Модифицированное бюджетное правило. Что такое "бюджетное правило"? Как оно влияет на экономику России? Смысл экономической стратегии

Модифицированное бюджетное правило. Что такое

Майеру Амшелю Ротшильду приписывают следующую фразу:

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы».

Бюджетное правило

(budget rule )–понятие бюджетной политики, выбираемой государством, доходы которого (как, например, доходы России), чрезмерно зависят от экспорта нефтегазовых или иных ресурсов. Правило четко определяет долю таких доходов, которую правительство вправе включать в бюджет, чтобы их расходовать, оставляя остальные в резерве на будущее (сберегая в стабилизационном фонде).

Правило действует с 2004 года, записано в Бюджетном кодексе РФ. Многие страны придерживаются подобной стратегии, однако применяют не бюджетное правило, а более гибкие текущие ограничения неиспользование доходов от сырьевых ресурсов.

Бюджетное правило:

Народ, забывший свое прошлое, утратил свое будущее. ЗЛО.

Начнём понемногу рассказывать что такое «бюджетное правило»! Именно так грабят Россию «в законе»!

Бюджетное правило сохраняется, санкции прекратятся

Правительство приняло решение сохранить действующее с 2004 г. бюджетное правило в ближайшие годы, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг на заседании правительства. Бюджет на будущие годы сверстан с учетом того, что действие санкций прекратится в 2015 г.

«На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть», — сказал Медведев.

Бюджетное правило аккумулирует нефтегазовые сверхдоходы бюджета в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния при ценах на нефть выше заложенных в бюджет.

Ранее МинЭкономРазвития выступало за отмену бюджетного правила и увеличения госинвестиций за счет сверхдоходов, Минфин был против.

«До 1 октября в соответствии с бюджетным кодексом бюджет будет внесен в Госдуму», — сказал Медведев.

«Впервые работать над проектом федерального бюджета, трехлетнего бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики, и мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям», — отметил глава правительства.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, выступая на заседании правительства в четверг, сообщил, что, несмотря на санкции, ожидается рост экономики по итогам года.

«В текущим году мы ожидаем, что динамика ВВП будет 0,5% роста. У нас по 8 месяцам сейчас 0,7%. Ожидаем, что рост в оставшиеся III-IV кварталы года стабилизируется на уровне 0,1-0,2% ВВП», — сказал министр.

Он также сообщил, что бюджет на будущие годы сверстан с учетом того, что действие санкций прекратится в 2015 г., снизятся инвестиционные риски и снизится отток капитала с ожидаемых $100 млрд в 2014 г. до $50 млрд в 2015 г., а в 2016 г. — до $30 млрд и в 2017 г. — до $20 млрд.

«Прогноз инфляции на 2015 г. составляет 5,5%. Несколько повышен по сравнению со сценарными условиями. Мы исходим из того, что в течение года динамика инфляционная будет резко замедляться, особенно во втором полугодии, и среднегодовые значения будут снижаться», — пояснил Улюкаев.

«Снижение инвестиций в основной капитал, которое достигает 2,5%, сохранится до конца года», — сказал министр, отметив, что ожидается смена тренда в 2015 г., когда начнется рост инвестиций, прежде всего государственных, в т.ч. вложений средств ФНБ и компаний с госучастием.

«С 2016 г. ожидается восстановление частных инвестиций за счет улучшения международных отношений», — прогнозирует глава Минэкономразвития.

Минэкономразвития прогнозирует цены на нефть Urals в 2014 г. на уровне $104, в 2015-2017 гг. — $100 за баррель.

«Мы исходим из того, что цена на нефть в этом году составит $104 за баррель, а на следующие три года останется на уровне $100 за баррель. Мы понимаем, что есть высокие риски, связанные как с восстановлением объемов мирового предложения нефти, в т.ч. предложения Ливии, предложения Ирака, предложения Ирана, и с увеличением запасов, так и с возможным уменьшением спроса, связанным с ожидаемым замедлением темпов роста в крупных странах-потребителях нефти и нефтепродуктов», — сказал Улюкаев.

В результате ВВП в 2015 г. вырастет на 1,2%, в 2016-2017 гг. — на 2,3% и 3%.

Улюкаев также отметил, что бюджет сверстан на основе роста мировой экономики за счет восстановления в США и роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Еврозона покажет слабые результаты.

Прямая ссылка на видео: осдума РФ — апология воровства. Разворовываются триллионы рублей из Резервного фонда и фонда Национального благосостояния

Странное бюджетное правило

Описывая то, что произошло на Всемирном э-форуме в Давосе , Привалов плавно переводит разговор на то, что экономике не хватает денег, и что текущая либеральная верхушка ведет неправильную экономическую политику. Я, как его постоянный читатель, с ним согласен. Но заинтересовал меня не столько этот опус, сколько комментарий к нему, который сделал некто под ником Илья Константинов .

Приведу его ответ здесь целиком:

1. На протяжении последних 10 или даже 12 лет во главе экономики стояла либеральная команда во главе с Кудриным, Чубайсом и иже с ними.


2. Основной лозунг наших либералов — нужно сделать страну привлекательной для иностранных инвестиций, потому что своих денег нет. А своих денег нет, потому что в законе о ЦБ этими же реформаторами по совету американских консультантов прописан режим привязки денежной массы в России к валютной выручке. Говоря проще, наш ЦБ лишен права на эмиссию рублей, и все рубли в экономике берутся только после того, как мы продадим нефть за доллары, а потом под эти доллары напечатаем рубли.


3. Вторым постулатом либеральной политики стало так называемое “бюджетное правило”, согласно которому нефтегазовые доходы, направляемые на финансирование расходов, ограничивались определенным минимальным процентом ВВП. Все, что государству удавалось заработать свыше этого процента, резервировали в ценных бумагах США и Евросоюза. В итоге мы финансировали вместо нашей промышленности американскую и европейскую.


4. В итоге вся эта политика привела только к усилению зависимости от нефти, а темпы роста снизились до статистической погрешности.


5. Несмотря на это наши либералы продолжают отстаивать два тезиса. Первый — это то, что их политика единственно верная, и что именно они должны продолжать управление экономикой. И второе — что России в ближайшие годы не светит роста выше 3% в год ни при каких раскладах (очередным подтверждением стали апокалиптические сценарии в Давосе). А все, кто говорит иное — это не экономисты, а шарлатаны.


6. Но есть четкое понимание, что если отказаться от режима валютного регулирования и бюджетного правила, направив все высвободившееся ресурсы на развитие собственной экономики, то возможен реальный прорыв в развитии и реформировании экономики без ожидания всяких там иностранных инвестиций, о которых трындят либералы. Но для этого нужно отстранить их от управления этой самой экономикой.
Это вкратце.

Про режим привязки денежной массы к валютной выручке. Да, напрямую в законе не прописан, здесь я признаю неточность. А по сути:

«Начиная с октября 1996 года Россия находится в принципиально новой ситуации в отношении проведения денежной политики: практически мы перешли к механизму currency board, т. е. каждый новый рубль прироста денежной базы обеспечен соответствующим ростом валютных резервов Банка России…» (из служебной записки первого заместителя Председателя ЦБ РФ С. Алексашенко Председателю Банка России). Ссылки можете поискать по цитате.

А в доказательство того, что до последнего времени это было так,

От себя добавлю.

Статью по ссылке я прочитал (понял ее приблизительно на 40%). Суть ее как я понимаю в том, что ЦБ установил режим ограничения денежной массы. Т.е. если массы много, то деньги изымаются, а если мало то добавляются. При этом ЦБ считает эту массу с учетом золотовалютных резервов, и хотя по расчетом ЦБ денежная масса велика, в реальности она мала, т.к. деньги стабфонда в экономике не работают а лежат мертвым грузом.

Юрий Болдырев о национально ориентированной политике и ее имитации. Бюджетное правило — дань Западу…

Вторая половина прошлого года и первая половина нынешнего, напомню, прошли под знаком единой спецоперации, которую я называю «операция «Подмена» . Это когда самой же властью была интенсивно раскручена так называемая «оранжевая угроза» — прямо перепугали всю страну. Под эту «угрозу» искусно подвели весь накопившийся и проявившийся к тому времени сравнительно массовый протест, который затем, в свою очередь, столь же искусно, образно говоря, слили в сточную канаву .

Поле зачищено. Либо ты за власть, либо агент американской разведки. Третьего не дано. На этом сохранили «стабильность» — властные рычаги в руках олигархии.

