Яков чернихов - музыка советской архитектуры. Яков Чернихов - непризнанный гений советской архитектуры Ііі. методы изображения

Яков чернихов - музыка советской архитектуры. Яков Чернихов - непризнанный гений советской архитектуры Ііі. методы изображения

Советский архитектор, художник, график, живописец, преподаватель и теоретик архитектуры, чьи графические работы повлияли на архитектуру ХХ века. Автор книг и выставок на тему архитектурных фантазий и архитектуры будущего, которые принесли ему всемирную известность.

Родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904-1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы - филиал Императорской Академии Художеств). В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа .

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Круг проблем, занимавших Я. Чернихова , был необычайно широк. Исследования в области геометрического орнамента и супрематизма , разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий.



Проект водонапорной башни завода «Красный Гвоздильщик»

Водонапорная башня канатного цеха, построенная по проекту выпускника Петербургской Академии художеств архитектора Якова Чернихова. В настоящее время канатный цех перестроен и утратил свой первоначальный облик, а сама башня не используется по своему прямому назначению, существуют проекты по созданию в ней галереи современного искусства.


В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова , где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929-1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова , особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому

Архитектурные фантазии. 101 архитектурная миниатюра. Яков Чернихов. Международная книга, Ленинград, 1933 г.

В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов.

Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть исполненных архитектурных композиций из цикла фантастики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем случае не может служить причиной изъятия из опыта того или иного случая уже зафиксированных архитектурных фантазий.

Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям“ распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-линеарных построений до объемно-монолитных; б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых сложных - витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение к последней; д) композиционные приемы варьировались по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) тональность композиций, фоновая обработка, выразительность переднего или заднего плана были использованы для достижения искомых результатов; ж) в некоторых архитектурных фантазиях введены явно-надуманные комбинации составляющих, композиционные измышления и иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения проделываемой работы. Все вместе взятое позволило представить решение организации пространства в некотором более рельефном и наглядном виде.

Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путем различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путем. Ценность композиций этого порядка измеряется теми „внутренними“ качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает. Вследствие новизны полученного отображения и стремления к полному анализу вновь вырешенного произведения - можно допустить появление указанных композиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа совершенства некоторых явлений в новых этапах архитектуры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу величественности сооружения, ритм масс и ее обработки, монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.

17 декабря исполняется 126 лет со дня рождения мастера архитектурной графики Якова Чернихова. Графическое наследие Чернихова-художника неплохо изучено и понемногу публикуется, однако на сегодняшний момент мы почти ничего не знаем о том, что же было построено Черниховым-архитектором. Между тем в 20-30-е годы Яков Чернихов активно занимался проектной деятельностью и ряд его проектов был осуществлен в Ленинграде...

Будущий архитектор поступил в Академию художеств в 1914 году, но через два года был призван на военную службу и прослужил без малого десять лет. Еще до демобилизации, в 1925 году, ему удалось закончить Академию художеств со званием архитектора-художника. Архитектурную практику Чернихов начал с самых основ: работал на строительстве новых цехов «Красного треугольника» рабочим, десятником, затем - помощником прораба.

В 1928-1933 гг Чернихов занимал должность главного архитектора Ленинградского отделения Химстроя Гипрохим. Игорь Фомин оставил интересные воспоминания об этом периоде:

Когда Чернихов работал в Гирохиме, я с ним там иногда встречался. Проекты, которые там делались, носили в силу своей реальности, в силу того, что по ним надо было строить, довольно утилитарный и даже малоинтересный характер. Но эскизы к ним чисто фантазийного плана сопровождали каждый проект в огромном количестве. <...> Создавалось ощущение, что все эти задачи не более как темы начала мелодий, которые он «озвучивал». И это делалось параллельно - реалистические чертежи, которые надо было утверждать и потом по ним строилось, и бесконечные фантазии.

Впрочем, самый известный комплекс, построенный Черниховым - канатный цех и водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» - был построен для Треста заводов массового производства "Тремасс" и к Химстрою отношения не имеет. Интересно сравнить чертежи, разработанные для реального строительства, и фантастические зарисовки, опубликованные в книгах Я. Чернихова:

Другая работа Чернихова этого периода - проект башенного сернокислотного цеха завода «Красный химик» (ул. Трефолева, д 1А).

