Кто сказал «цель оправдывает средства»? Цель определяет средства Оправдывает ли цель средства эссе

Кто сказал «цель оправдывает средства»? Цель определяет средства Оправдывает ли цель средства эссе

Люди часто задаются вопросом: всегда ли цель оправдывает средства? Эти два понятия идут рядом друг с другом. Мы часто планируем что-то и размышляем, какими способами нам достичь каких-либо успехов. Я хочу разобраться в правдивости высказывания: «цель оправдывает средства», для этого я приведу пример из художественной литературы.

Давайте вспомним роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Одна из центральных и важных тем этого произведения – любовь.

Это чувство вспыхнуло между молодыми людьми сразу, как только они увидели друг друга. Маргарита стала музой для Мастера, привязанностью и любовью всей его жизни. Женщина со дня их встречи была всегда рядом с ним, помогала ему в работе над романом и сама жила этим трудом. Первый раз за многие годы Маргарита нашла цель своей жизни, почувствовала себя нужной и желанной. Их любви пришлось пройти множество испытаний, но они смогли доказать друг другу, что настоящие искренние чувства существуют. Мастер добровольно уходит в клинику для душевнобольных, когда его роман становится предметом насмешек и осуждений. Он считает, что в таком состоянии причиняет Маргарите только горести и разочарования. Его возлюбленная очень страдает, не находит себе места. Молодые люди любят друг друга и просто не могут существовать раздельно. Чтобы вызволить Мастера из больницы, Маргарите пришлось пойти на большие жертвы. Если мастер воплощает в себе раздумья, то девушка же – действия. Огонь горит в храбром, любящем сердце. Она на все готова ради любимого. Маргарита продают свою душу, и становится королевой дьявольского бала. Даже сам Воланд смог по достоинству оценить молодую девушку за храбрость и самопожертвование. Её любовь сильнее всех препятствий и трудностей, что выпадают на долю героев романа, именно она помогает ей в принятии такого сложного решения, как продажи своей души. За эту любовь Воланд решает вознаградить Мастера и Маргариту. Он обрывает жизнь героев, взамен дает свободу, вечный покой и уединение. Таким образом, целями главной героини были любовь и спасение близкого человека, и какими бы не правильными и низменными не были средства для их достижения, я не могу осуждать её за это. Ведь целью Маргариты является сохранение самого светлого и высокого чувства.

Также, затрагивая эту тему, я не могу не обратиться к роману Ф. М. Достоевского «Преступление наказание». В нём показан ещё один герой русской литературы, который ради своих целей идёт на всё – это Родион Раскольников. Он разночинец, бедный студент, у которого не хватает средств на существование. Молодой человек создает теорию, основная мысль которой «Тварь ли я дрожащая иль права имею?». И публикует её статье. Ради проверки этой теории он идёт на убийство. Его жертвами становится старуха – процентщицы – Алёна Ивановна и её беременная сестра – Елизавета. Этот поступок для Раскольникова становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать такое испытание? Будет ли он испытывать муки совести и корить себя? Вша он или «человек необыкновенный». На протяжении всего романа главный герой вызывает у меня глубокую симпатию. Его мысли, поступки являются исключительно благородными. В нём нет дурных и низких чёрт, он явно достойный уважения человек. Как же получилось, что такой положительный герой совершает чудовищное, антигуманное деяние? Сама идея Раскольникова возникает из-за тяжелого положения героя, безвыходности ситуации. То есть это теория в сущности, является способом спасения самого себя и своей семьи. Прошло много времени, прежде чем герой сознает чудовищность своей идеи. Анализирую свое преступление, он испытывает невыносимые муки совести. Он понимает, что не выдержал испытания на «необыкновенного человека». Раскольников сознается в преступлении, его арестовывают и отправляют в Сибирь. Душевные терзания для молодого человека – наказание намного сильнее, чем наказание каторгой. Достоевский показывает нам, что ни одно преступление не может и не должно быть оправдано.

Подводя итог, можно сделать вывод, что цель не всегда оправдывает средства. Самое главное – это установка благородных и высоких задач. А вот средства бывают разные, нужно всегда серьезно задумываться, чтобы найти верный путь, использовать справедливые пути для её достижения. Только благородные способы могут помочь человеку добиться высоких целей. А убийство, зло и жестокость приводит лишь к нравственному падению человека, делает его несчастным.

