Что означает термин государство. Происхождение термина «государство». Формы правления и государственного устройства

Что означает термин государство. Происхождение термина «государство». Формы правления и государственного устройства

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.

Наиболее характерные черты Г.: а) наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Низшим звеном аппарата служит государственный орган; б) наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение; в) разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду. фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Жители, проживающие на территории Г., независимо от производственных связей являются либо гражданами (в условиях республики), либо подданными (в условиях монархии), либо лицами без гражданства или иностранцами, подпадающими под юрисдикцию Г., под действие его законов; г) вся территория Г. разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но назначение их и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории; д)суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. А во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находит свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. В нем же выражается способность Г., независимо от других Г., формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. В мире всегда существовали и существуют Г. с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается. а фактически в силу распространения влияния других Г., диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне Г. со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета допускается самим Г. по взаимной договоренности с другими Г., например, ради достижения определенных, общих для них целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также, когда Г. объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации; е) займы и налоги. Первоначально они необходимы были лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на осуществляемые Г. различные программы: образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные; ж) каждое Г. выделяется своими символами, атрибутами (гимн, флаг и др.).

История Г. и теория его происхождения. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся Г.. возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на Востоке(Египет); рабовладельческие Г. Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы - Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем - капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория XX в. добавляет сюда еще один исторический тип - «социалистическое Г.».

В первых известных истории цивилизованных обществах - Египте, Древнем Вавилоне - Г. существовали уже к III в. до н.э. Рабовладение в них не играло существенной роли. хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних Г. (в частности, городов-Г. Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родоплеменной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу Г., контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом. Такой способ организации Г. в фактически бесклассовом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «азиатским способом производства», рассматривая его как один из вариантов возникновения Г.

Процесс образования Г. у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское Г.).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с Г. Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н.э.) и Рима (с VIII в. до н.э.). Эпоха классической Греции приходится на VI - IV вв. до н.э., а римское Г. наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в. до н.э. - I в. н.э.).

Средневековая история Г. Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных Г. (Франция, Италия, германские королевства и др.). Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в.) и его преемника князя Олега. В XII в. образовалось русское централизованное Г.

В эпоху нового времени, начало которой положила Английская буржуазная революция 1640-1653 гг., происходит превращение феодальных государств в буржуазные, капиталистические. В Европе этот процесс закончился в XX в. В 1917 г. на месте Российской Империи возникло первое социалистическое Г. К концу 70-х гг. число таких Г. достигло 15. После демократических преобразований конца 80-х - начала 90-х гг. сохраняются только 4 социалистических Г. (КНР, Вьетнам, КНДР, Куба).

В теории Г. и права существует множество разнообразных концепций происхождения Г. Авторы естественно-правовой теории (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что Г. предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Г. в их трактовке - порождение воли народа, изобретение человеческого разума.

Органическая теория возникновения Г. (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и Г. - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне Г. невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Спенсера, Г. появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение Г. привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Г., по их определению, - результат борьбы классов, возникающих в ходе общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. «Самой чистой», классической формой возникновения Г. Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где оно появилось «непосредственно из классовых противоречий». Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основная функция Г. - закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда трактовка Г. как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа Г. в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают Г. так называемого «азиатского способа производства», которые по своим признакам не соответствуют определению классового Г.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества - бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства - земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества - пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм в соответствии с ленинской теорией посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество в соответствии с теорией марксизма-ленинизма - это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого - уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем «принадлежат трудящимся», т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом «от каждого - по способностям, каждому - по труду».

Делая упор на роль классов в возникновении Г., Маркс и Энгельс оставляли как бы «за рамками теории» ими же самими описанный «азиатский способ производства», который, по сути дела, представляет собой альтернативный классовому способ становления Г. Кроме того, в некоторых ранних Г. критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдержало испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить «слабое звено в цепи империализма» в «общество всеобщего благоденствия». Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения «всеобщего блага». В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы Г., которые будут существенно отличаться от известного нам социализма. Как справедливо замечает российский ученый В.А. Четвернин, «по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых».

