Устное собеседование как допуск к огэ по русскому языку. Устное собеседование по русскому языку Как пройти устное собеседование по русскому

Устное собеседование как допуск к огэ по русскому языку. Устное собеседование по русскому языку Как пройти устное собеседование по русскому

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила выразительного чтения Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Алгоритм подготовки к выразительному чтению внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

При выразительном чтении должны учитываться: · Интонация · Логическое ударение · Пауза · Темп · Высота и сила голоса

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Логическое ударение 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Запятая Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл): Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории. Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова: Еду, еду в чистом поле! Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются: · Потому, что · Оттого, что · Для того, чтобы · Несмотря на то, что

Точка Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного: Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Двоеточие. Многоточие Двоеточие Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах. Многоточие Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения: Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе….

Знак вопроса. Восклицательный знак Знак вопроса При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Знак восклицания выражает сильные эмоции: · Восторг · Радость · Удивление · Утверждение · Досаду При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Тире. Точка с запятой Тире Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса. Чтение/ - вот лучшее учение. Точка с запятой Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение. Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Кавычки. Скобки Кавычки В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения. Скобки В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание № 2 ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время подготовки – 1 минута Время ответа – 3 минуты

Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине: Задание № 2 «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. У Вас есть одна минута на подготовку. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Рекомендации Сначала учащиеся должны прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к пересказу: самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить причинно-следственные связи между событиями; пересказать текст, логично и уместно включив приведенное высказывание.

Желателен подробный пересказ (НО в задании не указывается, сжатый или близкий к тексту должен быть пересказ). Во время подготовки учащиеся могут делать записи: план текста, ключевые слова, имена, даты – и во время пересказа пользоваться этими записями. Цитату, которую нужно вставить в текст, заучивать или записывать не надо. Вариант вставки цитаты в текст может быть не один! Цитату нельзя просто «прилепить» к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию. Уместно (но необязательно!) при включении цитаты пользоваться « подводными » словами, например: «Оценивая вклад … (имя героя текста) в … (его дело), … (автор цитаты) говорил… «… (автор цитаты) высоко ценил … (герой текста) и говорил, что …» и. п. А можно просто воспользоваться одним из способов цитирования:

Способы цитирования

Важно! При подготовке к выразительному чтению и пересказу надо наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты). Чтение цитаты - первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) Второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях + обозначение (записывание на черновик) абзацев, имен, дат, ключевых слов Выразительное чтение текста (выполнение задания 1) Повторное чтение цитаты + чтение текста с обозначением места и способа цитирования Последнее чтение текста + сверка с записями Пересказ текста (выполнение задания 2)

№ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы П 1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема или более 0 П 2 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П 4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4 прослушивание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Монологическое высказывание

ЗАДАНИЕ 3 Монологическое высказывание Выберите одну из тем для беседы Темы для монолога

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Диалог

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога К теме 1 «Праздник» 1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2) Когда можно сказать, что праздник удался? 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему? К теме 2 «Поход (экскурсия)» 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? К теме 3 «Мода» 1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»? 2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 3) Приведите пример отрицательного влияния моды. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 4) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас? За что можно уважать человека?

Критерии оценивания диалога (Д). Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. 1 Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. 0 Максимальное количество баллов 1 Выполнение коммуникативной задачи оценивается для всех вопросов. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам. Максимальное количество баллов за диалог – 2.

Спонтанная (неподготовленная) речь Спонтанная речь - разновидность устной речи в диалогической форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать. [Антипова А.П.]. Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.]. Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.]. Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.

ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ Темы, актуальные для говорящего с сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, работа, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения) Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство) Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека); Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)

Что такое диалог? Целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника. Мотивированный характер речевой деятельности, так как к нему побуждает что-то личное. Объяснение какого-либо факта, доказательство, умозаключение, вывод, обобщение. Наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения. Развернутые ответы на вопросы по выбранной в 3 задании теме.

Подготовка к диалогу Задача: предъявить информацию и аргументировать ее Внимательно выслушайте вопрос Выделите ключевые слова Избегайте односложных ответов: «да», «нет», «конечно». Используйте СПП: обоснование и тезис связываются союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно Смягчайте: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», «можно с уверенностью сказать», «во-первых», «во-вторых», «наконец» и т. п. Обратите внимание на последний вопрос, так как он требует наиболее развернутого ответа

Ведение диалога Убираем односложные ответы из речи («да», «нет») и повышаем ее качество. Ответы должны быть развернутыми. Развернутый ответ – ответ, в котором повторяются все элементы вопроса, желательно содержание большего количества данных. Развернутый ответ – это суждение, вызванное вопросом. Развернутое высказывание – это последовательное изложение, связное, законченное.

