Смысл искушения христа в пустыне. Искушение Иисуса Христа в пустыне. Комментарий к Библии. Искушение Христа в пустыне: десять толкований

Смысл искушения христа в пустыне. Искушение Иисуса Христа в пустыне. Комментарий к Библии. Искушение Христа в пустыне: десять толкований

Когда мы смотрим на солнце, то не можем разглядеть, что происходит в этом источнике света. Также и дьявол-искуситель не в состоянии видеть Божественный Свет, тем более разглядывать Его. Сатана видел Иисуса Христа, но не знал, кто Он. Дьявол по своему помраченному состоянию не может видеть Бога, как и человек своими глазами не в состоянии рассматривать солнце и видеть на нем пятна. Иисус жил благочестиво и праведно, но чудес до крещения еще не творил. Кто же Он? Какой-то праведник. Значит, надо Его развратить или сломать, либо использовать для себя с выгодой.

В.И. Суриков. Искушение Христа. 1872

После крещения на Иордане Христос удалился в пустыню, где был искушаем сорок дней. В Евангелии от Матфея об искушениях Иисуса Христа сказано: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 1–11).

Иногда пытаются объяснять искушения Христа, как внутреннюю борьбу в мире мыслей и чувств Богочеловека. Всем нам знакомы по собственному опыту искушения, как борьба мотивов в нашей душе. Однако сравнение искушений Христа с нашими искушениями ведет к глубокому заблуждению. Мы – люди далеко не совершенные, а Христос есть совершенная Личность. Он не стоял перед мучительным выбором: как поступить – хорошо или плохо, так как знал истину, потому что Сам есть Истина. Его искушения – это действие именно внешней силы, а не внутренние колебания мыслей и чувств. Этой внешней силой является сатана.

Дьявол тоже Божие творение. Однако Божие создание было исковеркано своеволием. Дьявол – это первый из ангелов, который возгордился, отступил от Бога и увлек за собой многих других ангелов. Он не имеет возможности покаяться, вернуться в первозданное состояние. Вина его не только в его личном грехопадении, но и в том, что он по зависти к человеку внес грех в этот сотворенный Богом мир. Его цель – погубить человека. Но человеку Богом дана свобода, и он может противостоять дьяволу. Эту борьбу люди ведут всю жизнь, потому что и у любого из них есть стремление к добру и к свету. Христос, принимая крещение, берет на Себя служение во спасение людей. После крещения Он уходит от людей в пустыню, чтобы там без посторонней помощи преодолеть искушения, которыми наполнена жизнь людей в падшем мире, чтобы первым из людей одержать победу над искушениями. Ведь если Он победил их, то и каждый христианин с Его помощью может их побеждать.

В человеке высшее, духовное начало должно господствовать над низшим, телесным. И пост как раз есть одно из средств, которое помогает достижению этой цели. Под постом Священное Писание понимает не только ограничение в еде. Христос был без еды и воды в пустыне 40 дней. Он там пребывал в молитве к Своему Отцу, в осмыслении Своего пути – подвига спасения людей от греха и смерти. Сорок дней – это примерная грань возможности человека выжить без пищи и воды. То, что лежит на грани человеческих возможностей, совершается Христом. Но Богочеловек не пользуется Божественной помощью для Себя, поэтому не переходит грани возможного для человека. Когда Он был уже на этой грани, то взалкал. Потребность в пище стала такой острой, что дальнейшее воздержание было уже не по силам здоровому человеческому организму. Именно тогда приступает искуситель. Кругом лежат плоские камни, которые так похожи на хлебы. И вот он, видя, что Иисус нуждается в пище, преподносит Ему дьявольскую идею: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Ты же можешь! Христос ответил: Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Чем же питался Христос? Общением с Богом, со Своим Отцом питалась душа, а душа, естественно, укрепляла тело.

Может ли Сын Девы Марии быть образцом в жизни для других людей, если Он пользуется Божественной силой для Самого Себя? Конечно, нет. Христос никогда не использовал чудо для Себя, поэтому Он отказался от такого соблазнительного совета искусителя, зная, что это – попытка разрушить дело спасения людей.

После этого сатана берет Иисуса в святой город, то есть в Иерусалим, ставит Его на крыло храма над обрывом и говорит: Если Ты Сын Божий (дьявол слышал слова, прозвучавшие на Иордане: Ты Сын Мой возлюбленный), бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 6). Искуситель цитирует 90-й псалом. Писанием тоже можно искушать, если вложить туда немного другой смысл. Дьявол предлагает злоупотребить любовью Бога. Любовь Бога безгранична, и Спаситель может это показать, но не дьяволу. Кроме того, жизнь – это драгоценнейший дар, данный человеку Богом, которым нельзя бросаться ради чьей-то прихоти. Мы не должны рассчитывать на чудо, сами ставя себя в сложные обстоятельства. Господь милосерден и, когда это действительно надо, Он даст и чудо, но рассчитывать на это и требовать его – значит искушать Господа. Богочеловек отвечает на дьявольское соблазнение: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7).

Далее сатана снова решает добиться своей цели и берет Христа на очень высокую гору, где показывает Ему чудесным образом все царства мира в их славе. Дьявол говорит Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 9). В Евангелии от Луки сказано: И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лк. 4, 6–7). Дьявол, как всегда, лжет, он выдает желаемое за действительное, утверждая, что вся земная власть предана ему. Что значит пасть и поклониться?

