Какие произведения писал твардовский. Творческий и жизненный путь твардовского александра трифоновича. Последние годы и смерть

Какие произведения писал твардовский. Творческий и жизненный путь твардовского александра трифоновича. Последние годы и смерть

Основной темой всего творчества писателя стала Великая Отечественная война. А созданный им герой-солдат Василий Теркин получил такую огромную популярность, что, можно сказать, превзошел самого автора. О жизни и творчестве удивительного советского писателя мы и поговорим в этой статье.

Александр Трифонович Твардовский: биография

Родился будущий поэт по старому стилю 8 июня (21 июня - по новому) 1910 года в деревеньке Загорье, что находится в Его отец, Трифон Гордеевич, был кузнецом, а мать, Мария Митрофановна, походила из семьи однодворцев (земледельцев, которые жили на окраинах России и должны были охранять ее границы).

Его отец, несмотря на свое крестьянское происхождение, был грамотным человеком и любил читать. В доме даже водились книги. Умела читать и мать будущего писателя.

У Александра был младший брат Иван, рожденный в 1914 году, который впоследствии стал литератором.

Детские годы

Впервые с произведениями русской классики познакомился дома Александр Трифонович Твардовский. Краткая биография писателя рассказывает о том, что в семье Твардовских был обычай - зимними вечерами кто-нибудь из родителей читал вслух Гоголя, Лермонтова, Пушкина. Именно тогда и приобрел любовь к литературе Твардовский, и даже начал сочинять первые стихи, еще толком не научившись грамотно писать.

Учился маленький Александр в сельской школе, и уже в четырнадцать лет начал рассылать в местные газеты небольшие заметки для публикации, некоторые из них даже были напечатаны. Вскоре Твардовский отважился отправить и стихи. Редактор местной газеты «Рабочий путь» поддержал начинание молодого поэта и во многом помог ему преодолеть естественную робость и начать публиковаться.

Смоленск-Москва

После окончания школы перебирается в Смоленск Александр Трифонович Твардовский (биография и творчество которого представлены в этой статье). Здесь будущий писатель хотел либо продолжить учиться, либо найти работу, но ни того, ни другого ему сделать не удалось - для этого требовалось хоть какая-нибудь специальность, которой у него не было.

Твардовский жил на гроши, что приносили непостоянные литературные заработки, для получения которых приходилось отбивать пороги редакций. Когда в столичном журнале «Октябрь» были напечатаны стихи поэта, он отправился в Москву, но и здесь удача ему не улыбнулась. В итоге в 1930 году Твардовский был вынужден вернуться в Смоленск, где и провел следующие 6 лет своей жизни. В это время он смог поступить в педагогический институт, который не окончил, и снова отправился в Москву, где в 1936 году был принят в МИФЛИ.

В эти годы Твардовский уже стал активно печататься, а в 1936 году вышла поэма «Страна Муравия», посвященная коллективизации, что и прославила его. В 1939 году вышел первый стихотворный сборник Твардовского «Сельская хроника».

Военные годы

В 1939 году был призван в Красную Армию Александр Трифонович Твардовский. Биография писателя в этот момент круто меняется - он оказывается в центре военных действий на Западной Беларуси. С 1941 года Твардовский работал в воронежской газете «Красная Армия».

Этот период характеризуется расцветом творчества писателя. Кроме известной поэмы «Василий Теркин», Твардовский создает цикл стихов «Фронтовая хроника» и начинает работу над знаменитой поэмой «Дом у дороги», которая была закончена в 1946 году.

«Василий Теркин»

Биография Твардовского Александра Трифоновича изобилует различными творческими достижениями, но самым большим из них является написание поэмы «Василий Теркин». Произведение писалось на протяжении всей ВОВ, то есть с 1941 по 1945 годы. Публиковалась она небольшими частями в военных газетах, тем самым поднимая боевой дух советской армии.

