Восхождение к терпимости. Этническая толерантность в межнациональном общении Терпимость и нетерпимость в общении педагога

Восхождение к терпимости. Этническая толерантность в межнациональном общении Терпимость и нетерпимость в общении педагога

Введение

I. Характеристики толерантности/интолерантности в межличностном общении старшеклассников 12

1.1 Основные подходы к изучению толерантности в гуманитарных дисциплинах 12

1.1.1 Толерантность как психофизиологическая характеристика 14

1.1.2 Толерантность в социальных отношениях 16

1.1.3 Толерантность как признание различий 24

1.1.4 Толерантность как личностная характеристика 29

1.1.5 Обобщение теоретических подходов к толерантности 35

1.2 Феноменология интолерантности 39

1.3 Межличностное общение и толерантность 53

1.4 Выводы теоретического анализа и основные положения собственного подхода к толерантности 61

II. Эмпирическое исследование толерантности в общении старшеклассников Проблема исследования 66

II. 1.1 Программа первого этапа пилотажного исследования 67

II.1.2 Терпимость/нетерпимость в представлениях старшеклассников 67

II.2.1 Программа второго этапа пилотажного исследования 71

II.2.2 Толерантность/интолерантность и их отличие от терпимости/нетерпимости в межличностном общении старшеклассников...71

II.2.3 Толерантность и индивидуальные особенности старшеклассников 78

II.2.4 Социальные ситуации и толерантность 84

II.2.5 Выводы пилотажных исследований 86

II.3.1 Программа основного исследования 88

II.3.2 Анализ толерантной установки как феномена в межличностном общении старшеклассников 94

II.3.3 Толерантность и личностные особенности. Типология старшеклассников 105

II.3.4 Особенности социальных ситуаций и толерантность 118

II.3.5 Личностные, ситуационные переменные и толерантность 121

II.3.6 Социально - демографические параметры (пол, возраст) и

толерантность 124

II.4 Обсуждение полученных результатов 126

Выводы 133

Заключение 137

Библиография 142

Приложения 154

Введение к работе

Актуальность исследования

Интерес к толерантности привлекает внимание исследователей различных дисциплин - философии, социологии, культурологии, психологии личности, клинической, возрастной, социальной психологии и др. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Актуальность исследований проблемы толерантности обусловлена ростом межэтнической напряженности, увеличением нетерпимости в обществе. Большинство исследователей подчеркивают, что толерантность - это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности, индивидуальность.

Термин «толерантность» - относительно молодой в науке. В то же время проблема детерминант социального поведения индивида не нова в психологии. Сложность и неоднозначность ответов на вопрос о том, что провоцирует человека на совершение тех или иных поступков, мы встречаем и при определении толерантности. В диссертационной работе представлен анализ наиболее близких социальной психологии подходов к определению феномена «толерантность», и отражена специфика этой проблемы применительно к межличностному общению учащихся старших классов.

Наиболее интересным представляется изучение группы старшеклассников как одной из самых гибких, открытых для развития толерантных установок. Об исследуемом нами возрастном периоде известно, что ранний юношеский возраст - это этап поиска самостоятельных жизненных ориентиров, выбора социальных норм и ценностей, которые далее уже взрослый человек реализует в жизни (Райе, 2000; Ardelt, 2000). Одна из основных задач раннего юношеского возраста - «построение системы

5 ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализованной» структуры ценностей как руководства к действиям» (Ремшмидт, 1994, с. 148).

Как пишет И.С.Кон, потребности в самопознании, самоутверждении и формировании представлений об окружающей действительности объединяются и воплощаются в потребности в общении. Потребность в общении, постоянный поиск его - отличительная черта ранней юности (Кон, 1980). В общении старшеклассников можно выделить две основные тенденции: (а) расширение сферы коммуникаций и (б) индивидуализация отношений, высокая избирательность в дружеских привязанностях, требовательность к общению в диаде (Дубровина, 1991).

С одной стороны, проведенная нами работа направлена на изучение специфики феномена «толерантность» в межличностном общении. С другой -исследование нацелено на выделение особенностей толерантности именно старшеклассников. Для того, чтобы правильно определить направления и средства повышения толерантности учащихся старших классов, необходимо разобраться, как они сами интерпретируют и воспринимают окружающих их собеседников и социальные ситуации. Изучение толерантных установок в межличностном общении старшеклассников, позволяет грамотнее строить оказание психологической помощи, адекватной проблемам, с которыми сталкиваются молодые люди в период взросления.

В нашем исследовании толерантность/интолерантность рассмотрены как трехкомпонентные социальные установки; проанализировано, какие личностные, ситуационные особенности способствуют и препятствуют толерантности, как старшеклассники интерпретируют собственное поведение в ситуациях межличностного общения.

Толерантность в межличностном общении старшеклассников.

Объект

Учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ г. Москвы. В общей сложности 130 учеников 10-11-х классов. Из них 67 девушек, 63 юноши. Также в исследовании приняли участие 9 экспертов (практических психологов, работающих со старшеклассниками).

Цель исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом изучении толерантности как сочетания поведенческого, эмоционального, когнитивного компонентов установки в межличностном общении старшеклассников. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи.

Задачи

    Теоретический анализ существующих подходов к определению толерантности/интолерантности; анализ представлений об особенностях толерантности/интолерантности в раннем юношеском возрасте; обоснование правомерности рассмотрения толерантности как социальной установки* в аспекте ее трехкомпонентной структуры.

    Эмпирический анализ толерантной установки в межличностном общении и построение типологии старшеклассников на данной основе.

    Выявление связи между толерантностью и индивидуальными характеристиками старшеклассников, а также особенностями социальных ситуаций.

    Разработка адекватного целям исследования методического инструментария.

В тексте диссертации понятия «установка», «аттитюд», «диспозиция» используются как синонимы

7 Положения, выносимые на защиту

    В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне - негативное отношение к партнеру; на поведенческом - терпимость; на когнитивном - наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».

    Толерантность в наибольшей мере проявляется при взаимодействии с человеком, который вызывает отрицательное эмоциональное отношение. Если собеседник значим (интересен, приятен), с ним не возникают проблемы толерантности/интолерантности, а если они появляются, то легко устранимы.

