Андийцы (историко-этнографический очерк). Андиса Али-мирза – основоположник аварской письменности на аджаме Значение слова андийцы

Андийцы (историко-этнографический очерк). Андиса Али-мирза – основоположник аварской письменности на аджаме Значение слова андийцы

АНДИЙЦЫ, андал, андии, гъванал (самоназв.). Численность в Российской Федерации около 30 тыс. чел. (1992, оценка). Относятся к андийским народам, коренное нас. сев.-зап. Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется семь говоров, к-рые объединяются в два сильно разнящихся между собой диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие - мусульмане-сунниты.

Андия представляет собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами. В 1 в. н. э. А. упоминает Плиний Старший. Согласно топонимия, данным, А. занимали обширную терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где они были, видимо, ассимилированы авароязычным населением. Из части А., проживавших по ср. и верх, течению р. Андийское Койсу, выделились ост. андийские народы. Ист. предания и хроники передают сюжеты о вторжении в 14 в. в Андию отрядов Тимура и истреблении им владетельного дома хана Иолука в Гагатле. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство, синкретизировавшееся с традиц. верованиями. Андия (т. н. Андийская респ.) представляла собой федерацию семи самоуправляющихся сел. обществ: Анди, Гунха, Гагатль, Риква-ни, Ашали, Зило и Манко. Селения Муни и Кванхидатль входили в соседний союз сел. обществ Технуцал. В 14- 15 вв. существовало Андийское шамхальство, распространившее свою власть и влияние на соседние аварские и чеченские общества. Источники и документы рисуют Андию как сильное политич. образование. В 17 в. А. одержали победу над ополчением аварского нуцала Турулава.

Андийка в традиционной одежде.

В 1731 А. приняли русское подданство, но в 1758 отложились от России. В 1742 приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном, терр. Дагестана отошла к России. А. - активные участники Кавказской войны 1817-64, андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля. В ходе адм. реформ 1860-х гг. было образовано Андийское наибство в составе Андийского округа. В 1921 А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). По переписи 1926 А. насчитывалось 7,84 тыс. чел. А. живут в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилъюртовском р-нах, ок. половины А. расселены в равнинном Дагестане. На С.-З. А. граничат с чеченцами, на Ю.-В. - с др. андийскими народами и аварцами. В дореволюц. период при письме пользовались араб, (делопроизводство, богословие) и аварским (литература, печать, богословие) языками. Письменность до 1928 на осн. арабской графики (аджам), до 1938 - на осн. лат. графики. С 1992 на андийском яз. издается газ. «Азал».

Основа традиц. экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство. Нижнеандийцы практиковали специализированное садоводство, продукция к-рого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Бурки были не только принадлежностью муж. костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками (до 80 тыс. в год). С 30-х гг. 20 в. производство наплечных бурок пришло в упадок. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в с. Рахата. Как домашний промысел производство бурок сохранилось единственно в с. Гагатль. В с. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соляных источников вблизи села (промысел сохранился и поныне). В совр. экономике основную роль играют традиц. отрасли, часть А. работает на совр. производствах (рабочие совхозов, заводов, отходники и т. п.), занимается коммерч. деятельностью.

Сохраняется традиц. половозрастное разделение труда. Земледельческие работы, за исключением пахоты и обмолота, производят женщины, мужские работы - также доставка лесоматериалов, строительство, уход и содержание скота на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних сенокосах и перевоз сена и т. д.

Счет родства билатеральный, по поколениям ведется описательно. Традиц. клановые патриарх, кровнородств. объединения - тухумы включают группы родств. семей гьакъу и моногамные семьи - хъизан. Традиц. семья - малая. Старшие дети при женитьбе получали долю родительского имущества, младший сын наследовал отцовский дом. Высший слой традиц. социальной иерархии включал узденские роды. Низший слой составляли вольноотпущенники (лаги) - потомки захваченных или купленных на невольничьих рынках рабов. Адм. и судебную (осн. на адате и шариате) власть осуществляли правители гьилатабул, совет старейшин (джамаати), к-рые представляли нар. собрание каждого селения, и кадии (шариатский суд). Существовали третейские суды. Правителей избирали ежегодно и приводили к присяге. Полицейские функции выполняли назначенные советом старейшин лица доргьахъол, военными делами ведал назначенный предводитель - седухъан. Избиралось также управление сел. обществ.

Поселения расположены амфитеатром по зап. и сев. склонам Андийского котлована и в долине р. Андийское Койсу (с. Муни и с. Кванхидатль). Терр. селения традиционно включала след, части: гьон - поселение, мигъи - пашни и часть сенокосов, бил - часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т. п. Ныне эта структура нарушена, поля частью превращены в приусадебные огороды. Традиц. поселения - скученные. Верхнеандийские традиц. поселения (ее. Анди, Гунха, Гагатль, Риквани, Ашали, Зило, Манко, Рушуха) относительно свободной планировки, улицы открыты, имеются дворы, хоз. помещения при усадьбе и т. п. Истор. и адм. центр андийского общества Анди, как и ряд др. селений имеет традиц. средневековую городскую топографию, с четким делением на кварталы (рехун), центр, площадью, пятничной мечетью. Каждый квартал имеет площадь (кав) для нар. собрания, заседания старейшин и т. д. Наиб, скученное селение - Муни; его улицы, вымощенные камнем и перекрытые сверху, проходят под домами и дворами, как туннели. Ряды двухэтажных домов со смежными стенами (нижние этажи - хлевы, верхние - жилые) придают ему вид фаланстера. Плоские крыши домов служат дворами-террасами для верхнего ряда домов. Верхнеандийские селения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тимура и в 1845 после даргинского похода М. С. Воронцова.

Совр. поселение и жилище испытывает влияние западнокавк. и восточ-ноевроп. свободной планировки, плоские крыши домов заменяются скатными из шифера или оцинкованного железа. Материал для строительства - рваный камень для стен и дерево для крыш. Совр. жилище сохраняет традицию одно-двухэтажности с встроенными с юж. стороны глубокими галереями, часто застекленными. Традиц. жилище имело центр, столб, большой камин (тавхан) с лепным декором; для хранения посуды служили встроенные в стены шкафы и ниши. Состоят. А. отводили особую комнату (комнаты) для гостей - цIешур гьакъу.