Произведение отличается точным, понятным и простым слогом, быстрым развитием действий. Каждый эпизод поэмы связан друг с другом только образом главного героя. Сам Твардовский говорил, что такое своеобразное построение поэмы было выбрано им, потому что он сам и его читатель может погибнуть в любую минуту, поэтому каждая история должна быть окончена в том же номере газеты, в котором была начата.

Эта повесть сделала Твардовского культовым автором военного времени. Кроме того, поэт был награжден за произведение орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

Послевоенное творчество

Продолжает активную литературную деятельность и после войны Александр Трифонович Твардовский. Биография поэта дополняется написанием новой поэмы «За далью - даль», которая была написана в период с 1950 по 1960 годы.

С 1967 по 1969 год писатель работает над автобиографическим произведением «По праву памяти». В поэме рассказывается правда о судьбе отца Твардовского, который стал жертвой коллективизации и был репрессирован. Это произведение было запрещено к публикации цензурой и читатель смог с ней познакомиться только в 1987 году. Написание этой поэмы серьезно испортило отношения Твардовского с советской властью.

Богата и прозаическими опытами биография Твардовского Александра Трифоновича. Все самое важное, конечно, было написано в стихотворной форме, но и было издано несколько сборников прозаических рассказов. Например, в 1947 году вышла книга «Родина и чужбина», посвященная ВОВ.

«Новый мир»

Не стоит забывать и о журналистской деятельности писателя. Долгие годы занимал пост главного редактора литературного журнала «Новый мир» Александр Трифонович Твардовский. Биография этого периода полна всевозможными столкновениями с официальной цензурой - поэту приходилось отстаивать право на публикацию для множества талантливых авторов. Благодаря стараниям Твардовского были напечатаны Залыгина, Ахматовой, Троепольского, Молсаева, Бунина и др.

Постепенно журнал стал серьезной оппозицией советской власти. Здесь печатались писатели-шестидесятники и открыто высказывались антисталинские мысли. Настоящей победой для Твардовского стало разрешение на публикацию рассказа Солженицына.

Однако после снятия Хрущева на редакцию «Нового мира» начали оказывать сильное давление. Это закончилось тем, что Твардовский был вынужден в 1970 году покинуть место главного редактора.

Последние годы и смерть

Александр Трифонович Твардовский, биография которого прервалась 18 декабря 1971 года, умер от рака легких. Писатель скончался в местечке что находится в Московской области. Тело писателя было захоронено на Новодевичьем кладбище.

Александр Твардовский прожил насыщенную и и оставил после себя огромное литературное наследие. Многие его произведения вошли в школьную программу и остаются популярны по сей день.

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Биография

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо на Смоленщине в семье кузнеца. Его отец Т.Г. Твардовский владел куском земли, однако семья постоянно нуждалась, «жили скудно и трудно». Писать стихи Твардовский начал еще в детстве. В 1924 году он начал посылать заметки о проблемах села в смоленские газеты, вскоре в газете «Смоленская деревня» появилось первое напечатанное стихотворение поэта «Новая изба». В 1928 году, собрав около десятка своих стихов, Твардовский отправился в Смоленск к М.В. Исаковскому, который работал редактором газеты «Рабочий путь». Исаковский открыл молодому талантливому автору дорогу в большую поэзию.

Самый значительный период в литературной судьбе, по признанию самого А.Т. Твардовского, пришелся на 1930-1936 годы. Это было время, когда происходила коренная перестройка деревни на основе коллективизации. Поэт поступает в Педагогический институт. Успешно окончив второй курс, переходит доучиваться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). В эти годы были написаны и опубликованы первые поэмы Твардовского «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936), где он изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Именно «Страну Муравию» Твардовский считает своим становлением как литератора.

Осенью 1939 года Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Потом в качестве спецкорреспондента фронтовой газеты участвовал в Советско-финской войне.

Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области), и тогда же на одном дыхании написал последнюю главу своей поэмы, ставшей атрибутом фронтовой жизни.