    В контексте межличностного общения феномен интолерантности также может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне - негативное отношение к собеседнику; на поведенческом - нетерпимость; на когнитивном - наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера». Толерантные/интолерантные установки различаются по поведенческой составляющей, схожи по эмоциональной и когнитивной.

    При анализе толерантности старшеклассников, можно выделить четыре подгруппы. Наиболее распространена подгруппа респондентов, у которых эмоциональная оценка (интересно общение - не интересно; нравится - не нравится партнер) неизменно сопутствует выбору терпимых/нетерпимых поведенческих намерений. Вторая подгруппа старшеклассников толерантные юноши и девушки. Это старшеклассники, которые склонны руководствоваться социальными нормами уважения партнера; обладают высоким самоконтролем. Разделяют разногласия по бытовым трудностям, которые не заслуживают внимания, и по глобальным ценностям, которые надо отстаивать. Третья подгруппа - это старшеклассники, предпочитающие нетерпимый способ реагирования независимо от собеседника, ситуации. Им свойственны стремление к соперничеству, неготовность идти на уступки;

8 неумение сглаживать неприятные чувства. Четвертая подгруппа -старшеклассники, склонные к чрезмерной терпимости. Они прощают многие ошибки окружающим, сдерживают эмоции, стремятся понравиться собеседнику.

5. В межличностном общении старшеклассников к проблемам толерантности/интолерантности приводят ситуации столкновения интересов, невозможности учитывать собственные потребности и потребности собеседника, когда необходимо защищаться и отстаивать свои права.

Научная новизна работы определяется недостаточной разработанностью в социальной психологии проблемы толерантности. В частности, в нашем исследовании впервые:

Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного).

Проанализировано соотношение эмоциональной, поведенческой и когнитивной составляющих толерантной установки к другому человеку в рамках отдельных значимых ситуаций межличностного общения.

Проведено соотнесение толерантной установки с индивидуальными особенностями старшеклассников.

Осуществлено сопоставление толерантных и интолерантных установок в межличностном общении старшеклассников.

В рамках данного исследования разработан методический инструмент, позволяющий диагностировать три компонента толерантной установки.

Теоретическое значение

Проведенное исследование способствует более полному представлению о структуре и предпосылках возникновения толерантности. Используемые нами принципы исследования и полученные результаты дают возможность наметить новые аспекты изучения аттитюдов в межличностном общении,

9 учитывая социальные ситуации. Проведен анализ эмоционального, поведенческого, когнитивного компонентов установки в проявлениях толерантности/интолерантности.

В работе выделены личностные и ситуационные переменные, оказывающие влияние на толерантность в раннем юношеском возрасте. Работа вносит вклад в разработку социально - психологической традиции изучения ситуационных переменных как значимых детерминант поведения.

Практическая значимость

Идея формирования установок толерантного сознания является одной из первостепенных в современной системе образования (Асмолов и др., 2003). Понимание структуры, предпосылок толерантности в общении старшеклассников необходимо для теоретического и прикладного осмысления, каким образом возможно формирование толерантности школьников.

Знание об индивидуальных психологических особенностях выявленных подгрупп респондентов, понимание, каким образом старшеклассники интерпретируют ситуации общения с неприятным собеседником, может использоваться в психологическом консультировании в целях оказания психологической помощи при разрешении конфликтных ситуаций. Составленные психологические портреты подгрупп могут быть полезны для дифференцированного подхода к старшеклассникам, при развитии толерантных установок с учетом их индивидуальных особенностей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили существующие направления в изучении толерантности в отношениях между людьми (В.В.Бойко), в восприятии других групп (В.С.Собкин, Н.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко и др.); представления о толерантности как принятии и уважении различий (В.А.Лекторский, М.Уолцер, Б.Риардон и др.), как личностной характеристики (Г.У.Солдатова, Шайгерова Л.А., Г.Оллпорт и

10 др.). В анализе интолерантности мы исходили из теоретических положений и исследований агрессии, ее предпосылок у старшеклассников (А.Бандура, Р.Уолтерс, Н.В.Вострокнутов, Г.Паренс, А.Гуггенбюль и др.). При построении исследования мы также опирались на идеи о взаимосвязи установок, личности, ситуаций в межличностном общении.

Исследование построено на качественных и количественных методах. При построении замысла исследования был использован метод экспертных интервью. Среди качественных методов изучения толерантности старшеклассников были задействованы неоконченные предложения, глубинное интервью. Использованы также вопросники Томаса, Кеттелла, Бойко; в рамках целей исследования предпринята авторская модификация методики «Завершение ситуаций». Обработка данных проводилась с помощью контент - анализа и статистических пакетов Excel, SPSS 1 1.5.

Достоверность научных положений и выводов, сформулированных в диссертационной работе, обеспечивалась за счет исходных методологических принципов конструирования замысла исследования, выбора адекватных методических средств, соблюдения правил и принципов проведения опросов, развернутой интерпретации качественных результатов и применения аппарата статистической обработки, репрезентативности выборки и соотнесением полученных в работе результатов с данными других авторов.

Апробация

Диссертационная работа прошла обсуждение на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (2004). Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на аспирантских семинарах в 2003 и 2004 г.г.,

международной конференции «Ломоносов - 2004», представлены в публикациях автора.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, состоящей из 182 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, приложений. Основной текст диссертации изложен на 141 странице, сопровождается 6 таблицами, 2 схемами, 4 рисунками.

Толерантность в социальных отношениях

Второе направление затрагивает контексты в изучении толерантности как отношения к другим людям, группам, нациям, этносам. Например, в работах, посвященных проблемам девиантного поведения, можно обнаружить определение толерантности как терпимости к воздействию других людей. Коммуникативная толерантность - это "характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию" (Менделевич, 2001, с.373).

Проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид либо не воспринимает различий между собой и другими людьми, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Повышение уровня толерантности сопряжено с двумя умениями: преодолевать негативные впечатления от общения с партнером и устранять обстоятельства, вызывающие негативные реакции (Бойко, 1996).

Как пишет В.В.Бойко, можно выделить несколько уровней коммуникативной толерантности: - ситуативная толерантность - проявляется в общении с конкретным человеком (коллегой, брачным партнером и т.п.). - типологическая толерантность - наблюдается в отношении человека к группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя. Низкий уровень типологической толерантности проявляется в таких суждениях, как «меня раздражают представители такой - то нации», «лучше не иметь дела с пенсионерами» и т.п. - профессиональная толерантность - выявляется в отношении индивида к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать по роду деятельности, главным образом, в рабочей обстановке. В частности, можно говорить о терпимости врача к больным, парикмахера - к клиентам, стюардессы - к пассажирам и т.п.

