Искусство убеждать: как создавалась российская дипломатия. Основные этапы становления российской дипломатической службы

Искусство убеждать: как создавалась российская дипломатия. Основные этапы становления российской дипломатической службы

Иван Михайлович Висковатый родился в первой половине XVI века. Первый подьячий Посольского приказа (). Играл заметную роль во внешней политике России, был одним из сторонников Ливонской войны годов. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией на выгодных для России условиях. Заподозрен Иваном IV в участии в боярском заговоре и казнен 25 июля 1570 года в Москве.


Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин В 1642 году участвовал в разграничении новой русско- шведской границы после Столбовского мира. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа. Умер в 1680 году в Пскове.


Борис Иванович Куракин Первый постоянный посол России за рубежом. С 1708 года по 1712 был представителем России в Лондоне, в Ганновере и в Гааге, в 1713 году участвовал в Утрехтском конгрессе в качестве полномочного представителя России, с 1716 года состоял послом в Париже. В 1722 году Петр I поручил ему руководительство всеми послами России. Умер 17 декабря 1727 года в Париже.


Андрей Иванович Остерман руководил внутренней и внешней политикой России при Анне Иоанновне. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор, согласно которому между Россией и Швецией устанавливался «вечный, истинный и ненарушенный мир на земле и воде». Благодаря Остерману в 1726 году Россия заключила союзный договор с Австрией, сохранивший свое значение на весь XVIII век. После дворцового переворота 1741 года, возведшего на престол Елизавету Петровну, был отправлен в ссылку.


Алексей Петрович Бестужев-Рюмин В 1720 году назначен резидентом в Данию. В 1724 году добился от датского короля признания императорского титула за Петром I и права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. В 1741 году был пожалован великим канцлером и до 1757 года фактически руководил внешней политикой России.


Никита Иванович Панин В 1747 году назначен послом в Данию, через несколько месяцев перемещен в Стокгольм, где пробыл до 1759 года, подписав в 1758 году значимую русско-шведскую декларацию. Один из ближайших подвижников Екатерины II, возглавлял Коллегию иностранных дел (). Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши), подписал Петербургский союзный договор с Пруссией (1764), заключил договор с Данией (1765), торговый договор с Великобританией (1766).


Александр Михайлович Горчаков канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской Академии Наук (1856). С 1817 года на дипломатической службе, в годах министр иностранных дел. В 1871 году добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 года. Участник создания «Союза трех императоров».


Георгий Васильевич Чичерин Нарком (народный комиссар) по иностранным делам РСФСР (с 1923 года – СССР) (). В составе советской делегации подписал Брест-Литовский мирный договор (1918). Возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции (1922). Подписал Рапалльский договор (1922).


Александра Федоровна Коллонтай Имела ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Занимала различные дипломатические посты в Норвегии, Мексике, Швеции. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. В 1944 году в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции Коллонтай взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.


Максим Максимович Литвинов с 1920 года полномочный представитель РСФСР в Эстонии. С 1921 года по 1930 год – заместитель Наркома по иностранным делам РСФСР (с 1923 года СССР). В годах – Нарком по иностранным делам СССР. Содействовал установлению дипломатических отношений с США, приему СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в годах. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии.


Андрей Андреевич Громыко Посол СССР в США (). Возглавлял делегацию СССР на конференции по созданию ООН (1944). Подписал договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договор о нераспространении ядерного оружия (1968), советско- американское соглашение о предотвращении ядерной войны (1973) и договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979). В годах работал в качестве Председателя Президиума Верховного Совета СССР.


Анатолий Федорович Добрынин Занимал должность Посла СССР в США в течение 24 лет (). Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса и стабилизации советско- американских отношений (прекращении так называемой «холодной войны» между СССР и США). Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации, Почетный доктор Дипломатической академии МИД России. Живет в Москве. 1. Добился в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей. 2. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор. 3. В 1724 году добился от датского короля права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. 4. Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса 5. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией. 6. Подписал Рапалльский договор (1922). 7. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии. 8. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. 9. Подписал договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 10. Участник создания «Союза трех императоров». 11. Первый постоянный посол России за рубежом. 12. Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши)



«Послать к ядрене бабушке дипломат не может», — говорил Вячеслав Молотов. «Не уступай. Это не твое. Это наше!», — думал Андрей Громыко во время переговоров. В День дипломатического работника «Защищать Россию» вспоминает самые хлесткие фразы российских дипломатов.

Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680)

Дипломат и политик времен царствования Алексея Михайловича, глава Посольского приказа.

Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них.

На государственные дела подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского Приказа.

Христофор Миних (1683—1767)

Первый министр Российской империи по военным, гражданским и дипломатическим делам.

Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует.

Александр Безбородко (1747-1799)

Государственный деятель и дипломат. Секретарь Екатерины II (1775-1792). С 1784 года — второй член Коллегии, но фактически исполнял обязанности министра иностранных дел.

Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела.

(1798-1883)

Глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи.

Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается.

Да! Я хотел бы стать имперским канцлером только затем, чтобы, не выкатив из арсеналов ни единой пушки и не тронув даже копеечки из казны, без крови и выстрелов, сделать так, чтобы наш флот снова качался на рейдах Севастополя.

Мне не уйти от этой земли! И пусть хоть кто-нибудь и когда-нибудь постоит над моей могилой, попирая прах мой и суету жизни моей, пусть он подумает: вот здесь лежит человек, послуживший Отечеству до последнего воздыхания души своей…

«Берлинский конгресс, 13 июля 1878», Антон фон Вернер, 1881 год (Горчаков слева, сидит)

Карл Нессельроде (1780-1862)

Дипломат, канцлер Российской империи (1844-1862).

Турецкие войска сохраняют традиционные нравы и предаются самым разнузданным эксцессам, когда их используют против христианских народов.

Нам необходимо, чтобы Черное море не было открыто для иностранных военных кораблей.

Новому императору французов любой ценой нужны осложнения, и нет для него лучшего театра, чем на Востоке.

Георгий Чичерин (1872-1936)

Нарком по иностранным делам РСФСР, а потом и СССР (1918-1930).

Наш лозунг был и остается один и тот же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были.

Максим Литвинов (1876-1951)

Нарком по иностранным делам СССР (1930-1939), заместитель наркома по иностранным делам (1941-1946).

Мир неделим. Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей — ближних и дальних.

Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается под угрозой.

Вячеслав Молотов (1890-1986)

Министр иностранных дел СССР в 1939-49 годах, 1953-56 годы — депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов.

Талейран учил: «Дипломатия для того и существует, чтоб уметь говорить, и молчать, и слушать». Послать к ядрене бабушке дипломат не может.

(1909-1989)

Министр иностранных дел СССР в 1957-1985 годах, на этом посту находился во время ; председатель Президиума Верховного Совета СССР (1985-88).

Когда я вел дипломатические переговоры, то все время чувствовал, что за моей спиной кто-то стоит и говорит мне: «Не уступай, не уступай. Это не твое. Это наше!».

Анатолий Добрынин (1919-2010)

Посол СССР в США (1962-1986), секретарь ЦК КПСС (1986-88), в 1986-88 годах — депутат Верховного Совета СССР.

Почти четверть века работы послом в Вашингтоне пришлась, в основном, на сложный период советско-американского соперничества. (…) И все же я могу честно сказать, что делал все, что было в моих силах, чтобы «холодная война» не превратилась в «горячую».

20 февраля в Нью-Йорке в возрасте 64 лет скоропостижно скончался один из самых видных дипломатов современной России, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Эта утрата стала настоящим потрясением для страны и еще раз напомнила всем нам о важности профессии дипломата, об их огромном вкладе в международные отношения. «Типичная Москва» предлагает читателям вспомнить о людях, чьи имена неразрывно связаны с дипломатией России , и чей уход из жизни стал настоящим потрясением для страны.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829 гг.)

