Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в россии. «Модель Службы ранней помощи для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей группы риска на базе дошкольной образовательной орга

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в россии. «Модель Службы ранней помощи для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей группы риска на базе дошкольной образовательной орга

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка. В одних случаях, у детей с отставанием развития имеется непреодолимый барьер (например – при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана), в других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство и жестокое обращение, менее драматично в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и психоречевом развитии. Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Таким образом, выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Ниже представлены основные модели раннего выявления отклонений в развитии и их причин.

В предлагаемой Модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является системой, включающей следующие этапы:

· Медицинский скрининг осуществляется специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах

· Комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в службу ранней помощи;

· Углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка в службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;

· Этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой в службе ранней помощи

· Итоговое обследование ребенка при выпуске из службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК


В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в массовую дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период – 6 месяцев.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, Лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.) достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы.

Представим многоэтапную Модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

13-14 ноября в МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Ее организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняли участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов России.

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, старший научный сотрудник Скляднева В.М.; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел круглый стол «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста». В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили: Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) «Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике»; Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА «Марьино» ) «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом»; Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») «Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»; Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад № 65) «Лекотека в помощь родителям и детям»; Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) «Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра»; Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) «Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг»; Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с № 31) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО».

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов выступили д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В. На нем выступили с докладами Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»; Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»; Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ № 1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»; Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»; Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»; Семенова Л.М. (Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»; Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»; Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»; Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43); «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»; Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы два мастер-класса для участников круглых столов и конференции: мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста; мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

  • организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  • организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
  • разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  • распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С. Лавской, ст. преп. А.А. Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А. Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т. Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т. Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

Текст: Н.В. Микляева

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

16 / 11 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

27 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Вечерняя смена. Об украинской дипломатии».

27 / 07 / 2019

Июль – время проведения очного этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты Роста» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Конкурс является площадкой для молодых людей с собственным видением будущего России, желающих...

27 / 07 / 2019

С 14 по 21 июля на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде проходил IY Молодежный образовательный добровольческий форум «ДороЛето. Территория веры – 2019». Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Сергей...

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе "Вести в 22.00". Сюжет "Об очередной "узнице" сталинского ГУЛАГа".

26 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Спас» в программе «До самой сути. Кому будет служить "слуга народа"?».

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Темы дня. Польша в роли унтер-офицерской вдовы".

26 / 07 / 2019

В Московском педагогическом государственном университете продолжаются вступительные испытания. Сегодня экзамены по обществознанию сдавали абитуриенты Института физической культуры, спорта и здоровья...

26 / 07 / 2019

Мы продолжаем знакомить Вас с теми, кто выбрал профессию, которая позволяет не разлучаться с детством. Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Екатерина Вайсирова (Новосибирск)...

26 / 07 / 2019

25 июля МПГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Аргентина в России Рикардо Эрнесто Лагорио. Высокого гостя принял ректор университета, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков...

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. К власти пришли люди с украинским образованием».

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Национальный вопрос. За что можно благодарить Польшу?".

25 / 07 / 2019

У доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко в международном научном журнале «Scrinium», выпускаемом трансконтинентальным издательством «Brill» - одним из мировых лидеров гуманитарного книгоиздания и индексируемом в...

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов в интервью изданию «Слово и Дело» прокомментировал митинг оппозиции в Санкт-Петербурге.

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» о спецназе на протестах в Донецкой области.

24 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на "Первом канале" в программе «Время покажет. Выбор Зеленского».

24 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе "Радиоуниверситет. Революционный ураган в Европе".

24 / 07 / 2019

Институт международного образования продолжает набор будущих студентов. Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии – Наталья Вячеславовна Шедловская поделилась деталями проведения вступительных испытаний...

24 / 07 / 2019

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков принял участие в заседании Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, которое состоялось в Минобрнауки России. Вел заседание Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков...

24 / 07 / 2019

Дорогие абитуриенты МПГУ! Информируем Вас о том, что в августе, во всех институтах и факультетах, пройдут организационные собрания поступивших. О месте проведения, точной дате и времени Вы можете узнать ниже,...

23 / 07 / 2019

Дорогой абитуриент, мы сами когда-то прошли этот путь поступающего и, конечно, понимаем, что именно сейчас тебя интересует множество вопросов про учёбу в институте. В нашей рубрике ты получишь полезную информацию из первых уст...

23 / 07 / 2019

Уже не первый год официальный сайт МПГУ является лидером среди ведущих педагогических вузов страны по посещаемости в период приемной кампании. Это лишний раз подтверждают свежие данные авторитетной системы интернет-мониторинга Alexa...