Также существует общая коммуникативная толерантность, которая предполагает отношение к людям в целом и обусловлена жизненным опытом, характером, ценностями, состоянием психического здоровья человека. Можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности - периоды терпимости сменяются моментами раздражения. Чем меньше неприятных, неприемлемых различий находит человек в партнере, тем выше уровень его коммуникативной толерантности, то есть реже возникает раздражение по поводу индивидуальных отличий (Бойко, 1996).

На становление коммуникативной толерантности оказывают влияние ряд особенностей индивида, среди которых: интеллект (принципы принятия решений и осмысления проблем); ценностные ориентации (основные мировоззренческие идеалы); этические нормы (совесть, справедливость, чувство долга); эстетические предпочтения (вкусы, что «нравится/не нравится»); эмоциональный фон (преобладающие настроения радости или печали); особенности чувственного восприятия мира (какой из каналов восприятия - зрительный, слуховой, кинестетический - является ведущим); энергетические свойства человека; характер; привычки и потребности. В основе коммуникативной толерантности - совместимость партнеров, их интеллекта, характера, привычек, темперамента и проч. (Бойко, 1996).

Понимание толерантности как коммуникативной терпимости в контексте отношений между людьми близко исследуемой нами теме. Особо отметим, что проблема толерантности актуальна при столкновении человека с эмоционально негативными событиями, собеседниками, воздействиями. Большое внимание уделяется способности терпеть до той степени, пока эмоционально неприятный человек, тяжелая эмоциональная ситуация выносима и не приводит к ущербу. Толерантность в отношениях опирается на совместимость партнеров и их индивидуальные особенности, например, ценностные ориентации, этические нормы, эмоциональный фон, привычки, потребности.

Толерантность между индивидами, с акцентом на их социальные группы, вероисповедания, национальную принадлежность, является предметом исследования социологии, этнопсихологии. Толерантность изучается не к отдельному индивиду или неблагоприятному воздействию, а к другой группе или человеку как представителю группы. В социологии мы встречаем следующее определение. «Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаю, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» (Современная..., 1990, с.350). С точки зрения социологов, толерантность обычно не является стабильной характеристикой индивида, она меняется в зависимости от контекста, ситуации: можно быть толерантным к одним вероисповеданиям и агрессивно настроенным к другим идеям, обычаям и т.п.

Остановимся подробнее на одном из социологических исследований, посвященных анализу толерантности в подростковом возрасте (Евстигнеева, Собкин, 2003; Возрастные..., 2003). Были изучены проявления толерантности подростков к представителям других наций, конфессий, к неформальным группам (скинхеды, панки, металлисты, рэпперы) и т.п. Выявлено, что толерантные установки тесно связаны с тем, к какой группе принадлежит сам респондент. Данная тенденция ярко проявляется в восприятии национальностей, конфессий, неформальных групп. Принятие или отторжение другой культуры связано с тем, к какой группе относит себя респондент.

Определяющий фактор отношения к представителям других религий, к нетрадиционным вероисповеданиям - это идентификация себя как представителя некоторой конфессии или атеиста. Например, мусульмане, конфессиональное меньшинство, проявляют максимальную потребность в защите собственных интересов и, соответственно, страх потерять свою культуру. Они достаточно толерантны к другим, но требовательны и жестки к представителям своей группы в следовании традициям. А наибольшую толерантность проявляют те подростки, которые вообще не идентифицируют себя с той или иной религией. Они не осуждают поведение, выбор окружающих относительно религиозных предпочтений. У них принадлежность к религиозной конфессии не оказывает влияния на отношение к собеседнику (Евстигнеева, Собкин, 2003; Возрастные..., 2003).

Те подростки, которые принадлежат к неформальным группам (например, скинхеды, панки, металлисты, рэпперы), более толерантны в целом к различным группам, чем их сверстники, не включенные в субкультуры. Но с другой стороны, подростки, включенные в те или иные группы, значительно чаще «встревают» в конфликты на почве групповой принадлежности. Принадлежность к неформальной группе влияет на выбор друзей, то есть подростки предпочитают дружить с представителями своей неформальной группы.

В ходе исследования были получены значимые различия по толерантности для мальчиков и девочек. Для девочек толерантное поведение более нормативно. В то время как мальчики более склонны к интолерантным, охранительным реакциям в оценке и своих одноклассников, и более отдаленных абстрактных респондентов (например, представителей других национальностей, приезжих в Москву) (Проблемы толерантности..., 2003).

Исследования толерантности зарубежных авторов показывают, что пол и возраст имеют значимое влияние на толерантность/интолерантность. С возрастом подростки становятся более толерантными к наличию идей, суждений, отличающихся от их собственных. Девочки, как правило, более толерантны, чем мальчики в оценках других людей (Killen, Crystal, Watanabe, 2002; Wainrub, Shaw, Maiani, 1998).

Межличностное общение и толерантность

Задача данного параграфа - описать основные тенденции в межличностном общении старшеклассников, тем самым, обозначив основной контекст изучения толерантности в рамках нашей работы. Мы отталкиваемся от определения общения, традиционно принятого в социальной психологии.

В.Н.Мясищев предложил классификацию отношений на общественные (отношения между индивидами как представителями социальных групп, политических партий и др.) и межличностные (психологические). Общение на уровне общественных отношений определяются социальными ролями, нормативно заданы, связаны с деятельностью субъекта. Общение - это реализация двух видов отношений: общественных и межличностных (Андреева, 1996). Другие авторы различают три уровня общения -межличностный, внутригрупповый и межгрупповый (Соловьева, 2002).

Межличностные отношения предполагают, как правило, эмоциональную основу. «Чувство - основная единица анализа межличностных отношений» (Куницына, Казаринова, Поголыпа, 2001, с. 213). Межличностное общение осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, включает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт, отношения между его участниками. Небольшое количество участников (2-3) отличает межличностное общение от межгруппового, массового (Куницына, Казаринова, Поголыпа, 2001; Соловьева, 2002).