Одежда А. аварского типа. Своеобразен традиц. жен. костюм, включавший туникообразное длинное платье на кокетке (кванно), шаровары (ошхъоги), разл. виды обуви, в т. ч. кожаные сапоги. Головной убор (чухту) в виде полумесяца одевается «рогами» вниз (его носили до 1930-х гг.). Лобная часть украшалась ярким золотым шитьем или парчевой тканью. Поверх чухту верхне-андийки заворачивались, как в плед, в большой белый платок (кIази), нижне-андийки носили черный платок без чухту. Муж. костюм ныне в осн. городского типа.

В основе питания продукты земледелия и животноводства, дополняемые овощами и фруктами. Набор блюд - местный и общекавк. Популярны къинилол (хинкалы) разл. видов, подаваемые с вареным мясом и чесночной приправой, ингурдол, род тонких лепешек, начиненных творогом, с разл. приправами, блины (тIуртIулол), разл. вареники (боцIибул, сордул) и т. д.

Традиц. развлечение - конные скачки, наиб, значит, праздники - свадьбы, весенний праздник первой борозды (унсо булъолъир), праздник окончания поста (К1олелтар). Сохранилась вера в магию, в мир духов, к-рые вступают в контакт с нек-рыми людьми. Каждый человек имеет невидимого двойника, с человеком происходит лишь то, что еще раньше случилось с его двойником; незадолго до смерти двойник покидает человека. В доисламский период А. объединял культовый центр на вершине горы Бахарган, гл. божество - Ц1об. А. во время празднования дня рождения Пророка, при др. торжествах, а также погребениях отправляют особый ритуал зикр, основоположником к-рого был религ. деятель Чечни 2-й пол. 19 в. Кунта Хаджи. Имеется культ местного святого - шейха Умараджи (с. Анди). Фольклор двуязычен (андийск. и аварск.). Муз. фольклор близок аварскому, танц. - чеченскому. А. славятся как мастера меткого слова, чувством юмора.

Для расширения наших знаний достаточно даже ввести в научный оборот громадный фонд письменных источников (в основном на арабском и аварском языках), оставленный нашими предками. Достаточно сказать, что переведено и издано в лучшем случае 5% документов на арабском языке, которые хранятся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии, в музеях и многочисленных частных коллекциях в селениях горной Аварии. Кроме того, нам мало известно и о тех вехах истории, которые уже находили освещение в научной литературе.

Один из таких ключевых периодов нашей истории связан с именем выдающегося ученого и общественно-политического деятеля Али-мирзы из села Анди, жившего в ХV веке. Говоря о значимости его личности в истории Аварии, достаточно сказать, что именно ему принадлежит заслуга первой письменной фиксации аварских слов на арабском алфавите.

Несмотря на масштаб этой личности, многое, что нам известно о нем, является заслугой известного ученого ХХ в., покойного Магомедсайида Саидова из села Хунзах. В своей статье «Возникновение письменности у аварцев» [Саидов М. С. Возникновение письменности у аварцев // Языки Дагестана (Труды Института истории, языка и литературы народов Дагестана). Махачкала, 1948. Т. I. С. 137], опубликованной 66 лет назад, он высоко оценил роль Андиса Али-мирзы и документа им составленного: «До нас дошел замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 году Али Мирзой из аула Анди. Это - завещание авар¬ского нуцала ГIандуникIа, сына Ибрагьима, наследнику престола Булачнуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 году в Хунзахе. Однако уста¬новить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1945 году, во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благо¬даря найденной им в селении Салта Гунибского района книге «Шарх-уль-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али Мирзы из Анди в 1467 году. Была установлена аналогичность почерков той и другой рукописи, следовательно, и подлинность интересующего нас заве¬щания. Таким образом, перед нами письменный памятник XV века, в тексте которого содержится 16 аварских слов».

Согласно мнению известного дагестанского востоковеда А. Р. Шихсаидова, «”Завещание Андуник-нуцала” получило весьма однозначную оценку - это гимн силе аварского нуцала, призыв феодального правителя к своему наследнику усилить экспансию на все соседние земли, если он желает обладать славой и мощью своих могучих предков» [Шихсаидов А. Р. «Завещание Андуник-нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. №1. С. 89]. На сегодняшний день в Дагестане выявлено 9 копий этого документа, в некоторых из них указано, что «составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 г. хиджры» [Айтберов Т. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 82-88], т. е. в 1485 году.

Для нас особенный интерес вызывает то обстоятельство, что первая известная нам пока письменная фиксация аварской речи (в 1485 г.) была произведена андийцем, что говорит о полной интегрированности этого исторического региона в политическую и культурную жизнь Аварии уже в ХV веке. Также этот факт служит дополнительным свидетельством, опровергающим ложные тезисы политически ангажированных этнологов и лингвистов, работающих над разделением единого аварского народа на десятки мелких племен, которые вскоре будут ассимилированы и выброшены на свалку истории. Некоторые же из этих псевдоисследователей доходят до того, что утверждают, конечно же, без каких-либо ссылок, что андийцы в прошлом якобы не знали даже аварского языка и были интегрированы скорее с чеченцами, нежели с Аварией. Этот документ лишь один из множества свидетельств того, что андийцы являлись неразрывной частью исторической Аварии, принимали самое активное участие в жизни нашей общей Родины.

«Завещание Андуника» уникально еще и тем, что это единственный для своего времени программный документ такого рода и уровня в целом на Кавказе. Это говорит как об уровне политической культуры и государственного строительства в Аварии в ХV в., так и о кругозоре нуцала Андуника и кадия Андиса Али-мирзы, занимавшего фактически второй по значимости и влиянию политический пост в аварском государстве.