23 / 07 / 2019

Рабочий день приемной комиссии начинается в 10:00 и заканчивается только в 18:00 (с понедельника по четверг). В пятницу рабочее время сокращается на час. А в субботу поступающим стоит поторопиться и...

23 / 07 / 2019

В завершение работы Летней школы Института филологии МПГУ студенты Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) в сопровождении профессора факультета русского языка и литературы ППУ У Пин и преподавателя кафедры русского...

23 / 07 / 2019

Cтуденты МПГУ посетили одну из главных достопримечательностей Полярного Урала -Ледник Романтиков. Этим походом завершилась двухнедельная практика по Тюменской области. Сотрудники Научного Центра изучения Арктики провели для парней и девушек занимательную...

23 / 07 / 2019

Продолжаем серию репортажей из Отборочной комиссии ИСГО. Сегодня мы встретились с Саградян Анной Араиковной, студенткой направления «Государственное и муниципальное управление». Мое знакомство с МПГУ ИСГО произошло еще в 6 классе,...

22 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Александр Владимирович Пыжиков на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Радиоуниверситет. Раскол от Разина до Пугачёва».

22 / 07 / 2019

Чуть больше месяца назад на заседании Комиссии по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры с положительным результатом было рассмотрено ходатайство Университета об установке мемориальной доски В.П.Максаковскому....

22 / 07 / 2019

Институт Детства рад приветствовать абитуриентов! Сотрудники приемной комиссии Института Детства Факультета дефектологии Валерия Кирьянова и Ревкова Ольга рассказали об актуальных образовательных программах и студенческой жизни...

22 / 07 / 2019

В 4-ом выпуске 2019 года научно-теоретического журнала Института философии РАН “Вопросы философии” вышла статья В.С. Меськова «Матетика и будущее педагогики», в которой подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

22 / 07 / 2019

Каждый день в наш университет приходят новые абитуриенты, которые стремятся осуществить свою мечту и стать высококлассным специалистом в любимой сфере. Дана Линькова сегодня поступает в магистратуру...

22 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на портале “Экономика сегодня” прокомментировал решение американского суда по иску информационного агентства ФАН к Facebook.

21 / 07 / 2019

19 июля в Корпусе гуманитарных факультетов состоялось торжественное закрытие «Летней школы «Дорога в мир». Выпускники – представители Польши, Армении, Бельгии, Китая – получили свидетельства и сертификаты...

21 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "ТВ Центр" в программе «Постскриптум. Об Андрее Андреевиче Громыко».

20 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Агитпроп» в программе Константина Сёмина «По-живому. Десоветизация – бомба под Россию».

19 / 07 / 2019

Мы сформулировали самые волнующие абитуриентов вопросы и попросили ответить на них начальника Управления по организации приема поступающих в МПГУ Ольгу Юрьевну Князеву и проректора по развитию МПГУ Василия Вячеславовича Страхова...

19 / 07 / 2019

МПГУ рад встречать абитуриентов! Сотрудники Приемной комиссии готовы помочь каждому с выбором направлений и профилей, а также правильно оформить необходимые документы для поступления. На первом этаже Корпуса гуманитарных факультетов абитуриентов...

19 / 07 / 2019

Студент 1 курса магистратуры Института истории и политики МПГУ Александр Оджо выиграл грантовый конкурс Росмолодёжи на Территории Смыслов с проектом “Исторические квизы для школьников. Наследники Победы”и получил грантовую поддержку в...

19 / 07 / 2019

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Александр Томышев (Новосибирск)...

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья" в МПГУ

Конференция прошла 13-14 ноября на базе Института детства МПГУ. Ее организатором выступила кафедры дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняло участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов РФ.

В первый день конференции прошло пленарное заседание на тему: «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады:

- «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, научный сотрудник Института Педиатрии Скляднева В.М. ;

- «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО;

- «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО;


- «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ;

- «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ;



- «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

Стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;

Развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;

Подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

- подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел Круглый стол "Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста". В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили следующие участники:

  • Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике.
  • Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА "Марьино" ) «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом».
  • Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.
  • Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад №65) Лекотека в помощь родителям и детям.
  • Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра.
  • Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг.
  • Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с №31.) Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО.

Участники круглого стола отметили:

Необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;

Целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;

Необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Пролистать фотоальбом конференции можно

Во второй день конференции прошел Круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов были д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В.