Проект был разработан в Химстрое в 1929 году (совместно с арх. Оленевым). Единственный опубликованный на сегодня лист вряд ли принадлежит Чернихову, который стимулом к практической проектной работе считал «высшее культурное отношение к производству архитектурной продукции».

Проект сугубо утилитарен, разные части технологического процесса выделены в отдельные корпуса: над комплексом доминирует протяженный корпус продукционных башен, в плане которого выделяются помещения для фильтров входящих газов; печные газы поступают по внешнему газопроводу от отдельно стоящего корпуса обжига сырья; с другой стороны к корпусу продукционных башен примыкают два корпуса поглотительных башен.

Организация строительства взяла за основу технический проект Химстроя, однако все рабочие чертежи разрабатывались на месте под руководством инженера-химика Г.О. Рутковского при консультации поставщика оборудования - немецкой фирмы «Гуго Петерсен» . Цех был окончен строительством осенью 1930 года (строительство и надзор - инж. А.И. Кроминский, В.З. Савин).

С проектом Химстроя осуществленное в натуре здание практически не имеет ничего общего (если, конечно, не было другого проекта): производство сильно уменьшилось в размерах, все башни были размещены в одном корпусе. Сложно сказать, имеет ли Чернихов к построенному в итоге какое-то отношение.

В книгах Чернихова можно найти несколько фантазий на тему башенного химзавода. Примечательно, что в них архитектор эксплуатирует характерный образ серного завода со свободно стоящими башнями без оболочки, что в силу климатических условий не могло быть реализовано.

В послевоенные десятилетия «Красный химик» подвергся серьезной реконструкции, в ходе которой сернокислотный цех был ликвидирован, здание надстроено и разделено перекрытиями на этажи. Сейчас здесь располагается бизнес-центр «Красный химик».

Еще один проект, реализованный в Ленинграде - клеевой завод «Клейкость» треста «Ленжет» (Екатерингофская наб, 29). Костеобжигательный завод на Малом Резвом острове («Резвый завод») был основан еще в 1874 году, а в 1926 году под названием «Клейкость» вошел в трест «Ленжет». В конце 20-х годов был составлен проект расширения завода: на северной стороне участка вдоль канала расположился основной производственный комплекс, в состав которого вошел старый корпус дореволюционной постройки, а с южной стороны двора были возведены котельная и цех предварительной обработки сырья.

На проектном чертеже Чернихова эффектная композиция: разные части производственного корпуса разбиты блоками вертикальных коммуникаций и лестничной клеткой со сплошным остеклением, цех предварительной обработки сырья и главное здание связывает летящая без опор галерея. В отличие от проекта серного завода этот лист решен остро и по-Черниховски.

При строительстве от первоначального замысла мало что осталось: упростились объемы, изменилась форма оконных проемов, галерея сползла на уровень второго этажа. Мрачноватое неоштукатуренное здание больше напоминает тюрьму, тем не менее оно определенно заслуживает внимание как еще одна осуществленная постройка Чернихова.

Разумеется, в многочисленных архитектурных фантазиях Чернихова мы можем найти и вариации на тему клеевого завода:

После закрытия завода территория долгое время были заброшена, комплекс деградировал и пришел в аварийное состояние; при пробивке Шотландской улицы к набережной была снесена котельная. В настоящее время главный производственный корпус арендуется производственными фирмами.

К 30-м годам относятся проекты двух жилых домов в Ленинграде.

Из жилмассива, запланированного к постройке на Шлиссельбургском проспекте 33-35 (современный адрес пр. Обуховской Обороны, 19), был реализован лишь один корпус. Известно, что дом был построен архитектором Лишневским в 1938 г . Скорее всего, Лишневский полностью переработал проект Чернихова в соответствии с новыми требованиями об «освоении классического наследия».

В автобиографических записках «Мой творческий путь» Чернихов упоминает еще один адрес - Малоохтинский проспект, 56. До войны по этому адресу находился небольшой обывательский дом, сейчас - пустырь. Однако рядом (Малоохтинский, 36) действительно находится солидный дом довоенной постройки; облик его типичен для своего времени.

В первой половине 30-х годов Чернихов занимался строительством цехов для расположенного неподалеку завода «Знамя труда»: возможно, дом на Малоохтинском был построен для специалистов этого завода.