Что дальше? Как и предсказывалось, за операцией «Подмена» должна была последовать следующая операция – «Сдача» (страны – если кто не понял – окончательная и, по замыслу авторов и исполнителей, бесповоротная), которая не заставила себя долго ждать. Ключевые вехи:

  1. Ратификация присоединения страны к ВТО;
  2. База НАТО под Ульяновском;
  3. «Бюджетное правило» — законодательно закрепляющее количественные параметры нашей, практически, дани в пользу США – не менее 7% от ВВП в «резервный фонд», что становится еще зримее, если напомнить, что это примерно половина всего федерального бюджета!;
  4. Сворачивание остатков социального государства, в том числе, вступление в силу 83-го Федерального закона, хотя и несколько прикрыто, но недвусмысленно коммерциализирующего здравоохранение, образование, культуру и соцзащиту;
  5. Принятие закона об образовании, среди прочего, снимающего планку верхней границы оплаты малообеспеченными семьями детских садов;
  6. «Закручивание гаек» — масштабные штрафы, практически, за участие в протестных акциях и т.п. Доходит уже до совсем маразма, в рамках которого любой одиночный пикет можно признать несанкционированной демонстрацией, если рядом найдется еще хотя бы один такой же пикетчик, и они объединены не только единым руководством, но даже хотя бы общностью цели.

Хотели бы ответить на демонстративно недружественные действия США всерьез, то начали бы:

  • симметрично — с закона, позволяющего арестовывать на территории России активы любых американских корпораций (можно и граждан, но это второстепенно), виновных в нарушении прав человека или в сотрудничестве с нарушителями прав человека. В частности, в Сербии, в Ираке, в Ливии и Сирии, в американских тюрьмах за пределами территории США… Весьма действенный и эффективный инструмент. И, что важно, действительно, вполне симметричный и более чем обоснованный;
  • со сворачивания «сотрудничества по Афганистану» (помощи США в наркоагрессии против России), с автоматическим закрытием базы НАТО на Волге;
  • с замораживания планов предстоящей масштабной приватизации стратегических активов. И, в частности, исключения американских банков и корпораций из числа «консультантов» по этой приватизации. Не говоря уже о не допуске этих компаний к участию и в собственно приватизации;
  • с отмены «бюджетного правила» и направления не «до ста миллиардов рублей» (обещанных президентом в его послании), а сумм на два порядка больших на собственное развитие. Причем не в «инфраструктурные ценные бумаги», а напрямую в инфраструктурные проекты, в обход рынка ценных бумаг;
  • с возврата, как следствие предыдущего пункта, средств всех резервных фондов в свою национальную экономику, с резервированием (на случай неблагоприятного развития событий) лишь самого минимума — необходимого для оплаты критически важного импорта.

Резервированием — преимущественно, в металлическом золоте (для закупок у государств недружественных). А также, возможно, и (в небольшом объеме) в валютах, но лишь дружественных или хотя бы, на первом этапе, сравнительно нейтральных стран. Например, Индии, Китая, Бразилии. С ними можно обменяться некоторыми объемами средств в национальных валютах в резервы, и именно они, в случае кризиса, готовы будут за оплату в своей валюте поставить жизненно необходимое, включая лекарства.

Хватит кормить США, или почему нам не хватает денег.

Вы что-то слышали про ответные санкции России? Или про громкие проверки макдональдсов по стране? И при этом практически никто не говорит про то, что каждые три дня Россия покорно вкладывает из своих денег в развитие экономики США 1 млрд долларов.

Как так? Попробуем разобраться по-простому.

Нашу экономику уже довольно давно привязали к нефти и газу. «Бюджетное правило» , принятое в 2004 году одновременно с созданием Стабилизационного фонда, запрещает использовать сверхприбыль от нефти и газа так, как того требует наша экономика. Зато это же «бюджетное правило» требует вкладывать всю прибыль, образующуюся при продаже российских нефти и газа, в покупку иностранных гособлигаций и валют. То есть «бюджетное правило» перенаправляет наши с вами деньги в развитие других стран, в первую очередь — США.

Не зря тогда же, в 2004, был поднят вопрос о том, что и закон о Стабфонде, и о бюджетном правиле писались отнюдь не на российской земле. Обратили внимание на интересный момент: страны, экономику которых финансирует российский бюджет, перечислены хаотично, но если их названия написать по-английски, то становится очевидно, что они расположены в алфавитном порядке, но по-английски:

http://www.minfin.ru/ru/stabfund/about/

В государственном устройстве нашей постсоветской страны заложен некий внутренний механизм, который позволяет вот так легко внедрять враждебные для страны и для народа законы и их активно и последовательно реализовывать.

Согласно «бюджетному правилу» , сверхприбыль от продажи нефти и газа (на 2014 г — это то, что выше 92 долларов за баррель), то есть наши с вами деньги от продажи ресурсов нашей страны, уходят не на развитие экономики, промышленности и сельского хозяйства РФ, а на покупку гособлигаций США и их сателлитов через резервные фонды.

Мы отдаем около 100 млрд долларов в год, а за это получаем «право заимствования» денег извне из-за нехватки собственных денег в бюджете.

Мы не строим заводы, фермы, научные центры, постепенно переходим на платное образование и платную медицину, потому что Минфин нам говорит, что «денег, мол, не хватает» , но почему-то Минфин не объясняет, почему наших денег хватает на покупку гособлигаций США и, таким образом, на обеспечение американских негров и латиносов бесплатной медициной и образованием, на военные расходы США в борьбе со всем миром, на развитие сильнейшей экономики мира.

За отмену бюджетного правила с самого начала выступал и выступает советник Путина Сергей Глазьев, который в целом говорит о необходимости смены типа экономики и замены нынешней либертарианской модели на государственно-регулируемую:

http://ecpol.ru/index.php/blog-portala/703-sila-gospolitiki-v-sistemnosti

Интересно, что за отмену бюджетного правила недавно выступила Оксана Дмитриева, та самая, на которую последнее время ставят наши «геополитические соперники», то бишь США, рассчитывая провести в РФ госпереворот со сменой власти:

http://www.spravedlivo.ru/5_58907.html

Этот факт лишний раз подтверждает, что нынешняя оппозиция, или национал-предатели, кардинальным образом сменили тактику обработки сознания народа. Они пытаются оседлать поднявшуюся патриотическую волну в российском обществе. Кстати, по риторике «Эха Москвы» это тоже заметно: что ни передача, то все говорят о благе Родины, о патриотизме и о враждебном народу Путине. Так что лозунг Навального «Хватит кормить Кавказ!» вполне может сменить лозунг «Хватит кормить США!», но громче всех кричать его будут именно агенты влияния США, просто оседлав патриотическую волну.

Те же, кто реально хочет прекратить кормить США, скорее всего, будут делать это довольно тихо, как всегда, вежливо и корректно, с соблюдением норм международного права.

Кстати, недавно бюджетное правило наш Минфин предложил ужесточить. Мы уже не удивляемся, что до этого МВФ выступило с тем же предложением:

http://www.rg.ru/2014/04/16/budjet-site-anons.html

О срочной необходимости реальной смены макроэкономической модели, о крайней важности реальной, а не медведевской, модернизации, этом можно почитать здесь:

http://www.vz.ru/opinions/2014/8/22/701694.html

Сергей Глазьев: Хватит терять по 100 млрд. долларов ежегодно. Бюджетное правило.

Опубликованная 7 августа статья министра экономики России А.Улюкаева радует смелой позицией автора в отношении «священной коровы» денежных властей России – бюджетного правила, запрещающего свободное использование нефтегазовых доходов бюджета. Хотя никто из здравомыслящих экономистов не поддерживал введение этого правила, оно стало считаться чем-то самим собой разумеющимся после нескольких лет безответной критики. Некоторые эксперты пришли к выводу о том, что в форме бюджетного правила Россия платит контрибуцию победившим в холодной войне США.

Действительно, по своему смыслу бюджетное правило означает, что сверхприбыль от экспорта нефти должна резервироваться в американских облигациях, то есть направляться не на нужды российского государства, а на кредитование США. Любопытно, что даже после решений США о введении санкций против России и фактического развертывания американцами войны против России на Украине, российский Минфин вложил очередные миллиарды долларов бюджетных денег в кредитование государственных, в том числе военных, расходов противника. Это напоминает дисциплинированность советских поставщиков, которые в июне 1941-го, уже после нападения Германии на СССР, продолжали отгружать нужные германскому военно-промышленному комплексу ресурсы.

