Особенности процесса обучения дошкольников. Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте Профориентационная игра "Суд над безработным"

Особенности процесса обучения дошкольников. Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте Профориентационная игра

Основными структурными компонентами занятия являются:

1.Организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

2 .Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность.

В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно - воспитательным программным задачам.

3.Заключительная часть , связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте.

Методы:

1. Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

4. Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Приемы ФЭМП:

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но вых знаний).

    Инструкция (используется при подготовке к самостоятель ной работе).

    Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

    Вопросы к детям.

    Словесные отчеты детей.

    Предметно-практические и умственные действия.

    Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

    точность, конкретность, лаконизм;

    логическая последовательность;

    разнообразие формулировок;

    небольшое, но достаточное количество;

    избегать подсказывающих вопросов;

    умело пользоваться дополнительными вопросами;

    давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

    краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

    на поставленный вопрос;

    самостоятельные и осознанные;

    точные, ясные;

    достаточно громкие;

    грамматически правильные...

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

МАДОУ Детский сад № 27 «Надежда»

городского округа город Октябрьский РБ

«Структура и методика проведения организованной образовательной деятельности при ФЭМП»

Составитель: С.О Саитова, воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Октябрьский, 2017 г.

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Описываются методы, применяемые на занятиях по ФЭМП. Предлагаются дидактические игры, которые можно использовать для развития математических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Методы и приемы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия».

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Основными структурными компонентами занятия являются:

организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность.

В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно - воспитательным программным задачам.

Заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте.

В процессе проведения занятия педагог использует целесообразные методы и приемы обучения с целью проведения эффективного образовательного процесса.

Методы:

1. Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

4. Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Часто в работе с детьми используются дидактические игры, как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Чего не стало», «Наоборот», «Узнай по описанию» и др.

Сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.)

Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми наряду с предметной и иллюстративной наглядностью используются геометрические фигуры, схемы, таблицы.

На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний- и предлагаются детям несложные игровые правила. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей можно проводить подвижные игры математического содержания («Медведь и пчёлы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик» и др.).

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путём наложения и приложения, раскладывания по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) используются разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действовали по образцу воспитателя, что предупреждало возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения, дети точно могут копировать действия).

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные).

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями используются развёрнутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения.

Варьируя вопросы и задания, можно включать новые слова в активный словарь детей.

При необходимости дать образцы ответов, ставить дополнительные вопросы. Правильный ответ детям предложить повторить.

На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия).

В работе используется дифференцированное обучение как создание оптимальных условий для выявления способностей каждого ребёнка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием. Такая работа требует специальной организации детей на занятиях. Проводятся занятия по подгруппам, чтобы проследить способ выполнения действия каждым ребёнком. Также используются специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами, создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу, коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей.

Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает решать задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста.


Общие структурные компоненты занятий.

    Вводная часть (ритуал приветствия, игры, тренинг, беседа, упражнения).

Цель: создание оптимального психического и физического самочувствия, настроя детей на эмоционально-положительное доверительное общение со сверстниками и педагогом.

    Основная часть (работа в тетрадях, наблюдения, упражнения, игры, анализ художественных произведений и т.д.).

Цель: решение основных образовательных задач через:

    Обращение к прошлому опыту ребёнка;

    Формирование мотивационной готовности к овладению способами познания, познания нового;

    Формирование у ребёнка ориентировочной основы предстоящей деятельности;

    Организацию практической и речевой деятельности детей.

    Оздоровительная пауза (подвижная игра, ритмика, элементы танцевальных движений, упражнения на релаксацию, самомассаж и т.д.). разгрузка детей должно проходить на протяжении всего дня занятий.

Цель: снять напряжение и утомление, повысить познавательную активность, внимание детей.

    Рефлексивно-оценочная часть.

Цель: зафиксировать собственные эмоциональные состояния, продвижения, успешность, неудачи, используя разные способы их выражения; определить перспективы дальнейшей познавательной деятельности, исправления недостатков, подведение итогов занятия, ритуалы прощания.