Это значит признать над собой господство дьявола. Что может дать дьявол? Двадцать лет царствования, ну, тридцать, ну, сорок лет. Надо ли это Царю Вечного Царства? Он не может изменить Самому Себе. Сатана посрамлен, и тогда он оставляет Христа, и Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11). Но они еще встретятся. Сатана еще подойдет к Нему через апостола Петра и начнет искушать Христа, отговаривая Спасителя идти в Иерусалим, пострадать за жизнь мира. Тогда Иисус Христос ответит ему: Отойди от Меня . Еще раз сатана подойдет в образе Иуды.

Эти три искушения Христа имеют самое прямое отношение к нам. Первое искушение – хлебом, когда человек ставит на первое место сытость и материальное благополучие. Мы всегда стоим перед выбором. Для чего мы, в конце концов, живем – ради материального изобилия или ради того, чтобы жить вечно?

Второе искушение – это искушение властью над силами природы. Столь расплодившиеся ныне маги и колдуны предлагают сегодня людям обрести эту власть. Это очень заманчиво. Можно искуситься и потерять все, что имеешь. Потому что, если ты берешь эту власть незаконным путем, ты идешь против Бога и ломаешь с Ним свои отношения.

Прошел Иисус Христос также и третье искушение – искушение властью. Каждому человеку в своей жизни приходится проходить через все эти искушения и неоднократно. Трудно? Да. Но дело все в том, что путь этот пройден, поэтому мы не первые. Христос поможет нам пройти, Он первый проторил этот путь.

Путь, пройденный Иисусом Христом, предстоит в соответствии с нашими силами пройти и каждому христианину. Все эти три искушения неоднократно приходится в разной форме преодолевать и нам. Иного пути к Царству Вечной Жизни нет. И оттого, сможем ли мы их преодолеть, зависит, ждет ли нас вечная погибель или Жизнь Вечная.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке ".
"Христианская жизнь". Клин. 2009


На камне или на песке?

В притче Христос говорит о двух людях, которые строят себе дом. Следует помнить, что Христос рассказывает эту притчу в условиях Палестины, где местность гористая и случаются бурные разливы рек. Один человек строит свой дом на песке, на грунте, не доведя фундамента до скалистых пород. Такой дом строится без особого труда, но... в таком доме безопасно жить только в хорошую погоду. А погода бывает и ненастной. Другой человек выкопал грунт до самой скалы, сделал на твердом основании прочный каменный фундамент. Конечно, такой фундамент сделать гораздо труднее. Потребовалось намного больше сил и средств, хотя дом по внешнему виду такой же, как у первого.


"Да будут все едино..."
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сейчас я буду говорить об одном - о жизни. Бог даровал человеку жизнь. Жизнь - это самый драгоценный дар, который мог человек иметь на земле. Даже старый, больной человек уже в немощи хочет продлить дни и часы своего земного бытия. Жизнь радует нас своим цветением и торжеством, мы боимся оторваться от этой чаши жизни.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

О. А. Тярк

«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.(Мар.1:12,13)

После крещения Спасителя последовало Его искушение в пустыне. По сравнению с другими евангелистами Марк описывает это очень кратко. Как уже было отмечено, Евангелие от Марка является Евангелием дел Иисуса Христа. Дела Его говорят здесь громче слов. То же самое можно сказать и о Его искушении. Марк повествует о победе Иисуса Христа над силами зла. Таинственную силу зла Христос называет царством сатаны Мр. 3, 24. Марк рассказывает, каким образом Иисус Христос до Своего открытого выхода на служение одержал победу над всеми искушениями лукавого. После победы в пустыне Христос был совершенно подготовлен к Своему мессианскому служению.

Мы читаем: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» Мр. 1, 12. Слово «ведет» означает, что Христос оказался в пустыне помимо Своей воли; оно свидетельствует также о том факте, что Спаситель всегда находился под руководством Небесного Отца. Зависимость от воли Божией видна во всей Его жизни. На той духовной высоте, на которой пребывал Иисус Христос, осуществлялась воля Божия: на земле, как и на небе, где она не только неоспорима, но и исполняется с любовью.

Духовный рост каждого христианина можно сравнить с подъемом на высокую гору. Чем выше мы поднимаемся в достижении святости, тем меньше становится круг свободы нашей собственной воли. На вершине горы Голгофы, куда взошел Спаситель, можно написать слова: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» Пс. 39, 9.

И вот Дух Святой послал Иисуса Христа в пустыню. Если другие после крещения возвращались к своим обязанностям, где они должны были приносить плоды покаяния, то для Христа у Отца Небесного был другой путь: Дух Святой повел Христа в пустыню. Невольно нам вспоминается человек, который хотел стать последователем Христа, но пожелал сначала зайти домой, чтобы попрощаться с родными. Как мы знаем, Спаситель не разрешил ему этого, а сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк. 9, 62.

Нельзя служить Богу с раздвоенным сердцем. Как отрадно, что великую основательность мы находим в жизни Иисуса Христа!

Часто верующие бывают неправильного мнения о водительстве Духа Святого. Есть такие, которые полагают, что Дух Святой направляет людей только «на злачные пажити» и «к водам тихим», в то время как этот же самый Дух может направить их также и в «долину смертной тени» Пс. 22.

Дух Святой посылает нас не только на легкую жизнь, но и на труд, к тяжелым обязанностям. Иисуса Христа Он направил в пустыню. Это было место, где невозможно было проповедовать Евангелие, но там была великолепная возможность работать над Самим Собой. Такое руководство Господь проявлял в жизни многих Своих служителей. Моисея Он повел на сорок лет в пустыню. Пророку Илии Он дал три с половиной года тишины. Иоанна Крестителя Он также приготовил в пустыне для выполнения великих заданий. Апостол Павел после своего обращения также провел три года в Аравийской пустыне. Не будем удивляться, если Дух Святой направляет кого-либо из нас в уединенные места для нашего самоиспытания и совершенствования.