Нужно поблагодарить А. Улюкаева, что он публично поставил под сомнение политику вывоза нефтегазовых доходов за рубеж с ничтожной доходностью около 1%. Ведь внутри страны их можно было бы разместить с многократно большей доходностью и пользой. Или отказаться от заимствований для финансирования искусственно созданного дефицита бюджета под 6-7% годовых. Только на разнице процентных ставок между занимаемыми и предоставляемыми кредитами российский бюджет ежегодно теряет около сотни миллиардов рублей. А если бы замороженные в американских облигациях средства бюджетных фондов были бы вложены в сооружение инфраструктурных объектов, субсидирование инновационных проектов, строительство жилья, экономический эффект был бы многократно больше.

Обстоятельства военного времени заставляют вернуться к очевидным истинам, которые уже два десятилетия отвергаются российскими денежными властями в пользу навязанных Вашингтоном догм. Причем пресловутое бюджетное правило не является среди последних основным. Эта «дохлая кошка» была подброшена американцами после того, как российские денежные власти проглотили более фундаментальные догмы Вашингтонского консенсуса, изобретенного для удобства колонизации слаборазвитых стран американским капиталом. Ключевыми из них являются догмы о либерализации трансграничного перемещения капитала, количественном ограничении денежной массы и тотальной приватизации . Следование первой догме гарантирует свободу действий иностранным инвесторам, основную часть которых составляют связанные с ФРС США финансовые спекулянты. Выполнение второй – обеспечивает последним стратегические преимущества, лишая экономику страны внутренних источников кредита. Соблюдение третьей – дает возможности извлечения сверхприбыли на присвоении активов колонизируемой страны.

Нетрудно посчитать, что приглашенные в начале 90-х годов поучаствовать в российской приватизации американские спекулянты к 1998 году на раскрученных ими при помощи российского правительства финансовых пирамидах получили более 1000% прибыли. Заблаговременно выйдя из этих пирамид, они обвалили финансовый рынок и затем вернулись скупать десятикратно подешевевшие активы. «Наварив» еще около 100%, они вновь вышли с российского рынка в 2008, обрушив его втрое.

В целом, проведение догматической политики Вашингтонского консенсуса обошлось России, по разным оценкам, от одного до двух трлн. долл. вывезенного капитала, потерей более 10 трлн. руб. бюджетных доходов и обернулось деградацией экономики, инвестиционный сектор которой (машиностроение и строительство) сократился в несколько раз с вымиранием большинства наукоемких производств, лишенных источников финансирования . Не менее половины вывезенных из России капиталов осело в американской финансовой системе, а освободившийся от отечественных товаропроизводителей рынок был захвачен западными кампаниями. Титулы лучших министров финансов и руководителей центробанков, которыми американцы благосклонно наделяли своих агентов влияния в российском руководстве, обошлись России весьма недешево.

Вступая в начатую А. Улюкаевым дискуссию, начну с главного в рыночной экономике – денег. Основателю клана Ротшильдов приписывают слова:

«дайте мне право печатать деньги, и мне нет дела до того, кто в этой стране принимает законы».

С середины 90-х годов российские денежные власти под давлением США и МВФ ограничили денежную эмиссию приростом валютных резервов, формировавшихся в долларах. Тем самым они отказались от эмиссионного дохода в пользу США и лишили страну внутреннего источника кредита, сделав его чрезмерно дорогим и подчинив экономику внешнему спросу на сырьевые товары. И, хотя в рамках антикризисной программы в 2008 году денежные власти от этой модели отошли, до сих пор объем денежной базы в России в полтора раза ниже величины валютных резервов, долгосрочный кредит остается недоступным для внутренне ориентированных отраслей, а уровень монетизации экономики вдвое ниже минимально необходимого для простого воспроизводства.

Недостаток внутренних источников кредита отечественные банки и корпорации пытаются компенсировать внешними займами, что влечет чрезвычайную уязвимость России от финансовых санкций. Прекращение иностранных кредитов со стороны западных банков может в одночасье парализовать воспроизводство российской экономики. И это при том, что Россия является крупным донором мировой финансовой системы, ежегодно предоставляя ей более 100 млрд. долл. капитала. Имея устойчивый и значительный положительный торговый баланс не мы, а субсидируемые нами западные партнеры должны были бы бояться санкций, ограничивающих доступ России на мировой финансовый рынок. Ведь если страна больше продает, чем покупает, она не нуждается в иностранных кредитах. Более того, их привлечение влечет вытеснение внутренних источников кредита с ущербом для национальных интересов.

Первое, что нужно сделать для вывода экономики на траекторию устойчивого роста и обеспечения ее безопасности – восстановить эмиссию денег в государственных интересах, обеспечив предприятия необходимым для их развития и роста производства объемом долгосрочного кредита . Как и в других суверенных странах, эмиссия денег должна вестись Центральным банком не под покупку иностранной валюты, а под обязательства государства и частного бизнеса посредством рефинансирования коммерческих банков в соответствии с потребностями развития экономики.

В соответствии с рекомендациями классика теории денег Тобина, целью деятельности Банка России должно стать создание максимально благоприятных условий для роста инвестиций. Это означает, что рефинансирование коммерческих банков должно вестись под доступный для производственных предприятий процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в инвестиционном комплексе. Скажем, на 3-5 лет под 4% годовых для коммерческих банков и на 10-15 лет под 2% годовых для институтов развития, кредитующих государственно значимые инвестиционные проекты.

Чтобы деньги не уходили на спекуляции против рубля и за рубеж, как это произошло в 2008-2009 годах с эмитированными для спасения банков сотнями миллиардов рублей, банки должны получать рефинансирование только под уже выданные производственным предприятиям кредиты или под залог уже приобретенных обязательств государства и институтов развития. При этом нормы валютного и банковского контроля должны блокировать использование кредитных ресурсов в целях валютных спекуляций. Для их пресечения и прекращения нелегальной утечки капитала следует ввести предложенный тем же Тобиным налог на финансовые спекуляции. Хотя бы на их валютную часть в размере НДС, взимаемого по всем валютообменным операциям и засчитываемого в оплату НДС при импорте товаров и услуг.

Предложенные выше меры дадут экономике необходимые для ее модернизации и развития кредитные ресурсы. Ведь создаваемый государством кредит по своему смыслу есть авансирование экономического роста. Имеющиеся производственные мощности позволяют российской экономике расти с темпом ежегодного прироста ВВП на 8%, инвестиций – на 15%. Это требует соответствующего расширения кредита и ремонетизации экономики. Под угрозой применения финансовых санкций ее уместно начать с немедленного замещения внешних займов государственных корпораций кредитами российских госбанков по тем же процентным ставкам и на тех же условиях. Затем постепенно расширять и удлинять рефинансирование коммерческих банков на универсальных единых условиях. Только Банку России следует не повышать ключевую ставку процента, усиливая антироссийские санкции со стороны США и ЕС, а, наоборот, ее снижать до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора.

Представляю, как апологеты долларизации российской экономики, начнут кричать, что реализация этих предложений обернется катастрофой. Запугивая руководство страны гиперинфляцией, проводники Вашингтонского консенсуса политикой количественного ограничения денежной массы уже довели российскую экономику до жалкого состояния сырьевой колонии американо-европейского капитала, эксплуатируемой офшорной олигархией. Им невдомек, что главным антиинфляционным лекарством является НТП, который обеспечивает снижение издержек, рост эффективности, увеличение объемов и повышение качества продукции, что и дает постоянное снижение цены единицы потребительских свойств товаров в передовых и успешно развивающихся странах. Самым наглядным примером является Китай, экономика которого растет на 8% в год, денежная масса увеличивается на 30-45% при снижающихся ценах. Ведь без кредита не бывает инноваций и инвестиций. А инфляция возможна и при нулевом, и даже отрицательном кредите. Что собственно и демонстрирует уже два десятилетия российская экономика, в которой денежные власти попустительствуют вывозу капитала и искусственно ограничивают рост денежной массы, в то время как монополии постоянно вздувают цены, компенсируя сжатие производства.

Никто не сомневается в том, что избыточная эмиссия влечет инфляцию. Так же как чрезмерное орошение влечет заболачивание. Но искусство денежной политики, как и умение садовода, заключается в том, чтобы подбирать оптимальный уровень эмиссии, заботясь о том, чтобы денежные потоки не уходили из производственной сферы и не создавали турбулентности на финансовом рынке. Во избежание инфляционных рисков необходимо ужесточить банковский и финансовый контроль с целью предотвращения образования финансовых пузырей. Эмитируемые для рефинансирования коммерческих банков деньги должны использоваться исключительно для кредитования производственной деятельности, что требует применения, наряду с инструментами контроля, принципов проектного финансирования. При этом важно развернуть механизмы стратегического планирования и стимулирования НТП, которые помогли бы бизнесу правильно выбрать перспективные направления развития.