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», посвященная первым трагическим месяцам Великой Отечественной. В 1950 году Твардовского назначают главным редактором журнала «Новый мир», который сразу стал средоточием самой талантливой и прогрессивной литературы Советского Союза. В 1963 году Твардовский печатает повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикация стоила поэту много сил и труда. С 1964 по 1969 годы журнал переживает нелегкие времена, Твардовского преследуют, травят, ставят в вину публикацию сенсационной повести Солженицына. В 1969 году редколлегию «Нового мира» разгоняют.

Вскоре после разгрома журнала у Твардовского обнаружился рак легких. 18 декабря 1971 года поэта не стало.


Пребывание в Восточной Пруссии

В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Судьба поэта тесно связана с историей нашего края. Он прошел всю войну как спецкорреспондент самых популярных фронтовых газет – «Красная Армия» и «Красноармейская правда». Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Под впечатлением от этого события буквально за один день написал последнюю главу «Василия Тёркина».

Товарищ Твардовского по фронту и сотрудничеству в газете, автор романов «Высота», «Охота к перемене мест», «Земля, до востребования» Евгений Воробьев вспоминает: «Мне довелось вместе с ним в первые часы пересечь границу Восточной Пруссии перед городом Ширвиндтом (сейчас пос. Кутузово Краснознаменского района). Речка Шешупа с неподвижной пепельной водой. В низком, задымленном небе над Ширвиндтом смутно виднелся далекий шпиль – то ли кирха, то ли городская ратуша. Свежеотесанный черно-белый столб с надписью «Германия» в первые же часы был испещрен автографами. В дело пошли и уголек, и кинжал, и штык, и чернильный карандаш. Все торопились проехать через границу, воочию увидеть фашистское логово. А Твардовскому хотелось подольше постоять у пограничного столба, поглядеть, как бойцы переходят, переезжают через границу. Настороженно вглядывались вперед – доведется ли нам вернуться на родину?»

Список использованной литературы:

  1. Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина (страницы из фронтовой жизни А.Т. Твардовского). – Минск: Беларусь, 1985.
  2. Воспоминания о Твардовском. – М.: Советский писатель, 1982.
  3. Казаченок П.П. Голоса памяти. – Калининград: Калининградская правда, 2005.
  4. Карапетьян Е., Кравченко Ю. Фейерверк над Тапиау // Краеведческий альманах «Отечество». 2006. №4. С. 6 – 9.
  5. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М.: Художественная литература, 1985.
  6. Кравченко Ю., Сухинина В. Он в свою ходил атаку (К 100-летию А.Т. Твардовского) // Краеведческий альманах «Отечество». 2010. №8. С. 139-141.
  7. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. – М.: Республика, 1993.
  8. Трифоныч (От редакции) // Параллели. 2010. №8. С. 30-31.

Призванный в 1939 году в армию, А. Твардовский участвовал в финской кампании 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты. Событиям тех лет посвящены цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939-1940) и прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы в 1969 году). Весной 1940 года Твардовский был награждён орденом Красной Звезды.

На смену юношескому порыву вырваться из отцовского хутора приходит понимание: малая родина - вот чем силён поэт. Заметим, что именно Твардовский обогатил наш словарь этим понятием.

Постепенно лирический герой Твардовского осознаёт себя частицей исторического времени, которое вмещает и память о прошлом - о детстве, о родном доме. День сегодняшний мыслится им как продолжение прошедшего и исток будущего.

Многое было дано понять Твардовскому ещё «на той войне незнаменитой», на которой он оказался в 1939 году. Память - это нить, связующая человека с историей, с народом, с отчим домом, с жизнью, наконец. Одним из аспектов темы памяти в лирике Твардовского военных лет стало воспоминание о мирной, довоенной жизни, описанием которой сменялся рассказ о военных событиях, подчёркивая нелепость, противоестественность происходящего.