Обновлено: 2017-10-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мы часто слышим эту фразу, а с тем, что она значит, в основном встречаемся в произведениях классиков и современников. Оправдывает ли цель средства? Вопрос, который может заставить сотни людей ломать голову. Прагматики без сомнений ответят "да", но разве с точки зрения морали можно так сказать?

Откуда пошло изречение

Если цель оправдывает средства, как понять, какая цель является действительно благой и достойной жертв? Хорошим примером в современной жизни можно считать смертную казнь. С одной стороны, в основном такое наказание присуждают людям, совершившим тяжкие преступления, и, дабы предотвратить их повторение и в назидание остальным, их лишают жизни.

Но кто вправе решать, что человек виновен? Стоит ли это того, чтобы создавать профессиональных убийц? А если человек был осуждён ошибочно, кто будет в ответе за казнь невиновного?

То есть интерес к такой теме вполне обоснован. И логично, что вместе с современными технологиями и желанием всё же решить этот вечный вопрос возникает потребность узнать, кто изначально подумал, что такое допустимо? Почему человек решил прикрыться высокими целями, чтобы оправдать свой поступок? Но даже при поиске информации сложно понять, кто на самом деле является автором этого лозунга.

В поисках правды

Одним из самых достоверных источников информации на сегодняшний день считаются книги. Именно оттуда люди черпают информацию, по ним изучают историю и, возможно, находят уникальные факты. Но по теме выражения "Средство оправдывает цель" найти конкретный ответ там сложно. Всё потому, что высказыванию уже много лет, его использовали и перефразировали многие известные мыслители и философы. Кто-то соглашался, кто-то опровергал, но в итоге найти автора стало не так просто. Основные кандидаты на авторство: Макиавелли, иезуит Игнатий Лойола, богослов Герман Бузенбаум и философ

Неужто Макиавелли?

Когда люди начинают интересоваться: "Цель оправдывает средства... Чей то чаще всего пальму первенства отдают итальянскому историческому деятелю и мыслителю XV-XVI веков

Именно он - автор знаменитого трактата "Государь", который смело можно назвать учебником для хорошего политика, особенно тех времён. Несмотря на то, что со времен его деятельности прошли столетия, некоторые его мысли всё ещё можно считать актуальными. Но в его произведениях нет такого выражения. Его взгляды в некоей мере можно обобщить этой фразой, но в другом её понимании. Философия Макиавелли основывается на том, чтобы заставить врага поверить в предательство своих идеалов. Бросить пыль в глаза и застать врасплох, но не отказываться от них ради "более высоких целей". Его взгляды подразумевают не действие против своих идеалов, где средство оправдывает цель, а политическую игру.

Девиз иезуитов

Конечно, следующим после Макиавелли автором цитаты считают Игнатия Лойолу. Но это снова совершенно неверно. Нельзя просто передавать первенство из рук в руки. У каждого из перечисленных мыслителей взгляды могут быть отражены этой фразой, перефразированы, но с той же сутью.

Но это только показывает, что первоисточник был совсем другой, ведь со временем интерес к фразе только растёт. Так как средство оправдывает цель, связано ли это с иезуитами? Да. Если провести небольшое исследование, то становится очевидно, что первым высказывание сформулировал Эскобар-и-Мендоза. Как и Лойола, он тоже иезуит, и довольно известный. Благодаря ему, некоторые и считают, что фраза была девизом ордена. Но на самом деле после порицания Папой Римским взглядов Эскобара от него полностью отказались, а сам лозунг иезуитов звучит так: "К вящей славе Божией".

Дилема в современности

В нашу эпоху толерантности и гуманизма (точнее, стремления к таким идеалам) можно ли встретить мнение среди высших чинов, что цель оправдывает средства? Примеры многочисленны, но они, скорее, основаны на субъективном мнении, ведь никто из политиков не решится сказать такой фразы напрямую. С другой стороны, у нас остаётся то, что всегда являлось инструментом самообразования. Книги и их авторы, которые посредством письма показывают изъяны человеческого общества. Сейчас, правда, одними книгами область влияния не ограничивается.