В условиях структурного кризиса мировой экономики, обусловленного сменой доминирующих технологических укладов, крайне важно правильно выбрать приоритетные направления развития. Именно в такие периоды для отстающих стран открывается окно возможностей для технологического скачка в состав мировых лидеров. Концентрация инвестиций в освоение ключевых технологий нового технологического уклада позволяет им раньше других оседлать новую длинную волну экономического роста, получить технологические преимущества, поднять эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, кардинально улучшить свое положение в мировом разделении труда. Мировой опыт совершения технологических рывков указывает на необходимые параметры такой политики: повышение нормы накопления с нынешних 22 до 35%, для этого – удвоение кредитоемкости экономики и соответствующее повышение ее монетизации; концентрация ресурсов на перспективных направлениях роста нового технологического уклада.

Мир вступил в эпоху серьезных перемен, которая продлится еще несколько лет и завершится выходом на новый длинноволновой подъем экономики на основе нового технологического уклада с новым составом лидеров. У России еще есть шанс оказаться среди них при переходе к политике опережающего развития, основанной на всемерном стимулировании роста нового технологического уклада. Несмотря на катастрофические последствия проводившейся два десятилетия макроэкономической политики для большинства отраслей наукоемкой промышленности, в стране еще остается необходимый для совершения технологического рывка научно-технический потенциал. Если его не разрушать приватизацией и бюрократизацией Академии наук, а оживить дешевым долгосрочным кредитом.

При переходе к политике опережающего развития вопрос о бюджетном правиле приобретает правильную постановку. Конъюнктурные доходы бюджета, образующиеся за счет роста нефтяных цен, должны вкладываться в кредитование не чужой, а своей экономики. За счет них следует формировать бюджет развития, средства которого направлять на финансирование НИОКР и инновационных проектов освоения производств нового технологического уклада, а также на инвестиции в создание необходимой для этого инфраструктуры. Вместо наращивания валютных резервов в американских казначейских обязательствах избыток валютных поступлений следует тратить на импорт передовых технологий. Целью макроэкономической политики должно стать наращивание кредита в модернизацию и развитие экономики на основе нового технологического уклада, а не ограничение денежной массы в расчете на снижение инфляции. Последняя будет снижаться по мере снижения издержек, улучшения качества и роста объемов производства товаров и услуг.

Логика мирового кризиса закономерно влечет обострение международной конкуренции. Стремясь сохранить лидерство в конкуренции с поднимающимся Китаем, США разжигают мировую войну в целях удержания своей финансовой гегемонии и научно-технического превосходства. Применяя экономические санкции параллельно наращиванию антироссийской агрессии на Украине, США стремятся нанести поражение России и подчинить ее, как и ЕС своим интересам. Продолжая политику Вашингтонского консенсуса и сдерживая расширение кредита, денежные власти усугубляют негативные последствия внешних санкций, ввергая экономику в депрессию и лишая ее шансов на развитие.

Война США и их союзников по НАТО против России набирает обороты. Времени для маневра остается все меньше. Чтобы не проиграть в этой войне, макроэкономическую политику следует немедленно подчинить целям модернизации и развития на основе нового технологического уклада.

Путин: бюджетное правило останется в нынешнем виде.


Президент России Владимир Путин взял сторону в дискуссии об изменении бюджетного правила, разворачивавшейся между Минфином и Минэкономразвития на протяжении последних нескольких месяцев.

«Думаю, что сейчас нет уже никакой необходимости говорить о каком-то изменении бюджетного правила», - сказал президент на рабочей встрече с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым в понедельник, выслушав доклад о предварительных оценках динамики основных макропоказателей за полугодие.

Согласно действующему бюджетному правилу, расходы не должны более чем на 1% ВВП превышать сумму нефтегазовых доходов, посчитанных по средней за несколько предыдущих лет цене нефти, и ненефтегазовых доходов. Нефтедоходы сверх расчетной цены должны направляться в резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП, а потом - в ФНБ. Весной этого года Минэкономразвития предлагало повысить допустимый уровень дефицита бюджета до 1,5-1,6%. Бюджетное правило было призвано ограждать экономику от колебаний цен на нефть, при стагнации оно не работает - не позволяет увеличить расходы для поддержки тормозящего роста экономики, говорил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Минфин возражал, что изменение правил еще больше усугубит неопределенность экономической ситуации и недоверие инвесторов.

Чиновник социально-экономического блока рассказывал «Ведомостям», что активное обсуждение корректировки бюджетного правила прекращено после совещания у президента в апреле, и бюджет на 2015-2017 гг. готовится без изменения правила. Но это «эмбарго» ненадолго, полагает он: не исключено, что бюджетное правило останется, но президент получит право направлять часть допдоходов на развитие экономики.

Улюкаев доложил Путину, что отток капитала из страны в первом полугодии 2014 г. составил порядка $80 млрд. «Это в основном результаты I квартала, когда большое количество депозитов - и домашних хозяйств, и бизнеса - были переоформлены, переведены в валютные депозиты или даже просто в наличную иностранную валюту, это примерно $20 млрд», - уточнил министр. По прогнозам МВФ, отток капитала из России превысит $100 млрд в 2014 г. ($51 млрд - в I квартале, $59,7 млрд - в 2013 г.). Рабочий прогноз ЦБ на 2014 г. - $85-90 млрд, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По оценке Улюкаева, сальдо торгового баланса в текущем году будет больше, чем в прошлом (около $170 млрд), но в основном за счет стабильного экспорта при падении импорта.

«Обычно капитальный счет и текущий счет находятся между собой в такой противофазе. «Но все-таки мы должны принимать меры, которые стимулировали бы приток капитала, принятие решений инвесторов и внутренних, и внешних относительно инвестиций в российскую экономику», - подчеркнул Улюкаев.

Минэкономразвития ожидает незначительного оттока капитала во втором полугодии и снижения объема иностранных инвестиций, достигшего в прошлом году $80 млрд. «У нас нет такой большой разовой сделки, как это было в прошлом году с “Роснефтью”, и по тем причинам, о которых мы уже говорили, - ухудшение капитального счета в конце I - начале II квартала», - объяснил министр.

Минэкономразвития повысило оценку роста ВВП России во II квартале до 1,2%. «Это пока предварительные оценки, Росстат потом уточнит показатели, но думаю, что они несильно будут отличаться, - сказал министр. - Причем поквартально есть некоторый рост: у нас 0,9% - I квартал и 1,2% - II квартал», - сказал Улюкаев.

Владимир Путин решил не менять бюджетное правило

Дмитрий Коптюбенко, Елена Малышева
00:05, 24.04.2014


Власти не будут стимулировать экономику за счет дополнительных расходов бюджета. Чтобы правительство могло потратить нефтяные сверхдоходы на текущие нужды, нужно было скорректировать бюджетное правило. На ночном совещании у президента Владимира Путина договорились правило пока не менять.

Президент поздно вечером во вторник провел совещание, посвященное «актуальным вопросам развития российской экономики», сообщил сайт Кремля в среду утром. Правительственный чиновник и источник, близкий к одному из участников совещания, рассказали РБК, что темой встречи было бюджетное правило.

Бюджетное правило ограничивает расходы российского бюджета суммой доходов, рассчитанных исходя из средней цены на нефть за прошлые годы. Бюджетный дефицит не должен превышать 1% от ВВП. Минэкономразвития выступает за его корректировку и увеличение расходов, в том числе на развитие Крыма и Севастополя, а также на другие инвестиционные проекты и государственные программы.

За смягчение правила ранее высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Источник РБК в правительстве рассказал, что совещание в Кремле было собрано по инициативе помощника президента Андрея Белоусова, который также считает, что бюджетное правило надо менять. Получить комментарий в аппарате Белоусова вчера не удалось.

На встрече Белоусова поддержал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, рассказывает собеседник РБК. Ранее Минэкономразвития предложило масштабный план дополнительных расходов бюджета, в том числе за счет корректировки бюджетного правила: 3,5 трлн руб. в 2014-2017 годы, из которых на развитие Крыма - 800 млрд руб. (расчеты есть у РБК). За счет этих расходов министерство рассчитывает на ускорение роста ВВП.

За сохранение неизменным бюджетного правила выступает министр финансов Антон Силуанов. Ранее он отмечал, что дополнительные доходы этого года могут быть полностью «съедены» недобором заимствований и недополученными доходами от приватизации. В связи с этим он предложил даже ужесточить бюджетную дисциплину и не выбирать разрешенный дефицит бюджета полностью.

