Десять великих женщин-философов. Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии

Десять великих женщин-философов. Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии

Особое место в общемировой философии занимает женская философия. В списках знаменитых философов женские имена практически не встречаются, но их вклад в развитие науки является достаточно большим и значимым, чтобы выделить для него отдельную нишу.

Особенности женской философии

Женская философия не может быть похожей на философию мужчин. Физическая и психическая разница между полами формирует у женщин особый подход к осознанию себя, своего места в мире и главных жизненных ценностей.

Главные ценности женщины

Основная потребность для каждой женщины - ощущение себя любимой и желанной. Гендерная роль предписывает ей стремиться к созданию семьи. Именно внутри семьи реализуется потребность в принятии. Забота о семье и муже позволяет чувствовать себя нужной.

Большинство женщин, среди своих основных ценностей, выделяют:

  • любовь;
  • материнство;
  • красоту;
  • здоровье;
  • финансовую стабильность;
  • самореализацию.

Мужчины в аналогичном опросе на первое место ставят финансовое благополучие. Эта разница обусловлена отличиями межполовой психологии. Однако в современном мире, строгие рамки социальных ролей стремительно стираются. Изменения в социальной политике позволяют женщинам одновременно играть свою традиционную роль и примерять на себя мужскую, становясь главным добытчиком в семье. Такие изменения, влияющие на саму основу взаимоотношений, становятся главной темой современной женской философии.

Особенности женского взгляда на мир

В течение жизни женщина выполняет разные социальные роли, которые влияют на ее мировоззрение и формируют личность. К ним относятся:

  • дочь;
  • сестра;
  • жена;
  • мать;
  • ученица;
  • работница;
  • подруга.

Переходя с одной ступени развития на другую, женщина получает жизненный опыт, который влияет на ее отношение к миру, своей жизни, жизненной цели и другим ключевым вопросам.

Поскольку долгое время роль женщины в социуме была пассивно-наблюдательной, это не могло не отобразиться на ее взглядах. В противовес мужчинам, культивирующим идеи активного исследования мира и преобразования его под свои нужды, женщины чаще занимают позицию немого созерцателя. В этом случае, невмешательство в процессы изменения общества позволяет взглянуть вглубь и разобраться в сути явления. На основании таких наблюдений часто рождаются новаторские идеи, которые в свою очередь позволяют влиять на социум ненасильственными методами.

Женщины и красота

В течение всего времени развития человеческой цивилизации, формировались и закреплялись стереотипы о красоте, как основной женской ценности и призвании. Стандарты красоты изменяются под влиянием политической и социологической ситуации в мире, но потребность в идеале остается неизменной.

Красота как оружие

Философии о женщинах характеризуется тем, что мужчины и женщины имеют разные варианты развития личности и разное предназначение. Особенность социальной роли мужчины - быть добытчиком и защитником. Женщине отводится роль хранительницы очага. Мужчина завоевывает и доминирует в отношениях, а женщина уступает и находится под его защитой.

Если оружие мужчины - его физическая сила, финансовая состоятельность и высокий статус в обществе, то оружие женщины - ее внешность. С помощью красоты она может добиться более высокого положения, получить различные привилегии.

Красота как ценность

В основе взаимоотношений находится идея о единении двух противоположностей. Сильный активный мужчина и слабая пассивная женщина вместе создают гармоничный союз. Чтобы получить возможность для создания союза (в понимании современного общества - нуклеарной семьи), женщина должна обладать необходимыми качествами. Одно из них - физическая красота.

Модельная внешность является главной ценностью для женщины любого возраста, национальности и социального статуса. Потеря красоты вследствие несчастного случая, заболевания или в силу возрастных изменений в организме может стать причиной апатии, депрессии и даже самоубийства. Поэтому один из ключевых вопросов женской философии - концепт красоты и ее роль в жизни женщины.

Миф о красоте

Современное восприятие красоты претерпевает серьезные изменения. Икона феминизма третьей волны Наоми Вульф в своей знаменитой работе «Миф о красоте» рассматривает красоту, как социальный конструкт, созданный в рамках патриархата. Патриархат или власть мужчин - это особенность мироустройства, при которой принадлежность к мужскому полу наделяет человека особыми правами от рождения. Принадлежность к женскому полу обязывает к роли подчиненного. Одна из обязанностей подчиненной женщины - быть красивой.

Стандарты красоты формируются таким образом, чтобы их невозможно было достичь. Естественные особенности внешности объявляются нежелательными и вредными. К ним в разное время относились или относятся: волосы на теле, форма губ, структура волос, вес, рост и другие характеристики тела.

Стремясь достигнуть идеала, женщина должна тратить огромные суммы денег, ограничивать себя в еде, причинять серьезный вред здоровью. Поскольку многие врожденные особенности физиологии изменить невозможно, идеал красоты остается недостижимым. Это заставляет женщину страдать и чувствовать себя неполноценной. «Миф о красоте» утверждает, что женщины могут стать счастливыми только когда откажутся от стремления к навязанному идеалу и осознают, что их ценность не определяется только внешними данными.

Знаменитые женщины философы

Несмотря на запрет на образование, недостатка в женщинах-философах нет. Даже во времена античности были знаменитые мыслительницы, которых уважали их современники. В список основоположниц женской философии входят:

  1. Ханна Арендт. Еврейка, вынужденная бежать из Франции и нашедшая убежище в Америке. Написала несколько работ о политическом устройстве. В своих книгах рассматривала особенности тирании, как формы власти и стремление людей к тоталитаризму.
  2. Филиппа Фут. Занималась исследованиями вопросов этики. Преподавала в Оксфорде, работала со многими современными философами. Ее эссе «Добродетель и пороки» считается классикой современной философии.
  3. Элизабет Энском. Занималась исследованием многих отраслей, включая этику, логику, лингвистику и метаэтику. Знаменитой ее сделала серия статей «Интернациональность», рассматривающая моральные устои, определяющие намерения и поступки человека. Ввела в философский дискурс термин «консеквенциализм».
  4. Мэри Уолстонкрафт. Английская писательница и философ. Выступала за свободный доступ женщин к образованию, за что ее можно считать одной из основоположниц феминистской философии. Помимо политической и социальной литературы писала художественные книги, в том числе, детские. Ее дочь также стала писательницей, она - автор романа «Франкенштейн».
  5. Гипатия Александрийская. Дочь философии Теона, последовательница взглядов Платона и Аристотеля. Она была влиятельным политическим деятелем своего времени и знаменитым философом. Преподавала философию, математику и астрономию, после смерти отца руководила его школой. Внесла большой вклад в развитие схоластики.
  6. Анна Дюфурмантель. Французский философ, исследовала философию риска. Написала 30 книг, наибольшую известность ей принесла работа «В защиту риска». В ней писательница рассматривает риск, как необходимую мотивацию к развитию.
  7. Гарриет Тейлор-Милль. Основоположница британского феминизма. После смерти своего первого мужа вышла замуж за философа и единомышленника Джона Милля, вместе с ним изучала социальную роль женщины в обществе. На основе ее эссе, Милль написал свою работу «О подчиненности женщин», которая стала одной из первых официально опубликованных книг о феминизме.
  8. Кэтрин Гинес. Преподаватель Пенсильванского Университета, исследует Африку и особенности «черного» феминизма. Основала коллегию «Черных женщин-философов». Критиковала феминистские идеи Бувуар за недостаточную инклюзивность. По мнению Гинес, помимо патриархата, главной проблемой чернокожих женщин по-прежнему остается расизм и это необходимо учитывать.
  9. Симона де Бувуар. Одна из основоположниц «белого» феминизма. Автор нескольких десятков книг, из них наиболее известна «Второй пол». В ней писательница рассматривает роль женщины в современном мире, особенности отношений с мужчинами, материнство и другие основные жизненные аспекты. Вместе с Жан-Полем Сартром она развивала и популяризовала французский экзистенциализм. Ее знаменитое высказывание «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» стало одной из самых употребляемых литературных цитат.
  10. Кэрол Гиллиган. Рассматривала стандарты морали и этики, критикуя универсальность понятий. Основала школу этики заботы, написала несколько книг о психологии женщин.

