Словарь музыкальных терминов. Основные театральные термины Маленькая ученическая пьеса

Словарь музыкальных терминов. Основные театральные термины Маленькая ученическая пьеса

Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирую­щих голосов.

Аккорд - созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков.

Ансамбль - совместная игра или пение (например, дуэт, терцет или трио, квартет, квинтет и т. д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля.

Ария - музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.

Баритон - 1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например, партии Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Игоря в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, Оне­гина в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. 2. Медный духовой инструмент, входящий в состав духового оркестра.

Бас - 1. Низкий мужской голос. Для баса написаны, например, партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки, Пимена в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, Грёмина в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. 2. Низкий голос в многоголосном музы­кальном произведении.

Вариации - инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танце­вального характера. Далее следует повторение темы с различными изменениями и усложнениями.

Вокальная музыка - музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место.

Гамма - звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторе­ния.

Гармония - 1. Одно из выразительных средств музыки. Последовательность аккордов или голо­сов, которые сопровождают основную мелодию музыкального произведения. 2. Наука об аккордах и их связях.

Диапазон - звуковой объём данного голоса или музыкального инструмента; определяется интер­валом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инстру­мента.

Динамические оттенки (нюансы) - изменения громкости звучания в процессе исполнения музы­кального произведения.

Дирижёр - руководитель оркестра, хора. Свои художественные намерения, указания темпа, от­тенков исполнения дирижёр передаёт движениями рук.

Имитация - подражание: проведение мелодической темы или отдельного отрезка мелодии по­следовательно в двух или более голосах.

Инструментальная музыка - музыка для исполнения на музыкальных инструментах.

Канон - вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.

Кантата - музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.

Квартет - 1. Ансамбль из четырёх певцов или исполнителей на музыкальных инструментах. 2. Музыкальное произведение для такого ансамбля.

Квинтет - музыкальный ансамбль из пяти исполнителей.

Клавир - 1. Переложение оперной или симфонической партитуры для исполнения на фортепиано (или для пения с фортепиано). 2. Общее название струнно-клавишных инструментов (клавесин, клавикорды, спинет и др.).

Концерт - крупное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением орке­стра.

Лад - организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Лейтмотив - основная тема или музыкальный оборот, которые характеризуют какой-либо персо­наж музыкального спектакля, мысль музыкального произведения.

Мелодия - музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.

Метр - равномерное чередование акцентов в музыке.

Метроном - прибор для точного определения темпа.

Модуляция - переход из одной тональности в другую.

Ноктюрн - небольшое лирическое музыкальное произведение для ансамбля струнных или духо­вых инструментов. В XVIII в. исполнялось вечером или ночью на открытом воздухе (ноктюрны Моцарта, Гайдна). В XIX в. Н. утвердился как пьеса для фортепиано (нок­тюрны Шопена, Шумана, Глинки, Чайковского и др.).

Октет - музыкальное произведение, написанное для восьми исполнителей; ансамбль из восьми исполнителей.

Опера - один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и драму, а также другие виды искусства (балет, живопись).

Оперетта - род комического музыкально-драматического представления с диалогом, пением и танцами.

Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра (с опреде­лённым сюжетным содержанием), предназначенное для концертного исполнения.

Орган - духовой музыкальный клавишный инструмент сложного устройства, состоящий из труб, воздухонагнетающих мехов и др., по звуковому объёму равный симфоническому оркестру.

Оркестр - коллектив исполнителей на музыкальных инструментах, организованный для совмест­ного исполнения музыки (симфонические, духовые, струнные оркестры).

Песня - самый распространённый музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст.

Попурри - музыкальная пьеса, составленная из отрывков известных мелодий.

Прелюдия - вступительная пьеса перед основным изложением музыкального произведения. Встречается как самостоятельный жанр небольших музыкальных произведений (фор­тепианные, органные, оркестровые прелюдии).

Рапсодия - музыкальное произведение на темы народных песен и танцев.

Регистр - часть звуков, объединённых каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются три регистра: высокий, сред­ний и низкий.

Реквием - траурное музыкальное произведение, заупокойная месса (месса - многоголосное хоровое произведение религиозного содержания на текст католического богослуже­ния).

Реприза - 1. Знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения. 2. Повторное из­ложение тем с некоторым изменением.

Речитатив - музыкальная декламация, представляющая собой нечто промежуточное между раз­говорной речью и пением, как бы речь нараспев.

Ритм - организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении.

Романс - музыкальное произведение для голоса с сопровождением. Романсы встречаются ино­гда как названия инструментальных пьес певучего, мелодического характера.

Рондо - своего рода «круговая» музыкальная форма, для которой характерно многократное воз­вращение главной музыкальной темы (рефрен). Между повторениями этой главной темы включаются другие темы (эпизоды).

Секстет - 1. Ансамбль из шести исполнителей. 2. Сочинение для шести исполнителей с особой партией для каждого.

Септет - 1. Ансамбль из семи исполнителей. 2. Сочинение для семи исполнителей с особой пар­тией для каждого.

Симфония - оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырёх). В основе развития симфонии лежат принципы сонатной формы.

Скерцо - музыкальное произведение оживлённого, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произ­ведения.

Соло - исполнение произведения (или его части) одним певцом или музыкантом.

Соната - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.

Сонатное аллегро - форма музыкального произведения, состоящая из трёх основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.

Сонатина - соната небольшого размера и сравнительно нетрудная для исполнения.

Стаккато - отрывистое исполнение звуков. Обозначается точками, поставленными над или под нотами.

Сюита - многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разно­образных по содержанию и построенных по принципу контраста.

Тембр - характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту; звуковая окраска.

Темп - скорость исполнения музыкального произведения.

Терцет - музыкальное произведение для трёх исполнителей, обычно вокальное.

Токката - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов. В современном зна­чении - технически сложная пьеса для органа или фортепиано в быстром темпе.

Трио - 1. Ансамбль из трёх исполнителей. 2. Сочинение для трёх исполнителей с особой партией для каждого.

Увертюра - 1. Инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления (оперы, балета, кинофильма и т. п.). 2. Одночастное оркестровое произведение, час­то принадлежащее программной музыке. Например, увертюры П. И. Чайковского «1812», «Ромео и Джульетта». 3. Название вступления к сюите.

Унисон - точное совпадение двух звуков по высоте.

Фактура - способ изложения выразительных средств музыки. Основные виды фактуры: инстру­ментальная, вокальная, хоровая, оркестровая, фортепианная и т. д.