Все мы знаем Грибоедова как великого драматурга и композитора, однако Александр Сергеевич оставался профессиональным дипломатом до конца своей жизни. Дворянин, полиглот, выдающийся студент, успешный дуэлянт и масон Грибоедов все же прославился за счет искусства, хотя с момента выпуска из Московского университета не прекращал нести дипломатическую службу. Именно она, как представляется, сформировала из Грибоедова человека невероятного ума, давшего не только России, но и всему миру «Горе от ума» и дюжину великолепных фортепьянных произведений, по праву пополневшими богатый фонд российской классической музыки.

Несмотря на такой вклад в российское искусство, Грибоедов всегда оставался дипломатом и ушел из жизни будучи дипломатом. Его смерть наступила трагически, в Тегеране, где Александр Сергеевич выполнял функции посла Российской империи в Персии, когда толпа разъяренных религиозных фанатиков разгромила посольство и убила всех, кто там находился, за исключением посольского секретаря.

Жизнь и смерть Грибоедова стали знаковыми для России. Его исключительность стала пределом стараний дипломатов будущего, а его гибель серьезно поставила вопрос о безопасности российских дипломатических миссий, а также опасности и важности дипломатической службы.

Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883 гг.)

Современник упомянутого нами Грибоедова, Александр Горчаков – несомненно, был одним из величайших дипломатов всей российской истории. Он возглавлял Министерство иностранных дел Российской империи 25 лет и руководил внешней политикой страны во времена великих свершений: от европейских войн до мощного развития тогдашней системы международных отношений.

На долю Горчакова выпала сложная миссия – сделать так, чтобы Россия минимизировала свои потери, понесенные в ходе провальной Крымской войны. Александру Михайловичу удалось не только со временем добиться пересмотра Парижского договора, завершившего Крымскую войну в 1856 году, но и выдвинуть Российскую империю в число передовых дипломатических государств Европы.

Тандем Горчакова и императора Александра II в годы правления последнего позволили решать многие задачи внешней политики государства и постепенно вывести Россию на авансцену международных отношений.

Андрей Андреевич Громыко (1909 – 1989 гг.)

Андрей Андреевич Громыко заслуженно является самым уважаемым дипломатом советской, если не всей истории России. И это не просто так, ведь этот дипломат поставил абсолютный рекорд по длительности пребывания на посту российского министра иностранных дел – 28 лет. Более того, на долю Громыко выпала тяжелая задача не допустить Третьей мировой, на пороге которой стоял мир в эру Холодной войны.

В заслуги Громыко можно занести не только сохранения мира без серьезных столкновений между двумя системами – западной и коммунистической, – но и постоянно поступавшая от него инициативность в отношении укрепления мира. Громыко предложил множество международных договоров по разоружению, сокращению и нераспространению ядерных вооружений, запрещению испытаний оружия массового поражения и многое другое. Большая часть документов была принята международным сообществом и исполняется до сих пор.

Тем не менее, Громыко не забывал об интересах собственного государства и вел диалог с основными оппонентами на мировой арене (прежде всего, с США) с сильной позиции, что позволило говорить о нем как о жестком и прагматичном дипломате, знающем свое дело и защищающим идеалы государства, на благо которого он трудился.

Евгений Максимович Примаков (1929 – 2015 гг.)

Несмотря на то, что профессиональная дипломатическая карьера Примакова в роли министра иностранных дел РФ ограничилась всего двумя годами, он навсегда останется в ряду самых видных российских внешнеполитических деятелей. Главным образом, его основной заслугой на посту главы МИДа было то, что при нем российская дипломатия вновь обрела силу и достоинство, утраченные после развала СССР. Кроме того, Примаков задал новый тон всей российской дипломатии, что спровоцировало новый виток интереса молодежи к дипломатической карьере.

Именно благодаря Евгению Максимовичу, Россия, как принято сейчас говорить, стала «поворачивать на Восток», то есть перестала ориентироваться сугубо на Европу, а улучшать отношения с Китаем, Индией и другими крупными развивающимися государствами.

Россия всегда славилась своей дипломатией, и это факт, который невозможно оспорить никакими доводами. И когда из жизни уходят люди, отдавшие себя служению внешнеполитическим интересам своей страны, их кончина является трагедией и трауром для всей нации. Поэтому мы всегда должны помнить наших героев и чтить их память как людей, которые отчасти помогают нам не узнать, что такое война. Ведь одна из главных целей дипломатии – недопущение войны и сохранение мира.