С развитием современных технологий, возможность женщин получать образование, и участвовать в общественном и научном дискурсе значительно возросла. Это дает основание полагать, что в будущем известных женщин-философов будет становиться больше, а их вклад в развитие философии станет весомее.

«Истории философии содержат случайное бормотание имен женщин: Ксантиппа, скверная жена Сократа (портрет её оставил нам Ксенофонт ); Периктиона, мать Платона; Королева Швеции Кристина, которая изображалась как поклонница Декарта, хотя в её собственных глазах он не был серьёзным мыслителем. Затем женские имена неожиданно возникают снова в двадцатом столетии […]

Так что до недавнего времени неизменно сохранялась стандартная мужская мудрость, а теперь мы знаем, что были женщины преподаватели и авторы философских концепций от досократиков до нашего уже XXI столетия. Женщины возглавляли большие школы философии, были неотъемлемой частью неофициальных философских кругов с их впоследствии более знаменитыми коллегами мужчинами, написали важные философские работы, а в течение прошедшего столетия возглавляли профессиональные философские общества. Они участвовали с мужчинами в обсуждении важных философских проблем их времени.

Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370- 415 гг. н.э.), Асклепигения из Афин (ок. 375 г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок. 350 г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эти двадцать одна древних философов женщин были известны некоторым из неизменно входящих в мужскую часть философов, включая Пифагора, Сократа, Платона, Аристиппа и Прокла . […]

Следовало бы вспомнить и гетер, большая часть которых обязана своей славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Герпилис была любовницей Аристотеля, подарившей ему сына. Мегалострата восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера. Леонтина, афинская гетера, была последовательницей и любовницей Эпикура, прославлялась своим красноречием; пользовалась известностью её горячая полемика с философом Теофрастом. Эпикур вплоть до её кончины хранил ей верность и утверждал, что именно она помогла его философским теориям. Клеонисса написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас работ по философии; погибла она случайно от кинжала Павсания, в покои которого она вошла ночью без предупреждения. Леена - гетера-философ, любовница Гармодия, составила с ним заговор против тирана Гиппия, за что и пострадала. Пигарета - будучи отличным математиком и мыслителем, была любовницей философа Стилыюна из Мегары. Теодота пылко любила Сократа и чтобы добиться куртизанки Аристофан обвинил его в развращении юношества, но это нисколько не подняло шансов доносителя. Лаиса из Коринфа была возлюбленной Диогена и сама считалась интересным философом. […]

В средние века с появлением женских монастырей и образования для женщин и открытия потерянных древних философских работ, много женщин в женских монастырях научились читать и писать по- латыни и приняли участие в большом восстановлении и проектах сохранения текстов древних мыслителей. Закрытое общество женского монастыря способствовало к размышлению, также как и к подготовке дидактических материалов для образования религиозных и благородных женщин. Это было время знаменитых философов женщин, которые пользовались уважением в их дни, а позже были забыты или повторно классифицированы как исключительно теологические авторы. Средневековый период был временем малой известности женщин из монастыря, но это не стало помехой. […]

С «официальным» началом современного («классического») периода в философии (то есть начиная с Декарта), увеличивается число женщин - не только из женских монастырей (которые уменьшались как в числе, так и в количестве женщин, которых они обучили), но из благородных, из низкой аристократия и мелкой буржуазии, - которые все чаще берутся за философские работы. […]

Нередко, темы работ женщин философов касались современных смыслов научной или рациональной философии и науки, но пересекались и непосредственно с проблемами самих женщин. Французская и Американская революции побудили многих философов женщин писать в защиту прав женщин и небелых. […]

В двадцатом столетии женщины философы намного труднее становятся жертвами, а сами потери отчасти менее значимы. Это период, в котором женщины сначала были допущены в университеты. В начале это была только щель (всё ещё не так много женщин философов), однако за последнее столетие щель в двери расширяется устойчиво. […]

Философы женщины на пороге этого столетия имели немного образовательных возможностей в философии, ибо постоянно стояли перед явной сексуальной дискриминацией. Так, университет Гарварда отказался присуждать Мэри Уитон Кэлкинс (Calkins, 1863 - 1930) её Ph.D. в философии, даже тогда, когда Уильям Джеймс сказал, что её устный экзамен был лучшим, чем любой другой, который он когда-либо слышал. Гарвард просто не присуждал докторские степени женщинам, хотя Кэлкинс была более чем достойна её, и в философии, и в психологии. ещё одна история, которая в данном случае касается роли женщин в научных обществах. Женщины стремившиеся к успеху на философском поприще, вступали в профессиональные общества, которые на Западе являются большим подспорьем в организации и проведении философских исследований. Эти общества, включая Аристотелевское Общество и Mind Association в Великобритании и Американской Философской Ассоциации в Соединенных Штатах, обеспечивают философов доступом к форумам, чтобы представить самые ранние результаты их исследования. Это обстоятельства, в пределах которых могут преследоваться и очень узкие академические интересы в компании других экспертов. Женщины с начала XX столетия до сих пор были активными участниками этих обществ и использовали их, чтобы апробировать новые идеи и новые интерпретации старых идей. […]

И в то время как Констанция Джонс потеряла наиболее ценное владение философа, первоначальную идею, которую присвоил мужчина, другие философы женщины стали известными прежде всего по их ассоциации с мужчинами. Будучи в компании другого пола, они завоевывали репутацию в философии, однако в итоге это часто становилось оправданием упущений историкам в силу большей известности мужчин философов. Лу Андреас-Саломе , например, была длительно известна только как «своёнравный ученик Ницше», и она не была в этом одинокой. Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir, 1908 - 1986) не сразу переступила границы её неоднозначной связи и идентификации с Жаном-Полем Сартром . Исследования Ханны Арендт (1906 - 1975) получили известность через информацию М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем и К. Ясперсом, что сообщило её произведениям относительно человеческой свободы в политической и социальной жизни большую весомость.