Имеет смысл регулярно в начале и в конце логически завершенного отрезка времени (темы) или в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление у детей от занятия, обсудить, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться.

Образовательный процесс предполагает включённость взрослого в разные виды детской деятельности. Основанием для выделения форм сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками являются следующие позиции:

    Позиция «учителя», в которой взрослый помогает ребёнку овладеть информацией, способами и средствами деятельности, находящимися за пределами самостоятельных возможностей детей.

    Позиция «равного партнёрства», включённого в деятельность вместе с детьми.

    Позиция «созидателя», развивающего предметный мир.

Позиции тесно интегрируют, взаимодополняют друг друга, однако каждая из них имеет свои цели, задачи, структуру, форму и содержание.

На основе выделенных позиций образовательный процесс с детьми выстраивается следующим образом:

    Специально организованное обучение в форме занятий:

на занятиях педагог предоставляет ребёнку право занять инициативную позицию в познании мира и самого себя, сравнивать свои действия, поступки, умения с тем, что знают сверстники, обратиться за помощью при затруднении.

    Совместная деятельность взрослого с детьми в непринуждённой, игровой форме:

в совместной деятельности с детьми педагог создаёт игровые проблемные ситуации, занимает позицию равного партнёрства, проживает совместную с детьми жизнь и решает в ней свои педагогические задачи. В ряде случаев совместная деятельность строиться с «открытым концом», чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Это касается и тех видов культуротворческой деятельности, которые составляют и учитывают ценность субкультуры детства. Педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции то организатора, то партнёра по игре, то консультанта и создателя предметного пространства.

    Самостоятельная культуротворческая деятельность детей.

созданное предметно-дидактическое развивающее игровое пространство

стимулирует ребёнка к разным видам деятельности, позволяет ему лучше осознать свой опыт, знания, компетентность. Образовательная работа предполагает установку педагога на уникальность ребёнка, ориентацию на возрастные потребности в игре, исследовательской и познавательной деятельности, общении со сверстниками.

Формы и методы работы с детьми определяются особенностями предмета изучения и включают как формы и методы, принятые в педагогике, так и адаптированные психологические методы:

    групповая беседа;

    анализ конкретных жизненных ситуаций, художественных текстов;

    проблемные ситуации;

    элементы наблюдения, самонаблюдения, опыта и эксперимента;

    тестирование и другие дидактические процедуры;

    решение задач (творческих, репродуктивных, практических);

    элементы социльно-психологического тренинга;

    экскурсии, содержание которых определяется темой занятия.

Описанные формы и методы работы с детьми обязательно сопровождаются выполнением заданий в тетрадях. Эффективен приём, когда дети обмениваются тетрадями и проверяют, анализируют работу друг друга.

Основные принципы работы с детьми.

    Активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности детей на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми.

    Диалогизация процесса обучения, равноправный диалог педагога и ребёнка, учёт интересов и потребностей детей, обратная связь.

    Активизация внутренней позиции, эмоционально – личностного отношения к изучаемому материалу.

    Поддержание оптимальной «атмосферы» в группе посредством применения психотерапевтических приёмов (разрядки, релаксации, приёмов общения), сюрпризов, ритуалов.

    Создание ситуаций успешности детей, подкрепление достижений детей, успехов в деятельности.

    Опора на личный опыт детей, практическая направленность занятий с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания, умения.

    Учёт индивидуальных темпов развития ребёнка.

При использовании диагностических процедур, которые могут быть включены в занятия, целесообразно опираться на принцип «от диагностики отбора – к диагностике развития».

На каждом занятии детям предлагаются задания на развитие речевого аппарата и произносительной культуры. Разучивание скороговорок и чистоговорок позволяет совершенствовать устную речь детей. Создаёт основу для формирования фонематического слуха.

Характеристика деятельности детей.

