"план-конспект открытого урока по академическому вокалу в детской школе искусств". Открытый урок по академическому вокалу Оригинальный открытый урок по вокалу

Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом

2)Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .

В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»

Делают все….

2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывает Настя)

Ладошки

Погончики

Кошка

Обними плечи

Насос

Обними плечи +насос

Повороты головы

Ушки

Маятник

Перекаты

Передние шаги

Задние шаги

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Сони.

Начинаем с этой нотки распевание.

1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

3) теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро. Бру

Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

5) Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)

Яааааааааа

7) Яа-аа-аа-аа-а

Мии-ии-ии-ии-и

Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»

8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель

9)На стаккато-легато

10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Делает Карина)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

12) та же мелодия:

ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

13) для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.

ой ой ай ай ой ой

15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

    упражнения на длинное дыхание:

17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Ксюша – « Тучка»

Соня - « Про сластену – короля»

Яна - « Петухи запели»

Лена - « Про слона»

Настя - « Маленький блюз»

Карина - « Лебеди улетали»

План урока

    Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

    Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

    Работа над вокальной техникой:

формирование звука

работа с микрофоном

длинная фраза

дикция

расширение диапазона

стаккато-легато

    Исполнение сольных отрывков

5) Заключение.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Архипова Наталья Анатольевна

Концертмейстер: Веретехина Татьяна Михайловна

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 1

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучение правильному произношению скороговорок.
  2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  3. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

  1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  1. Формирование речевой культуры.
  2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
  3. Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

*наглядный (слуховой и зрительный);

* словесный (рассказ, объяснение, диалог);

* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

* побуждение к самоконтролю;

* проговаривание текста песни «нараспев»;

*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

Просторное светлое помещение;

Фортепиано.

Методическое обеспечение занятия:

Плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».

Структура урока

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом . К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией . Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

III. Практическая часть.

1. Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
  2. Упражнение на тренировку брюшного пресса : активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе ). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  3. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
  2. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)

а) Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).

б) Проверка домашнего задания

Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.

1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,

Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,

Чтобы запели птицы и расцвела сирень,

Чтоб мы гулять могли бы целый день.

Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,

Становятся задорнее и ярче голоса.

Весною столько света , столько солнечной любви ,

Весною так прекрасны соловьи!

2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.

Пусть солнышко согреет и елку и сосну.

И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,

И раскрывает клювик маленький птенец.

в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.

« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,

Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.

Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями . Назови их.

Формулировка домашнего задания : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

До свиданья!

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  2. улучшают дренажную функцию бронхов,
  3. положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  4. повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  5. улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).


Методическая разработка открытого занятия

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна

Концертмейстер: Ким Татьяна Инхвановна

Тема урока: Опора дыхания как здоровье сберегающие

технологии на занятиях вокала.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 4

Тип урока: комбинированный

Открытое занятие

предмет: вокал (4 года обучения)

Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Ц ель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,

этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,

разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,

Воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,

развитие навыков концентрации внимания,

развитие навыков единой дыхательной техники,

развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Тип урока : интегрированное занятие по вокалу

Наглядные средства:

с текстами распевов,

2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.

3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна…»

4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»

Технические средства

1. типовой учебный класс

2. пианино,

3. классная доска, мел.

4. фотоаппарат

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

1. Организационный момент – ( 2 мин.)

– Приветствие

Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Дыхательная гимнастика (5 мин)

    Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

    Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

    Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. (5 мин)

    «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Задача для исполнителя: внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.

3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. Таблица типов дыхания. ( 10 мин.)

Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

    Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

    Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

    Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

    Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)

Вопросы педагога:

Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответ учащегося:

(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

Что влияет на дыхание? – ответ учащегося:

(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),

Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответ учащегося:

(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)

Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответ учащегося:

(косто - абдоминальное, абдоминальное)

Задача : – развитие умственной активности, активизация памяти.

5. Физкульт – минутка . (5 мин.)

Музыкальная игра «Самый ловкий»

Практическая работа.

6. Разучивание вокального произведения– ( 5 мин.)

Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Солистка: Хамидова Дарья.

7. Отработка певческого дыхания

( на примере песни «Колыбельная» из кинофильма «Цирк») – (5 мин.)

«Колыбельная» – исп.Юля Ли. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.

8. Подведение итогов: – анкетирование – ( 3 мин.)

Задача – вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить

9. Домашнее задание. (2 мин)

Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.

Дополнительные сведения для педагога:

Тема : Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

Различают следующие типы дыхания:

1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

2. Грудное дыхание , при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

    Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?

ответы учащихся:

    концентрация внимания

    быстрый вдох

    задержка дыхания

    медленный выдох

    Что влияет на дыхание?

ответы учащихся:

  • постоянная тренировка на занятиях

    концентрация

    Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?

ответы учащихся:

    развивается грудная клетка

    дыхание устойчивое

    пластичное

    Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца?

ответы учащихся:

    косто – абдоминальное

    абдоминальное

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

Задачи занятия:

    развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

    в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

    воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа.

    Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

    Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

    Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Ход урока.

    Организационный момент.

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

    Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

    Работа по теме урока.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

    Распевание

    1. «От топота копыт», - работа над дикцией и динамикой:

    Четкая дикция;

    Штрихи

    Работа над динамикой;

      «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

    Работа над дыханием;

    Построение трезвучия

    Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

    Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.«Калинка»,

2. « Во поле береза стояла»

3. « Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? (Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.)

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Р.н.п. «Камаринская»

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

    Физминутка.

«Похлопаем, потопаем»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд - это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? (Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII . Рефлексия.

Педагог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.

План – конспект урока

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

Используемая нотная литература:

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

Улучшают дренажную функцию бронхов,

Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

Улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение № 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иго­лочка». Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чис­тим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

ЛИТЕРАТУРА

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:


Самое обсуждаемое
Притчи о жизни и смысле жизни Читать притчи Притчи о жизни и смысле жизни Читать притчи
Игорь востряков - невероятные приключения полковника гаврилова Игорь востряков - невероятные приключения полковника гаврилова
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий" Работа с текстом произведения


top