Согласно Т. М. Айтберову, из текста «Завещания Андуника» видно, что в XV в. в Аварском нуцальстве были пограничные территории, население которых несло нуцалу повинности натурой. Три региона из них представляли собой княжества (ГIалихъиличилал и Жунгутал), два - союзы сельских общин (ГIандал и Хьаруб, т. е. Шарой) и еще два - отдельные села (Хуштада и Батлух). Каждое из княжеств являлось, по-видимому, владением опреде-ленного княжеского рода, а союзы сельских общин и села имели выборное управление, видимо, из свобод¬ных крестьян [Айтберов Т. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 82-88].

Небезынтересная оценка этого документа принадлежит Т. М. Айтберову: «Как видно из текста «Завещания Андуник-нуцала», этот хунзахец и его кадий Али-мирза Андийский были людьми политического мышления, равных которым в Дагестане не было вплоть до становления имамата в ХIХ в. Дело в том, что ни у одного из многочисленных дагестанских светских и духовных князей не было программы действий на перспективу. Лишь Андуник-нуцал и кадий Али-мирза, по-видимому, глубоко переживая положение Аварии ХV в…, разработали программу, сутью которой было воссоздание Сарирской державы, и утвердили ее на собрании князей, ученых, мудрецов «и остальных людей» государства, которое было проведено на Андийском хребте, видимо, вблизи пользующегося пиететом Андийского озера, где, как известно, и в последующие столетия организовывались важнейшие мероприятия. Это видно, думается, из заключительных слов Андуник-нуцала, обращенных к своему наследнику Булач-нуцалу: «Если ты думаешь быть амиром, подобным храбрым предкам, то старайся переступить через существующие границы, а от своих земель не оставляй другому князю даже пяди». Надо сказать, что эту программу по мере сил, талантов и возможностей пытались шаг за шагом выполнять все последующие правители, сидевшие в Хунзахе» [Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. С. 95].

Также Т. М. Айтберову принадлежит инициатива по изображению Андиса Али-мирзы с нуцалом Андуником (см. рисунок). Рисунок, выполненный в 1992 году художниками Еленой и Тагиром Гапуровыми, был опубликован в том же году в «Историко-биографических и исторических очерках» Хайдарбека Геничутлинского.

Сведения о личности Андиса Али-мирзы

Помимо данных о переписанной в 1467 г. книге и составлении в 1485 г. указанного документа, об Андиса Али-мирзе не было ничего известно. Как удалось установить в памятных записях, хранящихся в селении Гагатли у С. А. Сулейманова, имеется дата рождения Али-мирзы - 846 г. хиджры (с 20 мая 1442 г. по 8 мая 1443 г.). В принципе, эта дата в свете обозначенных выше данных вполне правдоподобна: в возрасте 25 лет он переписал книгу, и перевалив 40-летний рубеж, занимал пост кадия Аварского нуцальства.

Также, по имеющим хождение среди андийцев преданиям, Али-мирза являлся представителем рода Шамхаладул (Шамхаловы), представители которого живут сейчас в селениях Анди, Гагатли, Риквани и Гунха. По этим сведениям у Али-мирзы было два брата: Мухаммад-хаджи и Газияв, отца которых звали Мухаммад, а его отца - Макка-Мухаммад. Комментируя эти данные, отметим, что сведения о принадлежности Али-мирзы к тухуму Шамхаладул можно принять за истину, поскольку он считается одним из основателей села Анди, представители которого и сейчас являются наиболее многочисленным тухумом в крупных селениях Анди и Гагатли [Шиллинг М. Е. Малые народы Дагестана. Москва, 1993. С. 27]. Вместе с тем данные об именах его братьев и предков мы вполне можем подвергнуть сомнению, поскольку пока не имеем на руках их письменной фиксации.

Затронув вопрос происхождения Али-мирзы, нельзя не остановиться на происхождении его тухума, который вызывает определенный интерес неоднозначностью имеющихся по этому поводу сведений. Прежде всего отметим, что тухум этот считается основателем села Анди - «столицы» одноименного региона Аварии. По преданиям, которые собрал Е. М. Шиллинг в 1940-х гг., село Анди якобы основали два охотника: Шамхал и Шамхан, пришедшие из Шама (Сирии). Одновременно в селе Анди ему рассказывали, что «лучшие тухумы Анди - Шамхаладул и его ветвь Мирзалал - связывают (по некоторым версиям) свое происхождение» с поселением, располагавшимся в местности Гамарду, которое находится близ с. Кижани Гумбетовского района. Он же подчеркивает, что тухум Шамхаладул состоит из родственных групп различного происхождения [Шиллинг М. Е. Малые народы Дагестана. Москва, 1993. С. 27].

Далее, андийцы приписывают отцу и деду Али-мирзы и ему самому исламизацию андийских селений и прилегающих чеченцев общества Чеберлой, что опять же не имеет пока надежных доказательств. Одновременно эпитеты, которыми награжден Андиса Али-мирза одним из переписчиков «Завещание Андуника», - «кадий эпохи, шейх шейхов», говорят о нем не только как о выдающемся общественно-политическом деятеле, но и об его заслугах на религиозном поприще, которые вполне могли быть связаны с распространением ислама в западной Аварии и сопредельных чеченских регионах.

Этим, к сожалению, исчерпывается перечень сведений об одной из наиболее примечательных личностей Аварии ХV в. В то же время нет сомнений, что более глубокое исследование арабоязычного фонда письменных источников даст нам новые данные как о личности Андиса Али-мирзы, так и об эпохе, свидетелем и активным деятелем которой он являлся.

Андийцы, андал, андии, гъванал (самоназвание), народ в России. Численность 25 тыс. человек. Относятся к андийским народам , коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на основе русской графики. Распространены аварский, русский и (среди мужчин) чеченский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

В I веке нашей эры андийцев упоминает Плиний Старший. В XIV веке утвердился ислам, ранее к андийцам проникало христианство. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство. После присоединения Дагестана к России андийцы участвовали в Кавказской войне. В 1921 андийцы вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Республика Дагестан).

Основа традиционной экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное садоводство, продукция которого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Домашние промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и производство пищевой соли.

Счёт родства билатеральный, по поколениям ведётся описательно, характерны клановые патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Традиционная семья малая.