Алгоритм работы Определяю основную мысль вопроса и отвечаю: Так это или иначе? По какой причине? Отчего это происходит? и т.п. Создаю суждение, объясняющее или доказывающее основную мысль. Задаю вопрос к выводу: Что следует из моих рассуждений? Какой отсюда следует вывод? (Следовательно, таким образом, значит)

Работа на уроках 1 . Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы. 2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии). 3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики - стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику). Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации) ; не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды? Вариант ответа: Да, обязательная форма одежды в школе нужна, потому что строгий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий. 2) Есть ли у вас в школе форма? Вариант ответа: Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить. 3)Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы? Вариант ответа: Да, я считаю,есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как, во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми. Следовательно, неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.

Литература ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017 Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012 Материалы сайта http://licey.net Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018

Что обязательно надо помнить ученику выпускник 9 класса вправе готовиться и отвечать 15 минут

Схема оценивания заданий 1, 2 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Схема оценивания заданий 3, 4 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Листы оценивания

Задание 1 Выразительное чтение текста вслух 2 минут ы на подготовку

Оценка выполнения задания 1 Критерии оценивания чтения вслух Баллы Критерий 1. Интонация чтения Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Критерий 2. Темп чтения Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 прослушивание

Задание 2 Пересказ прочитанного текста (с дополнением его цитатой) 1 минута на подготовку

Оценка выполнения задания 2 Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы Критерий П1 . Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста учащийся сохранил 1 Учащийся упустил или добавил одну или более микротем 0 Критерий П2. Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Критерий П3. Работа с высказыванием Высказывание учащийся включил в текст во время пересказа уместно, логично 1 Высказывание включил в текст при пересказе неуместно и нелогично, ИЛИ высказывание не включил в текст при пересказе 0 Критерий П4. Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) Максимальное количество баллов- 4 0

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 Критерии оценивания правильности речи в заданиях 1 и 2 Баллы Г Соблюдение грамматических норм -грамматических ошибок нет -допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм - орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слова с поставленным ударением) -допущены орфоэпические ошибки (2 и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 ИСК Искажение слов Искажений слов нет Допущены искажения слов (одно и более) 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 1 и 2

Задание 3 Монологическое высказывание 1 минута на подготовку 3 минуты на монолог

Оценка выполнения задания 3 Критерии оценки монолога Баллы Критерий М1 . Выполнение коммуникативной задачи Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но привёл менее 10 фраз по теме высказывания, и/или допустил фактические ошибки 0 Критерий М2. Учёт речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Критерий М3. Речевое оформление Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более) 0 3 балла – максимум за монолог прослушивание

0 минут на подготовку 3 минуты на диалог Задание 4 Диалог с экзаменатором-собеседником по выбранной учащимся теме

Оценка выполнения задания 4 Критерии оценивания диалога Баллы Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей. Ответил на вопрос в диалоге 1 Не ответил на вопрос в диалоге или ответ односложный 0 Д2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации Условия речевой ситуации не учтены 1 0 Максимальное количество баллов – 2 прослушивание

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) баллы Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет Допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических норм нет, или допущено не более 2 орфоэпических ошибок Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 3 и 4

Спасибо за внимание. Успехов в работе!

Основное общее образование

Русский язык

Итоговое собеседование: оперативная подготовка

Мы продолжаем знакомить с нюансами предстоящего итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. Проверка состоится уже в этом месяце. Ранее вы уже читали на нашем сайте об организационных требованиях и критериях оценивания. На этот раз учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова, принимавшая активное участие в апробации итогового экзамена, рассказала, на что обратить особое внимание при оперативной подготовке в предстоящие недели.

Особенности устного экзамена в 2018 году

ОГЭ по русскому языку 2018 «Устное собеседование» направлено только на проверку навыков учеников и самой модели итогового/устного собеседования как таковой. Однако планируется, что в дальнейшем прохождение этой устной части аттестации будет влиять на допуск к ГИА. Полезной информации по теме «Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс» сейчас довольно мало. Основным ее источником является пробный опыт 2017 года.

На сегодняшний день главное противоречие в требованиях к участникам собеседования связано с черновиками. Обратимся к двум основным нормативным документам: «Регламенту организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе» и «Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку». В регламенте нет запрета на использование учеником записей, а в методических рекомендациях запрет есть. Вопрос о несоответствии был направлен в Федеральный институт педагогических измерений и в Федеральный центр тестирования, но ответ пока не получен. Лучше настраивать учеников на работу без черновиков, исключительно в устной форме.

Русский язык. Углубленное изучение. 8–9 классы. Сборник заданий

Сборник содержит задания, помогающие усвоить значение и форму синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений,текста, – и на этой основе сформировать умения правильно строить устную и письменную речь.