На нем выступили с докладами

Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) « »,

Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»,

Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ №1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»,

Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) « »,

Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»,

Семенова Л.М. (Орел. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»,

Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»,

Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»,

Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение №1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»,

Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ-детский сад комбинированного вида № 43.) «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»,

Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы 2 мастер-класса для участников круглых столов и конференции:

Мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста (можно скачать сокращенную презентацию

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

Организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;

Организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;

Разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;

Распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С.Лавской, ст. преп. А.А.Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А.Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т.Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т.Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Гребенникова Н.Б.

к.п.н., доцент социально-гуманитарного факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Воробьева Л.А.

заместитель директора казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Петрова Л.А.

директор казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

В статье представлено описание процесса моделирования системы ранней психолого–медико–социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на концептуальных идеях позитивногои компетентностного подходов.

Позитивный подход, компетентностный подход, «раннее вмешательство», межведомственное взаимодействие, домашнее визитирование, модель семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья основным направлением общего и специального образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.

Исчезает понятие: «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.

Таким образом, смысловой акцент специального образования смещается в сторону личного и социального развития, что является основанием для реализации гуманистического и компетентностного подходов в системе непрерывного образования.

Опыт профессиональной работы Центральных и Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий показал, что 30 % детей с ограниченными возможностями здоровья могли бы обучаться в обычной школе в рамках инклюзивного образования, если бы в возрасте от 1 до 3 лет они получили бы раннюю психолого-педагогическую помощь. Это явилось основанием для разработки системы раннего вмешательства в Омском регионе.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, терапевты, психологи, а также социальные работники.

Первые программы раннего вмешательства в нашем регионе были разработаны и использованы специалистами казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (КУ «Центр ПМСС»).

Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными компетенциями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.

При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие условия:

1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапеих развития.

2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.

3. Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.

4. Целенаправленная работа по включению семьи в реабилитационный и образовательный процессы.

Необходимость в оказании ранней, психолого-медико-педагогической и комплексной помощи детям с ОВЗ подтверждена рядом мониторинговых исследований, проведенных сотрудниками КОУ «Центр ПМСС». В течение двух лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста.

Результаты мониторинга представлены в таблице.

Таблица № 1.

Статистический анализ обращений по вопросам ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в центр ранней диагностики Омской области

Год

Общее количество обращений родителей детей дошкольного возраста/ человек

Количество обращений родителей детей раннего (от 0 до 3-х лет) возраста/человек

% отношение

2013

2014

1221

10, 1

В связи с открытием Центра раннего вмешательства в г. Омске в феврале 2012 года у родителей появилась возможность обращения к специалистам Центра по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ, и таких обращений было только 5. Данные, приведенные в таблице, показывают, что в 2014 году значительно возрослоколичество обращений семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет.

Всего в Омской области проживает 3546 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, из них 211 человек в возрасте до трех лет, которые нуждаются в психолого – медико – социальном сопровождении.

Нами осуществлено моделирование системы раннего вмешательства в Омской области, которое включает следующие этапы:

1. Создание экспериментальнойгруппы специалистов по разработке и апробации инновационных технологий ранней помощи, включающих родителей в реабилитационный и образовательный процесс.

2. Организацию деятельности ресурсного центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение процессов ранней помощи, разработку и внедрение инновационных технологий психолого-медико-социальной помощи.

3. Обеспечение функционирования пяти структурных подразделений КУ «Центр ПММС» в 32 районах Омской области по вопросам ранней помощи.

4. Обеспечение работы поли - профессиональных бригад по раннему вмешательству в рамках эффективного межведомственного взаимодействия.

5. Организацию проведения мониторинговых мероприятий по результатам работы.

Концептуальными основаниями для инновационных технологий являются идеи позитивного подхода.

Позитивный подход означает «исходящий из действительного». В отличие от традиционного взгляда на процессы реабилитации, в поле зрения специалистов попадают не только недуги, болезни, печали, но и способности, личностные ресурсы детей, позволяющие им сделать адаптационные процессы более эффективными.

Таким образом, в рамках позитивного подхода, реабилитация и коррекция рассматриваются как многокомпонентные процессы, включающие медицинский, педагогический и психологический аспекты.

Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия с людьми, от результатов своей самостоятельной деятельности.

Достижение этой цели становится возможным, если базовым основанием подбора методов и технологий для реабилитационного процесса является позитивное видение человека. «Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя с землей, дождем, садовником, так и каждый человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим миром»

Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Следует отметить, что позиции семьи в отношении развития ребенка могут быть различными, это влияет на успешность реабилитационного процесса.