В прошлый четверг позицию по этому вопросу высказал президент Владимир Путин. По его мнению, изменять правило не следует, особенно в свете рисков мировой экономики. В то же время он отметил, что вопрос находится в ведении правительства. На следующий день премьер Дмитрий Медведев допустил изменения, но попросил финансово-экономический блок правительства определиться с тем, насколько изменившаяся экономическая конъюнктура требует таких действий.

В итоге окончательное решение осталось за президентом.

«По итогам совещания решили пока не менять (бюджетное правило. - РБК)», - говорит правительственный источник.

Об этом же сообщил Bloomberg со ссылкой на члена президиума экономического совета при президенте Алексея Кудрина, также приглашенного на мероприятие. По словам собеседника РБК, против корректировок в бюджетное правило были «в принципе против» и президент Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев.

Получить комментарий пресс-секретаря президента Владимира Путина Дмитрия Пескова в течение дня не удалось. Официальные представители участников встречи (в ней приняли участие также глава администрации Кремля Сергей Иванов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина) не комментируют ситуацию.

Алексей Улюкаев между тем заявил вчера, что на совещании у президента решения по бюджетному правилу не приняли.

«Этот вопрос обсуждался. Окончательного решения нет», - заявил он.

Федеральный чиновник, принимавший участие в ряде совещаний о корректировке бюджетного правила, пояснил РБК, что власти не закрыли окончательно этот вопрос и могут вернуться к его обсуждению, если к этому их вынудят обстоятельства:

«Например, если обострится проблема санкций».

И наоборот, по его словам, если крупные частные инвесторы выразят желание вкладывать деньги в Крым, на развитие региона потребуется меньше бюджетных денег и, таким образом, не нужно будет изыскивать дополнительные ресурсы.

Пока для резких движений нет предпосылок - бюджет этого года исполняется с опережением по доходам, рассуждает главный экономист банка HSBC по России Александр Морозов.

«Пока решение (не менять бюджетное правило. - РБК) представляется мне правильным, - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Нынешняя обстановка требует сохранения бюджетного правила и концентрации определенных средств для расчетов по долгам».

«Решение правильное, хотя нет гарантий, что при ухудшении ситуации вопрос о коррекции бюджетного правила не будет поставлен вновь. Пока я не вижу оснований для этого», - считает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

В.Путин: правительство смогло сбалансировать бюджет, не отказываясь от «бюджетного правила»:

Путин: курс в экономике останется неизменным, независимо от перестановок во власти:


Стратегический курс России в экономике останется неизменным, независимо от кадровых перестановок в Центробанке и администрациях президента и правительства России. Об этом президент России Владимир Путин заявил на Петербургском международном экономическом форуме. Выступление Путина транслирует телеканал «Россия 24 » и сайт Вести.Ru .

Россия много лет жила в ситуации бурного, почти непрерывного повышения цен на основные экспортные товары, напомнил глава российского государства. Это позволяло отечественным компаниям и государству покрывать высокие издержки, но «теперь этого фактора больше нет, как нет и легких решений». «Ситуация требует от нас дисциплины , оптимального выбора приоритетов, правильного баланса между долгосрочными целями и решением текущих задач», - отметил Владимир Путин.

Президент России констатировал, что нет той «волшебной палочки», которая могла бы разом изменить положение дел.

«Экономический рост должен базироваться на «трех китах»: увеличении производительности труда, инвестициях и инновациях, - пояснил в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин. - Прогресс по всем направлениям возможен только через снижение издержек - финансовых, управленческих, инфраструктурных. Через развитие человеческого капитала и создание в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса».

Также необходимым условием роста экономики России Путин назвал «благоприятную среды обитания» – макроэкономическую стабильность. Кроме этого необходимо дальнейшее снижение инфляции, соблюдение «бюджетного правила» и ответственный бюджет.

Владимир Путин также предложил провести следующий Петербургский международный экономический форум накануне встречи Большой восьмерки, которую в 2014 году будет возглавлять Россия. Встреча Большой восьмерки запланирована на июнь 2014 года в Сочи.


Госдума на сегодняшнем заседании приняла в третьем чтении закон, устанавливающий новое бюджетное правило (регламент определения объема госрасходов в зависимости от доходов) и объединяющий Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. Документ, внесенный в парламент Минфином, вносит поправки в Бюджетный кодекс в той части, где регламентируется использование нефтегазовых доходов казны.

Бюджетное правило начнут применять после тестирования в 2018-м

Ключевым в новом законе является положение о бюджетном правиле. Это один из механизмов формирования федерального бюджета, который определяет максимальный уровень госрасходов исходя из цены на нефть. Принцип его действия заключается в том, чтобы перечислять в Резервный фонд переведенные в доллары дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае подъема фактической стоимости нефти над прогнозной, и продавать валюту за рубли в случае падения цен на нефть ниже ожидаемого уровня. Конечная цель применения правила – снижение зависимости бюджета от конъюнктуры нефтяного рынка.

Закон, который приняла Госдума, регламентирует предельный объем госрасходов в очередном финансовом году и более длительном плановом периоде. Базовая цена на российскую нефть Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит начиная с 2018-го ежегодной индексации на 2%.

Расходы бюджета теперь не могут превышать прогнозной суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных на основе базовой цены на нефть, базовой экспортной стоимости природного газа и прогнозируемого валютного курса, а также доходов, не связанных с добычей и экспортом углеводородов, и предполагаемого объема расходов на обслуживание госдолга. Иными словами, ежегодно определяемый Минфином объем заимствований должен быть не больше расходов на обслуживание долга.

Ввести в действие новое бюджетное правило предполагается с 1 января следующего года. То есть оно начнет применяться при верстке федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды.

В 2018-м предусмотрен переходный период, который станет тестовым для нового бюджетного правила. В будущем году общий объем госрасходов не может превысить суммы всех плановых доходов и расходов на обслуживание госдолга плюс 1% ВВП. После такой обкатки новый регламент формирования бюджета будет закреплен в Бюджетном кодексе.

Из суверенных фондов останется один ФНБ

Принятый депутатами закон предполагает объединение двух главных накопительных кубышек России. Средства Резервного фонда будут перечислены на счета ФНБ. Эта процедура, согласно тексту документа, должна быть завершена до 1 февраля 2018 года.

Новый Объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Как пояснил ранее при рассмотрении поправок замминистра финансов РФ Владимир Колычев, цель накопления этих средств останется прежней.

«Такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда в условиях резко снизившихся цен на нефть в последние два года, - отметил Колычев. - Целевая составляющая объединенного фонда сохраняется такой же, как были предшествующие два фонда. То есть - три цели: это финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений».

Но расходование нового ФНБ на перечисленные цели будет строго привязано к показателю остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если остаток превысит 5% ВВП, использование средств предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в прошедшем году. Если на счетах ФНБ останется меньше 5% ВВП, то расходование его резервов предлагается ограничить 1% ВВП. По замыслу разработчиков закона, это позволит сохранить минимально допустимый объем казенных средств на черный день.

Дополнительные нефтегазовые доходы России за первые шесть месяцев этого года уже составили 1,7 трлн рублей, рассказал «Известиям» глава Казначейства Роман Артюхин. Это больше половины прогнозируемой суммы за весь 2018 год. Эксперты поддерживают желание Минфина формировать накопления ускоренными темпами: эти средства должны стать «подушкой безопасности» на случай нового кризиса.

С этого года в России действует новое бюджетное правило. На все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. Он призван стать новой «подушкой безопасности» взамен потраченного в кризис Резервного фонда.

В этом году Минфин рассчитывает пополнить ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами в размере 2,74 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие поступления от продажи нефти по цене сверх $40 за баррель составили 1,7 трлн рублей. Эти средства аккумулированы на отдельных валютных счетах, рассказал «Известиям» Роман Артюхин после совместного круглого стола Московской биржи и Казначейства.

Ключевым итогом реализации нового бюджетного правила Минфин называет, в частности, снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

В результате при повышенном уровне волатильности нефтяных котировок в 2017–2018 годах - от $43 до $80 за баррель - колебания курса рубля по отношению к доллару сохранились в относительно узком диапазоне: от 56 до 64 рублей, отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленных Минфином.

При этом если бы не было бюджетного правила, то курс доллара сейчас бы составлял 50 рублей, говорил в июне первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Сейчас курс американской валюты держится около отметки в 62 руб./$. В конце мая с подобным заявлением выступал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, за последние три года правительство и Банк России сумели выстроить такую бюджетную и монетарную политику, что «растет цена на нефть или падает цена на нефть, это не мешало экспорту и условия были стабильными».