(Все изображения взяты с сайта Wikimedia)

Истоки формирования российской дипломатической служ­бы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей госу­дарственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формиро­вание политической карты Восточной Европы тех лет от Кар­пат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтий­ского моря.

Одной из первых документально известных нам вех созда­ния древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. рус­ского посольства в Константинополь. Его целью было устано­вить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого по­бывало совместное посольство Византийской империи и Древ­ней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международно­го юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.

О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мо­номах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».

Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое госу­дарство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являв­шиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Полити­ческий раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для Рос­сии период в ее истории можно найти яркие примеры дипло­матического искусства. Так, князь Александр Невский, просла­вившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-кресто­носцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разо­рили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, доби­вался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для под­держки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разори­тельного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покро­вителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.

Из исторических источников известно, что свою деятель­ность Александр Невский строил на трех принципах, удиви­тельным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в си­ле Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международ­ного права: неприменение силы или угрозы силой, невмеша­тельство во внутренние дела других государств, неприкосновен­ность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.

Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовно­культурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он за­ключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейско­го экономического сообщества). При нем фактически было по­ложено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала исполь­зовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя неред­ко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Алек­сандра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизован­ного русского государства со столицей в Москве начала посте­пенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребо­валось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский пре­стол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). На­чав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвиди­ровать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе созда­вавшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с За­падом, где Рим был наиболее влиятельной политической си­лой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Мо­скву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.

Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. От­клонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо за­явил, что готов говорить с остальными государствами только на

равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что под­черкивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема ино­странных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлага­лись функции приема иностранных дипломатов, ведения пере­говоров, составления документов по посольским делам.

Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объедине­ния русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а междуна­родные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III ино­странцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное пра­вительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника рос­сийской дипломатии - Дня дипломатического работника. Воз­главил Посольский приказ один из наиболее образованных лю­дей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское де­ло. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, поль­ский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.

Во главе Посольского приказа стояли посольские или дум­ские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных на­чальников Посольского приказа был выдающийся русский ди­пломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «моло­дых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подья­чие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе терри­ториальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с госу­дарствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутст­вовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли про­екты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же воз­главляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.

Официальные дипломатические представительства иност­ранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к вы­работке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».

До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных ди­пломатических представительств в других государствах. Отно­шения с ними поддерживались через специально назначавших­ся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипло­матические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с запад­ными державами и стремления последних к развитию отноше­ний с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.

Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвое­ния им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посланника; посланники - аналог полномочного по­сланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направля­лось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, толь­ко в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической служ­бе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции послед­них входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо ди­пломатические переговоры им не разрешалось.

Высокое место в Посольском приказе занимал отдел перево­дов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иност­ранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в кон­це XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как ла­тынь, итальянский, польский, волошский, английский, немец­кий, шведский, голландский, греческий, татарский, персид­ский, арабский, турецкий и грузинский.

В целях изучения иностранных языков и приобретения на­выков дипломатического этикета, а также общения с иностран­цами Российское государство в те годы практиковало направле­ние за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одеж­ды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.

В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из ко­торых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие предста­вительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства дея­тельностью посольств Посольский приказ применял такой до­кумент, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, кото­рую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало высту­пать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и со­общались результаты проделанной посольством работы по каж­дой из статей наказа.

Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоре­нилась практика ведения регулярной систематизации всех ди­пломатических документов. Наиболее распространенной фор­мой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного ли­ца и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские кни­ги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систе­матизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким обра­зом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позво­лявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся до­кументы по мере необходимости.

Качественно новый этап в развитии российской дипломати­ческой службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразо­ваний во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотно­шений между суверенными государствами, основанной на взаим­ном обмене постоянными дипломатическими представителями, во­площающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломати­ческой системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор евро­пейского равновесия.