Так, нашими коллегами из научно - практического реабилитационного центра «Бонум» города Екатеринбурга, выделены типичные варианты влияния семьи на жизненный путь ребенка. К наиболее часто встречающимся вариантам влияния семьи на жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует отнести:

Развитие,

Нормализацию,

Невмешательство в ситуацию,

Опеку.

Первый тип влияния семьи, который можно обозначить термином «развитие», характеризуется адекватным отношением к ребенку и его проблемам развития. Такие родители имеют положительный настрой, выявляют способности ребенка, позволяющие компенсировать дефект его развития, стремятся проявлять инициативу в преодолении трудностейпроцессе интеграции ребенка в общество. В такой семье поощряются успехи ребенка, развивается его самостоятельность, создаются условия для освоения ребенком конструктивного социального опыта.

Второй тип влияния семьи соответствует термину «нормализация», который характеризуется стремлением родителей приблизить образ жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья к организации жизни здорового ребенка. Большинство таких семей имеют оптимистичный настрой и уверенность в том, что жизненный путь ребенка с ОВЗ будет таким же как и у здоровых детей. Такой тип влияния семьи на развитие ребенка во многом конструктивен, однако такие родители часто перегружают ребенка, не учитывают специфику его развития. Иногда завышенные требования в ребенку с ОВЗ являются для него травмирующими факторами.

Третий тип влияния семьи на жизненный путь ребенка можно охарактеризовать как «невмешательство в ситуацию». Семьи, ориентированные на «невмешательство в ситуацию» дистанцируются от социального окружения, стесняются своего ребенка, пессимистично настроены относительно его будущего. Члены семьи часто находятся в состоянии хронического стресса, смирения и пассивности. В таком случае семья является фактором, затрудняющим социализацию ребенка с ОВЗ.

Четвертый тип влияния семьи на процесс социализации ребенка обозначен как «опека». При данном типе влияния члены семьи жалеют ребенка, оберегают его от проблем, стремятся сделать за него как можно больше дел. Семья центрирует всю жизнь вокруг ребенка, не доверяя его возможностям, что приводит к ограничению его инициативы и активности. Таким образом, семья становится таким фактором, который негативно влияет на процесс социализации ребенка с ОВЗ.

Описание перечисленных видов влияния семьи на жизненный путь ребенка позволяют сделать вывод о том, что самым конструктивным является тип «развитие». Он в полной мере отражает идеи позитивного подхода, поэтому является ориентиром для работы специалистов с семьями других типов.

Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей.

Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.

Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет, а специалисты опираются на идеи позитивного подхода.

Таким образом, в пределах программы раннего вмешательства необходимо:

Определитьпотребности и ресурсы ребенка и семьи;

Сформулировать кратковременные и долгосрочные цели;

Определить круга специалистов для реализации реабилитационных и образовательных программ, способных вести разработку и реализацию инновационных технологий в русле позитивного и компетентностного подходов.

Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождениякаждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития, носит интегративный характер и осуществляется по следующему алгоритму:

1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.

2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.

3. Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.

4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.

5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.).

Структурными компонентами областной системы раннего вмешательства являются: ресурсно-методический центр, который находится в городе и четыре его подразделения, которые базируются в Омской области и объединяют 32 центра ранней диагностики и реабилитации в районах Омской области.

Деятельность сети центров раннего выявления и реабилитации детей, с особенностями развития осуществляется по определенному алгоритму.

В каждом центре раннего развития, определяется специалист, который осуществляет профессиональную деятельность в рамках данной программы. Его функционал включает следующие позиции:

Информирование семей, проживающих на территории о данной программе;

Сотрудничество с учреждениями здравоохранения по раннему выявлению детей, с особенностями развития в возрасте до 3-х лет и составление банка данных;

Заполнение листа ожидания и инициирование семей к обращению к специалистам поли - профессиональной бригады;

Организацию встречи с родителями (матерью), проведение первичной диагностики.

Организацию взаимодействия семьи (матери) и ребенка со специалистами поли - профессиональной бригады;

Участие в консилиуме специалистов по обсуждению вариантов раннего терапевтического вмешательства;

Участие в оформлении заключения – рекомендаций для родителей и специалистов, отражающих траекторию индивидуального развития ребенка;

Сопровождение процесса комплексной реабилитации семьи и ребенка;

В случае необходимости организацию участия родителей ребенка в видео консультациях со специалистами ресурсно – методического центра;

Сбор информации об эффективности раннего терапевтического воздействия в отношении ребенка и семьи.

По итогам года работы, специалисты предоставляют информацию в виде аналитической справки. Сотрудниками ресурсного центра осуществляется изучение, обобщение опыта работы центров и публикации методических рекомендаций.