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Искушение означает такое состояние, когда человек имеет возможность выбора между высшим и низшим. Там, где нет такой возможности, там нет ни искушения, ни моральной свободы. Бог создал человека с возможностью выбора, то есть он может делать выбор между добром и злом. Таков смысл и «дерева познания добра и зла» Быт. 2, 17. Неодушевленная машина, например, такой возможности не имеет. Если человека лишить права делать выбор, он становится машиной. Вслед за этим он теряет также и ответственность.

Бог создал человека с большими возможностями. Он может подняться к нравственным высотам или опуститься в самые глубины нечистой жизни. Святая жизнь это результат правильного выбора. Говорят, что человеческую судьбу определяют три фактора: наследственность, воспитание и свободный выбор. Последний самый важный. Свободным выбором человек показывает, как он использует свою наследственность и воспитание. Всякий раз, когда человек избирает добро, он достигает духовной победы. А всякая такая победа приготавливает нас к новым и большим победам.

Дух Святой направил Иисуса Христа в пустыню для искушения от лукавого. В чем состояло это искушение? В пустыне Христос имел достаточно времени, когда Он мог избрать тот или другой вид Своего мессианского служения. Он ясно знал Свое назначение. Оставалось только спросить: «Каким Мессией хочет Он быть?» Что касается других, то Иисус Христос всегда советовал людям всякое новое начинание основательно обдумать: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержки, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» Лк. 14, 28 31. Для Христа часы такого взвешивания настали в пустыне после крещения. Тогда, когда другие возвращались с Иордана в деревни и селения, Он пошел один в пустыню. Каждый шаг Его уносил дальше от людей. Он не обдумывал, где достать хлеба и воды. Когда прошло сорок дней при великом внутреннем напряжении, Иисус Христос почувствовал голод. И здесь к Нему приступил искуситель и предложил Ему свои советы. Евангелия от Матфея и Луки говорят о трех искушениях.

Встретившись с первым искушением, Иисус Христос должен был решить, как использовать Свое божественное могущество. Он обладал сверхъестественной силой. Видя страдания голодных и обездоленных мира, Он чувствовал в Себе силу помочь им. Тогда, когда Он Сам испытывал чувство голода, к Нему пришел искуситель и посоветовал превратить камни в хлебы. Почему бы не использовать Свою сверхъестественную силу для получения хлеба? Но что это означало бы? Христос этим чудом удалил бы страдание из Своей жизни, другие же остались бы в прежнем положении. Кроме того, Иисус Христос хорошо знал, что «не одним хлебом живет человек» Втор. 8, 3.

С подобным искушением искуситель нередко подходит к верующему так искусно, что последний и не замечает этого искушения. Узнаем ли мы искусителя, когда он говорит: «У тебя есть способности. Теперь самый подходящий момент показать свое превосходство. У тебя имеется возможность улучшить свое благосостояние. Вот сейчас подходящий момент для этого». Всегда ли мы понимаем, что в подобной обстановке должны мы сделать выбор между интересами Царствия Божия и нашими эгоистическими интересами? Используем ли мы свободное время для своего удовольствия или для славы Божией и служения ближним?

При втором искушении Христос должен был решить, как заставить людей поверить, что Он Мессия. Искуситель советовал использовать метод сенсации. Смысл его предложения был таков: «Вижу, что Ты руководствуешься Словом Божиим. Так следуй ему до конца. Поэтому бросься с крыла храма в гущу народа, ибо Бог обещал в слове Своем ангелам Своим заповедать «о Тебе, да не преткнешься о камень ногою Твоею» Пс. 90, 12. После этого народ примет Тебя. Таким образом Ты приобретешь расположение людей».

Другими словами, искуситель советовал оставить в стороне голос рассудка и естественный разум. Это искушение Иисус Христос отверг следующими словами: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Таким образом, Христос отклонил метод руководства одним текстом и показал пример углубления в содержание всей Библии. Господь действительно обещал охрану ангелов такому человеку, который в этом нуждался «на всех путях своих» Пс. 90,11. Но путь Христа не проходил через крыло храма, и это обещание в данном случае не относилось к Нему.

Нужно сказать, что всякое требование или настойчивое ожидание чуда можно рассматривать как искушение от врага душ человеческих. Правда, чудеса призваны были служить в помощь людям. Они должны были быть средством, которым Бог являет Свою любовь. Но когда саддукеи и фарисеи просили Христа показать им знамение с неба, Он не удовлетворил их желания Мф. 16, 1. Когда Ирод надеялся увидеть от Иисуса Христа какое-нибудь чудо, Он молчал Лк. 23, 8. Для пробуждения веры в сердцах людей Спаситель избрал долгий и трудный путь.

Относительно третьего искушения Иисуса Христа нужно заметить, что сущность его трудно понять. Но смысл данного искушения будет более понятным, если его содержание мы выразим следующими словами: «Ты не желаешь употребить метод сенсации. Очень хорошо. Тогда почему бы не использовать Тебе реальную силу? Ведь Ты можешь во всякое время основать могущественное государство. Мир нельзя победить добром или жертвенной любовью. Люди не заинтересованы в прощении грехов, так как они более ищут различных благ и удовольствий. Создай Себе могучее государство и тогда, исходя из такой реальной силы, Ты сможешь помочь людям. Прими мое предложение, и Ты в короткий срок будешь властелином всего мира».

Так понимали это искушение толкователи Библии многих поколений. Искуситель постоянно предлагал это Церкви Христа. Апостол Павел неоднократно напоминал: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» 1 Кор. 1, 18.