Рекомендации педагогу по оперативной подготовке к итоговому собеседованию

  • Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам).
  • Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении - тогда они не будут засчитаны.
  • Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.
  • Объясните, что подготовка к чтению - это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.
  • Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (разрозненные высказывания по пунктам плана - распространенная ошибка в этом задании).
  • Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки - эта формулировка станет основой всего монолога.
  • Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных пауз.
  • Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения.
  • Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм.
  • Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты.
  • Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).
  • Используйте на уроках карточки и мобильное приложение «Plickers», которые помогают также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Настройте школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.

Читайте также:

Ошибки организатора-собеседника

Помимо распространенных сложностей, с которыми сталкиваются выпускники 9 классов при прохождении итогового устного экзамена в новой форме, апробация также помогла выявить ошибки организаторов-собеседников. Чаще всего трудности возникают при проверке навыков устной речи в задании № 4 (диалог).

  • Неумение создать атмосферу «живой» беседы.
  • Отсутствие непосредственной реакции на высказывание ученика.
  • Формальное прочтение вопросов «по бумажке».
  • Неумение стимулировать речь учащегося.
  • Неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

Пример выполнения заданий № 1 и № 2. Как рационально использовать время на подготовку

Текст:

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись. После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»

Ход действий:

  1. Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте: Пушкин, Одиссея, Илиада.
  2. Прочитать текст, определить его тему и основную мысль. Тема - о Пушкине, основная мысль - Пушкин испытывал необыкновенное чувство любви к книгам.
  3. Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом.
  4. Составить краткий план:
  • С детства Пушкин читал тайно по ночам.
  • В 11 лет прекрасно знал французскую литературу, читал «Илиаду» и «Одиссею».
  • Друзья присылали книги Пушкину в изгнание.
  • Бережно относился к книгам во время путешествий.
  • Простился с книгами, как со своими друзьями, перед смертью.
  • Выполнить первое задание.
  • Окончательно определить для себя логику подачи материала автором.
  • Подумать о вставке в пересказ цитаты А.С. Пушкина: «Чтение - вот лучшее учение».
  • Купить

    Устное собеседование по русскому языку

    Разбор демонстрационного варианта 2019 г.

    ВАРИАНТ ДЛЯ УЧЕНИКА

    Инструкция по выполнению заданий

    Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

    Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –

    2 минуты.

    В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив

    его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

    В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных

    вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе

    жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

    В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме

    предыдущего задания.

    Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

    Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА №1

      Темп чтения средний (не слишком быстро).

      Читайте осмысленно. В зависимости от смысла текст может читаться в разном темпе, с разным настроением.

      Знаки препинания – это паузы: запятые – небольшая пауза, точка, двоеточие, тире – пауза дольше.

      Между микротемами (абзацами) пауза.

      Интонацией передаются вопросительные и восклицательные предложения.

      Основная информация (главные слова) выделяются голосом.

      Дома читайте любые тексты вслух!!!

    Задание 1. Чтение текста.

    Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

    Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

    Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный

    и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

    с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

    Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

    (176 слов)

    Задание 2. Пересказ текста.

    Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Сергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток1», доставивший Гагарина на орбиту.

    Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине:

    «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

    Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

    Задание 3. Монологическое высказывание.

    Выберите одну из предложенных тем беседы.

    Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

    Тема 2 . Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего

    (повествование на основе жизненного опыта).

    Тема 3 . Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по

    поставленному вопросу).

    У Вас есть 1 минута на подготовку.

    Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

    Задание 4. Диалог.

    К каждой из предложенных тем беседы будут заданы вопросы. Необходимо давать полные ответы на вопросы собеседника-экзаменатора.

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА №2

      Пересказ текста – это передача главной информации, основного содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного.

      Постарайтесь запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения.

      При пересказе используются те же приемы сжатия текста, что и при изложении (исключение, обобщение, замена)

      Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац.

      При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.

    Включение цитаты в текст.

      Цитата может быть в начале, в середине или в конце пересказа.

      Место определяем по смыслу и роли высказывания.

      Цитату нужно связать с текстом при помощи дополнительного предложения.

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА №3

    Тема 1 – описание : необходимо раскрыть основные признаки изображаемых предметов или явлений (имена существительные и прилагательные). Композиция: общее впечатление от предмета или явления, описание признаков, обобщение по описанию.

    Тема 2 – повествование : необходимо передать последовательность действий (глаголы). Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

    Тема 3 – рассуждение : необходимо поразмышлять над предложенным вопросом (глаголы мысли-речи, вводные слова). Композиция: тезис (утверждение), аргументы (доказательства 2-3), вывод.