В 1936 году Чернихов переезжает в Москву, где возглавил архитектурное бюро Наркомпроса и архитектурное бюро Сталинского района. До окончательного перехода на преподавательскую деятельность архитектор, вероятно, что-то проектировал. К сожалению, о постройках и характере работы этого периода пока ничего не известно.

Яков Чернихов (1889–1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Включившийся в движение конструктивизма во второй половине 1920-х годов, Чернихов прежде всего стал знаменит своими книгами архитектурных фантазий.

Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма ("ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве") и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы.

Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи: он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств.

Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника».

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях.

В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

Отдавая много времени и сил преподавательской деятельности, Чернихов учил своих студентов не копировать то или иное построение, а, постигая внутреннюю логику, компоновать его. "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным, " – писал архитектор. От работ по созданию обучающих "Энциклопедии геометрического черчения", "Методов изображения", курсов по "Проекционному черчению" и т.п. Чернихов пришел к циклу, основанному на возможностях чисто формальной структурной комбинаторики. Его название – "Аристография" – можно перевести с греческого как "Изображение лучшего".

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм», 2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги - 1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», - этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков - кроме, разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский, пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих других.

Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»). «Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930-1944; «Старые города», 1933-1943). Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.

Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант"Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

Яков Чернихов. Динамическая конструкция наклона. Композиция № 156 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов (1889-1951) - архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры.

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Пристрастие Чернихова к рукотворному графическому искусству основывалось на его уверенности, что графическая грамотность не менее важна, чем письменная. Он был убежден, что в ХХ веке графика станет основным международным языком цивилизации, за десятилетия предвосхитив своими изысканиями появление оп-арта и компьютерной графики. Архитектурная графика стала в его интерпретации самостоятельной областью архитектурного творчества. Композиции Чернихова, их архитектоника, строгая изысканность, музыкальность и сегодня оказывают на зрителя магнетическое действие.
В экспозиции представлены основные циклы архитектурно-графических шедевров Якова Чернихова: «Эксприматика», «Аристография», «Основы современной архитектуры», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция», «Дворцы коммунизма», «Пантеоны Великой Отечественной войны» и «Архитектурные сказки».

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Сплоченно-сгруппированная композиция сложного характера конструктивного объединения сооружений. Композиция № 37 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 - 1931. Картон; карандаш, белила, тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Наряду с графикой из фондов Музея архитектуры, архива-коллекции Фонда им. Я. Чернихова и частных собраний, на выставке можно будет увидеть личные инструменты, прижизненные издания книг, инсталляцию «Рабочий стол Якова Чернихова»; и более тридцати архитектурных моделей и макетов, изготовленных Фондом на основе его композиций. В том числе - макет Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», построенного по его проекту в 1930-1931 годы.

Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция из сочетания изогнутых поверхностей и прямоугольных плоскостей. Композиция № 59 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; гуашь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Музыкальная архитектурная композиционная выдумка иллюзорного порядка. Согласованный ритм построения и расцветки изображения. Композиция № 87 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурный набросок чисто-фантастического порядка. Композиция № 56 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; гуашь, карандаш, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурная выдумка-иллюзия. Выявленная устремленность, демонстрация величественности массы и передача грандиозности c помощью кольцевых, криволинейных и прямолинейных сочетаний с их сочной окраской. Композиция № 17 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; тушь Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Выставка подготовлена Фондом имени Якова Чернихова (ICIF), который был создан в 1991 году в целях поощрения новаторских архитектурных концепций и инициатив молодых архитекторов мира, студенческого и детского архитектурного творчества. В 2005 году Фонд учредил Международную архитектурную премию имени Якова Чернихова, которая вручается раз в два года.

Яков Чернихов. Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении. Композиция № 95 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 - 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Сохранить

Партнеры выставки - AVC Charity Foundation, AGC Glass Europe, Gyproc (Saint-Gobain), ООО «Акма» (Санкт-Петербург), ООО «Алвикон» (Москва), ООО «Frame Art» (Москва), Макетная мастерская «EZZOmodels», Архитектурная студия Андрея Чернихова.


Самое обсуждаемое
Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь Ярослав мудрый - биография, информация, личная жизнь
Физики открыли новое состояние материи Физики открыли новое состояние материи
История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны


top