И, шевеля в губах окурок,
Сонливо глядя на огонь,
Боец, парнишка белокурый,
Тихонько трогает гармонь.

И все пришедшие погреться
Сидят сговорчивым кружком,
Сидят на корточках, как в детстве,
Как в поле где-нибудь, в ночном...

«Зима, под небом необжитым...», 1940

В годы Великой Отечественной войны поэт ещё не раз будет обращаться к этому опыту, сопоставляя, переживая его снова и снова, а спустя три десятилетия подготовит цикл «Стихи из записной книжки» (1961), который составят особенно, если можно так сказать, «личные» произведения, соединившие все аспекты темы памяти. Поэт размыкает границы пространства и времени, делая читателя участником событий, которые переживает лирический герой. По жанровой природе цикл «Стихов из записной книжки» близок лирическому дневнику в прозе, расцвет которого пришёлся на послевоенные годы.

Из записной потёртой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,
А всё ещё бегом бежал,
Да лёд за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу, -
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убиты
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Две строчки, 1943

Специальным корреспондентом фронтовой печати Твардовский участвовал в Великой Отечественной войне с первых её дней. Он выступал в армейской и фронтовой печати с очерками, стихами, фельетонами. Были опубликованы стихи поэта, объединённые во «Фронтовую хронику» (1941-1945), многочисленные очерки и корреспонденции. Главным трудом этих лет стала поэма «Василий Тёркин» (1941-1945). Поэма представляет собой свободное повествование, композиционным центром которого является сквозной образ заглавного героя - рядового солдата Василия Тёркина. В этом образе поэт воплотил черты «обыкновенного» парня, который «В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе...».

В годы войны были написаны стихотворения «Война - жесточе нету слова...» (1944), «В поле, ручьями изрытом...» (1945). Твардовский работал над книгой очерков «Родина и чужбина» (1942-1946).

Ощущением времени пронизана и пейзажная лирика военных лет. Время осознаётся как философская категория, оно принадлежит вечности, в которой соединяются жизнь и опыт разных поколений. «Ноябрь», «Отцов и прадедов примета...», «Перед войной, как будто в знак беды...» - эти и другие стихотворения входят во «Фронтовую хронику» Твардовского.

В свой полный цвет входило лето,
Земля ломилась, всем полна...
Отцов и прадедов примета, -
Как будто справдилась она:

Гром грянул - началась война...

«Отцов и прадедов примета...», 1942

Поэзия А.Т. Твардовского удивительно точно передаёт глубокую народную философию, отражает крестьянское понимание жизни. Она наполнена народными просторечными словами, значение каждого из которых нам теперь не только нужно проверить по словарю (зачастую и нет их в словарях), но и осознать. «Справдилась» - одно из таких слов. Примета стала «правдой» - истинным, т. е. реальным событием. «Правда» не в войне, а в дедовских приметах, в исторической мудрости, опыте народа. В одном слове выражена идея целого произведения.

В первый год войны Твардовский начал создавать лирическую поэму «Дом у дороги», завершённую в 1946 году (Сталинская премия 1947 года). В поэме, написанной в форме путевого дневника, отразились впечатления поэта от поездок по Уралу и Сибири. Образ дороги не только конкретен (дорога из Москвы во Владивосток), но и символичен - лирический герой размышляет о «дороге» жизни. В стремлении к правде Твардовский затрагивает проблему ответственности своего поколения за создание и поддержку политического мифа о Сталине - мудром правителе.

Советская литература

Александр Трифонович Твардовский

Биография

ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910−1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967−1969, опубл. 1987).

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939-1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом… и Я знаю, никакой моей вины… Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников - критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой - «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950−1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

Твардовский Александр Трифонович, является известным русским поэтом. Он родился 8 июня 1910 года в деревне Загорье, которая находится в Смоленской области. Отец будущего поэта был кузнецом, которого во время революции раскулачили и отправили в ссылку. О судьбе многих жертв коллективизации того времени, Твардовский написал в своём произведении "По праву памяти".