Финал - название последней, заключительной части музыкального произведения.

Фортепиано - общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавишей.

Фуга - 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. 2. Музы­кальное произведение, построенное по этому принципу. Например, фуги И.-С. Баха.

Хор - 1. Большая группа певцов. Хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные. 2. Музы­кальное произведение для хорового исполнения.

Цикл - ряд самостоятельных вокальных или инструментальных пьес, объединённых общностью художественного замысла.

Безлюдный берег моря. Слышится шум накатывающих на берег волн и редкие звуки стрельбы.

Двое мужчин залегли за кустами и палят друг в друга из пистолетов. Они одеты в черные костюмы, белые рубашки и модные шелковые галстуки. Их туфли начищены до блеска. Скорей всего, это бандиты.

Как они сюда попали и зачем стреляют друг по другу - нам не известно.

Внезапно стрельба прекращается.

Первый бандит. Эй! Ты видел это?

Второй бандит. Разумеется. Я же не слепой.

Возникает пауза. Видимо, оба пытаются осмыслить происходящее.

Первый (осторожно выглядывая из-за куста). Странно, да? Она не летит, и в то же время не падает. Никогда такого не видел.

Второй (также осторожно выглядывая из-за куста). Что-то удерживает ее на весу.

Оба выбираются из-за кустов, подходят к зависшей в воздухе пуле и внимательно ее осматривают.

Первый (задумчиво). Может, какие-нибудь нити?

Второй (проводя рукой под пулей и над ней). Не похоже.

Оба некоторое время водят руками вокруг пули, пытаясь зацепить невидимые нити. Однако ничего подобного - нитей нет.

Первый. Ни хрена не понимаю. Ты изучал физику?

Второй. Ну, когда-то в школе. Только то, что было в учебниках.

Первый. Там было что-нибудь похожее?

Второй (мучительно напрягая память). Нет. (Продолжая вспоминать.) Я думаю, что всему виной центробежное ускорение. Или центростремительное. Одно из двух. Или оба вместе.

Первый (с сомнением). И тогда она будет висеть?

Второй. Ну, как бы висеть. На самом-то деле она, конечно, будет двигаться. Относительно... Относительно...

Первый. Относительно чего?

Второй. Относительно чего-нибудь.

Первый . Относительно чего-нибудь она и так двигается.

Второй. Ты имеешь в виду солнце? (Сердито.) Ты подменяешь понятия. И я тебе это докажу.

Он садится на корточки и начинает старательно чертить пистолетом на песке какие-то формулы, высунув от усердия язык.

Тем временем первый смотрит на море, достает сигарету и закуривает.

Второй (отрываясь от формул). Стоп!

Первый (вздрагивая от неожиданности). Что?

Второй. Ты закурил!

Первый. Ну да. А что тут особенного. Я ведь курю. Ты что, не выносишь табачного дыма?

Второй. А от чего ты прикурил?

Первый. Как от чего? От зажи... (Хлопает себя по карману.) Ч-черт! Зажигалка у меня в кармане! Выходит, я ее не доставал?... Как же я прикурил?

Второй . Я не видел. Я в это время производил расчеты. (Показывает рукой на формулы.)

Первый садится на песок, вынимает сигарету изо рта и долго на нее смотрит.

Второй. Вопрос незажженной зажигалки заставил тебя позабыть о пуле.

Первый вставляет сигарету в рот, но тут же снова вынимает ее, бросает на песок, вскакивает и с яростью топчет ногой.

Первый. Не могу я ее курить! Черт ее знает, может, она отравленная?

Второй поднимается на ноги, отряхивает брюки, затем подходит к пуле и осторожно трогает ее пальцем.

Второй. Твердая.

Первый подходит ко второму и тоже трогает пулю.

Первый. Да. И холодная.

Второй. Хотя должна быть горячей. Пороховые газы и все такое.

Первый (несколько хвастливо). Ты знаешь, я отличный стрелок. Если б она не повисла в воздухе, она бы попала тебе в сердце.

Второй. Да. Тогда бы не двигался я, а не она.

Второй отводит глаза от пули и пристально смотрит на первого. Тот отвечает ему таким же взглядом. Внезапно оба бандита разворачиваются и бросаются к своим кустам. Высунувшись из-за кустов, они наставляют друг на друга пистолеты и нажимают на спусковые крючки. Выстрелов не происходит. Оба пробуют еще раз - тот же результат.

Первый. Оп-па!

Второй. Черт!

Первый поднимается с земли, смотрит на свой пистолет и затем широким жестом отбрасывает его в сторону.

Первый. Как видишь, пистолеты не действуют.

Второй. (поднимаясь). Да. (Также отбрасывает пистолет.)

Первый. Таким образом, я предлагаю вернуться к вопросу пули.

Оба подходят к пуле.

Второй. Слушай, я могу ошибаться, но, по-моему, она немного сдвинулась.

Первый. Как ты определил?

Второй. Тень от нее была возле того камня. (Показывает пальцем.) А теперь - возле этого. (Показывает пальцем.)

Первый (задумчиво). Это солнце.

Второй. Что - солнце?

Первый. Солнце сдвинулось, а не пуля.

Второй (с усмешкой). Дурацкая ситуация. Получается, что солнце двигается, а пуля висит. Хотя должно быть все наоборот.

Первый . Ну, есть еще камни.

Второй. Что - камни?

Первый. Камни. Относительно которых висит пуля. Они тоже могли сдвинуться.

Второй. Камни? Сдвинуться? (Назидательно.) Камни сами собой не двигаются.

Первый (насмешливо). Точно. И пули тоже.

Некоторое время оба стоят в глубоком молчании. Второй поднимает голову и оглядывается по сторонам.

Второй. Ты заметил? На солнце набежала тень.

Первый (следуя его примеру). Это туча?

Второй. Нет. У тучи есть очертания. И края. Здесь же мы имеем дело с противоположным.

Оба стоят с поднятыми кверху лицами. На лица набегает тень. Становится холодно. Оба передергивают плечами. Раздается звон. Оба вздрагивают. Это пуля упала на камень.

Второй (смотрит на упавшую пулю, затем переводит взгляд на небо). Солнца все меньше.

Первый. Зато больше тьмы.

Второй. Все меняется местами.

Первый. Все приходит в движение.

Второй. И впадет в неподвижность.

Первый. И мы должны с этим смириться.

Второй. Другого выхода нет.

