Занятие для дошкольников грамотейка согласные звуки. Сказки про гласные и согласные звуки. Игра “Волшебный мешочек”

Занятие для дошкольников грамотейка согласные звуки. Сказки про гласные и согласные звуки. Игра “Волшебный мешочек”
Сказка первая - о звуке А

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Сказка вторая - о звуке У

Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Сказка вторая - о звуке У

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

У_ У_ У__, - и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

УуУууууу У, УуУууууу У.

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

3. Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

4. Спой все песни звука У.

5. На чем любил играть звук У? (На трубе.)

6. Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

7. Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

8. Как звук У трубил отбой?

9. Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)

Сказка третья - о звуке О

Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

3. От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

4. Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

5. Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

6. На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

7. Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

Сказка четвертая - о звуке И

Жил-был звук Я. Рот у интересного и привлекательного звука Я всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».

Иногда звук Я играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:

Й_ И И И__, Й_ И И И__.

И низко:

ЙИЙИЙИ И_.

И протяжно:

И_ И_ И__.

И отрывисто:

ИИ и и й, ИИ иии.

Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:

ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.

Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Как звучали песни звука И? (Игриво.)

3. Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)

4. На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)

5. Как могут звучать мелодии звука Я? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)

6. Исполни все мелодии звука И. (И И, И, и и и.)

7. Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)

8. Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)

Сказка пятая - о звуке Э

Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

- э э э, э э э.

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)

7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

Сказка шестая - о звуке Ы

Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

Ы_ Ы_ Ы_

И отрывисто:

Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

Ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда - пел тихие колыбельные песни:

Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)

3. Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)

4. Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

5. Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы, Ы Ы ы ы ы.)

6. На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

7. Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)

8. Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

9. Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)

10. Как всегда улыбался звук Ы?

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А - радостный и веселый, У - угрюмый, задумчивый, О - очень любил всему удивляться, И - игривый, улыбчивый, Э - медлительный, рассудительный, Ы - самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко:

А, У, О, И, Э, Ы.

И низко:

А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами:

АУ, ОИ, ЭЫ.

По трое:

АУО, ИЭЫ.

И хором:

АУОИЭЫ.

Но однажды задумались звуки:

Как же так, - говорит А, - у всех есть дома, а у нас нет.

У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил О.

И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А - домик-буква А, у звука У - домик-буква У, у звука О - домик-буква О, у звука И - домик-буква И, у звука Э - домик-буква Э, у звука Ы - домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:

Й..., Й.., Й...

Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

Й..., Й..., Й

Слушал-слушал А, да и говорит:

А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-краткий согласился, и они запели:

ЙА, ЙА, ЙА.

У вас здорово получается, - задумчиво протянул У, - ну а сомной петь будешь? - обратился он к И-краткому.

Буду, - ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

ЙУ, ЙУ, ЙУ.

О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил О. -Пожалуйста.

ЙО, ЙО, ЙО, - полилась новая песня.

Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э, - споем вместе, - предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А - получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У - получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О - получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э - получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

Мило, очень мило, - вздыхал И, слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки - согласные :

o мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

o твердые согласные - синими.

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть

Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!

Приложения

Приложение 1 Образцы таблиц

Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами).

Таблица 1 - для чтения прямых и обратных слогов.

Таблица 2 - для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.)

Приложение 2 Игра «Эхо»

Вариант 1

Цели : закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети - эхо - повторяют то, что услышали, например:

Вариант 2

Цели : автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

СА-СО-СУ- ...

СУ-СА-СЫ-...

АС-ИС-УС -...

СЫ-СА-СО-СУ - ...

СУ-СО-СЫ-СА - ...

ЭС-АС-УС-ИС -...

СА-ИС-СО -...

ОС-УС-СЫ -...

СО-АС-СУ- ...

САД-САНИ-САМОЛЕТ - ...

СОМ-НОС-УСЫ - ...

