Князь великий бус белояр. русколань Князь белояр

 Князь великий бус белояр. русколань Князь белояр

Года захватить в плен и распять Божа, его сыновей и 70 антских старейшин. Но уже через год Винитар погиб в бою с гуннским царём Баламбером.

Академик М. H. Тихомиров сопоставил имя Божа с племенным названием бужан, живших по Западному Бугу и имевших известный во времена Киевского государства город Бужск или Бозк. Г. В. Вернадский увязывал с известием Иордана свидетельство арабского автора X века Масуди о вожде народа valinana (другим названием волынян по летописи является бужане), повелевавшем некогда славянами, по имени Маджак, считая, что это искаженное имя Божа. Е. Ч. Скржинская предположила что слово «Бож» является искажённым славянским титулом «вождь» или «вож», хотя и подчёркивала что славянский лидер мог иметь имя «Вождь».

Н. Г. Головин в а за ним Е. М. Огоновский впервые связали имя Божа с «временем Бусовым», упомянутым в «Слове о полку Игореве » («Се бо готскія красныя дѣвы... поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю» ). Этого же мнения придерживались А. А. Шахматов , Д. С. Лихачёв , Б. А. Рыбаков и др. известные историки. Против этой точки зрения выступил в А. А. Васильев, отметивший что естественнее было бы отнести имя Буса к какому-либо половецкому хану, а не жившему в IV веке анту. О. Б. Творогов также назвал гипотезу Головина-Огоновского сомнительной и искусственной. В "Слове" также упоминаются "бусовы вороны", кричащие у города Плесньска (Плесенска), что часто упускается исследователями из виду. "Бусовы (босуви) врани" переводится обычно как "серые вороны". Город Плесенск находился на Волыни, в верховьях Западного Буга. Именно со словом "серый" и стоит связать происхождение имени Буса. В словаре В. И. Даля слово «бусый» означает «серый», «дымчатый», «темно-голубо-серый», «буро-дымчатый».

Трактовка упоминания Буса в "Слове" в связи с рассказом Иордана может быть следующей. Князь Святослав видит во сне приближающуюся беду или смерть. Среди прочих символов на это указывают и "бусовы вороны", перекликаясь со "временем Бусовым". Во сне "бусовы вороны", прокрича у Плесенска, летят к синему морю. Несколькими строками ниже в тексте у синего моря о времени Буса поют готские девы. Бож был разбит готами, двигавшимися с востока, в Причерноморье или в низовьях Днепра, именно там помещает антов Иордан. Следовательно, полет воронов указывает о направлении похода Буса и, возможно, на причину поражения из-за разногласий среди антов. Волыняне и соседние с ними племена, как следует из записанных легенд, редко находились в согласии с полянами и их соседями. "Время Бусово" - это время после гибели князя, когда анты оказались в бедственном положении и попали под власть гуннов ("хинови" в тексте "Слова"). Синонимом "времени Бусову" некоторые исследователи называют "седьмой век Трояна", который указывает на IV век от Р.Х. Также во сне Святослава говорится о "дебри Кисани", которая появляется у городской стены Киева. Этот символ можно связать с лесом, в котором князь Кий по легенде, основал языческий храм и город Киев. С именем Кия легенды связывают возвышение полян и укрепление союза между племенами, а также борьбу за независимость от степняков. Деятельность Кия приходится на период с конца V века по VII век, когда анты вновь становятся могущественным союзом. Таким образом, Святослав видит во сне период между смертью Буса и основанием Киева, когда антский союз практически не существовал. (Прозоров С.Л. Историческая мистика «Слова о полку Игореве»//Человек в культуре России: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. - 112 c. - C.41-42.)

Говоря о положении Божа(Буса), историки склонны видеть в нем союзного вождя, "светлого князя", "князя князей", власть которого была наследственной, но ограничивалась "вельможами", представителями племенной знати.

Некоторые историки, в том числе и Б. А. Рыбаков , отождествляют Божа (Буса) с героем адыгейского эпоса Баксаном. Предание о Баксане воспроизводит Шора Ногмов в рукописи "Предания черкесского народа" (или "Истории адыхейского народа", написанной к 1844 году). "Говорят, что он был убит готфским царем со всеми своими братьями и восьмидесятью знатнейшими нартами". "Гутские истязания не прекращаются, весь антский народ пришел в отчаяние, потому что восемь пар волов привезли его тело на родину". Сам Ногмов считал антов и Божа предками адыгов. Г. В. Вернадский и другие авторы считали антов Божа аланами.

На берегу реки Этоко на Кавказе находилось гранитное изваяние , называемое кабардинцами «Дука Бек». Впервые его описал Иоахим Гюльденштедт в , в 1850-е памятник перевезли в московский Исторический музей. Датировки скульпутры самые разнообразные: от IV до XII века. По утверждению переводчика и популяризатора «Велесовой книги » А. И. Асова эта скульптура изображает Буса и руководство музея целенаправленно скрывает его от исследоваталей и посетителей. Сторонники подлинности «Велесовой книги » отождествляют Божа с Бусом Белояром, упомянутым в данном тексте.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бус Белояр" в других словарях:

    Bus Beloyar - (Бус Белояр) was a slavic kniaz who ruled Ruskolan (Русколань) state in the 4th c. A.D., in its capital Kiyar and fought against Huns in east, Romans in south and Germans in West, against Goths king Hermanarich, and was eventually crucified by… … Wikipedia

    «ВЛЕСОВА КНИГА» - [«дощечки Изенбека»], подделка под древнерус. произведение, выполненная в сер. XX в. (?), по видимому, Ю. П. Миролюбовым. «В. к.» рассказывает об истории славян русов со времени «за 1300 лет до Германариха» (гот. вождь, погибший в 375 по Р. Х.),… … Православная энциклопедия

    На Викискладе? … Википедия

    Символика ССО СРВ Союз славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) одно из крупных российских родноверческих (неоязыческих) объединений. Содержание … Википедия

Книги

  • Константин и патриарх Феофилакт , Давид Кизик. Беседа базилевса и патриарха о первых христианах. Дука Бус Белояр второе сошествие Мессии. Реформа отца Дамасия в Риме. Рекс Аттила и папа Лев. Религиозные сектанты. Иконоборчество от Ирины…

Князь Великий Бус Белояр

В начале 4-го века в Приэльбрусье, арийский князь Дажин основал страну, под названием Арсавия (АРИЯ), со столицей Киярой, где было Ведическое Святилище и Храм Солнца. ЕГО СЫН - Буc Белояр - великий князь Руси Ведической, н аследник престола Русколани – родился 20 апреля 295 года н.э, в племени Русов-Антов, на границе Персии, при его рождении так же явилась новая звезда – комета. Об этом упоминает древнеславянская рукопись IV века "Боянов Гимн", рассказывающий о звезде Чигирь – (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочеты предсказали его великое будущее: Правил Князь Бус, его братья и сестра в священном граде Кияре – (Сар-граде) близ Эльбруса, основанном за 1300 лет до падения Русколани.

Буса Белояра и братьев его обучали Волхвы, рано постигли они мудрость Русов по священным книгам, которые хранились в древних храмах. По преданию, эти храмы построили много тысяч лет назад Арии, пришедшие с севера после природной катастрофы. Возле града стояло огромное святилище – Храм Солнца, служил в нем волшебник-жрец Китоврас. Это было сооружение для астрономических наблюдений, и вычеслений временных циклов, подобен он был Уральскому Аркаиму, но более мощный. В Храме Солнца - Бус и братья прошли посвящение. Пройдя этот путь Священного Ученичества, они стали ведунами - то есть ведающими, теми, кто в совершенстве знает Веды.