Персонажам книг, фильмов, компьютерных игр и прочих современных произведений много раз приходится делать выбор и решать, средство оправдывает цель или нет. Выбор производится между большим и наименьшим злом во имя всеобщего блага. Например, герою предстоит решить: стоит ли пожертвовать деревней, чтобы успеть подготовить замок к осаде? Или же лучше постараться спасти деревню и надеяться, что текущих сил хватит без укреплений? Во всяком случае, кажется, что третьего варианта не существует. Но если идеалы предаются, а герой начинает решать, кто достоит жить, а кто нет, разве можно сказать, что его мир будет спасён? Конечно, когда читаешь какую-нибудь повесть и углубляешься в суть, тоже может показаться, что иного пути нет. Но в конце обычно автор показывает цену "благих намерений" и даёт читателю шанс задуматься о возможности избежать горького конца. Иногда проще закрыть глаза и убеждать себя, что поступаешь правильно. Но не всегда самый простой путь является верным.

Цель оправдывает средства

Цель оправдывает средства
С латинского: Finis sanctificat media (финис санктификат мэдиа).
Традиционно принято считать, что эти слова принадлежат известному итальянскому мыслителю, историку и государственному деятелю Никколо Макиавелли (1469-1527), автору известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Но это ошибка - в творческом наследии этого выдающегося политолога Средневековья такого выражения нет.
На самом деле это изречение принадлежит иезуиту Эекобару и является девизом ордена иезуитов и соответственно основой их морали (см.: Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Цель оправдывает средства

Мысль этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), который в книге "О гражданине" (1642) писал: "Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя ". Иезуитский патер Герман Бузенбаум в сочинении "Основы морального богословия" (1645) писал: "Кому дозволена цель, тому дозволены и средства ".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Цель оправдывает средства" в других словарях:

    - «Цель оправдывает средства» крылатая фраза, изначально принадлежащая Никколо Макиавелли Il fine giustifica i mezzi . Данное выражение встречается у ряда авторов: У английского философа Томаса Гоббса (1588 1679) У немецкого богослова Германа … Википедия

    Нареч, кол во синонимов: 3 игра стоит свеч (6) овчинка выделки стоит (6) … Словарь синонимов

    Цель оправдывает средства - крыл. сл. Мысль этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588 1679), который в книге «О гражданине» (1642) писал: «Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    цель оправдывает средства - об оправдании безнравственных способов достижения целей. Калька с итальянского. Авторство приписывается писателю и политическому деятелю Италии Н. Макиавелли. Эта мысль была высказана им в сочинении “Государь” (1532). Аналогичные мысли находятся… … Справочник по фразеологии

    Разг. Об оправдании безнравственных способов достижения целей. БМС 1998, 612 … Большой словарь русских поговорок

    Проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной … Философская энциклопедия

    Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты, который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизацио… … Политология. Словарь.

    Ср. Избавиться его есть много средств... Цель освящает средства... Братство наше Нам дозволяет в случаях подобных К кинжалу или яду прибегать. Гр. А. Толстой. Дон Жуан. 1. Ср. Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Нареч, кол во синонимов: 3 игра не стоит свеч (11) нецелесообразно (14) … Словарь синонимов

    Один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

Книги

  • Цель оправдывает средства , Евгений Монах. Цель оправдывает средства - считает главарь преступной группировки Монах. А раз так, то любые способы хороши. В том числе и самые грязные - убийства, подкуп, шантаж. Конкурентов у Монаха…
Вопрос: Оправдывает ли цель средства?

Ответ: Ответ на этот вопрос зависит от того, какими являются цели и какие средства используются для их достижения. Если цели и средства, которые мы используем для их достижения, благи и достойны, тогда – да, цель оправдывает средства. Но большинство людей имеет в виду другое, используя данное выражение. Они используют его как оправдание для достижения своих целей при помощи любых необходимых средств, какими бы аморальными, незаконными или неприятными они ни были. Обычно под этим выражением имеется в виду следующее: «Не имеет значения, как ты получишь то, чего хочешь, если ты получаешь это».