Искуситель и теперь говорит: «Дай людям пышные богослужения, выступления талантливых людей и добейся особых привилегий для церкви. С призывом к покаянию, к святости ты отпугнешь самых способных людей мира». Но, к счастью, христианская вера всегда имела таких последователей, которые доверяли Слову Божьему. Они проповедовали Христа распятого и сами носили крест Христа. Они поклонялись только Одному Богу и исполняли только Его святую, благую и угодную волю.

Описывая пребывание Иисуса Христа в пустыне, евангелист Марк кратко говорит, что «Он был со зверями; и ангелы служили Ему» Мр. 1, 13. Это означало наличие сильных контрастов между добром и злом. Спаситель мира находился между зверями и ангелами. В Иудейской пустыне, особенно в полосе Вади, бродили львы, шакалы, гиены, волки и ползали змеи. Голоса диких зверей постоянно доносились до ушей Иисуса Христа. Тени их скользили при наступлении ночи. Иногда они приближались очень близко, но тогда и ангелы были еще ближе.

Подобный мир контрастов иногда окружает и верующих. Просыпаясь однажды утром, псалмопевец Давид воскликнул: «Душа моя среди львов, я лежу среди дышущих пламенем» Пс. 56, 5. Но он также чувствовал, что находится в окружении ангелов, и потому восклицал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» Пс. 33, 8. И Даниил, находясь во рве львином, убедился, что ангел Господень сильнее львов.

Искушения укрепили Иисуса Христа, и Он вышел из них с победой, ибо Он имел общение с божественными силами. Слово Божие было для Него путевым столбом, Дух Святой был светом, освещающим Его путь, и охрана ангелов сопровождала Его.

Искушение Иисуса Христа показывает нам, что Он является нашим Братом. Он переносил искушения для того, чтобы «искушаемым помочь» Евр. 2, 18. Он не пришел посмотреть на человеческое горе с высоты Олимпа, но он взял на Себя тяжесть нашей жизни во всей ее полноте. Он переносил голод и жажду, холод и зной. Он знает, что значит быть искушаемым, измученным. Он знает, что такое смертельная тоска. Но Он также знает, как из всего этого можно выйти победителем. После искушения Иисус Христос отправился в Галилею «в силе Духа» Лук. 4, 14. Христос боролся до победы. Он победил искушения врага душ человеческих. Он проник «в дом сильного» и связал последнего. После искушения снова настал покой, причем, это был покой Победителя.

О. А. Тярк, Евангелие от Марка

Библейское утверждение «Все согрешили и лишены славы Божьей» давно стало аксиомой: согрешали невежды, согрешали cамые великие святые. Праведный Ной ненароком напился вина и сделался объектом насмешек Хама; отец веры Авраам поддался уговорам Сарры и заимел ребенка от служанки; добрый Иосиф спорил с патриархом Иаковом о правильности благословения сына; праведный Иов роптал на Божий промысел, допустивший несправедливые страдания; пророк Давид нарушил супружескую верность и спровоцировал смерть мужа Вирсавии; мудрый Соломон впадал в идолопоклонство; евангелист Ветхого Завета Исайя каялся в нечистоте уст; первый среди равных апостол Петр отрекался от Христа и лицемерил перед людьми; апостол Павел, просветитель язычников, усмирял и порабощал свое греховное тело.

Все эти люди были незаурядными в познании Бога и Его воли. Они умели ревностно молиться и плодотворно наставлять других, однако нередко терпели поражение в духовных битвах. И причина поражений скрывалась не столько в бунтарском характере их греховной природы, сколько в происках сатаны. Если бы не он, активность плоти была бы значительно слабее!

Дьявол – непревзойденный мастер по организации искушений. Он умеет возбуждать в человеке сильные желания, которым трудно противиться. «Каин был от лукавого и убил брата своего» (1Иоан.3:12) «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). Диавол может досаждать святым так, что свет им становится не мил. «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И услышали трое друзей Иова и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2:7-13).

Когда я слышу, как некоторые проповедники лихо повелевают сатане убраться восвояси, как они смеются над ним, обзывая его тараканом, мне становится неимоверно горько. Сатана не обращает внимания на данные ему прозвища, лишь бы опутать грешника невежеством или гордостью. И тогда он смеется последним.

Да, с нами воюет мощный противник, и только во Христе он потерпел поражение. И чем ближе мы ко Христу, тем дальше от поражения. Христос был на нашем месте в битвах с сатаной и вышел из них победителем. Только в Нем наша защита!

« Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лук.4:1,2).

Сразу после крещения Дух повел Иисуса в пустыню, где Он подвергся трем видам знакомых нам искушений: самоугождению, властолюбию, фанатизму. Никто из людей не устоял в них. Христос был единственным исключением. Своей стойкостью Он не только показал святость своей природы, но и оставил нам пример для подражания.

Искушение самоугождением

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук.4:3,4).

Комментатор Библии Ульям Баркли сообщает о географических особенностях мест, где проходило искушение: «Между этим плоскогорьем и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня длиной в 55 и шириной в 23 километра, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение»: холмы будто состояли из пыли, известняк казался покрыт волдырями и осыпающийся; скалы — голы с неровными краями; земля гулко гудела под копытами лошадей, как будто под ней пустота. Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь и обрывалась к Мертвому морю отвесной стеной высотой более 350 метров. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус».

Сорокадневное одиночество, голод, унылый пейзаж для общительного человека, каким был Иисус, уже представляли немалое испытание, а тут к нему прибавилось навязчивое, утонченное и соблазнительное искушение сатаны. Сатана пытался нащупать слабое место в характере Христа, чтобы ввергнуть Его в грех. Он умеет выбирать удобное время для нападок и маскировать их в привлекательный вид. Художники изображают искусителя в темном обличье, с небольшими рогами на голове. Я полагаю, они ошибались. Библия говорит: «сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). От Ангела света может ли быть что-то злое?