    Во время беседы с экзаменатором нужно давать полные ответы на вопросы!

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

    Описание фотографии

    1. Передо мной интересная фотография.

    2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

    3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

    4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

    5. На переднем плане мы видим….

    6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

    7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

    8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

    9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

    10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

    Рассказ на заданную тему

    1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

    2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

    3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

    4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

    5. И вот наступил долгожданный день.

    6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

    7. Кроме того, мы увидели ….

    8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

    9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

    10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

    Рассуждение на заданную тему

    1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

    2. (Произнести заданную для монолога тему).

    3. Попробую изложить свою точку зрения.

    5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

    6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

    7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

    9. (Ответ на последний вопрос)

    10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

    В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.

    Сегодня, 28 апреля 2017 г., участвовала в вебинаре по ГИА: ОГЭ и ЕГЭ. Материалы были даны хорошие.

    • Очень , в которой основательно разобраны все особенности экзаменационной работы и даны разъяснения по введению устной части.
    • Вторым вопросом была подготовка к ЕГЭ , где рассмотрены структурно-содержательные особенности ЕГЭ, произеден анализ результатов выполнения заданий КИМов ЕГЭ 2016 года, сказано о некоторых изменениях в экзаменационной работе 2017 года и дан анализ типичных ошибок при написании сочинения.
    • Сочинение в ЕГЭ по русскому языку: проблемы и пути их решения.

    ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

    ВСЁ ОБ УСТНОЙ ЧАСТИ В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    С 14 по 16 февраля 2018 года в 19 регионах России будет проведена широкомасштабная апробация устной части по русскому языку. Официально она будет называться итоговым собеседованием .

    Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ . Аналогично в 11-м классе: чтобы получить допуск к ЕГЭ, нужно написать итоговое сочинение.

    Итоговое собеседование будет проходить в виде беседы с преподавателем (а не с компьютером). После получения результатов апробации, будет приниматься решение о возможности введения устного экзамена в штатный режим.

    Устный экзамен будет нацелен на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты .

    Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
    1) чтение текста вслух;
    2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
    3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
    4) диалог с экзаменатором-собеседником.

    Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку.

    На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

    Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка.

    Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт».

    КРАТКИЙ ИТОГ:
    ● Для допуска к ОГЭ нужно будет пройти итоговое собеседование.
    ● В 2018-м году результаты итогового собеседования не повлияют на допуск к ОГЭ. Оно будет проведено в 19 регионах в режиме апробации.
    ● Во время ответа ученика будет оценивать преподаватель. После ответа ученик получит «зачёт» или «незачёт».
    ● Итоговое собеседование будет длиться около 15 минут.
    ● Итоговое собеседование будет состоять из 4-х частей: чтение, пересказ, монолог и диалог.
    ● У ученика будут проверять навык спонтанной речи, поэтому времени на подготовку будет немного – всего 1 минута.

    Серия «ОГЭ. ФИПИ - школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена.
    Устное собеседование по русскому языку для выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций вводится как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
    В данном сборнике представлены:
    20 типовых вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы;
    инструкция но выполнению работы;
    критерии оценивания выполнения заданий.
    Выполнение заданий типовых вариантов предоставляет обучающимся возможность совершенствовать навыки устной речи, подготовиться к устному собеседованию по русскому языку, а также объективно оценить уровень своей подготовки.
    Учителя могут использовать типовые варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к устному собеседованию по русскому языку.

    Возможна ли дружба в Интернете?
    Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
    «Возможна ли дружба в Интернете?»
    Не забудьте дать ответы на вопросы:
    Что такое дружба?
    Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?
    Могут ли люди, познакомившиеся в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?
    Какие качества Вы цените в друге больше всего?


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу ОГЭ, Русский язык, Устное собеседование, 20 вариантов, Цыбулько И.П., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • ОГЭ 2019, Русский язык, 9 класс, Методические рекомендации, Александров В.Н., Александрова О.И., Зверева Е.Н., Степанова Л.С., Цыбулько И.П.
    • ОГЭ 2019, Русский язык, Итоговое собеседование, 36 вариантов, Цыбулько И.П.
    • ОГЭ 2018, Русский язык, Типовые экзаменационные варианты, 36 вариантов, Цыбулько И.П.
    • ОГЭ 2016, Русский язык, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Цыбулько И.П.

    Следующие учебники и книги:

    • Универсальные учебные действия, Рабочая тетрадь, Русский язык, 7 класс, К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык», Вовк С.М., 2018

    Самое обсуждаемое
    Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи
    Психосоциальная теория личности Э Психосоциальная теория личности Э
    Удальцов обвинил навального в намеренном провоцировании арестов Удальцов обвинил навального в намеренном провоцировании арестов


    top