В определенной степени позиции марксизма нашли отражение в концепции, связывающей возникновение частной собственности, классов и Г. с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция получила название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что Г., возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Следует упомянуть также о взглядах немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), утверждавшего, что Г. не только обладает монополией на физическое насилие, но и является единственным источником «права» на насилие. Капитализм - с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным производством и т.п. - Вебер считал наиболее разумным и жизнеспособным способом организации экономики.

Автор психологической теории возникновения Г. российско-польский социолог Л. Петражицкий определял общество и Г. как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение Г. в этом случае - следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».

От понятия «исторические типы Г.» следует отличать понятия «формы организации государственной власти» (монархия, республика) и «политический режим Г.» (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

Г. в конституционном праве понимается как социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью. В зависимости от формы государственного устройства Г. может выступать как единое целое (унитарное Г.) либо как совокупность частично суверенных Г.. составляющих вместе суверенное Г. - федерацию.

Конституционный статус (характеристика) Г. - наиболее концентрированное выражение принципов, на которых, по воле конституционного законодателя, должно зиждиться данное Г. Как правило, характеристика Г. содержится в первой статье конституции и включает в себя такие определения (или некоторые из них), как «независимое», «суверенное», «демократическое», «правовое», «унитарное» («федеративное»), «социальное», «светское», «единое и неделимое», а также указание на форму правления («республика»). Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) или «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая Республика, построенная на началах правового, светского государства» (п. 1 ст. 1 Конституции Кыргызстана). Содержание названных характеристик (принципов Г.) раскрывается более или менее подробно в тексте конституции и иных конституционно-правовых актах, а также в конституционно-правовой и общеправовой теории (см. Правовое государство. Светское государство, Социальное государство, Федерализм).

Конституционная характеристика Г. при всей ее лаконичности и кажущейся на первый взгляд стандартности на самом деле расставляет весьма существенные акценты, отражающие специфику данного Г. Так, в странах, где есть проблемы с территориальной целостностью (Молдова, Грузия и др.), определение Г. включает в себя указание на «единство и неделимость» или нечто аналогичное.

В конкретных правовых отношениях Г. выступает как совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектурами, комиссарами и т.п.).

Г. в международном праве. Г. - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти). Основное качество Г., характеризующее его как субъекта международного права, - государственный суверенитет.

Первичность Г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность. С другой стороны, Г. сами могут создавать производные субъекты международного права - международные организации. Как первичный субъект Г. обладает универсальной международной правоспособностью. Именно Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же созданными принципами и нормами международного права. Современная доктрина международного права выделяет следующие основные права Г.: право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных иммунитетов, равноправие с другим Г., право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения. Основные обязанности Г.: воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела другого Г., уважать права человека, устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру; решать свои споры с другим Г. мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости другого Г., или иным образом, несовместимым с международным правом; воздерживаться от оказания помощи другому Г., которое нарушает предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения; добросовестно выполнять свои международные обязательства. Для международного права определенное значение имеет деление Г. на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Г. - субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений. В этих правоотношениях обладает особой целевой правоспособностью, которая в чем-то шире, а в чем-то уже, чем у физических или юридических лиц. Некоторые права могут принадлежать только Г., например приобретать имущество умерших, не имеющих наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В отличие от других субъектов гражданского права может иметь в собственности любое имущество, в том числе и исключенное из гражданского оборота. В то же время Г. не вправе, например, передавать имущество по наследству, иметь свое фирменное наименование. Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Помимо количественных имеются и качественные различия. Г. участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Отличительное свойство Г. как субъекта гражданских правоотношений - его суверенность (т.е. неподвластность кому бы то ни было). С этим свойством связан, например, иммунитет Г. во внешнеторговом обороте (см. Иммунитет государства).

Неполное определение ↓

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь».