До высшей степени, до степени Побуда - пробужденного, духовного учителя и благовестника воли Богов, так Бус и Златогор стали Посвященными Храма Солнца. Великим культурным деянием князя – волхва была реформа Веры. В это время составлялись святые песни-сказы о жизни. О том, что душа Праведника переходит через речку Смородину, по Калинову Мосту - в светлый мир Нави . Бус усовершенствовал уже существующий календарь, основанный на "Звёздной книге Коляды". Бус Белояр, стал благовестником воли Богов. Отправившись за невестой на остров Родос, он принял участие в спорах с богословами на Никейском соборе 325 года, а вернувшись, стал проповедовать учение о Пути Прави, то есть Православие, соединив чистое учение Христа с Ведической Верой.

Но многие Анты, не поняли Новой Реформации, против такого смешения Весты и Христианства был даже отец самого Буса - князь Дажин. Но его отец понимал, что перечить Бусу-Побуду не может, и совместно приняли решение. Бус должен с народом, который его поддерживает, идти на запад, в Приднепровье. В тех краях Князь Орей основал Голуньское княжество, которое стало крупнейшим в составе славянской державы Русколань , которая простиралась от Северного Кавказа до реки РА (Волги) и далее до Карпатских гор. В дальнейшем часть родов Антов из-за сильных засух переселилась из западных земель (территорий Молдавии и Румынии) - в нижнее течение реки Дунай, а затем – среднее Поднепровье.

На этих территориях возник мощный Антский союз, Анты заключили военный и общественный союз с Сарматами и Росколанами. В это мощный Союз вошел и великий Князь Бус Белояр, вернувшийся со своим народом из Киявы Кавказской. Так возникла Великая Русколань! В городе ГЕЛОН – Голуньского Княжества – западной части Русколани, стали Бус и брат его Златогор – правителями. У князя Буса был родной сын, когда он вырос, стал петь баллады об отце и играть на гуслях, не было равных в пении Бояну. Древнейшая столица древней Русо-Арийской Державы – Гелон, основан он был древним племенем будинов – светловолосыми, голубоглазыми людьми, и были они русами, впоследствии жили в нем западные скифы.

Это был древнейший сакральный город, в Северном Причерноморье, где процветала Ведическая Вера. ГЕЛОН - Древнерусского слово – это Место Бога Ра-Солнца, как Божественной Сути всего Рода Белой Расы. «ГЕЛОН» – это Светлый Город, по древним преданиям был там главный Храм Бога Агуны - Духа Огня. Первый Гелон был сожжён царём Персов Дарием во время его неудачного похода в Скифию, в 513 году до нашей эры, и после которого он вернулся в Азию лишь с остатками своей гвардии. Город Голунь после этого был восстановлен в другом месте, и ещё долго являлся столицей Русколани.

Готы

Как раз в это время у границ Русколани появилась несметная сила - готы. Германское племя, предки которых были эммигрантами с Атлантиды, и на протяжении столетий проживающие в Скандинавии, (на территории Швеции и Норвегии). вождь Германарех действительно был очень умелым полководцем, он воспользовался, что многие славянские племена на севере в Европе были раздроблены, а остальные народы заметно ослаблены, в том числе и непобедимый Рим. Бус Белояр понимал, что война с этим жестоким народом принесет много бед и жертв среди мирного населения. Запросил он Мира у Германареха, старый вождь долго думал, но увидев на переговорах сесетру Буса – Лыбедь, спросил ее себе в жены.

Ради Мира, братья согласились. Германарех почти всю жизнь провел в завоеваниях народов, женился на сестре Буса Белояра когда ему было уже 108 лет, это было незадолго до его гибели. Но красавица Лыбедь полюбила сына Германареха, и стала встечаться с Рандовером тайком, затем влюбленные решили убежать. Узнал старый вождь об этом, люто возненавидел обоих, отдал приказ поймать и доставить их на суд, затем родного сына убил, Лыбедь бросил под копыта лошадей. Братья Бус и Златогор впали в отчаяние от горя, и решили обязательно отомстить.

Посчитав себя свободным от заключенного со славянами договора, Германарех двинулся со своим войском в самое сердце Русколани. И тут впервые за много лет славянам удалось объединиться, собрать большое войско и дать совместный отпор! И ждал Буса Белояра огромный успех, войско непобедимого Германареха Анты побили, а его самого взяли в плен. Встретились братья-князья с Германарехом, и в споре воткнули меч в его бок, в знак расплаты за сестру, которая погибла по прихоти тирана. В страшных муках боли умирал старый вояка, после чего уже ни воевать, ни даже жить долго не смог. Но Бусу не удалось долго праздновать, потому что Ночь Сварога еще долго длилась. Вместо Германареха править стал его племянник, Амал Винитарий, которого еще называли Вендом, мать его была из славянского рода.

В первом бою со славянами, был он побежден и отступил, но снова стал собирать огромное войско. Амал Винитарий знал еще одно - Бус никогда не поднимет меч против своих же славян, а потому попросту подкупил голуньского воеводу перейти на свою сторону. И когда встал вопрос, убивать ли своих братьев славян или погибнуть самим, тем более в Ночь Сварога, Бус и его князья предпочли гибель тела - гибели Духа. Они не подняли мечи против голунян, поэтому стали просить мира у Виниттария, тот сказал, чтобы князья явились без оружия к Венду.

Бус и Златогор и еще 70 воинов его дружины сдались этому подлому человеку, не хотели они кровь славянскую проливать. И в ночь на 21 марта 368 года н.э. СВЯТОЧИ были распяты на крестах. В летописях сказано, что в ту трагическую ночь состоялось лунное затмение и мощное землетрясение на всем побережье Черного моря, были сильные разрушения даже в Константинополе. Сняли с крестов тела Буса и иных старешин в пятницу.

Потом их повезли на Родину – в страну Арсавию, по кавказскому преданию, обоз с телом Буса и иных старешин тянули восемь пар волов. Когда делегация достигла Храма Солнца, Жена Буса велела насыпать над их могилой курган на берегу реки, и воздвигла на кургане памятник, сделанный греческими мастерами, с древними словами: О-ом хайэ! Бус - Побуд Руси Божией! -Боже Бус! Ярь Бус! 5875, 31 лютеня. «Побуд Руси Божьей», судьбоводитель, ниспосланный богами.

Вдова Буса Эвлисия, также велела переименовать протекающую мимо кургана реку Альтул в Баксан, то есть реку Буса. Согласно преданию, на третий день после сво­ей гибели Бус воскрес и, поднявшись на гору, вос­парил в небеса. Потом не раз он из Прави защищал Русь, чтобы помогать своим потомкам. Духом своим!

Электронная книга Стеллы Амарис

"Звездные Арии"

Князь Бус Белояр — великий князь Руси Ведической, наследник престола Русколани – Антии. Родился 20 апреля 295 года н.э. Убит готами в ночь с 20 на 21 марта 368 года.
В готском и яартском эпосе он упоминается под именем Баксака (Бус-Бусан-Баксан), в византийских летописях — Бож.

О, Бус Белояр! Сколько же «копий сломано» в словестных дуэлях между скептиками и сторонниками версии твоего существования! Этот вопрос действительно тревожит пытливые умы многих людей. Ведь речь идёт о древнейшей истории славян. Современная история безапелляционно настаивает на нормандской версии возникновения государственности на Руси, автором которой был немецкий ученый Миллер. Мол в 862 году, дикие и ничего не умеющие русичи от своей беспомощности пригласили заграничного менеджера Рюрика, дабы Он навел порядок. А до этого необразованные славяне жили в землянках, занимались собирательством и питались кореньями да просом. При этом государственные деятели, просвещённые ученые мужи, как в прошлом, так и ныне, а так же религиозные деятели из РПЦ с энтузиазмом поддерживают эту идею. Известно, что активным противником теории Миллера был русский ученый М.В. Ломоносов. О его противостоянии с немецким ученым я расскажу чуть позже в другом разделе сайта, всё-таки эта статья посвящена Бусу.