Для эффективной реализации перечисленных выше функций, специалистам центра необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Зарубежный опыт организации межведомственного взаимодействия включает три модели: мультидисциплинарную, междисциплинарную и трансдисциплинарную.

В рамках мультидисциплинарной модели специалисты работают с ребенком и семьей независимо друг от друга. Они используют свои возможности практически без взаимодействия и определения четких профессиональных границ. Это приводит к недостаточно эффективному результату работы и не полному описанию профиля развития ребенка.

Более эффективной является междисциплинарная модель, в рамках которой более четко определены каналы взаимодействия специалистов различных учреждений. Важным компонентом данной модели является проведение консилиумов специалистов и интегративный подход во взаимодействии специалистов и родителей. В зависимости от потребностей ребенка и семьи обязанности ведущего и координатора реабилитационного процесса меняются. Очевидно, что члены поли – профессиональной бригады должны владеть навыками групповой работы, необходима системная работа по профилактике профессиональных конфликтов.

Трансдисциплинарная модель включает гибкое встраивание терапевтического вмешательства специалистов в жизнь семьи и ребенка. Важным компонентом данной модели является: взаимозаменяемость членов поли – профессиональной бригады, что требует от специалистов компетентности в различных областях.

Проведение «круглого стола» с участием специалистов различных сфер жизнедеятельности на базе одного из центров раннего развития выявило следующую проблему:

1.Межведомственное взаимодействие специалистов часто опирается на личные контакты или соответствует мультидисциплинарной модели.

2. Необходим переход к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия, ответственность за который и выполнение координационных функций следует делегировать сотрудникам Министерства образования Омской области.

Переход от мультидисциплинарной к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия должен осуществляться средствами комплекса мероприятий:

Организацией и проведением заседаний координационного совета специалистов по данной проблеме (1 раз в квартал);

Комплектованием поли - профессиональных бригад;

Привлечением общественных и волонтерских организаций к участию в программе;

Проведением областной научно-практической конференции по проблемам раннего вмешательства (1 раз в год);

Организацией участия специалистов различного профиля в видео конференциях и «горячих линиях» на телефоне доверия.

Описанием функционального регламента взаимодействия.

Нами создана структура межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе раннего вмешательства и работающих в учреждениях различных сфер жизнедеятельности: здравоохранения, образования, социального обслуживания, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура межведомственного взаимодействия по организации

медико–психолого-социальной помощиребенку раннего возраста

.

Учреждения социального обслуживания

Учреждения здравохранения

Возраст от 0 до 3 лет

Центры ранней диагностики

Возраст от 0 до 3 лет

Дошкольные образовательные учреждения

возраст от 3 до 7 лет

1. Выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках.

2. Диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами.

3. Проведение скринингового обследования детей первого года жизни (каждые три месяца) и последующее наблюдение детей группы риска каждые полгода с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных на клинико-экспертных комиссиях.

Проведение дифференциальной диагностики с целью уточнения структуры нарушения, определения коррекционных мероприятий и направлений дальнейшего психолого-педагогического воздействия.

Направления проведения диагностики:

1.Консультативное от 0 до 3 лет.

2.Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование от 2 до 3 лет.

Осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с

раннего возраста в условиях дошкольных учреждений,

групп кратковременного пребывания и в рамках организации домашнего визитирования.

Семья

Инновационным компонентом системы раннего вмешательства является организация домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Для организации домашнего визитирования все дети раннего возраста закрепляются за дошкольным образовательным учреждением или КОУ «Центр ПМСС», с родителями (законными представителями) заключается договор о получении услуг образования на дому. В учреждении определяется специалист, который профессионально оказывает услуги в рамках домашнего визитирования. В ходе работы специалистом выполняются следующие функции:

Оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;

Обучение родителей приемам ухода за детьми раннего возраста, методам обучения и воспитания;

Формирование у родителей активной жизненной позиции и включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Эффективность реализации технологии домашнего визитирования является оценкой эффективности деятельности специалиста-консультанта.

Она включает в себя:

Количество домашних визитов,

Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий, -

Количество проведенных консультаций с родителями.

Качественная оценка деятельности специалиста определяется результатами коррекционно-педагогической работы:

Динамику в развитии ребенка;

Уровнем включенности родителей и семьи в коррекционно-развивающий процесс.

Внедрение инновационных технологий работы с ребенком раннего возраста и с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ,требует научного и методического обоснования, что свидетельствует о необходимости организации деятельности ресурсно-методического центра.