Многие могут назвать имена женщин, занимающихся теми или иными вопросами в сфере философии в XX веке. Среди них Р. Люксембург, К. Цеткин, Е. Блаватская , А. Безант , Анна Фрейд и Мелани Клайн, Махлер Маргарет, Маргарет Мид , Клара Томпсон, Карен Хорни, А.-М. Тыменецка, Маргарет Уилсон и др. В каждом регионе, будь то Азия, Африка, Латинская Америка, Россия, Индия и Китай вам могут привести ещё не одну сотню женщин, оставивших след в философии.

По крайней мере две сотни философов женщин жили, умерли, и оставили письменные работы по философии в течение прошедших двадцати пяти веков, и если мы не акцентируем их достижения, то это станет, вероятно, затянувшейся недооценкой их творчества. Ибо известно, что недостаточный доступ к грамотности несомненно уменьшил возможности древних и средневековых женщин, эпохи Возрождения и Нового времени как в обучении, так и в созидании философии.

Предубеждение против женщин также несомненно запугало многих женщин, которые иначе могли бы иметь рискованные, а возможно и альтернативные мнения по важным философским темам. Действительно, многие из древних и средневековых произведений содержат формулы смирения или адресованы другим женщинам как правила жизни и деятельности».

Колесников А.С., Современный философский процесс в начале XXI века, в Сб.: Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию Ю.Н. Солонина , СПб, «Санкт-Петербургское философское общество», Выпуск 5, 2001 г., с. 116-122.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет приборостроения и информатики

Великие женщины-философы

исторический личность женщина философ ученый

Выполнил:

студент 2 курса, группы ТИ-7

Савостьянов Евгений Геннадьевич

Проверил:

Профессор, доктор философских наук

Новиков Анатолий Степанович

Москва 2011 г.

Введение

3. Мэри Шелли (1797-1851)

4. Ханна Арендт (1906-1975)

6. Симона Вейль (1909-1943)

7. Айрис Мердок (1919-1999)

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день известно немало исторических личностей, внесших свою лепту в великие вехи становления мира. И, безусловно, среди них нельзя обойти стороной женщин. Я предлагаю ознакомиться в моем реферате с некоторыми историческими персонами. Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как о женщинах внесших свой вклад известно очень мало. На протяжении долгого времени считалось, будто они неспособны к занятиям живописью, а Росальбу Каррьера и Артемизию Джентилески считали исключением. Объяснимо, что до тех пор, пока живопись подразумевала выполнение фресок в церквях, для женщин считалось непристойным лазить в юбках по строительным лесам, равно как и руководить мастерской с тридцатью подмастерьями. Но как только стала развиваться мольбертная живопись, появились и женщины-художницы. Просто женщин поставили в определенные рамки, выходя из которых они становились изгоями и уничтожались.

Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания, потому что религия не одобряла никаких действий женщин, ну если конечно они не связана с домашними заботами и уходу за детьми. Но женщин, решивших идти другой дорогой, ждала ужасная участь. Некоторых стригли в монахини как, например ученицу Абеляра, Элоизу, кого-то насильно отдавали замуж и не давали и рта открыть, потому что в библии сказано, что женщина в покорности жить, а некоторых убивали, как Гипатию, по подозрению в колдовстве и другой ереси, христианские священники.

Нам сейчас очень трудно во всем этом разобраться, так как историю можно подправить в нужную сторону, и еще не известно кого на самом деле сжигали священнослужители под предлогом колдовства, может это и были те самые великие женщины-философы, или женщины-математики, или женщины - художники.

В любом случае до нас дошли сведения о некоторых из них. В данном реферате я ознакомлю Вас с краткой биографией и основными трудами этих удивительных женщин, судьба которых неповторима.

1. Гипатия Александрийская (370-415)

Гипамтия (Ипамтия) Александримйская (370--415) -- женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Биография

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр -- кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Потому что гипатия имела огромное влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа парабалан-сторонников епископа, напала на Гипатию и убила её. Имя Гипатии занесено на карту Луны.

Основные труды

Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба). Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

Ш комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;

Ш редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;

Ш редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;

Ш комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;

Ш «Астрономический канон».

2. Екатерина Сиенская (1347-1380)

Святая Екатеримна Сиемнская (устар. Катарина Сьенская, итал. Caterina da Siena; урождённая Катерина ди Бенинкаса, 25 марта 1347 года, Сиена -- 29 апреля 1380 года, Рим) -- терциарка доминиканского ордена, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, оставившая множество писем и мистическое сочинение «Диалоги о Провидении Божьем». Занималась активной политической и миротворческой деятельностью, способствовала возвращению пап в Рим из Авиньонского пленения, убедив Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию. Вела чрезвычайно аскетический образ жизни и имела видения, из которых особо известны мистическое обручение и стигматизация. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви.

Биография

Дочь ремесленника из Сиены, младший ребёнок в принадлежавшей к среднему классу большой семье (она была 25-м ребёнком) красильщика Якопо ди Бенинказы (Giacomo di Benincasa, ум. 22 августа 1368 года) и моны Лапы ди Пьяченти (Lapa di Puccio di Piacenti), дочери ремесленника, изготовлявшего лемеха для плугов и одновременно писавшего вирши. Её отец был обеспеченным человеком, и вся семья жила в собственном доме, где размещалась мастерская -- в квартале Фонте Бранда (Fonte Branda). Она родилась в этом доме в день Благовещения и одновременно Вербного Воскресения -- 25 марта, который также был первым днем сиенского Нового года. Имела умершую во младенчестве сестру-близнеца Джованну. Кроме того, её родители взяли в дом 10-летнего мальчика-сироту, по всей видимости, родственника мужа Николетты (сестры Екатерины), звавшегося Томмазо делла Фонте (fra Tommaso della Fonte), который впоследствии стал монахом-доминиканцем и первым исповедником Екатерины.

Она обладала веселым и деятельным характером. В возрасте семи лет, по собственному позднему рассказу, решила посвятить свое девство. Когда в августе 1362 года неожиданно умерла её любимая сестра Бонавентура, это подкрепило её устремления. Её семья принуждала девушку к браку начиная с её 12-го дня рождения, но Екатерина посвятила себя Господу, обрезав свои волосы, «которыми она так много нагрешила и которые так возненавидела». За непокорство родители заставили её заниматься всей работой по дому, но в конце концов, по рассказу жития, они застали её молящейся. Увидев, как к ней на голову спускается голубь, они поняли, что это знак её предназначения и перестали ей препятствовать.

