Презентации лекций по психологии личности. Презентация психологическая структура личности. четыре характеристики субъекта

Презентации лекций по психологии личности. Презентация психологическая структура личности. четыре характеристики субъекта
































1 из 31

Презентация на тему: Психология личности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

«Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна. Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Личность Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

№ слайда 9

Описание слайда:

Работа по группам. Задание «Разбери по буквам» Каждой группе предстоит в течение 3 минут к слову «Личность» записать ассоциации, но слова должны начинаться с буквы слова, раскрывая при этом основной смысл понятияКакие ассоциации возникают у вас? Напишите их.(затем презентация материалов каждой группы и их обсуждение)

№ слайда 10

Описание слайда:

В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) термин личность обозначает: «1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности... и личность появляется только с возникновением сознания и самосознания». Существенно, что в дальнейшей характеристике личности подчеркивается исторический характер понимания ее, в частности, что в Новое время на передний план «выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие личности практически сливается с понятием Я» [Там же. С. 179].

№ слайда 11

Описание слайда:

В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) личность - «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов». Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания» [Там же. С. 166].

№ слайда 12

Описание слайда:

В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».

№ слайда 13

Описание слайда:

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение... Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре» (Там же. с. 264).

№ слайда 14

Описание слайда:

Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» [Там же]. И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции. А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же) «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

№ слайда 15

Описание слайда:

Личность: несколько подходов: личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).

№ слайда 16

Описание слайда:

Работа по группам. Задание «Синквейн» Составить синквейн (это особая краткая запись основных обсуждаемых проблем с учётом ряда требований) к понятиям «индивид», «субъект», «индивидуальность»Тема:прилагательные (2 слова)глаголы (3 слова) фраза (предложение, смысловой характер)Вывод

№ слайда 17

Описание слайда:

Индивид - это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке. Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

№ слайда 18

Описание слайда:

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид - единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек). Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177]) Индивидные свойства - это субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта.

№ слайда 19

Описание слайда:

Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален - прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком - общественный статус). Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.

№ слайда 20

Описание слайда:

Индивид:А.Н.Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;А.Г.Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

№ слайда 21

Описание слайда:

Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: 1 уровень: первичные или индивидуально-типические свойства человека:конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы);нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе);билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека).2 уровень: вторичные свойства:вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация);интегративные образования (темперамент, задатки).

Описание слайда:

Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций...» Процедуры, мотивы и общественные функции «ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе общественных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса»

Описание слайда:

«Быть субъектом» - значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке - быть «причиной себя » четыре характеристики субъекта:субъект - целеустремленное существо;субъект - рефлексирующее существо;субъект есть свободное существо;субъект - развивающееся существо.Когда говорят о личности индивида, то, как раз и имеют в виду его способность быть целеустремленным, рефлексирующим, свободным, развивающимся существом, т.е. полноценным субъектом в социуме.

№ слайда 26

Описание слайда:

«индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее» «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение». (Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001) Индивидуальность выражает уникальность личности.

Описание слайда:

№ слайда 29

Описание слайда:

Личность и субъект. Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д.)» два значимых момента: 1) субъект совмещается с личностью, и одновременно между ними как структурными компонентами человека существуют определенные различия; 2) личность изначально выступает образующим свойством человека

№ слайда 30

Описание слайда:

Личность и индивид. Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.Индивид обозначает как отдельного представителя - в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу - в этом представлении индивид противопоставлен личности.

№ слайда 31

Описание слайда:

Личность и индивидуальность Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности.Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество.Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.


Литература: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии М., 86 г.; Я.Л. Коломинский Человек: психология М., 86; А.В. Петровский Введение в психологию, М-95 г.; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, ред. Сос-ль Д.Я. Райгородский, Самара – 96 г.; Л. Хьел и Д. Зиглер Теории личности., С-Петербург 98 г.; Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П 98 г. Социальная психология личности., под. Ред. В.А. Лабунской., М.: С Д. Майерс Социальная психология., С-Пб.:1997., с Общая психология., сост. Е.И. Рогов. М.:1995. С Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.: С Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988., с Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб: 1999 (Я-концепция с, направленность личности). Психология, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999 (Я- концепция с.243, личность 165). Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: С)


Самостоятельная работа Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция. Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция.




