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с. 446, 448).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления - государство, власть и политика отождествляются.

Как же определялось государство на различных этапах его развития?

Один из величайших мыслителей античности, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), считал, что государство - «самодовлеющие общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) определял государство через общее благо, которое должно получатся от выполнения реальных государственных интересов.

Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588-1697), сторонник абсолютистской власти государства - гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

По-разному понималось государство и в более поздний период вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе, например, оно определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других - как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих - как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович).

Крупный правовед Н.М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Хвостов писал, что государство - «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Термин «государство» обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. Государство - это форма власти. Государство - это социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

В настоящий момент не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство».

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:

  • · теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
  • · классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);
  • · юридический (государство - юридическая персонификация нации);
  • · социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);
  • · кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.

Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.

Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является «совместное поселение» людей, которые «испытывая нужду во многом, собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».

Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: «Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно».

Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».

Русский ученый И.А. Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

  • 1) совокупность человеческих индивидов;
  • 2) определенную территорию;
  • 3) суверенную власть;
  • 4) правительство.

«Под именем государства, - писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Ф.Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Наиболее точное определение государству по моему мнению дал Ф. Энгельс: «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Я считаю, что форма этой машины бывает различна. В рабовладельческом государстве мы имеем монархию или аристократическую республику. В действительности формы правления бывали чрезвычайно разнообразными, но суть дела оставалась одна и та же: рабы не имели никаких прав и оставались угнетенным классом, они не признавались за людей. Тоже самое мы видим в крепостном государстве.

Перемена формы эксплуатации превращала рабовладельческое государство в крепостническое. Это имело громадное значение. В рабовладельческом обществе - полное бесправие раба, он не признавался за человека; в крепостническом - привязанность крестьянина к земле. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло и самое понятие - крепостное право. Крестьянин мог работать определенное число дней на себя на том участке, который давал ему помещик; другую часть дней крепостной крестьянин работал на барина. Сущность классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Полноправными могли быть только помещики, крестьяне считались бесправными. Их положение на практике очень сильно отличалось от положения рабов в рабовладельческом государстве.

Пока не было классов - не было и этого аппарата. Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появлялся и особый институт - государство.

Именно такого мнения я придерживаюсь, поэтому и отдаю предпочтения трудам Ф. Энгельса.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще», видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть.





Основные функции (задачи государства) Внешние Участие в решении глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Обеспечение народовластия Защита конституционного строя Обеспечение правопорядка и законности Консолидация общества Экологическая







Форма правления Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается по наследству Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти



Самая древняя форма правления – монархия. До начала Нового времени подавляющее большинство государств было монархическими. В конце XVIII – XX в. Многие монархии уступили место республиканской форме правления. Большинство европейских стран сегодня – республики.


Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству. Система наследования персональная – трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. семейная – монарха выбирает сама царствующая семья или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии


Монархия Абсолютная (неограниченная) монархия Вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным Ограниченная (конституционная, парламентская) монархия Власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др. Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония и др. Дуалистическая монархия Переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Иордания, Марокко, Непал




Нетипичные монархии Выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов) Коллективная в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров) Патриархальная монархия в Свазиленде (король – вождь племени) Теократия – форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является и светским главой государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней)


Виды монархий и их признаки Линия сравнения Парламентская (конституцион- ная) Абсолютная Дуалистическая 1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту 2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически - правительство 3. Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов 4. Ответственность правительства Монарх Перед парламентом


Виды монархий и их признаки Линия сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская (конституцион- ная) 5. Право роспуска парламента -- (парламент отсутствует) У монарха (неограничен- ное) У монарха (по рекомендации правительства 6. Право veto монарха на решения парламента -- Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется 7. Чрезвычайно- указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется 8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико- британия, Дания, Испания, Нидер- ланды, Япония