Поскольку значительное место в создании системы раннего выявления нарушений в развитии детей и своевременного получения ими коррекционно-педагогической и психологической помощи отводиться деятельности казенного образовательного учреждения Омской области «Центр психолого–медико – социального сопровождения», то и организация деятельности ресурсно – методического центра осуществляется ее специалистами.

Специалистами ресурсно-методического центра проводятся следующие мероприятия:

Организация постоянно действующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет (1 раз в месяц формы проведения как очная, так и дистанционная);

Выпуск методических материалов для сотрудников центров, поли - профессиональной бригады и родителей (1-2 пособия в год);

Участие в организации и проведении научно - практической конференции;

Создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.

Одним из направлений деятельности научно-методического центра является открытие экспериментальной площадки по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

Организация деятельности экспериментальной лаборатории по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, осуществляется на основании пакета локальных актов учреждения. Научно-методическое руководство осуществляется преподавателями Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета им. М.А. Горького, БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Разработка и внедрение инноваций в деятельности центров ранней помощи, исследование эффективности внедрение инноваций, обобщение инновационного опыта специалистов-практиков, проведение научно-практической конференции по реализации модели ранней помощи в Омской области.

Таким образом, нами разработана модельсистемы ранней психолого – медико – социальной помощи детям с ОВЗ в Омской области. Концептуальными основаниями данной модели являются позитивный и компетентностный подходы.

1. Структурными компонентами системы являются: ресурсно-методический центр в городе и четыре центра раннего развития в районах Омской области.

2. В систему раннего вмешательства включены специалисты учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Профессиональное взаимодействие между ними осуществляется в рамках созданной нами структуры.

3. Деятельностный компонент модели представляет собой описание алгоритма профессиональных действий специалистов различных учреждений, включенных в данную систему.

4. Инновационный компонент функционирования данной системы обеспечивается сотрудниками ресурсно-методического центра в рамах научно-методического сопровождения.

Литература:

1. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., Издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.

2. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Москва. Медицина,1996г.-463с.

3. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А.В. Старшиновой.-Екатеринбург: НПЦ «Бонум»,2010.-180с.

1

Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации многоуровневой модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, дающей возможность на федеральном уровне сформулировать функциональные обязанности специалистов, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья по раннему выявлению имеющихся нарушений развития в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления только педагогических трудовых функций. Предлагаемая авторами модель направлена на максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи, оптимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи, снижение временных границ начала комплексной реабилитации (до первых месяцев жизни ребенка), построение индивидуальных комплексных программ сопровождения междисциплинарной командой на основе выявления потенциала развития ребенка, обязательное включение родителей в реабилитационный процесс на основе выявления специальных потребностей, готовности и возможностей семьи.

диагностика

ранняя помощь

дети с ограниченными возможностями здоровья

1. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.

2. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www..07.2015)

3. Евтушенко И.В. Формирование у будущего учителя представлений об особенностях музыкальной субкультуры воспитанников – сирот//Среднее профессиональное образование. – 2007. №3. – С.12-13.

4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008.

5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»: сайт – URL: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html(дата обращения: 29.07.2015)

6. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. – М., 2015.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

8. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2013.

9. Фальковская Л.П. и др. Организация вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. – Красноярск, 2012.

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и в выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка (Евтушенко И.В. , Забрамная С.Д. , Левченко И.Ю. , Приходько О.Г. , Стребелева Е.А. , Ткачева В.В. , Фальковская Л.П. , Югова О.В. и др.). В одних случаях, у детей с отставанием развития имеются непреодолимые барьеры (например - при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана). В других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство или жестокое обращение в семье, имеет меньшее значение в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и в психоречевом развитии . Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Решение задачи по совершенствованию механизмов выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предполагает:

  • внедрение новых методов неонатального и избирательного скрининга, направленного на выявление расширенного спектра наследственных болезней обмена веществ, для которых разработано специфическое лечение;
  • совершенствование выявления детей с легкими и умеренными нарушениями слуха среди детей второго года жизни;
  • внедрение методик раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра;
  • внедрение методик раннего выявления детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями функций зрения, речи, с задержкой развития взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания и других аспектов функционирования;
  • развитие консультационных услуг семьям в организациях, предоставляющих психолого-педагогические услуги ранней помощи;
  • распространение среди населения информации о ранних признаках отставания ребенка в развитии, об организациях, в которые можно обратиться для выяснения состояния развития ребенка;
  • организацию выявления детей, нуждающихся в ранней помощи в медицинских организациях (в центрах пренатальной диагностики, генетических консультативных центрах, родильных домах, детских диагностических центрах, детских поликлиниках и стационарах), в центрах социального обслуживания семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюро медико-социальной экспертизы, в образовательных организациях, предоставляющих услуги присмотра и ухода да детьми до 3-х лет, в психолого-медико-педагогической комиссиях (далее, ПМПК) .

Выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов .

1-й этап. Медицинское обследование. Пренатальный скриниг - комплекс медицинских исследований (лабораторных, ультразвуковых), направленный на выявление группы риска по развитию пороков плода во время беременности. Направлен на выявление риска возникновения синдрома Дауна (в первом и во втором триместре), синдрома Эдвардса (в первом и во втором триместре), дефектов нервной трубки (анэнцефалия) (только во втором триместре), синдрома Корнелии де Ланге, синдрома Смит-Лемли-Опица, синдрома Патау, немолярной триплоидии. Неонатальный скриниг - один из способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний у новорожденных детей. Позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (фенилкетонурии (ФКУ), врожденного гипотиреоза, галактоземии, адреногенитального синдрома муковисцидоза), ведущих к инвалидизации. Неонатальный скрининг направлен на выявление ФКУ, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, муковисцидоза, галактоземии, нарушений слуха (аудиологический скрининг). С 2012 г. в некоторых регионах РФ неонатальный скрининг расширен до 16 заболеваний (в т.ч. лейциноз, тирозинемия, цитруллинемия и пр.)

2-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей), разработка рекомендаций, направление в Службы ранней помощи. Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных ПМПК.

3-й этап. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи включает: а) углубленное психолого-педагогическое обследование, разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы; б) обследование ребенка для оценки динамических изменений, внесение поправок в индивидуальную программу; в) итоговое обследование для оценки эффективности пребывания в Службе ранней помощи. Система диагностического сопровождения позволяет осуществлять обоснованное проектирование индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, его социальной ситуации развития с целью внесения изменений, дополнений или корректировки содержания, методов и педагогических условий реализации индивидуальных программ раннего сопровождения, а также оценки эффективности оказанной ранней помощи.

4-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК, разработка рекомендаций, определение дальнейшего педагогического маршрута и необходимости сопровождения специалистами Службы ранней помощи дальнейшего развития. Для обоснованного определения дальнейшего педагогического маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность программы ранней помощи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и пр.

Диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является комплексом мер, включающим следующие этапы:

  • медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;
  • комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;
  • углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;
  • этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой Службой ранней помощи;
  • итоговое обследование ребенка при выпуске из Службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию дошкольного образования, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период - 6 месяцев. В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.), достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы. Методы , которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.

Медицинское обследование. Наибольшее количество детей с выраженными нарушениями структуры и функций организма выявляются в процессе медицинских осмотров новорожденных, младенцев неонатологом, педиатром, другими специалистами (хирургом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, с привлечением, в необходимых случаях, эндокринолога, генетика и др.) с применением стандартных лабораторных и инструментальных методов диагностики. По такой схеме в первые два месяца после рождения выявляются практически все дети с синдромом Дауна. В то же время, существует проблема своевременного выявления детей с менее выраженной или скрытой патологией, не приводящей в ранние сроки к тяжелым нарушениям жизненно важных функций и основных категорий жизнедеятельности. Для уменьшения количества случаев поздно диагностированных заболеваний разрабатываются скрининговые методики.

Скрининг - метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. Для проведения скрининга необходимо наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов. Применяемые методы должны быть достаточно просты, надежны и воспроизводимы. В системе здравоохранения Российской Федерации внедрен скрининг, обязательный для всех новорожденных, направленный на выявление 5 генетических заболеваний: ФКУ, муковисцидоза, галактоземии, адреногенитального синдрома и врожденного гипотиреоза. Их раннее выявление способствует снижению инвалидизации и смертности среди детей.

Существуют методические рекомендации по проведению всеобщего скрининга новорожденных на выявление нарушений слуха, который активно внедряется в субъектах Российской Федерации. В данный скрининг входит обследование состояния слуховых рецепторных клеток при помощи аппаратного метода - регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) - 1-й этап и оценки реакции проводящих путей слухового анализатора на звуковую стимуляцию - регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) - 2-й этап . На 1-ом этапе обследованию подлежат все новорожденные в учреждениях родовспоможения; дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг (положительный результат, т.е. ОАЭ не регистрируется) в учреждениях родовспоможения, первый этап скрининга проходят в детской поликлинике. Исследование проводят: врач-неонатолог, врач-педиатр, врач-оториноларинголог, медицинская сестра.2-ой этап скрининга проводят в центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах, кабинетах) детям, не прошедшим первый этап (в т.ч. повторное тестирование в детской поликлинике), а также детям из группы риска. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.