Становится все темнее. На лицах обоих бандитов задумчивость сменяется отчаяньем.

Второй. Я тоже хочу быть неподвижным. Как та пуля.

Первый. И впасть в безмолвие?

Второй. (повторяет, как эхо). И впасть в безмолвие.

Первый постепенно цепенеет. Второй тоже замирает, его губы плотно сжимаются.

Тень окончательно пожирает солнце, и весь мир погружается во тьму, неподвижность и безмолвие.

Раздается всплеск.

Раздается характерный звук, словно кто-то долго и тщетно пытается зажечь зажигалку. Наконец, вспыхивает огонек пламени. Пламя дрожит, и по испуганному лицу человека, держащего зажигалку, мечутся тени.

Человек (испуганно). Если это шутка, то дурная!

Ему никто не отвечает.

Человек. Кирилл, это, в конце концов, не смешно! (Прислушивается. С мольбой.) Господи, Кирилл, где ты?

Поднимается холодный ветер. Пламя зажигалки бешено дрожит.

Человек (растерянно). Ушел.

Человек садится на песок, втыкает перед собой горящую зажигалку, накидывает на голову пиджак и замирает. Некоторое время видно, как у него вздрагивают плечи, но потом и это проходит.

Огонь зажигалки становится все тусклее и тусклее, пока, наконец, не гаснет совсем.

В образовавшейся тьме раздается долгий, протяжный, полный ужаса и тоски вой, но затем стихает и он.

2. НЕУДАВШАЯСЯ ЛЕКЦИЯ

Первый Гуманитарный корпус МГУ. Одна из поточных аудиторий. Какая именно - определить невозможно. Скорей всего - первая.

В аудиторию входит лектор - человек среднего роста, среднего возраста, в коричневом пиджаке, с бородой и в очках. Немного похож на преподавателя логики Бочарова, но заметно грузнее.

Лектор (оглядывая аудиторию). Все в сборе?

Лектор (удовлетворенно кивая). Ну что ж, приступим. Тема сегодняшней лекции...

Лектор (прерываясь на полуслове, недоуменно) Что?

Аудитория молчит.

Лектор (нахмурившись). Тема сегодняшней лекции...

Лектор. Как скажете. (Продолжает громким, четким голосом.) Правильная последовательность умозаключений называется логической цепочкой.

Лектор (не обращая на них внимания). Представьте себе, что вы ищете клад. С чего вы начнете?

Лектор. Это логично. (Немного подумав.) Нет, это не логично. А если клад висит на дереве? Вам ведь тогда лопата не понадобится. Скорее лестница... Или пила...

Лектор. Тогда пила, конечно, не понадобится. Что же нам в таком случае делать? Взять с собой и пилу, и лопату, и лестницу? Но с таким грузом мы не сможем сдвинуться с места.

Лектор. Итак, перед нами проблема. Либо мы обладаем необходимым инструментарием, но не можем под его тяжестью сдвинуться с места. Либо идем пустыми, но клад от этого не становится более доступным. Я бы даже сказал - наоборот.

Первый. Антиномии Канта!

Второй. Бутылка водки!

Первый. Пенис!

Второй. Голая баба!

Лектор делает рукой успокаивающий жест. Затем, понимая, что его никто не слушает, отворачивается и задумчиво смотрит в огромное окно.

Лектор (тихо). Снег идет.

Внезапно все замолкают. В аудитории - мертвая тишина. Все испуганно смотрят на профессора.

Лектор (тихо). Снег идет.

Все молчат.

Нижняя дверь аудитории со скрипом открывается. На пороге стоит мертвец с явными признаками разложения на лице.

Лектор (строго). Что такое? Вы учитесь в этой группе?

Мертвец кивает головой.

Лектор. Я не люблю, когда опаздывают на мои лекции. Как ваша фамилия?

Мертвец молчит.

Лектор (спохватившись). Впрочем, неважно. Проходите.

Мертвец входит в аудиторию и садится на передний ряд, с краю.

Лектор. Итак, я продолжаю...

Мертвец (пристально глядя профессору в глаза и с трудом разжимая посиневшие губы). Профессор, здесь никого нет.

За окном идет снег.

Лектор (оглядывая аудиторию, растерянно). Как же это? Почему? Как такое могло случиться? (С нарастающим беспокойством.) Что же это я?

Мертвец (все так же с трудом разжимая губы). Ничего страшного. Все так ошибаются.

Лектор. Правда?

Мертвец кивает. Снегопад за окном становится гуще.

Лектор (беря себя в руки). Что ж, это еще не повод для того, чтобы отменять лекцию. Итак, тема сегодняшней лекции...

За окном раздается грохот. Профессор подскакивает на месте и испуганно поворачивается к окну. Проходит минута, другая, а он все смотрит, как завороженный.

С потолка аудитории начинает медленно падать снег.

Белые хлопья снега покрывают профессора, кафедру, столы, мертвеца. Вскоре все вокруг становится белым и теряет очертания.

3. ПОЛКОВОДЕЦ

Перед нами - поле боя. Сражение давно закончилось. По всему полю разбросаны тела, части тел, оружие, порванные флаги и т.д. Над полем кружатся черные вороны. На переднем плане лежит тело, накрытое черным плащом.

Солнце медленно восходит, разбрасывая по полю желтые лучи. Один из лучей касается тела, накрытого плащом. Раздается слабый шорох - под плащом происходит какое-то движение.

По мере восхождения солнце начинает печь все сильнее и сильнее.

Внезапно из-под плаща высовывается грязная рука. Пальцы сжимаются и разжимаются.

Затем рука хватает за кромку плаща и тянет его вниз. Плащ медленно сползает. Показывается грязная, окровавленная голова. Обладатель головы открывает глаза, медленно и тяжело садится. На плечах у него - погоны. По всему видать, что это военный. Может быть, даже полководец. Он ощупывает себя, затем шумно выдыхает воздух и произносит хриплым голосом: "Жив!"

Пальцы полководца, продолжая блуждать по телу, нащупывают на груди входное отверстие от удара штыком.