Неоспоримый факт, подтверждающий реальное существование князя Буса нашёл отражение в «Слове о полку Игореве» . Там есть такие слова: «Девы готские у края Моря синего живут. Русским золотом играя, Время Бусово поют» .

Готский историк VI века Иордан в труде «История готов» повествовал о походе готов во главе с Германарехом на восток, где упоминал род Россомонов (русколан) и имя Буса и его брата Златогора:«Неверный род росомонов (русколан)… воспользовался следующим удобным случаем… Ведь после того как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунхильда (Лебедь) из названного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым коням и побудив лошадей бежать в разные стороны, ее братья Сар (царь Бус) и Аммий (Злат), мстя за гибель сестры, ударили мечом в бок Германареха». Безусловно, это спорная версия существования Буса Белояра, но в тоже время упоминание о Роксолани или по другому Русколани всё-таки бесспорно.

Однако, в другом спорном историческом документе «Велесовой книге», находится подтверждение истории рассказанной Иорданом: «И была повержена Русколань от готов Германареха. И он взял жену от рода нашего и убил ее. И тогда вожди наши потекли на него и Германареха разбили».

Это же подтверждает М.В. Ломоносов: «Сонильду, знатную роксоланскую женщину, Ерманарик велел разорвать лошадьми за убег мужа. Братья ее Сар и Аммий, отмщая смерть сестрину, Ерманарика в бок прокололи; от раны умер ста десяти лет».


На этом история не закончилась. Прошло немного лет и потомок Германареха – Амал Винитарий вторгся в страну Русколань. В первой же битве он был повержен, но потом стал действовать боле решительно. В результате готы разбили русколан.
Князя Буса Белояра и 70 других князей распяли. Это случилось в ночь с 20 на 21 марта 368 года н.э. В ту же ночь, когда был распят Бус, произошло полное лунное затмение. Также землю потрясло чудовищное землетрясение (трясло все побережье Черного моря, разрушения были в Константинополе и Никее (об этом свидетельствуют древние учёные-историки). Позже, славяне собрались с силами и разбили готов. Но былое мощное славянское государство уже не было восстановлено.

Иордан. «История готов»: Амал Винитарий… двинул войско в пределы антов. И когда пришел к ним, был побежден в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных».

Об этом же говорит всё та же не бесспорная «Книга Велеса»: «А потом Русь вновь была повержена. И Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута великая была на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь, и повел ее. И в тот раз готы были разбиты. И мы не позволили Жале никуда течь. И все наладилось. И радовался дед наш Дажьбог, и привечал воинов — многих наших отцов, которые одерживали победы. И не было бед и забот многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет».

А вот более достоверный источник — булгарская летопись «Барадж Тарихы»: «Однажды в земле анчийцев на Буса напали галиджийцы (галицийцы) и убили его вместе со всеми 70-ю князьями.»

Как говорил герой Евгения Леонова в фильме «Полосатый рейс»: «Хотите верьте, хотите нет». Каждый видит то, что хочет. Но согласитесь, гораздо лучше верить в великое прошлое своих предков, чем изучать, чужую историю.

То что мы знаем о великом князе овеяно дымкой легенд и мифов. Через столько лет разобрать, что вымысел, а что правда невозможно. Но ведь мифы и легенды передаются из поколения в поколение для того, что бы дети с молоком матери впитывали великую историю своего народа.
Вспомним и мы эту не то легенду, не то правду.

По различным знамениям, бывшим при рождении Буса, волхвы предсказали, что он закончит Сварожий Круг.

Рождался Бус, так же, как и Коляда, и Крышень. При его рождении так же явилась новая звезда – комета. Об этом упоминает древнеславянская рукопись IV века «Боянов Гимн», рассказывающий о звезде Чигирь – угорь (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочеты предсказали его великое будущее:

О Бусе - отце молодого волхва,
о том, как он бился, врагов поражая,
пел волхв Златогор.
Златогоровы гимны -
воистину вы хороши!
Он пел, как Чегирь-звезда
летела в огне драконом,
сияя светом зеленым.
И сорок волхвов-чародеев,
в стожары глядя, прозрели,
что меч Яра Буса до Киева славен!

Род Белояров произошел от соединения рода Белояров, издревле живших у Белой Горы, и рода Ария Оседня (рода Яров) в самом начале эпохи Белояра.

Власть предков Буса Белояра распространялась от Алтая, Загроса, до Кавказа. Бус было тронным именем сакских и славянских князей.

Родился Бус, его братья и сестра в священном граде Кияре – Киеве Антском (Сар – граде) близ Эльбруса, основанном за 1300 лет до падения Русколани. Буса и братьев волхвы обучали мудрости антов по священным книгам, которые хранились в древних храмах. По преданию, эти храмы построили много тысяч лет назад волшебник Китоврас (он же был известен кельтам под именем Мерлин) и Гамаюн по велению Бога Солнца. Бус и братья прошли посвящение. Вначале они шли дорогой Знания, были послушниками-учениками. Пройдя этот путь, они стали ведунами — то есть ведающими, теми, кто в совершенстве знает Веды. До высшей степени, до степени Побуда (Будая), то есть пробужденного, и пробуждающего, духовного учителя и благовестника воли Богов, поднялись Бус и Златогор, названный в честь Золотой горы Алатыря.

Великим культурным деянием князя – волхва была реформа и упорядочивание календаря. Бус усовершенствовал уже существующий календарь, основанный на «Звёздной книге Коляды» (Коляды – дар, календарь). По календарю Буса мы живем и ныне, т.к. многие христианские праздники (мягко говоря) заимствованы из прошлого и раньше имели ведический смысл. Дав новое осмысление древним праздникам, христиане не изменили первоначальных дат. А эти первоначальные даты имели астрологическое содержание. Они были привязаны к датам прохождения самых ярких звезд через начальный звездный меридиан (направление на север). Со времени Буса и по сию пору даты празднеств в народном календаре совпадают со звездными датами 368 года н.э. Календарь Буса слился с христианским народным календарем, определявшим в течение столетий образ жизни русского человека.

Князь Бус не только защищал Русколань, он продолжил и древнюю традицию мирных торговых отношений с сопредельными народами и великими цивилизациями того времени.
Русским людям Бус оставил великое наследие. Это русские земли, которые удалось тогда отстоять, это календарь Буса, это и песни сына Буса - Бояна и брата его — Златогора, дошедшие до нас народными песнями, былинами. Из этой традиции выросло «Слово о полку Игореве».

Бус заложил основание русского национального духа. Он оставил нам в наследство Русь - земную и небесную.

Гибель Белояра

368 год, год распятие князя Буса, имеет астрологический смысл. Это рубеж. Конец эпохи Белояра (Овна) и начало Эпохи Рода (Рыб). Закончился Велики День Сварога, который называют еще Годом Сварога.

И вот уже на Русь волна за волной идут иноземцы – готы, гунны, герулы, языги, эллины, римляне. Остановилось старое и начало вращаться Новое Коло Сварога.

Настала Ночь Сварога (Зима Сварога). Воплощение Вышня – Крышень, либо Дажьбог, должен быть распят. И власть в начале эпохи переходит к Черному Богу (Чернобогу).