По некоторым указаниям, Екатерина потеряла нескольких братьев и сестёр во время эпидемии чумы 1374 года, и это развило в ней острое чувство человеческого сострадания. Она посвятила себя каждодневной заботе о больных и бедных, занималась общественными делами. Затем она занялась не только сестринской, но и миссионерской деятельностью. Известна описанная ею самой история, как она помогла прийти к Господу приговорённому к смертной казни Николо ди Тульдо из Перуджи (Сиена, 1373, июнь; казнь -- 15 октября 1379). Также в числе житийных историй следует упомянуть изгнание ею из умирающей монахини - мантеллатки Пальмерины демонов, с которыми та заключила пакт.

Сочинения

Джованни ди Паоло изображает Екатерину с её обычными атрибутами -- в монашеском одеянии и с лилией в руках.

Долгое время была неграмотной (считается, что она чудесным образом научилась писать во время своего пребывания в Пизе в 1377 году, а читать её обучили в молодости, вскоре после принесения обетов). Все свои сочинения диктовала ученикам.

Ш “Письма» (1370-80; итал. Lettere), всего 381 письмо.

Ш «Книга божественной доктрины» -- Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения (1377-78; итал. Dialogi de providentia Dei; Libro della Divina Dottrina), представляющая собой изложение бесед, которые святая вела с Богом в мистическом экстазе.

Ш «Молитвы» (итал. Orazioni), всего 26-27 молитв. Екатерина не диктовала их, но поскольку она часто их повторяла, ученики их вслед за ней записали. Большинство из них относится к римскому периоду 1378-80 гг.

3. Мэри Шелли (1797-1851)

Мэмри Шемлли (30 августа 1797, Лондон -- 1 февраля 1851, Лондон) -- английская писательница и философ.

Известна как жена поэта-романтика Перси Шелли* Перси Биши Шелли (англ. Percy Bysshe Shelley; родился 4 августа 1792, графство Суссекс -- 8 июля 1822, утонул в Средиземном море между Специей и Ливорно) -- один из величайших английских поэтов XIX в. Основное произведение «Франкенштей, или современный Прометей». и как автор книги «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Биография

Мэри Шелли родилась в Лондоне, Англия, в семье известной феминистки, преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного либерального философа, журналиста-анархиста и атеиста Уильяма Годвина. Её мать умерла при родах, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единокровную сестру Фанни Имлай, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени. Она встретила Перси Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом и книжный магазин Годвинов в Лондоне. Перси был несчастлив в браке и стал посещать Годвинов более часто (и один). Летом 1814 года он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Клэр Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси также был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию» -- хотя она, также как и до неё Гарриет, отказалась от его предложения разделить её с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах. Умерла Мэри Шелли от злокачественной опухоли мозга 1 февраля 1851 года

В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном, результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая 1816 г., а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямсом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли -- более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами. Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина, жившего в XVIII веке. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин „гальванизация“ означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а воздействие электрическим током на мертвый организм, которой вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал собственный «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании Франкенштейна:

«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Основные произведения.

Ш Последний человек

Ш Франкенштейн, или современный Прометей

Ш Матильда

Ш Фолкнер

1. Франкенштейн, или Современный Прометей - роман, который можно назвать родоначальником научно-фантастической художественной литературы. Роман был написан Мэри Шелли в 18 лет, и был впервые издан в 1818-м году в Лондоне, анонимно. Под своим именем Мери Шелли опубликовала роман только в 1831-м году.

2. Елистратова А. Предисловие //Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965. С.3-23;

4. Ханна Арендт (1906-1975)

Хамнна Амрендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя -- 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) -- известный немецко-американский философ, политолог и историк, основоположник теории тоталитаризма.

Биография

Родилась в еврейской семье выходцев из России Пауля Арендта и Марты Кон в Линдене (Ганновер, Германия), выросла в Кёнигсберге.

Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и К. Ясперса.

Перед приходом к власти нацистов бежала во Францию, а затем из оккупированной Франции в 1941 году -- в Нью-Йорк.

Преподавала во многих университетах США.

Была замужем за Гюнтером Андерсом* *Гюнтер Андерс (нем. Gьnther Anders; 12 июля 1902, Бреслау, под именем Гюнтер Штерн (нем. Gьnther Stern), Германская империя -- 17 декабря 1992, Вена, Австрия) -- австрийский писатель, философ немецко-еврейского происхождения, активный участник всемирного антиядерного и антивоенного движения. (1902--1992), они женились в Берлине в 1929 году и развелись в 1937 году. Второй раз замужем за Генрихом Блюхером** **Генрих Блюхера (29 января 1899 - 30 октября 1970) был немецкий поэт и философ. (Heinrich Blьcher.).

Основные труды.

Ш Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951).

Ш Ситуация человека (The Human Condition, 1958).

Ш О революции (On Revolution, 1963; русский перевод).

Ш Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, 1963).

5. Роза Люксембург (1871-1919)

Ромза Люксембумрг (5 марта 1871, Замосць, Царство Польское, Российская империя -- 15 января 1919, Берлин) -- одна из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии, теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из основателей антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии.

Биография

Люксембург родилась 5 марта 1871 года в Польше, в городе Замосце, восточнее Люблина. Она была пятым ребёнком в буржуазной еврейской семье (отец был коммерсантом). Окончила женскую гимназию в Варшаве. В гимназии проявила себя как блестящая ученица.

В 1889 г., скрываясь от преследований полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», эмигрировала в Швейцарию, где продолжила образование. Изучала в Цюрихском университете политическую экономию, юриспруденцию, философию и вела революционную пропаганду среди студентов, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против Польской социалистической партии (ПСП). Здесь она повстречалась с социалистом Лео Йогихесом (Тышка).

В 1893 г. Роза вместе с Тышкой, Мархлевским, Варским и др. участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) и возглавила её печатный орган «Справа роботнича». И в этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.

В 1897 г. Роза защитила кандидатскую диссертацию «Промышленное развитие Польши», затем переехала в Германию. Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным. Больше ни в каких браках Роза не состояла и детей не имела. Вскоре она стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. Многократно и подолгу сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы» (1906, в русском переводе -- «Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия», 1919), в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи герм. рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку Ленина.

В годы перед войной Люксембург окончательно рвет не только с официальным центром, но и с Каутским. В течение ряда лет она возглавляет леворадикальную оппозицию в партии.

В годы между Первой русской революцией и мировой войной Люксембург начала уделять внимание росту империализма. В течение нескольких лет она вела курсы экономики в партийной школе германской социал-демократической партии. Её монументальная работа «Накопление капитала» (1913 года) содержит ряд ошибочных положений и выводов, положивших впоследствии начало так называемому "люксембургианству". Ещё накануне войны, в 1913 году, за речь против милитаризма Люксембург была приговорена к году тюрьмы. С самого начала войны она начинает свою революционную агитацию против войны, возглавляя группу «Интернационал». Во время войны вместе с К. Либкнехтом основала «Союз Спартака».