Президентская Президент наделен большой властью: совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием и всеми гражданами Парламентская Ведущий орган власти избирается гражданами, парламент формирует правительство, отчитывающееся перед ним Смешанная полупрезидентская Власть президента значительна, но формирование правительства проходит с участием парламента Республика США, страны Латинской Америки, Португалия Индия, Италия, ФРГ, Швейцария, Венгрия Австрия, Россия, Франция


Различия парламентской и президентской республик Президентская ПарламентскаяСмешанная Президент (глава государства) избирается населением Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства – президент Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении) Глава правительства – премьер-министр Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом Правительство несет ответственность перед парламентом







Государственное устройство Федерация – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация – союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью


Государственное устройство Федеративное (федерация) Конфедеративное (конфедерация) Унитарное Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др. Содружество независимых государств (СНГ), Европейский Союз (ЕС) Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.


Федерация (от лат. foedus – союз, договор) Устойчивый союз административно- территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, часто граждане субъектов федерации обладают правом на двойное гражданство


Унитарное государство (от фр. unitare – единый) Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система


Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, сообщество) Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы

Определения такого понятия, как «государство» очень много.

Ученые в течение многих столетий формировали правильное объяснение, хотя единого значения до сих пор не существует.

Держава отвечает за обеспечение народного блага и сохранение внутреннего порядка.

Вконтакте


Различные авторы и словари дают следующие определения:
  • Это общественная организация, объединенная общей культурой, языком, обычаями и традициями. Это общество расположено на определенной территории, имеет внутренний и внешний суверенитет, систему самоуправления.
  • Политически-социальная организация, которая существует для регулирования отношений между населением.
  • Ядро социальной и политической системы, которое управляет жизнью людей и регулирует их взаимоотношения.
  • Страна вместе со своим населением, проживающим на ее территории.
  • Форма организации общественной системы, базирующаяся на основе механизмов принуждения и управления. Она устанавливает порядок правовых отношений и обладает суверенитетом.

Признаки государства

Ученые выделяют несколько следующих признаков:

Теории происхождения

Существует несколько теорий о происхождении держав, но ни одну из них нельзя считать единственно правильной. Причин появления такого образования, как государство, достаточно много. Первыми возникли страны Древнего Востока - сейчас это территории современных Египта, Ирана, Китая и Индии.

Наиболее известные теории:

  • Теологическая - основывается на религии . В основе этой теории лежит создание государства по воле Бога. Народ считал, что императоры - властители стран - получили свою власть непосредственно по божьей воле.
  • Патриархальная - в ее основе лежит семья . Считается, что страна образуется из семьи, а власть правительства берет основу из власти главы семейства - отца. Так как люди могут существовать только в коллективе, то они стремятся создать семью. Разрастание семейств и привело к образованию государства. Как отец стоит во главе всего семейства, так и патриарх управляет своими подданными.
  • Теория насилия связана с политическими и военными факторами . Согласно этой доктрине, страны образовываются не по причине социально-экономического развития народов, а из-за войн. Завоевания и порабощение племен, насилие привели к созданию стран.
  • Теория общественного договора - государство основалось по соглашению между людьми . В этом случае население частично отказывается от своих интересов в пользу страны, которая будет обеспечивать его права с помощью власти.
  • Материалистическая теория - связана с разделением общества на классы . После появления частной собственности население начало делиться на сословия и классы, между которыми возникали противоречия. Государство возникло как сила, которая контролирует жизнь сословий и решает возникающие конфликты.
  • Расовая теория утверждает , что страны образовались вследствие разделения людей на группы по признакам расы: язык, цвет кожи, традиции, обычаи. В последние годы эту теорию считают псевдонаучной и отожествляют с расизмом.
  • Органическая - основывается на сравнении государства с организмом . Страна, как и любое живое существо, рождается, развивается, стареет и умирает.
  • Ирригационная теория . В ее основе лежит внедрение ирригационного земледелия, которое использовали на территориях с засушливым климатом. В связи с этим появляется необходимость организации работы коллективов, что приводит к появлению властвующей верхушки. Первые государства на основе этой теории образовались на востоке.