ОСА-КОСА-ВЕСЫ - ...

СУМКА-СОБАКА-ЛИСА-ХВОСТ - …

Вариант 3

Цели : дифференцировать звуки (например звуки [Л]-[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

ЛА-РА - ...

АЛ-АР-АЛ - ...

РЫ-ЛЫ - ...

ИЛ-УР-ОЛ - ...

РА-ЛА-РА - ...

ИЛ-АР-ЛУ - ...

ЛЫ-РЫ-ЛО - ...

РА-ИЛ-РЫ - ...

АЛ-АР - …

ОР-УЛ - ...

РЫБА-ЛУЖА - ...

ЛОДКА-РАМА - ...

РУКА-ЛЫЖИ-РЫСЬ - ...

ЛУНА-РАДУГА-ЛАМПА - ...

КОРОВА-МОЛОКО-ВЕДРО - ...

АРБУЗ-ГРОЗА-ПАЛКА - ...

РАК-ЛАК-РОГ-ЛУК - ...

РАКЕТА-ЛАНДЫШ-ЛОЖКА-РЫЖИК - ...

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая - «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями . Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации , в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

3. Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

А мы звуки.

Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.

Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик.(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

Привет! Ты кто?

Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

Мы звуки.

Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

А зовут нас…

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:

Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

Да! ДА! — закричали звуки. - Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

Вам не нравится?

Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!

Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

Но как? Мы же не умеем петь!

И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, синтез слогов и слов и др.

Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №6

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Формировать понятие «слог».

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,разрезная азбука для демонстрации и для индивидуальной работы детей, презентация, карточки красного, синего и зеленого цвета, колокольчики, волшебный мешочек, предметные картинки, макет трехэтажного дома, зашифрованные слова, картинки-схемы, наклейки с изображением животных.

Ход занятия:

Воспитатель раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный.

Воспитатель:

    Что это? (Это буквы)

    А это что? Послушайте: [а],[о], [м], [с], [и], [г]»? (Это звуки)

    Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы )

    Найдите к каждой букве нужную звуковую карточку. (Дети кладут под гласной буквой красную карточку, под звонкой согласной - синюю с колокольчиком, под глухую – синий символ без колокольчика)

Воспитатель: Сегодня нас ждет новое путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай» и наш путь лежит через лес. Но этот лес необычный, так же как и все в этой стране. (воспитатель обращает внимание детей на карту страны). Он называется «Фонетический» . «Фонема» – в переводе на русский язык обозначает «звук». В этом «Фонетическом лесу» живут существа, которые напоминают гномиков, но это не совсем гномики, их зовут Звуковички .

Мы с вами уже многое знаем и про буквы и звуки, поэтому вы сегодня мои главные помощники в путешествии по лесу.

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. (зачитывает письмо вслух…)

Письмо Пиши-Читая .

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Она пробралась в «Фонетический лес» и заколдовала его жителей, они совершенно забыли свои имена . Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь Звуковички никогда не смогут помочь детям научиться читать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы готовитесь стать школьниками и, уже знакомы с буквами и звуками. Помогите нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Воспитатель: Бедные Звуковички , нужно им помочь! Вы, согласны, ребята? (Да). Не испугаетесь? (Нет). Тогда отправляемся в «Фонетический лес».

Воспитатель: Вот мы и в лесу, посмотрите ребята, как здесь красиво! (Слайд2) Смотрите, красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то поет. Какие чудесные звуки! Как поют! Давайте постучим и войдем. (Слайд 4) Посмотрите это же Звуковички ! Ребята, они хотят нам, что-то сказать, но не могут, потому, что забыли свои имена. Давайте поможем им вспомнить, как их зовут. Внимательно посмотрите на их губы и попробуйте догадаться, какой звук пытаются произнести Звуковички .

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки; ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква.)

Воспитатель: Какие это звуки? (это гласные звуки). Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте!

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Физкультминутка .