В эпоху Рыб или в эпоху Рода (по песням – обращающегося в Рыбу) происходят крушение старого мира и рождение нового. В эпоху Водолея, которая ждёт нас впереди – Крышень изливает на Землю из чаши, наполненной медовой Сурьей, Ведическое Знание. Люди возвращаются к своим корням, к Вере Предков.

Согласно кавказской легенде, анты потерпели поражение, потому что Бус Белояр не принял участие в общей молитве. А он этого не сделал, ибо понимал неизбежность поражения, настала ночь Сварога.

В ту же ночь, когда распяли Буса, произошло полное затмение. Так же Землю потрясло чудовищное землетрясение, о котором упомянуто выше.

Славяне, которые остались верны древней Традиции Предков видели в Бусе третье нисхождение Всевышнего на Землю:

Овсень-Таусень мостил мосток,
не простой мосточек с перилами —
звездный мост меж Явью и Навью.
Будут ездить три Вышня
средь звезд по мосту.
Первым — Крышень-бог,
а вторым — Коляда,
Третьим будет — Бус Белояр.
«Книга Коляды», X д.

Судя по всему, сам символ креста вошел в христианскую традицию после распятия Буса. Канон Евангелий был установлен после IV века и основывался в т.ч. и на устных преданиях, ходивших тогда по христианским общинам, в т.ч. и скифским. В тех преданиях образы Христа и Буса Белояра были уже смешаны.

Спустя много лет Бус вновь явился в Русколани. Он прилетел на прекрасной птице, на кою взошла и жена Буса — Эвлисия. И после этого Бус и Эвлисия улетели вместе к Алатырской горе. И ныне они в Ирии, в небесном царстве у трона Всевышнего.

На земле же памятником Бусу остался монумент, воздвигнутый Эвлисией. И он стоял на древнем кургане на реке Этоко много лет, и прохожие могли прочесть древнюю надпись на нем, пока не забылся древний язык и древняя письменность:

О-ом хайэ! Побуд! Сар!
Верьте! Сар Ярь Бус - Богов Бус!
Бус - Побуд Руси Божей! -
Боже Бус! Ярь Бус!
5875, 31 лютеня.

Сей памятник ныне находится в запасниках Исторического Музея в Москве, и ныне никто не говорит, что он принадлежит Бусу (хотя в прошлом веке об этом говорили многие знаменитые ученые). Никто не рискует переводить и руническую надпись, хоть она и не слишком сложна.

И ныне лишь те, кто внимательно читал «Слово о полку Игореве», может быть припомнят, что там упоминается давно ушедшее Время Бусово…

Монумент князя Буса.

Об этом памятнике было известно давно. Первым его описал немецкий путешественник и естествоиспытатель Иоахим Гюльденштедт. Он путешествовал по Кавказу летом 1771 года и зарисовал статую, увиденную им на берегу реки Этоко - притока Подкумка. Затем он выпустил книгу "Reisen burch Rusland und im Caucasischen Geburg", St. Petersburg, 1791. В этой книге он опубликовал рисунок Этокской статуи, полностью воспроизвел руническую надпись и дал подробнейшее описание монумента. Этот рисунок потом был повторен Ю. Клапротом в книге, описывающей путешествия Яна Потоцкого по России - "Voyage de Jean Potocki dans les steps d"Astrakhan et du Caucase", t.1, Paris, 1829. Обратил внимание на эту статую и канцлер Николай Петрович Румянцев, известный древностелюб, основатель Румянцевской библиотеке (современная Библиотека им. Ленина, или РГБ).

В письме от 23 июня 1823 года митрополиту Евгению Болховитинову из Целительных Вод Н. П. Румянцев рассказал о том, как он совершил поездку в сопровождении 50-ти казаков к этому изваянию. Дал он и подробнейшее описание памятника.

"Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи <...> высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей <...>. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло <...>. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника... Сам памятник называется (кабардинцами) Дука Бех".

Николай Петрович Румянцев сделал и рисунок с этой статуи, тогда же на месте "очень верно снятый". Но, что стало с тем рисунком, неизвестно.

Великий просвятитель адыгейского народа Ш.Б. Ногмов в своей книге «История адыхейского народа» (изданной в Нальчике в 1847 году), также дал подробное описание памятника князю Бусу. Он пересказал адыгейские легенды о Бусе, коего он отождествил с нартом Баксаном, а также указал, что в конце надписи, высеченной на постаменте, стоит дата - IV век н.э.

Эта легенда стала в те годы известна многим, потому судьба памятника круто изменилась. В 1849 году трудами члена Одесского общества любителей древностей Авраама Фирковича (еврея и масона, искавшего на Кавказе следы хазарских древностей) памятник с древнего кургана, что близ реки Это ко, был перенесен в Пятигорск и помещен близ бульвара, ведущего в Елизаветинскую (ныне Академическую) аллею.

Здесь он был сфотографирован одним из первых русских фотографов Раевым. И было это еще в середине XIX века. Сия уникальная фотография вообще является одной из первых, сделанных в России.

Замечу, эта фотография поныне единственная, с тех пор (полтораста лет!) этот монумент никто не фотографировал. Фотография одно время выставлялась в Пятигорском краеведческом музее. Во время поездки по Кавказу в апреле 1995 года я обращался в этот музей, но найти следов снимка, сделанного Раевым, уже не смог. Но потом, в 1997 году, мне копию сей фотографии прислали кисловодские археологи.

В 1850-х годах монумент князя Буса был перевезен в Исторический музей, в Москву. В Москве его изучали многие историки и археологи. Так, знаменитый археолог XIX века А.С. Уваров признал его «каменной бабой» IV века и сделал об этом сообщение, опубликованное в «Трудах 1-го археологического съезда».

В дальнейшем судьба монумента стала загадочной. Так, в 1876 году ученые Г.Д. Филимонов и И. Помяловский заявили о полной утрате рунической надписи и о невозможности что-либо сказать о ее содержании. Однако через десять лет надпись вновь была обнаружена и опубликована академиком В.В. Латышевым. Впрочем, судя по сей публикации В. В. Латышева, надпись действительно была сильно попорчена.

В.В. Латышев попытался прочесть ее по-гречески, для чего он ввел много новых букв, а рунические буквы истолковал, как искаженные греческие. У него получилось «Упокоился раб Божий Георгий грек...». Сам памятник он отнес к XII веку. Если верить сему толкованию, то в XII веке близ Пятигорска жил некий грек Георгий, христианин, которому после смерти насыпали курган, справили языческую тризну, а потом воздвигли на кургане 3-х метровый монумент. Причем скалу для монумента доставили из верховьев реки Баксан со склонов Эльбруса (150 верст по крутым горам), то есть с места, где, по «Книге Коляды», обратился в камень Алатырь и реку Алатырку (ныне Баксан) бог Крышний-Коляда.

Потому я полагаю, что толкование надписи, предложенное В.В. Латышевым, неверно. Правильность Латышевского прочтения этой надписи тогда же оспорил некий историк Тегурказов. А ныне новую попытку чтения предпринял Г.Ф. Турчанинов. Он прочел часть текста по-гречески, а часть по-кабардински, причем основывался он именно на Латышевской публикации, а саму статую не изучал, ибо статуя находится в Историческом музее и потому недоступна последние сто лет даже историкам, занимающимся конкретно этой статуей и пишущим о ней статьи в научных монографиях.

Не исключаю я и того, что в дальнейшем будут предприняты попытки прочтения этой надписи и на других языках народов Кавказа. Как известно, короткие рунические надписи, если их разбивать на слова произвольным образом, озвучивать руны так, как вам удобно, а также добавлять недостающие звуки, можно читать самыми разными способами. Потому, все указанные попытки чтения считаю неудачными.