Притворившись Божьим посланником, «ангел света» участливо советовал: «Прошло сорок дней поста и молитв, настало время позаботиться о себе и утолить голод! Тело – храм Божий и его нужно поддержать: вели этим камням сделаться хлебом!». Сатана не предложил Христу краденный хлеб, чтобы Тот стал соучастником воровства. Он просто дал объективный совет, как честно и успешно решить продовольственную проблему.

У сатаны невероятная способность разжигать воображение человека. Вполне возможно, Иисус ощутил приятный запах свежеиспеченного хлеба, который манил Его скорее применить чудодейственную силу для утоления голода. Голод — ужасная штука! Переживший заключение на Магадане диакон нашей церкви Ю.В. Траутвайн рассказывал: «О чем бы заключенные не говорили, они обязательно сведут разговор к пище. А вот на воле мы ели…». Люди охотно предавались кулинарным воспоминаниям, чтобы хотя бы от них получить психологическое удовольствие.

Если каторжане не могли добыть себе хлеба, то Христос мог. Он мог повелеть: «Камень, сделайся хлебом!», и булыжник мгновенно превратился бы в хлеб. Однако Он не воспользовался чудотворной способностью Себя ради. Он решительно отвергал все, что происходило от сатаны, даже если оно казалось полезным и здравым, Он все делал ради славы Отца. Подумайте, какая великая сила духа была у Христа, чтобы ставить волю Бога выше Своих естественных потребностей! Он оказался сильным там, где мы неизменно проигрываем…

Наш век — век повального и неумеренного угождения себе. Воздержание считается вредным и мало кто откажется ради Бога от земных удовольствий. Сатана мастер спекулировать на естественных потребностях людей в пище, одежде, здоровье, половом удовлетворении, уважении, защищенности: «Ты же можешь себя удовлетворить, зачем ждать?». Диаволу удалось обольстить Еву желанием стать богиней, а Каина убить праведного Авеля. Он искушает невоздержанием, гневом, гордостью, печалью. Нет такой струны в нашей душе и теле, из которой он не попытался с успехом извлечь угодный ему звук. Одна одинокая сестра делилась, как врачи советовали ей завести мужчину. Одинокий брат получил совет от доктора завести женщину. Конечно, врачи желали добра своим пациентам, но за их мирским сочувствием скрывался сатана.

Кто из нас встретил людей, ни разу не отказавших себе в каких-либо поблажках? не потакавшим похотям? Угождение себе начинается с малого – с желудка, и завершается большим – подчинением всем прихотям. Талантливая Анна Ахматова оказалась жертвой самоугождения и все знают, как трагично завершилась ее жизнь! Вот, навязанное сатаной, ее ужасное решение:

Буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью!

Господом данными мне чувствами — всеми пятью!

Только Иисус ни в малом, ни в великом не поступил вопреки воле Небесного Отца. В Гефсиманском борении Он с воплем и слезами отстаивал нерушимость Божьей воли, смиренно склоняя перед ней Свою: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:42-44).

Искушение властью

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лук.4:5-8)

Это искушение было не менее изощренным, чем предыдущее. Сатана знал о намерении Христа основать на земле Свое Царство и предложил Ему осуществить мечту менее затратным способом. Как заправский продавец, он во мгновение ока показывает товар лицом и назначает максимально низкую цену: «…если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Зачем отвержение, борьба, крест, когда можно так просто заполучить в свои руки весь мир?

У Христа было три пути к власти над миром. Первый — путь силы. Как всемогущий Бог Он мог бы осудить грешное человечество на вечную муку и сотворить Себе новых подданных. Ступить на этот путь Ему не позволяло человеколюбие. По неведомым нам мотивам Он возлюбил род человеческий, желая ему не гибели, а спасения. Второй путь был предложен сатаной: всего за один низкий поклон все царства мира перешли бы Христу. Пойти по этому пути не позволяла святость. Ему не нужны переданные сатаной с баланса на баланс властные полномочия, люди, сокровища. Он не желал иметь с врагом человеческих душ ничего общего. Он питал стойкое отвращение к власти, которую не дает Ему Отец: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Иоан.6:15). Третий путь к власти над миром – самопожертвование. Это был долгий и тяжелый путь, предназначенный Небесным Отцом, и его непоколебимо держался Христос.
Любой на месте Иисуса поддался бы завораживающему предложению получить власть над миром за быстрый земной поклон, ведь человеку присуще бороться за власть или влияние. Девиз «Пусть все будет по-моему!» неукоснительно передается от поколения к поколению. Ради достижения власти и связанных с ней богатств, люди идут на любые жертвы и любые преступления. Ария Мефистофеля в «Фауст» Гете наглядно живописует эту скорбную сторону жизни:

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!
В умилении сердечном
Прославляя истукан
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь изменяет
Он небес закон святой!
В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
Сатана там правит бал!,
Там правит бал!

О если бы люди чаще задавали себе вопрос: дает ли мне Бог власть и влияние, или я сам порождаю их? А может быть, меня использует нечистая сила? Хорошо, когда наше влияние на людей является Божьим влиянием. Сколько благословений приносит оно с собой!

Искушение фанатизмом

И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лук.4:9-12)

Во время этого искушения, сатана цитирует Писание, чтобы Христос, положившись на вырванное из контекста Божье обещание об охране, прыгнул с крыши храма. «Ангел успеют подхватить Тебя и осторожно опустят на землю, тогда тысячи людей уверуют в своего Мессию».