Переживания, эмоции, чувства могут укрепить или нарушить отношения, способствовать как их улучшению, так и ухудшению. В межличностном общении эмоции, чувства имеют свои особенности. Во-первых, они двустороннего характера, то есть у каждого из партнеров есть свои эмоции, чувства по отношению к другому, которые не всегда взаимны. Например, один любит, другой презирает. Во-вторых, эмоции, чувства всегда имеют знак. В-третьих, существуют неписанные законы, как проявлять чувства. Социальный контроль эмоций закреплен в культуре. Например, мать должна любить своих детей, нехорошо ненавидеть соседа или коллегу (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001).

Эмоциональная основа общения отражена и в работах по толерантности. «Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности» (Бондырева, Колесов, 2003, с.48). В работе С.К.Бондыревой, Д.В.Колесова эмоциональное отношение к объекту -критерий разделения толерантности на естественную, конструктивную, адаптивную, снисходительную. Если отношение к партнеру положительно и наши намерения положительны, то возникает естественная толерантность. Если же отношение к партнеру негативно, то возможны три разновидности толерантности. Конструктивная толерантность появляется тогда, когда позитивно относимся к самому человеку, но критичны к его действиям. Адаптивная толерантность возникает, когда у нас отрицательное отношение к человеку, отрицательные намерения в его адрес, но нет сил на их реализацию («я от вас устал»). Возможна снисходительная толерантность, то есть действия и сам человек вызывают отрицательное отношения, но не затрагивает нас личностно («это мелочь, пустяки - не хочу вникать», «связываться - себе дороже»). Снисходительная толерантность может быть конвенциального характера, основана на том, что допустимо/недопустимо. В некоторых случаях снисходительная толерантность - проявление беспринципности (Бондырева, Колесов, 2003).

Эмоциональное состояние индивида - весомый фактор, определяющий альтруистические действия. Мы кратко затрагиваем тему помогающего поведения, потому что сама идея толерантности представляется созвучной готовности приходить на помощь. Среди особенностей индивида, которые определяют готовность человека прийти на помощь, на первом месте, по Д.Майерсу, - настроение, чувства. «Когда мы влюбляемся, мы просто жаждем делать добро всем и каждому» (цит. по Майерс, 1997, с.613). Пребывание в хорошем позитивном расположении духа усиливает у людей желание оказать помощь. И в то же время когда человек находится в подавленном, депрессивном состоянии, то более способен проявлять сочувствие и сострадание, оказать помощь другим (Майерс, 1997; Ким, 1984). Существует связь между склонностью приходить на помощь и симпатией к тому, кому она оказывается. Чем более привлекательным становится другой индивид, тем больше совершается альтруистических поступков в отношении к нему (Гозман, 1987; Hornstein, 1976).

В работах В. А. Лабу некой можно встретить разделение общения на толерантное и интолерантное (Лабунская, 2001; Лабунская, 2002). Толерантное общение - это диалогическое, гуманистическое, личностно-развивающее общение, которое предполагает принятие и понимание собеседника. Толерантное общение основано на открытости, доверии, заинтересованности, признании ценности другого индивида, уважении, равноправии (Лабунская, 2002). Толерантному общению сопутствуют доверие, принятие другой культуры, мнений, ценностей. Именно доверие дает возможность «услышать другого и быть услышанным самому» (Скрипкина, 2001, с. 10). Интолерантное общение включает деструктивные формы поведения, для которых свойственны деиндивидуализация и деперсонализация системы отношений (Лабунская, 2001).

Гуманистическое общение предполагает высокий уровень нравственного развития каждого из партнеров, их ответственность за результаты общения. Моральные нормы необходимы для того, чтобы «свободное» общение не стало «свободным бросанием» камней друг в друга, например, у подростков свобода в общении приводит к тенденции «резать правду» в глаза (Майленова, 1995). Идеал гуманистического общения труднодостижим, так как «требует максимального осознания процесса общения, и вообще высокого уровня зрелости общающихся» (Майленова, 1995, с. 66). Толерантность «как нравственный принцип, в основе которого лежит терпимость к другому человеку и принятие его другим, иным, является, с одной стороны, свободно принятой линией поведения, а с другой 56 не может не опираться на осознание человеком своей личной ценности и своей индивидуальности». Благодаря этому осознанию толерантность становится «не просто пассивным соглашательством ради согласия как такового, а подтверждением высшей ценности гуманизма - уважения человеческой личности» (Майленова, 1995, с. 103).

В работах, посвященных гуманистическому общению, и затрагивающих проблемы толерантности, мы встречаем немного отличающиеся понимания самого гуманистического общения. А именно, в работах В.А.Лабунской в центре внимание - диалог, доверие, в то время как в работах Ф.Г.Майленовой - ценность, индивидуальность отдельной личности. Мы полагаем, если общение между партнерами можно расценить как диалогическое, доверительное, то вряд ли появляются вопросы толерантности/ интолерантности, поскольку оба партнера имеют возможность реализовать потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. В то время как проблема толерантности возникает, когда между партнерами напряженные отношения, каждый нацелен на отстаивание личных интересов. С другой стороны, гуманистическое общение предполагает, что каждый партнер имеет возможность проявить свою уникальность, неповторимость, а это не всегда совместимо с идеей толерантности, которая включает терпимость к другому человеку. Одновременно быть свободным в самовыражении и терпимым к партнеру иногда невозможно. Проблема сопоставления толерантности и гуманистического общения представляется интересной и требующей отдельного детального изучения. Мы полагаем, толерантность заложена не в характеристиках общения, а в диспозициях субъекта, то есть общение само по себе не является толерантным. Толерантным/интолерантным может быть индивид.

Толерантность/интолерантность и их отличие от терпимости/нетерпимости в межличностном общении старшеклассников

Описание собственного поведения в ситуациях обиды, расхождения намерений типа - «буду настаивать на своем, уговаривать»; «лишний раз ничего делать не буду»; «обижусь и уйду»; «начну ругаться, побью»; «буду спорить, кричать» - было расценено нами как нетерпимость. Старшеклассники выражают несогласие с мнениями, действиями партнера и отстаивают собственные интересы, ценности. Проявлений нетерпимости респондентами описано значительно больше (в общей сложности - 45). Все проявления нетерпимости сопровождаются комментариями эмоциональном отношении к ситуации или к собеседнику.