Однако глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджетное правило можно и нужно смягчить на $5 - сделать цену отсечения не $40, а $45. Это, по его мнению, могло бы позволить не повышать НДС с 18 до 20% со следующего года. А объем дополнительных доходов бюджета был бы сопоставим с теми, которые казна получит от повышения налога на добавленную стоимость - 600 млрд рублей в год.

России удалось получить больше половины запланированных на этот год дополнительных нефтегазовых доходов благодаря довольно высокой цене на нефть, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, спрогнозированная цифра в 2,74 трлн рублей, скорее всего, будет достигнута, а возможно, даже превышена. При этом эксперт уверен, что смягчать бюджетное правило не нужно, поскольку стоимость «черного золота» сложно предсказывать.

Поступления доходов в казну неравномерны, поэтому если в первом полугодии Россия заработала дополнительных нефтегазовых доходов больше, чем планировалось, то это не означает, что во второй половине года динамика сохранится, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она подчеркнула, что при составлении прогнозов по доходам исходят из средней цены на нефть и среднего курса доллара, которые могут меняться на протяжении года. По ее словам, оптимальный размер «подушки безопасности» - примерно 7% от ВВП страны. Когда этот уровень будет достигнут, бюджетное правило можно будет смягчать.

7% от ВВП России составляет порядка 7 трлн рублей. Таким образом, получается, что России нужно будет копить опережающими темпами еще три года. Предыдущий кризис показал, что «подушка безопасности» необходима. Она гарантирует возможность исполнять социальные обязательства перед населением в случае нового экономического шока.

По словам заместителя главы Минфина Владимира Колычева, изменение цены отсечения стоимости нефти в бюджетном правиле невозможным, так как это означает «разворот вспять реформ в макроэкономической политике». «По сути, это равнозначно изменению режима инфляционного таргетирования или гибкого курсообразования», - прокомментировал чиновник предложение поднять цену отсечения в бюджетном правиле с 40 до 45 долларов, ранее озвученное Алексеем Кудриным.

Finmarket приводит слова замминистра: «изменение бюджетного правила в части структурного уровня цены на нефть невозможно, этот вопрос не обсуждается. Такое изменение приведет к снижению предсказуемости макроэкономических условий для бизнеса и граждан, поставит под угрозу возможность устойчивого достижения ориентира по инфляции, ухудшит экономику многочисленных инвестиционных проектов в различных секторах экономики», - заявил Владимир Колычев.

Это правило, говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, с одной стороны, незыблемое, а с другой – из него есть исключения. Ранее Всемирный банк называл бюджетное правило важной структурной экономической реформой. Но, как напоминает Ващенко, в 2018 году Минфин скорректировал бюджетный кодекс, что позволило увеличить расходы на 41 млрд руб. больше запланированных. Также, в принципе, нельзя исключать, что может быть принято решение потратить часть резервов раньше, чем нефть упадет до 40 долларов за баррель, но такой вопрос сейчас не стоит на повестке. Одно из последствий бюджетного правила видят в том, что оно мешает укреплению рубля. Чем дороже стоит нефть, тем больше валюты купит Минфин. В июне объем покупок уже 380 млрд руб., или порядка 10% от торгового оборота на бирже. А чем выше курс, тем больше валюты (за которой охотится Минфин) продают экспортеры. В 2017 году объем покупок (35 млрд долларов) почти соответствовал сальдо счета текущих операций (40 млрд долларов).

Другими словами, заключает аналитик, как бы ни рос нефтегазовый экспорт, укрепление рубля будет слабым (если вообще будет), а при сокращении сальдо торгового баланса (за счет оживления импорта) рубль продолжит слабеть. Но нельзя исключать, что, если цены на нефть долгое время будут выше 70 долларов, то заговорят и о пересмотре бюджетного правила, поскольку резервы нельзя накапливать бесконечно.

Было бы странно, если бы Минфин поддержал инициативу Кудрина, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Поскольку, объясняет он, во-первых, установление цены отсечения на уровне 40 долларов за баррель изначально было предложением именно этим министерством, а во-вторых, именно оно является ключевым бенефициаром действующего бюджетного правила, поскольку все сверхдоходы, согласно бюджетному правилу, минуя бюджет поступают на его счета, формируя резервы. Было бы нелогично, если бы Минфин, по факту контролирующий объемы пополнения бюджета и резервов, согласился добровольно пожертвовать такой властью.

Впрочем, отмечает аналитик, сейчас поддерживает Минфин только ЦБ, остальные же министерства, страдающие от урезания расходных статей при наличии возможности направлять в бюджет больше средств, вряд ли разделяют его позицию. Ситуация предельно проста указывает он: исполнение майского указа требует привлечения дополнительных 8 трлн, в бюджете этих средств нет. Все варианты их привлечения за счет, например, повышения фискальной нагрузки на бизнес и население по факту приведут к снижению вероятности исполнения самих указов, поскольку благосостояние граждан и выручка бизнеса просто не могут расти в условиях роста налогов.

Назревают разногласия

Инициатива по завершению налогового маневра, который позволил бы за счет повышения НДПИ и снижения экспортных пошлин повысить доходы бюджета от добычи и продажи нефти, в свою очередь, в штыки принимается отраслью и защищающим ее интересы Минпророды, говорит Алексей Антонов. Кстати, сейчас диалог относительно «балансировки» налоговой системы, в частности о повышении НДС до 20%, инициирует именно Минфин, очевидным образом уводя общественную дискуссию и правительство в сторону от назревшего вопроса об эффективности действующего бюджетного правила в условиях относительно дорогой и стабильной нефти. Однако слова о том, что вопрос об изменении бюджетного правила не обсуждается, считает Алексей Антонов, не содержат ключевого слова «пока», поскольку, к сожалению, для Минфина, решение принимать будет не он.

Если вернуться к цитате господина Колычева, «такое изменение приведет к снижению предсказуемости макроэкономических условий для бизнеса и граждан, поставит под угрозу возможность устойчивого достижения ориентира по инфляции, ухудшит экономику многочисленных инвестиционных проектов в различных секторах экономики», - то тут, говорит Алексей Антонов, можно не согласиться с замминистра сразу по нескольким пунктам.

Первое – инфляция. Да, полагает эксперт, действительно, и на это указывала глава ЦБ, рост объемов поступления средств в бюджет может привести к избытку средств в экономике и создать инфляционные риски. Но в мае и апреле инфляция оценивалась в 0,4%, а с января по март не поднималась выше 0,3%, годовая инфляция при этом составляет всего 2,4%, то есть сильно ниже таргетируемых уровней. Грубо говоря, если и есть время, подходящее для накачивания экономики ликвидностью с минимальными инфляционными рисками, то это время - сейчас.

«Во-вторых, – продолжает Алексей Антонов, – я осмелюсь напомнить, что именно Казначейство во многом ответственно за то, что российский рубль остается перепроданным. С четвертого квартала прошлого года Минфин и ЦБ в буквальном смысле заливают валютный рынок дешевой рублевой ликвидностью, только в июне они предложат рынку 380 млрд рублей, на 60 млрд больше, чем в мае, а с начала года объем купленной валюты оценивается в 1,3 трлн в пересчете на рубли. Откуда такие средства у Минфина? Так это и есть те самые сверхдоходы от экспорта».

Стоит задуматься, считает Алексей Антонов: в чем больше пользы для экономики - в интервенциях, которые обесценивают рубль, в рамках которых закупается валюта, формирующая резервы и по факту изымающаяся из экономики, проходящая мимо бюджета, или в повышении цены отсечки и направлении части сверхдоходов в бюджет, из которого они могут быть направлены, например, на поддержку нефтеперерабатывающей отрасли с целью снижения цен на топливо (которые, к слову сказываются на темпах инфляции, которых так боится Казначейство) или исполнения майских указов.

Так что, заключает Алексей Антонов, разговоры Минфина относительно вреда изменения бюджетного правила с точки зрения разгона инфляции в целом выглядит как обращение охотника к уткам со словами, что он очень боится ружья, из которого по ним стреляет.

Зачем было придумано «бюджетное правило», и как оно действовало. Как копят фонды в других странах и чем это отличается от России. Стоит ли бюджету копить деньги, а если стоит, то как?

Поправки в Бюджетный кодекс о новом «бюджетном правиле» были одобрены правительством 15 июня. То, что на птичьем языке правительственных экономистов принято называть «бюджетным правилом», – это очень просто. Стоит ли тратить все доходы бюджета или, согласно какому-то заранее сформулированному принципу, часть их копить для каких-то целей. Правила такого «накопительства» последние 14 лет то применяются, то отменяются, то меняются.