В 1916 году была арестована и заключена в тюрьму. Там ею написана под псевдонимом «Юниус» знаменитая брошюра «Кризис социал-демократии», в которой она теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Интернационала. По освобождении из тюрьмы Люксембург вместе с Либкнехтом руководит в декабре 1918 года учредительным съездом компартии. Вдохновлявшийся ею центральный орган партии и до сих пор является образцом для эпохи бурного темпа политической борьбы. Будучи (как и Либкнехт) против свержения шейдемановского правительства, ввиду слабости компартии, Люксембург, тем не менее, приветствует начавшееся выступление берлинских рабочих в начале января 1919 г. Выступление подавили отряды фрайкора под руководством Г. Носке; арестованные Либкнехт и Люксембург были убиты конвойными по дороге в тюрьму Моабит 15 января 1919 г. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал. Тело было найдено в июне, похоронена Роза Люксембург 13 июня 1919 года. По словам историка Исаака Дойчера, с убийством Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия, и первый -- нацистская».

Основные труды

Ш «Социальная реформа или революция» (1899)

Ш «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906)

Ш «Накопление капитала» (1913),

Ш «Кризис социал-демократии» (1916)

Ш «Анти-критика» (1916)

Ш «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922, посмертно).

6. Симона Вейль (1909-1943)

Симомна Вейль, также Вайль (3 февраля 1909, Париж, Франция -- 24 августа 1943, Эшфорд, Кент, Великобритания) -- французский философ и религиозный мыслитель. Сестра математика А. Вейля.

Биография.

Окончила Высшую нормальную школу, где изучала философию и классическую филологию. После окончания преподавала философию и была сторонницей марксизма, троцкизма и анархизма. В 1934--1935 она, чтобы узнать жизнь пролетариата, была разнорабочей на автомобильных заводах и писала в левой прессе о тяжёлых условиях труда. В 1936--1939 участвует в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Успехи Франко и вмешательство сталинского руководства СССР в дела республиканцев нанесли тяжёлый удар её мировоззрению. Она разочаровывается в идеях социализма и коммунизма. В 1938 на Страстной неделе Вейль, бывшая еврейкой и атеисткой, становится сторонницей христианства, хотя не только не стала воцерковлённой прихожанкой, но даже и не крестилась, видя своё призвание в том, чтобы доказать, что можно быть христианкой вне церкви. Во время Второй мировой войны жила в доминиканском монастыре в Марселе и была участницей Сопротивления, в 1942 бежала в Англию, где примыкала к «Свободной Франции» Ш. де Голля и готовила для неё радиопередачи, хотя во многом и не разделяла убеждения де Голля. Во время войны в знак сочувствия к узникам нацизма ограничила потребление пищи до уровня пайка в гитлеровских концлагерях. Это привело её к преждевременной смерти от сердечной недостаточности, осложнённой туберкулёзом.

Основные труды

Ш Сердцевина радости

Ш Любовь к Богу и несчастье.

Ш Тяжесть благодать

Ш Укорение. Письмо к лирику.

7. Айрис Мердок (1919-1999)

Айрис Мёрдок (англ. Jean Iris Murdoch; 15 июля 1919, Дублин -- 8 февраля 1999, Оксфорд) -- английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в число финалистов (short list) Букера (шесть раз).

Биография

Родилась в англо-ирландской семье. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938--1942) и философию -- в Кембриджском (1947--1948). Преподавала философию в Оксфорде. Там же в 1956 вышла замуж за Джона Бейли, профессора английской литературы, писателя и художественного критика, с которым прожила около 40 лет. Детей у писательницы не было.

Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом Мёрдок в литературе стал роман 1954 года «Под сетью». В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи. В 1995 году Айрис Мердок пишет свой последний роман «Дилемма Джексона», который был принят критиками довольно холодно. Последние годы жизни писательница боролась с болезнью Альцгеймера. Айрис Мёрдок умерла 8 февраля 1999 года в доме престарелых.

Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века и признанным классиком современной литературы.

О жизни писательницы в 2001 году был снят фильм «Айрис», где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за свои роли были номинированы на премию «Оскар».

Архив бумаг Айрис Мёрдок собран в библиотеке Университета Айова.

Основные работы

В данном разделе указаны ее основные работы по философии. У Айрис также есть романы, пьесы и стихи.

Ш Сартр: Романтический Рационалист / Sartre: Romantic Rationalist (1953).

Ш Суверенитет добра / The Sovereignty of Good (1970).

Ш Пламя и Солнце / The Fire and the Sun (1977).

Ш Метафизика как путеводитель по морали / Metaphysics as a Guide to Morals (1992).

Ш Экзистенциалисты и мистики / Existentialists and Mystics (1997).

Заключение

В итоге своего исследования я сделал вывод, что во многих источниках практически не упоминается о женщинах философах до XX века, но с того момента, когда церковь начинает терять свой авторитет, появляется много женщин способных заниматься наукой. Конечно, открытий, которые сделали мужчины больше, но женщины доводили эти открытия до совершенства. Как говорили древние: «Мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл». И это все из-за того, что у мужчин хорошо развит инстинкт соперничества, им нужно как можно быстрее завоевать новую территорию и продвинуться дальше, чтобы их соперник не смог захватить ее первый. А уж потом на этой территории появляются женщины, которые обустраивают эту территории для того, чтобы по возвращении, мужчина увидел совершенство той, которая довела до совершенства то, что он захватил.

Я надеюсь, что мой реферат помог Вам узнать что-то новое.

Список литературы

1. Еремеева А.И. Гипатия -- дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.

2. Полисфен. Под звёздами Александрии. -- Киев: Содружество «Сердце», 1990. -- 40 с.

3. Карла Казагранде. Женщина под покровительством // История женщин. Молчание Средних веков. СПб, 2009. С. 105.

4. Ангелика Крогман. «Симона Вейль, свидетельствующая о себе».

5. Елистратова А. Предисловие //Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965. С. 3-23;

6. Троцкий Л., Мученики Третьего Интернационала М., 1979.

7. Негт О., Роза Люксембург М., 1982.

8. Лукач Г., Роза Люксембург как марксист -- глава из книги.

9. Мердок А., Биография. М., 2001.

10. Материалы из свободной интернет энциклопедии «Википедия».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография и взгляды на устройство мира таких выдающихся философов Древней Греции как Платон Афийский, Аристотель Стагирский, Аристарх Самосский и Архимед, а также анализ их основных открытий. Значение создания механического небесного глобуса.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Исследование жизни женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству. Отношение к женским божествам в древнеегипетском обществе. Карьера женщины. Женщины на троне в период Нового Царства.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Участие женщин в военных операциях в период Второй мировой. Великие подвиги женщин, удостоившихся звания Героя Советского Союза: Зоя Космодемьянская, Анеля Кживонь, Екатерина Зеленко, Людмила Павличенко, Марина Чечнева, Галина Петрова, Лидия Литвяк.