Александр писал стихотворения с самого детства. Его первое произведение было опубликовано в 1931 году. Называлась эта поэма "Путь к социализму". Во время своей учёбы в Смоленском педагогическом институте и в Московском институте философии, он не забывал писать и статьи. Твардовский стал известен, после выхода в широкий круг читателей его поэмы "Страна Муравия".

С 1939 по 1940 годы он служил в армии военным журналистом. Принимал участие в походах на Польшу и в финской войне. Во время Второй мировой войны он был фронтовым корреспондентом. Писал статьи для многих газет. Кроме этого, он занимался творчеством, писал свои "хроники фронтовых лет". Это название определяет содержание данного произведения. Благодаря тому, что он был директором "Нового мира", удалось опубликовать произведения многих советских писателей. А в 1961 году, Твардовский смог опубликовать повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича". По воле высших чиновников, в 1970 году, Твардовского смещают с должности главного редактора. Это сильно повлияло на душевное состояние поэта, который был одновременно большим человеком в партии и "неофициальным оппозиционером". Несмотря на то, что его поэма "За далью даль" была признана советскими критиками, и удостоена Ленинской премии в 1961 году, другие его произведения, так и небыли опубликованы.

Первые стихи Александра Трифоновича Твардовского были напечатаны в смоленских газетах в 1925—1926 гг., однако известность пришла к нему позже, в середине 30-х, когда была написана и опубликована “Страна Муравия” (1934—1936) — поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. В ней ярко проявился самобытный талант поэта.

В своих произведениях 30—60-х гг. он воплотил сложные, переломные события времени, сдвиги и перемены в жизни страны и народа, глубину всенародно-исторического бедствия и подвига в одной из самых жестоких войн, которые переживало человечество, по праву заняв одно из ведущих мест в литературе XX столетия.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 г. на “хуторе пустоши Столпово”, относящемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой многодетной семье крестьянина-кузнеца. Заметим, что позже, в 30-е гг., семью Твардовских постигла трагическая судьба: во время коллективизации они были раскулачены и сосланы на Север.

С самого раннего возраста будущий поэт впитал любовь и уважение к земле, к нелегкому труду на ней и к кузнечному делу, мастером которого был его отец Трифон Гордеевич — человек весьма своеобычного, крутого и жесткого характера и вместе с тем грамотный, начитанный, знавший на память немало стихов. Чуткой, впечатлительной душой обладала мать поэта Мария Митрофановна.

Как позже вспоминал поэт в “Автобиографии”, долгие зимние вечера нередко посвящались в их семье чтению вслух книг Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Некрасова, А.К. Толстого и Никитина... Именно тогда в душе мальчика и возникла подспудная, неодолимая тяга к поэзии, в основе которой была сама близкая к природе деревенская жизнь, а также черты, унаследованные от родителей.

В 1928 г., после конфликта, а затем и разрыва с отцом, Твардовский расстался с Загорьем и переехал в Смоленск, где долго не мог устроиться на работу и перебивался грошовым литературным заработком. Позже, в 1932 г., он поступил в Смоленский педагогический институт и одновременно с учебой ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи и заметки о переменах в сельской жизни. В это время кроме прозаической повести “Дневник председателя колхоза” он пишет поэмы “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), в которых преобладает разговорный, прозаизированный стих, названный самим поэтом впоследствии “ездой со спущенными вожжами”. Они не стали поэтической удачей, но сыграли свою роль в становлении и быстром самоопределении его таланта.

В 1936 г. Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ) и в 1939 г. окончил его с отличием. В том же году он был призван в армию и зимой 1939/40 г. в качестве корреспондента военной газеты участвовал в войне с Финляндией.

С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовский был ее активным участником — специальным корреспондентом фронтовой печати. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте, он прошел по ее дорогам от Москвы до Кенигсберга.