По сути дела дьявол призывал Христа к религиозному фанатизму. Интересно, что слово фанатик происходит от латинского «fanum » — храм, и обозначал человека, одержимого идеей посвящения чему-то священному. Фанатизм непременно затмевает разум некой «святой» идеей, которую, во что бы то ни стало, следует осуществить или навязать всем всеми средствами.

Фанатизм зиждется на ложных откровениях, внушенными сатаной . Когда придворные пророки уверенно заверяли царя Ахава в победе в войне, человек Божий Михей вскрыл ужасную подоплеку их пророчеств: «вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?И сказал Михей: вот, ты увидишь [это] в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться» (3Цар.22:23-25). Никто из пророков не подозревал, что они возвещают от духа сатаны! Сколько таких «откровений» знает человеческая история!

В мае 1212 года пастушку Стефану во Франции «явился» Иисус и повелел возглавить новый крестовый поход для освобождения Иерусалима силой детской веры. Юный «пророк» своей страстной проповедью собрал более 30 000 подростков и в июле с пением псалмов и хоругвями они отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю. В Германии юноше Николаю так было откровение отправиться завоевывать святую землю. В поход отправилось 20 тысяч детей, уверенные, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. При переходе через Альпы немало детей погибло от болезней и несчастий. В Марселе в ответ на ежедневную молитву детей об иссушении моря два купца выделили семь кораблей. Некоторые корабли погибли в пути, а некоторые направились Алжир, где дети были проданы в рабы.

Фанатизм связан с ошибочным толкованием применением Писания .

Сатана дал свою интерпретацию Божьему обетованию 90 псалма: Бог сохранит тебя, что бы ты ни делал. Но в 90 псалме не говорится, что Бог будет участником сумасбродных решений. Библия призывает к мудрым, а не фанатическим поступкам, и в них Бог будет соучаствовать.

К сожалению, фанатизм пожинает свою горькую жатву на полях ошибочного толкования Писания. Один брат как-то сказал В.Е. Логвиненко, бывшему в середине 80-х годов Председателем ВСЕХБ:

Ты колбасу ешь?

Значит, не попадешь в Царство Божие! Мясо едят только хищники. А Божье слово говорит, что хищники царства Божьего не наследуют!

Человек не удосужился узнать, что слово, переведенное, как хищник, означало не животное, а грабителя. Мы призваны аккуратно обходится с Писанием и помнить, что множество богобоязненных комментаторов, знающих древние языки, исследовали Писание и во многом они были единодушны. И если ваша интерпретация резко отличается от общепринятой, то лучше поостеречься – не является ли толкование ошибочным?

Основатель Семейного радио (FR) в США Гарольд Кемпинг когда-то был неутомимым подвижником благовестия.Шейла Маршалл и Крис Де Мейер, независимые кинематографисты из Великобритании, сообщали о нем: «Он никогда не получал зарплату от Семейного радио. Он живет со своей женой более 60 лет в скромном доме в Аламеде. Он ездит на старом автомобиле и носит простые костюмы, давно вышедшие из моды. Наш первый визит в штаб-квартиру FR в Окленде оказался весьма неожиданным. Офис оказался старым зданием с интерьером, который, не менялся десятилетиями. Это было похоже на прогулку по истории радиовещания, так как они пользуются оборудованием, приобретенным еще в первые дни существования радио. Ведро в коридоре ловило воду из протекающей крыши. Сотрудники сообщили нам, что FR предпочитает направлять свои деньги в служение. Печать Библий для постсоветской России или строительство станции радиотрансляции в Северной Корее считается более важным, чем реконструкция офиса. Эта простота и обратила к FR много сторонников, разочаровались многомиллионными мега-церквями, служениями и коммерческим христианским радио и телевидением».

Начало конца Кемпинга, как Божьего человека, было положено его самомнением. Он стал проповедовать, что церкви отжили свое и не стоит тратить время на их посещение — достаточно слушать Семейное радио. Это уже отдавало фанатизмом. Затем пришли идеи вычисления конца света на 21 мая и 21 октября 2011 года…Гарольд и его единоверцы обманулись не только ложными вычислениями, но и открывшимися чудесными возможностями для пропаганды судного дня. Во многих странах мира (в том числе Ираке, Саудовской Аравии!) было разрешено поставить билборды, предупреждающие народ о скором пришествии Христа. Обильные пожертвования с лихвой покрыли все затраты. Как не увидеть в этом руку Бога? Кемпинг не прислушался к предостережениям известных служителей об опасности предсказаний конца света и поплатился за свое заблуждение не только позором, но и инсультом. Как не согласиться с Оскаром Уайльдом«Самое непростительное в фанатике — это его искренность»!

Фанатизм бывает связан с моральным или физическим насилием : «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», — предупреждал Христос (Иоан.16:2,3) .

…10 ноября 1938 года в 392 годовщину рождения Мартина Лютера нацисты преподнесли ему подарок, организовав всегерманский погром и сожжение еврейских синагог. Гитлер использовал для этой акции советы великого реформатора, покрывшие позором его славу:

«Во-первых, поджечь их синагоги и школы, а что не сгорит, сровнять с землёй, чтобы ни камня, ни пепла не осталось. И это нужно делать во славу нашего Господа и христианства, если мы и впрямь христиане.

Во-вторых, нужно разорить и разрушить их дома, тогда им негде будет укрыться, они будут изгнаны, как изгнаны из школ. Пусть поживут на чердаке и в хлеву, как цыгане, тогда они узнают, что не хозяева на нашей земле, как они похваляются.

В-третьих, схватить всех их книжников и талмудистов, пусть в темницах себе лгут, проклинают и богохульствуют.

В-четвёртых, запретить их раввинам под страхом смерти учить народ.

В-пятых, полностью лишить евреев охраны и выделения им улиц.