Полководец. Что это? Рана? Я ранен? (Ощупывает рану. Погружает в нее пальцы.) Глубокая. Очень серьезное ранение. Я бы даже сказал - смертельное. (Продолжая ощупывать.) Поражено сердце. (Оглядывается по сторонам, вдыхает полной грудью воздух, морщится.) Господи, что за вонь! (Принюхивается.) Частично от меня. (Смотрит на солнце, щурится.) Это из-за жары. На жаре трупы разлагаются быстрей. Интересно, сколько я здесь уже лежу. (Поднимает к глазам руку и смотрит на часы.) Ну, разумеется. Стекло треснуло. Часовая стрелка отвалилась. Стоит ли удивляться - я ведь был в бою. (Оглядывается по сторонам. Восторженно.) Сколько трупов! Это было величайшее сражение в истории человечества! Интересно, кто же победил? (Оглядывается.) Если судить по трупам, то мы. С другой стороны, битва могла идти неравномерно. Левый фланг мы взяли. Это я помню точно. А вот правый... Возможно, на другом участке мы потерпели поражение.

За спиной у полководца раздается шорох. Он быстро оглядывается и видит приближающегося к нему человека. Человек одет в поношенный плащ и помятую фетровую шляпу. Лицо его покрыто толстым слоем пыли и седой щетиной. В руках у человека - длинная деревянная палка с железным штырем на конце.

Полководец. Эй, ты!

Человек испуганно останавливается, видит перед собой сидящего полководца и роняет палку.

Полководец. Подойди сюда! Быстро!

Человек стоит, раскрыв рот. Он не может сделать ни шага.

Полководец. Ты что, оглох? Подойди сюда, не бойся!

Человек поднимает палку и медленно подходит.

Полководец. Далеко они продвинулись?

Человек (опасливо поглядывая на полководца). Да почитай, километров на тридцать.

Полководец. Отлично! (Хмурится.) Потери большие?

Человек. А то вы сами не видите.

Полководец. Да, ты прав. (Подозрительно щурится.) Ты похож на человека, который шляется по свалкам и помойкам в поисках какой-нибудь наживы.

Человек. Так и есть. (Вздыхая.) Мир - это большая свалка использованных предметов.

Полководец. Вот как. А как же люди?

Человек. (Вздыхая.) И люди в том числе. (Читает нараспев.)

    Все мы в мире лишь объекты,
    Жертвы Страшного суда.
    Вон валяются объедки -
    Это Бог ходил сюда.

(Прикрывает рот ладонью и хихикает.)

Полководец. И давно ты этим занимаешься?

Человек (с гордостью). Всю жизнь. В этом деле я профессионал!

Полководец . Нашел чем гордиться. Ну-ка, подойди поближе.

Человек опасливо подходит.

Полководец. Наклонись и пощупай мою рану. Как на твой взгляд - серьезная?

Человек (щупает рану и тут же испуганно отдергивает руку). Полагаю, что да, сэр. Я бы даже сказал - смертельная.

Полководец. (Нахмурившись.) Да. Я тоже пришел к такому выводу. Что-то тут не так.

Человек (тихонько, в сторону). Мне кажется, я знаю, что здесь не так.

Полководец (задумчиво, не обращаю внимания на человека). Битва была просто грандиозная! Особенно штыковая атака. Лязг железа, крики бойцов! Я как сейчас это вижу: вокруг царит настоящий хаос, и Валькирии летают над нашими головами, завывая от ужаса! Да-а... Ну и задали же мы им жару! (Немного смутившись.) Правда, и они нам тоже, но такова специфика войны. Многие остались лежать на земле.

Человек слушает все это с почтительным и одновременно скучающим видом. Наконец, он не выдерживает и деликатно кашляет, напоминая о своем присутствии.

Человек. Э-э... Господин военный.

Полководец (прерывая монолог). А? Что?

Человек. Разрешите мне что-нибудь у вас взять... Э-э... так сказать, на память.

Полководец (долго смотрит на человека, как бы не понимая, откуда тот взялся, затем кивает, снимает с запястья часы и с улыбкой протягивает ему). Я понимаю твои чувства, боец. Можешь взять эти часы.

Человек (радостно). Премного благодарен. (Хватает часы и быстро прикладывает их к уху. Улыбка медленно сползает с его губ.) Но ведь они не идут! (Осматривает часы.) И стекло треснутое. (Отшвыривает часы в сторону.) Это не пойдет. (Требовательно.) Что-нибудь еще!

Полководец (не понимая). Что?

Человек (нетерпеливо). Например, деньги! Есть у вас деньги?

Полководец (по-прежнему не понимая). Деньги?

Человек. Ну да, деньги. Деньги, на которые можно купить что-нибудь ценное.

Полководец. Что-о? Мерзавец! Убирайся отсюда к чертовой матери, пока я не приказал спустить с тебя шкуру!

Человек не двигается с места. На его губах - улыбка.

Человек. Ну-ну-ну. Будет вам. Мне кажется, вы кое о чем забыли.

Полководец (растерянно). Забыл? О чем?

Человек. О вашем нынешнем состоянии, сэр. Вы больше не можете командовать.

Полководец (все так же растерянно). Что за бред? Почему это я не могу командовать?

Человек. Осмелюсь заметить, господин военный, что это довольно смешно - выслушивать приказания от разлагающегося трупа. К тому же - изрядно провонявшего.

Полководец (машинально). Это из-за жары. На жаре всегда...

Внезапно до него доходит весь ужасающий смысл этих слов.

Он поднимает руки и быстро закрывает лицо ладонями.

Проходит какое-то время.

Человек. Эй!

Полководец не отвечает.

Человек. Эй, вы!

Полководец по-прежнему молчит.

Человек поднимает палку, осторожно тычет ею в полководца и тут же отпрыгивает в сторону.

Полководец неподвижен.

Человек. Эй, ты! Не слышишь, что ли? Я к тебе обращаюсь!

Он подходит ближе и уже откровенно, нисколько не стесняясь, тычет в полководца заостренным наконечником палки. И так несколько раз...

Ответа нет.

Человек поднимает голову и смотрит на солнце.

К нему - со всех сторон - идут люди в поношенных, дырявых плащах, в мятых фетровых шляпах и с палками в руках. Они подходят все ближе. Останавливаются возле человека. Смотрят на сидящего полководца, ладони которого по-прежнему крепко прижаты к лицу, на человека, затем переводят взгляд на солнце и замирают в этой позе.

4. ФОТОГРАФИЯ

Комната, залитая красным светом. Двое колдуют над ванночками с проявителем и закрепителем. Они одеты в белые халаты, которые при таком освещении кажутся розовыми. На веревке сушатся готовые фотографии.

Первый вынимает фотографию из-под фотоувеличителя и окунает ее в ванночку с проявителем. Изображение медленно исчезает. Фотография столь же медленно и неумолимо превращается в белый лист.