Традиционные поселения скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, как и ряд других селений, имеет традиционную средневековую городскую топографию.

Одежда андийцев аварского типа, своеобразен женский костюм с головным убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз.

В основе питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор блюд местный и общекавказский.

Традиционное развлечение - конные скачки, наиболее значительные праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. Сохранились вера в магию, в различных духов. Фольклор двуязычен (андийский и аварский).

М. А. Агларов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 49.

Далее читайте:

Андийские народы , группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана.

  • Саратовская область : 4
  • Владимирская область : 2
  • Воронежская область : 2
  • Московская область : 2
  • Свердловская область : 2
  • Кемеровская область : 1
  • Новосибирская область : 1
  • Оренбургская область : 1
  • Челябинская область : 1
  • Язык Религия Входит в Родственные народы

    Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев . Проживают на западе Дагестана . Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу . Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).

    Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов , в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .

    Численность и расселение

    Учёный РАН С. А. Лугуев констатирует, что всё большее количество андийцев, так же как и других андо-цезов, «признает себя частью аварского народа» .

    История

    Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (авар. МелъелтӀа ), Аргвани (Аргъвани ), Шабдух (Щаб-духъ), Ичичали (ИчичIали), Верхнее Инхо и Нижнее Инхо , Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.

    Язык

    Напишите отзыв о статье "Андийцы"

    Примечания

    1. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    2. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    3. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
    4. . «Демоскоп ». .
    5. . «Демоскоп ». .
    6. . eki.ee. .
    7. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    8. . «Демоскоп ». .
    9. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
    10. Лугуев С. А. Андо-цезы // Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала, 2012. С. 46-47.
    11. , с. 149.
    12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    13. . - Peterburgskoe Vostokovedenie, 2004. - С. 182.

    Литература

    • Агларов М. А. // : монография / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М . : Наука, 2002. - С. 148–158. - 588 с. - (Народы и культуры). - 1000 экз. - ISBN 5-02-008808-0 . (отсканированная в высоком разрешении книга доступна также в виде объёмом 1,8 ГБ )
    • Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .

    Отрывок, характеризующий Андийцы

    – Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
    – Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
    – Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
    – Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
    – А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
    Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
    – Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
    Долохов засмеялся.
    – Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
    – Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
    Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
    На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
    – Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

    Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
    – Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
    – Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
    Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
    – Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
    – Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
    – Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
    – Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
    – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
    И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
    Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
    Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
    – Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
    – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
    – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
    Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
    – C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
    – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
    Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
    Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
    – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
    Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
    «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
    Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
    – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
    «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
    Лошадей подали.
    – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
    Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
    Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
    – Слышишь? – сказал он.
    Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
    – Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
    – Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
    – Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

    Х
    Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
    – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
    – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
    Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.

    Общие сведения . Андийцы (самоназвание - гъваннал, экзоэтнонимы - анди, андал) - один из коренных народов Дагестана. Месторасположение - Северо-Западный Дагестан. С юго-востока андийцы граничат с другими народностями андийской языковой подгруппы и аварцами, с северо-запада - с аварцами и . Историческая область компактного расселения андийцев - Андия *, обширный котлован, образованный андийским хребтом и его отрогами. Белоснежный скальный хребет Бахарган занимает всю северную границу, ограждая Андию от холодных ветров, смягчая ее климат. Андия во внутренней части - сильно эродированная область. Раньше она была покрыта лесами, однако хозяйственная деятельность, особенно пастбищное скотоводство сильно видоизменили ландшафт Андии. Андия считалась труднодоступной страной; дороги, соединявшие ее с внешним миром, запирались оборонительными сооружениями: на юге - Мунинской башней, на севере - крепостью Буцурха. По территории андийцев протекает речка Унсалъен с тремя притоками, вдоль которых расположены андийские села. Ныне во все селения андийцев проложены автодороги.

    В 70-е годы XIX в. у андийцев было семь селений, один поселок, насчитывающих 1499 дворов (5693 человека) (Комаров, 1873. С. 1), в них не учтено население двух крупных пунктов - Муни и Кванхидатль, входивших в соседнее наибство. По переписи 1926 г., андийцев насчитывалось 7595 человек. По данным 1938 г., андийцев было 9750. В последующих переписях андийцы отдельно не учитывались. По оценочным данным, к 2001 г. андийцев в Дагестане насчитывалось около 40 тыс. Всего в андийском участке Ботлихского р-на девять селений и два хутора с населением более 17 тыс.; значительная часть андийцев, примерно 20 тыс., проживает в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском районах и в городах Дагестана. Андийский язык относится к аваро-андо-цезской группе нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. В андийском языке много говоров, которые делятся на две сильно (почти на уровне языков) разнящиеся между собой группы: верхнеандий-скую и нижнеандийскую.

    Заселение территории происходило, по имеющимся данным, в раннебронзовую эпоху. Около андийского сел. Гагатль в местности Галгалатли проведены археологические раскопки, в результате которых исследовано поселение с круглоплановым жилищем, датируемое III-II тыс. до н.э. и относящееся к куро- аракской культуре. Здесь же найдены обуглившееся зерно и формы для бронзового литья. Аналогичные памятники выявлены около сел. Ашали. На перевале Речол и других местах обнаружены могильники каякентско-харачоевской культуры, т.е. эта небольшая область уже в те времена была достаточно плотно заселена земледельческо-скотоводческими племенами.

    Своим мифическим предком андийцы (согласно старинной хронике) полагают Ануша (версия "царя Ануша"), который основал Анди, ставший политическим и административным центром андийского общества.

    Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению р. Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (Мелъелт1а), Аргвани (Аргъвани), Шабадух (Щаб- духъ), Ичичали (ИчичIали), Инхо, Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением. Другая группа андийцев, располагавшаяся по среднему и верхнему течениям р. Андийское Койсу, разделилась на восемь самостоятельных этнических единиц (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, ахвахцы, каратинцы, чамала- лы, багулалы, тиндалы) в пределах соответствующих политических объединений, возможно, на основе древнего внутриандийского племенного деления. К началу нашей эры, по всей видимости, завершился процесс этнической дивергенции андийского этнического массива.