    презентация , добавлен 11.03.2012

    Роль и положение женщины в семье и в браке. Положение афинской женщины в социуме. Детали жизни женщин в обществе, их участие в политической жизни на территории Спарты. Сравнение положения женщин в Афинах и Спарте. Проблемы уважения прав женщин.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Краткая биография Мартина Лютера Кинга - самого известного афроамериканского баптистского проповедника, лидера Движения за гражданские права чернокожих в США. Его речи и выступления, взгляды на роль религии, отношение к политике, отказ от насилия.

    презентация , добавлен 27.10.2016

    Проблема участия женщин в защите Родины. Сравнительный анализ роли женщин на фронте и в тылу в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг женщин советского тыла и на передовой. Определение степени участия их в обеих войнах.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Э. Гольдман: краткие вехи биографии. Гольдман о положении женщин в современном обществе. "Истинная" эмансипация женщин по воззрениям Э. Гольдман. Разработка урока по теме "Эмма Гольдман и ее взгляды на положение женщин и решение женского вопроса".

    дипломная работа , добавлен 24.06.2017

    Э. Гольдман: вехи биографии, ее анархистские идеи, политические воззрения и решение женского вопроса. Э. Гольдман о положении женщин в современном обществе. "Истинная" эмансипация женщин. Деятельность Гольдман по организации женского движения в США.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Политико-правовой статус женщины в обществе XIX века, новые тенденции в образовании и факторы социализации женщин. Женская благотворительность как форма проявления социальной активности. История становления движения за гендерное равноправие в России.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Роль женщины в обороне Советского Союза. Создание авиационных частей из летчиц-добровольцев. Обучение женщин искусству снайперской стрельбы в частях и соединениях действующей армии. Боевые и трудовые подвиги советских женщин на фронте и в тылу страны.

Экология жизни. Люди: Экзистенциализм, тоталитаризм, философия риска и этика морали: в этой подборке 10 самых значительных женщин-философов разных времен, идеи которых повлияли на облик современного мира.

Экзистенциализм, тоталитаризм, философия риска и этика морали: в этой подборке 10 самых значительных женщин-философов разных времен, идеи которых повлияли на облик современного мира.

Достойная внимания мысль может родиться у кого угодно независимо от пола, но это не мешает посмотреть на этот вопрос под определенным углом. Недавно на портала BigThink вышел материал, в котором собраны самые значительные женщины-философы разных эпох - от античности до современности. Предлагаем вам познакомиться с этим списком.

10 самых значительных женщин-философов разных времен

Симона де Бовуар (1908-1986)

Simone de Beauvoir

Подписывайтесь на наш аккаунт в

Представительница французского экзистенциализма и основательница феминизма второй волны. Немногие философы могут сравниться с Бовуар, хотя она никогда не думала о себе как об уникальной на этом поприще.

Она написала десятки книг, в том числе «Второй пол» и «Этику неоднозначности». Стиль изложения у Бовуар понятный, доступный, она фокусируется на прагматических вопросах экзистенциализма в отличие от своего партнера по открытому браку - Жана-Поля Сартра, который больше внимания уделял теории.

Во французской политике Симона де Бовуар занимала активную позицию, была социальным критиком, участвовала в демонстрациях протеста и являлась членом французского сопротивления.

«Проклятие, которое лежит на браке, заключается в том, что люди слишком часто объединяются в своей слабости, а не в своей силе. Каждый нуждается в другом, вместо того, чтобы получать удовольствие от преподнесения дара любви».

Гипатия Александрийская (род. 350 - 370, умерла 415)

Hypatia of Alexandria

Актриса в роли Гипатии Александрийской, 19 в. / Фото: Джулия Маргарет Кэмерон

Греческая женщина-ученый, по мнению многих современников, – величайший философ своей эпохи. Ее слава была так велика, что будущие студенты преодолевали огромные расстояния, чтобы услышать ее лекции. И хотя по сей день нет определенности в отношении объема написанных ею сочинений, что является общей проблемой для древних авторов, ясно по крайней мере то, что она создала несколько работ вместе со своим отцом.

В Александрии она преподавала философию Платона и Аристотеля, была последователем плотиновского неоплатонизма; Гипатия также вела математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Она была активной участницей городской политики Александрии, имела влияние на отцов города.

В отношении ее гибели есть несколько мнений: она могла быть убита христианской толпой во время крупных стихийных беспорядков в городе; но также существует версия, что она могла оказаться жертвой оппозиции городской власти, которая обвинила ее в чародействе и околдовывании префекта.

«В Александрии была женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что намного превосходит всех философов своего времени».

Сократ Схоластик, «Церковная история»

Ханна Арендт (1906-1975)

Hannah Arendt

Ханна Арендт, 1943 / Фото: © Фред Штайн

Еще одна великая женщина-философ, не считавшая себя таковой. Немка еврейского происхождения, бежала в Нью-Йорк от французского режима Виши (Vichy France). Она много писала о тоталитаризме, а в своей лучшей работе «Происхождение тоталитаризма» анализировала и объясняла, как подобные режимы приходят к власти.

Точно так же в ее книге «Эйхман в Иерусалиме» рассматривается, как при определенных условиях даже самые обычные из людей могут демонстрировать тоталитарное мышление. Ханна Арендт в том числе писала и на другие политические темы, пыталась осмыслить спорные вопросы американской и французской революций, предложила критику идеи прав человека.

«В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать».

Филиппа Фут (1920-2010)

Philippa Foot

Филиппа Фут в Оксфорде (1990 г.) / Фото: © Стив Пайк / Getty Images

Эта англичанка исследовала преимущественно вопросы этики. Наибольшую известность и развитие получила описанная ею «проблема вагонетки». Филиппе Фут часто приписывают возрождение аристотелевской мысли.

Она трудилась в Оксфорде и Калифорнийском университете и течение жизни поработала со многими философами своего времени, ее работы серьезно повлияли на мировоззрение многих ныне живущих ученых.

Собрание эссе «Добродетели и пороки» сегодня приобретает особенное значение в свете недавно возрожденного интереса к этике добродетели.

«Вы задаете философу вопрос и после того, как он или она немного поговорят, вы больше не понимаете свой вопрос».

Элизабет Энском (1919-2001)

G.E.M Anscombe

Английский философ, работающая в Оксфорде. Она исследовала множество тем, включая логику, этику, метаэтику, ум, язык, интересовалась феноменами военных преступлений.

Самая крупная и значимая ее работа - «Интенциональность». Это серия статей, показывающих, что то, что мы намереваемся осуществить, имеет большое влияние на наши моральные устои.

Ее новаторская работа «Современная философия морали» имела существенное влияние на современное исследование этических проблем; именно в ней она впервые использует термин «консеквенциализм».

Элизабет Энском вела дебаты со многими известными мыслителями, в том числе с Филиппой Фут, и была инициатором протестов в отношении политики 33-го президента США Гарри Трумэна и абортов в локальных клиниках.