Первый (встревожено). Что-то не так.

Второй. Что?

Первый. Сам не знаю. Но что-то не так.

Второй (пожимая плечами). А по-моему, все в порядке.

Первый вынимает из ванночки с проявителем белый лист, который при таком освещении кажется розовым, и долго смотрит на него поверх очков в оловянной оправе.

Второй (встревожено). Все в порядке?

Первый. Да.

Второй. Закреплять будем?

Первый. Нет. К чему?

Второй (нахмурившись). Я тоже так думаю. (Присматривается.) Хорошее получилось изображение. Качественное. И выдержка в самый раз: ни больше, ни меньше. Я тебе прямо скажу - это удача!

Первый (с сомнением, явно смущаясь). Ты думаешь?

Второй (уверенно). Да. Ничего лишнего. Только сущность. Не каждому фотографу это удается. (Присматриваясь.) А что на ней изображено?

Первый (пожимая плечами). Не знаю. Жизнь.

Второй. Я так и думал.

Первый поднимает фотографию кверху. Затем оба - первый и второй - прижавшись головами, долго и внимательно разглядывают фотографию. Время от времени второй незаметно косится на первого. Наконец, второй устает.

Второй (вертя головой). Шея болит. Можно открыть дверь?

Первый. Я бы не рискнул. Впрочем, как хочешь.

Второй, продолжая разминать шею, опасливо косится на дверь.

Второй (уже не таким уверенным голосом). Ты прав. Не буду. (Перестает разминать шею и снова смотрит на фотографию.) Да. Классный снимок. Никаких полутонов.

Первый. И никаких контрастов. Чистая гармония.

Второй. Согласен. Контрасты - это грубый прием.

Первый. Полутона еще хуже.

Второй. Да. Но контрасты заметно огрубляют снимок.

Первый. Полутона отвлекают от главного.

Второй . ...что не должно...

Первый. ...поскольку это...

Второй. ...но в целом...

Первый. ...говоря другими словами...

Оба разговаривают, не слушая друг друга. Продолжая разговаривать, медленно исчезают.

Белый лист фотобумаги плавно планирует на пол.

5. СЛЕДУЮЩИЙ

Кабинет психиатра. В кабинете - стол. За столом - врач и пациент. Они беседуют.

Первый . Значит, у вас галлюцинации?

Второй (растерянно). У меня галлюцинации...

Первый . Да. У вас галлюцинации. Так я понял по вашим намекам. (После паузы.) Итак, у вас галлюцинации. Хорошо. В этом нет ничего особенного. И страшного. Впрочем, все зависит от того, что вы видите. Что вы видите?

Второй . Дело не в том, что я вижу, а в том, чего я не вижу.

Первый . То есть?

Второй . У меня галлюцинации наоборот.

Первый . То есть?

Второй . Как бы вам объяснить... Человек, у которого галлюцинации, видит то, чего не видят другие люди, так?

Первый . Так.

Второй. Ну, вот. А я наоборот - не вижу того, что видят другие люди.

Первый (задумчиво). А-га. Теперь понял. Значит, вы не видите того, что... Гм. Гм. Интересный случай. Послушайте, а вы сами-то понимаете, что это не совсем нормально?

Второй . Сложный вопрос. Смотря что считать нормой, а что - ненормальностью. Вот, к примеру, Гамлет. Был ли Гамлет сумасшедшим? Или он всего лишь играл в свое сумасшествие?

Первый. Гамлет? (задумчиво). А причем тут Гамлет?

Второй. Ну, как же! Его ведь объявили сумасшедшим.

Первый . Сумасшедшим? Гамлета? Э-э... Ну, правильно. Он ведь видел призрак...

Второй (перебивает его). А призрак?

Первый . Что - призрак?

Второй . Видел ли призрак Гамлета?

Первый. Ну, если судить по...

Второй (резко). Перестаньте! Я всего лишь хочу знать - был Гамлет сумасшедшим или нет?

Первый (глядя на собеседника с интересом). Честно говоря, вы поставили меня в тупик. А вы сами-то как думаете?

Второй . По-моему, он играл в то, что имело место на самом деле.

Первый. То есть, говоря иными словами, Гамлет был сумасшедшим, который думал, что симулирует свое сумасшествие?

Второй. Именно.

Первый . Интересное определение. А как бы вы определили себя?

Второй (торжественно). Я суть два!

Первый. Чего два?

Второй (еще более торжественно). Два полушария, враждующие друг с другом.

Первый . Я думаю, на сегодня беседа окончена.

Второй. Ладно. Окончена так окончена. Но... может, мы все-таки допьем наш кофе? В палате ведь такого вкусного кофе никто не предложит.

Первый. Черт с вами. Допивайте ваш кофе. Только побыстрее.

Второй . Ой!

Первый. Что такое?

Второй. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...

Первый. Что вы считаете?

Второй. Молекулы. Атомы. (Мучительно трет пальцами виски.) Все началось с одного маленького атома. Ему стало одиноко в пустоте, и он породил себе подобного. Второй породил третьего, третий породил четвертого, Авраам породил Исаака, Исаак породил Иакова... И так далее. Вплоть до наших дней. (Подумав.) Минут. (Еще подумав.) Минуты. Мгновения. Странно... Я только сейчас это понял...

Первый (устало). Что вы поняли?

Второй. Вселенная возникла из-за страха одиночества. Из тоски по ближнему. Из желания кого-то любить. Из жалости к себе.

Первый. То есть?

Второй. Видите ли, друг мой, иногда нам мало просто плакать. Мы хотим, чтобы кто-нибудь видел наши слезы. И это правильно. Не надо стесняться слез. Не надо стесняться смеха. Чем чаще мы плачем и смеемся, тем легче Богу чертить на наших лицах.

Первый (в сторону). Сколько пафоса! Чем тривиальней мысль, тем больше требуется пафоса для ее выражения. (Вновь поворачиваясь к собеседнику.) Вы имеете в виду морщины?

Второй (медленно, с расстановкой). Люди называют это морщинами.

Первый. А разве это не так?

Второй. Разумеется. Наши морщины суть письмена. Письмена Бога. Его послание человеку и человечеству.

Первый . Э-э...

Второй (с грустью). Мы мечтаем разгадать тайны мироздания, ищем смысл человеческой жизни, а ведь все здесь! (Показывает пальцем себе на лицо.)