Основной деятельностью в дошкольном образовании остаётся игровая деятельность как важнейшее условие развития ребёнка, способствующее социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Детская игра помогает решить множество задач:

Действовать произвольно, по правилам;

Раскрепощать детей, снимать напряжение, утомление;

Способствовать концентрации внимания, непроизвольному запоминанию, активизации воображения, творчества;

Легко и непринуждённо осваивать новые правила и эталоны поведения, общения, отношений;

Общаться со сверстниками, находить совместно способы решения различных задач.

Появляется переходная форма деятельности – учебно – игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задаёт познавательные мотивы, учит ставить задачу, показывает способы её решения, оценивает результат.

В учебно – игровой деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму – образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире. Игровая и учебная виды деятельности являются генетически преемственными, и поэтому развитые формы игр закономерно и плавно переходят в учение. Причём в отношении шестилетних детей речь идёт не о замене игры учением, а о переходном виде деятельности – учебно – игровой, характеризующейся сосуществованием развитых форм игры и зарождением в её «недрах» учения. Повышается значимость правил, продукта, результата познавательной, игровой деятельности. На первый план выступает познавательная, воспитывающая, развивающая, психотерапевтическая функции игры.

Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности – учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создаёт творческую, доброжелательную, непринуждённую атмосферу на занятиях.

Детям иногда даются «домашние задания», заключающиеся не только в подборе примеров, иллюстраций, просмотре фильмов, заучивание стихов, но и в выполнении рисунков, небольших поручений и т.д. Это зачастую предполагает участие членов семьи в выполнении детьми домашних заданий (например, надо подобрать фотографии, просмотреть фильм с последующим обсуждением, домашнее чтение). Такое приобщение семьи даёт дополнительный эффект, обратная связь с родителями осуществляется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях. Этим создаётся эффект сопричастности, заинтересованности родителей в работе школы, родители дополнительно закрепляют, стимулируют успехи ребёнка.

Деятельность детей должна организовываться так, чтобы её результатом стали вопросы детей , направленные на понимание ими окружающего мира. Важно гибко реагировать на вопросы детей как форму проявления их познавательной активности, быть готовым беседовать о том, что в настоящий момент их больше всего интересует.

Оборудование и оснащение кабинета.

Среда пребывания ребёнка на занятиях является источником знаний, социального опыта и развития, эмоционально-благополучного состояния ребёнка. Важным также является стимулирование связи между двух раздельных миров жизни – детского и взрослого.

Помещение не должно изолировать ребёнка от жизни общества, семьи, социума в целом. Обучающую среду важно создавать таким образом, чтобы поощрять уверенности в себе, содействовать автономии ребёнка и его психическому благополучию.

Среда содействует тому, чтобы дети являлись активными инициаторами процесса обучения, который осуществляется в ходе игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. С этой необходимо обеспечить помещения для занятий различными материалами для игры и экспериментирования:

    строительными блоками и другим оборудованием для крупной моторики и развития пространственного видения;

    глиной, песком, красками, бумагой, акварельными красками, маркерами и другими материалами для творческого самовыражения;

    одеждой для переодевания, игровыми аксессуарами (костюмами, бутафориями, атрибутами);

    настольно – печатными играми, мозаиками, играми-головками, сборными игрушками, конструкторами;

    принадлежностями для сюжетно-ролевых игр, таких как домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы;

    оборудование для изучения живой и неживой природы;

    книгами и дидактическими материалами;

    магнитофонными записями, слайдами и видеокассетами.

В течение года оборудование помещений и игровых площадок следует дополнять, менять и разнообразить с учётом индивидуальных потребностей, темпов развития и интересов детей.

Оборудование помещения должно служить базисом для инициированных ребёнком бесед и предполагаемых педагогом видов деятельности. Помещение должно выглядеть эстетично и включать предметы быта, гравюры, скульптуры и ткани, отражающие повседневную жизнь людей, народную культуру, достижения мировой культуры и искусства.

Характеристика и принцип построения рабочих тетрадей.