«Те, кто пытается относиться к сексу как к простому и случайному наслаждению, платят высокую цену: они становятся поверхностными».

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797)

Mary Wollstonecraft

Портрет Мэри Уолстонкрафт кисти Джона Опи (1797 г.)

Тоже англичанка, философ и популярный писатель. Автор работы «Защита прав человека», изданной в ответ на книгу Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». Также написала «В защиту прав женщины» как ответ тем, кто выступал против образования для женщин.

В некотором роде, она стала первым философом феминизма. Помимо этого, она также написала несколько романов, путеводителей и детскую книгу. Мэри Уолстонкрафт умерла от осложнений при родах в возрасте 38 лет. Ее дочь стала известным писателем – это Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».

«Добродетель может процветать только среди равных».

Анна Дюфурмантель (1964-2017)

Anne Dufourmantelle

Анна Дюфурмантель, 2011 г. / JLPPA / Bestimage

Француженка, философ и психоаналитик, получила известность как исследователь философии риска. В частности, ей принадлежит идея о том, что для того, чтобы действительно переживать жизнь, мы должны быть готовы к рискам, зачастую значительным; что риск неизбежен, поскольку безрисковых стратегий не существует в принципе. В 2011 вышла её книга «В защиту риска».

Она также интересовалась и понятием безопасности, которое противопоставлено риску и которое, по ее мнению, образует пустоту в нашем существовании. Анна Дюфурмантель была автором 30 книг и большого количества интереснейших лекций. Ее смерть символична: она умерла в 2017 года так же, как и жила, рискуя и спасая.

Анна Дюруфмантель погибла 21 июля 2017 года на пляже Пампелон недалеко от Сен-Тропе, пытаясь спасти двоих детей, которых течением уносило в море.

«Когда мы находимся лицом к лицу с опасностью, тогда лишь можем ощущать действительно мощный стимул к тому, чтобы превзойти самого себя».

«Быть живым - это риск. Жизнь - метаморфоза, и она начинается с этого риска».

Гарриет Тейлор-Милль (1807-1858)

Harriet Taylor Mill

© National Portrait Gallery

Английская феминистка и философ. После смерти первого мужа – Джона Тейлора, стала женой экономиста и философа Стюарта Милля, который оказал сильное влияние на ее работы.

При ее жизни было опубликовано всего несколько работ, а ее эссе «Освобождение женщин» стало предшественником более поздней работы Милля «О подчиненности женщин», в котором он касается тех же вопросов, что и его жена. Шедевр Джона Стюарта Милля «О свободе» посвящен Гарриет и более того, частично написан ею.

Джон Стюарт Милль

Кэтрин Гинес (родилась в 1978)

Kathryn Gines

© Wikimedia Commons

Американский философ, работающая в Университете штата Пенсильвания. Гинес глубоко интересуется темами Африки, черного феминизма и его феноменологии. Основательница коллегии «Черных женщин-философов», миссией которой является повышение значимости этой деятельности среди данных женщин, а также создание поддерживающего пространства для развития философской мысли в этой среде.

Она спорила с Ханной Арендт и Симоной де Бовуар. В книге о философии Ханны Арендт она отмечала неспособность последней признать, что «негритянский вопрос» был «белой проблемой», и что расизм того времени являлся явлением скорее политическим, а не социальным.

«Используя слово «женщина», и не уточняя какая это женщина – черная, еврейка, колонизированная или женщина из пролетариата – Бовуар скрывает тем самым именно белизну женщины, которую она чаще всего описывает как нечто другое».

Кэрол Гиллиган (родилась в 1936)

Carol Gilligan

Американский философ, основатель школы этики заботы. Известная работа Гиллиган «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» была названа «маленькой книгой, которая начала революцию».

Она ставит под сомнение ценность универсальных стандартов морали, таких как справедливость или долг, рассматривая их как безличные и далекие от наших сегодняшних проблем. Вместо этого она предлагает, чтобы мы рассматривали отношения и нашу взаимозависимость с точки зрения моральных действий.

«Я обнаружила, что если я скажу, что я действительно думаю и чувствую, люди с большей вероятностью скажут, что они действительно думают и чувствуют. Беседа станет настоящей беседой».

Дёмин Р.Н. Петершуле .
Женщины и философия в античности.
“Скажи мудрости: “ты сестра моя!” и разум назови родным твоим”.
Книга Притчей Соломоновых. 7,4.

Считается, что в нашем городе с его “строгими ритмами классических колоннад, мрамором скульптур и богатейшими музейными коллекциям” легко вспоминать об античности.
Этот небольшой обзор сведений о женщинах и философии в античном мире возник из заметок, которые в свою очередь родились из педагогической практики. Очень часто среди учащихся возникает своеобразное соперничество между полами. И в связи с этим иногда на уроках истории философии среди задаваемых детьми вопросов звучит также вопрос: “ А вот женщины-философы, женщины-ученые в древности были?” Желая ответить на этот вопрос, я невольно стал обращать внимание на тот материал, который обычно остается за рамками историко-философских курсов. Постепенно материал стал разрастаться, требуя, пожалуй, не замечаний время от времени, а даже отдельного урока, посвященного этой крайне интересной (разумеется, не только в марте) теме.
Представляется очевидным, что стремление к мудрости не является прерогативой мужчины, данной ему от природы. Многообразны пути к мудрости, как и многообразны формы любви к ней. И, хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”.
Несомненно, что многие как интересующиеся античностью, так и относительно далекие от нее легко припомнят ряд женских имен, обычно всплывающих в памяти, когда говорится о спасительной красоте классического искусства.