В чем же была причина этих неудач? Да именно в том, что никто не пытался прочитать эту надпись по-славянски. Несмотря на то, что славянскою надпись считали уже первые исследователи ее, славянскою ее считали и местные жители. Но кто ж из уважающих себя ученых будет читать славянские руны, известно же, что письменность славянам дали Кирилл и Мефодий и т.п. и т.д. И потому никто не обратил внимания на адыгейскую легенду, приписывающую этот памятник князю Русколани Бусу (Баксану).

К тому же, согласно установившейся в научном мире ложной традиции, славяне не могли в IV веке жить на Северном Кавказе. Прародиной славян наши древники признают лишь Приднепровье и Карпаты. Ими не принимаются во внимание свидетельства, противоречащие этой теории. И дело не только в данных по сию пору не признаваемой «Книги Велеса», не только в преданиях донских казаков, кои никогда не покидали этих земель. В XIX веке о прародине славян, находившейся в Причерноморье, в нижнем течении Дона, писали историки Илловайский, Гедеонов. Они привели немало убедительных доводов в пользу теории «Черноморской Руси», основывались на богатейшем топонимическом материале, на свидетельствах древних географов и путешественников. Ныне эту теорию поддержал и развил академик О.Н. Трубачев. Можно привести еще один убедительный пример. В 1580 году польский историк Матфей Стрыйковский.опубликовал книгу «Хроника королевства польского, великого княжества литовского, русского, прусского, жмудскoro и государства московского». Он также назвал прародиной славян не только Приднепровье, но и земли у Дона, Северный Кавказ. Но устоявщаяся традиция отрицать бытие Черноморской Руси, антинаучная по своей сути, по-прежнему мешает многим ученым признать существование как «Книги Велеса», так и «Боянова гимна», так и надписи на монументе князю Бусу. Конечно, если придерживаться подобных устаревших взглядов, признать монумент, привезенный с Кавказа, - памятником славянскому князю IV века не было ни какой возможности. И его не признали.

И это, возможно, сохранило его от уничтожения. Потому до сих пор он стоит в 12 зале Исторического Музея (инв. № 3017), завернутый в пленку и заставленный коллекциями.

В 1995 году почти месяц я потратил на выяснение современного местонахождения монумента. У меня были серьезные опасения, что он был утрачен, так как последним его видел и описал В. В. Латышев, и было это более 100 лет назад. Я обратился в Исторический музей от редакции журнала «Наука и религия», и мне долго объясняли, что найти эту статую невозможно (и это при том, что статуя отмечена в «Указателе к первым 10 залам Исторического музея», выпущенном в 1881 году). Будто для того, чтобы найти среди коллекций музея этот монумент нужно перерыть картотеку, а на это уйдет несколько лет и пр. Наконец, один сердобольный сотрудник музея обнаружил эту статую (надо полагать, увидел, ибо трехметровый монумент трудно не заметить).

Теперь стало известно, где она стоит, но подойти к статуе и сфотографировать ее оказалось невозможно. Тогда музей вот уже десять лет был закрыт на ремонт. Ничего не изменилось и в 1998 году, когда его, наконец, открыли. Ибо сию статую, верно, наиболее интересную благодаря надписям и рельефам, так и не выставили. В экспозиции оказались лишь обычные половецкие каменные бабы, без надписей.

Словом, Исторический музей, национальная сокровищница России, не столько хранит, сколько скрывает свои сокровища. И это относится не только к этому монументу (который все же хоть удалось найти благодаря его размерам), но и другим коллекциям.

Возможно, в нем хранятся и утраченные рунические рукописи и многое другое. Но из сего музея доносятся только окрики и маловнятная околонаучная критика. Например, недавно вышла книжка молодой сотрудницы сего музея, причем именно отдела древних рукописей, Е.В. Ухановой под названием «У истоков славянской письменности». Она в очередной раз напала на «Книгу Велеса», повторив псевдонаучные (а по сути антинаучные выпады своих предшественников). И такие люди становятся хранителями древних славянских рукописей! Стоит ли удивляться после этого, что мы так мало знаем о своей древней истории и культуре.

Конечно, не все так печально в научном мире. И я много работал с музейными и архивными работниками, археологами, этнографами, историками, филологами разных городов России. И везде встречал заинтересованное понимание проблемы, желание помочь. Так было везде и всегда. Но, к сожалению, только не в Историческом музее.

Потому по сию пору мы не имеем современной фотографии монумента князю Бусу. В нашем распоряжении есть только фотография Раева, на коей руника почти не видна, а также рисунок, снятый со статуи немцем Гюльденштедтом в конце XVIII века. О сем рисунке и фотографии стоит рассказать отдельно.

Судя по рисунку Гюльденштедта, а также фотографии, статуя князя Буса изображает человека в одежде, традиционной для берендея, или бродника-казака.

Кожаные латы, сшитые полосами подобным образом, они носили по крайней мере с XIII века, а теперь мы можем утверждать, что и ранее - с IV-го. Голова обрита так, как это всегда было принято у казаков.

Связано это с древним ведическим обрядом жертвоприношений волос - из этих волос, по поверью, строится мост, по коему люди после смерти будут переходить в загробный мир. Следуя тому же обычаю, казаки оставляли на голове чуб, за который Бог вынимает душу после смерти.

На статуе Буса традиционного чуба не видно под круглым шлемом. Шлемы такого рода, как на статуе, были на вооружении у бродников, половцев и ратников из Черниговского княжества.

Бус держит в правой руке рог с медовой сурьей. С правой стороны у него - колчан со стрелами, с левой - лук и сабля.

На правой грани постамента изображены следующие фигуры и символы. Сверху - круг (по Гюльденштедту, «солнечный диск»). Также изображены две коровы (Гюльденштедт их назвал «самками оленя»), думаю - это дочери небесной коровы Земун, которые впряжены в чегирное колесо - вращающееся звездное небо. Между коровами - окружность (по Гюльденштедту, «мировой круг»), а ниже - воин с копьем.

Полагаю, что это изображение следует толковать, как рассказ о введении Бусом Белояром календаря. Ибо «мировой круг» - это, очевидно, круг Сварожий, то есть Небо, символически представленное кругом зодиакальным, иначе - «мировым».

Воин с копьем - это сам Бус, держащий копье-стожар, которое должно быть направлено на Полярную Звезду. (Подобные изображения мы можем найти и на других древних надгробиях, например, на Эльхотском кресте, см. фотографию.)

На "левой грани монумента можно видеть рельеф на сюжет из «Книги Коляды». Это - последнее деяние Коляды. Согласно тексту песни, Коляда после освобождения отца - Дажьбога плыл на корабле по Черному морю (на статуе это символически изображает Коляда с веслом). На корабль Коляды напал Черный бог, обратившийся в Пятиглавого Дракона. Коляда опутал его корабельной цепью, оседлал и улетел на нем к трону Всевышнего. Этот сюжет повествует о Преображении Коляды, об уходе его из земного мира (подобный змей изображен и на Эльхотском кресте).

На задней части постамента также представлен сюжет из «Книги Коляды». Здесь повествуется о Преображении Крышня из «Веды Крышня». В нижней части два ратника - это Крышень и Черный бог. Они пускают друг во друга стрелы, после чего Крышень уходит по Звезды ному мосту к трону Всевышнего. К вратам Ирия Крышня провожает Небесный Олень - он открывает перед Сыном Всевышнего врата Неба.