Согласно исследованию АКРА, свыше 90 стран мира используют бюджетные правила. Мировой институт суверенных фондов (SWFI) следит примерно за 80 суверенными фондами, накопленными по таким правилам. Правда, число стран, в которых находятся эти фонды, в разы меньше: например, в России 3 таких фонда, в Китае – 4, а в США 10 штатов имеют собственные суверенные фонды.

Авторы исследования АКРА даже заявили, что «применение того или иного бюджетного правила – мейнстрим экономической политики». Может быть, и мейнстрим, но это еще не доказательство. Во времена Коперника и Галилея мейнстримом было утверждение, что Земля плоская, а Солнце вращается вокруг нее. Стоит разобраться, как и зачем некоторые государства или регионы копят бюджетные доходы и нужно ли это России.

Абсурд

Копят, очевидно, деньги. Зачем копить чужие деньги – понятно. Но вот зачем государству копить свою собственную валюту, которую оно может в любой момент напечатать в любых количествах? Ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Кухарка не может управлять государством потому, что таинство эмиссии денег ей непонятно. А оно меняет все в экономической политике, мистифицирует ее. Для кухарки очевидно, что чем больше денег, тем лучше. Но для государства это совсем не так. Излишняя эмиссия денег чревата инфляцией (а при сильном вовлечении в этот процесс – гиперинфляцией). Правила кухарки для государства недействительны. Более того, у современного государства нет никаких ограничений в плане эмиссии денег (типа золотого запаса и т. д.), только собственное разумное поведение. Деньги в современном мире не обеспечены ничем, кроме доверия к правительствам, их выпустившим.

Зачем кухарке копить рубли – понятно. Но зачем России копить эмитируемые ею рубли? Выглядит абсурдом. Абсурдом и является.

Нужны рубли – напечатай. Накопление бюджетом рублей по существу означает выведение их из обращения, а трата бюджетных накоплений является процессом, неотличимым от обычной денежной эмиссии по своим последствиям. Накопление бюджетом России рублей – это элемент денежной политики. Что совсем не входит в полномочия Минфина. Размер бюджетных фондов – это всего лишь лимит бюджетной эмиссии и ничего более.

Но проблема тут не только в словах. Накопление рублей в бюджетных фондах – это тормоз экономического роста. Ведь в самом деле – налоги собраны, и вместо того чтобы быть запущенными обратно в экономику, они просто исчезают («копятся» Минфином, а по факту изымаются из обращения). Для такого абсурдного процесса даже не придумано специального экономического термина (демиссия? Говорят длинно: сокращение денежной массы). Ведь явления как такового нет, зачем его как-то специально называть?

Когда штат Аляска принимает решение копить доллары – всем все понятно, Аляска доллары не печатает. Да штат и не просто так их копит, а инвестирует по всему миру. Когда российский Минфин изымает из обращения часть налогов, называть это словом «копит» неверно. Он просто уничтожает соответствующую сумму денег в форме изъятия их из обращения.

Впервые Минфин приступил к этим операциям в 2004 году. За первые 5 лет он уничтожил 20% ВВП (размер бюджетных фондов в начале 2009 года). Т. е. прямым тупым счетом каждый год он тормозил экономический рост примерно на 4%. Вот цена наших бюджетных накоплений – это без учета сложных процентов, мультипликаторов и т. д. Вычет из экономического роста на самом деле существенно выше.

Совсем другой смысл и последствия имеет накопление Россией иностранной валюты – рост золотовалютных резервов ЦБР. Центробанк скупает на внутреннем рынке доллары и тем самым эмитирует в обращение рубли. Это процесс разгона экономического роста.

Китай накопил до $4 трлн (сейчас сумма снизилась) не потому, что его руководство страдало манией накопительства. А потому, что это позволяло ему создавать повышенный спрос на валюту и держать заниженный курс юаня. Зачем? Это стимулирует экспорт и держит дорогим импорт, давая двойной стимул для экономического роста в стране. В этом искусственном стимулировании – одна из тайн невероятной динамики китайской экономики за последние 30 лет.

При этом никаких бюджетных фондов Китай не создавал и такой глупостью, как накопление юаней, не занимался. Никаких бюджетных правил – все собранное из экономики возвращается обратно в экономику в виде бюджетных расходов. Экономический рост в Китае не тормозился четверть века. А в России высокие темпы роста продержались только до 2007 года, а затем экономический рост увяз в кризисах и стагнации.

Рост золотовалютных резервов ЦБР (как и рост валютных резервов бюджетов) – это стимул для экономического роста, нажатие педали газа на машине. Рост бюджетных резервов в нацвалюте – это вычет из экономического роста, нажатие педали тормоза. Зачем нужен этот абсурд – выжимать одновременно педаль газа и педаль тормоза (середина нулевых годов)? Что должно будет произойти с машиной на дороге? Вот что-то такое и произошло с российской экономикой в 2008 году – она «пошла юзом», и как ее вывести из этих эволюций, власти не знают до сих пор.

Валютные резервы копить выгодно для экономики страны, а резервы нацвалюты – абсурдно. Но понять это различие «кухарки» в российской власти не могут. И снова, и снова обрекают нас на стратегию накопления нацвалюты («бюджетное правило») при стабильности валютных резервов (ЦБР). Получить экономический рост в такой ситуации теоретически невозможно. Это столь же абсурдно, как пытаться разогнать машину, давя на тормоз вместо газа.


Абсурд в квадрате

После сделанных объяснений обсуждать варианты бюджетных правил – это как обсуждать, какую смертную казнь выбрать российской экономике. Сразу отрубить ей голову или дать помучиться. Хотя, как говорилось в одном известном советском фильме, «Я бы помучился»…

В 2004 году версия 1‑го бюджетного правила была проста – все доходы бюджета от таможенных пошлин и НДПИ, полученные при «цене отсечения» $20 за баррель нефти, отправлять в Стабфонд. В январе 2004-го цена на нефть составляла $29. К концу 2006-го она поднялась до $60. Стабфонд стремительно рос. «Цену отсечения» подняли до $27. В 2008-м придумали сложную формулу, которая умерла уже в конце года, когда цены на нефть, достигнув летом без малого $150, стали стремительно падать.

Следующие 4 года бюджетное правило не применялось.

Но в 2013 году его снова ввели. Попытавшись модифицировать и сделать «цену отсечения» неким автоматическим механизмом, усредненной ценой за последние 3 или 10 лет (что меньше). В 2013 году «цена отсечения» оказалась $81 при среднегодовой цене нефти $108. В 2014-м – $87 при $98 за баррель. Но к концу 2014 года нефть вновь обрушилась, и с октября она стала ниже «цены отсечения». Очередное бюджетное правило приказало долго жить. В 2015 году оно было приостановлено.

В 2004–2008 годах бюджет копил при профиците бюджета. Он уничтожал собственные деньги. В 2013–2014 годах бюджет начал «копить» при дефиците. Он занимал на рынке деньги, для того чтобы их уничтожить.

Вот представьте, человек пришел в банк и взял кредит наличными, вышел во двор, сложил эти деньги кучкой и поджог. Именно это делал бюджет в 2013–2014 годах. Денег не хватает, он занимает их на рынке и сжигает. Абсурд в абсурде.

С тех пор бюджет живет «без правил». Точнее, без законодательно установленных правил. С 2016 года действует правило, которое было введено на одном из совещаний у президента. Минфин и правительство вышли с инициативой заморозить расходы бюджета в рублях на будущую трехлетку. Внесли такой закон в Думу и утвердили его. На 2017 год и новую трехлетку это правило переутвердили. Более того, из года в год расходы номинально сокращаются. Реально, с учетом инфляции, они падают весьма заметно.

Абсурд в кубе

Бюджет 2017 года был спланирован исходя из среднегодовой цены нефти $40 за баррель. По факту на сегодня средняя цена нефти – $52,4. Бюджет получил 1,2 трлн руб. сверхдоходов, большей частью прямо из-за повышения цены нефти. Но Минфин внес в Думу поправки (утверждены в первом чтении 9 июня), по которым на расходы пускается менее 1/3 этих денег. А остальные без всяких бюджетных или каких-то еще правил пойдут на сокращение дефицита бюджета, заимствований бюджета и т. д. – куда угодно, только не на расходы.

На ПМЭФ‑2017 министр финансов Антон Силуанов прямо сказал: «Деньги-то есть». Конечно, есть. Свыше 800 млрд руб. сверхдоходов 2017 года он распихал по своим «заначкам» и не дал на расходы. Пусть пенсионеры плачут. Такое вот «бюджетное правило».