Работа по программе «Мой мир» предполагает работу детей в специальных тетрадях на печатной основе. Рабочие тетради имеют общее название «Мой мир », которое отражает специфику познавательного интереса детей, а также способствуют формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

Общая тема реализуется четырьмя разделами: «Я в мире людей», «Я в мире прекрасного», «Я в мире природы» и «Я в мире знаний», которые раскрываются соответственно в отдельных тетрадях. В каждой тетради представлено пять тем, которые составляют содержание работы двух дней занятий, но могут варьироваться по усмотрению учителя. Последняя тема является обобщающей по разделу и поэтому в своём названии содержит слово «Азбука…». В процессе её рассмотрения дети под руководством педагога выстраивают своего рода правила в общении, в «видении» прекрасного, во взаимодействии с природой и в новой для них роли в будущем – школьника.

В тетрадях представлены задания для совместной и индивидуальной работы детей. Особая роль отводиться рисункам, схемам, знакам. При помощи рисунков дети выводят информацию, делают обобщения, высказывают предположения, проводят сравнения, создают высказывания в форме предложении или текстов. Схемы и знаки способствуют формированию у детей знаковой деятельности. С помощью схем дети учатся записывать слова, предложения, тексты, проводят звуковой анализ слов. Значительное место в тетрадях отводится творческой работе детей.

Каждая тема завершается работой по формированию у детей основ графического навыка письма. Предлагаемый вариант работы по подготовке руки к письму тесно связан с целями и задачами основных занятий. Вся работа призвана выполнять основное назначение: создание условий для формирования у детей желания писать, и писать красиво.

Интегративность в содержании заключается в том, что на материале одного задания в теме могут быть рассмотрены разные аспекты его включения в деятельность ребёнка: с точки зрения развития речи, формирования представлений об окружающей действительности, совершенствования эстетического вкуса.

Личностное участие ребёнка. Присутствие в названии тетрадей и тем слова «Я», формулировка заданий, адресованная непосредственно ребёнку, позволяет ему осознавать свою деятельность и включённость в совместный поиск на занятии.

Ориентированность на формирование у детей практических умений в создании рукотворного мира. В каждой теме детям предлагается выполнить практическую работу: вырезать снежинку, расписать орнаментом чашку, изготовить закладку, выполнить аппликацию и др.

Направленность на формирование действий самоанализа и самоконтроля. В процессе выполнения заданий детям предлагается оценить результаты своей работы через раскрашивание орешков.

Занимательность. Задания в тетради подобраны так, что усвоение информации происходит в доступной занимательной для детей форме, этому способствует игровой персонаж. Играя, ребёнок осваивает и усваивает нужную информацию.

Сюжетность. Каждый раздел тетради имеет связанный сюжет, который позволяет оперативно использовать его в любой части занятия в зависимости от творческого замысла педагога.

Дифференцированность. Материал рабочих тетрадей построен таким образом, чтобы педагог мог свободно импровизировать, ориентируясь на свой жизненный опыт, особенно детской группы.

Преемственность. Она предполагает характер связей между разными разделами тетради, между всеми участниками образовательного процесса, позволяет предвидеть логику дальнейшего развития сюжетной линии тетрадей, предполагает установление преемственных связей между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания.

Предлагаемый вариант работы по теме «Готовим пальчики к письму» тесно всязан с целями и задачами основных занятий. Вся работа по данному разделу должна выполнять основное назначение: создание условий для формирования у детей желания писать, писать красиво.

Каждое занятие в 1-3 тетрадях по подготовки руки состоит из трёх разных видов деятельности: «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Рисунок». В 4 тетради появляется новая рубрика «Знакомство с линовкой для письма».

«Штриховка». Основная цель: развивать мастерство руки, чтобы она была умнее.

Правила штриховки:

    Штриховать нужно только в указанном направлении.

    Нельзя заходить за контуры изображений.

    Соблюдать одинаковое расстояние между штрихами.

«Рисуем по клеточкам». Основная цель: учить руку ориентироваться в заданной плоскости, сравнивать и соотносить образец и основной рисунок. Учить детей оценивать свою работу.