Структура личности по С.Л. Рубинштейну 1. Направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах,убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения); 2. Знания, умения и навыки (приобретаются в процессе жизни и деятельности); 3. Индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);


Структура личности К.К. Платонов 1. Направленность личности моральные качества, установки, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека 2. Опыт (знания умения навыки и привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. 3. Формы отражения Эта подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально волевой деятельности человека. 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности






Структура личности А.В. Петровский 1. И нтраиндивидная (внутрииндивидная), 2. И нтериндивидная 3. М етаиндивидная (надиндивидная) Л










Основные теории личности в зарубежной психологии З. Фрейд () З. Фрейд () Супер-Эго Морально- этические нормы Эго Принцип реальности.Вторичные процессы мышления Ид Принцип удовольствия. Первичные процессы мышления Сознание. Контакт с внешним миром Предсознательное. Материал который может быть переведен в сознание. Бессознательное Материал, недоступный для сознания..


Юнг Карл Густав () Структура личности: «я» «тень» «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе) «самость» «самость» (самопознание смысла жизни) «анима» «анима» (источник ласки и влечений) «анимус» «анимус» (источник непререкаемых суждений)






Адлер Альфред () Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 1. чувство неполноценности и компенсации; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4. социальный интерес; 5. творческое «Я»; 6. порядок рождения; 7. фикционный финализм;


Хорни Карен Клеменгина (1885 –1952) Типы поведения: 1. выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; 2. проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3. выражается в стремлении изолироваться от людей; 4. проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). три типа невротической личности: 1) устойчивый, (стремление к людям) 2) устраненный, (стремление отдалиться от людей, стремление к независимости) 3) агрессивный (против людей).


Маслоу Абрахам Харольд () Физиологические (органические) потребности (голод жажда, половое влечение и другие) Потребности в безопасности Чувствовать защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности Потребности в принадлежности и любви Принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятыми ими Потребности уважения (почитания) Компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет Познавательные потребности Знать, уметь, понимать, исследовать Эстетические потребности Гармония, симметрия, порядок, красота Потребность в самоактуализации Реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности


Роджерс Карл Рэнсом () В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки Потребность в позитивном внимании Потребность в позитивном внимании для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Условия ценности Условия ценности (я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть). Безусловное позитивное внимание Безусловное позитивное внимание Ребенка любят и ценят просто за то, что он есть.


Самосознание личности "Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" используется множество разнообразных терминов, соответствующих по содержанию понятию "Я-концепция": "самость", "самосознание", "образ Я", "Я система", "Я". Американский психолог М. Розенберг в структуре "Я" выделяет: - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я". - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я".


Начало изучения "Я" было положено Уильямом Джемсом () "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. Самоуважение = успех \ притязания Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремлении к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Способности как психическое Способности как психическое свойство свойство

План  1. Понятие о способностях  2. Физиологические основы способностей  3. Учёные о способностях  4. Структура способностей  5. Виды способностей  6. Формирование способностей

Актуальность проблемы Одной из самых сложных и интересных Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они являются его способности. Именно они определяют становление личности и определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее обуславливают степень яркости ее индивидуальности. индивидуальности.

Понятие о способностях..Способности – индивидуально­психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Способности Способности Термин «способности» широко используется.. не только в психологии, но и в других науках. Способности выступают как свойства души человека и включают в себя всевозможные психические процессы и состояния. Такая характеристика способностей является наиболее старой Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у человека, который позволяет ему успешно справляться с различными видами деятельности. Такое определение широко применялось в XVIII–XIX вв Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Физиологическая основа Физиологическая основа способностей способностей.. Способности не могут быть ни врождёнными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врождёнными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатками Задатки определяются как анатомо­ физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. реальностью. реальностью. Учёные о «способностях» Учёные о «способностях» С.Л. Рубинштейн говорит, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Рубинштейн С.Л.

Структура способностей Структура способностей ­Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух ­Сложные (учебные, трудовые, общения)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Презентацию на тему "Возрастные особенности развития личности" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА 2. Возрастные особенности развития личности Лекция 1.2. Процесс развития личности. Вопросы

1.Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. 2. Воспитание и формирование личности. 3. Роль обучения в развитии личности. 4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 5. Возрастная периодизация объектов педагогической деятельности. 6. Личностные характеристики, особенности познавательной деятельности молодежи старшего школьного возраста.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное

Личность представляется сугубо природным существом, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности

Считается, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

БИОСОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Слайд 3

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)

ЧЕЛОВЕК БИО ПСИХО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Слайд 5

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам

Слайд 7

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека

Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Слайд 8

УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения

Слайд 9

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анатолий Викторович Мудрик - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.

Слайд 10

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ВОСПИТАНИЕ

Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Л.С.Выготский (1896-1934)

Слайд 12

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек

Слайд 17

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира - важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 18

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Слайд 19

В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, - это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

ОСОБАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Слайд 20

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 2

    1 часть семинара

    • Понятие о личности
    • Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность»
    • Биологическое и социальное в структуре личности
  • Слайд 3

    Человек

    Слайд 4

    Человек – самое загадочное для себя явление, ищущий и утверждающий себя в мире с момента появления.