Первый. Так-так-так. Значит, письмена. Отлично. Борхес, и все такое. Но ведь морщины появляются у человека с возрастом. Вы хотите сказать, что Богу требуется время, чтобы написать на наших лицах все, что он о нас думает?

Второй. Богу время не требуется. Время требуется человеку. Вы когда-нибудь видели, как печатают фотографии?

Первый. Нет, но представление имею. Чистый лист кладут под фотоувеличитель. Проецируют на него изображение. Затем лист вынимают и кладут в проявитель. Постепенно изображение проявляется. После этого его остается только закрепить. Так?

Второй. Так. Все верно. Чистый лист, изображение, проявитель... И закрепить. Примерно то же самое происходит и с нашими лицами. Поначалу, в утробе матери, наши лица всего лишь чистые листы. Но стоит нам появиться на свет...

Первый . ...как Бог проецирует на наши лица свое изображение. Или, как вы их называете, письмена. А со временем они проявляются. Я правильно вас понял?

Второй. Примерно.

Первый. Что же служит закрепителем?

Второй (с улыбкой). А вы не знаете?

Первый (подумав). Могила, что ли?

Второй. Отлично! В самую точку. (Вновь со страдальческим видом трет пальцами виски.) И ведь находятся умники, которые, вместо того, чтобы попытаться прочесть письмена, стирают их с лиц. Видите ли, морщины мешают им упиваться собственной безликостью!

Возникает долгая пауза, в течение которой Первый тщательно записывает что-то в свой блокнот, а Второй с улыбкой наблюдает за его действиями.

Первый (отрываясь от блокнота). Послушайте, вы помните, как вас зовут?

Второй. Конечно. Гамнет. Сын Уилла. Родился в 1585. Умер в 1596.

Первый. Так-так-так. Допустим. Очень хорошо. Итак, вы говорите, что умерли в 1596 году. Так?

Второй. Так.

Первый . Но на дворе две тысячи первый год. И, тем не менее, вы живы и сидите передо мной. Как вы это объясните?

Второй. Я не могу этого объяснить.

Первый. Ага!

Второй. Не все в этом мире нуждается в объяснении. Кое-что нужно просто принимать на веру.

Первый. Черт! У вас на все есть готовый ответ!

Второй. Увы, мой друг, это не так. Спросите меня, как мое имя, и я вряд ли вам отвечу.

Первый (недоуменно). Как это? Вы же сами только что сказали, что вас зовут Гамнет.

Второй. Да. Так меня зовут. И я вынужден откликаться. Но я точно так же откликаюсь и на "эй, парень", и на "дружище". А то и просто на "слушай сюда". Это, однако, не значит, что мое имя - "слушай сюда".

Первый (тычет пером в блокнот) . Да, но вот тут у меня черным по белому написано, что...

Второй. Извините, коллега, но я плохо вижу в темноте.

Первый (выходя из себя). В темноте? Но ведь на улице день! В кабинете светло!

Второй. Все мы рождаемся в темноте, в темноте живем и в темноте умираем. Счастливы позитивисты. Они зажигают светочь. Но их светочь подобен фосфору, который ничего не освещает, а лишь делает темноту еще более темной.

Первый (вытирая лоб платком). Уф-ф. Как же с вами тяжело.

Второй. Без меня вам еще тяжелее. Я всего лишь пытаюсь приподнять вам веки.

Первый. Какие к черту веки? Я вас не понимаю!

Второй . Это неудивительно. Гамлет убил крысу, но ему никто не поверил. Все кричали: "Полоний! Полоний!"

Первый. Ну, знаете ли... Так можно все что угодно оправдать.

Второй. Что ж, мир нуждается в оправдании. Для этого Бог придумал адвокатов. Мы называем их священниками. Раньше священники были честнее: они оправдывали виновных и посылали на костер невинных. Если вдуматься, в этом состояла высшая справедливость. Нынешние же священники напоминают мне слугу двух господ.

Первый. И кто эти господа?

Второй. Прошу вас, не заставляйте меня произносить их имена всуе.

Первый. Н-да... Сумасшедший дом какой-то. Проклятый сумасшедший дом.

Второй (нахмурившись). Не клевещите на дом. Не стоит винить яблоко в том, что оно червиво. И потом... (Шарит глазами по столу.) Видите это лезвие?

Первый . Ну.

Второй. Люди называют его безопасным. Однако при желании я могу с легкостью перерезать вам этим лезвием артерию. Хотите проверить?

Первый. Нет. Спасибо. Я верю вам на слово.

Второй (улыбается). Вот так и все наши благие дела. Они подобны этому "безопасному" лезвию, которое потому и назвали безопасным, что...

Первый. Анна! Анна!

Из-за ширмы появляется сногсшибательно красивая медсестра.

Второй. Я преподнес вам горькую пилюлю. Запейте ее сладким ликером.

Пациент встает из-за стола и выходит из кабинета.

Мое сердце преисполнено отчаяния и любви. Но, похоже, эти люди неизлечимы. Петр был так свят, что исцелял людей собственной тенью. А Павел лечил их полой своего плаща. Как это странно! Ведь тень является олицетворением наших тайных пороков, а под непроницаемым плащом скрываются палачи и преступники... Сестра!

Ирина Жураковская : Стена : и Восхождение : Два рассказа [Она устала. Устала ждать. Устала плакать. Устала бояться. Устала принимать подаяния. Устала стесняться. Устала примерять чужие одежды и обувь. И бельё...] Максим Жуков : У коровы есть гнездо [...Но родителей слушая, - внемлю / Тем, кто впроголодь жил и страдал, - / Я люблю мою бедную землю / Оттого, что иной не видал.] Анна Арканина : Стихотворения [Все что было - узнаешь впервые - / дом у речки и яблочный Спас... / Будто жили не мы, а другие, / но похожие очень на нас...]

КОМБИНАТОРИКА

Комбинаторика - раздел математики, который изучает задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и принципы комбинаторики используются в теории вероятностей для подсчета вероятности случайных событий и, соответственно, получения законов распределения случайных величин. Это, в свою очередь, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, что является весьма важным для правильного понимания статистических закономерностей, проявляющихся в природе и технике.

Правила сложения и умножения в комбинаторике

Правило суммы. Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m способами, а В - n способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m способами.

Пример 1.

В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить одного дежурного?

Решение

Дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку, т.е. дежурным может быть любой из 16 мальчиков, либо любая из 10 девочек.

По правилу суммы получаем, что одного дежурного можно назначить 16+10=26 способами.