Также старшеклассники указывают, что бывают нетерпимыми, когда: - собеседник не понравился по внешнему виду с первого взгляда; - собеседник опасен, не поддерживает их интересы; - думают, что они сами не нравятся другому человеку; - собеседник разозлил своим плохим настроением; - необходимо быть жестким в воспитательных целях. Исходя из собранных ответов, можно разграничить нетерпимость -интолерантность.

Проявления нетерпимости - уход от общения, угрозы, оскорбления, бурное отстаивание своей точки зрения при нежелании услышать другого. При этом старшеклассники единодушны, что собеседник не интересен, не приятен, вызывает злость, раздражение, протест, обижает и совершает провоцирующие действия по отношению к ним. Эмоции доминируют над рассуждениями.

Интолерантным является рассуждение типа «считаю, что надо переубедить, показать, что человек не прав (без ссор)», что предполагают наличие осознанной когниции в общении, когда собеседник не нравится, вызывает несогласие; эмоции не оказывают доминирующее влияние на рассуждения, выбор нетерпимого поведения.

Итак, по поведенческим проявлениям мы проводим разграничение терпимости/нетерпимости. Для выявления толерантности/интолерантности важно понимать, почему человек ведет тем или иным образом. Отсутствие осознанности и преобладание эмоций ведет к нетерпимости в общении с партнером, который не нравится, вызывает несогласие. Сильное сдерживание эмоций, отсутствие своего мнения мы бы не стали расценивать как толерантность. Таким образом, результаты исследования о соотношении терпимости - толерантности, нетерпимости - интолерантности в межличностном общении старшеклассников дают нам следующую итоговую таблицу:

Рассмотрев множество теоретических определений, а также на основе проведенных пилотажных исследований, мы предположили, что в контексте межличностных отношений толерантность может быть рассмотрена как социальная установка с соответствующей трехкомпонентной структурой. В толерантности выделены три компонента: 1). терпимое поведение, 2). эмоционально негативное отношение к собеседнику, 3). наличие когнитивной составляющей (готовности понять другого человека).

Интолерантность - это также установка в межличностном общении, в которой можно выделить: 1). нетерпимость по отношению к другому человеку, его действиям, мнениям; 2). в ситуациях, когда собеседник эмоционально не приятен; 3). наличие когнитивной составляющей (готовности понять другого человека, его мнение, точку зрения). Заметим, что по ответам интервью для старшеклассников особо не характерны агрессия, целенаправленная враждебность к другим. За каждой из названных конфликтной ситуацией, проявлением нетерпимости стоит аргументированное стремление к защите собственных интересов, отстаиванию своих прав, точки зрения. На эмпирическом уровне проблема сопоставления толерантности -терпимости, интолерантности - нетерпимости находит следующий отклик. Толерантность одна из разновидностей терпимости. Делать выводы о терпимости/нетерпимости можно на основе наблюдений за человеком, на основе заявляемых им отношений к другим. Для выявления толерантности/интолерантности необходимо понимать, почему человек ведет себя тем или иным образом, что его провоцируют на совершения тех или иных поведенческих намерений. При анализе психологической литературы по теме мы обратили внимание, что толерантность предполагает принятие отличающейся системы взглядов, мнений, интерес к различиям, но так ли это в контексте межличностного общения? Необходимо уточнить, какова преобладающая когнитивная составляющая толерантной установки в межличностном общении.

На основе глубинных интервью были выделены основные критерии, по которым составлены психологические портреты подгрупп респондентов, и проанализированы описанные старшеклассниками социальные ситуации, провоцирующие их к толерантности/интолерантности. Сначала, остановимся подробнее на сопоставлении индивидуальных особенностей и толерантности.

Анализ толерантной установки как феномена в межличностном общении старшеклассников

Анализ результатов мы начали с выявления, какие возможны соотношения трех компонентов аттитюда в межличностном общении в конфликтных ситуациях. Полученные ответы по методике «Завершение ситуаций» были проанализированы в соответствии с гипотезами основного исследования.

Гипотеза №2: Чем более отчетливо проявляется эмоционально позитивное отношение к собеседнику, тем вероятнее поведенческая терпимость в отношениях с ним; в то же время чем сильнее негативное отношение к собеседнику, тем вероятнее нетерпимое поведение в общении с ним.

Был проведен анализ шести ситуаций: сравнение оценок по семантическому дифференциалу (эмоциональное отношение к собеседнику) и выборов поведенческих намерений (Приложение №4.1). Выявлены следующие тенденции. Старшеклассники, которые склоны давать высокие оценки собеседнику по шкалам «хороший», «безопасный», «теплый», «приятный», «твердый», «добрый», «счастливый», чаще выбирают терпимые поведенческие намерения. Те, которые склоны давать низкие оценки, - чаще выбирают нетерпимые поведенческие намерения. Данная тенденция - общая по выборке всех респондентов независимо от пола, класса, возраста. Гипотеза №2 нашла статистическое подтверждение в нашем исследовании (р.01). То есть, чем более отчетливо проявляется эмоционально позитивное отношение к собеседнику, тем вероятнее поведенческая терпимость в отношениях с ним, в то же время чем сильнее негативное отношение к собеседнику, тем вероятнее нетерпимое поведение в общении с ним.

Гипотеза №1: В межличностном общении старшеклассников толерантность по своей структуре представляет социальную установку, включающую поведенческий, эмоциональный, когнитивный компоненты. Делать выводы о толерантности в межличностном общении можно при наличии на поведенческом уровне - терпимости, на эмоциональном уровне - негативного отношения к партнеру, при наличии когнитивной составляющей - готовности понять другого человека.

