Заполнить таблицу век нынешний и век минувший. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Отношение к свободе суждений

Заполнить таблицу век нынешний и век минувший. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Отношение к свободе суждений

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине

XIXвека. Основной ее конфликт общественный, идейный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». К первому можно отнести самого Чацкого - главного героя комедии, ко второму - все фамусовское общество. Рассмотрим основные вопросы, в которых мнения этих сторон кардинально расходятся.

Наверное, самый животрепещущий из них - отношение к богатству и чинам. Фамусовское общество придерживается мнения, что «чтоб чины добыть, есть многие каналы». Для Чацкого единственный способ - выслуга перед Отечеством, но никак не перед чиновниками. Подтверждение этому - знаменитая его фраза: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».

Естественно, для чиновников большое значение имеет преемственность, например:

... у нас уж исстари ведется,

что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -Вот и жених.

А в это время Чацкий спрашивает:

Где, укажите нам, Отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Мы видим, что он бы хотел иметь достойный пример для подражания, некий идеал, тогда можно с уверенностью сказать, что в своих пылких речах он говорил бы о предках с гордостью, а не с горечью. Он был бы рад иметь какую-то опору в своих суждениях, однако перед ним совсем другое общество, которое не может дать ему этой опоры, и бедному Чацкому ничего не остается, кроме как в одиночестве пытаться доказать окружающим их неправоту. По сути, он выступает один против целой Москвы, поэтому его позиции и точки зрения заранее обречены на провал. Но он с упрямством, достойным, может быть, упрека, а может, и восхищения, борется за свои взгляды на жизнь. Он вовсе не боится высказывать честное и провокационное мнение о том, что «начал свет глупеть»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол, не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Для самого Фамусова важно мнение света. Его волнует лишь репутация добропорядочного человека, но только для соблюдения внешних приличий. Они с Чацким говорят, практически не слушая друг друга.

Следующий вопрос - отношение к образованию и воспитанию. Довольно красноречиво высказался сам Фамусов:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Ах! К воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Общество Фамусова не принимает никаких нововведений. Поэтому и мнение его о вопросе крепостного права расходится с позицией Чацкого:

Тот Нестор, негодяй из знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И жизнь, и честь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

А каково отношение героев к любви? Чацкий объясняется с Софьей, говоря: «И все-таки я вас без памяти люблю». Но Софья, хоть и его ровесница, относится скорее к фамусовскому обществу, нежели к сторонникам сумасшедших идей Чацкого. Имея «книжное» воспитание, она предпочитает ему тихого Молчалина, который любит ее «по должности». На это Чацкий точно замечает: «Ведь нынче любят бессловесных».

К концу комедии обстановка нагнетается, против Чацкого выступает все больше представителей старой Москвы. Софья не принимает его ухаживаний. Он остается совсем один. Почему? Потому что окружение людей, в которое он попал, очень консервативно. Оно живет по своим законам, которые не устраивают такого честного и порядочного Чацкого. Он их не принимает, следовательно, общество не принимает самого Чацкого. Он - новатор по своей сути, сторонник преобразований, а фамусовское общество не принимает их как таковых. Неудивительно, что Чацкого объявляют сумасшедшим. Ведь в глазах старой Москвы он, со своими безумными идеями и разоблачительными речами, таким и выглядит. В отчаянье он произносит свой последний монолог:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

– ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, “умеет разговаривать”, “славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит”. К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя “не в своей тарелке” в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен

по отношению к образованию: “Забрать бы книги бы да сжечь”.

(В разговоре о Софье:) “Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится”. “Ученость – вот чума, ученье – вот причина”. “Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг” (о Софье).

Фамусов считает, что образование – совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

– ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная

цель – дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Век минувший: Для Фамусова служба – это, в первую очередь, получение чина. Военная служба – также способ развития карьеры, а карьера – это деньги. Фамусов считает, что человек без денег является никем – человеком низшего сорта.

– ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). “А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”. – люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”.

Век минувший: Богатство – определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов. вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа – для улучшения собственных доходов. “Кто беден, тот тебе не пара”. “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”.

– ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. “Что нового покажет мне Москва?”. “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”. “Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”.

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. “Ей сна нет от французских книг”. Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: “И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мат, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!”

– ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. “Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам”. В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что “в их лета не должно сметь свои суждения иметь”. Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого “изъяна” не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

– ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь – это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их “любви”. “Мне все равно, что за него, что в воду!”, “счастливые часов не замечают”.