Государственные функции

Любое государство осуществляет деятельность, связанную с суверенной властью.

Древние страны выполняли несколько функций, связанных с управлением обществом и хозяйством, охраной территории и собственных границ от нападений врагов, защитой властвующей верхушки и подавлением бунта подчиненных. Современные суверенные территории выполняют намного больше функций.

Главной функцией каждой страны является обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на его территории. Другие функции государства делятся на внутренние и внешние.

Внутренние

  • Политическая - обеспечивает выполнение задач по развитию населения, политической стабильности на мировой карте.
  • Правовая - держава устанавливает правовые нормы и законы, с помощью которых регулирует отношения между населением, обеспечивает защиту прав и свободы каждого гражданина.
  • Образовательная - это обеспечение равного доступа всего населения к возможности получения образования.
  • Организаторская - контроль деятельности всех субъектов политической власти, регулирование законов, упорядочивание власти внутри страны.
  • Культурная - отвечает за духовное развитие народа, гарантирует свободный доступ к информационному пространству для удовлетворения культурных запросов населения.
  • Экономическая - создание и деятельность кредитной и налоговой политики, координация экономических процессов, контроль выплаты налогов и материального обеспечения граждан.
  • Экологическая - функция, которая обеспечивает населению здоровую среду для проживания, устанавливает правила использования природных ресурсов.
  • Социальная - обеспечение равенства между разными сословиями населения, защита тех категорий народа, которые сами не могут гарантировать себе нормальное существование. Эта функция отвечает за солидарные отношения внутри общества.

Внешние

  • Функция выгодного сотрудничества - любое государство сотрудничает с другими странами в экономической, культурной, социальной и политической сферах таким образом, чтобы выгода была взаимной.
  • Обеспечение национальной безопасности - власть отвечает за сохранность территории государства, гарантирует его безопасность и сохранность жизни населения, поддерживает необходимый уровень военной обороны страны.
  • Функция поддержания мирового порядка - каждая страна участвует в организации и развитии международных отношений, решении глобальных мировых проблем. Государства осуществляют деятельность, которая касается сокращения числа военных конфликтов.
  • Внешнеполитическая функция - между всеми странами развиваются дипломатические отношения, заключаются международные соглашения и договоры. Державы участвуют в мировых организациях.

В истории государство как термин объясняется как социальная организация, которая обладала бесконечной властью над населением, проживающим в границах ее территории. Государство отвечает за обеспечение народного блага и внутреннего порядка.

Что свойственно любому государству? В каждой стране власть разделяется на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Власть верховенствует над всеми организациями и гражданами страны, она является независимой и самостоятельной среди других держав. Именно держава представляет интересы своего народа на мировой политической карте.

Краткое описание признаков государственной власти:

  • Суверенность - страна имеет неограниченной властью над населением и организациями, которые осуществляют свою деятельность в пределах государственных границ.
  • Принудительность - в пределах страны государственная власть имеет право принуждать субъекты к соблюдению законов и правил. При необходимости применяется деятельность специализированных органов в соответствии с установленным законодательством.
  • Всеобщность - это слово означает то, что власть державы распространяется на всю ее территорию и выступает от имени народа.

Государства считаются признанными в том случае, если они входят в состав Организации Объединенных Наций или имеют возможность стать ее членами. На сегодняшний день в таблице всех держав таких стран насчитывается более двухсот.

Остальные территории не могут быть признаны государствами по таким причинам:

Держава как политический институт обеспечивает безопасную жизнь населению, а как организационная структура вступает во взаимоотношения с другими политическими субъектами. Состав державы - системы социального обеспечения граждан, суды, армия, органы местного самоуправления - финансируются населением страны путем налогообложения и отвечают за организацию социальной жизни народа. читайте у нас на сайте.


Самое обсуждаемое
Доклад: Церковная музыка Доклад: Церковная музыка
Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин
Самые интересные мифические создания Самые интересные мифические создания


top