Выполнение работы по клеточкам позволяет познакомить детей с составляющими начертания букв.

«Рисунок». Назначение данной составной, с одной стороны, разгрузить психологический настрой ребёнка, а с другой, эта работа несёт свою смысловую нагрузку – осуществляет связь с содержанием занятий.

«Знакомство детей с линовкой для письма». Предложенный вариант письма несёт существенную нагрузку:

    Знакомство с первыми элементами письменных букв;

    Знакомство с рабочей строкой, дополнительной линией (косой линией);

    Продолжение работы по развитию мелкой моторики;

    Формирование умения контролировать собственную работу;

    Развития воображения, творческого мышления.

На основе данной программы учителем группы временного пребывания детей дошкольного возраста разработана рабочая программа, охватывающая все необходимые области дошкольного образования: развитие речи, обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, музыка, аппликация, физическая культура.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста, составляет:

Для детей 4,5 – 5,5 лет – 15 занятий;

Для детей 5,5 – 6,5 лет – 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не должно превышать трёх. Продолжительность занятий для детей не более 25 минут. В середине занятия проводиться физкультминутка.

... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительная записка Курс русского языка в начальных классах... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительная записка Содержание программы разработано в соответствии с...

  • Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка

    Образовательного учреждения содержит следующие разделы: пояснительную записку ; программу духовно-нравственного развития и... Примерная программа включает следующие разделы: - пояснительную записку , в которой даётся общая характеристика предмета...

  • Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа

    Образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального...

  • Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка

    Предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительная записка к спецсеминару «Российские партии и их... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительная записка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной...

  • Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами

    Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

    Основные типы уроков:

    1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

    2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Структурные элементы учебного занятия

    ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи

    1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

    3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

    4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

    6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

    7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

    8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

    9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

    10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

    11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

    Этапы комбинированного урока: Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

    Основные компоненты современного урока

    Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

    ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

    Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

    Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

    Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

    ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

    1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

    2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

    3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

    4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

    5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

    6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

    7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

    8.Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

    Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

    I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

    Четко определить и сформулировать для себя его тему;

    Определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

    Выделить общую задачу урока;

    Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

    Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

    Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

    Определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

    1) особенности учащихся класса:

    Уровень класса;

    Отношение к предмету;

    Темп работы класса

    Сформированность ЗУН;

    Отношение к разным видам учебной деятельности;

    Отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

    Общая дисциплина учащихся.

    2) учет индивидуальных особенностей:

    Тип нервной системы;

    Коммуникативность;

    Эмоциональность;

    Управление восприятием нового материала учащихся;

    Умение преодолеть плохое настроение;

    Уверенность в своих знаниях, умениях;

    Умение импровизировать;

    Умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

    II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

    III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

    Для этого надо:

    1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно - популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

    Просмотреть учебную программу;

    2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

    Узнавание нового материала;

    Воспроизведение;

    Применение знаний в знакомой ситуации;

    Применение знаний в незнакомой ситуации;

    Творческий подход к знаниям.

    3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

    Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

    Задания, способствующие осмыслению материала учеником;

    Задания, способствующие закреплению материала учеником.

    IV. Продумать «изюминку» урока.

    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

    V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

    Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

    Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

    Что контролировать;

    Как контролировать;

    Как использовать результаты контроля.

    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

    V. Подготовить оборудование для урока.

    Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

    Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

    VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

    Конспект должен содержать три основные части:

    Формальную;

    Содержательную;

    Аналитическую.

    ическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений. Умения - способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки. Знания - отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

    Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста. Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

    На первом году жизни основными задачами являются: развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового; развитие предметных действий; развитие движений; развитие речи детей.

    В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами.

    Весь процесс формирования представлений проходит в неразрывном единстве с овладением речью. Важным разделом обучения на этом этапе является музыкальное воспитание и развитие основных движений. Словом, содержание обучения детей второго года жизни приобретает разностороннюю направленность. Оно обеспечивает первую ориентировку детей в окружающем мире, развитие его речи и формирование первоначальных познавательных и практических навыков и умений.