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии “искренняя любовь”. Красивые слова – единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина – идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья – выгода, Лиза – развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак – это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. “Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”


Другие работы по этой теме:

  1. Комедия “Горе от ума” написана А. С. Грибоедовым в 1824 году. В произведении отражена борьба двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”....
  2. Россия первой трети XIX века. Московское высшее дворянство. Бал в доме Фамусова. Общая характеристика. , к крепостным, к изменениям в обществе.) Рассмотрение отдельных образов....
  3. 1. Цель написания комедии. 2. Чацкий и Фамусов. 3. Чацкий и Молчалин. 4. Любовный конфликт комедии. 5. Чацкий – победитель или побежденный? В “Горе от...
  4. Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” происходит между двумя героями комедии Грибоедова “Горе от ума” – Фамусовым и Чацким. В их монологах звучит полное противопоставление,...
  5. Комедия “Горе от ума” была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. В это время менялись взгляды молодого поколения на жизнь. Сторонники “века минувшего” жили...
  6. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
  7. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” напи­сана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое...

Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»

«век нынешний и век минувший…»

Цел и:

1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;

2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях

Формы, методы, приемы:

Фронтальная беседа,

Групповая творческая работа,

Работа с текстом.

Оборудование:

Компьютер;

Тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Обратимсяко II действию.

– Вспомните, чемзакончилось I действие. ( Ответ ученика .)

АтеперьпослушаемзнаменитыймонологФамусова (д. II, явл. 1).

1.Выразительное чтение монолога Фамусова.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

Беседа по 2 явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».)

2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)

Характеристики

Век нынешний(Чацкий)

Век минувший(Фамусов)

Отношение к службе

Отношение к иностранному

Отношение к образованию

Отношение к крепостному праву

Отношение к свободе суждений

Отношение к любви

3.Проверка.

Характеристики

Век нынешний

Век минувший

Отношение к богатству, к чинам

«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»

Отношение к службе

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

Отношение к иностранному

«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»

«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»

Отношение к образованию

«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»

«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Отношение к крепостному праву

«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»

«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»

Отношение к кумовству, протекции

«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»

“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»

Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений

Отношение к любви

Искренность чувства

«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

А что важно для Чацкого? Зачитайте.

Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

III .Итог урока.

Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».



Подумаем!

  • Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
  • Что значит «век минувший»?
  • Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
  • Можно ли перефразировать нашу тему урока?
  • Как она тогда будет звучать?
  • «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
  • Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»

  • В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
  • Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .

Сравнительная таблица

  • Отношение к богатству, к чинам.

Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»

Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »


Сравнительная таблица

2. Отношение к службе.

Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »

Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »


Сравнительная таблица

3. Отношение к иностранному.

Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».

Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».


Сравнительная таблица

4. Отношение к образованию.

Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»

Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье - вот чума , ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».


Сравнительная таблица

5. Отношение к крестьянам.

Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»

Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества (приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).


Сравнительная таблица

6. Отношение к Московским нравам.

Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»

Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»


Сравнительная таблица

7. Отношение к кумовству, протекции*

Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»

Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »

*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел


Сравнительная таблица

8. Отношение к свободе суждений

Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы

Фамусов: «*Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »


Сравнительная таблица

9. Отношение к любви

Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».

Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»


Сравнительная таблица

10. Идеалы.

Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.

Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.

Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»


Вывод:

  • Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
  • С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
  • Актуальна ли комедия сейчас?

Домашнее задание.

  • Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
  • Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
  • По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)
Характеристики Век нынешний Век минувший
Отношение к богатству, к чинам “Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты”, “А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…” “Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених”
Отношение к службе “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Мундир!

один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…”

“А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”
Отношение к иностранному “И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.” “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.” “Дверь отперта для званных и незванных, особенно для

иностранных.”

Отношение к образованию “Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.” “Забрать все книги бы да сжечь”, “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений”
Отношение к крепостному праву “Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!” Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению “Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?” “К Прасковье Федоровне в дом во вторник зван я на форели”, “В четверг я зван на погребенье”, “А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.”
Отношение к кумовству, протекции “А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…” “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений “Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?” Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства “Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених”
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, “охотники поподличать”

Другие работы по этой теме:

  1. Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в первой половине XIX века. Основной ее конфликт общественный, идейный: столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”. К первому...
  2. Сравнивая характеры и нравы людей XIX и XXI веков, прихожу к выводу: человек был и остается таким, какой он есть, сочетая в себе одновременно эгоистичность...
  3. План Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего” Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина. “Век нынешний” в пьесе ” Горе от ума...
  4. Век восемнадцатый и век девятнадцатый… “Государыня Екатерина” и “Боже мой! Он карбонари!” А между ними – “дистанции огромного размера”. И вовсе не странно, что слова...
  5. “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя...
  6. Грибоедов сознательно сталкивает в комедии “век нынешний” и “век минувший”. Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в...
  7. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа...
  8. 1. Служение Скалозуба и суждения Молчалина. 2. Огненное фамусовское общество. 3. Один в поле воин. Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые. В....

Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top