    Слайд 5

    Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность

    Слайд 6

    Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна

    Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».

    Слайд 7

    «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы - не что иное, как указатели пути...» (К.Г. Юнг (1875-1961))

    Слайд 8

    Личность

    Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

    Слайд 9

    Работа по группам. Задание «Разбери по буквам»

    • Каждой группе предстоит в течение 3 минут к слову «Личность» записать ассоциации, но слова должны начинаться с буквы слова, раскрывая при этом основной смысл понятия
    • Какие ассоциации возникают у вас? Напишите их.
    • (затем презентация материалов каждой группы и их обсуждение)
  • Слайд 10

    Личность

    В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) термин личность обозначает:

    1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или
    2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности... и личность появляется только с возникновением сознания и самосознания».

    Существенно, что в дальнейшей характеристике личности подчеркивается исторический характер понимания ее, в частности, что в Новое время на передний план «выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие личности практически сливается с понятием Я»

    Слайд 11

    • В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) личность - «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения».
    • «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т.д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов».
    • Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания»
  • Слайд 12

    В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».

    Слайд 13

    Социокультурная среда

    Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение... Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре»

    (Там же. с. 264).

    Слайд 14

    Личность

    • Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» [Там же].
    • И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции.
    • А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же)
    • «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»
  • Слайд 15

    Личность: несколько подходов

    • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);
    • личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);
    • личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).
  • Слайд 16

    Работа по группам. Задание «Синквейн»

  • Слайд 17

    Индивид - это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке

    Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

    Слайд 18

    Индивид

    • Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид - единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).
    • Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177])
    • Индивидные свойства - это субстрат конкретного человека.Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта.
  • Слайд 19

    Индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид

    • В этом смысле каждый индивид социален - прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком - общественный статус).
    • Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.
  • Слайд 20

    Индивид

    • А.Н.Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;
    • А.Г.Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.
  • Слайд 21

    Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида

    • 1 уровень: первичные или индивидуально-типические свойства человека:
    • конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы);
    • нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе);
    • билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека).
    • 2 уровень: вторичные свойства:
    • вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация);
    • интегративные образования (темперамент, задатки).
  • Слайд 22

    Субъект

    • Субъект определяется как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира.
    • Субъект - это человек, познающий и преобразующий мир»
  • Слайд 23

    • Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности.
    • Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций...»
    • Процедуры, мотивы и общественные функции «ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе общественных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса»
  • Слайд 24

    • Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность».
    • «Говоря о том, что субъект деятельности - личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе».
  • Слайд 25

    «Быть субъектом»

    «Быть субъектом» - значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке - быть «причиной себя »

    4 характеристики субъекта:

    • субъект - целеустремленное существо;
    • субъект - рефлексирующее существо;
    • субъект есть свободное существо;
    • субъект - развивающееся существо.

    Когда говорят о личности индивида, то, как раз и имеют в виду его способность быть целеустремленным, рефлексирующим, свободным, развивающимся существом, т.е. полноценным субъектом в социуме.

  • Слайд 26

    «индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее»

    • «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение». (Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001)
    • Индивидуальность выражает уникальность личности.
  • Слайд 27

    Индивидуальность

    Индивидуальность: К.К.Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей.

    Структура индивидуальности по К.К.Платонову:

    • сомато-морфологическая индивидуальность;
    • биохимическая индивидуальность;
    • физиологическая индивидуальность;
    • процессуальная психическая индивидуальность;
    • содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);
    • социальная психологическая индивидуальность.
  • Слайд 28

    Соотношение понятий «индивид», субъект», «индивидуальность», «личность»

    • Техника «Мудрые совы»
    • Каждой группе проработать содержание текста, внести дополнения, изменения.
    • Личность и субъект.
    • Личность и индивид.
    • Личность и индивидуальность
  • Слайд 29

    Личность и субъект

    Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д.)»

    2 значимых момента:

    1. субъект совмещается с личностью, и одновременно между ними как структурными компонентами человека существуют определенные различия;
    2. личность изначально выступает образующим свойством человека
  • Слайд 30

    Личность и индивид

    • Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.
    • Индивид обозначает как отдельного представителя - в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу - в этом представлении индивид противопоставлен личности.
  • Слайд 31

    Личность и индивидуальность

    • Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности.
    • Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество.
    • Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
  • Посмотреть все слайды


    Самое обсуждаемое
    Сознательное и бессознательное Сознательное и бессознательное
    Концлагеря на территории польши Концлагеря на территории польши
    Акафист за единоумершую когда и как читать? Акафист за единоумершую когда и как читать?


    top