Фраза «цель оправдывает средства» обычно подразумевает совершение чего-то плохого ради достижения позитивного результата, и оправдывает совершение плохих поступков, указывая на хороший результат. Примером может быть обман в резюме, чтобы получить хорошую работу, и оправдывать это тем, что более высокий заработок поможет обманщику должным образом обеспечить свою семью. Другой пример – это оправдывать аборт, чтобы спасти жизнь матери. И обман, и лишение жизни невинного ребенка являются морально неверными поступками, но обеспечение своей семьи и спасение жизни женщины являются верными. Так где же проходит грань?

Дилемма целей/средств является популярной темой в этических дискуссиях. Обычно поднимается вопрос типа следующего: «Если бы вы могли спасти мир, убив кого-то, сделали ли бы вы это?». Если ответ утвердительный, тогда морально верный результат оправдывает использование аморальных средств для его достижения. Но есть три момента, которые следует учитывать в такой ситуации: моральность действия, моральность результата и моральность человека, совершающего действие. В данном случае действие (убийство), несомненно, является аморальным, таким же является и убийца. Но спасение мира является хорошим и моральным результатом. Или нет? Что это за мир мы спасаем, если убийцам позволено решать, в каком случае совершать убийство, и оправдано ли оно, и продолжать жить безнаказанно? Или же убийца получит наказание за свое преступление в мире, который он спас? И будет ли этот спасенный мир оправдан за лишение жизни того, кто только что спас их?

С библейской точки зрения в этой дискуссии отсутствует характер Бога, Его закон и провидение. Поскольку мы знаем, что Бог благ, свят, справедлив, милосерден и праведен, то те, кто носит Его имя, должны отражать Его характер (1 Петра 1:15–16). Убийство, обман, воровство и все другие виды греховного поведения являются выражением человеческой грешной природы, а не природы Бога. Для христианина, чья природа была преображена Христом (2 Коринфянам 5:17), нет оправдания аморальному поведению, несмотря на мотивацию или результат. От этого святого и безупречного Бога мы получаем закон, отражающий Его качества (Псалом 19:7; Римлянам 7:12). Десять Заповедей дают нам понять, что убийство, прелюбодеяние, воровство и зависть неприемлемы в Божьих глазах и Он не допускает никаких «оговорок» для мотивации или рационализации. Обратите внимание – Он не говорит: «Не убивайте, только если этим вы не спасете чью-то жизнь». Это называется «ситуационной этикой», и в Божьем законе для нее нет места. Таким образом, очевидно, что с Божьей точки зрения нет целей, оправдывающих средства, нарушающие Его закон.

Также в дискуссии о целях и средствах отсутствует понимание Божьего провидения. Бог не просто создал мир, населил его людьми и оставил их на произвол судьбы без Своего присмотра. Нет, Бог имеет план и цель для человечества, претворяемые Им на протяжении столетий. Каждое решение, принятое любым человеком в истории, было сверхъестественным образом учтено в этом плане. Он недвусмысленно утверждает эту истину: «Уже в начале Я возвещаю то, что будет в конце, заранее рассказываю о том, что еще не случилось. Я говорю: Мой замысел свершится, все желанья Свои Я исполню! Я призвал с востока хищную птицу – из дальней страны призвал того, кто замысел Мой исполнит. Я сказал – и Я совершу, Я задумал – и сделаю так!» (Исаии 46:10–11). Бог активно участвует в жизни Своего творения и контролирует его. Более того, Он утверждает, что приводит все во благо тем, кто любит Его и призван согласно Его целям (Римлянам 8:28). Христианин, обманывающий в резюме или допускающий аборт ребенка, нарушает Божий закон и не верит в Его способность обеспечить его семью или спасти жизнь матери, если это будет угодно Ему.

Те, кто не знает Бога, могут оправдывать свои средства целями, но называющие себя детьми Бога не имеют каких-либо оснований нарушать Божьи заповеди, отвергать Его высшие цели и позорить Его Имя.

Цель оправдывает средства — мысль приписывается английскому ученому Томасу Гоббсу (1588-1679): «Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя»

. (Сочинение «О гражданине»); и немецкому иезуиту-теологу Герману Бузенбауму (1600-1668): «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства» (сочинение «Основы морального богословия»); и французскому философу Блезу Паскалю (1623-1662): «мы исправляем порочность средств чистотой цели» (сочинение «Письма к провинциалу»).