Однако, если о греческих поэтессах (Сапфо, Миртида , Коринна, Телесилла, Праксилла и др.), подчас вступавших в состязания с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их (так беотийская поэтесса Коринна одержал а пять побед в поэтических состязаниях с Пиндаром, поэтом, которого античный мир признал величайшим лириком), или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах, выступавших на поприще философской мысли, женщинах последовательницах той или иной философии известно гораздо меньше.
Начнем с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из зачинателей биографического жанра в античности, ученику Аристотеля Аристоксену , в молодости учившемуся у пифагорейцев и написавшему не дошедшую, к сожалению, до нашего времени биографию Пифагора, Пифагор свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской .
Не подвергается сомнению факт существования женщин-пифагореек : Тимихи , Филтии, Биндако, Хилониды, Кратески леи и многих других. Некоторым из них даже приписывается создание сочинений (например, Теано ). Как отмечают исследователи, позднее в псевдопифагорейской литературе Теано ( так как она считалась либо дочерью Пифагора, либо дочерью Бронтина, одного из первых пифагорейцев) была чрезвычайно популярна и ей приписывалось множество сочинений, писем и нравоучительных высказываний.
Известно также, что в роли наставниц Сократа выступали загадочная мантинеянка Диотима , которую некоторые схолиасты древности называли мистериальным философом и пророчицей”, и знаменитая, одна из образованнейших женщин того времени, Аспасия , которой посвятили свои диалоги (так и озаглавленные “Аспасия”) философы Антисфен и Эсхин.
Беседе Аспасии с Сократом посвятил также свое полотно французский художник Н. Монсио (”Сократ у Аспазии”, 1801 г.). Бесспорно, надо отличать женщин, выведенных в качестве действующих лиц в философских диалогах, например, Платона (“Пир”), Фр.Шлегеля, А. Козлова (“Беседы с Петербургским Сократом”, Вл.Соловьева (“Три разговора”) от реальных женщин, исповедующих ту или иную философию и в той или иной степени участвующих в выработке философского знания.
Известной представительницей киренской школы, одной из сократических школ, была Арета , дочь Аристиппа - основателя школы. Получив знание философии от своего отца, она в свою очередь преподавала философию своему сыну, получившему прозвище Метродидакт (“Обученный матерью”).
Уместно вспомнить, что в Индии одна из первых значительных в истории индийской философии женщин-философов, дочь аристократа -кшатрия (жившая в середине 5 в. до н.э.), специализирующаяся на разработке каверзных вопросов представителям основных религиозно-философских течений того времени, также обучила своего сына Сабхию , ставшего впоследствии знаменитым диалектиком. Поэтому не вызывают удивления слова Страбона, который рассказывая об Индии и о ее философах, ссылаясь на Мегасфена, говорит о шраманах: “...у некоторых вместе с мужчинами занимаются философией и женщины...” Известно также, о существовании Бхадды , женщины, примкнувшей к джайнистам и долгое время побеждавшей в диспутах со знаменитыми авторитетами. Бхадда ходила из деревням и городам и вызывала на диспут желающих. Она втыкала веточку в насыпь и предлагала тому, кто отважится вступить с ней в спор, наступить на веточку. Если в течение недели желающих не находилось, то она перебиралась в другое место.
Однако вернемся к Древней Греции. Неудивительно появление женщины-философа среди представителей кинической школы, выступавшей за равенство женщин смужчинами.Гиппархии , жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи, но ради любви бросившей все, случалось вступать в дискуссии смужчинамии - философами и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 века Виландпосвятил роман в письмах.
Разумеется, следует помнить, что в античности наряду с такими, можно сказать, классическими определениями философии как: “философия есть любовь к мудрости, философия есть наука о сущем как таковом, философия есть наука о божественных и человеческих вещах, философия есть забота о смерти, философия есть уподобление богу в меру человеческих возможностей,философия есть искусство искусств и наука наук” существовали и другие. Например, в программу философского образования на некоторых этапах развития философского знания входило и управление государством и управление домашним хозяйством. Именно этому брался научить приходящих к нему знаменитый софист Протагор. И именно эта концепция философии нашла свое отражение у Сократа (сравни также пародирование этой концепции у Аристофана).
Сведения о женщинах античности, интересовавшихся философией, выступающих в роли хранительниц традиций или разрабатывавщих ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия, была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский указывает также, что две ученицы Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона) продолжали свое обучение у преемника ПлатонаСпевсиппа, ставшего схолархом Академиии после смерти великого философа .
Эта история с переодеванием заставляет вспомнить рассказ о том, как молодая афинянка Агнодика , желая изучать медицину у известного врача Герофила, вынуждена была остричь себе волосы и переодеваться в мужскую одежду. Когда ее тайна стала известна, врачи, несмотря на ее успешную медицинскую практику, подали жалобу в суд и только дружные протесты женщин, называвших судей врагами женщин, вынудили суд принять решение о праве женщин изучать медицину и заниматься врачеванием. Однако, как иногда отмечают, хотя это и вызывает сомнения, история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.
Были женщины и среди интересовавшихся философией Эпикура (Леонтия,Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин, исповедующих эпикурейскую философию,стоит отметить ревностную покровительницу эпикурейцев Плотину , жену императора Траяна.
Некоторые женщины являлись не только последователями той или иной философии, но и авторами сочинений, носящих философский характер.Так в перечне источников, которыми пользовался Диоген Лаэртский, один из важнейших наших источников информации о греческой философии, мы встречаем ссылки на работы Памфилы , жившей при императоре Нероне.Памфила, дочь грамматика Сотерида, прозванная “мудрой”, была автором обширных исторических и философских сочинений.
В связи с тем, что воспитанию девочек уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик Музоний Руф, живший во времена Нерона и Тиберия, одна из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию, написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.
Наиболее выдающиеся из женщин, видимо, считали, что должны и стремились превратить должное в сущее. Так, например, известно, что прославленная Клеопатра уделяла внимание философии и занималась философией с философом Филостратом Египетским. Не случайно позднее алхимическая традиция изображала царицу как посвященную в тайную философию и приписывала ей авторство одного из алхимических трактатов. Есть даже сведения, правда, носящие апокрифический характер, что Клеопатра, руководствуясь предписаниями Гиппократа, изучала процесс эмбрионального развития. Тема живо интересовавшая (хотя в ряде случаев по разным причинам) как философов, так и врачей, причем не только греческих, но и китайских и индийских мыслителей.
Можно, пожалуй, еще указать, что при дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата, под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех, благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.
Сохранились сведения, что царица Зенобия , при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина, возглавлявшего Академию в Афинах и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.
Безусловно самой знаменитой женщиной - философом античности является дочь математика Теона Гипатия (или Ипатия). Гипатия возглавляла философскую школу в Александрии в первых десятилетиях четвертого века нашей эры. Ученик Гипатии Синезий Киренский, впоследствии епископ Птолемандский, называл ее “гениальным философским учителем”. Гипатия читала лекции о Платоне, Аристотеле. Вела занятия по астрономии, геометрии, механике. Её трагическая гибель является символом конца александрийской научной школы, так как после ее убийства школа фактически прекратила свое существование. Образ Гипатии вдохновил ряд писателей (Чарльза Кингсли, Фрица Маутнера) на создание посвященных ей произведений.
Подводя итоги этому краткому обзору материала по теме женщина и философия в античности, нельзя не упомянуть о живший уже в самом конце античности дочери философа Плутарха Афинского Асклепигении , сохранившей эзотерическое наследие своего отца и деда и выступавшей в связи с этим в ряде случаев в роли наставницы крупнейшего мыслителя афинского неоплатонизма Прокла.
Говорят, что пение цикад продлевает жизнь слушающему их человеку. Но, как сказал поэт: «Розно, увы, цикада,
Наши лежат пути».
Вот этим шутливым замечанием я и позволю себе закончить.
Что же касается женщин, проявивших себя в философии и науке в арабской культуре средневековья, в китайской, индийской, в западноевропейской философии, в русской философии конца XIX -начала XX века, то разговор о них придется отложить до другого раза.


Самое обсуждаемое
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма
Гоголь очень краткая биография для детей Гоголь очень краткая биография для детей
Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи


top