Правило произведения. Пусть требуется выполнить последовательно k действий. Если первое действие можно выполнить n 1 способами, второе действие n 2 способами, третье - n 3 способами и так до k-го действия, которое можно выполнить n k способами, то все k действий вместе могут быть выполнены:

способами.

Пример 2.

В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить двух дежурных?

Решение

Первым дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку. Т.к. в классе учится 16 мальчиков и 10 девочек, то назначить первого дежурного можно 16+10=26 способами.

После того, как мы выбрали первого дежурного, второго мы можем выбрать из оставшихся 25 человек, т.е. 25-ю способами.

По теореме умножения двое дежурных могут быть выбраны 26*25=650 способами.

Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе сочетаний без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать m из n различных предметов ?

Пример 3.

Необходимо выбрать в подарок 4 из 10 имеющихся различных книг. Сколькими способами можно это сделать?

Решение

Нам из 10 книг нужно выбрать 4, причем порядок выбора не имеет значения. Таким образом, нужно найти число сочетаний из 10 элементов по 4:

.

Рассмотрим задачу о числе сочетаний с повторениями: имеется по r одинаковых предметов каждого из n различных типов; сколькими способами можно выбрать m () из этих (n*r) предметов?

.

Пример 4.

В кондитерском магазине продавались 4 сорта пирожных: наполеоны, эклеры, песочные и слоеные. Сколькими способами можно купить 7 пирожных?

Решение

Т.к. среди 7 пирожных могут быть пирожные одного сорта, то число способов, которыми можно купить 7 пирожных, определяется числом сочетаний с повторениями из 7 по 4.

.

Размещения без повторений. Размещения с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n различных предметов?

Пример 5.

В некоторой газете 12 страниц. Необходимо на страницах этой газеты поместить четыре фотографии. Сколькими способами можно это сделать, если ни одна страница газеты не должна содержать более одной фотографии?

Решение.

В данной задаче мы не просто выбираем фотографии, а размещаем их на определенных страницах газеты, причем каждая страница газеты должна содержать не более одной фотографии. Таким образом, задача сводится к классической задаче об определении числа размещений без повторений из 12 элементов по 4 элемента:

Таким образом, 4 фотографии на 12 страницах можно расположить 11880 способами.

Также классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений с повторениями, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно вы б рать и разместить по m различным местам m из n предметов, с реди которых есть одинаковые?

Пример 6.

У мальчика остались от набора для настольной игры штампы с цифрами 1, 3 и 7. Он решил с помощью этих штампов нанести на все книги пятизначные номера- составить каталог. Сколько различных пятизначных номеров может составить мальчик?

Перестановки без повторений . Перестановки с повторениями

Классической задачей комбинаторики является задача о числе перестановок без повторения, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно разместить n различных предметов на n различных местах?

Пример 7.

Сколько можно составить четырехбуквенных «слов» из букв слова«брак»?

Решение

Генеральной совокупностью являются 4 буквы слова «брак» (б, р, а, к). Число «слов» определяется перестановками этих 4 букв, т. е.

Для случая, когда среди выбираемых n элементов есть одинаковые (выборка с возвращением), задачу о числе перестановок с повторениями можно выразить вопросом: сколькими способами можно переставить n предметов, расположенных на n различных местах, если среди n предметов имеются k различных типов (k < n), т. е. есть одинаковые предметы.

Пример 8.

Сколько разных буквосочетаний можно сделать из букв слова «Миссисипи»?

Решение

Здесь 1 буква «м», 4 буквы «и», 3 буквы «c» и 1 буква «п», всего 9 букв. Следовательно, число перестановок с повторениями равно

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО РАЗДЕЛУ "КОМБИНАТОРИКА"

Небольшая пьеса вне места действия.

Душа вдыхает весь этот мир – и несёт его в себе, за пределы нашего постижения…

Либретто трагикомической поэтической оперы-мистерии.

Чтобы заработать денег, непризнанный писатель Василий Колба́со, на котором висит большой долг наркомафии, устраивается охранником на торговое судно, плывущее к берегам Африки. Торнадо уносит его с борта корабля к берегу маленького необитаемого островка в океане, дельфины выталкивают героя на сушу.

Теперь он – новый «робинзон»…

________________________________________________________________________________________

Пьеса в межсезонье.

Помните пушкинское «Гости съезжались на дачу...»? Вот и в этой пьесе несколько горожан съезжаются на дальний хутор волею странных обстоятельств...

________________________________________________________________________________________

(опера невозвратимого лета)

Либретто: музыкальная комическая драма в стихах.

________________________________________________________________________________________

Пьеса в 3-х сценах.

Любовь и смерть – вечные истины. Но душа современного человека заблудилась в сетях информационного пространства: порой не разобрать, что в нём правда, что – ложь. Молодые герои пьесы расследуют таинственную историю двойного самоубийства в Майерлинге – смерть принца Рудольфа и Марии Вечоры. И находя в Интернете противоречивую информацию о случившемся, взвешивая разные версии, Марина, Родион и Миша вплетают в канву истории нити собственных судеб. Ведь у каждого поколения – своё постижение вечных ценностей, и каждый раз – это постижение с нуля.

________________________________________________________________________________________

Жизнь. Театр. Театр жизни, сцена за сценой... Юная Влада отыскивает своего родного брата-художника, с которым в силу нелепых обстоятельств не виделась никогда – и становится частью его мира, частью круга его друзей. Очарование театром, поиски себя и своей судьбы, творчество и любовь, любовь и смерть – что потом? Что остаётся от нас, от каждого из нас в этом мире?

была отобрана для телепостановки каналом "Культура".

________________________________________________________________________________________

Пьеса в двух действиях, в пространстве одной комнаты.

Питерская коммуналка расселена, уехали все соседи – лишь пенсионерка Надежда и её молодой сосед Глеб коротают последнюю ночь в опустевшем жилище, разделённые старыми стенами. Слово за слово – и между чужими друг другу людьми завязывается доверительный разговор: время катится вспять, оживают воспоминания прожитых лет, являются призраки прежних жильцов квартиры. И оказывается, что комнаты старинного дома хранят в себе все прошедшие здесь жизни, все сказанные слова, все мимолётные душевные порывы. Тишина наполнена ими…

________________________________________________________________________________________

Пьеса – поэтическое размышление (для 4-х актёров).