    Древнейшим известием об андийцах принято считать упоминание андийцев и страны "Андиу" в торжественной надписи ассирийского царя Саргона II (IX в. до н.э.), где говорится, что он "завоевал страну Телусины андийца и захватил в этой стране в плен 4200 жителей и их скот". Сопоставление андийцев времен надписи Саргона II с дагестанскими андийцами сделано крупными востоковедами академиками Г.М. Меликишвили и Играром Алиевым. На рубеже нашей эры на Восточном Кавказе андийцев упоминают греческий историк Страбон и римский писатель Плиний Старший - ании, андаки. Согласно историческим преданиям и современным исследованиям, в раннем средневековье в среду андийцев осуществлялись значительные вкрапления алан, чеченцев и кумыков.

    Исторические предания и хроники хранят сюжеты о вторжении в Андию отрядов Тамерлана , ставленника Тохтамыша, и истреблении им владетельного дома хана Йолука в Гагатле и одновременном утверждении здесь ислама. После распада Казикумухского шамхальства (XIV-XV вв.) андийцы образовали свое шамхальство, но вскоре демократические порядки в виде "вольного общества" здесь взяли верх; шамхальская фамилия, тем не менее, осталась как одна из первых среди благородных фамилий. В XVII в. андийцы отстояли свои права и суверенитет в столкновении с ополчением нуцала Турулава.

    Андийцы приняли русское подданство в 1731 г. с целью обеспечить себе свободную и беспошлинную торговлю в Кизляре и других городах, но вскоре отложились, выступив на помощь чеченцам против генерала фон Фрауендорфа в 1758 г. Андийцы участвовали в общедагестанском победном выступлении против персидского завоевателя шаха Надира в 1741 г. С самого начала Кавказской войны (1817-1859 гг.) андийцы в конном ополчении были ее активными участниками. По данным генерала Розена, они выставили 1000 всадников (Розен, 1959. С. 291), в войне стяжали себе славу храбрейших. Известны деятели освободительной войны - наибы, а именно бесстрашный и благородный Газияв, бескомпромиссный Лабазан, ученый Дибир.

    Административное устройство . Исторически верхнеандийцы имели самостоятельное политическое образование со своими границами, известное как Андия, или "андийское вольное общество". В период имамата Андия стала одним из наибств государства Шамиля. После присоединения к России Андийское наибство сохранялось как одно из административных делений Андийского округа, образованного в 1861 г. с центром в Ботлихе. Сюда вошли еще Гумбетовское, Технуцальское, Каратинское, Тиндинское, Ункратлинское и Дидойское наибства. В Андийское наибство вошли только верхнеандийские села.

    Андийское наибство в 1899 г. было переименовано в "участок", с участковым (фактически соответствовавшим этническому) самоуправлением. В советский период после реформ 1927-1929 гг., андийцы вошли сначала в Гумбетов- ский, потом в Ботлихский р-он.

    Самоуправление . В политической истории андийский союз известен как "федеративная республика Анди" (Броневский, 1823. Ч. 1. С. 40), состоявшая из семи самоуправляемых гражданских общин джамаатов: Анди (Гъванну), Гунха (Гъунха), Гагатль (Гъагъол ), Риквани (Рик Iуна ), Ашали (Ашолу), Зило (Зилур), Чанко (Чохъуру ). Андийские селения Муни (Беннур) и Кванхидатль (Кохидол ) входили в соседнее политическое образование "Технуцал", находившееся под протекторатом аварского хана, которому платили дань фруктами и солью.

    Административную и судебную власть в джамаатах осуществляли выбранные правители и Совет старейшин, который представлял народное собрание Бадильир , обладавшее верховными правами. Общие для всех андийцев правила и функции были делегированы в управление федерацией. Правителей в джамаатах избирали ежегодно и приводили к присяге. В средневековье избранных правителей в селениях Анди, Гагатль, Риквани и Ашали титуловали ханами, после реформ в имамате их называли гьилатабул (правители), или наибами. Полицейские функции выполняли назначенные Советом старейшин лица доргъахъол , военными делами ведал предводитель. Суд опирался на традиционные правовые уложения, изложенные в судебнике и в специальных постановлениях для всего союза и каждому джамаату отдельно. Судебные дела по шариату и духовную власть осуществляли кадии, имевшиеся в каждом селении, из которых избирался кадий всей федерации. Благодаря правовому плюрализму истец мог выбрать для суда любую из систем. Важную регулятивную функцию выполняло общественное мнение, а также маслаатские (медиаторские) суды. Во многих случаях стороны обходились без суда, разрешая свои дела по традиции и взаимному договору. После гражданской войны и установления советской власти на андийцев распространились все законы и порядки, принятые в СССР. В наше время самоуправление осуществляется через сельскую администрацию, однако реформы самоуправления еще не закончены.

    Землевладение . Пахотная земля, часть сенокосов и отдельные пастбища находились в частной собственности общинников (с правом отчуждения, купли-продажи, наследования, дарения и т.д.) Часть земельных участков и имущества являлась вакуфной собственностью, ею распоряжалась мечеть в благотворительных целях. Каждому сельскому обществу, джамаату на правах полной собственности принадлежала окрестная территория с четко указанными границами, документированными письменно или обозначенными опознавательными знаками, закрепленными в "общественной памяти". Последний способ также имел юридическую силу. После присоединения к России в той же конфигурации эти территории были признаны царской администрацией территориями обществ, затем юридически закреплены за колхозами на "вечное пользование" специальными "актами". Современные реформы предполагают совершенствование форм землевладения, исходя из исторического опыта и учета рациональных инноваций советского периода.

    Хозяйство . Исторически сложившийся хозяйственно-культурный тип андийцев характеризуется интенсивным садоводством горно-долинной зоны и земледелием и отгонным скотоводством в горной зоне. Основа традиционной экономики верхнеандийцев - отгонное альпийское скотоводство, террасное земледелие и специализированное садоводство для долинных сел Муни, Кванхидатль. Кванхидатлинцы также занимались промысловым солеварением. Хлебные запасы андийцы пополняли зерном из Чечни, где сбывали свои продукты животноводства, наплечные бурки, соль и фрукты. Все отрасли хозяйства у андийцев являются древнейшими и дополняют друг друга. Земледелие в горной части в наше время пришло в сильный упадок вследствие конкуренции товарного зерна, эрозии почв и т.д. Ныне часть андийцев традиционно занята сельским хозяйством, однако начиная с 1990-х годов андийцы, особенно молодежь, занимаются мелким и средним предпринимательством.

