасность, неограниченные полномочия по искоренению врагов «великой идеи». Вообще, поскольку все граждане государства являются частицами одного общего великого народа (в массах доминирует сверхколлективизм «Мы»), то интересы управляемых и управляющих якобы полностью совпадают, какой-либо контроль со стороны общества над госаппаратом совершенно излишен.

«Великая идея» иррациональна, глубоко противоречит действительности, поэтому для нее смертельно опасны плюрализм, любая критика, конкуренция с другими идеями и в особенности - объективная информация о положении дел в обществе и мире. Отсюда, одновременно с установлением строжайшей секретности и жесточайшей монополии на информацию, тоталитаризм широко развивает дезинформационную стратегию. Средства массовой пропаганды преувеличивают до астрономических размеров любые, порой - даже самые незначительные, достижения; публично сообщают лишь то, что способствует закреплению в массовом сознании постулатов «великой идеи».

Выступая как мессианская, где упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан), тоталитарная идеология превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и так далее), литургией. Соответственно, государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. «Одним из самых ярких проявлений мифологического духа советской тоталитарной идеологии, - пишет Э. Баталов, - стало издание в 30-х годах «Краткого курса истории ВКП (б)», который был, в сущности, не чем иным, как сводом мифов. Реальные исторические события подменялись в нем «преданиями», в которых действовали не живые люди, а «боги», «герои» и «злые демоны». Эти «предания» предназначались для многократного повторения каждым гражданином. В них требовалось верить как в Библию. Они не подлежали никакому рациональному анализу и критическому осмыслению. Десятки миллионов людей снова и снова повторяли сакральные тексты, как бы заново их переживая. Историческое сознание вытеснялось мифосознанием».

Универсальность и способность тоталитарной идеологии отсекать массы от реального мира и создавать «целый лживый мир непротиворечивости» во многом обусловливает ее привлекательность для широких, самых различных, слоев общества, что, в свою очередь, обеспечивает привлекательность самого тоталитаризма, а, соответственно, и массовую поддержку ему со стороны населения.

  • 7. Централизованная система контроля и управления экономикой. Режим, как правило, стремится к полной этатизации хозяйственной жизни; к ограничению, а в идеале и полному устранению частной собственности, рыночных отношений, конкуренции; к утверждению только одной, государственной, формы собственности (особенно ярко это проявилось в СССР, где в исключительной собственности Советского государства находились земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве), средства транспорта и связи, банки, имущество торговых и иных предприятий, то есть все средства человеческого существования). В этих условиях отдельный индивид становится полностью зависимым от единственного работодателя в лице государства. При любой попытке вырваться из этой зависимости человек остается без средств к существованию, а то и без свободы. Экономика тоталитаризма носит мобилизационный характер, направлена на достижение глобальных задач (например, победа в войне, индустриализации, восстановлении разрушенного народного хозяйства) за счет благосостояния рядовых граждан.
  • 8. Полное бесправие человека. Политические права и свободы зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы правящей элиты, представленные как интересы государства. Имеет серьезные ограничения не только в политических, но и иных правах, таких как свобода права занятия государственной должности, свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии и т.д.
  • 9. Существует строгая цензура над всеми СМИ и издательской деятельности. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государства с иными политическими режимами.
  • 10. Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняет функции карательных органов, и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. В необходимых случаях для этих целей используется и армия.
  • 11. Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие. Постоянный массовый террор применяется, с одной стороны, как средство уничтожения своих политических оппонентов («врагов народа», «врагов нации»), а с другой - как эффективный способ управления массами. Процесс непрерывного насилия терроризирует все общество, вызывает страх и боязнь всех слоях населения.
  • 12. Подавление личности, обезличивание человека превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией. При тоталитаризме становится задача: сформировать определенный тип личности с особым психологическим складом, ментальностью, поведением. И эта задача решается посредством широкого осуществления стандартизация и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, коллективе, подавлении индивидуального, личностного начала в человеке, культивированием однообразия, одномерности, одноумия, единомыслия.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1 . В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2 . Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3 . М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4 . П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5 . О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2 . Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3 . Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом , — разрешено» .

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В политический лексикон термин “тоталитаризм” был введен в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Таймс” употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием “тоталитаризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах “победившего социализма”.

По словам русского философа ИЛ. Ильина, тоталитарный политический режим - это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово “тотус” означает по-латыни “весь”, “целый”. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непред- писанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

В 1956 г. два американских политолога - К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:

  • - общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;
  • - монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;
  • - система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над “врагами народа ”, но и над всем обществом;
  • - партийный контроль над СМИ;
  • - всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;
  • - централизованная система регулирования экономической деятельности.

Позднее 3. Бжезинский сформулировал и более емкое определение тоталитаризма как системы, при которой самые совершенные инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления тотальной социальной революции.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имели первые два -- официальная идеология и монополия единственной партии на власть.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из “атомизированных” индивидов, лишенных собственности, независимости собственного “Я”, является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства. Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают “поле” для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции “общей воли”, которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества. Рычагами власти при тоталитаризме выступают пропаганда и насилие.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: “левый” и “правый”.

“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат.

“Правый ” тоталитаризм сформировался в фашистских Италии и Германии. “Правый” тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.

Как показала история, отношения между тоталитарной властью и народом двоякое: большинство подданных испытывают благоговейную любовь к правителям, ибо, разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что гораздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное общество, есть несогласные, это прежде всего наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу.

Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

30Ноя

Что такое Тоталитарный Режим (Тоталитаризм)

Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу , идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с .

Черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного политического режима могут разнится в каждом отдельном случаи. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

Общие черты тоталитарных режимов:

  • Диктатура (правитель находится очень долго, отсутствует сменяемость власти);
  • У власти находится фактически одна правящая партия;
  • Обществу внушается внешняя или внутренняя угроза. Царит атмосфера страха;
  • Жесткая цензура в средствах массовой информации;
  • Массовая пропаганда в СМИ, государственных и социальных структурах;
  • Запрещена любая критика государства или власти;
  • Существует обязательная военная повинность;
  • Общество подвержено милитаризации;
  • Активно работают секретные правительственные службы;
  • Развиваются националистические партии и идеологии;
  • В обществе наблюдаются настроения;
  • Сильный упор делается на конкретные религиозные или идеологические организации;
  • Ведется контроль воспроизведения населения, в ту или иную строну зависимо от потребностей.
  • Права и свободы граждан могут быть отменены или не соблюдаться по желанию власти;
  • Существует ужесточенная и развитая система тюремных учреждений и трудовых лагерей (пример );

Тоталитарный режим власти – примеры.

Пример тоталитарного режима №1.

Советский Союз под правлением Иосифа Сталина. После окончания гражданской войны, Сталин устранил всех неугодных людей с другой точкой зрения и приступил к построению тоталитарного режима в обществе.

Пример тоталитарного режима №2.

Фашистская Италия при правлении Бенито Муссолини. Сразу же после захвата власти в 1922-ом году, Муссолини провозгласил себя лидером нации и стал править в тоталитарной манере.

Пример тоталитарного режима №3.

Нацистская Германия . Адольф Гитлер использовал тоталитаризм, как способ добиться покорности нации.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top