После войны, помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, он в течение ряда лет был главным редактором журнала “Новый мир”, последовательно отстаивая на этом посту принципы истинно художественного реалистического искусства. Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей — прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, А. Солженицына и Ю. Трифонова, А. Жигулина и А. Прасолова и др.

Становление и формирование Твардовского-поэта относится к середине 20-х гг. В период работы сельским корреспондентом смоленских газет, где уже с 1924 г. публиковались его заметки о деревенской жизни, он печатает там и свои юношеские, непритязательные и еще несовершенные стихи. В “Автобиографии” поэта читаем: «В газете “Смоленская деревня” летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение “Новая изба”. Начиналось оно так:

Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы с весною
Здесь на новый, советский лад...»

С появлением “Страны Муравии” (1934—1936), свидетельствовавшим о вступлении ее автора в пору поэтической зрелости, имя Твардовского становится широко известным, а сам поэт все более уверенно заявляет о себе. Тогда же он пишет циклы стихов “Сельская хроника” и “Про деда Данилу”, стихотворения “Матери”, “Ивушка”, ряд других заметных произведений. Именно вокруг “Страны Муравии” группируется складывающийся противоречивый художественный мир Твардовского с конца 20-х гг. и до начала войны.

Сегодня мы иначе воспринимаем творчество поэта той поры. Следует признать справедливым замечание одного из исследователей о произведениях поэта начала 30-х гг. (с известными оговорками оно могло бы быть распространено и на все это десятилетие): “Острые противоречия периода коллективизации в поэмах, по сути, не затронуты, проблемы деревни тех лет лишь названы, и решаются они поверхностно-оптимистически”. Однако, думается, к “Стране Муравии” с ее своеобразным условным замыслом и построением, фольклорным колоритом это вряд ли можно отнести безоговорочно, равно как и к лучшим стихам предвоенного десятилетия.

В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...”, но главный его труд военных лет — создание лиро-эпической поэмы “Василий Теркин” (1941—1945).

Эта, как назвал ее сам поэт, “Книга про бойца” воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Параллельно Твардовский пишет цикл стихов “Фронтовая хроника” (1941—1945), работает над книгой очерков “Родина и чужбина” (1942—1946).

Тогда же им были написаны такие шедевры лирики, как “Две строчки” (1943), “Война — жесточе нету слова...” (1944), “В поле, ручьями изрытом...” (1945), которые были впервые опубликованы уже после войны, в январской книжке журнала “Знамя” за 1946 г.

Еще в первый год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма “Дом у дороги” (1942—1946). «Тема ее, — как отмечал поэт, — война, но с иной стороны, чем в “Теркине”, — со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

В 50-е гг. Твардовским была создана поэма “За далью — даль” (1950—1960) — своеобразная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Параллельно с “За далью — даль” поэт работает над сатирической поэмой-сказкой “Теркин на том свете” (1954—1963), изображающей “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, «поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра».

В последние годы жизни Твардовский пишет лирическую поэму-цикл “По праву памяти” (1966—1969) — произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, “По праву памяти” вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40— 60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась “жестокая память” войны (“Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Сыну погибшего воина” и др.), а также ряд лирических стихотворений, составивших книгу “Из лирики этих лет” (1967). Это сосредоточенные, искренние и самобытные раздумья о природе, человеке, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.

В написанном еще в конце 50-х гг. и по-своему программном стихотворении “Вся суть в одном-единственном завете...” (1958) поэт размышляет о главном для себя в работе над словом. Речь в нем идет о сугубо личностном начале в творчестве и о полной самоотдаче в поисках неповторимо-индивидуального художественного воплощения жизненной правды:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. He скажет — пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В поздних стихах Твардовского, в его проникновенно-личностных, углубленно-психологических переживаниях 60-х гг. раскрываются прежде всего сложные, драматические пути народной истории, звучит суровая память Великой Отечественной войны, отзываются болью нелегкие судьбы довоенной и послевоенной деревни, вызывают сердечный отзвук события народной жизни, находят горестное, мудрое и просветленное решение “вечные темы” лирики.

Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко подмечает, “как после мартовских метелей, / Свежи, прозрачны и легки, / В апреле — вдруг порозовели / По-вербному березняки”, он слышит “невнятный говор или гомон / В вершинах сосен вековых” (“Мне сладок был тот шум сонливый...”, 1964), жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далекую пору детства.

Нередко поэт строит свои философские раздумья о жизни людей и смене поколений, об их связи и кровном родстве так, что они вырастают как естественное следствие изображения природных явлений (“Посаженные дедом деревца...”, 1965; “Газон с утра из-под машинки...”, 1966; “Береза”, 1966). В этих стихах судьба и душа человеческая непосредственно смыкаются с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи.

Особое место в творчестве поэта занимают тема и образ матери. Так, уже в конце 30-х гг. в стихотворении “Матери” (1937, впервые опубликовано в 1958) в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубокое сыновнее чувство, но и обостренный поэтический слух и зоркость, а главное — все более обнаруживающее себя и крепнущее лирическое дарование поэта. Стихи эти отчетливо психологичны, в них как бы отраженно — в картинах природы, в приметах неотделимой от нее сельской жизни и быта — возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:

И первый шум листвы еще неполный,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо —
Мне всякий раз тебя напоминают.

И совсем иначе, глубоко трагедийно звучит чувство сыновней скорби в цикле “Памяти матери” (1965), окрашенном не только острейшим переживанием невозвратимой личной утраты, но и болью всенародных страданий в годы репрессий.

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Ho непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Твардовский, как всегда в своей лирике, предельно конкретен и точен, вплоть до деталей. Ho здесь к тому же само изображение глубоко психологизировано, и буквально все дано в ощущениях и воспоминаниях, можно сказать, глазами матери:

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
He столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная.
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...

В последнем из стихотворений этого цикла: “ — Ты откуда эту песню, / Мать, на старость запасла?..” — возникает столь характерный для творчества поэта мотив и образ “переправы”, который в “Стране Муравии” представал как движение к берегу “новой жизни”, в “Василии Теркине” — как трагическая реальность кровавых боев с врагом; в стихах “Памяти матери” он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни:

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...

В поздней лирике поэта с новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема преемственности поколений, памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом, которая пронзительной нотой входит в стихотворения “Ночью все раны больнее болят...” (1965), “Я знаю, никакой моей вины...”(1966), “Лежат они, глухие и немые...” (1966).

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Своей трагической недосказанностью эти стихи тем сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни. И эта неотпускающая боль “жестокой памяти” и вины, как можно было видеть, относится поэтом не только к военным жертвам и утратам. Вместе с тем раздумья о человеке и времени, пронизанные верой во всесилие людской памяти, оборачиваются утверждением жизни, которую человек носит и хранит в себе до последнего мгновения.

В лирике Твардовского 60-х гг. с особой полнотой и силой раскрылись существенные качества его реалистического стиля: демократизм, внутренняя емкость поэтического слова и образа, ритма и интонации, всех стиховых средств при внешней простоте и незамысловатости. Сам поэт видел важные достоинства этого стиля в первую очередь в том, что он дает “во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни”. Вместе с тем его поздним стихам свойственны психологическая углубленность и философская насыщенность.

Твардовскому принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоятельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии (“Слово о Пушкине”, “О Бунине”, “Поэзия Михаила Исаковского”, “О поэзии Маршака”), отзывы и рецензии об А. Блоке, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме и других, вошедшие в книгу “Статьи и заметки о литературе”, выдержавшую несколько изданий.

Продолжая традиции отечественной классики — Пушкина и Некрасова, Тютчева и Бунина, разнообразные традиции народнопоэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX в., Твардовский продемонстрировал возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие несомненно и плодотворно.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top