Планирование абсурда

С 2018 года правительство решило вернуться к формальному «бюджетному правилу», вновь прописав его в Бюджетном кодексе. Расходы бюджета будут определяться исходя из «цены отсечения» ($40 за баррель +2% годовой инфляции) с добавлением сверх этого процентных расходов по госдолгу и неких «бюджетных остатков». А в 2018 году – переходное положение – еще плюс 1% ВВП. Окончательно формула пока непонятна (проект не опубликован), но на 2018 год она кажется более мягкой, чем установлена сейчас законом о бюджете.

Бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин на ПМЭФ‑2017 пытался объяснить, что надо установить «цену отсечения» $45, а получившиеся сверхдоходы (около полутриллиона рублей) пустить на программы по образованию и здравоохранению. Но единым фронтом Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина объясняли ему, что они на это пойти не могут. А Силуанов еще и «подкалывал»: мол, сам Кудрин, когда был министром финансов, всегда был за жесточайшие бюджетные правила. Что, конечно, правда.

Однако главный вопрос никто так и не задал: зачем вообще нужно вводить бюджетное правило, если бюджет дефицитен? Зачем копить рубли, если их остро не хватает? Занимать на рынке дорого (по годовым ОФЗ сегодня Минфин платит 8% годовых), чтобы держать их в Центробанке дешево или вообще бесплатно? Ведь это прямой убыток бюджету.

«Бюджетное правило» в условиях дефицита бюджета – это то же самое, что сжигание санкционных продуктов тысячами тонн в стране, где у 20 млн человек едва хватает денег на еду.

Введение бюджетного правила – это снова вычет из экономического роста, сокращение совокупного спроса в экономике на сумму прироста якобы «резервов».

Кто «сел» на бюджетные фонды

Кажется, что именно для тяжелых времен и копили бюджетные фонды, когда цены на нефть упадут. Вот они упали, и что? Правительство всячески пытается сократить расходы из бюджетных фондов и придумать новые «правила», как бы эти фонды не расходовать, а даже продолжать «копить». Так для кого же эти «резервы денег», если людям их не дают?

Резервный фонд – это вотчина Минфина, он расходуется на финансирование дефицита бюджета. А вот Фонд национального благосостояния – ФНБ – предназначен для другого. Он нужен на цели софинансирования пенсий (программа, которая сейчас уже отменена) и финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Кажется, вот источник денег для пенсий. Но нет. В 2016 году законную индексацию пенсий заменили разовой компенсацией – всех пенсионеров фактически обобрали на одну пенсию в прошлом году, и шлейф недоиндексации растянется и распространится на всех ныне работающих на все будущие годы.

Только что Антон Силуанов в Госдуме заявил, что к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам он готов вернуться только в 2020 году. Для этой индексации нужно 200 млрд руб. в 2017 году. Так вот же они, эти деньги, – ФНБ или допдоходы бюджета текущего года. Деньги у правительства и Силуанова есть, но пускать на эти расходы они их не хотят. Почему? Силуанов объяснять не стал.

Средства ФНБ пенсионерам не достались ни в каком виде. Зато уже треть его проинвестирована (подробнее об эффективности расходования средств ФНБ см. «Фонд чужого благосостояния»).

Средства ФНБ распределяются решениями правительства РФ без всякого конкурса. Никакого отношения к доходности они не имеют. Более того, есть специальное решение правительства, чтобы все доходы от вложения средств ФНБ зачислялись не в сам фонд (что было бы логично), а в общие доходы бюджета.

В результате сверхльготные кредиты или бесплатные инвестиции (например, вложения в привилегированные акции банков) не приносят пенсионерам никакого дохода. Зато деньги и доходы получают госбанки, «друзья президента РФ» и госмонополии. А также те, кто у них ворует. Так это для них мы копим эти «резервы», недоплачивая пенсионерам их копеечки?

Не лучше ли было сделать все по уму, раз уж создали ФНБ? Сформировать его администрацию, отдельную от Минфина и ЦБР. Инвестдекларацию. Публичную отчетность за каждый цент вложений. И оценивать его работу именно по заработанным им доходам. Так, как работают наиболее продвинутые из мировых суверенных фондов.

Красиво? Конечно. Но вот только кто тогда гарантирует вложения этих средств в госбанки или компании «друзей президента»?

А как в других странах?

«Бюджетное правило» в российском варианте губит экономический рост. А вот в других странах, которые копят не национальные деньги, а валюту – не важно, в центральных банках или в суверенных фондах, – рост разгоняет.

В Норвегии нефтяные сверхдоходы идут прямиком (не переводясь в норвежские кроны, оставаясь в иностранных валютах) в специальный государственный пенсионный фонд, который вкладывает их в европейские акции. Сегодня нет ни одной крупной европейской компании, акционером которой не был бы норвежский фонд.

В странах, где нефтедобычей занимается госкомпания (как в Норвегии или Саудовской Аравии), часть ее доходов в валюте идет прямо в суверенные фонды, не попадая на внутренний валютный рынок. Где этим занимаются частные нефтяники, в такие фонды идут либо спецналоги в валюте, либо валютный резерв копит Центробанк, скупая валюту на внутреннем рынке.

Нефтяной фонд Аляски (APF) собирает все доходы штата от нефтедобычи и инвестирует их по всему миру в акции, облигации, недвижимость, инвестпроекты. Про каждый объект недвижимости известно всё, вплоть до адреса, где он расположен. Известно про каждую купленную им акцию. Например, он владеет акциями 34 российских компаний и потерял на них из-за девальвации рубля и нашего кризиса более $50 млн. А все доходы от инвестиций APF направляет на выплаты. В среднем фонд посылает чек от $1000 до $2000 в год каждому постоянному жителю штата. Не так много, но сумма растет. Все открыто, прозрачно, понятно каждому гражданину и любому стороннему наблюдателю.

Кончится на Аляске или в Норвегии нефть – они будут жить припеваючи на своих денежных накоплениях. В этом есть смысл. А смысл копить в России? У нас нефть не кончится никогда… По крайней мере, это время не просматривается на горизонте.

В Китае валютный резерв копит нацбанк страны. Он вкладывает свои средства в иностранные ценные бумаги, в основном облигации, как и все центробанки мира. Сегодня лучшим таким вложением являются госбумаги США – при высшей надежности по ним процент существенно лучше, чем в Европе или Японии, где процент, особенно по краткосрочным бумагам, вообще отрицателен (т. е. инвестор еще и доплачивает за держание этих бумаг).

Китайские власти не слишком устраивает такой обратный перелив капитала в США. И они создали за счет валютных резервов нацбанка пару самостоятельных фондов, которые занимаются прямыми инвестициями во все страны мира. Для инвестиций в Африку китайцы создали еще один специальный фонд. Инвестируют они и в Россию.

SWFI рассчитывает специальный индекс прозрачности суверенных фондов. Из максимума в 10 баллов (например, такой индекс имеет Норвежский фонд или APF) 2 российских фонда набрали только 5, а РФПИ (фонд прямых инвестиций) вообще остался без оценки из-за скрытости своих операций.

Это может показаться удивительным – ведь из всех наших трех фондов только РФПИ имеет собственную администрацию, сайт, отчетность и т. п. Его глава регулярно выступает на различных мировых конференциях. Но вот только информация о его финансовых операциях закрыта и доступна лишь его 100‑процентному акционеру – государственному ВЭБу. Еще одно отличие РФПИ от зарубежных инвестфондов – он как бы суверенный фонд наоборот, наизнанку. Он не инвестирует российские средства по всему миру, а наоборот, его цель – способствовать инвестициям других фондов в Россию, в проекты, в которых он сам берет себе незначительный процент участия.

Зачем?

Остался только один вопрос: зачем Минфин так стремится накопить российскую валюту с помощью абсурдных бюджетных правил? Самый правильный ответ: потому что может. Помните притчу о скорпионе, который ужалил лягушку, переправлявшую его через реку? «Зачем? – спросила лягушка. – Ты ведь тоже утонешь!» «Природа моя такая», – ответил скорпион.

Минфин – это бухгалтерия государства. Бухгалтерия всегда хочет получать доходов побольше, а тратить поменьше. Дефицит ее пугает. Если глава предприятия «Россия» не считает возможным контролировать и направлять свою бухгалтерию, она всегда будет действовать в соответствии со своей «природой». Проблема в том, что у главы предприятия тоже нет стимулов вести какую-то другую политику. Его не заставляет к этому ни сильная оппозиция, ни капризные потребители, ни дотошные акционеры. Даже несмотря на приближающееся акционерное собрание – выборы президента‑2018. Значит, мы обречены жить с бюджетным правилом, несмотря на его полную абсурдность. И с кулуарными решениями по трате бюджетных фондов на «друзей» тех, кто при власти.


Самое обсуждаемое
Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный
Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям
Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция


top