Думаю, что на тризне по князю Бусу его сын Боян пел эти песни из «Книги Коляды», имея в виду не только Коляду и Крышня, но и самого Буса Белояра, воплотившегося Вышня.

На передней части монумента изображена тризна по князю Бусу. Сосуд с сурьей, из которого тризники черпают сурью. Один из них должен быть сын Буса Боян. Внизу состязаются два конных ратника, как это принято на тризне. Над фигурами Гюльденштедт изобразил руническую надпись.

Надпись сделана теми же пелласго-фракийскими рунами, что и «Боянов гимн». Некоторая разница в начертании рун объясняется тем, что нанесены они были на разный материал. Есть в надписи и собственно греческие буквы (в «Бояновом гимне» также для красоты используются греческие буквы - несколько раз в заглавии и первых строках).

Мы видим руну, подобную поставленной на бок греческой букве «омега». В греческом алфавите и в кириллице (а также в азбуке «Боянова гимна») она означает долгий звук «о». Также она является христианским символом Всевышнего. Вспомним, Христос говорил: «Я есмь Альфа и Омега» (Апок. 22, 13).

По ведической традиции, представленной в Упанишадах, Шастрах Индии, «Оом» - имя Бога, не отличимое от него самого. В санскрите имя «Оом» изображается специальным знаком, сходным с изображенным на этом монументе. Близко по начертанию изображается имя Аллаха и в арабской письменности.

«Оом-Хайэ», несколько раз повторяющиеся в начале надписи, это основная ведическая мантра, прославление Всевышнего. Означает «Оом - мой Боже!» Подобное восклицание есть в «Книге Велеса», «Веде славянъ», в шастрах Индии. «Хайэ» - у славян (ср. с совр. «хвала»), «хай-ре» - у греков, «хайль» - у германцев», «хай» - у англичан и пр. суть восклицание, означающее приветствие, пожелание здоровья и благополучия. В целом надпись перевожу так:

Боян называет Буса - Побудем Руси Божей. Вспомним, что себя в «Бояновом гимне» Боян именует послушцем, то есть - послушником, учеником, тем, кто слушает.

Побуд - слово, образованное по тому же закону. Оно означает того, кто будит, пробуждает, именно - духовного учителя, пробужденного. Тот же смысл и то же происхождение имеет слово «Будда». Замечу, в «Книге Велеса» Буса именуют: «Будою», а также «Будаем».

В современном языке «побудок» - это благовест, утренний колокольный звон. Потому Побуд - это также и благовестник, пророк - тот, кто несет слово Божье.

Сохранились на месте древних святилищ Буса Белояра и почитаемых мест созвучные названия. Например, в Москве есть речка Будайка, впадающая в Яузу (буквально в двух шагах от моего дома).

Дата, приведенная в конце, написана по греко-славянской, раннехристианской традиции. Весьма характерна цифра, означающая 800.

Такое написание этой цифры отметил только А. И. Сулакадзев в своей рукописи «Буквозор», в коей, в разделе «Кириллические азбуки», он описал также азбуки раннехристианских славянских рукописей, входивших в его собрание.

Эта дата, а также крест, носимый, как это было принято у ранних христиан - на воротнике, говорит о том, что Бус принимал не только ведическое, но и христианское учение, идущее еще от апостола Андрея. То учение, которое еще не было искажено позднейшими наслоениями, не отрицающее ведическую веру.

Замечу, что в Причерноморье к IV веку христианство уже имело прочные и давние корни. Апостол Андрей в I веке н.э. принес учение Христа в Сурож и Херсонес (Хорсунь).

Русские легенды об апостоле Андрее повествуют о том, что он водрузил крест на Киевском холме, а потом проповедовал в Новгороде. Очевидно, имеются в виду Киев Антский у горы Эльбрус (на Днепре Киев был основан через четыре века), а также Неаполь Скифский в Крыму (на Ильмене Новгород был основан только в VI-VII веках).

В IV веке на Боспоре уже было свое епископство. Так Боспорский епископ Кадм принимал участие в Никейском соборе 325 года и подписал никейский символ веры. Известно в Боспоре (в Илурате) и несколько греческих и скифских христианских надгробий того времени, находящихся в языческих некрополях.

Не так давно были известны раннехристианские рукописи, сделанные еще в то время (они хранились вместе со славянскими ведическими книгами).

Возможно, это те самые Евангелия (полагаю, от апостола Андрея), которые, согласно «Житию Кирилла и Мефодия», были писаны русским письмом, то есть - руникой.

Подобные рукописи изучал в Хорсуне Кирилл перед началом своей проповеднической деятельности. Но ныне отыскать эти книги не просто при бытующем отрицательном отношении к таким находкам в России.

Вернемся к дате, стоящей на постаменте статуи князя Буса. 5875 год от Сотворения Мира - это 367 год от Р. X. 31 лютеня - это последний день 367-го года (равнозначно 21-му марта 368 года по современному календарю). Это - особая дата.

Известно, что лютеню соответствует февраль. В феврале ныне 28 дней, а 29-й бывает только в високосном году. Некогда в феврале было на один день больше, но его отнял римский император Август, и прибавил к месяцу, названному в его честь августом - дабы в августе не было меньше дней, чем в июле, названном в честь другого императора - Юлия Цезаря.

Разумеется, эти римские нововведения не коснулись славянского календаря, потому последний месяц года - лютень имел в обычном году 29 дней, а в високосном - 30 дней. 368 год - високосный, в лютене тогда должно было быть 30 дней. 31-й день мог быть только в том случае, если славяне имели отличный от юлианского календарь.

Как известно, юлианский календарь был заменен григорианским, дабы день весеннего равноденствия не отходил от 21 марта, назначенного Никейским собором. Возможно, в славянском календаре число 31 лютеня было введено для этих же целей. По крайней мере, тогда было известно, что истинный год отличается от юлианского. Уже греческий ученый Гипарх во II веке до н.э. вычислил долготу года 365 1/4 - 1/300 суток, и это вычисление могло быть известно на Руси.

В любом случае, день 31 лютеня не мог быть обычным днем. Возможно даже, что он прибавлялся не только раз в четыре года, но и в определенных случаях еще раз, например в 300-500 лет (если каждую сотню лет, подобно тому как то делается в Григорианском календаре, славянами также отменялся високосный год).

Последний день эпохи Белояра 31 лютеня - это день Преображения князя Буса. День, завершающий Сварожий круг. Это день, который Черный бог отнял тогда у весны. Силы Черного бога обрели самую большую силу за всю эпоху Белояра, потому Бус был распят, потому в этот день он ушел к Всевышнему и оставил Землю.

Но нам, русским людям, он оставил великое наследие. Это и русские земли, которые удалось тогда отстоять. Это календарь Буса, который слился с православным народным календарем, определявшим в течение столетий образ жизни русского человека. Это и песни сына Буса - Бояна и брата его - Златогора, дошедшие до нас народными песнями, былинами. Из этой традиции выросло «Слово о полку Игореве».

Бус заложил основание русского национального духа. Он оставил нам в наследство Русь - земную и небесную.

1. См. кн. «Переписка Митрополита Киевского Евгения с государственным канцлером, графом Николаем Петровичем Румянцевым». Вып. 2. Воронеж, 1885. С. 76.
2. Вестник общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее, под ред. Г. Филимонова. М., 1876, вып. 11-12.
3. В. В. Латышев. Кавказские памятники в Москве. Зап. РАО (НС), т. II, вып. 1. СПб, 1886.
4. Зап. РАО, 1851, Перечень заседаний РАО за 1850 год.
5. Г.Ф. Турчанинов. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. Л., 1971.
6.«Буквозор» издан В. В. Грицковым в брошюре «Сказания русов», М., 1994 (публикуется он и здесь).