    Промыслы и торговля . Верхнеандийцы изготовляли знаменитые кавказские наплечные бурки из длинной и прочной черной или белой шерсти андийской породы овец. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей этими бурками. Изготовление бурок - ремесло древнее, известное еще в античное время. Источники упоминают черные бурки как боевое одеяние горцев во времена войн Александра Македонского в Передней Азии. Наибольший спрос и соответственно подъем производства наплечных бурок пришелся на богатый военными событиями XIX в. Тогда же кавказская бурка вошла в моду. Бурки были принадлежностью мужского костюма и важным элементом в ходе сражения: в кавалерии и в пешем бою она играла роль боевого доспеха. Андийцы традиционно считались народом, склонным к коммерции. В год андийцы изготовляли и продавали до 80 тыс. бурок. Свои бурки они сбывали на всем Кавказе и в России. Отдельные коммерсанты скупали бурки у населения и продавали там, где это было выгодно. Предприниматели организовывали производство бурок с использованием наемного труда. С 30-х годов XX в. производство наплечных бурок пришло в упадок в связи с изменениями в моде, падением роли кавалерии в армии и т.д. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в аварском сел. Рахата. Как домашний промысел производство бурок в незначительном масштабе сейчас сохраняется только в андийском сел. Гагатль.

    В сел. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соленых источников, расположенных вблизи села. В незначительном количестве добыча соли продолжается и ныне, благодаря имеющемуся спросу. Жители с. Кванхидатль торговали своей солью; особенно хороший сбыт она имела во времена экономической блокады Дагестана в XIX в., связанной с Кавказской войной.

    Нижнеандийцы (в селениях Муни и Кванхидатль) исторически практиковали специализированное садоводство, продукты которого целиком шли на рынок в обмен на продукты животноводства и земледелия. В селениях Анди и Гагатль функционируют базары. В настоящее время во всех селениях имеются магазины и другие торговые точки.

    Разделение труда . Традиционное половозрастное разделение труда у андийцев сохраняется и в наше время. Земледельческие работы, за исключением пахоты и молотьбы, производят женщины, они заняты молочным хозяйством, промыслами и домашней работой: кухня, уборка, шитье, дети. Женщины также занимаются мелкой коммерцией, их в качестве продавцов и покупателей можно видеть чаще, чем мужчин, на еженедельном базаре. Наиболее тяжелые работы выполняли мужчины: это доставка лесоматериалов, пахота и обмолот урожая, содержание скота и уход за ним на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних участках, перевоз сена и т.д. Состоятельные андийцы нанимали для этих целей сезонных рабочих из соседних аварских селений. По традиции, мужчинам полагалось быть свободными и посвящать свое время военно-спортивным упражнениям, общественно-политическим делам, что объяснялось образом жизни в условиях самоуправления и гражданской общины в прошлом.

    Социальная стратификация . В средневековый период для андийского общества было характерно многоукладное сословное расслоение. Верхний слой состоял из узденских и феодальных родов (рехедол ), среди которых род шамхалов после исламизации в XV в. получил, как и во всем Дагестане, право на управление обществом, правда, утерянное им к XVII в. Наиболее сильным было узденство, делившееся на знатные (по многочисленности, заслугам и богатству) и обычные (простые) тухумы. В XIX в., после присоединения к России, обозначалась служилая и военная знать. Другие слои составляли так называемые переселенцы, которые включались в тухумы и, наконец, вольноотпущенники (лаги ). Сословие лагов в XIX в. претерпело общесоциальную интеграцию, они были полностью уравнены в правах, в чем наибольшую роль сыграл ислам, особенно при имамате.

    Брачно-семейные и родственные отношения . Община (джамаат) подразделялась на несколько (от трех до семи) тухумов, куда входили лица по отцовской линии родства. Тухум делился на меньшие единицы, образуя трехступенчатую иерархию: собственно тухум, группа родственных семей в тухуме - гьакъу и малая семья - хъизан . Родство со стороны матери, сложившееся как отдельная родственная организация - иларигьур , легко прерывается в третьем или четвертом колене. Эти подразделения наряду с квартальными делениями служили источником формирования публичной власти в регуляции семейно-брачных отношений, обладали определенными правами регуляции в хозяйстве и общественном быте. Роль тухумов, "приглушенная" в советский период имеет тенденцию роста в наше время, особенно в формировании выборных органов самоуправления.

    Для андийцев была характерна малая семья. В брак вступали после 15 лет, он был моногамным, хотя допускалась полигамия. Браки внутри тухума разрешались вплоть до кузенов, ограничения существовали лишь для представителей разных сословий и предпочтение отдавали бракам, заключенным в пределах своего селения. В брак вступали сватовством, без брачного взноса. В сел. Анди отдельные тухумы своими постоянными брачными связями образовывали пары, называемые бадисол (букв. "противостоящие"). В приданное девушка получала часть отцовского имения землей и скотом. В советское время после отмены частной собственности на землю эти порядки модифицировались и упростились. Заключение брака ригьин сопровождалось трехдневным свадебным торжеством ловзар , в отдельных случаях организовывали призовые конные скачки. Чаще практиковали упрощенный вариант свадьбы нусгъол без больших торжеств, в кругу родственников и друзей. Иногда случался брак похищением, особенно когда родители не выдавали девушку, или брак "побегом", когда юноша и девушка вступали в брак без согласия родителей. Такие браки вызывали диссонанс в общественной жизни, распри между родами. В отдельных случаях юноша и девушка получали прощение.