Однако похоже, что первым высказался по поводу соотношения цели ведущих к ней средствах (Цель оправдывает средства ) флорентийский политический деятель Николо Макиавелли (1469-1532): «пусть обвиняют поступки политика, лишь бы оправдывались результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты будут хороши» (трактат «Государь»)
Николо Макиавелли, имея огромный опыт общения, очень скептически оценивал людей
- «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества»
- «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива»
- «Люди неблагодарны, своевольны, суетливы в желании избежать опасность»
От того, считал он, единственное средство обуздать людские пороки — сильное государство:
«Государь не должен страшиться прослыть коварным во имя объединения подчиненных ему земель, ибо он будет гораздо более милосердным, чем те, кто из-за проявленного милосердия допускает свершение беспорядков» . Вот и идея «цель оправдывает средства» (поступки политика оправдываются результатами) из той же «оперы»
- «Гораздо безопаснее внушать страх, чем вызывать любовь, если приходится делать выбор»
- «Тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра»
- «Не отклоняясь от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо»

Николо Макиавелли. Биография, кратко

Великий итальянский политический деятель, дипломат Флорентийской республики, писатель, мыслитель, автор трудов по государственному управлению, нескольких пьес, двух поэм, романа. Родился во Флоренции в семье юриста. Окончил городскую школу, но не университет (не было средств), 14 лет служил Республике в качестве посланника и дипломата, с крушением республиканского строя оказался в опале, 14 лет жил в своем имении, писал книги. Умер в возрасте 58 лет

  • 1469, 3 мая — родился
  • 1498, 18 февраля — не прошел конкурс на пост секретаря Второй канцелярии республики (иностранные дела)
  • 1498, 18 июня — всё-таки занял эту должность
  • 1499, март — удачное выполнение дипломатического задания в Пьомбино — городе-государстве в Тоскане
  • 1499, июль — удачное выполнение дипломатического поручения по заключению союза с городом Форли
  • 1500, июль — «командировка» в Париж ко двору Людовика ХII
  • 1501 — посланник в Пистойе, Сиене, Кашине
  • 1502, 24 июня — прибыл в Урбино к герцогу Чезаре Борджа в качестве представителя Флоренции
  • 1502, сентябрь — стал советником главы Флоренции, вторым канцлером Республики
  • 1502 — женился на Мариетте Корсини
  • 1503 — стал отцом в первый раз (всего имел четверых детей)
  • 1503 — снова при дворе Борджа. На этот раз в Перудже
  • 1504 — вторая поездка во Францию
  • 1505 — посланник в Перудже, Сиене
  • 1506 — представитель Республики в Риме при дворе папы Юлия II
  • 1507 — посол Республики при дворе Максимилиана, тогда короля Германии, а с 1508 года — императора Священной Римской империи
  • 1509 — посланник Республики в Мантуе и Вероне
  • 1510 — две поездки в Париж
  • 1511, ноябрь — наблюдатель за событиями Пизанского церковного собора, организованного Людовиком XII против Юлия II
  • 1512, 1 сентября — Флоренцию захватывают войска Медичи, республика пала. Макиавелли лишился должности и был выслан из города
  • 1513, март — по обвинению в участии в антигосударственном перевороте, арестован, брошен в тюрьму, подвергнут пытке
  • 1513, апрель — выпущен из тюрьмы по амнистии
  • 1513 — написал свою самую знаменитую книгу «Государь»
  • 1519 — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»
  • 1520, ноябрь — получил должность историографа Флоренции
  • 1525 — «История Флоренции»
  • 1527, 4 мая — во Флоренции восстановлена республика
  • 1527, 10 мая — не смог получить должность канцлера Флорентийской республики
  • 1527, 21 июня — смерть

Самое обсуждаемое
Condition 3 предложения. Условные предложения. Упражнения на закрепление темы Condition 3 предложения. Условные предложения. Упражнения на закрепление темы
Тянь мин Мандат неба в древнем китае Тянь мин Мандат неба в древнем китае
Стихотворение «энергия планетарного мышления Стихотворение «энергия планетарного мышления


top