БУС БЕЛОЯР - ПРАВИТЕЛЬ РУСКОЛАНИ

Бус Белояр.

Правителем Русколани был Бус из рода Белояров. В готском и яартском эпосе он упоминается под именем Баксака (Бус-Бусан-Баксан ), в византийских летописях - Бож .
Родственники: его жена Ярославна, его брат Златогор и сестра Лебедь, их отец Дажень, и сын Буса - Боян. Русколань - Русь Арии или светлые арьи.

Великим культурным деянием князя – волхва была реформа и упорядочивание календаря. Бус усовершенствовал уже существующий календарь, основанный на "Звёздной книге Коляды" (Коляды – дар, календарь). По календарю Буса мы живем и ныне, т.к. многие христианские праздники (мягко говоря) заимствованы из прошлого и раньше имели ведический смысл. Дав новое осмысление древним праздником, христиане не изменили первоначальных дат. А эти первоначальные даты имели астрологическое содержание. Они были привязаны к датам прохождения самых ярких звезд через начальный звездный меридиан (направление на север). Со времени Буса и по сию пору даты празднеств в народном календаре совпадают со звездными датами 368 года н.э. Календарь Буса слился с православным народным календарем, определявшим в течение столетий образ жизни русского человека.

Русы и славяне в начале нашей эры.

возводит на трон Арийстана Арменского царя Триедара.
Война против Морияра и Вольги. Гибель Вольги и землетрясение 297 г.

И было в ту пору так, что князь Ягорий (римляне) возвёл на трон Арийстана в Армении Великой царя Триедара, сына и наследника Корс-яра. И при венчании на царство вручил ему Ягорий меч - крест Корс-яра и кольчугу Сварожью, что сохранила Корсуня в пещерах Арарат-горы.

И тогда римские когорты во главе с Ягорием и рати нахаров, присягнувших Триедару, разбили войска Наир-сара (парсы). И в той битве под Низбаном Ягорий один святым копьём своим рубил с плеча, а затем, потеряв коня, один и пеший разогнал внушающим ужас оружием Моры стадо снаряжённых к бою слонов.
И так гнали они рати Наир-сара до Тузбан-града, и вернулись в Низбан, ожидая воинов в легион от императора ромеев или знаков покорности от поверженного царя парсов.

А потом, заключив договор о мире на сорок лет с Наир-саром, двинули Триедал с Ягорием рати на полночь, дабы смирить земли Иверии и Альвании, которые отпали от Арийстана и, против договора, не подчинились ромеям, ибо властвовал там свергнутый с арийского трона Морияр. И тогда сей Морияр бросил клич о помощи ко владыкам севера, но в то время остался с предателем и отступником один отец супруги его Навны - Вольга-царь с конницей булгар туранских.

И даже берендеи не пошли за Вольгою, а с племянником Асеня Старого князем Греднем отошли за Аланские врата к князю Дажень-яру.
И не привёл на зов аланские рати сам Дажень-яр, разорвавший договор о братстве. А послал туда владыка алан вестников к Ягорию, но не как к наместнику ромеев, а как к Ярию, сыну Яранака,- племяннику своему, для заключения союза против отступника Морияра. И был среди вестников брат его родной Сурияр-оба они сыновья Яранака-царя (отец Ягория).
И призвал Дажень-яр к союзу против Морияра также зятя своего, вождя готов Атала-реха с супругою его Аскиньей. Ведь та Аскинья - дочь Дажень-яра от первой его жены Корсуни Златгорки. И была она отдана замуж за море синее в страну готов.

И было за несколько лет до того, что вождь готов Атал в войне ромеев в земле голядей и кимеров в горах Ясурских был пленён свояком своим, братом жены, Триедаром, но потом был отпущен, ибо присягнул ему и признал над собою власть ромеев. И сейчас сей Атал-рех ждал согласия на союз от царя Арийстана и императора Ромеи.
И так не подошли ещё готы, и не успели получить ответ на послание Дажень-яра и Атала-реха. А уже вышли на битву римские когорты, ведомые Ягорием, а также и рати нахаров, ведомые Триедаром, против конницы гуннов и булгар.
И была та битва на поле славы близ устья Аракса у моря Волынского. И был сей царь Триедар сильномогучим воином и ростом исполин, и обладал он крестом-мечом, что поверг Ярбана-царя и возвёл на златой трон род Саксаниянский.
И вот сошёлся царь Триедар с Вольгою-царём. И тут Вольга набросил на Триедара аркан из бычьих жил. Но сей Триедар крепкой рукою сам притянул к себе Вольгу, и поразил он царя булгар мечом-крестом, даром Каранджеля.
И сотряслись горы от сего удара, и море Волынское отхлынуло, а потом обрушилось на берег, поглощая орду булгар. И все ужаснулись сему чуду и тому, что могучий воин Вольга пал от сего меча-креста. И тут остатки рати булгар обратились в бегство.
И так Триедар преследовал булгар, гоня их за Аландом и вплоть до Ра-реки. И говорили про него так: "Гордый Триедар, гордо ступая, сокрушил рек берега и гордыней своей осушил пучины морей..."
А легион ромеев, обременённый пленниками и скотом, не стал преследовать гуннов, а занял Иверию и разбил лагерь у Мосхет-града.
И явилась тогда к Ягорию царица Навна, и упала в ноги его, прося отдать почести отцу своему. И Ягорий преклонил слух свой к тем мольбам. И тогда, по обычаю ариев, сожгли на великой краде тело князя Вольги вместе с павшим конём его, и сожгли тела всех погибших героев, и насыпали над ними большой курган.
А в память князя, отца Навны и деда Буримира Вольговича, Ра-реку поименовали Вольгою-рекой. И с тех пор в память о сём князе Вольге берендеи и булгары поют поминальную песнь, что спел на тризне той волхв Свияжар.

Ягорий идёт с братом Сурияром и волхвами на поклонение младенцу Бусу. Собор семидесяти семи народов в Пятигорье (298 год).
И так говорил в то время Сурияр брату Ягорию: - Бус Белояр не есть только сын князя Дажень-яра, но сын Света Предвечного! И он же был у кельтов Езусом, коего греки и ромеи именуют Кристос и которого ты чтишь, брат! И он Сын Бога истинный, ибо явился со звездою, что блистала от одного края неба до другого. И птицы Ирия служили ему, укрыв от ярости змея-царя!
И Ягорий сердцем почувствовал истину сих слов. И замечал он вокруг многие знамения, и цветение весны, и пение птиц. И устремился вместе с братом своим и малым отрядом всадников чрез Аланские врата в Великий Кияр-град.

И вот сошлись в Кияр-граде в царском тереме златоверхом – Ягорий и Сурияр, сыны Ярнака. Также пришёл от Райн-реки и князь Атал-рех с готскими вождями. И были там вожди и волхвы семидесяти семи родов русколанских, славянских и ильмерских. И принимали их Дажень-яр и Милида в палатах царских, как подобает по правде и заслугам их.
И оттуда, от святого Кияр-града они с великою пышностью восшествовали затем в стольный Яр-град к Пяти горам, в зимнее местопребывание русколанских царей, ибо узкие долины и ущелья, ведущие к крепости святого Кияр-града у Алатырь-горы не могли пропустить, а стены града не могли вместить сотни тысяч странников, стекающихся сюда, дабы преклониться пред грядущим царём мира.
И тогда в Яр-граде во широких палатах гостиных был созван собор семидесяти семи народов, куда сошлись вожди и волхвы племён со всех сторон света. И увидели все, что не в обычной мере, но несравнимо более римских, персидских и синьских владык озарены были царским величием Дажень-яр, Милида и сын их младой Бус свет Белояров.