Для раннего выявления ретинопатии недоношенных, являющейся одной из частых и частично контролируемых причин слепоты, разработан и внедряется избирательный офтальмологический скрининг. Для скрининга недоношенных детей используется динамическая офтальмоскопия - осмотр глазного дна ребенка с регламентированной частотой, зависящей от наблюдаемой картины глазного дна. При обнаружении опасного прогрессирования ретинопатии недоношенных осуществляется оперативное лечение, что позволяет, в большинстве случаев, предотвратить отслойку и гибели сетчатки, развитие слепоты. Выявление патологии структуры головного мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, особенно - недоношенных, и даже у плода - до рождения, осуществляется при помощи нейросонографии - ультразвукового исследования. Этот метод, в силу своей неинвазивности и малых временных затрат (обследование занимает в среднем 5-7 минут), относят к скрининговым, для выявления широкого спектра внутричерепной патологии: кровоизлияния в головной мозг и его желудочки, двусторонние некротические повреждения белого вещества головного мозга, гидроцефалия, агенезия мозолистого тела, абсцессы мозга, энцефалит и другие. На основании данных нейросонографии, в ряде случаев, в частности - при обнаружении перивентрикулярной лейкомаляции, возможно прогнозирование формирования церебрального паралича и раннее начало профилактики контрактур и деформаций. Наряду с выявлением структурных, биохимических, сенсорных нарушений организма, скрининговые методики начали применяться для раннего выявления вариантов аномального развития ребенка, не имеющих установленных биологических маркеров. Примером такой методики, является скринговый тест-опросник M-CHAT, используемый в практике ранней помощи, в том числе в России, для выявления расстройств аутистического спектра. Последние годы характеризуются появление новых разработок в области создания и апробации методик медицинского скрининга новорожденных и детей раннего возраста.

Психолого-педагогическое обследование. Психометрические методы оценки развития применяются для раннего выявления отставания ребенка от сверстников в развитии психических и моторных функций. С этой целью используются батареи тестов и тесты-опросники. Первые состоят из диагностических наборов - в виде изображений и трехмерных объектов, заданий для ребенка (например, тест Бэйли, Методика ADOS), вторые - из массивных наборов утверждений (например, Шкала Гриффитс, KID, RCDI).Общим принципом построения психометрических методик является сопоставление получаемых результатов с нормативными данными, полученными на репрезентативных выборках. Методики должны быть валидными и надежными. Экспериментальные батареи тестов удобны для исследовательских целей, но слишком громоздки для применения в Службе ранней помощи, т.к. занимают много времени, должны проводиться в стандартных условиях специально подготовленными специалистами. В России, в Службе ранней помощи, нашли распространение опросные методики KID(R) и RCDI и др., в которых респондентами являются родители ребенка. Психометрические методы отвечают на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка отставания в основных сферах развития, но не направлены, в отличие от скрининговых методов, на выявление болезни или синдрома, а также не дают детальной информации, необходимой для составления индивидуальной коррекционной программы.

Для мониторинга развития детей, воспитывающихся дома, в образовательных организациях, в домах ребенка в России используются различные инструменты, состоящие из перечней пунктов, описывающих поведение ребенка, в соотнесении с примерными возрастами ожидаемого наличия соответствующего поведения у большинства сверстников. Среди этих инструментов есть те, которые рассчитаны на использование родителями и воспитателями, воспитателями, родителями и медицинскими сестрами детских поликлиник. Все эти методики рассчитаны на регулярное сопоставление взрослым достижений ребенка с ожидаемым по возрасту поведением для первичного установления возможных проблем развития.

Углубленное комплексное обследование ребенка в программах ранней помощи. В ХХ веке в сфере ранней помощи было разработано несколько универсальных образовательных программ, получивших широкую известность, некоторые переведены на русский язык и используются в практике ранней помощи. Каждая из них имеет в своем составе диагностический блок, состоящий из нескольких разделов, соответствующих выделяемым областям развития. Разделы содержат перечень пунктов, описывающих конкретное поведение и признаки нарушений в развитии ребенка.

Рецензенты :

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н. профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23495 (дата обращения: 28.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Самое обсуждаемое
Доклад: Церковная музыка Доклад: Церковная музыка
Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин
Самые интересные мифические создания Самые интересные мифические создания


top