На стене висит чёрное полотно в раме – что это: шутка художника или настоящая картина? Героиня этой небольшой лирической пьесы видит за полотном целый мир – видит художника, одиноко сидящего в темноте, со своим невостребованным мольбертом. И волею не то чуда, не то – простого сна героини, зритель пьесы попадает в пространство внутри холста. И вместе с художником мучительно пытается разобраться, что такое Мир, в котором ты живёшь, что значит в нём наше творчество и какова сила мыслей и слов. Существует ли на самом деле то, чего не видят наши слепые глаза…

________________________________________________________________________________________

Монопьеса для актрисы – о театре, о жажде творчества, о вечно неуспокоенной актёрской душе...

Если ты один на один с самим собой – ты один на один с театром своей души. И потрясшие тебя образы вереницей проходят сквозь тебя, и на внутренней сцене ты играешь все лучшие роли, ты и автор, и актёр, и зритель. Юная девушка попадает в незнакомую комнату таинственного дома – комнату, полную безмолвно говорящих с нею старых вещей. И волшебство театра проносит героиню через время, через разные жизни, через судьбы русских актрис – знаменитых и безвестных.

________________________________________________________________________________________

Пьеса для фантастического театра.

Мир крутится день за днём – а старшеклассник Разумов спит наяву. И в его странных снах реальность приобретает иные формы: за партами восседают литераторы-классики, а настырные школьники-активисты учат их писательству; специалисты-медики делят-делят – и никак не могут поделить в человеческом организме зоны своей профессиональной ответственности; в парке прогуливаются говорящие собаки с бывшими хозяевами на поводках – а фантастический фильм на экране телевизора вдруг становится заседанием инопланетян космического масштаба. И перед инопланетянами встаёт нелёгкий вопрос: не вреден ли для Вселенной Homo Sapiens – Человек Разумный? Но мы-то с вами знаем, что нет:)

________________________________________________________________________________________

Ужасная пьеса для чтения.

Чёрная комедия-гротеск. На худсовет после премьеры спектакля является автор пьесы, чтобы не слишком уверенно утвердиться в своих авторских правах – но встречает дружный отпор собравшегося коллектива, заканчивающийся для него трагически. А в это время в зале неистово аплодирует публика, вызывающая автора – и один за другим члены худсовета вынуждены отправляться к ней, по очереди примеряя на себя роковую участь создателя пьесы…

________________________________________________________________________________________

Комедия: медицинская гастроль на пороге психиатрии.

Музыкант Не-Жилин привозит в больницу своего допившегося до чёртиков дядю, бывшего депутата. Пациента в белой горячке временно помещают на гастроэнтерологическое отделение, в отдельную реальность, где идёт своя непостижимая жизнь: больные платного отделения конфликтуют с бесплатными, пригретые медсестрой бомжи исполняют роль санитаров, а торговки с улицы лихо предлагают всем свой товар. И, как манны небесной, герою приходится терпеливо ждать спецтранспорта от Главного Психиатра.

________________________________________________________________________________________

Комедия: небольшая пьеса-шутка без антрактов.

Репитиция античной драмы в комедийных обстоятельствах.

________________________________________________________________________________________

Пьеса с сюрпризами в 2-х коротких действиях.

Юбилейное шоу о любви, дружбе, верности и самопожертвовании – с диджеем и стрельбой.

________________________________________________________________________________________

Из цикла « Д е ш ё в ы е п ь е с ы »

Пьесы для лёгких постановок: мало героев, минимум затрат, минимум реквизита.

Пьеса-вРодевиль, с неверным мужем и неизбежным шкафом,

в двух коротких действиях.

________________________________________________________________________________________

Театральная комедия-фантазия.

________________________________________________________________________________________

Трагикомическая пьеса-карусель в 4-х сценах – фантастическая и немного пивная.

Кажется иногда, что происходящее с тобой уже было когда-то: «в прошлой жизни», говорят тогда люди, «дежавю». И герои этой шуточной пьесы, Барон, Добершпиц и прислуга Лотта, вновь и вновь проходят круг за кругом, жизнь за жизнью – меняются их роли, меняются обстоятельства, но что-то по-прежнему держит их вместе – и это не только общее пристрастие к пиву. Но что же тогда – ошибочный вывод, роковой шаг, неверно решённая жизненная задача? Или просто не нужно вставать на пути неотвратимой любви…

________________________________________________________________________________________

М и н и – п ь е с ы

Шуточная футуристическая пьеска – театральный прогноз.

________________________________________________________________________________________

Шуточная фантастическая пьеска на тему «Тело как проблема».

________________________________________________________________________________________

Шуточная футуристическая пьеска на тему «Тело как проблема».

________________________________________________________________________________________

интернет-шоу: мини-пьеса с музыкой и танцами

по следам бородатых анекдотов и литературной классики.

Отделение русской филологии Университета им. Николая Коперника:

г. Торунь, Польша, 2015 г.

________________________________________________________________________________________

Д е т с к и е и п о д р о с т к о в ы е п ь е с ы

Обувная минипьеса для детей и их родителей.

________________________________________________________________________________________

Полная версия пьесы-сказки для детей и их родителей, с песенками.

Представьте на минутку, что буква Ё вдруг пропала из языка. Что нам делать без неё, как разобраться в возникшей путанице? Как её вернуть?

________________________________________________________________________________________

Небольшая сказка для флейты, на детские и взрослые голоса, в 2-х действиях.

Посвящается Гансу-Христиану Андерсену.

Помните сказку про Элизу и её верных братьев, диких лебедей? Сестра их расколдовала, но у одного так и осталось вместо руки лебединое крыло. Эта пьеса-сказка – продолжение его истории...

________________________________________________________________________________________

Пьеса для малышей и их родителей – со стихами, с песенками и с хвостом.

В лесном царстве пропал царский сын – и за возвращение наследника опечаленный царь обещает щедрую награду. Чтобы заполучить её, бесшабашная Фея Растрёпа идёт на обман и превращает в Лесного Царевича мальчика Васю, заблудившегося в волшебном лесу. Сестрица Кася ищет своего маленького братика – а находит настоящего царевича, но тоже заколдованного. Как расколдовать царевича? Как спасти Васю? Как привести эту запутанную сказку к счастливому концу?

________________________________________________________________________________________

«Лесной Царевич» – мини

Короткая версия пьесы для малышей и их родителей – специально для детских театральных студий, домашнего театра, кукольной самодеятельности.

________________________________________________________________________________________

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.


Самое обсуждаемое
Доклад: Церковная музыка Доклад: Церковная музыка
Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин
Самые интересные мифические создания Самые интересные мифические создания


top