И там все сошедшиеся узрели у златого трона русколанских царей удивительную птицу, именем Гамаюн, явившуюся от Алатырь-горы. И золотые перья её отливали зеленоватыми и синими всполохами, а красный ореол полыхал вокруг шеи, а затем все цвета рассыпались огоньками по дворцу, как будто везде сияли перлы, или росинки, которые весенним утром висят на золотистых колосьях. И так ярко сверкали зрачки глаз чудной птицы, что озаряли светом дивным палаты царские. И горбатый клюв нависал над ртом её. И, высунув острый, как меч, кончик языка, она вещала и прославляла многосчастливое семейство Дажень-яра.

И все с восхищением смотрели на те чудеса, а также дивились златогривому коню-единорожцу, грацизному, гордому и скачущему быстрой рысью по цветущим лугам, и взмывающему над вершинами Пятигорья. И сверкал единорожец острым рогом, и звенел алмазными подковами и золотой уздечкою, и сверкал сбруей с камнями драгоценными, каждый из которых был ценнее любого в казне царей и императоров.
И хоть многие дивились тем чудесам, иные же, в простоте сердца, ещё более изумлялись, когда князь Дажень-яр с супругою и младым Бусом свет Белояром выходили из стен града на прогулку, окружённые пышной свитой.

И в это время, как бы на поклонение царю, выступал слон, животное, не виданное в полночных странах. Возвратясь же в свои края, волхвы рассказывали о нём, и не верили им, будто есть такой зверь. Ведь слон – велик, как гора, а ноги его толсты, как брёвна, и носят они тело его. И со лба его, будто полоз горный, свисает хобот. И им слон то машет направо и налево, то поднимает его вверх, то обвивает им себя, а когда выпускает воздух чрез ноздри, то трубит и мотает головой. И тем подобно бегемоту, чудищу древних лет, приводит всех в трепет.

Провидением со дня Рождества Буса для величия был предназначен род Дажень-яра, которому сам Вышний бог дозволил быть всеславным. Вот почему у Дажень-яра всего было в полной мере: несметное количество золота и серебра, не меньше самоцветов и перлов, прекрасные одеяния, пышный двор.
И сам Вышний соделал князя Алании победоносным, весьма почитаемым всеми властелинами народов, и ничуть не меньшим, чем сами эти владыки, ибо он во всём прославен. Потому-то мы его вправе сравнивать не только со вскоре взошедшими на троны мира императором ромеев Константином или владыкою парсов Шапугом, но ставить превыше их. И не только потому, что Дажень-яр владел всем Востоком, вплоть до Великого океана и островов Радовесты, но потому, что семью его почтил своим рождением Спаситель Мира, повелевший отречься от грехов и идти по Стезе Прави, дабы было благо с родами праведными, истекающими от него.

И вот собравшиеся в Яр-граде поклонились пресвятому Сыну Вышня, ибо сей, ещё младенец, был более велик, чем все земные владыки на свете. Ибо он, как обретённый Вышень-бог, сам поставлял на царство и прославлял, и он же отнимал власть и обращал в тлен вечный царей, царства и народы, если те уклонялись от Стези Прави. И так почтили те князи Буса свет Белояра, и любовь и ревность к Вышнему поселилась в сердцах их. И когда возвратились они к родам своим, то без промедления повели их по Стезе Вышнего, и так сбросили тягостное ярмо заблуждений и рабства, встрепенулись и воспряли, окрылились, вспорхнули и взлетели душою к Сварге сияющей.

Бусова вера распространяется в Европе и Азии. Легион Фиваидских и легион Георгия Победоносца принимают веру Буса и подвергаются гонениям от Диоклетиана (303 год).
И в то время вести о явившемся Спасителе дошли до Альбийских гор, потому возрадовались там кимеры и голяды и отказались платить подать ромеям, желая сбросить ярмо, ибо по Закону Прави: раб на земле – суть раб в Вечности Безначальной.
И говорили им вожди: «Спаситель наш Бус Белояр явился для избавления от мытарств и рабского бремени, когда воссияла в небе ясном Чигирь-звезда».
А император Диоклетиан, лютый как дракон, на помощь к соправителю своему Максимьяну и против неповинующихся вызвал легион из Египетских Фив. И тот легион за тридцать лет ранее разбил в Иудее восставших против Рима, идущих с мечами и с именем Сына Денницы, поскольку были легионеры те по вере своей воинами Езуса.
Однако теперь они сложили мечи и не стали казнить безоружных кимеров, которые радовались рождению Младого Спасителя – Буса свет Белояра и делились своей радостью с ними. И говорили легионеры, бросившие мечи: «Над нами один владыка Бог, и ему одному мы верно служим, но не императору, который пошёл против Бога!»
И тогда же в Рим дошла весть от Морияра, ставшего царём альван и иверов под именем Мориана Сивого и присягнувшего при сём императору:
«Мориан, царь иверов, лезгов и альван, покорно приветствует государя своего Диоклетиана, сына Дыя Патера и Иры, хранителя свирели Пана и рога малтеи, царя царей, покорителя мира от восхода и до заката, и с полночи до полдня.

Да будет тебе любезно принять это новое повиновение, дабы из величественной славы своей и нам за нашу покорность было пожаловано благодеяние, как от Вышнего Сонма. Как я ведаю, нет ничего, что было бы сокрыто от ока государя, и что до тебя дошли вести о сыне князя алан, признанного многими подданными твоими Сыном Бога, отчего случилось волнение в Голяндии в легионе Мавриция. И потому, как покорный слуга, спешу уведомить обо всем подробно, и сообщить, что следовало бы и в Иверию послать кого-либо другого на место легата Георгия, присягнувшего без твоего божественного веления в Кияр-граде.
И ещё доношу, государь, что сей Георгий, как стало известно мне со слов его, сам является сыном Яранака, убийцы Корс-яра, отца Триедара, поставленного тобою властвовать над Арменией. И значит, он также строит втайне козни против императорского местоблюстителя.

И так желаю здравствовать вечно Владыка мира, и остаюсь преданным во всём вашим рабом. И дано то послание в граде Морабане у горы Морабель в лето 13-е эры императора Диоклетиана».
Когда перед императором прочли это послание, он возрадовался обращению врага в друга империи и велел скрестить клятвой союз. И отправил царю Иверии дары – серебряный чеканный трон, золототканные одеяния и меч с ножнами, усыпанными перлами. И возвёл Морияра в сан ромейского патрикия, который и сам может жаловать в сановные должности и давать права граждан империи своим подданным.
Но закралось тогда сомнение в душу императора и разлилась желчь по жилам его, ибо он понял: если под знаменем Буса Яра сойдутся все владыки севера, то не будет в мире силы против них, и империя не устоит, как это и предвещено было исстари Самовилами.
И тогда бросил Диоклетиан все верные войска в помощь Максимьяну в Голядь, а легион христиан, отставивших оружие, повелел казнить, коли те не отрекутся от веры своей, и не подымут оружие на непокорных.
Но те предпочли преклонить главы свои под мечи, с именем Сына Вышнего на устах и со знаком Рыб на груди. И было их семь тысяч святых воинов, и тела их покрыли землю как рыбы, брошенные из невода на землю, и кровь от них текла ручьями, и так реки стали красны, как на закате Солнца. А души их птицами вспорхнули на восток, в Ирий светлый, к златым чертогам Матери Славы.

© Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.


Самое обсуждаемое
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий" Работа с текстом произведения
Род существительных в русском языке Род существительных в русском языке
Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно


top