Для проверки данной гипотезы, сначала, был проведен контент - анализ ответов старшеклассников на неоконченные предложения, соответствующих когнитивной составляющей установки в методике «Завершение ситуаций», затем статистический анализ данных. В ответах старшеклассников на конкретные ситуации межличностного общения мы выделили пять наиболее часто встречающихся обоснований выбранного поведения. 1. Убежденность в своей правоте, выбор опирается на собственные желания, настроения, интересы: «не люблю»; «не хочу»; «мне не нравится»; «у меня такой характер»; «я считаю, что я права»; «мне надоело»; «мне не нравятся, когда со мной спорят»; «я личность со своими вкусами и взглядами на жизнь, поэтому имею право делать по-своему» (156 ответов). Среди ответов встречаются четыре описания того, что хочется достичь в ситуации, стремление найти выгоду, хитрые уступки: «уступлю, чтобы взять выгоду в чем-либо другом»; «я уступлю ему, чтобы доказать ему, что я права». 2. Ценность хороших отношений, приоритет мнения собеседника, обоснование выбора поведения сквозь призму интересов другого человека: «с другом можно весело провести время, все равно где»; «я дорожу отношениями с другом»; «не хочу портить настроение ни себе, ни родителям»; «мы постараемся прийти к компромиссу» (118 ответов на ситуации). 3. Выбор поведения через обоснование социальной нормой «надо», «должен»: «друзья друзьями, а родителям надо помочь»; «необходимо прислушиваться к мнению старших»; «они обязаны в данной ситуации...»; «так не должна поступать подруга»; «она поступила неправильно»; «так поступать нельзя»; «он не имеет право»; «это не справедливо!» (72 ответа). 4. Приписывание вины собеседнику, указание на другого человека как источник конфликта в данной ситуации; неготовность принять то, что у другого человека может быть свое мнение: «она меня не уважает»; «меня не понимают»; «он слишком самоуверенный» (66 ответов). 5. Неуверенность в своем мнении, отсутствие собственной позиции: «все равно она сделает по-своему, хотя бы погуляем»; «почему бы и не согласиться с подругой»; «мне абсолютно все равно»; «не обращу на это внимание»; «ну, ладно, они, наверное, правы» (33 ответа). Далее мы сопоставили три компонента социальной установки (поведенческого, эмоционального и когнитивного) с помощью методов математической статистики. Подготовка данных для статистической обработки Разложив все ответы старшеклассников на пять преобладающих когниций, у нас появилась возможность провести статистический анализ собранного материала. Далее мы сопоставили три компонента социальной установки одновременно (поведенческого, эмоционального и когнитивного) с помощью методов математической статистики. Для математической проверки выдвинутых предположений мы задавали: - выборы терпимого/нетерпимого поведенческого намерения (по каждой ситуации в отдельности и суммарно по шести ситуациям); - суммарные значения по семантическому дифференциалу, то есть эмоциональные оценки собеседника (по каждой ситуации в отдельности и суммарно по шести ситуациям); - количество встречаемости пяти когнитивных конструктов в ответах на неоконченные предложения. Для каждого респондента была подсчитана частота встречаемости пяти конструктов по всем шести ситуациям одновременно и по каждой ситуации в отдельности. Так же был задействован анализ распределений признаков для того, чтобы выделить, какие установки межличностного общения можно назвать толерантностью. Анализ распределений был проведен следующим образом. 1. Были посчитаны средние значения эмоциональных оценок, данных респондентами, отдельно по каждой из ситуаций. Исходя из этого, мы разделили ответы респондентов на три группы: - высокие показатели по семантическому дифференциалу, то есть, дана высокая положительная оценка собеседнику; - среднее эмоциональное отношение к собеседнику; - низкие показатели по дифференциалу - отношение к другому человеку, скорее, негативное.

Борьба не может стать движущей силой развития, если она становится самоцелью.

Д. Швальбе

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ

В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции - полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «общение» изначально заложен смысл «поиск общего», т.е. предполагается как бы цель - достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д. Однако, как нам уже известно, конфликты - явление совсем не случайное. Они имеют корни в различных сферах - в самой природе человека, его генетических особенностях, возрастных, личностных, социальных и т.д.

Толерантность в общении - позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью - нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

Предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы - пред-1 ставителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) - национализм, шовинизм, расизм;

Насилие в поступках и в речи - преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

Экстремизм во взглядах и поступках - терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

Эксплуатация;

Дискриминация, изоляция в обществе - по половому признаку, мигрантофобия [см.: 9, 18, 58, 80 и др.].

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших! студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, если твоего друга будут наказывать за нарушение правил, и т.д.), за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

Позиция на равных и учет интересов другого;

Отказ от насилия;

Осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

Подчинение правилам, законам (не по принуждению, а по доброй воле);

Позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

Способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

Способность личностного выбора.

В данном разделе попытаемся проследить, как эти критерии отражаются в различных видах и формах общения и какие функции общения способствуют развитию толерантности и конфликтности.

Конфликтность и толерантность в разных формах общения

Для рассмотрения влияния толерантности на процесс общения сначала постараемся понять, каковы особенности данного процесса, кратко рассмотрим существующие формы и виды общения, а затем покажем, какова роль интересующего нас фено-

мена толерантности в нем, каково влияние толерантности и как это связано с конфликтами, конфликтностью и толерантностью. Общение - весьма сложный и многоплановый процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, восприятие и понимание друг друга. Общение служит объединению людей и одновременно развитию каждого отдельного человека. Именно поэтому Г. М.Андреева называет его способом «цементирования» и развития индивидов . По своей форме общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение предполагает естественный контакт «лицом к лицу» и передачу информации при помощи речи (вербальная информация), а также жестов, мимики, поз (невербальная информация).

Опосредованное общение - помимо передаваемой в непосредственном общении информации (вербальной и невербальной) включает технические устройства (телевизор, телефон, компьютер и т.д.) или другие средства (Интернет, картины, театральные постановки, книги), опосредующие это общение. Если посмотреть на такие формы общения и сравнить их с непосредственным общением, то сегодня их доля все более увеличивается, вытесняя непосредственное взаимодействие людей. Сегодняшние школьники и даже дошкольники проводят много времени за компьютером, с бабушками и родителями общаются чаще по телефону, сказки смотрят по телевизору или слушают их с помощью магнитофона и т.д. Эти средства или опосредующие устройства стали столь привычны, что мы перестали их замечать. Сама техническая среда стала привычной, но она влияет на человека. Изменяя способы общения, человек изменяется сам.

