Беседа «Лекарственные растения» Цель: ознакомление с лекарственными растениями. Задачи. Беседа "о целебных травах" Беседы что такое лекарственные растения

Беседа «Лекарственные растения» Цель: ознакомление с лекарственными растениями. Задачи. Беседа

Татьяна Величко

Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни.

Задачи:

образовательные:

1. Познакомить с лекарственными растениями, растущими у нас на участке (3-4 вида).

2. Учить узнавать и правильно называть одуванчик, подорожник, мяту и ромашку.

3. Расширить знания о пользе растений, их целебных свойствах, о взаимосвязи растительного мира и человека.

4. Познакомить с пчелами – друзьями растений.

развивающие:

1. Развивать внимание, речевую активность, обогащать словарный запас.

2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность.

2. Развивать любознательность.

воспитательные:

1. Вызывать желание участвовать в мероприятии;

3. Воспитывать бережное отношение к растениям, приносящим пользу человеку и животным.

Оборудование:

Краски, карандаши, бумага;

Пластилин;

Картинки - изображения подорожника, ромашки, мяты, одуванчика;

Лейки для полива;

Семена, косточки от ягод.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, объяснение, игра, показ, художественное слово.

Утро.

Игры на развитие мелкой моторики. Конструирование из семян.

Цель: Развивать мелкую моторику, укреплять пальцы рук, развивать зрительно-моторную координацию посредством выкладывания изображения цветка из семян.

Беседа «Необычные травы».

Цель: Рассказать детям о растениях, которые приносят пользу: подорожнике, ромашке, одуванчике и мяте. Познакомить детей с изображением этих растений.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, демонстрация лекарственных растений, растущих у нас на участке.


Дети узнали, что у подорожника – целебные листья: они заживляют ссадины и ранки.

У мяты – полезные листья, стебельки и цветки; настой из них успокаивает.

Одуванчик – кладезь витаминов; используют и листья, и цветки. Из листьев делают салат, а из цветков – даже варят варенье!

Ромашка спасает от простуды.

Дидактическая игра «Кто найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Ход игры: воспитатель называет одно из изображенных на карточках лекарственных растений, например, подорожник. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.


Чтение художественной литературы: (на выбор)

1. Онегов А. С. «Тропинка полевая»

2. Крюкова Т. «Лесная аптека»

3. Анишина Н «Азбука лечебных трав»

Прогулка

Наблюдение за лекарственными растениями на участке.

Рассмотреть внешний вид растений: листья, цветки, стебли; отметить запах. Научить отличать растения друг от друга.

Труд в природе.

Продолжать учить ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю. Формировать желание помогать взрослым в уходе за цветником.

Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к …. (растению) беги»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении растения по названию.

Ход игры: Воспитатель называет лекарственное растение и говорит: «Раз, два, три к. беги». Ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Игра «Семечко, бутон, цветок»

Цель: развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что из семечка вырастает растение, появляется бутон, затем – цветок. По сигналу воспитателя дети превращаются в семечко, затем бутон и цветок.

Семечко - дети сидят на корточках, руками прикрыв колени;

Бутон – дети встают, руки скрещены на груди, голова опущена;

Цветок – дети расправляют руки в стороны, поднимают голову вверх.

Вторая половина дня

Беседа по ОБЖ «Подорожник – первый помощник»

Цель: Закрепить знания о лекарственном растении, рассказать, как можно оказывать себе элементарную помощь.

Самостоятельная художественная деятельность «Нарисуй цветок».

Цель: Формировать интерес к изодеятельности, создать условия для выражения своих впечатлений при создании рисунка. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета.


Коллективная работа «Пчелки – лучшие друзья растений»

Цель: Формировать интерес к лепке. Учить создавать предметы, состоящие из нескольких частей, объединять получившиеся работы в коллективную композицию. Вызывать радость от получившейся работы.


Театрализованная деятельность. Игра – пантомима «Травки - помощники»

Развивать пантомимические навыки, имитацию движений по тексту.

Подорожник

Вырос подорожник,

Листья как ладошки, (Показываем ладошки)

К ранке осторожно (Движения по тексту)

Приложу на ножке.

Одуванчик

Вырос одуванчик (Встаем на носочки, руки вверх)

Желтый сарафанчик (Показываем сарафанчик)

Цветочки и листья

Вылечат быстро. (Большой палец вверх)

Ромашка

На лужок мы пойдем, (Движения по тексту)

И ромашек соберем.

Заварим в чашке

Цветки ромашки.

Выпьем настой,

Простуда – долой.

Мята

Душистая мята

Пахнет приятно. (Нюхаем растение)

Цветочки, листочки (Покрутить кистями рук, развести руки в стороны)

Полезны, ребята.

Может помочь (Имитируем сон)

Спать спокойно всю ночь.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по валеологическому воспитанию в средней группе «Полезные и вредные продукты» Цель: охрана здоровья детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Полезные витамины» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Полезные витамины" Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста "В царстве лекарственных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: - Развивать.

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация - формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье - формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

е ее утешествие будет ь

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел,

дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3.

(Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков - едкая жидкость, она то и жжёт.

Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник) .

Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей

сверху вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

руки в стороны;

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

маленьких детей;

И для мам, и для пап. встать - поднять руки вверх

(2 раза);

Кап – кап – кап! И.П. руки на поясе - имитирующие

движения капель двумя руками

сверху вниз;

Кап – кап – кап!

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни - осенью.

Дети рассказывают и объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу . Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это - растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы - фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование - посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать - каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 - 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия : Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

Цель : уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях .

Задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений .

2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях .

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям .

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те , которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства . Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения ) . Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение . Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение . Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет . Это растение – доктор . Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике : Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся , сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я :

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова) .

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу , по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Физминутка «Распускается одуванчик» .

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут » , тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки) .

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны) .

Листик ярок и зелен, (Качают руки) .

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад) .

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны) .

Даже буря не сломает, (Круговые вращения) .

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону) .

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок) .

Улыбается, звенит, («Фонарики» , повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты) .

Береги его, малыш!

А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

Если кашель вас замучил,

Воспаленные началось,

подружись со мной скорее,

Обещаю все пройдет.

(мать-и-мачеха)

Если случиться тебе простудиться,

Появится кашель поднимется жар,

Придвинь к себе кружку в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

(Шиповник)

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки развешаны на ветке.

(Шиповник)

Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

Листик с глянцем, ягодки с румянцем,

А, сами кусточки - не выше кочки.

(брусника)

Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

Не пустили в огород, от того она и жжет

(крапива) .

Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

Белый щит, на тысяче листьев,

Расту на бугре , помогу в беде

(тысячелистник)

Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.

Выпускает он листы, широченной широты,

Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.

(лопух)

Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений , которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.

На лугу растут ромашка , лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях . Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения . Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

На этом наша беседа заканчивается , спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.

Цель: Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений.

Приходит Буратино.

Здравствуйте ребята! Я тут нашёл такие красивые картинки и принёс их вам показать. Давайте посмотрим! Вот посмотрите. (Показывает картинки с растениями) Что это такое? Правильно, растения. А какие растения вы знаете? Молодцы! Много знаете. А ещё эти растения бывают лекарственные и ядовитые. А вы знаете, какие растения бывают лекарственные? Сейчас я вам расскажу.

Вот это ромашка лекарственная. У неё длинный стебель, листья узорчатые, лепестки белые, а серединка жёлтая. Цветки ромашки заваривают, и пьют тогда, когда простудишься.

А вот одуванчик лекарственный. Он в огороде растёт как сорняк. Посмотрите, стебель длинный и листья длинные резные, а сам цветок ярко – жёлтый. Отварами одуванчика очищают лёгкие, и хорошо влияет на пищеварение.

А вот это подорожник. Растёт он у дороги. Листья у него большие, широкие, а семена идут в стрелку. Применяется он для остановки кровотечения. Свежие листья прикладывают к ушибам, нарывам и разным ранкам, чтобы заживало. А ещё его листья сушат, заваривают и пьют, когда кашель или болит желудок.

А вот посмотрите, какой кустарник. Он хоть и колючий, но очень полезный. А называется шиповник. Его ягоды заваривают и пьют. В нём очень много витамин.

А вот теперь смотрите внимательно и запоминайте. Растения бывают ядовитые. Вот это ландыш. Он хоть и красивый, но очень опасный. Когда он отцветает, то вместо цветов появляются ягоды. Вот эти ягоды и корни ландыша ядовитые. А в медицине используют только листья ландыша, из них делают настойки.

Да ребята в природе очень много растений, которых мы не знаем. Но запомните, ребята такие правила:

Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито;

Нельзя жевать первую попавшуюся травинку;

Придя с прогулки из леса, парка, обязательно вымой руки.

Запомнили, ребята? Молодцы! Теперь я пойду, расскажу другим ребятам. До скорой встречи!

Занятие на тему: «Путешествие в лесу».

Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждое животное приносит пользу. Закреплять умение находить ошибки в небольших рассказах. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Материал: карточки с запрещающими правилами поведения, карточки с загадками, раскраски с животными.

Ход занятия.

К нам пришло письмо из леса. В нём приглашение в лес, но есть одно условие: в лес смогут войти только те дети, которые ответят, как нужно вести себя в природе.

Работа с карточками.

1. В лесу нельзя громко разговаривать включать магнитофон, радио потому, что можно распугать животных.

2. В лесу нельзя разжигать огонь на траве, под деревом, возле кустов, потому что в этом месте не растёт трава семь лет, и могут обгореть ветки.

3. Нельзя рвать цветы в лесу, потому что они могут исчезнуть.

4. Нельзя ловить бабочек и кузнечиков.

5. Нельзя ломать ветки дерева, кустарника, так как они тоже живые и им больно.

6. Нельзя брать из гнезда яйца или птенцов. Они могут погибнуть, так как их мама бросит потому, что от них исходит запах человека. И она их не признает за своих детей.

7. Нельзя выгуливать собак в лесу, они могут поймать обитателей леса.