    Формы и методы обучения детей раннего возраста. Ранний возраст - очень важный этап в жизни дошкольника. С момента рождения к завершению младшего дошкольного возраста ребенок успевает проделать гигантскую работу: научается обращаться с различными окружающими его вещами, ходить, устанавливать эмоциональный контакт с близкими (родителями, старшими братьями и сестрами, воспитателями младших дошкольных учреждений), понимать родную речь, обретает первоначальные навыки общения. Очень важно, что к концу этого периода ребенок уже ощущает себя как самостоятельную личность, а не только частью окружающей действительности. Ему уже доступно понятие «я сам».

    В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач: ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними; последующее освоение представлений и действий.

    Для решения первой задачи взрослый использует рассматривание (наблюдение) предметов, картинок и показ действий с игрушками и предметами, сопровождая все это четким называнием, объяснением. В ходе наблюдения и восприятия образа действия дети побуждаются к активному использованию слова. В детском саду такие занятия проводятся с небольшими подгруппами 2-3 раза в течение дня.

    Одновременно продолжается организация самостоятельной деятельности детей с предметами и игрушками. При этом взрослый продолжает обучение в случае необходимости использует и «совместное» действие - с предметом, и показ действия, сопровождая их словом. Однако при этом необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность детей. Первоначальный показ действий с предметом проводится дробно - показ одной из операций сопровождается организацией действий ребенка. Затем возможен целостный показ с последующей корректировкой самостоятельной деятельности ребенка. В итоге к началу третьего года жизни у детей складываются элементарные основы первоначальных учебных умений: действуя по указанию взрослых, осваивать предлагаемое им содержание.

    В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

    Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

    Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

    В основе организации процесса обучения детей лежат ведущие принципы дидактики. Их использование обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями детей этого возраста. Как и в школе, обучение в детском саду направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей - игры, учебно-познавательной, трудовой, изобразительной, - обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Специфической чертой обучения в детском саду является взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом.

    Определяющая роль наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника выдвигает на одно из ведущих мест в организации обучения принцип наглядности. Его значение усиливается характером знаний дошкольника, основное содержание которых формируется на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения деятельности взрослых. Очень важно знать, что в новой обстановке ребенок приучается выполнять общепринятые правила по примеру и напоминанию взрослого (педагога, воспитателя). Необходимо целенаправленно закреплять уже знакомые правила общения со взрослыми, такие как необходимость здороваться, прощаться, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к знакомым, близким, родителям, воспитателю.

    Принцип активности и самостоятельности связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир. При этом он проявляет активное стремление к самостоятельным поступкам. Это выражается в том, что он настойчив в осуществлении задуманных дел, стремится научиться новым действиям, приобрести новые знания. Используя данный принцип, важно поощрять ребенка дошкольного возраста задавать вопросы о себе, о близких, об окружающем мире, а также развивать умение высказываться о себе, о своем настроении, самочувствии, о своих желаниях. Ребенка нужно поощрять к общению на познавательные темы со сверстниками и со старшими.

    Принцип систематичности и последовательности в обучении требует прежде всего установления логики содержания с предлагаемыми знаниями, навыками, умениями. В процессе обучения систематичность и последовательность обеспечиваются четким планированием процесса обучения, разбивкой его содержания на отдельные части, установлением связи каждого этапа с другим, с содержанием обучения по другим разделам.

    Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении. Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений.

    12. Методика ведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста

    Занятия в ДОУ являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии.

    Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

    Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

    На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний. Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач.

    Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспи


    Самое обсуждаемое
    Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция
    Заложники радиоволн – влияние радиоволн на организм человека Заложники радиоволн – влияние радиоволн на организм человека
    Болезни X-сцепленные: общие сведения Общие закономерности характерные для y сцепленных заболеваний Болезни X-сцепленные: общие сведения Общие закономерности характерные для y сцепленных заболеваний


    top