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, синий домик. (Слайд 5) Песенку не слышно. Зато, слышные другие звуки, послушайте, в домике кто-то рычит (как? – р-р-р…дети определяют 1-й звук в слове «рычит») шипит (как?…), жужжит (как?), фыркает (как?..). . Как вы думаете, какие звуки мы там встретим? (мы встретим согласные звуки.)

Воспитатель: Давайте войдем и проверим. (Слайд 6) Действительно Звуковички одеты в синие костюмчики, значит это согласные звуки. Молодцы, ребята.

Но посмотрите, согласные звуки расстроены, Опечатка и здесь навредничала. Посмотрите, ребята, у некоторых Звуковичков на груди висят колокольчики, а других колокольчиков нет. Я поняла! Они забыли, кто из них звонкие согласные звуки, а кто глухие согласные звуки, и никак они не могут найти свои места. Надо им помочь. Как вы думаете, у каких звуков есть колокольчики? (у звонких согласных звуков, а у глухих согласных звуков колокольчиков нет)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если подружить гласные и согласные звуки? (дети высказывают свои предположения ). Звуки объединяются и образуют слоги. А слоги образуют слова. (Слайд 7). Посмотрите, наши звуки подружились, потому что только вместе можно справиться со всеми трудностями. И никакая Опечатка не справится с дружными и неразлучными Звуковичками .

Давайте попробуем прочитать получившиеся слоги. Выложите у себя на столе слог «до». Какая буква будет первая? «д». Какой звук она обозначает? [д]. Какая буква будет второй? «а». Какой звук она обозначает? [а]. Давайте попробуем прочитать получившийся слог. (такая работа проводится и с другими слогами).

А теперь давайте превратим слоги в слова. («до» - м, получается дом, «ма» - к, получается мак и т.д.) К слогам добавляются буквы. (работа ведется и на доске и на местах)

Воспитатель: Мы с вами помогли Звуковичкам вспомнить, кто они такие. Даже подружили их. А это значит, они смогут и дальше помогать людям. В благодарность за нашу помощь Звуковички хотят с нами поиграть в интересные игры.

Игра «Хитрый гласный звук»

Воспитатель предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить, и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п].

Игра «Ушки на макушке»

Воспитатель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Игра “Волшебный мешочек”

Воспитатель предлагает достать картинку из «Волшебного мешочка» и четко назвать, изображенный предмет. Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1,2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

Физкультминутка

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

Игра " Подскажи звук "

Воспитатель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком.

На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

Перед нами - «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первый звук и записать букву. Давайте попробуем: колобок, облако, тигр - получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам .

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по «Фонетическому лесу»? (Да). А что больше всего вам понравилось? (ответы детей) Чем мы занимались в нашем путешествии? (ответы детей)

Вы молодцы, победили вредную Опечатку и помогли Звуковичкам. Они приготовили вам подарки. (наклейки с изображением животных)

Спасибо вам за вашу помощь, активность, за ваши знания. Наше путешествие закончилось.

Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки " использую в своей работе сказки и "домик звуков ".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными , затем с согласными звуками . По мере знакомства с новым звуком , одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи . Для этого рассказываем детям вот такие сказки .

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки , страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными . Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки » можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки » А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений : - спеть по очереди гласные звуки , при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука , а ребёнок называет гласный звук , который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках » ».

"Жили-были веселые человечки-звуки . Они умели петь песни. Их звали «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» , а вместе их называли - "гласные " звуки , У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь . "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки .

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки . Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки» Мастер - класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.



Самое обсуждаемое
Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно Метод доктора Пимслера – слушаем и учимся говорить одновременно
Condition 3 предложения. Условные предложения. Упражнения на закрепление темы Condition 3 предложения. Условные предложения. Упражнения на закрепление темы
Тянь мин Мандат неба в древнем китае Тянь мин Мандат неба в древнем китае


top