Вы хорошо справились с заданием. Ведь лес – это большой дом для зверей и насекомых, давайте будем внимательны к природе, и в лесу всегда будет красиво и интересно. В нашем лесу много деревьев отгадайте, о каких деревьях идёт речь:

1. В каждый дом на Новый год к нам нарядная придёт, вместо листиков – иголки, нет прекрасней нашей … (ёлки).

2. Как на свадьбу разодета, в песнях дерево воспето. Не боится вьюг, мороза белостволая … (берёза).

3. Строевой таёжный лес вырос прямо до небес. Высоко стоит, стройная корабельная … (сосна).

4. На ветвях висят серёжки, расстегнулись вдруг застёжки, пух с деревьев закружило, тротуар запорошило на дороги, на поля пух роняет … (тополя).

Посмотрите возле пенька, что-то есть. Если мы разгадаем, кто зашифрован на картонка, то мы узнаем, кто живёт в этом лесу. Раскрасьте животное и расскажите о них.

О внешнем виде,

Где обитают,

Чем питаются,

Какую пользу приносят.

Как вы думаете, есть ли вредные животные. Есть много примеров тому, как борьба с «вредными» животными и растениями оборачиваются новыми бедами («Дети, взрослые и мир вокруг нас»).

Наш общий друг Незнайка тоже побывал в лесу, и послушайте, какой рассказ он сочинил: «Наступила весна и я решил погулять в лесу. Сквозь сухую траву пробиваются грибы на деревьях: соснах, берёзах появляются молодые листочки. В лесу я заметил ежа, который ловко прыгал с ветки на ветку, а не так далеко медведь, готовился к зимней спячке, завидев зайца, лиса забилась под корягу. Воробьи, вороны и сороки возвратились из тёплых стран, чтобы свить гнездо и вывести птенцов. Мне пришлось вернуться домой, так как солнце быстро закатилось, и наступила длинная ночь».

Когда я прочитала рассказ, я поняла, что Незнайка что-то напутал. Если вы были внимательны, найдите ошибки.

Подведение итогов.


Диагностика по ОБЖ №1 (старшая группа)

(составлена на основе бесед)

Фамилия имя ребёнка Возраст Дата ПДД Пожарная безопасность
О светофоре О профессии регулировщика Правила поведения в транспорте Правила поведения на дороге Об устройстве улицы О дорожных знаках О профессии пожарного Опасные электроприборы Поведение во время пожара

Диагностика по ОБЖ №2 (старшая группа)

Фамилия имя ребёнка Возраст Дата Поведение в природе
Безопасность на улице Безопасность в доме Поведение в доме Общение с незнакомцами Служба скорой помощи О грибах Правила поведения на воде Лекарственные растения Бездомные животные Встреча с насекомыми Безопасность на природе

Литература

1. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва «Просвещение» 1998г.

2. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» Москва 2008г.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет» Москва 2008г.

4. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва 2006г.

5. Издательско - торговый дом «Корифей» «Правила дорожного движения» старшая группа занимательные материалы.

6. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Москва 2007

8. Н. С. Голицына, С. В. Люзина, Е, Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников» Система работы Москва 2010г.

9. Н. Острун, А. Киселёв Энциклопедия XXI века «Школа безопасности»

Введение …………………………………………………………..……2

Перспективное планирование ………………………………………..5-8

Правила дорожного движения

Беседа на тему: «Знакомство с улицей»……………………….……....9

Беседа на тему: «Пора не пора – не ходи со двора»………….……....10

Беседа на тему: «Посмотри налево, посмотри направо»…………….11

Беседа на тему: «Правила поведения в транспорте»………………….12

Беседа на тему «Безопасность на дорогах»……….…………….…….13

Беседа на тему: «Регулировщик»………………………………….…..14

Пожарная безопасность

Беседа на тему: «Осторожно – электроприборы!»……………….…..15

Беседа на тему: «Кухня – не место для игр!»……….……………..….17

Беседа на тему: «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»……19

Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»…………………………..20

Беседа на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»…….22

Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Беседа на тему: «Личная безопасность на улице»……………………..23

Беседа на тему: «Если чужой приходит в дом»………………………..25

Беседа на тему: «Запомните, детки таблетки – не конфетки»…………27

Беседа на тему: «Скорая помощь»……………………………………….28

Беседа на тему: «Плотнее кран закрой – осторожен, будь с водой»…..29

Тема занятия: «Сохрани своё здоровье сам»………………..………..29-33

Поведение в природе

Беседа на тему: «Бездомные животные»………………………………..30

Беседа на тему: «Съедобные и не съедобные грибы»…………………..31

Беседа на тему: «Правила поведения на воде»………………………….32

Беседа на тему: «Безопасность на природе»………………..……………34

Беседа на тему: «Встреча с насекомыми»………………………………..35

Беседа на тему: «Лекарственные растения»………………………..……36

Диагностика………………………………………………………………38-39

Литература…………………………………………………………………….40


Самое обсуждаемое
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий" Работа с текстом произведения
Род существительных в русском языке Род существительных в русском языке
Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно


top