В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:

1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;

2) Боярскую думу заменил административный Сенат;

3) был упразднен сословный принцип формирования цен­тральной власти, начал действовать принцип профессиональ­ной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государст­венных чиновников;

4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;

5) введена практика обязательного взаимного информирова­ния русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.

При Петре I были осуществлены и другие важные преобра­зования. В частности, вскоре после вступления России в Север­ную войну Посольский приказ был преобразован в особую ди­пломатическую канцелярию - Посольскую походную канцеля­рию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешне­политических дел государства.

В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразо­вана в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорга­низации занял несколько лет, и поэтому окончательное орга­низационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформле­ния был положен документ - «Определение Коллегии иност­ранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иност­ранных дел.

«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались во­просы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомст­ва, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.

Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, кон­сулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии при­сваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Коллегия иностранных дел России состояла из двух основ­ных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим орга­ном было Присутствие, именно им принимались окончатель­ные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его замести­телем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполни­тельным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредствен­но занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяй­ственными и почтовыми делами. При этом секретная экспеди­ция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экс­педиции стоял секретарь.

Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы яв­лялись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальней­шем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.

По мере расширения международных связей России проис­ходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования импе­ратора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Тур­ции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китай­ский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития свя­зей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине россий­ское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным ди­пломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему си­ноду и Коллегии иностранных дел.

При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенден­ты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный ква­лификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профес­сиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор диплома­тических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приоб­ретения там навыков, необходимых для последующего зачисле­ния на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломати­ческая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в част­ности в людях, свободно владевших иностранными языками.

В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведе­нии внешнеполитического курса России. При этом сфера дея­тельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего то­му времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению сво­ей личной власти.

Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екате­рины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она лик­видировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Ека­терина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. им­ператрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновре­менно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повы­шены оклады ее президента и вице-президента.

По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представи­телю в Варшаве. Большинство же глав других русских диплома­тических представительств за границей именовались тогда ми­нистрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, минист­рами и генеральными консулами назначались специально под­готовленные люди - представители правящего сословия, полу­чившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распро­странением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высо­кую степень централизации, единоначалие, жесткую дисципли­ну, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Администра­тивная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреж­дены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иност­ранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Пер­вым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).

При Александре I был укреплен кадровый состав диплома­тической службы России; направлены российские послы в Ве­ну и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Ко­пенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константино­поль; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.

Административную реформу того времени завершил разра­ботанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельно­сти министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подраз­делений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).

Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образо­вании Министерства иностранных дел» Коллегия, была офици­ально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Соглас­но этому указу все поступающие на службу в систему Мини­стерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».

Во второй половине XIX в. преобразования в системе выс­ших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Мини­стерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государ­ственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он до­бился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публика­ций, управление окраинами Российской империи, ведение це­ремониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставше­го вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась раз­вивать широкие международные связи в политической и эко­номической сферах, набирала все больший международный по­литический вес.

Решение внешнеполитических задач, поставленных канцле­ром А. М. Горчаковым, потребовало значительного расшире­ния сети российских дипломатических представительств за ру­бежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:

Поддержание политических сношений с иностранными государствами;

Покровительство в чужих краях русской торговле и вооб­ще русским интересам;

Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;

Содействие удовлетворению законных требований ино­странцев по их делам в России;

Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей поли­тики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.

При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В част­ности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом ино­странцев. Вся дипломатическая переписка была переведена ис­ключительно на русский язык. Значительно повысились крите­рии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех прини­маемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иност­ранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ори­ентальная школа, в которой готовили специалистов по восточ­ным языкам, а также по редким европейским языкам.

Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иност­ранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого поли­тического отдела, бюро печати, правового отдела и информаци­онной службы. Вводилась система обязательной ротации чи­новников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, слу­живших в центральном аппарате Министерства и в его предста­вительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.

Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специаль­ный усложненный конкурсный экзамен для желающих посту­дить на дипломатическую службу. Проводило квалификацион­ный экзамен специальное «совещание», в состав которого вхо­дили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатиче­скую службу решался коллегиально.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным обра­зом изменила характер деятельности Министерства иностран­ных дел. В условиях вступления России в войну главной зада­чей Министерства стало обеспечение внешнеполитической об­становки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцеля­рия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмит­риевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.

Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. им­ператором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству ино­странных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:

1) защита русских экономических интересов за рубежом;

2) развитие торгово-промышленных сношений России;

3) укрепление русского влияния на почве церковных инте­ресов;

4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.

В соответствии с определенными названным законом зада­чами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из ко­торых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подраз­делением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осве­домления. В условиях войны возникла также потребность соз­дать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денеж­ных переводов тем, кто оказался на чужбине.

Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный ап­парат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оператив­ность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразде­лений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипло­матии в целом.

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Сотрудники центрального аппарата МИД и российских загранучреждений отмечают в субботу профессиональный праздник - День дипломатического работника. Именно 10 февраля 1549 года датируется первое письменное упоминание о Посольском приказе, когда царь Иван Грозный поручил думному дьяку Ивану Висковатому "посольское дело вести". За без малого 500 лет произошло множество событий, но принцип работы остался неизменным: отстаивание интересов Отечества, внешняя политика является продолжением внутренней.

"Оставленное нам наследие ко многому обязывает. Тем более что ситуация в мире не становится спокойнее", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, поздравляя коллег.

Приоритеты на мировой арене

Президент РФ Владимир Путин в поздравительном послании сотрудникам и ветеранам МИД напомнил об основных приоритетах работы - отстаивании ключевой роли ООН в мировых делах, консолидации международного сообщества в борьбе с угрозой терроризма, укреплении основ стратегической стабильности и режимов нераспространения оружия массового уничтожения. "Международная обстановка складывается весьма непросто, но, несмотря на очевидные трудности, вы многое делаете, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для устойчивого социально-экономического развития России, активно защищаете права российских граждан и соотечественников за рубежом", - сказал он.

"Дипломат на посту находится круглые сутки: в любой момент в какой-то части мира может произойти нечто, что потребует быстрой и грамотной реакции на основе хорошего анализа, который тоже должен быть экспресс-анализом", - обратил внимание глава МИД РФ.

Одной из главных проблем, порождающих другие, является кризис договороспособности западных партнеров. Подтверждением тому служат общее положение дел в Северной Африке и на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, обстановка на Украине и ситуация с реализацией соглашения по иранской ядерной программе, плачевное состояние российско-американских отношений. В Москве напоминают: попытки изолировать Россию и превратить ее в ведомое государство обречены на провал.

"Будем развивать наши партнерские, рабочие контакты со всеми странами, которые разделяют наш подход, - заявил Лавров. - Всегда будем открыты к тесному и честному взаимодействию на основе равноправия, взаимного уважения и баланса интересов".

Опора на традиции

Одним из первых дипломатических вояжей значится визит в Константинополь в 838 году, когда Русь была впервые представлена при дворе византийского императора как самостоятельное государство. Стоит особо выделить и "великое посольство" Петра Первого 1697-1698 годов.

"Посольский приказ" неоднократно менял официальную вывеску - министерство, коллегия, наркомат, а впервые нынешнее название появилось в сентябре 1802 года, министр именовался канцлером и был вторым лицом после императора. Многим победам страна обязана канцлеру Александру Горчакову - представителю первого выпуска Царскосельского лицея. После Крымской войны (1853-1856) он сумел вывести Россию из международной изоляции и вернул ей позиции военной морской державы. Пробовал себя на дипломатическом поприще и еще один лицеист - Александр Пушкин.

С "приказом" связаны и другие имена - Афанасия Ордина-Нащокина, Александра Грибоедова, Федора Тютчева, наркома Георгия Чичерина, министра Андрея Громыко.


Самое обсуждаемое
Русская графика конца XIX — начала ХХ века Интерьер в русской графике XIX - начала XX века Русская графика конца XIX — начала ХХ века Интерьер в русской графике XIX - начала XX века
Однородные члены предложения и знаки препинания при Однородные члены предложения и знаки препинания при "и
Экзистенциальное одиночество Экзистенциальное одиночество


top