    Поселение молодоженов всегда было патрилокальным, т.е. отец выделял сыну комнаты или строил отдельный дом. Как в браке, так и в разводе женщина сохраняла право на часть недвижимой собственности, полученной от родителей как приданное и кебина. Современный семейный уклад видоизменялся, но модернизировался поверхностно. В городе больше перемен, встречаются межнациональные браки. В городах население, особенно молодежь, быстрее приобщается к городскому образу жизни, хотя внутри семьи сохраняются прежние иерархические отношения, послушание и почтение к старшим. При разводе дети оставались в отцовском доме, особенно мальчики. За жизнью детей, подростков и молодежи следило все общество, социализация проходила по схемам, выработанным веками. Начиная с малых лет детей готовили как новую смену, чему посвящались все игры, занятия и обучение.

    Наследование . Имущественное право детей удовлетворялось еще при жизни родителей как соответствующий имущественный выдел для детей во время брачных контрактов. Младший сын оставался у отца и наследовал дом. Если не было детей, имущество наследовалось в тухуме, где последний в линии наследников назывался вахидоб . На следующем этапе имущество переходило в общинную казну или в вакуф. В случае смерти родителей до выдела детей наследовали сыновья по равной доле, дочери (дочь) - половину от доли сыновей (по шариату). Каждый мог также оставить письменное завещание, которое оглашалось в мечети. После национализации земли и создания колхозов правила наследования, касавшиеся земли, перестали существовать, однако сейчас, в период реформ они возвращаются.

    Поселения и жилище . Старый тип андийских поселений был скученным. Каждое селение имело свою территорию, которая делилась на три части: гьон - само поселение, мигъи - пашни, часть сенокосов и бил-алахи , куда включалась часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т.д. В последние 30 лет такое членение нарушено; поселение, распространяясь на свои поля, перестает быть скученным. Поля также частично превращены в приусадебные огороды. Это новая "революция" в поселенческой культуре, протекающая по всему Восточному Кавказу.

    Сел. Муни (более 1000 домовладений) относится к типу таких поселений Дагестана, которые исследователи (Н.Б. Бакланов, Г.Я. Мовчан) называют "единым архитектурным сооружением". Поселение расположено на крутом склоне в четыре яруса, каждый из которых является террасной лентой из примыкающих друг к другу крыш, одновременно служащих дворами домов верхнего яруса. Темные улицы как туннели проходят под этими же крышами. Двухэтажные дома примыкают друг к другу на смежных стенах, нижние этажи - хлева - не всегда имеют перегородочные стены, их крыши подпираются каменными колоннами, арками (реже), столбами. Пространство используется для совместного содержания скота.

    Верхнеандийские традиционные поселения в планировке более свободны: улицы открыты, имеют дворы. Селения спланированы по принципу средневековой городской топографии с четким делением на кварталы, центральной площадью - кав , пятничной мечетью. Каждый квартал имеет свой кав. Верхнеандийские поселения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тамерлана (конец XIV в.) и похода Воронцова (1845 г.). Видимо, по этой причине андийские поселения не сохранили облик средневековых укрепленных поселений с боевыми башнями и крепостными стенами, о чем говорится в источниках.

    Современные жилище и поселение у андийцев, как и во всем Дагестане, испытывают на себе влияние западнокавказского и восточноевропейского свободного планирования с заменой плоских крыш домов скатными крышами из шифера или оцинкованного железа. Для этого региона характерно жилище в один или два этажа с дворами и галереей, нижними этажами или отдельным строением во дворе для скота. Традиционный интерьер андийского жилища имел центральный столб и большой камин - тавхан с элементами декорации из налепной глины. Для посуды использовались встроенные в стены шкафы и ниши. Современный интерьер близок к городскому: комнаты обновляются покупной мебелью, на стенах развешивают ковры. На месте камина - газовые печи (у андийцев-переселенцев) и т.д. В прошлом состоятельные андийцы отводили комнату для гостя. Эта традиция сохраняется и в современном жилище.

    Одежда и пища . Одежда и пища андийцев мало отличается от аварской, но своеобразен традиционный женский костюм. Он состоял из туникообразного длинного платья на кокетке - квано, шараваров - ошхъоги, различной обуви, включая кожаные сапожки. Костюм завершался головным убором - андийским нухту в виде полумесяца, надеваемого "рогами" вниз. Лобную часть чухту украшали ярким золотым шитьем или парчовой тканью, носили чухту до 1930-х годов. Андийки заворачиваются в большое белое покрывало - к Iази , как в плед, обязательный для верхнеандиек; нижнеандийки носили черный платок без чухту.

    Памятники истории и культуры . Андийцам памятны места, где происходили наиболее значительные события их истории. В XVII в. в местности Аху- лаллIи около сел. Гагатль произошла кровопролитная битва между андийским ополчением и отрядами владетеля Турлава, где последний был убит, а его войско разгромлено. Андийцам памятна еще местность Гьимлиру, близ Гагатля, где, согласно историческим преданиям, Тамерлан устроил кровавую расправу над жителями, в том числе малолетними, побежденного гагатлинского хана Ио- лука. Интересный памятник истории и культуры - Мунинская башня, закрывавшая вход в андийский котлован с юга. Памятником, подлежащим охране, является также Буцурха - фундамент крепостной стены, закрывавшей стратегически важный перевал, известный в литературе как Андийские ворота. Здесь сохранились остатки 200-метровой стены с четырьмя башнями и уже уничтоженными (из-за строительства автодороги) остатками основания запирающихся ворот. Дорога андийцам и почитаемая ими культовая вершина Бахаргана. В архитектурном отношении интересны дом Болачевых (XIX в.), Андийская пятничная мечеть (XVIII в.) и Ашалинская мечеть (XIX в.). Необходима государственная охрана сел. Муни как памятника истории, разрушение которого может стать такой же печальной потерей, как потеря селений Гоор, Голотль и других - замечательных образцов поселенческой культуры горцев.