В-шестых, запретить им ростовщичество и отнять наличность и ценности из серебра и золота, пусть это станет предупреждением.

В-седьмых, дать в руки каждому молодому, сильному еврею и еврейке цеп, топор, лопату, прялку, веретено и заставить их в поте лица добывать хлеб свой…»

О, как прискорбно сознавать, что столь великий человек, переживший яркое обращение к Богу и мощно использованный Им, оказался жертвой фанатизма и поневоле сослужил службу немецкому фашизму!

Все эти истории показывают, насколько сильным и вредоносным является искушение фанатизмом и как легко ему поддаются верующие люди! Фанатизм не объясним только их странностями и пылкостью характера – он инспирировался сатаной.

Как нам оказаться победителями в искушениях? Секрет победы показан в поступках Христа.

1) Будьте водимы Духом Святым!

Дух Святой повел Иисуса в пустыню на трудный подвиг. И, поскольку, это было инициативой Духа, Он и позаботился о победе в этой борьбе. Зачастую мы сами создаем себе проблемы и находим для себя искушения - «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14) . И это потому, что не Дух Божий управляет нами, а наше «Я». Сколь много бед, позора, душевных мучений пожинаем мы тогда! Нам нужно прислушаться к совету апостола Павла: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). Нам нужно вслед за Давидом просить Господа: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10).

2) Знайте Писание в полном объеме!

Христос очень хорошо знал слово Божие, и оно давало Ему силы отражать искушения сатаны. Он не пугал сатану Библией, Он просто показывал, каким Словом из Писания Он живет и руководствуется в той или иной ситуации: «Я живу словом Божьим, а не тленной пищей! Я живу поклонением Богу, а не сатане! Я живу послушанием Богу, а не искушением Его благодати». Христос слышал всю симфонию Писания, а не отдельные ее части. Если мы будем исследовать Слово Божие, хранить его в сердце, тогда оно станет руководством в принятии верных решений, и мы избежим поражения. Ведь основное оружие сатаны – обман, но если мы знаем Слово Божие, обман может быть распознан, и мы от него спасемся.

3) Будьте собранными!

Христос провел сорок дней не в развлечениях, не в праздности, а в посте и молитве. Он очень серьезно относился к жизни, понимая, что Он вовлечен в тяжелую духовную битву и не время расслабляться. Он отказался раньше времени прервать пост. Он не допустил властолюбию и фанатизму взять власть над Собой. Он был сконцентрирован на исполнении воли Отца и отвергал все, что исходило от сатаны. Своей дисциплинированностью Он оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его. Когда мы воспринимаем жизнь в той же серьезной перспективе, это прибавляет нам осмотрительности.

4) Прибегайте за помощью ко Христу!

Мой наставник Иван Адамович Тоги наблюдал однажды, как служитель, потрясая кулаками, с криком повелевал сатане оставить одного несчастного человека. Тоги сказал целителю: «Дорогой брат! Если бы я тебя не знал, то не понял бы, кто из вас одержимый. Неужели ты думаешь, сатана, испугавшись твоего крика и кулаков, убежит отсюда? Он боится только Христа в нас и больше никого! Дай больше места Христу!». Какой хороший совет! Жизнь сложна и запутана и местами трагична. Без Христа мы ее достойно не пройдем. Мы должны дать Ему как можно больше места, «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18).

Варлам Шаламов в размышлениях «Что я видел и понял в лагере» констатирует:

«Увидел чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели - при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.

Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, - это религиозники - сектанты - почти все и большая часть попов. Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные».

Почему сектанты проявили устойчивость в голоде и надругательстве? Ответ может быть только один: благодаря пребыванию в постоянном молитвенном общении со Христом!

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16).

Искушение Иисуса Христа в пустыне. Комментарий к Библии

    ВОПРОС ОТ НАТАЛЬИ
    От Матфея 4:1. "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола". Я не могу понять что за Дух? Имеется ввиду Святой Дух? А зачем?? Нет, я понимаю для чего, для искушения, но зачем? Не было доверия к Иисусу, или это было показанием для людей, для укрепления их веры? Или ещё для чего?

Здравствуйте, Наталья! Исходя из контекста, можно увидеть, что именно Святой Дух повел Иисуса Христа в пустыню. В книге пророка Исаии есть сообщение о том, как Иисуса Христа посылает на мессианское служение Дух Божий.

«Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе… Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:12-16).

Иисус Христос отправился в пустыню, чтобы в одиночестве поразмыслить о Своей миссии. Постом и молитвой Он хотел приготовить Себя к совершению жертвенного пути, который Ему предстоял.

Сатана же пришел для искушения позже, после сорока дней поста. Слово искушение, используемое в этом месте, переводится и как испытание. Поэтому Бог испытывает, так как Он «не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1.13), а дьявол искушает. Бог допускает дьяволу искушать нас, это своеобразное испытание нашей веры и твердости, проверка нашего характера.

Именно Дух Божий вел Иисуса в пустыню для испытания. Интересно, что Сам Иисус, не навлекал на Себя соблазна. Мы же часто наоборот идем туда, куда не следовало бы, а потом говорим черт попутал. Чаще всего даже черта винить не приходиться, так как Библия сообщает нам: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14)

Христос должен был искупить падение Адама, облекшись в человеческую плоть. Но когда искуситель соблазнял Адама, естество первого человека не было ослаблено грехом. Он находился в расцвете сил, в полноте умственного и физического развития. Его окружала слава Едема, он ежедневно общался с небесными жителями. Когда же Иисус пошел в пустыню бороться с сатаной, все было иначе.