Сегодня компьютер тоже незаметно делает свое дело. Люди, взаимодействующие друг с другом через Интернет, привыкают к сжатости и лаконичности информации, к обмену мнениями с помощью письменных текстов, к выражению эмоций с помощью смайликов и т.д. Влияет ли это? Конечно, влияет. «Компьютерщики» и от других часто требуют того же поведения. Обостряется вечная проблема отцов и детей - дети считают, что родители «слишком все детализируют», а родители думают, что дети разучились читать, чувствовать, понимать и т.д. С одной стороны, компьютер бесконечно расширяет наши возможности, позволяя общаться с людьми, находящимися за тысячи километров от нас, а с другой - ограничивает наше общение с теми, кто рядом. С одной стороны, он делает нас более гибкими, терпимыми к взглядам и позициям людей совершенно иных культур, а с другой - обостряет нашу категоричность к тем, кто рядом. Но как человечество не отказалось от радио, телефона, телевизора и т.д., оно не откажется и от компьютера. Другое дело, необходимо понимать и предвидеть, что нам принесет очередное средство, как отзовется на наших отношениях, и постараться смягчить недостать ки и сполна воспользоваться предоставляемыми достоинствами.^ Компьютер не только факт нашей сегодняшней жизни, но уже и фактор.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников, т.е. общение в семье, школе, с друзьями.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также общение, опосредованное различными видами средств массовой информации.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. J В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами. В случай ролевого взаимодействия его участники являются носителями определенных ролей: учитель-ученик, родитель-ребенок, началь-j ник-подчиненный и т.д. Роль, исполняемая в данный момент, -1 это фактически место, которое занимает человек в обществе, в системе социальных отношений. Конечно, сама по себе социальная! роль в деталях не определяет все поведение человека. Многое за-| висит от понимания своей роли - от ее исполнения. Например, все или почти все женщины становятся матерями, берут на себя роль матери, точно так же все мужчины берут на себя роль отца, но как по-разному исполняются разными людьми эти роли. Есть! родители, которые жертвуют ради детей абсолютно всем, а естн такие, которые могут их бросить, не думают, не заботятся о них.] Есть и такие, кто достойно воспитывает своих детей, стремится передать им все лучшее. Они не только исполняют свои роли, на и включены в процесс общения личностно, искренне и глубоко. Но ведь и дети по отношению к своим родителям по-разному исполняют взятые ими роли. То же самое можно сказать о ролях учителей, учеников, руководителей, друзей и т.д. Таким образом, в общении люди проявляют себя, раскрывают свои психологические качества для себя и других. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются.

Основные функции общения

Общение выполняет много различных функций, среди которых можно выделить пять основных.

1. Прагматическая функция общения, которая необходима прежде всего для осуществления совместной деятельности. Эту функцию называют жизненно важной или витальной. Действительно, чтобы выжить, необходимо хотя бы есть, а чтобы есть, надо трудиться, при этом невозможно отказаться от взаимодействия и общения с коллегами. Жизненно важное значение этой 100

функции для человека состоит в том, что если создать совершенно одинаковые условия для людей, которые будут отличаться только фактом общения с близкими людьми, то люди общающиеся получат значительные преимущества. Это было доказано на примере сравнения трудно излечимых больных двух клиник США. В этих клиниках с внешне совершенно одинаковыми условиями (квалификация персонала, внимательный уход) лечились дети, но в одной больнице родственников к малышам не пускали, а в другой членов семьи в определенные часы приглашали в специально отведенную комнату, где они могли немного пообщаться или поиграть со своим ребенком. Сравнив показатели эффективности лечения, обнаружили, что в первой клинике смертность была в три раза выше, несмотря на все усилия врачей. Во второй, где лечили так же, но дополнительно к малышам пускали родителей, смертность резко снизилась. Аналогичные эксперименты были проведены и на обезьянах. В разных клетках находились матери со своими детенышами. Когда в некоторых клетках заменили маму-обезьянку на чучело (причем в одном случае это было чучело просто безмолвное, в другом - колючее, в третьем - бьющее током и т.д.), выяснилось, что детки, у которых не было живой общающейся мамы, болели, причем со временем у них развивалась шизофрения.

2. Формирующая функция общения, которая проявляется в процессе формирования и развития личности. Известно, что отношение ребенка к миру и к самому себе опосредовано его общением со взрослыми. Общение ребенка и взрослого - это не только передача умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Для построения собственного тезауруса и собственной непротиворечивой картины мира ребенок часто весьма критично перерабатывает поступающую информацию. Вспомните «От двух до пяти» Корнея Чуковского, телепередачу «Устами младенца» и др. Ребенок перенимает и по-своему воспроизводит опыт других, реализует в жизни накопленные знания человечества.

3. Функция подтверждения, благодаря которой человек получает возможность, познавая себя, постоянно подтверждать свое существование, подкреплять свою ценность. Еще древние философы отмечали важность подтверждения для человека. Позднее об этом всерьез задумались психологи, понимая, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Очевидно, и наказание в форме камеры-одиночки является неслучайным. Известный отечественный философ и замечательный человек Ю.А. Шрейдер, перефразируя Декарта, писал: «Меня ругают, значит, я существую» . И это совершенно верно, иногда лучше получить негативную реакцию на какой-то поступок, чем никакой не получить. Неподтверждение означающее, что «ты не существуешь», травмирует гораздо силя нее. Возможно, именно поэтому дети и женщины, обижаясь или желая наказать партнера по общению, молчат, игнорируют, так демонстрируя ему свое неподтверждение. В неподтверждении усматривают и важный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении, эндогенного психоза. Чаще всего этими болезнями заболевают дети, которых родители подвергают едва заметному, но неотвратимо преследующему ребенка отвержению. Важно рассмотреть здесь и другой аспект - подтверждение. Люди неосознанно используют для постоянного подтверждения друг друга определенные ритуалы, например: приветствия (кивок головой, улыбка, рукопожатие, поцелуй), именования (имя, клич ка), оказание различных знаков внимания (уступить место в трамвае)спорте, пропустить вперед, подарить цветы и т.д.). Эти процедуры важны для отдельного человека, поддерживая определенный «минимум подтвержденности», но еще важнее они для здоровья каждого человека и общества. Как недорого обходится заметить другого и улыбнуться, поприветствовать, а сколько это прибавит всем нам вместе. Видимо, не зря об этом подумали западные психологи и научили приветствовать улыбкой и возгласом даже постороннего, просто прохожего, с которым случайно встретился взглядом. Многие люди говорят о неискренности, дежурности этих улыбок, но ведь что мы делаем, зависит от принятых норм, а как мы это делаем, зависит от каждого из нас. Сохранять и поддерживать таким образом позитивный настрой в обществе, подтверждение каждого важно для всех.

