Ирина ХАЗАНОВА
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
При объяснении темы «Сложное
бессоюзное предложение» возникает вопрос:
почему все-таки надо ставить такой знак, как
точка с запятой? Часто там, где хотелось бы
поставить запятую, стоит точка с запятой, и
наоборот. Известно, что этот знак имел большее
распространение в XIX веке, нежели в современных
текстах, например, у Пушкина, позднее у Тургенева
и у других авторов. (С самого утра перепадал
мелкий дождик, сменяемый по временам теплым
солнечным сиянием; была непостоянная погода. (И.С.
Тургенев)
Большинство примеров, как и этот,
объясняют следующим правилом: точка с запятой
ставится, если предикативные части отдалены друг
от друга по смыслу или значительно
распространены и имеют внутри себя запятые.
Не всегда убедителен аргумент, что содержание
первой и второй частей, входящих в состав
сложного предложения, различно, отдалено по
смыслу, что обе части довольно независимы.
Возникает вопрос: нельзя ли здесь поставить
точку? Или: почему в аналогичном случае на этом
месте стоит запятая? Но есть и прозрачные случаи,
когда очевидно, что эти части связаны смысловыми
нюансами и должны быть в составе одного
предложения, например: Между тем стемнело;
свечи у него не было, да и в голову не приходило
ему зажигать. (Ф.М. Достоевский
. Преступление и
наказание). Здесь есть и логические отношения
между первой и второй частями, которые
мотивируют их объединение в одно предложение, и
при этом существует их достаточная смысловая
отдаленность друг от друга. К тому же
правомерность постановки именно точки с запятой
подтверждается синтаксически: употреблением
глаголов разных видов – совершенного в первой
и несовершенного во второй предикативных частях.
Важен также и контекст, в котором находится
предложение. К нему следует обращаться, так как
именно он обусловливает выбор той или иной
синтаксической конструкции. Легче объяснить
постановку точки с запятой в предложении с
сильным распространением каждой из частей и
наличием внутри них запятых, например: Селифан
лошадей, однако ж, остановил; впрочем, они
остановились бы и сами, потому что были сильно
изнурены. (Н.Гоголь)
Для объяснения, почему объединены в одно сложное
предложение два или более простых, почему их
нельзя употребить по отдельности, что это
изменит в тексте, можно использовать такие
примеры, из которых следует, что иногда разбиение
сложного предложения на простые ведет к
упрощению или искажению смысла текста. Конечно,
это особенно видно в стихотворных текстах, где
все приемы работают на выражение смысла в
широком понимании этого слова (эмоция,
настроение, образ, информация и т. д.). Возьмем
одну октаву из стихотворения А. С. Пушкина
«Осень».
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Можно сказать, что автор в этом отрывке
пишет о том состоянии природы осенью, когда она
почти подчинилась зиме и уснула. Тайна перехода
от жизни ко сну становится предметом
изображения, и из этого процесса также не
исключена и жизнь человека, она находится в
контексте происходящего.
Октава состоит из двух предложений. Первое
предложение посвящено тому, что можно считать
связанным со сном, смертью природы. Это
наступающее и наступившее состояние
подчеркивается и лексическими средствами:
повторяется дважды усилительная частица уж
(уже)
. Следственно-временные отношения
выражены бессоюзными сложными предложениями с
тире; достаточно независимые смысловые
отношения и синтаксический параллелизм этих
частей позволяет их отделить друг от друга
точкой с запятой. Содержание следующего
предложения находится как бы в сопоставительных
отношениях с первым, ведь речь сначала идет о том,
что в природе еще
есть живое, но этой жизни
очень мало, и она обречена: Но пруд уже застыл
.
Заканчивается описание природы, далее на фоне
этой картины следует описание поведения
человека, поэтому здесь нет точки, а стоит точка с
запятой. Ради сопоставления этих моментов в
жизни природы вся октава состоит только из двух
предложений, а пунктуация внутри них помогает
логическому развитию этой мысли. Надо отметить,
что вторая октава построена точно так же:
смысловое сопоставление выражается с помощью
тех же синтаксических и пунктуационных средств,
и логика развития темы та же. Жизнь человека
включена в этот мир природы, поэтому переход к
описанию поведения человека оформляется не
отдельным предложением, а точкой с запятой.
Интересно, что третья октава заканчивается
некоей шутливой сентенцией, которая оформляется
как отдельное предложение.
Такого рода примеры могут помочь понять, что
пунктуация теснейшим образом связана с
содержанием предложения и иногда даже шире – с
содержанием абзаца. Интересные примеры
привлекают внимание к материалу и помогают
овладевать новыми синтаксическими
конструкциями.
Тренировочный материал
1. Илюша у него учится; полтора целковых за урок плачу.
2. Он взял его к себе в секретари; в этом и вся его должность.
3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи; как будто для тебя его и построили.
4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней.
5. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
6. Боялся он погони, боялся, что через полчаса, через четверть часа уже выйдет, пожалуй, инструкция следить за ним; стало быть во что бы то ни стало надо было до времени схоронить концы.
7. Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом.
8. Но довольно; два листа кругом уписала, и места уж больше не остается; целая наша история; ну да и происшествий-то сколько накопилось!
9. Он бросил скамейку и пошел, почти побежал; он хотел было поворотить назад, к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел, куда глаза глядят.
10. Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно.
11. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась.
12. Ключи он тотчас же вынул; все, как и тогда, были в одной связке, на одном стальном обруче.
13. Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка.
15. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо.
16. Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал.
(Ф.М. Достоевский)
Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, части которого связываются при помощи интонации. На письме предложения в составе БСП могут отделяться запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием. Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении обычно зависит от значения и соотношения его частей.
Таблица Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знак препинания | В каком случае ставится | Какими союзами или союзными словами можно проверить | Примеры предложений |
Запятая | Части БСП связаны отношением перечисления (одновременности или последовательности) | и | Во дворе стояла большая будка, возле нее дремал хозяйский пес. |
Точка с запятой | Части БСП распространены или отдалены по смыслу | и | Желтые листья срывались с деревьев; ветер поспешно подхватывал их на лету и, роняя некоторые на тропинку, уносил к реке. |
Двоеточие | Второе предложение имеет значение причины | потому что | Ане пришлось отвлечься от работы: в дверь позвонили. |
Второе предложение объясняет первое
(+ если в первой части употреблены слова так, таков, такой, одно ) |
то есть, а именно | Он заметил интересную вещь: на всех картинах был изображен один и тот же дом. | |
Второе предложение дополняет первое | что | Маша решила: завтра она точно не опоздает | |
Тире | Части БСП противопоставлены по смыслу | а, но | Весна сажает – осень собирает. |
Первое предложение указывает на время или условие | когда, если | Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше. | |
В БСП есть сравнение | словно, будто | Крикнет – гром в небе разразится. | |
Второе предложение указывает на следствие | так что, вследствие чего, поэтому | Витя забыл дорогу – ребятам пришлось ориентироваться по солнцу. | |
Второе предложение имеет присоединительное значение | такой, так, таков, это (обычно употребляются во второй части) | Нужно всегда проверять написанное – так нас учили в школе. | |
Второе предложение указывает на неожиданную смену событий | и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг | Катя открыла окно – в комнату залетел взъерошенный воробей. | |
Запятая с тире | Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово | – | Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде. |
Различайте пунктуацию в БСП со значением перечисления и в БСП со значением неожиданной смены событий. Если в речи предложение произносится с интонацией перечисления, оно пишется с запятой. Если интонационно между частями БСП делают паузу – оно пишется с тире. Примеры : Молния ударила в старый дуб, (и) дерево загорелось. Молния ударила в старый дуб – (и вдруг) дерево загорелось.
В школе знаки препинания в бессоюзном предложении изучаются с 9 класса.
- Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели
(Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев
(Тургенев); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шумa
(Чехов); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера
(Горький).
Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).
- Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари
(Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши
(Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их
(Горький).
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).
Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).
§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей
(Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее
(Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза
(Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит
(Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые
(Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости
(В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда
(В. Панова);
2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;
3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться
и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами
(Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки
(Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц
(Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…
(Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом
(Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар
(В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала
(Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах
(В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;
4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку
), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного…
(Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр
(Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал
(Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо
(Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто
(Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука
(Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку
(Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений
(Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко
(Шишков);
5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
(Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился?
(Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула?
(Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
(Симонов).
§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);
Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);
8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).
Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .
При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).
Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).
1. Если предикативные части бессоюзного сложного предложениия близки между собой по смыслу , то между ними ставятся запятые : Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Л.); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (Т.); Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад, по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С. Щ); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Ч.); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (М. Г.); Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Фед.).
Не разделяются запятыми части в не являющихся бессоюзными сложными предложениях следующего типа (произносятся в быстром темпе): Смотри тебе попадёт; А он смотри какой важный!; Смотри не прогадай — в них слово смотри выступает в роли частицы. То же в предложениях типа Хочешь покажу; Хочешь принесу. Но: Хочешь, принесу? — при расчлененном произношении и вопросительной интонации.
2. Если два простых предложения с союзом и между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением, то они приравниваются к однородным придаточным частям сложноподчинённого предложения и запятая между ними не ставится: Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление. [См. § 30 ]
Если рассматривать слово кажется как вводное, то запятая перед и тоже не ставится, чтобы показать отнесенность вводного слова к обеим частям сложносочиненного предложения.
В связи с возможностью различной трактовки синтаксической роли слова кажется, в сложных предложениях, в которых перед кажется стоит союз и, наблюдается двоякая пунктуация, а именно:
2) если рассматривать кажется как первую часть последующего бессоюзного сложного предложения, связанного с предшествующим предложением союзом и, то запятая после и не нужна: Задача представляется несложной, и кажется, так оно и есть на самом деле.
3. Если между двумя частями бессоюзного сложного предложения находится вводное слово, то иногда в качестве дополнительного знака ставится тире , чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть добавочный, пояснительный характер второй части: Где-то стучит мотор, — видимо, поблизости находится мастерская (Баб.); Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, — должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.). [Ср. § 25, п. 10 .]
4. Точках запятой ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:
1) если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Л.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.); Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Т.); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М. Г.);
2) если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Т.); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Н.);
3) если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями предложения, соединенными без союзов, ставится точка с запятой , а между частями, связанными союзом, — запятая ): Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (П.); Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание (Л.); Прошла беда; крестьянин встал, и он же батрака ругает (Кр.)» Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Т.); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.).