    Религия и просвещение . Андийцы - мусульмане, сунниты. Ислам окончательно утвердился в XIV в., сменив синкретизированную с христианством древнюю религию. Андийцев в доисламский период объединял культовый центр на вершине горы Бахарган с основным верховным божеством Ц Iоб . Во время летней засухи и ныне мужчины и женщины поднимаются на гору Бахарган для совершения обряда дождепрошения, где они устраивают молебни и ритуальные пляски - зикр. Ритуал зикра ввел Кунта Хаджи - высокочтимый религиозный деятель Чечни, живший во второй половине XIX в., родители которого были выходцами из андийского сел. Гунха. Во всех селениях андийцев есть мечети, где основной служитель культа - дибир , а служитель мечети - будун . До 1930-х годов при мечетях функционировали медресе для обучения наиболее одаренных детей. Имеется культ местного святого - зиярат - андийского шейха и ясновидца Умараджи.

    Известен просветитель и религиозный деятель XV в., титуловавшийся как шейхулъ-шуюх , кадий андийского общества Али-Мирза ал Анди, сделавший первую попытку приспособления арабских букв для нужд аварского языка. Известие о нем сохранилось как о составителе завещания Андуника - важнейшего документа по исторической географии средневекового Дагестана. Есть записи о Молла Хаджи Килахъ Султане, который имел свое медресе и обладал титулами, составленными в превосходных степенях: "корона предков, гордость народа, повелитель ученых, предводитель богобоязненных, имам правоведов", как написано на полях книги "Бустан ул-Арифин" Абулайса Самарканди, пере-писанной в медресе Молла Хаджи в 1562 г.

    Конец XIX - начало XX в. ознаменовались новшествами в области просвещения. Так, в 1912 г. в Анди была открыта первая светская школа. Среди получившей светское образование чиновной знати можно назвать наиба полковника Араша, полковника Шамхалова Умахана, ротмистра Алиханова, Магомеда Алганаева. Все они удостоились дворянского титула и царского жалованья. Среди плеяды просветителей начала XX в. выделяются Тажудин Умаханов, Магомед Алиханов, Майрали Идрисов, Рамазан Баязов, Бахтай Шамхалов, Аглар-хан Алиханов (Мамаев), Махулав Шамсуев и др. Они получили традиционное мусульманское образование, которое в советский период было дополнено светскими знаниями, что позволило этим людям много сделать для распространения современной культуры в жизни андийцев.

    В старину преподавание велось сначала на андийском языке и затем, по мере усвоения учащимися наук, - на аварском и арабском языках. В советский период утвердилась новая схема: обучение у андийцев ведется на аварском только до третьего класса, а затем до окончания школы - на русском языке. Реформы предусматривают частичную "коренизацию" этого процесса, а именно включение родного андийского языка как языка обучения с начального этапа обучения. Создан алфавит для андийского письма, появились первые номера газеты "Бахарган" на андийском языке.

    Особое значение андийцы придают поведенческой культуре, близкой этическим нормам северокавказцев. Школьное обучение осуществлялось по всем типовым, а ныне всероссийским программам. В наше время в связи с реформой школьного образования и воспитания делается определенный поворот к этно- педагогике. Сегодня дети обучаются в медресе, колледжах и лицеях в городе, едут на учебу в центр и за границу. Среди современной андийской интеллигенции известны такие крупные ученые, как математик Халид Мухтаров, нейрохирург Рашидбег Умаханов, археолог Хизри Амирханов, специалист в области ветеринарии Висингерей Шамхалов и др.

    В народной медицине андийцев, как и других народов Дагестана и Кавказа, причудливо сочетались древние верования и эмпирический опыт. Считалось, что многие болезни, особенно нервно-психические, посылаются духами, и для их лечения применялись магические приемы. Рациональное лечение базировалось на опыте народа, куда примешивались знания и приемы из лечебников восточной медицины. Особенно эффективно лечили раны и переломы, умели вскрывать черепную коробку. В современном здравоохранении научная медицина занимает основное место. В селениях работают медицинские пункты, в сел. Анди - больница.

    Говоря о духовной культуре андийцев, следует подчеркнуть, что музыкальный фольклор у них своеобразен, но наиболее близок к аварскому. Танцевальное искусство близко к чеченскому. Старинный, уже забытый андийский танец кьибдил имел только ему присущий рисунок.

    Андийцы в Дагестане известны как мастера меткого слова, как люди, которые ценят юмор и сочиняют анекдоты. Считается, что национальный характер андийцев похож на чеченский, с которыми они пребывали исторически в соседстве, родстве и дружбе. Вместе с тем по общественному строю, формам социальной стратификации и самосознанию андийцы сопоставимы прежде всего с обитателями старинных политических центров - Мехельта, Хунзаха, Кумуха, Акуша и др. Наивысшими ценностями для андийцев, как и для других кавказцев, являются общечеловеческие добродетели: верность, правдивость, мужество, обходительность и др. Андийцы ревниво берегли честь рода, равно как и всего общества. Соседи приписывали андийцам хитроумие и заносчивость, говорят, что даже "пеший андиец чувствует себя как бы верхом". Характер - открытый, свободный, речь - громкая. Традиционно они ценят вежливость, уравновешенность, красноречие. Любят беседы и новеллический жанр устной литературы, чеченскую и аварскую музыку, аварскую поэзию. Имеют также собственный фольклор, поэзию, мелодии.

    Коммуникабельность в сфере межэтнических отношений у андийцев, как у торгового в прошлом народа, была и остается высокой. Сами они знали два или несколько языков. Постоянно ездили к соседям, особенно в Чечню, и принимали гостей и торговцев на своем базаре и в своем доме. Гостеприимство и надежность в покровительстве гостям хорошо известна их соседям. Межэтнические связи и общение андийцев в XX в. стали еще более интенсивными, особенно у андийцев-переселенцев, с кумыками, язык которых молодое поколение усваивает еще с детства.

    Примечания

    * "Андия" - обозначение области расселения и политического образования андийцев принятое в старой русской геополитической номенклатуре с начала XIX в.

    Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.148-158.


    Самое обсуждаемое
    Притчи о жизни и смысле жизни Читать притчи Притчи о жизни и смысле жизни Читать притчи
    Игорь востряков - невероятные приключения полковника гаврилова Игорь востряков - невероятные приключения полковника гаврилова
    План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий" Работа с текстом произведения


    top