Толерантность и воспитанность как качества цивилизованного общества начинаются с малого - умения заметить другого, ot-i дать ему должное, а если это будет делаться с искренним теплом и добром, то будет еще лучше. Обратите внимание, что происходит, как вы реагируете, встретив незнакомого человека в лифте. Попробуйте в следующий раз улыбнуться, поприветствовать.

4. Эмоциональная функция направлена на поддержание межличностных и социальных отношений. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения. Восприятие других людей и поддержание отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связаны с оценкой людей. Категоричность оценок - либо он хороший, либо плохой, либо друг, либо враг - часто мешает установлению позитивных эмоциональных отношений с теми, кто попал в категорию оценок со знаком «минус». С этой точки зрения установки толерантности позволяют сохранить равовесие и не выбирать из этих «либо-либо», а принимать человека таким, какой он есть.

5. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Здесь толерантность важна, поскольку создает условия для внутреннего контроля собственного диалога. Каждый знает, как это бывает, когда сталкиваешься с несправедливостью или непониманием. Возникающее чувство обиды может привести к раздражению, агрессии, а иногда и к мести. Толерантность остановит и заставит подумать о том, что другой человек может ошибаться так же, как ты, даст возможность по-иному увидеть события и т.д., и тогда появится скорее желание искать пути к пониманию, нежели, ведя внутренний диалог, распалять свой гнев.

В семейном общении, как это ни странно, мы не всегда проявляем уважение друг к другу. О чём же тогда можно говорить, если речь идёт об общении с посторонними?!

Люди часто отстаивают свои убеждения в том, что только их собственные вкусы, мысли, настроение — правильны и достойны ува-жения. Те же, кто их не разделяет, — не достойны хорошего к ним отношения. Но давайте пофантазируем: представьте, что вы очути-лись в городе, все жители которого думают одинаково, одинаково воспринимают окружающее, у них одинаковые вкусы, и они во всём соглашаются друг с другом... Много ли карандашей вам нужно, чтобы на рисунке отразить жизнь этого города? Хотели бы вы там жить? Ответив «нет» на этот вопрос, мы должны признать: жизнь необык-новенно разнообразна, все мы не похожи друг на друга, и, чтобы мирно сосуществовать, нам нужно мириться с этим разнообразием. Качество, проявляющееся в признании права быть иным, называется толерантностью. Это слово происходит от латинского прилага-тельного «терпимый». Таким образом, толерантный - такой, который способен понимать другого, не такого, как он сам, человека.

Толерантность даёт людям возможность жить сообща даже в слу-чае отсутствия приязни, уважения, любви. Она помогает сохранять определённую дистанцию между людьми во избежание взаимных обид.

Чтобы понять, что такое толерантность, припомните, как кто- либо из учителей или других взрослых, растаскивая дерущихся непримиримых соперников, просил: «Держитесь друг от друга по-дальше, не трогайте друг друга!». Как будто расстояние способно сдержать гнев, агрессию. Недаром среди правил этикетного об-щения есть рекомендации о приемлемом расстоянии между собе-седниками - не очень большом, чтобы не создалось впечатления о неискренности, но и не слишком близком, — чтобы не вмешиваться в мир собеседника. Толерантность — это «расстояние» в переносном смысле. Это та грань, которая не позволяет вмешиваться во внут-ренний мир другого человека — в его мысли, чувства, переживания, вкусы. Вот почему, когда говорят о толерантных отношениях, часто имеют в виду сдержанные, прохладные, но целиком и полностью приемлемые для взаимного общения отношения. Материал с сайта

Толерантности противостоит нетерпимость, то есть нежелание, неумение принимать другого человека. Нетрудно представить, какие последствия может иметь нетерпимость в отношениях меж-ду людьми. Вам, безусловно, приходилось читать или слышать о стычках между поклонниками разных футбольных команд после завершения матча. А чего стоят столкновения во время митингов, демонстраций! Ежедневно из выпусков новостей мы узнаём о конф-ликтах, причиной которых стала нетерпимость одной группы людей к другой. Нетерпимость — давнее зло, которое, к сожалению, не преодолено и до настоящего времени.

Толерантность - доброжелательное, терпимое отноше-ние к чьим-либо мыслям, взглядам, чувствам и т.п.

Нетерпимость — нежелание, неумение терпимо отно-ситься к кому-либо или чему-либо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ

Давайте согласимся иметь разногласия.
Роберт Льюис Стивенсон
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.
Вольтер
Люди в своем большинстве готовы с риском для жизни защищать ваше право высказывать свои убеждения, но не готовы выслушать вас.
Роберт Браулт
Легко быть терпимым к чужим убеждениям, если у тебя самого нет никаких.
Герберт Луис Сэмюэл
Терпимость - другое название для безразличия.
Сомерсет Моэм
Терпимость - малоприятное подозрение, что другие в конце концов могут быть правы. Иные готовы считать себя либералами, изменив всего-навсего объект своей нетерпимости.
Веслав Брудзиньский
Отвращение к мухам легко превращается в симпатию к паукам.
Валериу Бутулеску
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.
Хенрик Ягодзиньский
Бей фанатиков!
Хенрик Ягодзиньский
Нетерпимость не должна быть терпима.
Видоизмененный Ипполит Тэн
(см. ФАНАТИЗМ)

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "ТЕРПИМОСТЬ И НЕТЕРПИМОСТЬ" в других словарях:

    Нетерпимость … Словарь антонимов

    В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    Этот термин имеет субъективное и объективное значение. В субъективном смысле Т. обозначает направление ума, равно отличное от равнодушия (индифферентизма) и упорного признания истинности лишь своих мнений (фанатизма). Т. есть признак высокой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нетерпимость - отрицательное духовно нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к непривычным (иным) взглядам, оценкам, вкусам, обычаям, привычкам, вере. Это неприятие всего «иного», не принятого, нетрадиционного, неординарного,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

    Терпимость (толерантность) религиозная - существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религ. течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.… … Религии народов современной России

    терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“


Самое обсуждаемое
Какие бывают моря названия Какие бывают моря названия
Примеры предложений в Past Perfect Примеры предложений в Past Perfect
Страдательный залог англ Страдательный залог англ


top