Человеческий род за четыре тысячи лет ослаб и физически, и нравственно, и умственно. Наш Спаситель принял человеческое естество во всем его физическом несовершенстве. Он облекся в человеческую природу, которой свойственно поддаваться искушению, чтобы потом, выдержав все искушения, понимать каждого из нас. Мы не можем понять боль другого, пока сами не испытаем подобное. Так и Христос должен был пройти все искушения, чтобы понимать и помогать каждому из нас.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем НЕ ТАКОГО первосвященника, который НЕ МОЖЕТ сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, ИСКУШЕН во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:14-16).

В основе первого великого искушения Христа (как и первой четы в Едеме) лежало вожделение и чревоугодие. С чего началось падение, с того должно было начаться и наше искупление. В чем Адам пал, потворствуя своим вожделениям, в том должен был победить Христос. От времени Адама до дней Христа потворство своим вожделениям постоянно усугубляло силу плотских желаний, пока они не приобрели над человеком практически неограниченную власть. Люди настолько деградировали, что собственными силами не способны преодолеть свои страсти. Ради человека Христос выстоял, одержав победу в чрезвычайно суровом испытании. Ради нас Он проявил самообладание, которое пересилило голод и страх смерти. Эта первая победа означала, что будет одержан верх и в других схватках с силами тьмы. Это заверение каждому борющемуся с грехом, в том, что победа будет непременно одержана.


Сергей Ларионов


Здесь = > другие

Спрашивает Сергей
Отвечает Наталья Амосенкова, 10.06.2012


Сергей пишет: "Пил ли Иисус воду в пустыне во вермя 40 дневного поста?Без воды ведь не выжить. Если да, то значит если мы желаем поститься чтобы понять волю Божию, надо тоже только пить воду. Вообще о посте нашел мало информации... Именно о библейском посте."

Уважаемый Сергей!

В пустыне Иисусу Христу предстояло выстоять в тех аспектах, в которых пал человек. Думаю если так, то речь идет о пище. Елена Уайт также несколько раз говорит, что Христос страдал от голода, но ни разу не упоминает страдания от жажды…

Сатана уверял, что грехопадение Адама - доказательство несправедливости Божественного закона и невозможности исполнить его заповеди. Христос должен был искупить падение Адама, облекшись в человеческую плоть. Но когда искуситель соблазнял Адама, естество первого человека не было ослаблено грехом. Он находился в расцвете сил, в полноте умственного и физического развития. Его окружала слава Едема, он ежедневно общался с небесными существами. Когда же Иисус пошел в пустыню бороться с сатаной, все было иначе. Человеческий род за четыре тысячи лет ослаб и физически, и нравственно. Деградация коснулась и умственных способностей. Христос принял на Себя немощи вырождающегося человечества, ибо только таким путем Он мог спасти человека от глубочайшей пропасти падения.

Многие считают, что так или иначе Христа не могли одолеть никакие искушения, но в таком случае Он не смог бы занять место Адама и одержать победу там, где Адам потерпел поражение. И если бы человека постигали испытания хоть на йоту более трудные, чем те, что перенес Христос, тогда Он не сумел бы помочь нам. Но наш Спаситель принял человеческое естество со всеми его склонностями. Он облекся в человеческую природу, которой свойственно поддаваться искушению. Нам не грозят испытания, в которых бы Он не выстоял.

В основе первого великого искушения Христа (как и святой четы в Едеме) лежало чревоугодие. С чего началось падение, с того должно было начаться и наше искупление. В чем Адам пал, потворствуя своему аппетиту, в том должен был победить Христос . « И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“ ».

От времени Адама до дней Христа потворство своим вожделениям постоянно усугубляло силу плотских желаний , пока они не приобрели над человеком практически неограниченную власть. Люди настолько деградировали, что собственными силами не способны преодолеть свои страсти. Ради человека Христос выстоял, одержав победу в чрезвычайно суровом испытании. Ради нас Он проявил самообладание, которое пересилило голод и страх смерти. Эта первая победа означала, что одержан верх и в других сферах, которые неизбежно затрагиваются во всех наших схватках с силами тьмы.

Сорок дней Он постился и молился. Истощенный, слабый от голода, уставший, измученный душевными страданиями, « был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих » ().

Сравните также следующие тексты из Библии. Библия упоминает, что Моисей, поддерживаемый Богом, не ел и не пил. О Христе же говорится, что Он не ел.

И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.

И [вторично] повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

Даже если Иисус Христос и пил бы воду, это не облегчало Его задачу и наш человеческих пост не может сравнится с Его по степени тяжести. Вот есть еще интересные слова:

Соблазны, которым сопротивлялся Христос, те же самые, которые кажутся нам столь трудно преодолимыми. А для Него эти соблазны были сильнее - настолько, насколько Он совершеннее нас с вами . На Нем лежало страшное бремя грехов всего мира, но Христос одержал победу над чревоугодием, любовью к мирскому, к земной славе, которая рождает высокомерие. (Желание веков, 12 глава - Искушение)

И не принимайте, пожалуйста, мои последующие слова как личную обиду. Наверное, не каждый человек может поститься подолгу, но от каждого христианина, ищущего лица Господнего и Его воли, Бог ожидает поддерживать пост о котором Он говорит в главе. И если пост как ограничение в пище мы можем совершить раз или несколько в нашей жизни, то второй можем практиковать постоянно.

: 1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

12 И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -

14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Божьих благословений и пусть Ваша жертва будет благоугодна перед Ним.

Наташа

Читайте еще по теме "Пост":

23 мар

Самое обсуждаемое
Доклад: Церковная музыка Доклад: Церковная музыка
Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин Нежный террор: как суфражистки боролись за свободу женщин
Самые интересные мифические создания Самые интересные мифические создания


top